Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВДОЛЬ ДОРОГ'

СОЗДАНИЕ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВДОЛЬ ДОРОГ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
724
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ТРОПА / ДОРОГА

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Сыздыкова Г.Т., Одинцова О.Ю, Шегенов С.Т., Булашева А.И., Болатов Е.Е.

Исключительно важная роль принадлежит лесу в повышении урожаев сельскохозяйственных культур. Эту роль выполняют защитные лесные насаждения. Лесными насаждениями называют участки как естественно возникшего, так и искусственно созданного леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Сыздыкова Г.Т., Одинцова О.Ю, Шегенов С.Т., Булашева А.И., Болатов Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВДОЛЬ ДОРОГ»

ЭКОЛОГИЯ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

УДК 630

СОЗДАНИЕ ЛЕСОЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВДОЛЬ ДОРОГ

Сыздыкова Г.Т., Одинцова О.Ю., Шегенов С.Т., Булашева А.И., Болатов Е.Е.

НАО Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Исключительно важная роль принадлежит лесу в повышении урожаев сельскохозяйственных культур. Эту роль выполняют защитные лесные насаждения. Лесными насаждениями называют участки как естественно возникшего, так и искусственно созданного леса.

Ключевые слова. лес, тропа, дорога.

Назначение придорожных лесных троп состоит в следующем во-первых, они защищают окружающую среду от антропогенных факторов, что увеличивает интенсивность потока движения, приводящего к нежелательным изменениям химических характеристик воздуха, земли и воды, наносящим вред человеческому организму, лесным растениям и окружающей среде. Очень часто в междурядьях высевают зерно. Поэтому защитная лесополоса является фильтром, улучшающим экологическую обстановку на дорогах и вблизи них. Вторым назначением лесозащитных полос на автомобильных дорогах является их широкое применение в качестве экономичного и надежного средства борьбы со снегом и снежными заносами.

Сейчас увеличивается рост дорожной сети, но скорость создания придорожных защитных лесополос отстает. Вдоль дорог нет защитных лесополос. В литературе очень мало сведений про влияние лесополос в борьбе с загрязнением от выбросов автотранспорта. Поэтому схему лесополосы, которую мы предлагаем, можно использовать в научных исследованиях о влияния загрязнения на выбросы автотранспорта и рекультивационное воздействие на динамику лесных насаждений. Можно определить способность плантаций различных пород деревьев поглощать пыль и защищать от шума. В дальнейшем наши исследования можно рекомендовать инженерам по созданию защитных полос Северного Казахстана попредложенным породам. Наши исследования окажут большую помощь инженерам и техникам, участвующим в проектировании и озеленения вдоль дорог Северного Казахстана.

Защитные лесные насаждения искусственно образуют лесные насаждения, защищающие от природных и антропогенных факторов. Они производятся путем посадки или посева в степных, лесостепных и полупустынных регионах. Защитные лесные насаждения вдоль дороги, защищающие дороги от снега, состоят из 4-6 полос по одной-двум узким дорогам на 20-80 м (в зависимости от объема транспортируемого снега) дороги. Вдоль основных дорог придорожная лесополоса располагается на расстоянии 4-5 метров. Использование растений повышает эффективность ветрозащиты более чем в 1,5 раза, а распределение снега нечетно [1].

Они также имеют экологическое, санитарно-гигиеническое и рекреационное значение. Огромную роль в защитных лесных насаждениях играет воздействие ветра, снега на осаждение, влажность почвы. Каждая из выбранных конструкций по-разному влияет на скорость ветра и движение ветрового потока. Диапазон воздействия защитных лесополос измеряется в зависимости

от высоты стенда Ленты снижают скорость ветра в подземном слое воздуха. Они не допускают сильного ветра, если расположены перпендикулярно преобладающему направлению ветра. При этом, защитный фактор леса равен 1. Отклонение направления ветра от перпендикулярного пути до 30% не существенно снижает защитное действие ветра лесополосы. Аэродинамические свойства лесополосы служат для снижения скорости, изменения конструкции и изменения направления воздушного потока. Высота и конструкция лесных полос определяют их аэродинамическую эффективность, что связано с формированием «тени ветра» перед дорогой и за ее пределами. Эффективным считается снижение скорости ветра на 10%. Существует три типа конструкций: продуваемые, ажурные, плотные.

Срез работает в зависимости от типа экрана. Ветровой поток проходит через лесные насаждения, уменьшая и уменьшая скорость.

Плотная конструкция идеально подходит для автодорог. У неё просвет по продольному профилю составляют не более 10 %.

Вдоль дороги защищенные лесные насаждения защищают дорогу от снега и песка, снижают скорость ветра, закрепляют крутые склоны и размытые откосы. Выбранный состав и распределение древесных и кустарниковых пород в защитных лесных насаждениях должны быть устойчивы к температурным колебаниям, происходящим в выбранном нами регионе, так как климат Северного Казахстана крайне континентальный. Также выбранные семена будут играть роль выбранной нами конструкции (плотной). Основную защитную функцию выполняет лесостепь-деревья основных лесных видов, образующие верхний слой растительного покрова. Растущие древесные растения создают вертикальный профиль растения и помогают улучшить рост основных видов. Кустарники выполняют защитную роль, помогают собирать снег [2].

Система защитных лесных насаждений играет большую роль в многофункциональном воздействии на окружающую среду, стабилизируя экологическую и биологическую обстановку.

Защитными лесонасаждениями вдоль автомагистрали являются искусственно созданные лесные насаждения, защищающие от неблагоприятных природных (снежных заносов) и антропогенных факторов. В данном проекте выбран участок вдоль автомагистрали между поселками. Расстояние между этими двумя населенными пунктами составляет 27 км. Для создания проекта организации придорожных лесозащитных полос мы выбрали демонстрационный участок на расстоянии 3 км (3000 м) от поселка Зеленый в сторону г. Макинска. Это исследование почвенных условий (данные необходимы для выбора древесной растительности и размещения лесополос в пределах степи относительно друг друга), объема снега (информация о снежном покрове), климатических условий (температура, относительная влажность воздуха, осадки и продолжительность вегетационного периода), изучение рельефа (направление лесополос и длина лесополос влияет на расстояние между лесными полосами). ).

В исследовании было использовано снегозащитное озеленение вдоль автомобильных дорог для защиты дорожного полотна от снежных заносов. Своими действиями снежный покров является препятствием, в котором скорость ветра уменьшается, происходит отложение снега.

После получения необходимых данных:

1. Почва - обыкновенные суглинистые чернозёмы;

2. Преобладающие ветры расположены на юго-западе;

3. Климатические условия-резко континентальный климат, характеризующийся значительным дефицитом влаги, сильной и продолжительной зимой, сильными ветрами и резкими изменениями дневной температуры;

4. Рельеф- местность ровная с небольшими уклонами к впадинам

5. Объем снегопереноса -до 100 м3.

По объему снегопереноса была выбрана типовая схема снегозащитных лесных насаждений. Защитные лесополосы в наших исследованиях- шестирядные. Состоять они будут из следующих пород: вяз перистоветвистый, 2-ряда сосны обыкновенной, опять вяз перистоветвистый, ирга круглолистная, смородина золотая. Размещение растений в шесть рядов. Схема посадки 3,5х1. Конструкция - плотная. Способ посадки - рядовой. Подбор пород и схемы размещения проводился с учетом почвенно-климатических условий и объема снегопереноса. Схема посадки:

ДН - 3,5 - ДВ - 3,5 - ДВ - 3,5 - ДН -3,5 - КВ - 3,5-КН = ширина 17,5м

В пути расстояние между кустарниковой растительностью и деревьями составляет 1 м.

В разработанной нами схеме посадки, предложены два вида ягодных кустарника КН (кустарник низкий) смородина золотая, КВ (кустарник высокий) ирга круглолистная. У обоих кустарников плоды съедобные. Так как населенный пункт не очень далеко будут происходить сборы ягод. Также в зиму будет питание для птиц. Для борьбы с вредителями лесных растений полезно привлечь насекомоядных птиц. Они могут регулировать численность насекомых, не допуская их массового размножения и угнетения растений.

Предоставление рекомендаций по комплексу агротехнических мероприятий, касающихся данных почвенно-климатических условий в Северном Казахстане, в дальнейшем позволит выработанным по проекту лесополосам стать экономически выгодным средством по борьбе со снегом, обеспечить бесперебойную работу автомобильных дорог в зимний период и улучшить экологическую обстановку на предлагаемой территории.

Библиографический список

1. Калашникова Е.А., Родин А.Р. Получение посадочного материала древесных, цветочных и травянистых растений с использованием методов биотехнологии (учебное пособие). -М., 2004. -84 с.

2. Бебия, С.М. Дифференциация деревьев в лесу, их классификация и определение жизненного состояния древостоев / С.М. Бебия // Лесоведение. 2000. -№4. -С. 35-43.

Сыздыкова Г.Т., старший преподаватель кафедры Сельского хозяйства и биоресурсов, НАО Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Одинцова О.Ю., преподаватель кафедры Сельского хозяйства и биоресурсов, НАО Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Шегенов С.Т., кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель кафедры Сельского хозяйства и биоресурсов, НАО Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Булашева А.И., кандидат ветеринарных наук, старший преподаватель кафедры Сельского хозяйства и биоресурсов, НАО Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Болатов Е.Е., преподаватель кафедры Сельского хозяйства и биоресурсов, НАО Кокшетауский университет им.Ш.Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

e-mail: sgauhar84@mail.ru

Дата поступления: 15.04.2022

© Сыздыкова Г.Т., Одинцова О.Ю., Шегенов С.Т., Булашева А.И., Болатов Е.Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.