Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИИ США: ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ КОНТЕКСТ'

СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИИ США: ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ КОНТЕКСТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ. ДИКИНСОН / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНВЕНТ В ФИЛАДЕЛЬФИИ 1787 Г / КОНСТИТУЦИЯ США 1787 Г / Г. МОРРИС / Р. МОРРИС / ПЕНСИЛЬВАНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1776 Г / ПЕНСИЛЬВАНСКИЕ АНТИКОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ / ПЕНСИЛЬВАНСКИЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ / ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ СОВЕТ ЦЕНЗОРОВ 1783 Г / ДЖ. УИЛСОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исаев Сергей Александрович

Ныне действующую Конституцию США выработал Конституционный Конвент, заседавший за закрытыми дверьми в Филадельфии в мае - сентябре 1787 г. Столицей США, где работал Континентальный Конгресс, в то время был Нью-Йорк, Филадельфия же была столицей штата Пенсильвания. В статье рассматривается вопрос: как события в Пенсильвании могли повлиять на процесс выработки Конституции США? Автор показывает, что в рассматриваемое время политическое развитие США и Пенсильвании характеризовалось одной и той же тенденцией. В Пенсильвании действовала конституция 1776 г., но велась борьба за ее пересмотр, который осуществился в 1790 г. В США действовали Статьи Конфедерации 1781 г., но Конституционный Конвент 1787 г. предложил успешную реформу политического строя, в результате которой США из конфедеративного образования превратились в федеративную республику. При этом как в Пенсильвании, так и в США имел место переход от примитивной демократии руссоистского образца, где вся власть была сосредоточена в руках одного выборного органа, к демократии более сложной модели: с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Политические события в Пенсильвании 1776-1787 гг. весьма наглядно демонстрировали недостатки примитивной модели демократии и стимулировали усилия, направленные на реформирование государственного устройства США. В работе Конституционного Конвента участвовали девять пенсильванских политиков. Все они подписали Конституцию США и внесли свой вклад в ее ратификацию. Однако пенсильванцы добивались более централизованного устройства США, нежели предусмотренное Конституцией 1787 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF THE U. S. CONSTITUTION: PENNSYLVANIAN CONTEXT OF THE PROCESS

The U. S. Constitution, which is still in force, was created by the Constitutional Convention, working behind closed doors in Philadelphia, May - September 1787. That time Philadelphia was the capital city of the Commonwealth of Pennsylvania, but not of the U. S., whereas Continental Congress was working in New York City. The article deals with a question: how the events taking place in Pennsylvania could influence the constitutional process of the U. S.? Author demonstrates that the political development of both U. S., and Pennsylvania had the same trend. In Pennsylvania the State Constitution of 1776 was in force, and there was a struggle for its remodeling, approaching success in the year 1790. In the U. S., the Articles of Confederation 1781 were the only law of land, but the Constitutional Convention proposed the reform of the political model transforming the USA from Confederation to the federal republic. Simultaneously, for both Pennsylvania, and the USA the starting point was a primitive democracy with every power concentrated in one elective collective body, as it was recommended by Jean Jacques Rousseau, - and the arrival point, a democracy of the more complicated model: with division, or rather distribution, of power, legislative, executive, and judicial. The political events in Pennsylvania, 1776-1787 sharply demonstrated the faults of the primitive democracy and provoked efforts aiming the reforming of the American statehood. There were nine Pennsylvanian politicians who took part in the Constitution Convention (John Dickinson, who was sent by the State of Delaware, is added). All they subscribed the U. S. Constitution and made efforts for its ratification. But federalism proposed by Pennsylvanians was not equivalent to the federalism of the U. S. Constitution: they proposed more centralized model, without “one State - one voice” principle at all.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КОНСТИТУЦИИ США: ПЕНСИЛЬВАНСКИЙ КОНТЕКСТ»

УДК 94(71).03 DOI: 10.51255/2311-603X_2022_3_110

С. А. Исаев

Создание Конституции США: пенсильванский контекст

Конституция США, составленная в 1787 г. и действующая поныне, была выработана Конституционным Конвентом в Филадельфии. Конвент заседал с 25 мая по 17 сентября в здании, которое ныне известно как Индепенденс-холл (Independence Hall, адрес в наше время — 520 Chestnut Street, т. е. Каштановая улица). Построено оно было в 1753 г. для органов управления британской колонии Пенсильвания. Именно там в помещении нижнего этажа 4 июля 1776 г. состоялась церемония провозглашения независимости США. Тогда же Пенсиль-сч вания из колонии была преобразована в штат, а здание стало назы-

S ваться — буквально — «Дом штата» (State House), поскольку в нем

^ разместились органы власти Пенсильвании. В 1787 г. участники Кон-

^ ституционного Конвента работали за закрытыми дверьми в том же

^ помещении нижнего этажа, где произошло знаменательное событие

^ 4 июля 1776 г. А этажом выше работала Ассамблея Пенсильвании —

=g однопалатное законодательное собрание штата.

Большинство членов Конституционного Конвента были люди весьма иску-

о

V

V !!

° шенные в политике. Они прекрасно знали проблемы своих штатов и понима-

а ли, что им предстоит решать проблемы, имеющие значение для США в целом. И все-таки тот факт, что общеамериканская Конституция вырабатывалась

о ^

^ в Пенсильвании, а не в Нью-Йорке или Виргинии, имел некоторое значение. ^ Какое именно? Данная статья — попытка ответить на этот вопрос. Попытаем-

£ ся оценить значимость пенсильванского политического опыта революционных

С лет для общеамериканского конституционного процесса.

На Конституционный Конвент каждый штат мог прислать столько делегатов, сколько считал нужным. Но выплачивать жалование многочисленным делегатам власти штатов не хотели: все равно при решении любого вопроса принимались в расчет голоса штатов, а не делегатов, лишь бы налицо были минимум два делегата от штата. Наибольшее количество делегатов — по десять — назначили Виргиния и Мэриленд, однако пятеро избранных делегатов от Мэриленда и трое от Виргинии отказались участвовать в работе Конвента1. Поэтому фактически наиболее многолюдным оказалось представительство именно Пенсильвании: этот штат направил в Конвент восемь делегатов, и все они приняли участие в работе Конвента и подписали Конституцию2. Более того: делегат от Делавэра Джон Дикинсон (John Dickinson, 1732-1808) был «по жизни» связан с Пенсильванией гораздо более, чем с соседним маленьким штатом. Дикинсон прославился как защитник прав колонистов еще в 1767-1768 гг., когда опубликовал свои знаменитые «Письма пенсильванского фермера». В качестве члена Континентального Конгресса он руководил комитетом, который 11 июня — 12 июля 1776 г. разработал проект первого общеамериканского конституционного документа: Статей Конфедерации. Статьи Конфедерации были в 1777 г. существенно переработаны, и ни в изначальном, ни в окончательном виде они, скорее всего, не отражали взглядов самого Дикинсона. Тем не менее это был тот основной закон, по которому жила страна в 1787 г. и который предстояло заменить Конституцией при активном участии того же Дикин-сона. В 1782-1785 гг. Дикинсон возглавлял Исполнительный совет Пенсильвании. (Его должность называлась president, и я это название буду переводить как «президент», но читателю следует иметь в виду, что речь идет лишь о председательстве в коллективном органе3.) Подсчитано, что один из пенсильванских делегатов — Гавернир Моррис (Governeur Morris, 1752-1816) — выступал на Конвенте 173 раза, т. е. чаще всех, так что превзошел по этому показателю даже «отца Конституции» виргинца Джеймса Мэдисона (James Madison Jr.). Немногим реже (168 раз) брал слово пенсильванец Джеймс Уилсон (James Wilson, 1742-1798). Еще один пенсильванский делегат брал слово сравнитель- g но редко и участвовал в дебатах мало, но в наше время его имя — Бенджамин g Франклин — известно всем. Франклину шел уже 82-й год, но он все еще был -з действующим политиком: президентом Исполнительного совета Пенсильва- ^ нии. Правда, власть в Пенсильвании была устроена настолько своеобразно, что ^ полномочия Франклина (как и раньше Дикинсона) были гораздо меньшими, .У чем обычно бывают у губернатора штата. И хотя никто этого тогда не знал, еще одному из делегатов — Томасу Миффлину (Thomas Mifflin, 1744-1800) — пред- ^g стояло вскоре стать полновластным губернатором Пенсильвании. S3

За Пенсильванией с весьма давних времен закрепилось прозвище Keystone g State, которое обычно переводят как «штат — краеугольный камень». Обыч- ^ но прозвище это понимают в том смысле, будто Пенсильвания составляет фундамент союза американских штатов или является одним из камней этого $

фундамента. Однако в языке XVIII в. это слово указывало прежде всего на процесс возведения свода или купола, который завершался тем, что на свое место водворялся камень, замыкавший этот свод. Камень этот не лежал на земле, а возвышался над пустым пространством. Изначальный смысл образа прояснится, если иметь в виду, что в XVII в. существовали две зоны английской колонизации Америки: южная (Виргиния, Мэриленд и Каролины) и северная (Новая Англия, Нью-Гэмпшир и Род-Айленд). Промежуточное между ними пространство начали было осваивать голландцы и шведы, но в 1664 г. его завоевали англичане. Именно там в 1682 г. была основана Пенсильвания, и именно тогда английские владения на североамериканском континенте образовали цельный геополитический массив. Первоначально Пенсильванию населяли преимущественно квакеры. Однако специфика квакерского учения состоит в том, что квакеры придерживаются некоторых религиозных запретов, которые мешают создавать государственность: на применение силы, даже вполне легитимное, и на принесение присяги. Если пуритане Новой Англии пытались «выдавить» любых иноверцев из своих колоний, то Уильям Пенн — основатель Пенсильвании — с самого начала считал необходимым наличие в Пенсильвании некоторого количества не-квакеров, которые могли бы выполнять работу силовиков, и назначал заместителями губернатора иноверцев: Джона Блэкуэлла (John Blackwell), конгрегационалиста, в 16881690 гг., и Уильяма Маркхэма (William Markham), англиканина, в 1694-1699 гг. Примерно с 1712 г. начался наплыв в колонию немцев-лютеран из Пфальца, где их притесняли реформаты, а также из Австрии и католических государств Германии. К середине XVIII в. за Пенсильванией закрепилась репутация образцовой колонии: зажиточной, культурной и благополучной, благодаря умению ее жителей, принадлежащих к разным этносам и конфессиям, находить modus vivendi и избегать разрушительных конфликтов. Население Пенсильвании в 1780 г. составляло 327 305 чел., тогда как во всех США — 2780 тыс. Но при этом Пенсиль-cs вания никогда не претендовала ни на какую самодостаточность: она всегда взаимодействовала с соседними колониями и была заинтересована в союзе с ними. J Именно представитель Пенсильвании — Бенджамин Франклин — предложил « в 1754 г. «план Олбани» — первый проект объединения колоний, впоследствии образовавших США.

% До самой революции Пенсильвания была собственнической колонией, т. е. s формально принадлежала одному человеку — подданному британского монар-& ха — который передавал ее как собственность, по наследству. Собственники HU были потомки Уильяма Пенна — основателя колонии. 28 октября 1701 г. Пенн £ выдал колонистам Хартию, по которой за ними закреплялись права не только s личные, но и на участие в управлении делами колонии. Пенны жили обычно § в Великобритании и формально считались собственниками и также губерна-^ торами, но для управления колонией посылали в Америку своих полномочных & представителей, которые формально именовались заместителями губернатора £ (Lieutenant Governor), в обиходе же обычно просто губернаторами. С

В первые десятилетия существования колонии квакеры располагали большинством в Ассамблее (законодательном собрании) колонии. Однако в условиях войны с французами и союзными им индейцами соблюдение квакерских запретов на участие в войне и даже на меры по обеспечению армии создавало слишком много проблем. По настоянию Б. Франклина 4 июня 1756 г. ведущие квакеры сложили полномочия членов Ассамблеи. С этого момента Пенсильванией управляли пресвитериане, лютеране и англикане. Лидеры Ассамблеи — Бенджамин Франклин и Джозеф Галловэй (Joseph Galloway, 1731-1803) — в 1764-1772 гг. добивались от лондонских властей упразднения собственнического режима и введения в колонии прямого королевского правления, но так и не достигли успеха. Последний из династии Пеннов — Джон Пенн (1729-1795), внук основателя колонии — был губернатором Пенсильвании дважды: сначала в 1763-1771, когда правил от имени своего дяди — собственника Томаса Пенна (1702-1775), затем в 1773-1776, когда стал собственником сам. Томаса Пенна пенсильванцы презирали за корыстолюбие и равнодушие к интересам колонии, но Джон Пенн пользовался уважением. В условиях «имперского кризиса» квакеры, всегда несколько чуравшиеся политики, гораздо менее, чем представители других религиозных течений, склонны были проявлять активность в противостоянии британским властям. В 1774 г., когда английские власти закрыли Бостонский порт, Пенсильвания оставалась одной из самых лояльных властей и консервативных провинций. Тем не менее 5 сентября 1774 Континентальный Конгресс, где были представлены 12 колоний (без Джорджии), открылся именно в Филадельфии. 10 октября Конгресс принял резолюцию, одобряющую сопротивление Бостона последним актам парламента. И будущий президент США Джон Адамс свидетельствовал: «Я видел слезы, ручьем лившиеся из глаз старых, серьезных (grave), миролюбивых пенсильванских квакеров»4.

В начале марта 1775 г. Ассамблея получила от губернатора Джона Пенна послание, где Пенн выражал уверенность, что все жалобы должны быть смиренно направлены королю по отдельности каждой из колониальных ассамблей, но ни в коем случае не общим Конгрессом. 9 марта Ассамблея большинством ö 22:15 (из 40 членов) ответила губернатору Пенну решительной защитой дей- ^ ствий Конгресса. Лоялистскую оппозицию возглавил Джозеф Галловэй. А его "g прежний соратник по отстаиванию прав и законных интересов колоний — Джон g Дикинсон — 30 июня 1775 г. возглавил Комитет безопасности (the Committee of ^ Safety)5, который начал формировать вооруженные силы колонии. Очень скоро -с под ружьем было уже около тысячи человек, и Дикинсон в звании полковника вступил в командование 1-м Филадельфийским батальоном. ^

В новогоднюю ночь 1776 г. губернатор Пенсильвании Джон Пенн был ли- J3 шен власти и оказался фактически под домашним арестом. Вся власть ока- § залась в руках Ассамблеи, и такие ее лидеры, как Дикинсон, Чарльз Томсон (Charles Thomson), Роберт Моррис (Robert Morris) и Джеймс Уилсон считали, g

что власть и должна остаться у нее. Но крайние патриоты добивались аннулирования Хартии и роспуска Ассамблеи. Их возглавляли полковник Дэниэл Робердо (Daniel Roberdeau), командовавший городскими батальонами Пенсильвании, и судья Джордж Брайан (George Bryan, 1731-1791). Они были противниками не только британской власти, но и хартии 1701 г., которая отрицала право голоса за теми, у кого не было имущества, и тем самым, по их мнению, создавала в Пенсильвании ненавистную этим деятелям «аристократию»6.

В марте 1776 г. Ассамблея решилась на реформу системы представительства, которой давно добивались недавно образованные западные графства колонии. Были зарезервированы места для 17 дополнительных делегатов: 4 от города Филадельфии, прочие 13 — от графств: по два от графств Ланкастер, Йорк, Камберленд, Беркс (Berks) и Нортхемптон; по одному дополнительному от графств Бедфорд, Нортумберленд и Уэстморленд. Таким образом западная часть была теперь представлена 2S делегатами, восточная — 307, и конфликт между западной и восточной «секциями» Пенсильвании был урегулирован. 1 мая состоялись выборы на эти 17 дополнительных мест. Филадельфия на все 4 места выбрала умеренных, но западные графства на 12 мест из 13 избрали радикалов.

10 мая 1776 г. Континентальный Конгресс по предложению Джона Адам-са принял резолюцию о формировании в колониях властей, получающих свои полномочия от народов колоний, а не от британского монарха. Ассамблея, возобновив 20 мая работу, сначала проигнорировала это решение. Однако радикалы созвали в Филадельфии массовый митинг под председательством Робер-до и потребовали выполнить решение Конгресса, а именно: отменить Хартию, а вместо нее выработать конституцию.

14 июня 1776 г. Ассамблея утвердила инструкции, которые давали бы делегатам колонии в Континентальном Конгрессе карт-бланш при голосовании cs по независимости. В тот же день Ассамблея разошлась. Она предполагала вновь

собраться в августе, но не собралась больше никогда. J 1S июня 1776 в Филадельфии, в здании под названием Carpenters' Hall от-« крылась конференция комитетов графств Пенсильвании. Конференция выработала правила избрания делегатов на Конституционный Конвент коло-% нии. Конвент должен был как выработать конституцию, так и осуществлять s другие властные полномочия впредь до передачи их вновь создаваемым ор-& ганам власти. По настоянию радикальной части, каждое графство и город s Филадельфия получили право прислать по 6 делегатов. Это означало, что £ Филадельфия и 3 восточных графства будут иметь 24 представителя, а S за-s падных — 4S, тогда как раньше — наоборот — из 41 делегата 26 представля-§ ли юго-восточную часть: старую, давно заселенную и зажиточную, а 15 — за-^ падные графства. Требования имущественных цензов были значительно & либерализированы: любой платящий налоги или имеющий небольшую соб-£ ственность получил активное избирательное право. Можно было ожидать С

значительного количественного прироста избирателей. Однако на самом деле очень многие пенсильванцы испытывали отвращение к режиму, который отменил старинную и уважаемую Хартию. Выборы состоялись 8 июля — через 4 дня после провозглашения независимости США. И оказалось, что во всем штате приняли участие в голосовании только 6 тыс. чел.8 Впоследствии, когда британским войскам удалось на несколько месяцев занять Филадельфию и многие американцы согласились сотрудничать с англичанами (Джозеф Гал-ловэй даже возглавил городскую полицию), они уверяли, что верноподданнические по отношению к британской монархии настроения возникли у них именно из-за отмены радикалами Хартии 1701 г.

4 июля 1776 г., когда была провозглашена независимость США, Декларацию Независимости подписали девять пенсильванцев — депутатов Континентального Конгресса, в том числе Джордж Клаймер (George Clymer), Бенджамин Франклин, Роберт Моррис, Джеймс Уилсон. Однако Джон Дикинсон продолжал рассчитывать на компромисс с метрополией, голосовал против Декларации Независимости и отказался ее подписать. Из-за этого Дикинсону пришлось покинуть Континентальный Конгресс. В течение нескольких месяцев он участвовал в военных действиях в качестве полковника пенсильванской милиции.

15 июля 1776 г. в Филадельфии впервые собрались делегаты Конституционного Конвента штата: около 100 чел. 18 июля они приступили к работе. Б. Франклин был избран председателем, но появлялся редко, так как был занят в Континентальном Конгрессе. У большинства делегатов было скудное образование, и их активность была низкой. Фактическими лидерами Конвента стали два радикала: шотландец Джеймс Кэннон (James Cannon) — профессор математики в колледже Филадельфии, и Тимоти Мэтлак (Timothy Matlack) — темпераментный квакер средних лет, родом из Нью-Джерси, исключенный из квакерского сообщества за участие в военных действиях в ходе революции. Большим влиянием пользовался судья Джордж Брайан, филадельфиец ирландского происхождения, который сам членом Конвента не был. Брайан и Кэннон были близкими друзьями9. Эти три деятеля составили конституцию Пенсильвании, ö которая действовала в 1776-1790 гг. и все эти годы была объектом ожесточен- ^ ного внутрипенсильванского противостояния. 'g

Пенсильванская конституция 1776 г.10 — краткий документ, к тому же его g структура предельно проста. Конституция состоит из преамбулы, Деклара- ^ ции прав и описания государственного устройства. Декларация прав состо- -с ит из 16 пунктов, описание государственного устройства — из 47 разделов Ig (Sections); никаких иных подразделений в этой конституции нет. ^

Преамбула — краткое обоснование действий пенсильванцев, направленных J3 на обретение независимости. Всякая политическая власть (government) созда- § ется и существует для безопасности «общности как таковой (of the community as such)», а также чтобы индивиды, эту общность составляющие, могли я

пользоваться своими естественными правами. Но если существующая власть действует не в соответствии с этими целями, народ имеет право такую власть сменить. «Обитатели этой республики (the inhabitants of this commonwealth)» питали приверженность (allegiance) к королю Великобритании. Однако король, вместо того чтобы покровительствовать пенсильванцам, начал и ведет войну ради подчинения их «деспотическому господству британского парламента». Поэтому необходимо учредить иную власть, в соответствии с указаниями «почтенного Американского Конгресса (agreeable to the directions of the honourable American Congress)».

Декларация прав в основном повторяет Виргинскую Декларацию прав, написанную Джорджем Мейсоном и принятую в июне 1776 г.: пункты I и X-XIII, трактующие о базовых правах человека и о гарантиях от судебного произвола, совпадают даже в нумерации. Вся власть исходит от народа, чиновники суть его слуги (IV). Политическая власть (government) создается для обеспечения безопасности и общего блага «народа, нации или общности (community)», а не ради блага одного властителя, семейства или фаворитов (soft of men); и общность вправе эту власть реформировать, изменять и упразднять тем способом, каким найдет нужным (V). Носителей законодательной и исполнительной власти необходимо периодически возвращать в положение рядовых членов общества (VI), а вакансии замещать регулярными выборами, участвовать в которых может всякий человек, по-настоящему связанный с общностью (VII). Сказано и о необходимости частого возвращения к фундаментальным принципам; однако в списке принципов нет важной для Джорджа Мейсона доблести/добродетели (virtue), зато появляется важное для пенсильванцев трудолюбие (industry), и добавлено, что народ в особенности должен вспоминать об этих принципах, когда выбирает должностных лиц и когда решает, какие законы полезны.

Я Статья о свободе религии содержится в пункте II, и в нем не говорится G об обязанности каждого чтить Творца. При этом в самой конституции указы-J валось, что те привилегии, какие закреплены за религиозными объединения-« ми «законами и предыдущей конституцией этого штата», т. е. Хартией Пенна

Л

1701 г., остаются в силе (раздел 45). % Пункт VIII описывает статус индивида как члена общества: его права и обя-s§ занности. Всякий член общества (member of society) вправе рассчитывать у на то, что общество будет защищать его права как индивида: на жизнь, свободу Ци и пользование собственностью. Но такая защита требует расходов, и индивид £ обязан вносить в общественные расходы свой вклад (towards the expence of that s protection): т. е. или служить, или платить. И если совесть не позволяет чело-§ веку носить оружие и он заплатил компенсацию, то никто не вправе заставить ^ его служить. Собственность или ее часть у любого гражданина можно изъять & для общественных нужд (to public uses) только с согласия его самого или его £ представителей. С

Однако два последних пункта Пенсильванской декларации виргинских аналогов не имели. Пункт XV утверждает право человека на миграцию из одного штата/государства (state) в другой/другое, где готовы его принять. За человеком закреплено даже право создавать новый штат там, где штата нет (to form a new state in vacant countries), «или в таких странах, какие они могут купить (or in such countries as they can purchase)». Пункт XVI утверждал свободу собраний и петиций. Люди вправе собираться для того, чтобы обсудить общие интересы (common good), проинструктировать своих представителей и выработать, и направить в легислатуру совместную петицию.

Пенсильванцы не стали заимствовать из виргинского документа некоторые позиции, специфичные для Виргинии (как принцип неделимости Виргинии) или маловажные (как запрет приостанавливать действие закона и затем возобновлять его). Однако одну отвергнутую позицию следует считать принципиальной: это принцип отделения судебной власти от законодательной и исполнительной. Аналога пункта V виргинского документа в пенсильванском нет.

Государственное устройство Пенсильвании описано в третьей структурной части документа, которая называется «План, или Описание государственного устройства государства/республики или штата Пенсильвания» (Plan or Frame of Government for the Commonwealth or State of Pennsylvania).

Раздел 1 перечисляет носителей верховной власти. Это «ассамблея представителей фрименов [Пенсильвании], президент и Совет (an assembly of the freemen of the same, and a president and council)». Но поскольку законодательный орган состоит из одной палаты, он далее по тексту называется — взаимозаменяемо — либо [генеральной] ассамблеей представителей фрименов этой республики ([general] assembly of the representatives of the freemen of the commonwealth), либо палатой представителей фрименов этой республики (house of representatives of the freemen of the commonwealth).

Законодательная власть — у палаты представителей (раздел 2), исполнительная — у «президента и Совета» (3).

Те, кто вправе голосовать на выборах членов палаты, называются «избиратели» (electors)11: это все мужчины с 21 года, год прожившие в штате и платя- С-щие налоги, плюс сыновья фригольдеров с 21 года, даже и не платящие налога ^ (раздел 6). Кандидат, кроме того, должен прожить 2 года там, где его избирают "g (раздел 7). Представительство должно быть, в перспективе, строго пропорци- g ональным, округа — нарезаться на основании данных переписи, проводимой ^ раз в 7 лет (раздел 17). Быть членом палаты можно не более 3 лет из каждых 7 -с (раздел 8).

Норма о кворуме в конституции выглядит интересно. Авторы считали очень возможным, что многие города и графства не захотят проводить выборы про- J3 сто из нежелания тратить силы, время и деньги. Поэтому указано, что условием § правомочности ассамблеи будет проведение выборов в большинстве городов и графств штата в целом (they be a majority of the cities and counties of the whole я

state) (раздел 12); и если в собрании присутствуют 2/3 избранных делегатов, оно правомочно (раздел 10). Заметим, что эта норма давала оппозиционному меньшинству, если оно располагало чуть более чем 1/3 голосов, возможность прибегать к обструкции и блокировать принятие нежелательных решений, просто покидая заседание и оставляя большинство без кворума.

Генеральная ассамблея назначала спикера, казначея штата (treasurer) и других высших должностных лиц (раздел 9). Заседала она, как правило, открыто, однако могла решить, что вопрос требует засекречивания, и тогда посторонних просили на выход и закрывали двери (раздел 13). Если хотя бы два члена потребуют поименного голосования, оно должно быть поименным, и в таком случае всякий голосующий имеет право указать в протоколе мотив своего голосования. Протоколы подлежали публикации (раздел 14).

Порядок прохождения законопроектов предусматривал публикацию всех законопроектов, затрагивающих общие интересы (of public nature), для всеобщего сведения перед окончательным чтением; за какое время — не уточнялось. Как правило, действующий состав Ассамблеи мог только предложить законопроект; принять его мог только следующий состав. Исключением были только случаи непредвиденно возникшей необходимости (occasions of sudden necessity) (раздел 15).

Исполнительную власть осуществлял Верховный исполнительный совет (the Supreme executive council of this state). Состоял он из 12 членов, избираемых на 3 года с ежегодной ротацией 1/3 состава. При этих выборах принцип пропорциональности представительства не действовал: каждый советник избирался от одного города или графства. Каждый советник по должности был также мировым судьей для всего штата (a justice of the peace for the whole commonwealth) (раздел 19).

Верховный исполнительный совет был правомочен, когда налицо был его Я председатель/президент (или его заместитель) и 5 членов. Совет назначал G на все те должности, на какие не назначала ассамблея: офицеров, судей, гене-J рального атторнея. Совет следил за соблюдением законов, выдавал лицензии, ti имел право помилования. Его председатель был главнокомандующим милиции

Л

штата (раздел 20).

% За исполнение обязанностей полагалось не жалование (salary), а лишь s§ компенсация (compensation). Если должность начинала приносить доход у (profitable), ассамблея должна была этот доход урезать (раздел 36). Ци Последний 47-й раздел предусматривал создание Совета цензоров (Council g of Censors) — «с тем чтобы свобода в государстве могла быть сохранена непри-s косновенной навеки». Первая коллегия цензоров — по два цензора от каждо-§ го города и графства — должна была быть избрана в 1783 г., их полномочия ^ длились ровно год, и затем новый состав следовало избирать в 1790 г. и далее & каждые 7 лет. Обязанности у цензоров были следующие. Во-первых, следить, £ соблюдается ли конституция в целом и во всех своих частях. Во-вторых, провеса

рить, соблюдают ли власти — законодательная и исполнительная — ограничения, которые наложила на них конституция, или же они самовольно присвоили себе дополнительные полномочия. В-третьих, справедливо ли разложены налоги и распределяются общественные выплаты.

Цензоры имели право вызывать и допрашивать любых должностных лиц, объявлять им публичное порицание, инициировать импичмент, знакомиться с любым официальным документом, рекомендовать легислатуре отменить те законы, в которых они видели противоречие конституции. Цензоры были также вправе созвать конвент для внесения изменений в конституцию штата или даже для полного ее пересмотра. При этом они были обязаны опубликовать предлагаемые изменения не позже чем за 6 мес. до выборов такого конвента, чтобы народ имел возможность рассмотреть эти изменения и проинструктировать своих делегатов относительно голосования по ним.

5 сентября Конвент завершил предварительное обсуждение проекта конституции и приказал напечатать 400 экз. для публичного обсуждения. Собравшись вновь 15 сентября, он 28 сентября 1776 г. единогласно утвердил конституцию. О том, чтобы выносить конституцию на всенародное голосование, речи не было.

Приложил ли руку к созданию пенсильванской конституции 1776 г. Бенджамин Франклин, достоверно неизвестно. Несомненно, однако, что он ее всецело одобрял и так гордился ею, что отвез экземпляр во Францию, чтобы показать таким знаменитостям, как Тюрго, Ларошфуко и Кондорсе.

Уже 21 и 22 октября 1776 г. — в течение двух вечеров — во дворе главного административного здания Пенсильвании в Филадельфии (State House) прошли митинги противников новой конституции. В резолюциях, написанных Дикинсоном и Мак-Кином (McKean), указывалось, что конституция, принятая голосами явного меньшинства избирателей, вручала однопалатной Ассамблее практически безраздельную власть. На предстоявших выборах противники конституции предлагали избирателям не голосовать за членов Исполнительного совета вообще, а членами Ассамблеи попытаться сделать тех, кто враждебно относился к конституции. В случае успеха такой тактики они предполагали, что Ассамблея преобразуется в конвент, который предложит другую конституцию, которая затем будет предложена на всенародное голосование.

На выборах в конце октября — начале ноября 1776 г. в городе и графстве 'g Филадельфия анти-конституционалисты (Anti-Constitutionalists) победили Э 2:1. Голосование за членов исполнительного Совета в Филадельфии сорвалось. 8 ноября 1776 г. в Филадельфии состоялся еще один массовый митинг, который одобрил инструкции (наказы) членам Ассамблеи от Филадельфии. Они должны были предложить поправки к новой конституции; при обсужде-

о

X tg

нии возможности сохранить что-то из старой Хартии настаивать, что перемены ^ должны сводиться к отмене власти короля и собственников, а все остальное § полезно было бы сохранить; они должны были предложить сделать легислатуру двухпалатной (хотя в колониальное время, т. е. всегда, законодательное я

'Й со

собрание Пенсильвании было однопалатным). Наконец, предлагаемые изменения должны быть вынесены на всенародное голосование.

В те дни из графств приходили сведения о результатах голосования. Сообщалось, что участников голосования было мало: только около 1500. Что в Исполнительный совет проходит недостаточное количество сторонников конституции, так что он, весьма вероятно, не сможет сорганизоваться. На выборах же в Ассамблею анти-конституционалисты, хотя и в меньшинстве, составят более трети Ассамблеи. В таком случае отказ их от участия в работе срывал кворум и позволял им диктовать Ассамблее свои условия.

Работа первой Ассамблеи должна была начаться 28 ноября 1776 г. Но противники конституции прибегли к бойкоту, и ей не удалось принять решения по самоорганизации. Примерно половина населения была враждебна новому режиму.

Тогда Джон Дикинсон подготовил ультиматум. Его сторонники соглашались участвовать в Ассамблее, если большинство проголосует за созыв нового конвента до конца января 1777 и самораспустится перед тем, как он начнет работу. Лидеры большинства с негодованием отвергли этот ультиматум. Попытки созвать Ассамблею продолжались до декабря. Затем большинство приняло решение разойтись и сделать новую попытку в январе 177712. Но в январе 1777 г. все повторилось. Тогда в ситуацию вмешались лидеры Континентального Конгресса: они намекнули пенсильванцам, что, если они не найдут способа урегулировать «этот глупый конфликт», то Континентальный Конгресс назначит правительство штата своей властью. На Дикинсона патриотическая аргументация коллег по Конгрессу подействовала, и он со своими сторонниками решил прекратить бойкот и отказаться от попыток пересмотреть конституцию немедленно. Более того, Дикинсон покинул Пенсильванию и перебрался на жительство в город Уилмингтон, штат Делавэр. Антиконституционалистов (их нередко называли также консерваторами) возглавили д-р Бенджамин Раш cs (Benjamin Rush), выдающийся финансист Роберт Моррис и Томас Миффлин.

«Конституционалистов» (Constitutionalists) их противники часто для кратко-J сти называли «радикалами».

« 4 марта 1777 г. наконец удалось организовать и Ассамблею, и Исполнитель-jH ный совет. Президентом Совета был избран Томас Уортон (Thomas Wharton), ^ вице-президентом — Джордж Брайан. Уортон принадлежал к богатой фила-s дельфийской семье, был человек умеренных взглядов, чуждый мечтам о все-& общем уравнивании и существенно более приемлемый для квакеров и еписко-Ци палов, чем гораздо более талантливый Миффлин. Уортон не боялся признать £ дефекты конституции, был уверен, что когда-нибудь они будут выправлены, s и делал все, чтобы удержать своих собратьев-радикалов от крайностей. 5 марта § в Филадельфии состоялась инаугурация Уортона и Брайана. ^ В течение весны и лета 1777 в Пенсильвании продолжались жаркие дебаты & относительно пересмотра конституции. Масла в огонь подлил Акт о присяге £ (Test Act), принятый Ассамблеей 13 июня 1777 г. и требовавший от кандидата С

на любую должность и даже от участника любого голосования подтверждения приверженности новой конституции, что исключало намерение пересмотреть ее. Даже самая форма клятвы отвращала квакеров и членов ряда немецких сект. Многие были уверены, что это придумано исключительно для того, чтобы отстранить большую часть образованных и обеспеченных людей от участия в голосовании. В любом случае Test Act резко сужал электоральную базу и снижал авторитет властей13.

17 июня 1777 г. Ассамблея по рекомендации Исполнительного совета постановила при проведении очередных общепенсильванских выборов заодно провести опрос избирателей об их отношении к созыву нового конституционного конвента.

К осени 1777 г. в Пенсильвании примерно 1/5 часть мужчин — квакеров боеспособного возраста поступила в Континентальную армию или иным способом стала служить новым властям, немногие поступили на службу к англичанам, огромное же большинство сохраняло в войне нейтралитет. Многих ретивых патриотов это возмущало. 28 августа 1777 г. Континентальный Конгресс заявил пенсильванскому Исполнительному совету, что многие квакеры суть ло-ялисты, и рекомендовал арестовать 10 человек, в том числе публициста Джона Пембертона (John Pemberton)14. Исполнительный совет дополнил этот список, и в результате были арестованы примерно 24 человека, в основном глубоко верующие и явно безвредные квакеры. Их дома были разгромлены толпой. Некоторые задержанные дали обещание поддерживать революцию и были отпущены под честное слово, но прочие 20 человек подверглись заключению без суда, а при приближении англичан под конвоем были отправлены в Виргинию. В их числе были Джон Пенн и Бенджамин Чью (Benjamin Chew), бывший верховный судья Пенсильвании. Примечательно, что как минимум 9 человек из них в 1765 г. активно участвовали в движении за запрет британского импорта. Наблюдатели отмечали, что гораздо более опасные агитаторы в пользу англичан никаким репрессиям не подвергались. Впрочем, вернуться высланным позволили уже в апреле 1778 г.

26 сентября 1777 г. англичане заняли Филадельфию. Континентальный ö Конгресс и пенсильванские власти — Исполнительный совет и Ассамблея — ^ перебрались в Ланкастер. Как раз в это время — самое неподходящее для прове- "g дения выборов — у членов Ассамблеи и Исполнительного совета истекал срок g полномочий. Тем не менее в графствах Пенсильвании, оставшихся под кон- ^ тролем США, выборы прошли. Те части штата, что оказались под британским -с контролем, были настроены наиболее консервативно. Поэтому в новом составе органов пенсильванской власти радикальные «конституционалисты» стали сильнее, чем были. Обновленная таким образом Ассамблея назначила новый J3 Исполнительный совет, где было 9 новых членов, самые известные — астро- § ном Дэвид Риттенхауз (David Rittenhouse), разделявший взгляды радикалов, и Джеймс Кэннон. я

6 декабря 1777 г. в Ланкастере начала работу Ассамблея нового состава. Полномочия Томаса Уортона как главы Исполнительного совета были подтверждены. Уортон много сделал для поддержки американских вооруженных сил во время их бедственной зимовки в Вэлли-Фордж. Легислатура же занималась главным образом преследованием лоялистов. Она составила список лиц, подозреваемых в лоялизме, и потребовала от них сдаться властям до 20 апреля 1778 г., иначе они будут объявлены виновными в государственной измене и их собственность будет конфискована штатом. В этом списке, в частности, фигурировали: Джозеф Галловэй; братья Аллен — Джон и Уильям (Джон еще в 1776 г. был видным патриотом и состоял в Филадельфийском наблюдательном комитете); Джейкоб Дюше (Jacob Duché) — бывший капеллан Континентального Конгресса, внезапно перешедший на сторону англичан. Кроме того, Ассамблея требовала, чтобы континентальные и печатавшиеся в больших количествах пенсильванские деньги принимались торговцами по номиналу. Нарушителей бросали в тюрьмы и немилосердно штрафовали. Нарушителями оказывались чаще всего квакеры и другие консерваторы.

23 мая 1778 г. Томас Уортон скоропостижно скончался. Обязанности президента до 1 декабря стал исполнять Джордж Брайан, показавший себя в этой должности энергичным и распорядительным.

18 июня 1778 г. британские войска покинули Филадельфию. С ними ушли около 3 тыс. жителей. В город вернулись Континентальный Конгресс и пенсильванские власти. Брайан и другие руководители пытались сдержать жажду мести. Но Джозеф Рид разделял общий мстительный настрой: он был одним из учредителей «Ассоциации», члены которой обещали добиваться привлечения к ответственности всех тори. В течение осени 1778 г. верховный суд Пенсильвании во главе с Мак-Кином получил 45 документов, содержавших обвинения в измене. Было проведено 23 судебных про-cs цесса. К смертной казни приговорили двоих квакеров: плотника Карлайла G (Carlisle), который в период оккупации получил от англичан право выписы-J вать пропуска через расположение британских войск и собирал акцизные « пошлины, и мельника Робертса (Roberts), который действительно горячо сочувствовал британскому делу и активно участвовал в мерах по снабже-% нию британской армии. Несмотря на многочисленные ходатайства о по-s§ миловании, Карлайл и Робертс были 4 ноября 1778 г. публично повешены у на окраине города. Но на том репрессии и закончились: патриоты-радикалы s явно увлеклись конфискациями имущества лоялистов, составлением спи-£ сков «подозрительных» и т. п.

s В октябре 1778 г. состоялись очередные выборы в Ассамблею и заодно опрос § об отношении избирателей к возможной перспективе созыва нового конститу-^ ционного конвента. Конституционалисты получили решающее большинство & (из 59 членов только 23 — антиконституционалисты), а один их сторонник £ в Филадельфии был избран в соотношении 4:1. Но всем было понятно, что кон-С

ституционалистам очень помог Test Act, фактически отстранявший от голосования едва ли не половину избирателей.

Когда в начале ноября открылась Ассамблея нового состава, то при вступлении в должности некоторые делегаты возражали против той формулировки клятвы, что предписывала конституция: она была несовместима с их намерением добиваться лучшей конституции. Они составили дополнительные тексты, содержавшие оговорку в таком смысле. И им позволили это сделать, т. е. признали их полномочия после того, как они принесли присягу с такой оговоркой15. 28 ноября 1778 г. Ассамблея постановила при следующих выборах заодно провести такое голосование по созыву нового конституционного конвента, какое имело бы обязательную силу16.

1 декабря 1778 г. Ассамблея почти единогласно избрала председателем Исполнительного совета Джозефа Рида (Joseph Reed, 1741-1785). Он получил прекрасное образование в Трентоне, прошел юридическую стажировку в Лондоне (в знаменитой юридической коллегии Middle Temple), перед революцией имел юридическую практику в своем родном Трентоне и в Филадельфии. В начале Войны за независимость на протяжении двух лет Рид был адъютантом и неформальным советником Джорджа Вашингтона. Позже он заседал в Континентальном Конгрессе, занимаясь главным образом проблемами армии. В 1778 г. британский агент пытался его подкупить. Ответ Рида снискал ему у американских патриотов немалую популярность: «Я не стою того, чтобы меня подкупать, но и для такого, каков я есть, король Англии недостаточно богат» ("I am not worth purchasing, but such as I am, the King of England is not great enough to do it"). Джордж Брайан вновь занял должность заместителя. Пик влияния конституционалистов в Пенсильвании пришелся на 1779 г., после чего оно стало плавно снижаться.

19 января 1779 г. Исполнительный совет издал прокламацию, угрожавшую всем спекулянтам — лицам, виновным в скупке товаров с целью взвинчивания цен (guilty of "forestalling" аnd "engrossing"), громадными штрафами. Доносчиков было много, и торговля в штате скоро превратилась в занятие полулегальное, требовавшее хорошего знания клиентуры и изворотливости.

Еще в конце 1778 г. конституционалисты (Constitutionalists) образовали ^ «Конституционное Общество» ("Constitutional Society"), возглавил которое знаменитый художник-портретист Чарльз Уилсон Пил (Charles Wilson Peale, 1741-1827). Пил, известный еще и как чеканщик по серебру, участвовал в сражениях при Трентоне и Джермантауне. Радикалы принялись собирать петиции против предлагаемого плебисцита. С помощью должностных лиц они заполучили около 16 тыс. подписей, тогда как весь электорат составляли 50-60 тыс. Ас- ® самблея сделала вид, будто подписи эти произвели на нее глубокое впечатление, и 27 февраля 1779 г. отменила свое решение о народном голосовании по созыву нового конвента (47:7). Это решение консерваторы расценили как вероломство и пренебрежение мнением народа, но их протест остался без последствий.

5 марта 1779 г. генерал Артур Сент-Клер (Arthur St. Clair), командующий пенсильванскими частями Континентальной армии (Pennsylvania Line), противник конституции, писал, что на выплаты солдатам едва ли можно вообще что-то купить: настолько плохо и нерегулярно им платили. В начале 1779 г. военные были на грани бунта. Они видели, что власти штата Нью-Йорк платили своим военным лучше, к тому же заботились о семьях солдат; Виргиния дополнительно выплатила номинал жалования за полгода в качестве компенсации за обесценение денег; Ассамблея же Пенсильвании не предпринимала ничего. И военные имели основание думать, что без перемены власти в Пенсильвании ситуация к лучшему не изменится. Генерал Натаниэл Грин (Nathanael Greene) издал даже специальный приказ, предостерегавший подчиненных от участия в борьбе сторонников и противников пенсильванской конституции. Ассамблея, осознав серьезность положения, к лету кое-какие выплаты организовала и сбила недовольство17. Но порыва хватило ненадолго: и в 1780, и в 1781 гг. пенсильванскую Ассамблею обвиняли в том, что она практически ничего не делала для снабжения войск. Как возмущенно замечал генерал Уильям Ирвин (William Irvine), Ассамблея призывала сражаться — но, вопрошал Ирвин, думает ли кто-нибудь из членов Ассамблеи, как обеспечить армию полевыми кузницами, палатками, повозками и прочим? Никоим образом.

24 марта 1779 г. противники конституции 1776 г. объявили о создании «Республиканского Общества» ("Republican Society"). Об этом было сообщено в газете, которая отражала мнение Джеймса Уилсона. Редактор считал, что многих неприятностей, даже связанных с войной, можно было бы избежать, если бы в штате была вменяемая система власти. Учредительный документ подписали 82 человека.

Вскоре инфляция и расстройство деловой жизни приняли такие масштабы, Я что 26 мая 1779 г. президент Рид, спикер Ассамблеи и другие влиятельные лица направили Континентальному Конгрессу меморандум с требованием принять J меры по нормализации денежного обращения. Ответил на это один из ко-« митетов Конгресса, и ответил в том смысле, что все зависит исключительно от властей отдельных штатов: от того, в какой мере они готовы бороться со зло-% употреблениями. Документ содержал обвинения состоятельных людей в том, s что они скупают и монополизируют товары первой необходимости, а низшие у должностные лица потакают им.

HU 27 мая 1779 г. в Филадельфии, во дворе State House, состоялся большой £ митинг, где председателем был Дэниэл Робердо. Митинг постановил образо-s вать два комитета. Один должен был исследовать движение цен и выяснить, § до какого уровня их следовало бы принудительно понизить. Другой — иссле-^ довать обвинения торговцев в спекуляции и наказать их. Митинг заявил, что & наживаться в условиях дефицита (profiteering) — аморально, укрывать товары £ от продажи — тем более, и настало время для того, чтобы понизить цены силоса

выми методами. Законы этого не позволяют — значит, народ должен взять это дело в свои руки. Был составлен даже план снижения цен.

Действия обоих комитетов воспринимались как совершенно нестерпимая тирания. Перед этими самозваными трибуналами представали торговцы и бизнесмены, и с ними обходились грубо и без оглядки на заслуги и права. Особенно грубо обошлись с Робертом Моррисом. Ему даже попытались помешать снабжать мукой флот адмирала д'Эстена.

28 июня 1779 г. в Филадельфии произошел мини-бунт артиллеристов, которые только что вернулись в город из форта Миффлин, поприсутствовали на заседании комитета по ценам, затем собрались вместе и приняли обращение, где заявили, что проклятые спекулянты и монополисты заслуживают «кой-чего более острого и ощутимого, чтобы образумить их» ("something more poignant and striking to bring them to reason"). «У нас есть оружие, и мы знаем, как его применять. Если ваш комитет не найдет, как иначе можно преодолеть тупое упрямство индивидов, наши барабаны призовут к оружию!» Радикалы развернули агитацию, объявляя богатых торговцев главными виновниками высоких цен. Самые горячие ораторы договаривались до того, что антиконституционалисты будто бы добивались взвинчивания цен, чтобы отомстить народу за свои политические поражения. Морриса и его единомышленников обвиняли в том, что они равнодушны к общественному благу и их вполне устраивает ситуация, когда они имеют возможность получать сверхдоходы18.

Тем не менее в правление радикалов в Пенсильвании сохранялась обычная судебная процедура, и несколько способных юристов, в том числе Джеймс Уил-сон, успешно защищали таких бизнесменов, как Роберт Моррис, от обвинений. Эти действия спровоцировали знаменитый в пенсильванских анналах «Бунт у форта Уилсона» (Fort Wilson Riot); «форт» в названии этого события — образное наименование укрепленного дома. Утром 4 октября 1779 г. члены комитета по отслеживанию цен устроили собрание милиции в таверне Бэрна (at Byrne's tavern) на окраине города. Пошли слухи, будто они собираются арестовать предполагаемых спекулянтов и то ли расправиться с ними, то ли бросить в тюрьму, то ли выслать. Тогда около 30 близких Уилсону людей — в том ö числе генерал Миффлин, генерал Уильям Томсон (William Thomson) и пол- ^ ковник Кемпбелл (Campbell), и даже какой-то однорукий ветеран — явились "g в его дом, расположенный на углу улиц 3-й и Walnut (это слово в названии ули- g цы означает грецкий орех). Гости начали укреплять дом. Что назревает нешу- ^ точное столкновение, сообщили президенту Риду, который был в тот момент -с болен. Вскоре после полудня толпа из милиционеров и зевак, вооруженная мушкетами и штыками, двинулась вверх по улице Walnut: они били в барабан, вопили и тащили два полевых орудия. Дойдя до дома Уилсона, толпа остано- J3 вилась у ворот. Полковник Кемпбелл из окна приказал им следовать дальше. § По нему начали стрелять. Тогда Миффлин вышел на балкон и попытался обратиться к нападающим с речью. В оконную раму за ним полетели пули. Тогда я

защитники дома открыли ответный огонь. Нападавшие рассеялись, но затем с молотками и дубинами попытались ворваться в дом с черного хода. Стрельба с обеих сторон возобновилась, и нападавшие вновь отступили. В это время к месту происшествия на коне подъехал президент Рид. Понимая, что вот-вот появится милиция штата, нападавшие ретировались19.

В результате столкновения погибло по одному человеку с каждой стороны. Были произведены аресты нападавших, но и несколько защитников «форта Уилсон» получили вызовы в суд и внесли большие залоги за себя. На следующий день — 5 октября — президент Рид устроил в помещении верховного суда штата собрание участников конфликта, где дали слово представителям обеих сторон. После того как они высказали взаимные претензии, Рид выступил с речью, призванной успокоить страсти. Судебного расследования этих событий не было. 13 марта 1780 г. Ассамблея объявила амнистию всем участникам. Как и в ситуации с казнью Карлайла и Симонса, таким образом был «выпущен пар», и попыток насильственно регулировать цены больше не было20.

На выборах, состоявшихся в октябре 1779 г., Джордж Брайан и Чарльз Уил-сон Пил были избраны в состав Ассамблеи. Брайан вскоре стал ее бесспорным лидером. 27 ноября 1779 г. Ассамблея под руководством Брайана отменила хартию Колледжа Филадельфии. Распускались Попечительский совет и преподавательская корпорация. Все это обосновывалось лоялизмом профессуры и попечителей, и было восстановлено в 1789 г. Радикалы предложили и приняли закон о постепенной отмене рабства, учредили Апелляционный суд (High Court of Errors and Appeals). Семья Пеннов была лишена почти всей собственности и права на получение квит-ренты: Джон Пенн сохранил лишь небольшую чисто личную земельную собственность. Однако ему определили компенсацию в 130 тыс. фунтов стерлингов. Под Новый 1781 г. произошло восстание пенсильванских полков Континентальной армии в Морристауне, штат Нью-

cs Джерси. Военные были возмущены отсутствием провизии, недостатком обО

мундирования, скудостью денежного довольствия. Президент Рид сделал все J для скорейшего разрешения этого кризиса, которым пытались воспользоваться « эмиссары англичан.

к

Весной 1781 г. пенсильванская Ассамблея сделала попытку осуществить эмиссию денег штата на сумму, эквивалентную 800 тыс. ф. ст., из них лишь s 100 тыс. имели какое бы то ни было обеспечение. В то же время были ужесточе-& ны наказания за отказ принимать деньги по номиналу (at its face value). Томас s Миффлин и Роберт Моррис попытались отговорить Ассамблею от этой затеи, £ но их письмо осталось без ответа. Предсказания Морриса о финансовом кол-s лапсе сбылись практически сразу. Уже в июне 1781 г. президент Рид вынужден § был честно написать генералу Грину, что бумажные деньги стоят меньше, чем ^ бумага, на которой они напечатаны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<о Некомпетентность Ассамблеи, состоящей из приверженцев конституции £ 1776 г., стала совершенно очевидной как для оппозиционеров, так и для сто-С

ронников действующей власти. Test Act все сильнее раздражал и вызывал еще больше возражений как со стороны лишенных права голоса квакеров, так и со стороны других. Противники конституции стали печатать информацию о растрате общественных денег, о разворовывании конфискованной у лояли-стов собственности, о покупке лотов городской земли на деньги, украденные из казначейства.

Правда, вскоре после 19 октября 1781 г. известия о капитуляции Корнуоллиса под Йорктауном вызвали в Филадельфии кратковременный прилив радикальных настроений21. На осенних выборах новым президентом Исполнительного совета был избран конституционалист Уильям Мур (William Moore, 1735-1793). Рид после отставки занялся юридической практикой. Брайан стал членом Верховного Суда. Конституционалистов в Ассамблее возглавили люди гораздо менее образованные и способные: ирландец Джон Смайли (John Smilie); иммигрант из Ольстера Уильям Финдли (William Findley); местный уроженец Роберт Уайтхилл (Robert Whitehill). Законы, утверждавшиеся ими, часто были юридически некорректными и создавали коррупционные возможности.

Весной 1782 г. Ассамблея по инициативе противников конституции утвердила хартию Банка Северной Америки, разработанную Робертом Моррисом. Уставной капитал составлял 10 млн долл., и управляли им 12 директоров, опытные бизнесмены. Этот банк фактически спас Конфедерацию от финансового коллапса. В Пенсильвании восстановилось нормальное денежное обращение, некоторые банкноты стали приниматься практически наравне с серебром.

7 ноября 1782 г. в Пенсильвании состоялись выборы президента Исполнительного совета. Основным кандидатом стал Джон Дикинсон, которого делавэрцы годом раньше избрали президентом (губернатором) своего штата, но срок его полномочий заканчивался. За Дикинсона был подан 41 голос, за генерала Джеймса Поттера (James Potter) — 32 голоса (он стал заместителем президента).

Пенсильванцы связывали с Дикинсоном большие ожидания, но он не располагал властью, достаточной, чтобы их осуществить. При этом Исполнительный ö совет, а на первых порах и Ассамблею по-прежнему контролировали сторон- ^ ники конституции. Кроме того, властям суждено было пройти еще через одно "g испытание, обусловленное расстройством финансов на федеральном уровне. g Весной 1783 г. пенсильванским солдатам Континентальной армии предло- ^ жили отпуска. Военные действия уже полтора года как не велись, но мир еще -с не был заключен, и Конгресс хотел распустить армию, но так, чтобы иметь возможность вновь оперативно призвать необходимое количество, если Брита- ^ ния не подпишет окончательный мирный договор. Денег за отпуск солдатам J3 не предложили, и ждать их не приходилось. Примерно 50 человек в середине § июня явились в Филадельфию; к ним присоединилось еще около 250 болтавшихся в городе солдат. После полудня 21 июня они двинулись к State House, я

где заседали и Континентальный Конгресс, и Исполнительный совет. Примерно половина солдат была пьяна. Они держали Континентальный Конгресс в осаде около 3 часов. Дикинсон и Сент-Клер смогли их немного угомонить, так что по окончании заседания они довольствовались тем, что «прогнали» депутатов с улюлюканьем сквозь живой коридор. Дикинсон и Континентальный Конгресс после этого покинули Филадельфию (как оказалось, навсегда) и перебрались в Принстон22.

Осенью 1783 г. в Пенсильвании состоялись первые выборы Совета цензоров. По два цензора были избраны от каждого из 12 графств и от города Филадельфия. 13 ноября состоялось первое собрание коллегии23. Председателем был избран Фредерик Мюленберг (Frederick Augustus Conrad Muhlenberg)— сторонник пересмотра конституции, впоследствии первый спикер Палаты представителей Конгресса США. 2 января 1784 г. цензоры после жарких дебатов решили, что некоторые статьи конституции требуют пересмотра, и выбрали комитет из 5 человек, в том числе Артура Сент-Клера, чтобы те составили доклад: указали эти статьи и предложили изменения.

17 января 1784 г. цензоры получили доклад комитета пяти, проголосовали по нему постатейно и после внесения некоторых изменений приняли. По всем статьям расклад был одинаков: за — 12 (в том числе Мюленберг, Сент-Клер и Уэйн), против — 9. Принятие документа заняло всего один день, но он спровоцировал возмущение, которое будоражило жителей штата несколько месяцев.

Комитет Сент-Клера потребовал, чтобы исполнительная власть была передана одному человеку. Ассамблею они предложили разделить на две палаты: собственно палату (a house) и законодательный совет (a legislative council). Цензоры констатировали слишком большую зависимость судей от Ассамблеи и предложили, чтобы назначал их губернатор, с фиксированным жалованием и на неопределенное время (during good behavior). Губернатор должен изби-cs раться народом, иметь право назначений и хотя бы ограниченного вето. Сам принцип представительства — право голоса у всех налогоплательщиков — цен-J зоры пересматривать не предлагали, но количество представителей считали « нужным ограничить: палата — не более 100 чел., совет — не более 50. Наконец

Л

jp цензоры предложили упразднить свою же коллегию — Совет цензоров. ^ Доклад фактически ориентировал пенсильванцев на то устройство, кото-

s рое уже приняли Нью-Йорк и Массачусетс. Однако 47-й раздел конституции

у предполагал, что Совет цензоров имеет право созвать конвент для пересмотра HU конституции, только если за это проголосуют 2/3 Совета цензоров. Но сто-

£ ронников такого решения было лишь 12 из обычно присутствующих 21 или

s 22. На заседаниях разгорелись жаркие дебаты. Консервативное большинство

§ было уверено, что все думающие пенсильванцы на их стороне. Но меньшин-^ ство держалось за букву закона упорно. В конце концов Совет цензоров принял & решение разойтись, передав вопрос о созыве нового конвента на неформальное

£ обсуждение народа, и вновь собраться 1 июня 1784 г. С

Весной 1784 г. Пенсильванию вновь сотрясали дебаты. Главный аргумент меньшинства звучал так: подлинная задача цензоров не в том, чтобы предлагать новую конституцию, а в том, чтобы выявить и осудить нарушения действующей. Единоличная исполнительная власть уже показала себя тиранической, а верхняя палата была бы явным аналогом Палаты лордов, т. е. дорогостоящим клубом привилегированных паразитов. (За «конституционным» меньшинством едва ли стояла даже и треть избирателей: ведь схема представительства была такова, что давала слабо заселенным пограничным графствам такое же представительство, как и старым плотно населенным.) Консервативное большинство отвечало на это в аргументированных статьях. Они указывали, что конституция имеет настолько явные недостатки, что бороться с ее нарушениями нет смысла. Она была принята во времена, когда бушевали партийные страсти, когда многие способные и активные граждане находились на военной службе, а другие дали согласие на эту конституцию, только имея в виду возможность выправить ее изъяны при первом удобном случае.

На рубеже апреля — мая 1784 г. один из цензоров, представлявший Филадельфию, подал в отставку. На его место был избран Джордж Брайан — лидер конституционалистов. Вскоре один из цензоров умер, и на его место был избран сторонник конституции. Стало ясно, что вскоре большинство в Совете цензоров будет у сторонников конституции. Они тем временем собирали подписи под петицией против нового конвента, и к августу собрали 18 тыс. подписей против созыва нового конвента. Фредерик Мюленберг заявил, что его партия потерпела поражение «из-за слепых страстей и партийного духа простонародной толпы»24.

Но и у сторонников конституции поводов для радости было немного. 16 августа 1784 г. Совет цензоров выслушал наконец долгожданный доклад о нарушениях существующей конституции25. Составил его комитет, где преобладали брайановские конституционалисты. Они ставили перед собой две трудно совместимые цели: обелить конституцию и показать, что в нарушениях ее виновны были антиконституционалисты, когда были у власти. Комитет вынужден был признать, что нарушений было много и что далеко не всегда они были С! результатом злого умысла, хотя в докладе главное внимание было обращено ^ на нарушения, имевшие место в 1781 г. и в последующие годы, когда антикон- ^ ституционалисты пришли к власти. |

Доклад показал, что легислатура бесцеремонно вмешивалась в дела испол- ^ нительной и судебной власти и что призвать ее к порядку было некому. Зафик- -с сированы были и нарушения трех пунктов Билля о правах. Нарушения же собственно конституции заключались в следующем. Несколько членов Ассамблеи ^ были казначеями графств, хотя конституция запрещала казначеям служить ^ еще где-либо, кроме милиции. Ассамблея принимала решения по земельным § спорам, о расторжении браков, о прекращении поддержания на средства штата неиспользуемых дорог, вторгаясь тем самым в компетенцию судебной власти. я

Палата позволила нескольким должностным лицам не приносить присягу, требуемую конституцией. Палата присвоила себе право назначать сборщиков налогов, в том числе на должность таможенного сборщика в порту Филадельфии, и других. Конституция ясно давала президенту и исполнительному совету право предлагать на рассмотрение билли, но в феврале 1779 г. палата отказалась рассматривать один из предложенных без объяснения причин. Палата миловала преступников, в том числе троих итальянских моряков, обвиняемых в убийстве своего капитана, хотя конституция давала право помилования исключительно Исполнительному совету. И многократно нарушалось требование конституции, чтобы все билли проходили предварительное общественное обсуждение.

Конституция устанавливала, что все расходы штата оплачиваются из казны штата. Однако военным, защищающим реку Делавэр, палата выплачивала жалование через таможенников, взимавших сборы на подходе к порту, так что значительная часть этих сборов через казну не проходила. Палата не позволила вновь учрежденному графству Файетт (Fayette) избирать представителей в Ассамблею, цензоров и членов Исполнительного совета. Судьи получали не фиксированное жалование, а каждый месяц разной величины. Многие решения Палаты представляли собой вторжение в компетенцию судей (например, устанавливавшее наказание за укрывательство дезертиров); эти нарушения филадельфийские газеты критиковали особенно остро.

Таким образом, цензоры признали, что конституция постоянно и многократно нарушалась и что нарушителем всегда была именно легислатура. Так как в докладе содержалось много пропаганды в пользу конституции, доклад был утвержден лишь 14 голосами против 9. Уэйн, Мюленберг, Сент-Клер и прочие 6 голосовавших против пояснили, что, принимая сказанное в докладе в основном, считают другие части доклада несовместимыми с подлинным назначением Совета цензоров.

Я 16 сентября 1784 г. состоялось заключительное заседание Совета цензоров. G Решено было — 16:10, — что нет необходимости созывать конвент, потому что J это обошлось бы штату в 20 тыс. фунтов стерлингов и только усилило бы борь-« бу между партиями и противостояние секций.

Л

К этому времени антиконституционалисты стали партией, которая под-

% держивала Банк Пенсильвании и Банк Северной Америки — оба основанные

s§ Робертом Моррисом при активном участии деловых людей Филадельфии.

у Не менее критически, чем к конституции штата, они относились и к Статьям Ци Конфедерации. Они также добивались восстановления хартии колледжа в Фи-

£ ладельфии и прекращения преследования нейтралов и пособников англичан.

s Радикалы же из Филадельфии и западных графств были противниками любого

§ налогообложения со стороны Конфедерации и не хотели создания федерально-^ го земельного фонда на Западе26.

& На осенних выборах 1784 г., проходивших в условиях экономического спа-

£ да, сторонники конституции победили в соотношении 3:1. Опьяненные побеси

дой, они (50:12) аннулировали хартию Банка Северной Америки, что привело к кратковременному падению курса бумаг Банка, однако Континентальный Конгресс немедленно выдал Банку Северной Америки новую хартию от своего имени. Ассамблея 1784-1785 гг. превзошла все предыдущие составы по части экстравагантности принимаемых мер. Должностных лиц становилось все больше, платить им приходилось тоже все больше, а эффективность управления падала на глазах. Требование ротации приводило к тому, что на место набравшихся опыта постоянно приходили неумехи. Ждать созыва Совета цензоров в 1790 г. было глупо: 7 наименее населенных графств имели возможность заблокировать любую инициативу, хотя у них было 13 тыс. избирателей, тогда как остальная часть штата насчитывала 56 тыс. Нарастала всеобщая уверенность, что народ имеет подразумеваемое право изменить дурное правительство27.

В октябре 1785 г. Б. Франклин, лишь недавно вернувшийся из Франции, где был посланником, был единогласно избран президентом Исполнительного совета. В течение трех лет своего пребывания в должности Франклин действовал так, что никто не мог понять, к какой партии он в действительности принадлежит. Франклин продолжал высказываться о конституции со всем возможным пиететом, но поддерживал практически все меры антиконституционалистов. Когда же для выработки Конституции США в Филадельфии был созван Конституционный Конвент, Франклин оказал ему все возможное гостеприимство.

Когда 17 сентября 1787 г. Конституционный Конвент разослал новую Конституцию США штатам для одобрения, Пенсильвания ратифицировала ее вторым по счету штатом: уже 12 декабря 1787 г., двумя третями голосов, 46:23. Как правило, сторонники Пенсильванской конституции 1776 г. были противниками Конституции США 1787 г.: Джордж Брайан и Уильям Финдли в октябре — ноябре 1787 г. вели агитацию против ратификации Конституции США, разъезжая по штату. Пенсильванские же сторонники Конституции США инициировали наконец созыв нового конституционного конвента Пенсильвании. Решение об этом приняла Ассамблея 24 марта 1789 г. Конвент приступил к работе 29 ноября. Альберт Галлатин (Abraham Alfonse Albert Gallatin), впоследствии министр финансов США и «отец американской этнографии», представ- С-лял в конвенте графство Файетт и меньшинство, т. е. противников пересмотра ^ конституции. Галлатин признавал впоследствии, что большинство, которое "g выработало новую конституцию штата, составляли лучшие люди и лучшие g мозги. В их числе были Джеймс Уилсон, Томас Миффлин и Тимоти Пикеринг ^ (Timothy Pickering). Но еще больше Галлатина удивило отсутствие сильных -с партийных чувств: обсуждались почти исключительно принципиальные вопросы, искренне, без предрассудков, и было налицо желание через взаимные уступки достичь компромиссного, приемлемого для всех решения. Первым J3 делом делегаты выработали и предложили «общую программу», относитель- § но которой выявилось удивительное единодушие. Все 64 делегата согласились, что исполнительная власть должна быть единоличной (64:0); подавляющее я

большинство высказалось за то, чтобы дать губернатору право ограниченного вето (60:4); за 2-палатную легислатуру (56:5); за независимый статус судей (56:8)28. 2 сентября 1790 г. конвент утвердил новую конституцию. Она оставалась в силе до 1838 г.

Пенсильванское влияние на процесс выработки Конституции США можно охарактеризовать следующим образом. Конституционная реформа 1787 г. состояла в том, что конфедерация американских штатов превратилась в сложно устроенную федерацию, и на федеральном уровне было осуществлено столь же сложное разделение властей: законодательная власть была закреплена в основном (но не вся) за Конгрессом, исполнительная — в основном за президентом, и судебная — в основном за Верховным Судом. Пенсильванцы все свои усилия направляли на усиление федеральной власти в США. Нельзя сказать, что они предложили именно ту схему разделения властей на два уровня, которая в конечном счете была принята: они готовы были и на значительно большую централизацию. Достаточно вспомнить, как 28 мая оба Морриса заявили, что впредь следует отказаться от применения где бы то ни было принципа «один штат — один голос»: всякое представительство должно быть строго пропорциональным, и крупные штаты должны совместно придерживаться именно такой позиции29. Если бы эта точка зрения возобладала, не было бы равного представительства штатов в Сенате США. Гавернир Моррис откровенно симпатизировал жестко централизаторскому плану Александра Гамильтона. Общую схему распределения властных полномочий применительно к федеральному уровню авторы Конституции США 1787 г. позаимствовали из конституции штата Массачусетс, принятой в 1780 г. Пенсильванцы стали рьяными приверженцами этой схемы не по каким-то идеологическим соображениям, а вследствие горького опыта, которого они набрались за годы действия злополучной конституции 1776 г. Хотя в ходе полемики противники конституционной реформы обвиняли ее привер-Я женцев в «аристократизме», на самом деле имела место борьба между двумя

О

разными пониманиями демократии. Пенсильванская конституция 1776 г. во-J площала ее руссоистский вариант, впоследствии гораздо более ярко и кроваво « воплотившийся во Франции в период диктатуры Конвента, в 1792-1795 гг. Другой вариант, который можно условно назвать либерально-демократическим, во-

^ плотился в Конституции США 1787 г. и в пенсильванской конституции 1790 г. «

s «

о ы V

s ¡^

о

H

о -

sS 1 The Records of the Federal Convention of 1787 / Ed. by M. Farrand. Revised Edition in 4 vols.

g New Haven — London, 1966-1987. Vol. III. P. 557-559.

[h 2 О пенсильванских членах Конвента есть собрание биографических очерков: Pennsylvania

^ and the Federal Constitution, 1787-1788. Vol. II. P. 699-711. Там отмечено, что из 56 человек, подписавших Декларацию Независимости США, только 6 подписали также и Кон-

g ституцию, и 4 из них — пенсильванцы. P. 699. С

3 Dictionary of American Biography. Vols. I-XXII. New York, 1928-1940. Vol. V. P. 299-301.

4 Джон Адамс — Абигейл Адамс, 18 сентября 1774 г. [Электронное издание бумаг Адам-сов]: https://www.masshist.org/digitaladams/archive/doc?id=L17740918ja

5 Nevins A. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. Repr.: New York, 1969. (1st ed.: 1924). P. 93.

6 Ibid. P. 103.

7 Ibid. P. 132.

8 Ibid. P. 133, 149.

9 Ibid. P. 149-150.

10 The Federal and State Constitutions Colonial Charters, and Other Organic Laws of the States, Territories, and Colonies Now or Heretofore Forming the United States of America / Comp. and ed. under the Act of Congress of June 30, 1906 by Francis Newton Thorpe. Washington, DC: Government Printing Office, 1909. P. 3081-3092.

11 Electors — это те, кто голосуют непосредственно за того, кого предназначают к должности, т. е. при 2-ступенчатой системе это выборщики, но при 1-ступенчатой — избиратели.

12 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 154-156.

13 Johnson E. E. S. The Test Act of June 13, 1777 // Pennsylvania German Society. Proceedings and addresses. 1930. Vol. 38. P. 9-22.

14 Journals of the Continental Congress. Vol. VIII. Washington, 1907. P. 694-695.

15 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 256-257.

16 https://www.loc.gov/resource/rbpe.1450040a/

17 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 258-260.

18 Ibid. P. 260-261.

19 Reader D. Fort Wilson. URL: https://philadelphiaencyclopedia.org/essays/fort-wilson/

20 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 262.

21 Ibid. P. 263-267.

22 Burnett E. C. The Continental Congress. New York, 1942. P. 577-578.

23 The Proceedings Relative to Calling the Conventions of 1776 and 1790: The Minutes of the Convention that Formed the Present Constitution of Pennsylvania. Together with the Charter to William Penn, the Constitutions of 1777 and 1790, and a View of the Proceedings of the Convention of 1776, and the Council of Censors / John S. Wiesling, ed. Harrisburg, 1825. P. 66-82.

24 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 188-189.

25 The Proceedings Relative to Calling the Conventions of 1776 and 1790. P. 83-103.

26 Nevins А. The American States During and After the Revolution. 1775-1789. P. 191-192.

27 Ibid. P. 197.

28 Foster J. S. The Politics of Ideology: The Pennsylvania Constitutional Convention of 17891790 // Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1992. Vol. 59. No. 2 (Apr.). g P. 122-143. Ö

29 The Records of the Federal Convention of 1787 / Ed. by M. Farrand. Vol. I. P. 11. £

13

я

d

о

REFERENCES

ADAMS J. Letter to Abigail Adams. 1774, Sept. 18 // [Adams Family Papers]: https://www.masshist. K

org/digitaladams/archive/doc?id=L17740918ja (date of access 04.01.2022). g

BURNETT E. C. The Continental Congress. New York, 1942. -Q

Dictionary of American Biography. Vols. I-XXII. New York, 1928-1940. S3

The Federal and State Constitutions Colonial Charters, and Other Organic Laws of the States, Territories, ^ and Colonies Now or Heretofore Forming the United States of America / Compiled and Edited under the Act of +1» Congress of June 30, 1906 by Francis Newton Thorpe. Washington, DC: Government Printing Office, 1909.

CO

JOHNSON E. E. S. The Test Act of June 13, 1777 // Pennsylvania German Society. Proceedings and addresses. 1930. Vol. 38. P. 9-22.

NEVINS A. The American States during and after the Revolution. 1775-1789. Repr.: New York, 1969. (1st ed.: 1924).

Pennsylvania and the Federal Constitution, 1787-1788. New York, 1970. Vol. I—II.

The Proceedings Relative to Calling the Conventions of 1776 and 1790: The Minutes of the Convention that Formed the Present Constitution of Pennsylvania. Together with the Charter to William Penn, the Constitutions of 1777 and 1790, and a View of the Proceedings of the Convention of 1776, and the Council of Censors / Ed. by J. S. Wiesling. Harrisburg, 1825.

FOSTER J. S. The Politics of Ideology: The Pennsylvania Constitutional Convention of 1789-1790 // Pennsylvania Magazine of History and Biography. 1992. Vol. 59. No. 2 (Apr.). P. 122—143.

JOHNSON E. E. S. The Test Act of June 13, 1777 // Pennsylvania German Society. Proceedings and addresses. 1930. Vol. 38. P. 9—22.

Journals of the Continental Congress. 1774-1789 / Ed. by W. C. Ford. Vols. 1—34. Washington, 1904—1937.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pennsylvania. General Assembly. 1778, Nov. 28. URL: https://www.loc.gov/resource/rbpe.1450040a/ (date of access 04.01.2022).

READER D. Fort Wilson. URL: https://philadelphiaencyclopedia.org/essays/fort-wilson/ (date of access 24.05.2022).

The Records of the Federal Convention of 1787 / Ed. by M. Farrand. Revised Edition in 4 vols. New Haven — London, 1966—1987.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

С. А. Исаев. Создание Конституции США: пенсильванский контекст // Петербургский исторический журнал. 2022. № 3. С. 110-135

Аннотация: Ныне действующую Конституцию США выработал Конституционный Конвент, заседавший за закрытыми дверьми в Филадельфии в мае — сентябре 1787 г. Столицей США, где работал Континентальный Конгресс, в то время был Нью-Йорк, Филадельфия же была столицей штата Пенсильвания. В статье рассматривается вопрос: как события в Пенсильвании могли повлиять на процесс выработки Конституции США? Автор показывает, что в рассматриваемое время политическое развитие США и Пенсильвании характеризовалось одной и той же тенденцией. В Пенсильвании действовала конституция 1776 г., но велась борьба за ее пересмотр, который осуществился в 1790 г. В США дей-^ ствовали Статьи Конфедерации 1781 г., но Конституционный Конвент 1787 г. предложил успешную реформу политического строя, в результате которой США из конфедеративного образования превратились в федеративную республику. При этом как в Пенсильвании, так и в США имел место переход ^ от примитивной демократии руссоистского образца, где вся власть была сосредоточена в руках одного выборного органа, к демократии более сложной модели: с разделением властей на законодательную, ис-и полнительную и судебную. Политические события в Пенсильвании 1776-1787 гг. весьма наглядно де-Я монстрировали недостатки примитивной модели демократии и стимулировали усилия, направленные ^ на реформирование государственного устройства США. В работе Конституционного Конвента участво-^ вали девять пенсильванских политиков. Все они подписали Конституцию США и внесли свой вклад в ее ратификацию. Однако пенсильванцы добивались более централизованного устройства США, нежели предусмотренное Конституцией 1787 г. ¡х1 Ключевые слова: Дж. Дикинсон, Конституционный Конвент в Филадельфии 1787 г., Конституция США 1787 г., Г. Моррис, Р. Моррис, пенсильванская конституция 1776 г., пенсильванские антиконститу-н ционалисты, пенсильванские конституционалисты, пенсильванский Совет цензоров 1783 г., Дж. Уилсон.

8 «

а «

о ^

^ \о

FOR CITATION

S. A. Isaev. The Creation of the U. S. Constitution: Pennsylvanian context of the process //

Petersburg historical journal, no. 3, 2022, pp. 110-135

Abstract: The U. S. Constitution, which is still in force, was created by the Constitutional Convention, working behind closed doors in Philadelphia, May — September 1787. That time Philadelphia was the capital city of the Commonwealth of Pennsylvania, but not of the U. S., whereas Continental Congress was working in New York City. The article deals with a question: how the events taking place in Pennsylvania could influence the constitutional process of the U. S.? Author demonstrates that the political development of both U. S., and Pennsylvania had the same trend. In Pennsylvania the State Constitution of 1776 was in force, and there was a struggle for its remodeling, approaching success in the year 1790. In the U. S., the Articles of Confederation 1781 were the only law of land, but the Constitutional Convention proposed the reform of the political model transforming the USA from Confederation to the federal republic. Simultaneously, for both Pennsylvania, and the USA the starting point was a primitive democracy with every power concentrated in one elective collective body, as it was recommended by Jean Jacques Rousseau, — and the arrival point, a democracy of the more complicated model: with division, or rather distribution, of power, legislative, executive, and judicial. The political events in Pennsylvania, 1776-1787 sharply demonstrated the faults of the primitive democracy and provoked efforts aiming the reforming of the American statehood. There were nine Pennsylvanian politicians who took part in the Constitution Convention (John Dickinson, who was sent by the State of Delaware, is added). All they subscribed the U. S. Constitution and made efforts for its ratification. But federalism proposed by Pennsylvanians was not equivalent to the federalism of the U. S. Constitution: they proposed more centralized model, without "one State — one voice" principle at all.

Key words: Constitutional Convention in Philadelphia, 1787, J. Dickinson, U. S. Constitution, 1787, G. Morris, R. Morris, Pennsylvania Constitution, 1776, Pennsylvania Council of Censors, 1783, Pennsylvanian Anti-Constitutionalists, Pennsylvanian Constitutionalists, J. Wilson.

Автор: Исаев, Сергей Александрович — к. и. н., исполняющий обязанности заведующего Отделом всеобщей истории Санкт-Петербургского Института истории РАН.

Author: Isaev, Sergei Aleksandrovich — Candidate of sciences in history, senior researcher, acting chairman of the Department of General History, St. Petersburg Institute of History, Russian Academy of Sciences.

ORCID 0000-0001-9491-3510

X &o

3

-O

Л

я 'S

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.