Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / КОМФОРТНАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шило Наталия Павловна, Паренюк Наталья Юрьевна

В данной статье рассматриваются психологическ ие приёмы и их реализация при изучении иностранного языка в колледже. Показано, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в обучении. Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов: восприятие, запоминание, мышление в речевой деятельности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»



SCIENCE TIME

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОГО КЛИМАТА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Шило Наталия Павловна, Паренюк Наталья Юрьевна, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, г. Белгород

E-mail: shiltse@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются психологические приёмы и их реализация при изучении иностранного языка в колледже. Показано, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов в обучении. Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов: восприятие, запоминание, мышление в речевой деятельности обучающегося.

Ключевые слова: психологический аспект, методические приёмы, межличностные отношения коллектива и преподавателя, комфортная обстановка.

Хочется начать статью словами одной древней притчи. Жил мудрец, который всё на свете знал. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Поместив в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», а сам подумал про себя: «Скажет живая - я её умертвлю, а если скажет мёртвая - выпущу». Подумав, мудрец ответил: «... всё в твоих руках...».

Да, всё в наших руках, а в руках преподавателя всегда есть возможность создать на занятиях такую рабочую атмосферу, в которой обучающиеся будут чувствовать себя комфортно и получать хорошие знания. Чем опытнее преподаватель, тем он больше подбирает методических приёмов отработки материала, тем больше он предвидит психологических подходов к их реализации. И как следствие этого наблюдается парадокс: чем преподаватель опытнее, тем больше он готовится к своему занятию.

Каждое занятие имеет свой содержательный, методический и психологический аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемов, которые тесно связаны с психологическим аспектом. Под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов: восприятие, запоминание, мышление в речевой деятельности студента.

I

»

39

1 SCIENCE TIME 1

Под психологическим аспектом мы также рассматриваем межличностные отношения коллектива, т.е. группы студентов плюс преподаватель, и атмосфера общения, которая, с одной стороны, является следствием этих отношений, а с другой - определяется объективными условиями, в которых происходит урок. Усвоив в достаточной мере технологию преподавания английского языка, продолжая совершенствовать приемы обучения, преподаватель неизбежно сталкивается с менее определенной, но не менее важной стороной урока - его психологическим компонентом. Часто именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяется результатом обучения. Преподаватель убеждается, что без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимально результат не достигается, если не учтены взаимоотношения между студентами в аудитории, между студентами и преподавателем, а также объективные условия, в которых проходит занятие. В этом легко убедиться, если провести тщательно разработанный урок точно по намеченным пунктам, не отклоняясь от предусмотренных форм работы. Результаты занятия могут оказаться хуже ожидаемого только потому, что каждая группа привносит в урок что - то свое, что - то новое, часто неожиданное. Механическое выполнение плана без учета складывающейся в данный момент и постоянно меняющейся учебной ситуации не обеспечивает полноценного обучения английскому языку. Один и тот же урок не может быть совершенно одинаковым в разных группах.

Большинство преподавателей согласны с тем, что, входя в аудиторию, преподаватель должен затаить свое плохое настроение, раздражительность и т.д. Приветливая улыбка, бодрый вид, опрятный костюм - это далеко не все и не главные, но необходимые предпосылки, которые мы стремимся использовать, чтобы создать благоприятный фон для речевого общения.

Положительное эмоциональное воздействие помогает быстрее преодолеть физическую усталость; предстоящие или прошедшие праздники или каникулы; первое занятие после каникул - занятие особенное. Студенты не готовы к речевой деятельности на том уровне, который у них был до каникул и который восстановится через 2-3 занятия, поскольку прекращение регулярных занятий создает массу трудностей при изучении английского языка (каждый студент что - то забыл, совокупность оставшихся знаний всех студентов носит разнородный характер). Отрицательные результаты наблюдаются не только в языковом плане, но и в плане психологическом, так как ослабились старые стереотипы общения.

Как правило, студенты ждут от первого занятия чего - то необычного, и мы стараемся оправдать их ожидание, чтобы укрепить мотивацию к изучению английского зыка. Если студенты с желанием работают, то преподаватель максимально загружает их, поддерживая высокий темп работы.

В психологическом плане преподавателю приходится проявить твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность студентов, преподаватель снова и снова вовлекает их в работу. Студент должен преодолеть

1 SCIENCE TIME 1

себя. Преподаватель в этом ему помогает: предъявляет требования и создает условия для работы. В результате возникает рабочая обстановка, наступает перелом, и обучение входит в нужное русло.

Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для работы, общения и есть тот оптимальный режим занятия, который вырабатывает у студентов устойчивую положительную мотивацию к изучению английского языка. И даже не используя самые передовые методические приемы, преподаватель всегда добьётся хороших результатов, когда он умеет создавать обстановку, при которой студенты работают в полную силу. Безусловно, важным условием создания благоприятной атмосферы общения, управления деятельностью студентов является учет их индивидуально - психологических особенностей. При организации диалогической речи, ролевых игр необходимо учитывать не только уровень знаний, особенности характера и темперамента, но и такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди студентов.

Да, специфика урока английского языка не позволяет нам увлечь студентов своим рассказом так, как это бывает, скажем на уроке родного языка. Да, мы не можем позволить себе превратить студента в объект обучения. Кроме того, обучающиеся постоянно чувствуют дискомфорт от того, что не могут на английском языке выразить свои мысли с таким же богатством лексических, стилистических и грамматических оттенков, как на родном. Их речь носит несколько упрощенный характер.

Поэтому, организуя деятельность студентов, на каждом этапе занятия преподаватель выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально - психологическое состояние обучающихся.

Нет сомнения, что преподаватель английского языка должен уметь владеть приемами театрального искусства в той мере, какая позволила бы удерживать внимание обучающихся и управлять ими в течение всего урока.

Следует отметить, что нарушить психологический комфорт занятия может частое исправление ошибок, хотя оно и делается преподавателем из лучших побуждений. При прослушивании монологической речи студента, преподаватель всегда должен иметь под рукой чистый листок бумаги и ручку, где он может отмечать ошибки обучающегося. И только после ответа преподаватель разберёт все грамматические и фонетические ошибки студента.

В методической литературе встречается мнение о том, что преподаватель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора. Под чувством юмора мы понимаем такую речевую способность преподавателя, которая вызывает у студентов смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном счете для улучшения психологического климата занятия. Естественно, что чувство юмора учителя основывается на такте и уважения к студентам.

Но даже если преподаватель и обладает этим свойством, этого еще недостаточно для его реализации, которая идет по такой схеме: высказывается реплика преподавателя - восприятие и осмысление этой реплики студентами -

1 SCIENCE TIME 1

результат в форме улыбки, смеха, желания учить предмет. Как мы видим, необходима еще и психологическая готовность студентов воспринимать юмор.

Разрядку можно проводить и в форме музыкальной паузы. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. При прослушивании же музыкальных произведений английских и американских композиторов происходит не только расслабление, снятие напряжения, но и знакомство с музыкальной культурой Великобритании и Америки. Классическая музыка создает благоприятный климат на уроке. Благодаря музыке снижается психологическая нагрузка обучающихся, повышается эмоциональный тонус, а также мотивация к изучению иностранного языка.

Приятная музыка, сопровождаемая тихим голосом преподавателя, является хорошим видом релаксации, так как создает расслабляющую атмосферу.

Например, учитель включает спокойную музыку и произносит текст:

Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let's pretend it's summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause)Your troubles float away. You love your relatives, your collage and your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

Придается особое значение заключительному этапу урока. Даже если занятие прошло удачно и эффективно, именно последние этапы должны вызвать у студентов наибольший эмоциональный подъем, ощущение прогресса в своих знаниях, желание прийти на урок английского языка как можно скорее.

Мы считаем, что занятие удалось, если студент не только усвоил определенный языковой материал, но в конце урока воскликнул: «Звонок! Сегодня так быстро!».

Литература:

1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004.

2. Ягодкина О.П. Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС / О.П. Ягодкина. // Молодой ученый. - 2017. - № 22 (156). - С. 209-211 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/156/44059/ (дата обращения: 27.03.2021)

3. Коряковцева Н.Ф. Теория и методика обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. - М.: Академия, 2010. - 192 с.

»

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.