Научная статья на тему 'Создание команды как фактор личностно-профессионального саморазвития педагогов образовательного учреждения'

Создание команды как фактор личностно-профессионального саморазвития педагогов образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
КОМАНДА / КОЛЛЕКТИВ / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОМАНДЕ / КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ / TEAM / COLLECTIVE GROUP / PERSONALITY OF THE TEACHER / JOINT ACTIVITY IN THE TEAM / CORPRATE SPIRIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волгина Ирина Владимировна

Статья посвящена личности педагога в коллективе. Объектом внимания выступает формирование качеств педагога в его взаимодействиях с другими педагогами как субъектами общения и сотрудничества. Приводятся личностные качества, влияющие на эффективность профессиональной деятельности в составе команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating a Team as a Factor of Personal-professional Self-development of the Teachers in Educational Institutions

The article is devoted to the personality of the teacher in the team. The object of attention is the formation of the teacher's qualities in his interactions with other teachers as the subjects of communication and cooperation. Personal qualities that influence the effectiveness of professional work within a team are given in the article.

Текст научной работы на тему «Создание команды как фактор личностно-профессионального саморазвития педагогов образовательного учреждения»

УДК 371.132+371.311.3

Создание команды как фактор личностно-профессионального саморазвития педагогов образовательного учреждения

И. В. Волгина

Статья посвящена личности педагога в коллективе. Объектом внимания выступает формирование качеств педагога в его взаимодействиях с другими педагогами как субъектами общения и сотрудничества. Приводятся личностные качества, влияющие на эффективность профессиональной деятельности в составе команды.

Ключевые слова: команда; коллектив; личность педагога; совместная деятельность в команде; корпоративный дух.

В современном мире по мере перехода страны к рыночной экономике и усложнения задач, стоящих перед образовательными учреждениями, руководители все более осознают необходимость повышения эффективности работы своих коллективов для достижения должных результатов и поддержания трудового энтузиазма. Поэтому наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств. Ученые приходят к выводу о том, что команда — это не набор отдельных личностей, которые могут преследовать разные цели, а единое целое, коллектив единомышленников. По мнению В. А. Караковского, команда — это «не арифметическая сумма выученных по одной программе ремес-

ленников, «пирожков ни с чем», а педагогическое сообщество творческих личностей, настоящих профессионалов» [6, с. 63], ставящих общие цели и совместно их достигающих. Именно общность целей — наиболее важное условие формирования команды. Организация команды требует от каждого её участника стремления к общему успеху, поскольку, когда человек делит с другими успех, он склонен оказывать им поддержку. Движение к общей цели заставляет человека меняться.

Как показывают наблюдения, работа в коллективе (команде) способствует переосмыслению своих поступков. По словам С. Л. Рубинштейна, процесс переосмысления собственных действий, поступков, жизненного пути человека «образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни» [9, с. 640]. У членов одной команды, в нашем случае — педагогов, развивается адекватное самоотношение.

Восприятие человеком собственного опыта, переживаний, называемое само отношением, рассматривали И. А. Донцов, В. Н. Мя-сищев, К. Роджерс, К. Хорни, Э. Эриксон и др. Именно самоотно-шение является регулятором взаимодействий человека с другими людьми, его коммуникативной, познавательной деятельности и других видов социальной активности. Самоотношение, на наш взгляд, есть определенный стимул к творению личности, генератор, побудитель к творческому самоизменению, преобразованию себя как «самораз-вивающейся целостности» (Л. Н. Куликова) [8, с. 118], это стремление к идеалу в «деятельностно-преобразующем предназначении» человека (В. С. Степин) [13, с. 183]. Отношение к себе предполагает наличие способности человека познать свои достоинства и недостатки, адекватно их оценить: это способствовало бы противостоянию негативному влиянию социума. Если же человек не принимает себя,

а ценит только достоинства, получившие одобрение у других, то он испытывает напряженность и тревогу, его психическое здоровье нарушается.

Благодаря самоотношению, личность может «перерешивать» свою судьбу с позиций «ценностных ориентаций и заново осознанной личной ответственности, как бы заново принимая (или отвергая) свой предшествующий личностно-профессиональный выбор» [8, с. 13]. Повышается и самоуважение человека, что позволяет ему ответственно и позитивно относиться к своим действиям и поступкам, «центрируясь на ростках положительного» (Е. А. Климов) [7, с. 176], создавать продуктивный самонастрой, способствующий, в свою очередь, возникновению более глубоких эмоциональных доброжелательных взаимоотношений с людьми в команде, с окружающим миром, обществом.

Если рассматривать феномены самоуважения и уважения к личности как нравственные ценности в масштабах современного общества, то можно сказать также, что, «гарантируя уважение к внутреннему миру личности, общество гарантирует сохранение собственных ценностей и универсальных идеалов» [9, с. 37]. Уважение к себе и к другим преобразуется в признание общественных норм, ценностей, установлений, актуальных в том числе при работе в команде профессионалов.

Как отмечает Ж. Годфруа, именно самоуважение «превращает индивидуума в творческую личность, способную заботиться о других людях и о благополучие человечества» и позволяет достигать «стадии самореализации» [5, с. 92]. Мы согласны с К. Роджерсом, который считает, что человек с рождения испытывает нужду в принятии себя — теплом, положительном отношении к себе и другому как к человеку, безусловно, ценному, независимо от того, в каком он находится состоянии, как себя ведет, что чувствует [11, с. 218]. Э. Фромм подчер-

кивает: «Уважение — вовсе не преувеличение достоинств другого человека, преклонение перед ним. Нет, это умение оценивать человека беспристрастно и при этом видеть его уникальность, желать всестороннего развития его индивидуальности. Уважение исключает принуждение, эгоистические амбиции» [12, с. 115]. Принятие другого человека предполагает не только уважение и теплые чувства к нему, но и веру в его положительные изменения, развитие. Эту мысль продолжает Р Бернс: «Всякий человек при условии позитивного самовосприятия чувствует себя более удовлетворенным; повышается его уверенность себе, продуктивность и эффективность его работы» [2, с. 308].

С. Л. Братченко, опираясь на идеи К. Роджерса, подтверждает, что «источник и движущие силы личностного роста находятся не вне человека, а в нем самом», что «только уважающий себя, достаточно уверенный в себе, в своих силах человек открыт для непростого и рискованного освобождения, самораскрытия и саморазвития» [3, с. 22—23].

Развить в себе самоуважение позволит человеку ощущение своей значимости, необходимости в нем окружающих, которое даст возможность раскрыть свой личностный и творческий потенциал, самореализоваться в совместной деятельности. При отсутствии в человеке уверенности в том, что окружающие заинтересованы в его самореализации, имеющиеся «возможности и потенции человека глохнут и отмирают» [12, с. 642].

Принимая позиции названных ученых и учитывая результаты нашего исследования, мы можем отметить чрезвычайно важный отличительный признак команды — совместная организованная работа её участников. Именно при совместной работе члены команды соразмеряют свои усилия и ритм деятельности. Каждый из них стремится не только внести индивидуальный вклад в общий трудовой процесс, но и выполнить свою часть работы так, чтобы дру-

гой участник команды смог более эффективно выполнить свою часть работы.

Поэтому в своей работе с педагогами для их сплочения в единый коллектив-команду мы использовали игры и упражнения, которые пробуждали у них интерес друг к другу, помогали сформировать позитивную самооценку у каждого из них и научиться работать в команде.

Как показало наше исследование, педагоги, работая в команде, достигали поставленных целей в атмосфере не соперничества, а кооперации, давали волю своей фантазии и интуиции и стали более раскрепощенными в общении друг с другом. Тот, кто кооперируется с другими, обычно легче доверяет людям. Он может рассчитывать на то, что его дружелюбное отношение к окружающим найдет такой же отклик. Доверие влечет за собой открытость, что является фактором душевного здоровья и важной деятельностью в построении личных отношений с другими, что в свою очередь, способствует личностнопрофессиональному саморазвитию.

Роль окружающих в личностном росте человека неоднократно исследовалась в гуманистической психологии. Так, А. Маслоу утверждал: «Принимая человека как самостоятельную сущность, таким, какой он есть, мы не будем вмешиваться, не будем выдвигать абстрактных требований, не будем манипулировать. И насколько прочно нам удастся удержаться в этой спокойной, взвешенной позиции любящего приятия, настолько близко мы приблизимся к объективности» [9, с. 31 — 32]. А. Адлер отмечал, что, «если мы хотим по-настоящему помочь человеку, необходимо придать ему мужества, веры в себя и ясности в понимании им своих ошибок» [1, с. 123]. Рассматривая феномены самоотношения и самоуважения, мы включаем их в содержание понятия «личностно-профессиональное саморазвитие педагогов», актуализирующееся в процессе взаимодействия педагогов как субъектов общения и сотрудничества.

В ходе нашего исследования мы проводили такие мероприятия с педагогами, которые давали им возможность проявлять творческие способности, предлагать свои варианты решения профессиональных задач. Мы старались создавать такую обстановку, в которой каждый педагог мог бы внести свой вклад в работу коллектива и ощутить себя его полноправной частью. Именно сотрудничество помогает человеку сосуществовать с другими, ценить отношения с ними и позитивно относиться к их успехам. В атмосфере сотрудничества педагоги склонны оказывать друг другу поддержку и помощь. В связи с этим и руководителю образовательного учреждения важно создавать оптимальный климат, в котором будут царить заинтересованность, взаимоуважение, признание самобытности каждого человека.

В свете задач нашего исследования мы считаем важными и такие личностные качества педагога, как ответственность и инициативность. Они актуализируются благодаря корпоративному духу в коллективе и влияют на продуктивность профессиональной деятельности. Например, ответственность — черта, которая формируется в процессе совместной деятельности в результате интериоризации социальных ценностей, норм и правил. «Чувствовать себя ответственным — значит быть готовым помочь реализовать явные или скрытые потребности другого человеческого существа. Чувство ответственности не допускает чувства отстраненности от проблем другого человека» [14, с. 115].

Итак, работа по созданию команды педагогов должна быть нацелена на формирование у них качеств, которые позволяют им совместно решать профессиональные задачи (рис. 1).

Работа в команде профессионалов подчиняется принципу движения к общей цели на основе совместной организованной деятельности, которая заставляет участников команды формировать в себе необходимые для этого качества.

Стремление к общему успеху

Самоуважение, позитивная самооценка, адекватное самоотношение, ощущение своей значимости и нужности

Ответственность

Уважение, дружелюбное отношение к другим, вера в возможность положительных изменений в них

Инициативность

Умение соразмерять свои и чужие усилия и ритм деятельности

Рис. 1. Качества педагога, формируемые при работе в команде

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер ; перевод Е. А. Цы-пина. — Санкт-Петербург : Гуманитарное агентство «Академический проект», 1997. — 256 с.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : перевод с англ. / Р. Бернс ; ред. В. Я. Пилиповский. — Москва : Прогресс, 1986. — 422 с.

3. Братченко С. Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие / С. Л. Братченко. — Санкт-Петербург Издательство общества Я. Корчака, 1999. — 51 с.

4. Гаврилин А. В. Обретение своего лица : о педагогической программе развития : [Разраб. прогр. развития шк.] / А. Гаврилин // Директор школы. — 1995. — № 3. — С. 5—15.

5. Годфруа Ж. Что такое психология : в 2 томах ; пер. с франц. / Ж. Годфруа. - Москва :Мир, 1992. - Т. 1-2.

6. Караковский В. А. Учитель — ключевая фигура нового века /

В. А. Караковский // Педагогическое образование и наука. — 2000. — № 1. — С. 60—63.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — 2-е изд., испр. — Москва : Академия, 2005. — 304 с.

8. Куликова Л. Н. Личность педагога в воспитательной системе образовательного учреждения / Л. Н. Куликова // Подготовка учителя в условиях гуманистической парадигмы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. — Хабаровск : ХГПУ, 1998. —

С. 9-38.

9. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Мас-лоу ; перевод с англ. А. М. Татлыбаевой. — Санкт-Петербург : Евразия, 1999. — 430 с.

10. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика / А. Менегетти ; пер. с итал. Д. Ю. Петрова. — Пермь : Хортон Лимитед, 1993. — 76 с.

11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека : перевод с англ. / К. Р. Роджерс ; пер. М. М. Исенина, общ. ред., авт. пре-дисл. Е. И. Исенина. — Москва : Прогресс-Универс, 1994. — 480 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; сост., авт. послесл., коммент. : А. В. Брушлинский, К. А. Абульха-нова-Славская. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 712 с.

13. Степин В. С. Ценностные основы и исторические перспективы техногенной цивилизации / В. С. Степин // Науковедение. — 1999. — № 1. — С. 101 — 111.

14. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть?; пер. с англ. / Э. Фромм. — Киев :Ника-Центр, 1998. — 400 с. — (Серия «ПОЗНАНИЕ», Вып. 7).

© Волгина И. В., 2012

Creating a Team as a Factor of Personal-professional Self-development of the Teachers in Educational Institutions

I. Volgina

The article is devoted to the personality of the teacher

in the team. The object of attention is the formation of the

teacher's qualities in his interactions with other teachers as the

subjects of communication and cooperation. Personal qualities

that influence the effectiveness of professional work within a team are given in the article.

Key words: team; collective group; personality of the teacher; joint activity in the team; corprate spirit.

Волгина Ирина Владимировна, ассистент кафедры иностранных языков, ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Минз-дравсоцразвития России» (Екатеринбург), volgina7@gmail.com.

Volgina, I., assistant of the Foreign Languages Chair, State Educational Institution of Higher Professional Education “Ural State Medical Academy Ministry of Public Health of Russia” (Yekaterinburg), volgina7@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.