Научная статья на тему 'Создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра'

Создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радецкий А.В.

Развитие и распространение кластерных центров по информатизации является важным фактором экономического роста. Для Ханты-Мансийского автономного округа их развитие и использование в экономической сфере является стратегической задачей, реализация которой позволит повысить производительность предприятий и организаций практически всех отраслей экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радецкий А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра»

хочу всё...

создание кластерных центров по информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра

РадецкийА.В.

аспирант

Челябинского

государственного

агро-инженерного

университета

Развитие и распространение кластерных центров по информатизации является важным фактором экономического роста. Для Ханты-Мансийского автономного округа их развитие и использование в экономической сфере является стратегической задачей, реализация которой позволит повысить производительность предприятий и организаций практически всех отраслей экономики региона.

Концептуальная работа по решению на федеральном уровне региональных аспектов информатизации определяется рядом проблем.

Во-первых, кардинальные политические, экономические, социальные и технологические изменения в обществе вызывают повышенный спрос на информационные продукты и услуги. Это придает особое значение исследованиям такого спроса и переориентации усилий по информатизации на его удовлетворение по сегментам некоммерческого и коммерческого рынка. Каждый регион в этом отношении обладает своей особой спецификой. Во-вторых, уменьшаются финансовые возможности потенциальных потребителей информационной продукции и услуг, а также государственная поддержка их производителей. Усугубляет ситуацию тот факт, что проводимые в России в последние годы работы в рамках отдельных федеральных отраслей и ведомств были слабо скоординированы между собой и не согласовывались с программами информатизации регионов. Это существенно снижало общий эффект производимых бюджетных инвестиций, приводило к значительным финансовым потерям.

оссийское предпринимательство

В-третьих, серьезным препятствием для региональной информатизации является неурегулированность правовых норм на федеральном уровне, связанных с обеспечением функционирования и взаимодействия всех субъектов информационных отношений: граждан, юридических лиц, федеральных и территориальных органов государственного управления. Данные проблемы являются типичными не только для Ханты-Мансийского автономного округа, но и для России в целом. Однако благодаря опережающему развитию нормативно-правовой базы в регионе ряд этих проблем удалось своевременно снять, что и обеспечило достаточно быстрые темпы информатизации округа, позволило достичь значимых результатов и накопить большой опыт работы в данной области. Ханты-Мансийский автономный округ с самого начала активно включился в процесс развития информационных технологий. Доля регионального бюджета, расходуемая на информатизацию, постоянно повышается. В 2004 году она составляла 0,11%. Большая часть этих денег расходовалось на формирование автоматизированных информационных ресурсов (35%) и сопровождение локальной вычислительной сети (35%), 22% - на формирование единой инфраструктуры информационной системы, 7% - на решение научно-практических вопросов, 1% - на разработку программ информатизации, организацию консультаций и экспертиз во время проведения конкурсов. Планомерное развитие информатизации в округе берет свое начало с утверждения Концепции информатизации постановлением главы администрации от 05.06.96, № 206. Нормативно-правовую базу в области информатизации в округе составляют Закон об информационных ресурсах Ханты-Мансийского автономного округа и более 130 постановлений и распоряжений главы администрации и правительства по вопросам формирования, использования и защиты информационных ресурсов. Комитет по информационным ресурсам Администрации Ханты-Мансийского округа (КИР) был создан в 1997 г. для осуществления госуда-

опережающее

развитие

нормативно-

правовой базы

в регионе

обеспечило

достаточно

быстрые темпы

информатизации

округа

Ханты-Мансийский автономный округ

_с самого начала

активно включился в процесс развития

_информационных

_технологий

рственной политики в сфере информатизации, формирования информационных ресурсов на территории округа, а также с целью эффективного и качественного информационного обеспечения принятия управленческих решений органами государственной власти. В целях лучшей организации внедрения и сопровождения проектов в рамках Концепции информатизации автономного округа и мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия», улучшения информационно-аналитического и технического обслуживания органов власти на территории автономного округа распоряжением правительства автономного округа № 167-рп от 10.03.2004 было создано ГУ «Окружной центр ИКТ». Семь лет успешной работы по реализации Концепции информатизации Ханты-Мансийского округа - огромный опыт. Все информационные системы и программы, созданные в комитете либо приобретенные за счет средств окружного бюджета, безвозмездно передаются в подразделения органов власти, в бюджетные организации, во все муниципальные образования округа. Однако в процессе формирования информационной системы территориального управления автономного округа были выявлены проблемы, обычно возникающие при внедрении и развитии ИТ-проектов:

1. Недостаточное взаимодействие различных министерств и ведомств по вопросам формирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Слабое взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам внедрения информационных технологий и создания единой информационной системы территориального управления.

3. Недостаточное развитие нормативно-правового регулирования и организационно-методического обеспечения процессов информатизации.

российское предпринимательство

4. Отсутствие методических рекомендаций и нормативов по расчетам затрат на внедрение, эксплуатацию, развитие информационных систем для обоснования бюджетных расходов по статье «Информатика».

5. Становление системы подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и квалифицированных пользователей, которая находится на этапе начального формирования в автономном округе, и как следствие - дефицит ИТ-специалистов в регионе.

6. Недостаточное понимание важности вопросов финансирования сферы информатизации руководителями органов государственной власти и местного самоуправления.

К 2002 году (году принятия ФЦП «Электронная Россия») в Ханты-Мансийском автономном округе была сформирована телекоммуникационная инфраструктура информатизации, создана региональная корпоративная сеть органов власти для внедрения и эксплуатации корпоративных информационных систем. В настоящее время в округе реализуется в общей сложности 15 мероприятий ФЦП «Электронная Россия», осуществление которой на региональном уровне требует информирования широкой общественности о ее целях и задачах, основных мероприятиях, осуществляемых в регионе и влиянии этих мероприятий на повседневную жизнь населения. Таким образом, активное включение округа в реализацию ФЦП - закономерный этап. Формирование позитивного отношения населения к ФЦП способствует ускорению информатизации региона и повышает эффективность программных мероприятий. С помощью публикаций в СМИ, выступлений по радио и телевидению, а главное - на официальном сайте органов власти округа в разделе «Информатизация» особое внимание уделяется информационному сопровождению ФЦП «Электронная Россия».

в настоящее время в округе реализуется в общей сложности 15 мероприятий ФЦП «Электронная Россия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.