Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ КЛАССА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1970-1980 ГГ.)'

СОЗДАНИЕ КЛАССА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1970-1980 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ / NAVY / МОРСКАЯ РАДИОЭЛЕКТРОННАЯ РАЗВЕДКА / NAVAL ELECTRONIC RECONNAISSANCE / БОЕВАЯ СЛУЖБА / COMBAT SERVICE / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ / DOMESTIC RECONNAISSANCE SHIPS / КЛАСС / CLASS / ПРОЕКТ / PROJECT / ТИП / TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

В статье рассказывается о создании класса разведывательных кораблей в отечественном Военно-мор- ском флоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шель Вячеслав Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF RECONNAISSANCE TYPE SHIPS IN RUSSIAN NAVY HISTORICAL EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF RUSSIAN RECONNAISSANCE SHIPS (1970-1980)

The article describes the creation of the type of reconnaissance ships in the Russian Navy.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ КЛАССА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ (1970-1980 ГГ.)»

и

ж • история военной разведки_

В.В. ШЕЛЬ V.V. SHEL

СОЗДАНИЕ КЛАССА РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ КОРАБЛЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Исторический опыт развития и применения отечественных разведывательных кораблей (1970—1980 гг.)

CREATION OF RECONNAISSANCE TYPE SHIPS IN RUSSIAN NAVY

Historical experience of development and application of Russian reconnaissance ships

(1970—1980)

Сведения об авторе. Шель Вячеслав Вячеславович — докторант Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, кандидат военных наук (Москва. E-mail: schell77@mail.ru).

Аннотация. В статье рассказывается о создании класса разведывательных кораблей в отечественном Военно-морском флоте.

Ключевые слова: СССР; Военно-морской флот; морская радиоэлектронная разведка; боевая служба; отечественные разведывательные корабли; класс; проект; тип.

Information about author. Vyacheslav Shel - Doctoral Candidate of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel, Cand. Sc. (Mil.) (Moscow. E-mail: schell77@mail.ru).

Summary. The article describes the creation of the type of reconnaissance ships in the Russian Navy.

Keywords: USSR; Navy; naval electronic reconnaissance; combat service; domestic reconnaissance ships; type; project; class.

Выстроенная и отлаженная к началу 1970-х годов систематически ведущаяся морская радиоэлектронная разведка (РЭР) сил вероятного противника в океанских районах и морских зонах являлась важной составляющей обеспечения боевой готовности Военно-морского флота (ВМФ) СССР. Основными источниками информации для этого вида разведки были радиосвязь, радиотехнические средства, радиолокация и гидроакустические системы военно-морских сил иностранных государств1. Для ведения морской РЭР в состав ВМФ поступали разведывательные корабли (рзк), численность которых на флотах стремительно росла.

ВЕЛИЧЕНИЕ в дивизионах количества кораблей разведки до 12—16 единиц привело к реорганизации в начале 1970-х годов структуры управления силами, в связи с чем на флотах были сформированы бригады рзк2. Из состава боеготовых сил такого соединения выделялся корабль, который приказом по бригаде объявлялся дежурным. После получения сигнала «Боевая тревога дежурному кораблю!» рзк через 4 часа должен был выйти из базы для решения поставленных задач.

Рост числа провокационных действий и инцидентов на море и в воздушном пространстве в 1960-е годы, регулярных взаимных обвинений между СССР и США в их создании, а также трудозатрат-ность обеспечения деятельности рзк боевыми кораблями заставили

пойти противоборствующие стороны на уступки друг другу. Так, в результате сложнейших переговоров в мае 1972 года появилось «Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним». Теперь при маневрировании корабли должны были использовать специальные сигналы, удерживаться на расстоянии, исключавшем риск столкновения. Нашим морякам к кораблям США было запрещено приближаться на дистанцию ближе 2 миль, к кораблям Великобритании — 3 миль. Однако это способствовало решению проблемы лишь частично, в полной мере решить её было невозможно в условиях продолжавшейся «холодной войны».

Так, в апреле 1973 года малый рзк «Анероид» осуществлял раз-

ведывательные действия в ходе траления морских мин американскими ВМС в ходе операции «Энд Свин» во Вьетнаме. Пытаясь помешать действиям советских морских разведчиков, один из американских океанских буксиров имитировал столкновение с нашим рзк, стоявшим на якоре. В сентябре 1973 года юго-восточнее о. Исландия при разведке учения научно-исследовательских (нис) и кабельных судов «Справедливое сотрудничество» на средний рзк «Находка» осуществило навал нис военно-морских сил (ВМС) США «Артемис». И в последующие годы против советских рзк неоднократно совершались провокационные действия со стороны ВМС США, но без фактического применения оружия. Во всех случаях провокаций советские моряки показали образцы му-

в

и

_В.В. ШЕЛЬ. Создание класса разведывательных кораблей... •

жества, стойкости, отваги и верности своему воинскому долгу, а действия командиров кораблей при разборе, как правило, признавались правильными. Корабли, подвергнувшиеся обстрелам, получали множественные пробоины корпуса и надстроек, возникали пожары, выводилась из строя часть радиоэлектронных средств. Имитация навалов и таранов кораблями и судами вероятного противника на советские рзк преследовала цель вытеснить их из районов разведки, в том числе в непосредственной близости к зонам боевых действий в локальных войнах и вооружённых конфликтах.

Используя опыт строительства рзк на базе корпусов гидрографических судов, а также в целях дальнейшего увеличения водоизмещения, дальности плавания кораблей разведки и в целом для повышения эффективности ведения морской РЭР в 1969—1972 гг. уже в корпусах больших морозильных траулеров были построены следующие корабли: 4 больших рзк проекта 394Б — «Приморье», «Крым», «Кавказ», «Забайкалье» и 2 больших рзк проекта 994 — «Запорожье» и «Закарпатье»3. Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР) непосредственно курировало их строительство и оснащение самым современным радиоэлектронным вооружением4. Они были построены в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе по специально разработанному проекту: водоизмещение 4264 т, скорость хода 13,7 узла, автономность 100 суток, дальность плавания 15 600 миль и экипаж 110 человек5. До 1977 года они классифицировались как экспедиционные океанографические суда (эос). В структуре больших рзк были предусмотрены 3 службы, ответственные за добывание разведывательных данных, и служба обработки информации, учреждена должность заместителя командира

по разведке. Корабли оснащались аппаратурой, предназначенной не только для сбора, но и для первичной обработки информации, что существенно повышало эффективность разведывательных операций и оперативность передачи добытых сведений командованию. Корабли-черноморцы «Крым» и «Кавказ» вели разведку в средиземноморском регионе. Тихоокеанцы «Приморье» и «Забайкалье» сосредоточились на разведке американского ракетного полигона, где проходили испытания межконтинентальных баллистических ракет и противоракетного оружия. Этот полигон протянулся от базы Ванденберг в Калифорнии до атолла Кваджелейн в группе Маршалловых островов.

Были случаи и абсолютного новаторства при применении рзк. Так, в 1970 году для повышения эффективности ведения разведки была предпринята попытка создать пеленгаторную сеть из трёх рзк — «Архипелаг», «Пелорус» и «Эхолот», одновременно находящихся на боевой службе в Атлантике. Несмотря на целый ряд технических трудностей,связанных с отсутствием специализированной аппаратуры для технического распознавания и пеленгования сложных видов передач, она функционировала успешно. В 1972 году малым рзк «Репитер» на позиции между Фарерскими островами и северо-восточным побережьем Исландии была успешно осуществлена разведка тропосферной линии связи, которая соединяла Европу с Канадой и США. В дальнейшем рзк постоянно будут вести разведку таких линий связи, добывая ценную информацию. В 1972 году в походе среднего рзк «Харитон Лаптев» его командиром совместно с представителями науки были разработаны тактические приёмы и порядок проведения работ при записи шумовых характеристик подводных лодок. Кроме того, трофеем рзк стал поднятый на борт в заливе Онслоу беспилот-

ный летательный аппарат 1МЮ-74А, который позже был отправлен в Москву.

В ходе арабо-израильской войны 1973 года наиболее ценные разведывательные данные добывались рзк «Кавказ», «Крым», «Курс», «Ладога» и «ГС-239». В 1979 году в походе большой рзк «Запорожье» поднял на борт упавший с авианосца «Форрестол» спасательный плот. Сначала над рзк завис вертолёт «Си Кинг», который просемафорил прожектором просьбу вернуть плот. Потом с вертолёта опустили на борт рзк распечатку донесения от командира 6-й авианосной группы в адрес командира советского рзк с требованием вернуть поднятое в океане имущество флота США, дабы избежать официального протеста по дипломатическим каналам. Плот, уже осмотренный разведчиками, пришлось вернуть.

Имело место в истории отечественной морской РЭР и использование конфискованного судна. Так, в 1972 году разведка Тихоокеанского флота (ТОФ) приобрела у пограничников Дальневосточного пограничного округа конфискованную у японских рыбаков за незаконный лов рыбы в советских территориальных водах шхуну водоизмещением 152 т, получившую наименование «ГС-236»6. Первое время шхуна содержалась за счёт штата других кораблей бригады рзк ТОФ, позже был набран её собственный штат с численностью экипажа 17 человек.

В 1973 году в состав Северного флота (СФ) вошёл малый рзк «Сириус» («МБ-7», «УТС-267»), переоборудованный из морского буксира «Заря» проекта 733 ленинградской постройки (ССЗ «Петрозавод»), с водоизмещением 890 т, скоростью хода 13,2 узла, автономностью 30 суток, дальностью плавания 8 000 миль и экипажем 31 человек7. В ходе Ближневосточного кризиса 1973 года рзк Черноморского флота (ЧФ) «Крым», «Курс», «Ладога» и «ГС-239» успешно вскрыли состояние боевой готовности вооружённых сил

Большой разведывательный корабль «Кавказ» Малый разведывательный корабль «Угломер»

(проект 394Б) (проект 1824Б)

в и

ж • история военной разведки

Израиля и выполнили другие, не менее важные разведывательные задачи. В период 1976—1989 гг. на базе опытного судна в Рыбинске и Клайпеде были построены и переданы ВМФ 4 малых рзк проекта 1824Б — «Анемометр», «Гироскоп», «ГС-13», «Угломер». Примечательно, но два из четырёх этих малых рзк получили высвободившиеся названия выведенных из состава ВМФ и списанных ранее кораблей класса «Логгер» — «Гироскоп» и проекта 229 — «Анемометр». Они имеют следующие ТТХ: водоизмещение 912 т, скорость хода 11 узлов, автономность 16 суток, дальность плавания 8600 миль и экипаж 30 человек.

1970-е годы были характерны начавшимися деловыми заходами рзк в порты Кубы (Мариэль, Гавана, Сьенфуэгос, Касильда, Сантьяго-де-Куба) и Польской Народной Республики(Свиноуйсьце) для пополнения запасов и отдыха личного состава. Главный штаб ВМФ определял, когда и в какой порт должен зайти корабль; это указывалось в распоряжении на поход8. Однако сроки и порты заходов, как правило, не совпадали. Поэтому командир рзк получал радиограмму, где указывались порт и конкретные сроки захода. Деловой (неофициальный) заход подразумевал пополнение запасов, ремонт механизмов, отдых личного состава. Вместе с тем при необходимости пополнение запасов рзк производилось и в других районах с транспортов и судов гражданских ведомств. Для передачи продовольствия с них на рзк использовались специальные корзины, безопасность и грузоподъёмность которых первыми проверяло командование кораблей.

Некоторые корабли проекта 861М («Архипелаг» в 1971—1973 гг., «Пе-лорус» в 1973—1975 гг. и «Селигер» в 1973—1974 гг.) прошли дополнительное переоборудование.Так, на среднем рзк «Архипелаг» с главной палубы убрали кран, вместо трюма оборудовали помещения для боевых постов, появилась надстройка, получившая название «трамвай». Дополнительно был оборудован кормовой кубрик по левому борту, что значительно увеличило число спальных мест9. С середины 1970-х годов малые рзк проекта «Океан» — «Теодолит», «Кренометр», «Репитер», «Эхолот» начали совершать по два похода в год в район Леруика (Великобритания) для перехвата информации в каналах направленных линий связи. Добывать сведения в этих каналах было нелегко. Требовалась ювелирная работа

штурмана, чтобы удерживать корабль, антенно-фидерные устройства в створе между абонентами линий связи.

Для отработки элементов совместного плавания (задача С-1) рзк выходили в полигоны боевой подготовки. В перечень отрабатывавшихся мероприятий наряду с общими вопросами по организации борьбы за живучесть, наблюдения и связи, опознавания, подготовке докладов и донесений включались и вопросы специальной деятельности. Проверялись знания,касавшиеся вооружённых сил и инфраструктуры вероятного противника. Под руководством командира бригады отрабатывались приёмы перехвата информации в радиосетях, взаимное пеленгование, оборона и защита корабля. Для снабжения рзк всеми видами довольствия в базе, выполнения ремонтных работ, поддержания в рабочем состоянии береговой инфраструктуры была организована материально-техническая служба. Позже на её основе была образована береговая база, которая организационно вошла в типовую структуру бригады кораблей разведки.

В период 1957—1977 гг. рзк относились к группе боевых кораблей, а затем, с выходом нового положения о классификации кораблей и судов ВМФ, они были отнесены к группе кораблей специального назначения, а в ней, к классу разведывательных кораблей. Кроме того, на создание в 1977 году в составе ВМФ класса разведывательных кораблей повлияли чрезвычайные обстоятельства с советскими рзк (обстрелы, навалы, тараны и прочие провокации со стороны зарубежных ВМС), инциденты с американскими рзк «Либерти» (1967 г.) и «Пуэбло» (1968 г.), а также дискредитация советских гидрографических и рыболовных судов, так как иностранная пресса почти каждое такое судно выдавала за корабль разведки. Всё это сняло возникавшие ранее проблемы с использованием рзк и их материально-техническим обеспечением10. Основным предназначением рзк стало выполнение специальных заданий, обнаружение самолётов, крылатых ракет, кораблей и оповещение о них сил флота и противовоздушной обороны (ПВО) страны. Класс разведывательных кораблей в составе ВМФ в это время был представлен большими, средними и малыми рзк, а также большими, средними и малыми кораблями радиолокационного дозора. Позже в него вошёл на

некоторое время большой атомный рзк и входит в настоящее время подкласс кораблей гидроакустической разведки. Не вошедшие в класс рзк подклассы кораблей освещения подводной обстановки и корабли измерительного комплекса, имеющие на вооружении радиоэлектронные системы и средства (РЭСС), как и аналогичные суда в зарубежных странах, могут также использоваться и для ведения морской РЭР, в том числе по выявлению действий ВМС и средств противоракетной обороны вероятного противника11.

Специфика разведывательной деятельности состоит в том, что она не имеет передышек. Добывание сведений и сбор информации осуществляются непрерывно, постоянным нахождением рзк в назначенных районах разведки путём смены кораблей в море и передачи обстановки «из рук в руки». Морские разведчики отслеживают обстановку в реальном масштабе времени. Добытая информация передаётся на командный пункт несколько раз в сутки, при чрезвычайных обстоятельствах — немедленно. Примечательно то, что добытые разведывательные сведения посредством РЭСС дополняют данные из других источников информации, в том числе из мусорных мешков, выброшенных за борт вероятным противником. Морские разведчики находили в них планы боевой подготовки на день, ежедневные корабельные газеты, планы полётов и др. Однако для более полной обработки поднятых материалов на борту требовалось постоянное присутствие переводчика. В 1977 году в связи с увеличением численности личного состава, необходимостью улучшения воинского воспитания военнослужащих в бригадах кораблей разведки были сформированы политические отделы.

В период проведения крупных учений ВМС стран НАТО в Северной Атлантике отрабатывалось взаимодействие сил морской РЭР ВМФ СССР. Так, в сентябре 1974 года в этом океанском районе вместе с большим рзк «Запорожье» СФ вёл разведку «супостата» малый рзк «Гирорулевой» Балтийского флота (БФ). Сотрудничество флотов проявлялось и в других случаях. Например, осенью 1973 года обнаруженный буй системы «Сосус» со среднего рзк «Харитон Лаптев» СФ был передан на подошедший в район эсминец БФ. В августе 1976 года у восточного побережья США

в

и

В.В. ШЕЛЬ. Создание класса разведывательных кораблей... •

средний рзк «Архипелаг» СФ решал задачи разведки совместно с малым рзк «Гирорулевой» БФ. Отрабатывались вопросы взаимодействия, пеленгования и управления кораблями в удалённом районе. Был осуществлён совместный деловой заход на Кубу.

Вместе с тем отдельные случаи недобросовестного и халатного выполнения своих обязанностей личным составом кораблей порой приводили к выходу техники из строя и другим происшествиям. Так, недоделки и недоработки двухгодичного среднего ремонта в судоремонтном заводе вышли боком среднему рзк «Пелорус» на боевой службе в декабре 1975 года. Через сутки после выхода из базы вспомогательные двигатели остановились и корабль обесточился. Механику и его специалистам потребовалось несколько часов, чтобы в условиях пятнадцатиградусной бортовой качки найти и устранить неисправность. Но неудачи снова преследовали рзк. При переходе Балтийскими проливами в Свиноуйсьце пришлось вынужденно останавливать правый главный двигатель, что затруднило движение корабля в сложной в навигационном отношении узкости. Неисправность вскоре устранили. Причиной её оказалась оставленная рабочими в механизмах двигателя ветошь, которая в самый неподходящий момент перекрыла подачу масла в подшипник.

В августе 1976 года при приёме топлива с нефтеналивной баржи средним рзк «Архипелаг» из-за халатности личного состава электромеханической боевой части корабль вместе с топливом получил несколько тонн забортной воды. При выходе в море корабль обесточился и потерял ход, стал неуправляемым. После шести часов работ неисправность удалось устранить и рзк наконец смог продолжить выполнение задачи. В походе 1979 года на среднем рзк «Находка» произошло несколько случаев отказа техники, которые вскрыли недостатки в подготовке к походу и организации службы на корабле. Сначала вышел из строя гирокомпас (а проектом не был предусмотрен запасной). К счастью, всё обошлось. Усилиями членов экипажа удалось восстановить его работоспособность. Средняя квадратическая ошибка местонахождения корабля оказалась мизерной и составила всего 4,5 мили. В итоге было принято решение иметь на средних рзк проекта 861М два гирокомпаса: основной

и запасной. Далее, при деловом заходе на Кубу, в порт Сьенфуэгос, утопили корабельный трап. Организация водолазных спусков на рзк не была отработана, поэтому поднять трап на поверхность не удалось.

Не всегда указания вышестоящего штаба были верными, а иногда даже могли привести к трагедиям. Так, осенью 1978 года малый рзк «Лотлинь» возвращался с боевой службы. Начался шторм, и он получил радиограмму с указанием укрыться от непогоды в точке с определёнными координатами. Однако метеообстановка резко изменилась. Оценив состояние и прогноз погоды, командир принял решение следовать прежним курсом и доложил об этом на командный пункт. Но штаб подтвердил первоначальное распоряжение вышестоящего командования. Выполняя приказ, командир рзк вынужден был развернуть корабль, что резко ухудшило его состояние. Сильный встречный ветер, качка, скорость хода всего 2 узла, волны, захлёстывавшие палубу, усугубляли положение. Сепараторы с очисткой топлива и масла не справлялись. В течение 8 часов продолжались срочные ремонтные работы, пока к рзк не подошёл морской буксир, который отбуксировал его в укрытие.

Таким образом, выстроенная и отлаженная в 1970-х годах систематически ведущаяся морская РЭР со своими силами и средствами являлась важной составляющей обеспечения боевой готовности ВМФ СССР. Для её ведения в состав ВМФ поступали рзк, численность которых на флотах и их значение в разведывательной деятельности ВМФ стремительно росли. Соединения рзк трансформировались в бригады кораблей разведки. Всё это обусловило создание в 1977 году в составе ВМФ класса разведывательных кораблей. Кроме того, на это событие повлияли чрезвычайные обстоятельства, инциденты с американскими кораблями разведки, а также дискредитация советских гидрографических и рыболовных судов. Класс разведывательных кораблей составляли, как правило, подклассы больших, средних и малых рзк.

Эволюция класса рзк в отечественном ВМФ проходила следующим образом: вначале в качестве кораблей разведки использовались переоборудованные боты, шхуны, траулеры и другие суда, в том числе и иностранные, а также корабли,

переданные по репарации и по условиям ленд-лиза; затем был организован сбор рзк на базе корпусов кораблей и судов выбранных проектов; наконец, развернулось полноценное строительство рзк по специальным проектам.

«Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним» 1972 года лишь отчасти способствовало решению этого вопроса.

Начавшиеся деловые заходы рзк в порты ПНР и Кубы для пополнения запасов и отдыха личного состава значительно улучшили обеспечение деятельности кораблей разведки в море. Теперь дозаправка топливом и обеспечение рзк всем необходимым от плавбаз, танкеров, транспортов и рыболовных судов в море перешли в разряд запасных, аварийных, внеплановых форм обеспечения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Корабельный портал. Средний разведывательный корабль «Юпитер» (интернет-ресурс: http://korabley. net).

2 Фёдоров В.М. Военно-морская разведка: история и современность. М.: Оружие и технологии, 2008. С. 307.

3 История отечественного судостроения. Т. V. Судостроение в послевоенный период 1946—1991 гг. / Под ред. И.Д. Спасского. СПб.: Судостроение, 1996. С. 393.

4 БолтуновМ. Задачи и решения генерала Крестовского // Ориентир. 2015. № 7—8. С. 33—35.

5 Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. СПб.: Историческое морское общество, 1996. С. 262.

6 38 бригада ОСНАЗ. Ветеранам 38 бригады кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота посвящается (интернет-ресурс: www.38brrzk.ru).

7 В скобках указаны последующие названия кораблей и судов или их бортовые номера (здесь и далее по тексту статьи).

8 Плутов В.В. История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота. Кн. 1. 1951—1986 гг. М.: АИР, 2015. С. 305.

9 Савич В.П. «Архипелаг»: страницы летописи. СПб.: Человек, 2015. С. 32.

10 Павлов А.С. Военно-морской флот России и СНГ 1992 г.: справочник. Якутск, 1992. С. 109—123.

11 Тимошинов Ю.П., Гобов А.В. и др. Корабль Космического флота «Маршал Крылов» 1990—2005 гг. Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2005. С. 11. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.