Научная статья на тему 'Создание искусственных земельных участков на землях водного фонда'

Создание искусственных земельных участков на землях водного фонда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
630
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОСТРОВ "ФЕДЕРАЦИЯ" / ПОДГОТОВКА ТЕРРИТОРИИ СТРОИТЕЛЬСТВА / ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баженов В.К., Червонцева М.А., Топал Г.

В статье рассмотрены вопросы создания искусственных земельных участков на землях водного фонда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание искусственных земельных участков на землях водного фонда»

УДК 69.03

СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ НА ЗЕМЛЯХ ВОДНОГО ФОНДА

В.К. Баженов, М.А. Червонцева, Г. Топал

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы создания искусственных земельных участков на землях водного фонда.

Ключевые слова: искусственные земельные сооружения, водные объекты, остров «Федерация», подготовка территории строительства, изыскательские работы.

CREATION OF ARTIFICIAL LAND PLOTS ON WATER FUND LANDS

V.K. Bazhenov, M.A. Chervontsev, G. Topal

Abstract. The article deals with the creation of artificial land plots on the water fund lands.

Keywords: artificial land structures, water bodies, the island «Federation», the preparation of the construction site, survey work.

Строительная отрасль России в настоящее время развивается очень динамично. Строительство как одна из лидирующих в государственной экономике отраслей является полигоном для совершенствования технологий, применения инноваций и нестандартных подходов к реализации строительных проектов. Быстрое развитие отрасли приводит к все более острой проблеме нехватки территорий крупных городов под застройку. Также оказывающим значительное влияние фактором является неэффективность использования территории вследствие неграмотного подхода к реализации генеральных планов городов [3; 6].

Одним из способов решения данной проблемы являются искусственные земельные участки на водных объектах. Развитие данного вида территорий в России было практически невозможным из-за отсутствия нормативно-правовых актов, регламентирующих их создание. В то же время за рубежом, особенно в странах с высоким дефицитом земельных ресурсов (Голландия, Норвегия, Япония), либо в странах с быстро растущим экономическим благосостоянием (ОАЭ, Китай) создание искусственных земельных участков на водных объектах уже давно является решением проблемы нехватки территории или просто «имиджевым» проектом.

Земельный участок традиционно рассматривается как природный объект и составная часть окружающей среды. Между тем опыт создания искусственных земель насчитывает не одно столетие и представляет собой образование новых участков за счет прибрежных вод путем намыва или подсыпки грунта. В Санкт-Петербурге часть города, выходящая к дельте Невы и к Невской губе, расположена на насыпной территории. По разным оценкам, 40 % земель Нидерландов и 60 % земель Дании образовано в результате деятельности человека. Масштаб и объем возведения искусственных земельных участков с каждым годом увеличиваются. Подтверждением тому является проект «Федерация» в Краснодарском крае (г. Сочи), предполагающий сооружение насыпного острова, напоминающего по очертаниям Россию (рисунок 1).

В связи с плотной застройкой советского периода развитие туристического центра в г. Сочи затруднено, а новая территория позволит организовать курорт по международным

Рисунок 1. Остров Федерация

стандартам. Кроме того, стоимость искусственной земли в несколько раз ниже, чем «обжитых» участков.

Планируемая площадь острова - 250 га, длина - 2,5 км, ширина - 1,5 км, удаленность от побережья - от 150 м.

Зонирование острова планируется таким:

- рекреационная часть (гостиницы, парки и пешеходные зоны, спортивные залы, бассейны);

- жилая часть (виллы, апартаменты, объекты торговли и сервиса, рестораны и магазины);

- общественно-деловая часть (бизнес-комплексы, конгресс-центр, выставочный зал);

- учреждения культурно-бытового обслуживания (школа, детский сад, поликлиника, пожарная часть, отделение полиции).

Сквозь архипелаг будут протекать реки, примерно повторяющие положение главных рек России. Также здесь разместятся пляжи, холмы, луга.

Сам остров планируется защитить волноломами [5].

На современном этапе развития влияние человека на природу достигло таких размеров, что все меньше и меньше остается действительно природных, нетронутых цивилизацией объектов. На месте целины появляется плодородная пашня, на месте поваленных ураганом деревьев - искусственная лесопосадка. Особое место занимают объекты, обладающие правовым режимом природных объектов, но не являющихся таковыми в силу искусственности их происхождения. К этой группе относятся некоторые виды поверхностных водных объектов и искусственные земельные участки. Данные объекты характеризуются тем, что в результате их создания юридически «исчезает» один природный объект (водный объект или земля, земельный участок) и на его месте появляется другой природный объект [4].

С принятием Федерального закона «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ об искусственных земельных участках) [2] в российском законодательстве получило закрепление понятие искусственного земельного участка как сооружения, создаваемого на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий. Искусственно созданный земельный участок может прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них (ст. 3 ФЗ об искусственных земельных участках).

Ввод искусственно созданного земельного участка влечет трансформацию объекта права федеральной собственности на водный объект (уменьшение акватории водного объекта, изменение его площади, границ, конфигурации) и признается юридическим фактом, с которым закон связывает возникновение (в том числе в момент возникновения) права собственности на искусственный земельный участок (ст. 13 ФЗ об искусственных земельных участках) [2]. Искусственный земельный участок может находиться во всех формах собственности.

В юридической литературе можно встретить высказывание, что «с технологической точки зрения процесс создания искусственного земельного участка следует считать строительством». С этим мнением можно согласиться, ведь действительно, в результате последовательно осуществляемых действий, характеризующих процесс строительства (изыскательские работы, подготовка территории строительства, строительно-монтажные работы и т.п.), появляется объект, прочно связанный с землей (естественной поверхностью). Также можно отметить, что учитывая гидрорежим водного объекта и иных факторов, возведение искусственного земельного участка сопряжено с устройством берегоукрепительного, в том числе, возможно, гидротехнического, сооружения. Поэтому, ст. 4 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что к отношениям, связанным с созданием искусственных земельных участков, применяется законодательство о градостроительной деятельности с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

После ввода сооружения (искусственного земельного участка) в эксплуатацию оно также признается земельным участком, и на него распространяется правовой режим земельного участка. Двойной статус искусственного земельного участка (как созданного сооружения и как земельного участка) законодатель подчеркивает, используя в ФЗ об искусственных земельных участках два термина: «эксплуатация» и «использование» (ст. 12, 15) [2]. Эксплуатация искусственно созданных земельных участков осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а его использование и оборот - в соответствии с ФЗ об искусственных земельных участках, гражданским законодательством и земельным законодательством [2].

Искусственный земельный участок представляет собой имеющую определенные границы техногенную поверхность, сложенную из грунтов на естественное основание. Как и искусственный водный объект, свойствами природной системы искусственный земельный участок обладает не сразу. После его создания продолжается процесс уплотнения и самоуплотнения грунта, упрочнения за счет формирования структурных связей (сцепления), возможен процесс почвообразования при использовании (пусть и ограниченно) искусственных участков под рекреационные и сельскохозяйственные цели [4].

Водный кодекс РФ упоминает искусственные острова и искусственные земельные участки, не разграничивая их [1]. Создание искусственных островов часто обусловлено разведкой и добычей минеральных ресурсов.

Таким образом, в рассмотренных случаях мы можем наблюдать появление искусственно создаваемых в результате целенаправленной человеческой деятельности объектов, которые в первоначальном своем состоянии могут даже не обладать природными свойствами. В любом случае такие объекты не имеют естественного происхождения.

Например, в соответствии с ФЗ об искусственных земельных участках искусственные территории создаются в целях строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства [2].

Земля, недра на месте образования водохранилища (в том числе пруда), обводненного карьера, канала видоизменяются и становятся лишь составной частью поверхностного водного объекта, так как в силу ст. 5 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Водный объект в отдельной своей части при строительстве искусственного земельного участка преобразуется в сухопутную земельную поверхность [1]. С юридической точки зрения важной является смена приоритетности применяемых нормативных правовых актов, регулирующих использование данных объектов. Вновь образованные объекты именуются законодателем природными с целью распространения на них правового режима природного объекта.

Таким образом, возможно выделение, наряду с собственно природными объектами, отдельной подгруппы псевдоприродных объектов. Такие объекты, хотя и признаются природными, не имеют естественного происхождения и часто обладают двойным статусом. Использование приставки «псевдо» позволяет обратить внимание на природу появления таких объектов. Каждый из псевдоприродных объектов представляет собой искусственно созданную систему со сложившимся в течение определенного времени обменом веществ и энергией между живыми и неживыми ее элементами. Сформировавшаяся под влиянием естественных факторов экологическая система обычно требует поддержания со стороны человека: наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ, производства берегоукрепительных работ и т.п. На псевдоприродный объект распространяется правовой режим природного объекта и вместилища компонентов природной среды, а также и рукотворного (искусственного) объекта. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений по поводу этих объектов строится на значительном количестве норм, направленных на их охрану, специальных норм об их использовании, с одной стороны, и нормативных правил об их эксплуатации, с другой стороны, имеющих различные содержание и природу.

С принятием Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ, создание искусственных земельных участков на водных объектах является одним из методов эффективного использования городских территорий [2; 3; 6]. Искусственные земельные участки также способствуют быстрому развитию технологий как формирования грунтового основания под застройку (тела искусственного земельного участка), так и последующего строительства на них. Комплексно застроенный с применением самых современных технологий искусственный земельный участок станет одной из «визитных карточек» динамично развивающегося города, показателем высокого уровня развития инженерной мысли в регионе и примером успешного сотрудничества власти и строительного комплекса.

Библиографический список

1. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СПС «Гарант». URL: http:// base.garant.ru/12147594/fc8e8e8ce945f509864459823ed1f3f4/#ixzz5ab6WmPRt (дата обращения: 23.02.2019).

2. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017 г.) «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-19072011-n-246-fz-ob/ (дата обращения: 23.02.2019).

3. Гринь Е.А., Малимонова А.С. Искусственный земельный участок: проблемы терминологии. // Молодой ученый. 2015. № 19.

4. URL: https://studbooks.net/998847/pravo/sozdanie_iskustvennyh_zemelnyh_uchastkov_zemlyah_ vodnogo_fonda (дата обращения: 23.02.2019).

5. URL: http://arch-sochi.ru/2009/10/federation/ (дата обращения: 23.02.2019).

6. URL: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/7350 (дата обращения: 23.02.2019).

В.К. Баженов

кандидат технических наук доцент кафедры зданий и сооружений Российский университет транспорта (МИИТ) E-mail: BazhenovVK@yandex.ru

М.А. Червонцева

заведующий кафедрой строительства и городского хозяйства Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт

Г. Топал

магистрант

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: topal_1993@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.