Научная статья на тему 'Создание интернет-сайта'

Создание интернет-сайта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8700
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Н. А.

В публикуемой статье автором рассматриваются следующие вопросы: имущественные права на сайт; исключительные (неисключительные) права на элементы сайта; бухгалтерский и налоговый учет расходов на создание сайта в сети Интернет;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание интернет-сайта»

6 (198) - 2007

СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТА

Н.А. БЕЛЯЕВА, консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Организации пользуются Интернетом, как правило, в целях получения той или иной информации, для общения с клиентами, а также для рекламы собственной продукции. Разместить информацию в Интернете о деятельности организации, о выпускаемой продукции, а также рекламу производимых товаров (работ, услуг) можно двумя способами: создав web-страницу или web-сайт.

Web-страница — это одна страница (в одном окне).

Web-сайт — это много страниц, с определенной структурой, разными разделами, гиперссылками, другими особенностями (форум, гостевая страница, рассылки, галереи).

Страница может быть частью сайта, а сайт, в свою очередь, может состоять из одной страницы.

На web-странице в основном размещается информация о деятельности организации, выпускаемой продукции, а также реклама производимых товаров (работ, услуг). Создать web-страницу — значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера.

Достоинство web-страницы — это невысокая стоимость ее создания и техническое обслуживание. Разработкой дизайна, макета, написанием программ, обновлением информации в основном занимаются программисты организации, но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы.

Создание web-сайта начинается с разработки дизайна, его структуры, принципа работы, расположения информации. При этом подбирается необходимое программное обеспечение. В основном этим занимаются профессиональные web-дизайнеры.

В дальнейшем информационное и программное обеспечение может вести сама организация. Создание web-сайта дает организации больше возможностей, на нем можно разместить стандартное и специализированное обеспечение, визуальное изображение товаров, прайс-листы. Это позволяет привлечь наибольшее количество клиентов.

После работы web-дизайнеров необходимо создание доменного имени сайта, и его нужно зарегистрировать. После чего сайт нужно разместить в Интернете, обеспечить доступ пользователя к серверу, на котором этот сайт размещен.

Следует обратить внимание на то, что интернет-сайт представляет собой объект авторского права, причем это как минимум совокупность двух объектов авторского права:

— программы для ЭВМ, обеспечивающей его функционирование;

— графического решения (дизайна).

Для целей налогового и бухгалтерского учета, а также при определении юридического статуса сайта его нужно рассматривать как единый объект. Это связано с тем, что отдельно друг от друга составляющие элементы сайта свои функции выполнять не могут.

Имущественные права на сайт. Согласно Закону РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве) в отношении объектов авторского права автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права.

Личные права могут принадлежать только автору, т. е. их нельзя передать по договору, в то время как имущественные права могут отчуждаться.

Имущественные права на объект интеллектуальной собственности могут быть переданы только по авторскому договору, что установлено ст. 30 Закона об авторском праве. В рамках данного закона на практике вопрос о передаче имущественных прав на создаваемый сайт можно решить, заключив со специализированной организацией авторский договор заказа.

В договоре должны быть указаны конкретные имущественные права, которые организация получает. В п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве есть такая формулировка: «прямо не переданные права по авторскому договору считаются не переданными». А в п. 1 ст. 31 Закона об авторском праве сказано, что в разделе договора, посвященном передаче имущественных прав, обязательно должны быть указаны срок и территория использования, на которые эти права передаются. Иначе договор считается заключенным на пять лет, а территорией использования прав будет являться только территория РФ. Причем в договоре целесообразно указывать, что переданные права используются без ограничения территории. Тогда предоставление возможности загрузки и открытия сайта пользователям, находящимся за границей, будет правомерным. Что же касается срока, на который передаются права, то он может быть неограниченным.

Исключительные (неисключительные) права на элементы сайта. Если автор (а ему принадлежат исключительные права на использование его разработки в любом виде) передает организации исключительные права, это означает, что только она одна может ими пользоваться и имеет право запрещать их использование другим лицам, в том числе и самому автору. Об этом сказано в п. 2 ст. 31 Закона об авторском праве. Если же переданы неисключительные права, то ими могут пользоваться и организация-заказчик, и другие лица, которым автор (обладатель исключительных прав) передал такие же неисключительные права, и сам автор. Это разрешено ст. 31 Закона об авторском праве.

О том, какие права передаются — исключительные или неисключительные, — должно быть обязательно сказано в договоре. Если такого указания нет, переданные права будут считаться неисключительными. Это установлено в п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве.

Организация может получить исключительные права на сайт и другим способом. Как следует из ст. 14 Закона об авторском праве, эти права будут принадлежать ей в том случае, когда сайт разработают сотрудники, состоящие с организацией в трудовых отношениях. Разумеется, если иное не предусмотрено в договорах между ними и организацией.

Сайты могут создаваться как для производственных, так и для рекламных целей.

Функционирование сайта обеспечивает программа для ЭВМ. Именно она является основным элементом, от которого зависит учет сайта в целом.

Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта и они надлежащим образом документально оформлены, она учитывает созданный сайт как нематериальный актив и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет расходов на создание сайта в сети Интернет. Учет затрат на создание web-сайта зависит от того, получает организация исключительные права на эти объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ) или нет.

Организация, которая приобретает исключительные права на созданный сайт, должна иметь документ, подтверждающий право на объект интеллектуальной собственности (свидетельство об официальной регистрации).

Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта и актив соответствует критериям, установленным в п. 3 ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н, то она учитывает созданный сайт в бухгалтерском учете как нематериальные активы (далее — НМА). Причем это не

зависит от того, кто разработал сайт — сотрудники организации или специализированная фирма.

Затраты по созданию web-сайта определяют первоначальную стоимость этого НМА. К расходам по созданию сайта относятся использованные материалы и трудовые ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. Суммы НДС в первоначальную стоимость не включаются (п. 6 ПБУ 14/2000).

Срок полезного использования сайта в бухгалтерском учете определяется исходя из ожидаемого срока использования объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

Если срок полезного использования сайта определить невозможно, то согласно п. 17 ПБУ 14/2000 он принимается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

В бухгалтерском учете амортизация по сайту начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он принят к бухгалтерскому учету как НМА (п. 18 ПБУ 14/2000).

Пример 1. Программисты ООО «Вега» в рамках своих служебных обязанностей разработали программное обеспечение для сайта организации. Все исключительные права на использование программы работодатель получил бессрочно. Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета определен — 60 месяцев. Это подтверждено приказом руководителя организации.

Организация в связи с созданием сайта осуществила следующие расходы:

— заработная плата программистов за весь период создания сайта — 25 000 руб.;

— начисленный с заработной платы программистов ЕСН — 5 333 руб.;

— страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 3 500 руб.;

— взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — 100 руб.;

— амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта, — 3 000 руб.;

— материальные расходы — 1 500 руб. (без НДС).

В бухгалтерском учете операции по созданию сайта отражены следующим образом:

Д-т сч. 08-5К-т сч. 70 — 25 000руб. — отражены затраты на создание сайта (заработная плата программистов);

Д-т сч. 08-5 К-т сч. 69 — 8 933руб. — отражены затраты на создание сайта (ЕСН, начисленный с заработной платы программистов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве);

Д-т сч. 08-5К-т сч. 02 — 3 000руб. — отражены затраты на создание сайта (амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта);

Д-т сч. 08-5 К-т сч. 10 — 1 500 руб. — отражены затраты на создание сайта (материальные расходы);

Д-т сч. 04 К-т сч. 08-5— 38 433руб. — отражен сайт в составе НМА;

Д-т сч. 44 К-т сч. 05 — 640,55руб. — начислена амортизация по сайту (38 433руб. / 60мес.).

Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете осуществленные затраты она должна учитывать по аналогии с расходами на приобретение неисключительных прав на использование программного продукта. То есть в качестве расходов по обычным видам деятельности в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 как прочие затраты.

Однако в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99, которым в бухгалтерском учете закреплен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, рассматриваемые затраты должны быть включены в состав расходов будущих периодов.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета первоначально затраты на создание сайта включаются в состав расходов будущих периодов с отражением на счете 97 «Расходы будущих периодов». На затраты такие расходы могут списываться равномерно, пропорционально объему изготовленной или реализованной продукции и другими способами в течение срока, к которому они относятся (п. 65 приказа Минфина России от29.07.1998 № 34н). В данном случае они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока использования программного продукта, указанного в договоре с поставщиком, либо (если в договоре такое указание отсутствует или программный продукт создан самой организацией) в течение срока, который устанавливается приказом руководителя организации.

Порядок списания расходов будущих периодов отражается в учетной политике организации.

Учет затрат на сайт осуществляется на счете 44 «Расходы на продажу».

Пример 2. Организация ООО «Вектор» заключила авторский договор со специализированной фирмой ЗАО «Программист» на создание интернет-сайта. За разработку дизайна ООО «Вектор» заплатило 21 240руб. (в том числе НДС — 3 240руб.), за программное обеспечение, использованное для сайта, — 24 780руб. (в том числе НДС — 3 780руб.).

Условиями договора предусмотрен переход всех исключительных прав на дизайн сайта сроком на пять лет без ограничения территории пользования.

На программное обеспечение, разработанное для сайта, ООО «Вектор» получило неисключительные права на воспроизведение, распространение и переработку без ограничения территории использования — также сроком на пять лет. ООО «Вектор» получило на программное обеспечение неисключительные права, следовательно, оно не может учитывать сайт в составе НМА.

Бухгалтеру ООО «Вектор» необходимо сделать следующие записи:

Д-т сч. 08 — 5 К-т сч. 60 — 18 000руб. — отражены расходы на создание НМА;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 3 240руб. — учтен НДС за разработку дизайна;

Д-т сч. 04 К-т сч. 08 — 18 000руб. — отражено исключительное право на дизайн в составе НМА;

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 3 240руб. — принят к вычету НДС;

Д-т сч. 97К-т сч. 60 — 21000руб. — отражены в составе расходов будущих периодов затраты на создание сайта;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 3 780руб. — учтен НДС со стоимости работ по созданию программного обеспечения сайта;

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 3 780руб. — принят к вычету НДС;

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 46 020руб. — отражена стоимость работ ЗАО «Программист».

Далее ежемесячно в течение пяти лет бухгалтер ООО «Вектор» делает следующие записи:

Д-т сч. 04 К-т сч. 05 — 300 руб. — начислена амортизация НМА (18 000руб. / 60 мес.);

Д-т сч. 44К-т сч. 97— 350руб. — учтена в составе затрат 1/60 стоимости программного обеспечения.

Расходы организации, уплаченные за обновление сайта, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности.

Пример 3. Организация в июле текущего года осуществила расходы на обновление сайта, предназначенного для рекламных целей. Обновление необходимо для изменения ассортимента реализуемого товара, а также установления торговых скидок.

Согласно договору с компанией, выполняющейрабо-ты по обновлению сайта, стоимость работ составила 12 000руб. (в том числе НДС 18 % — 1831 руб.).

Бухгалтеру организации необходимо сделать следующие записи:

Д-т сч. 44 К-т сч. 60 — 10169руб. — отражены расходы организации на обновление сайта организации (12 000руб. — 1 831 руб.);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 1 831руб. — учтен НДС со стоимости работ по обновлению сайта;

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 1 831 руб. — принят к вычету НДС со стоимости работ по обновлению сайта;

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 12 000руб. — оплачены работы по обновлению сайта.

Налоговый учет расходов на создание сайта в сети Интернет. Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта, то организация учитывает созданный сайт в налоговом учете как НМА.

Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).

Таким образом, чтобы учесть созданный web-сайт как НМА, у организации должны быть документы, подтверждающие существование самого НМА и исключительного права на него, а сам сайт должен способствовать получению дохода, его стоимость должна превышать 10 000 руб. и срок эксплуатации должен быть свыше 12 месяцев.

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость сайта как НМА определяется из фактических расходов на его приобретение (создание) и доведение до состояния, пригодного для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

В п. 5 ст. 270 НК РФ говорится, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Учесть расходы, связанные с созданием сайта, можно путем начисления амортизации на стоимость НМА.

Срок полезного использования сайта в налоговом учете определяется исходя из срока использования, указанного в договоре. Если срок полезного использования определить невозможно, то согласно п. 2 ст. 25 8 НК РФ срок полезного использования принимается равным 10 годам, но не более срока деятельности самой организации.

Расходы организации по созданию сайта, посредством которого она реализует свои товары (работы, услуги), соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ — они экономически обоснованны и направлены на получение дохода. Для целей нало-

гообложения они признаются по мере начисления амортизации.

Организации, применяющие метод начисления, признают амортизацию в качестве расхода ежемесячно согласно п. 3 ст. 272 НК РФ:

«Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259 и 322 настоящего Кодекса».

Организации, применяющие кассовый метод — в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период только по оплаченному амортизируемому имуществу (подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ):

«амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных статьями 261, 262 настоящего Кодекса».

Согласно п. 2 ст. 258 НК РФ амортизация по сайту начисляется с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он введен в эксплуатацию. При этом моментом ввода в эксплуатацию сайта считается момент его размещения в сети Интернет.

Если сайт не признается НМА, то затраты на его создание для целей налогообложения прибыли учитываются в составе прочих расходов единовременно (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем необходимо разделять расходы, учитываемые единовременно (создание сайта), и расходы, которые следует учитывать в течение срока действия договора (поддержка сайта).

Тем не менее в письме от 12.03.2006 № 03-0304/2/54 Минфин РФ разъяснил, что создание сайта в Интернете, на котором размещена информация об организации и выпускаемой ею продукции, все расходы по созданию сайта и его поддержке относятся к рекламным расходам как расходы на рекламу (п. 4 ст. 264 НК РФ). Но эта позиция оспаривается в печати и сотрудниками налоговых органов и финансового ведомства.

Регистрация доменного имени. Остановимся подробнее на вопросах учета затрат, связанных с присвоением доменного имени.

Интернет-сайту присваивается доменное имя. Если у пользователя сети Интернет нет своего сайта, то и доменного имени у такого пользователя не будет.

Доменное имя присваивается сайту в обязательном порядке после того, как этот сайт создан.

Это имя должно быть уникальным. Автономная некоммерческая организация «Региональный Сетевой Информационный Центр» осуществляет обязательную регистрацию доменного имени. Регистрация доменного имени — это занесение информации о домене и его администраторе в центральную базу данных для обеспечения уникальности использования домена.

Период действия регистрации доменного имени равен одному календарному году. По истечении года ее необходимо продлить на следующий год и т. д.

Порядок регистрации и использования доменного имени закреплен в Законе РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Статьей 4 указанного Закона введен запрет на использование другими лицами товарного знака в сети Интернет, в частности, доменного имени. Этим закон решает правовую проблему, которая приводила к многочисленным судебным спорам.

Суть проблемы в следующем. Доменное имя позволяет легко отыскать в Интернете нужный сайт. Владелец какого-либо ресурса выбирает доменное имя таким образом, чтобы можно было судить о названии его фирмы, деятельности, производимом товаре и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось ранее, те, кто хочет создать свой сайт в Интернете, должны зарегистрировать доменное имя в автономной некоммерческой организации «Региональный Сетевой Информационный Центр». При регистрации имя проверяется на уникальность в базе уже присвоенных имен. До сих пор проверка на схожесть регистрируемого доменного имени с каким-либо товарным знаком не проводилась. Ведь в российском законодательстве не было таких ограничений на выбор имени.

В результате часто в качестве доменных имен регистрировались чужие товарные знаки (постановления ФАС Московского округа от 31.05.2004 № КГ-А40/4075-04-П, Уральского округа от 08.07.2004 №Ф09-2072/2004-ГК).

Решить эту проблему попытался ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 № 1192/00). В своем постановлении судьи отметили, что на сегодняшний день доменные имена фактически выполняют роль товарного знака, позволяющего отличать товары или услуги одних субъектов хозяйственной деятельности от однородных товаров или услуг других субъектов. Поэтому умышленная регистрация в качестве доменных имен известных марок, не содержащих средство индивидуализации субъекта как участника экономического оборота, ведет по своей сути к нарушению прав собственника товарного знака.

Рассмотрим, как правильно учесть расходы, связанные с присвоением доменного имени и его регистрацией у организации, создавшей собственный сайт в Интернете.

Хотя правовая природа домена близка к природе товарного знака, все же домен нельзя идентифицировать с товарным знаком, что подтверждается судебной практикой по вопросу правомерности использования доменов, сходных с товарными знаками.

Домен не является ни средством индивидуализации юридического лица, ни средством индивидуализации какой-либо продукции (работ, услуг), как, например, товарный знак.

Основной целью создания доменов в Интернете является установление отличия разных областей информационного пространства.

Доменное имя также не является продуктом интеллектуальной деятельности. Соответственно расходы на регистрацию доменного имени нельзя признать расходами на приобретение объекта НМА, так как они не соответствуют условиям, поименованным в п. 3 ПБУ 14/2000.

Указанные расходы, по мнению автора, следует отнести к расходам по обычным видам деятельности в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 в качестве прочих затрат, которые первоначально следует учесть в качестве расходов будущих периодов, а затем (в течение действия срока регистрации домена, который, как правило, составляет календарный год) равномерно списывать на расходы по обычным видам деятельности.

Следует заметить, что аналогичная точка зрения отражена и в письме Минфина России от 26.03.2002 № 16-00-14/107 «О фактических расходах, связанных с регистрацией доменного имени в РосНИИРОС»:

«В связи с письмом Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что согласно требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 91н, зарегистрированное доменное имя не от -носится к нематериальным активам. Фактические расходы, связанные с регистрацией доменного имени в РосНИИРОС, для целей бухгалтерского учета признаются затратами организации».

Для целей налогообложения расходы на регистрацию доменного имени, на взгляд автора, следует отнести к расходам, связанным с производством и реализацией в качестве расходов на услуги информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные системы) согласно подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Причем, поскольку период, в течение которого организация использует уникальное доменное имя, определен в договоре (как правило, это календарный год), расходы на его регистрацию следует учитывать для целей налогообложения равномерно в течение указанного периода.

Таким образом, само по себе зарегистрированное доменное имя не может быть отражено в учете как отдельный объект НМА, поскольку не является результатом интеллектуальной деятельности, как того требуют при определении принадлежности к НМА п. 3 ст. 257 НК РФ и ПБУ 14/2000.

В данной ситуации возможны два варианта:

1) если интернет-сайт только открыт, получил регистрационные документы как программный продукт и произведена первичная регистрация доменного имени.

В этом случае все расходы, связанные с присвоением и регистрацией доменного имени, будут включены в первоначальную стоимость сайта как объекта НМА.

Без доменного имени ни организация, ни сторонние пользователи не смогут пользоваться сайтом. В соответствии со ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость амортизируемых НМА включаются все расходы на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. Поэтому расходы на первичную регистрацию доменного имени, без которого сайт не может функционировать, учитываются в первоначальной стоимости НМА.

Пример 4. Организация создала сайт в Интернете. За разработку сайта по договору специализированной организации оплачено 29 500руб., в том числе НДС 18 % — 4 500руб.

За первичную регистрацию домена на год организация заплатила компании-регистратору 1180руб., в том числе НДС — 180руб.

Организации принадлежит исключительное право на данный программный комплекс, которое имеет надлежащим образом оформленные документы.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны записи:

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 29 500руб. — оплачена разработка сайта;

Д-т сч. 08-5К-т сч. 60 — 25 000руб. — отражены расходы на разработку сайта;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 4 500 руб. — учтен НДС;

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 1 180 руб. — оплачена регистрация доменного имени;

Д-т сч. 08-5 К-т сч. 60 — 1 000руб. — учтены расходы на первичную регистрацию домена;

Д-т сч. 19-2 К-т сч. 60 — 180руб. — учтен НДС;

Д-т сч. 04 К-т сч. 08-5 — 26 000руб. — введен в эксплуатацию сайт;

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 4 680руб. — принят к вычету НДС;

2) если происходит перерегистрация доменного имени.

Расходы на перерегистрацию доменного имени признаются текущими затратами организации. Перерегистрация доменного имени осуществляется ежегодно. Она обеспечивает организации возможность сохранения именно за ней определенного имени своего сайта в Интернете. Перерегистрация доменного имени не приводит к изменению качественных характеристик Интернет-сайта и потому не влияет на его первоначальную стоимость.

Расходы на перерегистрацию доменного имени в целях налогообложения относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Организации, определяющие доходы и расходы по методу начисления, уменьшают налогооблагаемую прибыль ежемесячно в течение срока действия регистрации доменного имени. Но это справедливо только в том случае, если в договоре есть указание на срок, на который осуществляется регистрация. Если такой срок не указан, расходы учитываются единовременно.

Организации, применяющие кассовый метод, также уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно или ежемесячно в зависимости от того, указан ли в договоре срок регистрации, но только при условии, что эти расходы оплачены.

Для целей бухгалтерского учета расходы на первичную регистрацию доменного имени учитываются в таком же порядке, как и в налоговом учете. Они включаются в первоначальную стоимость Интернет-сайта как НМА в соответствии с п. 6 ПБУ 14/2000.

Затраты на последующую перерегистрацию сайта в бухгалтерском учете включаются в состав расходов будущих периодов. Такие расходы в соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 относятся к прочим затратам по обычным видам деятельности. Их следует ежемесячно списывать на счета учета затрат.

Пример 5. Организация оплатила перерегистрацию доменного имени на очередной срок (12месяцев) в сумме 708руб., в том числе НДС 18 % — 108руб.

В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — 708 руб. — оплачена регистрация доменного имени;

Д-т сч. 97 К-т сч. 60 — 600руб. — учтены расходы на перерегистрацию домена;

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — 108руб. — учтен НДС;

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — 108 руб. — принят к вычету НДС;

Д-т сч. 20К-т сч. 97— 50руб. — расходы на перерегистрацию домена отнесены на себестоимость.

Услуги хостинга. После создания сайта и регистрации доменного имени организации необходимо заключить договор с провайдером на услуги хостинга (аренда дискового пространства). Провайдеры за вознаграждение, установленное договором, предоставляют организации в аренду дисковое пространство на своем сервере, постоянно подключенном к Интернету, для размещения на нем сайта, также обеспечивают администрирование сайта, в том числе его техническое обслуживание и регистрацию в различных поисковых системах сети Интернет.

Таким образом, организация обязана заключить договор возмездного оказания услуг (услуги хостинга) с интернет-провайдером.

В соответствии с действующим законодательством услуга представляет собой действие, осуществляемое по заказу и не имеющее во многих случаях материального результата.

Следует помнить, что организации, оказывающие услуги связи, руководствуются положениями гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

Следовательно, предоставление услуг связи осуществляется провайдером в рамках договора оказания услуг, по которому в соответствии со ст. 779 ГК РФ исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

При заключении договора хостинга провайдер в отношениях с клиентами не представляет интересы организаций связи, не исполняет их поручений и не получает от них вознаграждения. Следовательно, провайдер при выполнении договора оказания услуг связи не является посредником между организациями связи и своими клиентами — пользователями сети Интернет, поэтому деятельность провайдеров по обеспечению доступа к сети Интернет в рамках заключенного с клиентом — пользователем Интернета договора возмездного оказания услуг не квалифицируется как посредническая деятельность.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете расходы на хостинг относятся к прочим затратам по обычным видам деятельности.

После заключения договора хостинга организацией ежемесячно перечисляется плата за услуги провайдеру, расходы по которой списываются на счет 44 «Расходы на продажу» в том месяце, за который оплачены услуги хостинга.

Налоговый учет. Для целей налогообложения прибыли расходы на услуги хостинга относятся к прочим, связанным с производством и реализацией.

В соответствии с подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы на услуги хостинга признаются в налоговом учете на последний день отчетного (налогового) периода.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

2. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1.

3. Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000: приказ Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

4. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1.

5. О фактических расходах, связанных с регистрацией доменного имени в РосНИИРОС: письмо Минфина России от 26.03.2002 № 1600-14/107.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения операций по подключению к телефонной сети, в том числе когда оно сопряжено с капитальными вложениями, расходов на услуги интернет-провайдера, правильного оформления лицензии на предоставление услуг связи, можно ознакомиться в книге ЗАО «БКЯ-Интерком-Аудит» «Связь».

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.