Научная статья на тему 'Создание интегрированной системы менеджмента'

Создание интегрированной системы менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРИЯТИЯ / SYSTEM / COMPLIANCE / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT / PROCESS APPROACH / RISK-ORIENTED APPROACH / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шоренкова Екатерина Юрьевна, Быков Юрий Михайлович

Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом. В рамках статьи мы рассмотрим вопросы объединения систем менеджмента в единый механизм, как прогрессирующего процесса управления, позволяющего решать вопросы экономического развития, профессиональной и экологической безопасности, социальной ответственности, с пользой для всех заинтересованных сторон. Также остановимся на рассмотрении процесса внедрения интегрированной системы менеджмента на набирающем обороты предприятии «Волга Индастри».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шоренкова Екатерина Юрьевна, Быков Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For many Russian organizations that strive to compete on an equal footing with Western companies

For many Russian organizations that strive to compete on an equal footing with Western companies, certification for compliance with standards recognized not only in Russia, but also abroad, acquires essential importance. Within the framework of this article, we will consider the issues of integrating management systems into a single mechanism, as a progressive management process that allows to solve issues of economic development, professional and environmental safety, social responsibility, with benefit for all stakeholders. We will also stop to consider the process of introducing an integrated management system at a growing enterprise Volga Industry.

Текст научной работы на тему «Создание интегрированной системы менеджмента»

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА Шоренкова Екатерина Юрьевна, студент

(e-mail: schorenckova@yandex.ru) Быков Юрий Михайлович, к.т.н., доцент Волгоградский государственный технический университет, Россия

(e-mail: bykov@vstu.ru )

Для многих российских организаций, которые стремятся на равных конкурировать с западными компаниями, существенное значение приобретает сертификация на соответствие стандартам, признанным не только в России, но и за рубежом. В рамках статьи мы рассмотрим вопросы объединения систем менеджмента в единый механизм, как прогрессирующего процесса управления, позволяющего решать вопросы экономического развития, профессиональной и экологической безопасности, социальной ответственности, с пользой для всех заинтересованных сторон. Также остановимся на рассмотрении процесса внедрения интегрированной системы менеджмента на набирающем обороты предприятии -«Волга Индастри».

Ключевые слова: система, соответствие стандартам, интегрированная система менеджмента, менеджмент качества, процессный подход, риск-ориентированный подход, предприятия.

Сегодня ООО «Волга Индастри» это передовое специализированное производство в России, выпускающее все известные препаративные формы пестицидов. Ассортимент производимой Обществом продукции постоянно расширяется. Производство ООО «Волга Индастри» на сегодняшний день позволяет обеспечить аграриев всеми необходимыми продуктами для защиты возделываемых культур. Создавая свою продукцию, Общество стремится достичь оптимального сочетания эффективности, максимальной технологичности и экологического применения. Для прогрессирующего развития и повышения уровня конкурентоспособности, ООО «Волга Инда-стри» ведет активное внедрение интегрированной системы менеджмента (далее ИСМ).

ИСМ принимают за часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. При этом не следует отождествлять ИСМ с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

ИСМ разрабатывается на основании требований трех международных стандартов:

Системы менеджмента качества. Требования Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по их применению

Разработанная на предприятии интегрированная система менеджмента, отвечая требованиям одновременно нескольких международных стандартов, является перспективой для стабильного развития предприятия. Внедрение ИСМ обеспечит согласованность и упорядоченность действия внутри Общества. А также при создании ИСМ осуществляется решение основной задачи- установление взаимосвязи между руководством и персоналом Общества в рамках реализации стратегических целей ООО «Волга Индастри».

Важно отметить, что интегрированная система менеджмента объединяет в себе преимущества каждой из входящих в нее систем менеджмента.

Использование ИСМ на предприятии приведет к оптимизации требований по повыше нию уровня экологии, безопасности, качества и пр.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволит решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:

- дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;

- спутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;

- сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;

- длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;

- значительная трудоемкость и нехватка ресурсов при независимом внедрении группы стандартов.

Преимущества же ИСМ по отношению к раздельному использованию разных систем менеджмента, следующие:

- сокращение издержек по сравнению с ведением нескольких систем вместо одной за счет выполнения многих действий одновременно, например, проведение совместного аудита;

- предоставление заказчикам и партнерам более наглядного менеджмента предприятия, поскольку сертификаты на СМК (система менеджмен-

180 9001:2015 180 14001:2015

180 45001:2018

та качества) соответствующие требованиям ISO 9001 имеют многие предприятия, а интегрированных систем значительно меньше;

- поддержание связей с потребителем, мониторинг новых информационных поводов д ля воздействия на общество;

- получение внутренними аудиторами более интересной практики и их быстрое и полное обучение;

- снижение антагонизма между разными системами менеджмента и между ответственными за них;

- более полное выполнение критериев инвесторов, улучшение доступа к инвестициям;

- улучшение имиджа предприятия;

- улучшение отношений в части взаимоотношений промышленность -правительство - общество.

Построение любой системы определенно является сложной задачей, а построение интегрированной системы в отсутствии стандарта на нее становится вдвойне сложной. Следовательно, построение интегрированной системы менеджмента изначально необходимо строить на принципах, установлен-

ных в международных стандартах менеджмента. Принципы менеджмента качества должны выступать как основные, в первую очередь, такие как процессн ый и риск-ориентированный подходы, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянн ое улучшение.Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс. Принципы процессного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии осуществляется в следующей последовательности действий (этапов):

- Диагностика системы управления, определение видов деятельности, на которые распространяются требования стандартов ISO 9001, ISO 14001 и ISO 45001.

- Разработка плана работ по внедрению системы менеджмента, по выявлению экологических аспектов, по оценке рисков, по обучению персонала, по выявлению удовлетворенности потребителей, по выделению и описанию процессов.

- Организация рабочих групп по решению различных вопросов в соответствии с разработанными планами.

- Назначение представителя высшего руководства, координатора проекта внедрения системы менеджмента.

- Разработка Политики и установление Целей и задач ИСМ.

- Обучение различных групп сотрудников и руководителей требованиям стандартов.

- Определение управленческих процессов системы менеджмента, планирование процессов производства, установление процессов измерения и мониторинга.

- Разработка основополагающих документов системы менеджмента.

- Сбор и анализ данных в части наиболее важных моментов, прежде всего данных об удовлетворенности потребителей, о показателях и результатах процессов, а также о поставщиках и продукции.

- Проведение внутреннего аудита интегрированной системы менеджмента.

- Разработка корректирующих мероприятий по результатам аудитов ИСМ.

- Анализ (обзор) высшим руководством построенной системы менеджмента и принятие управленческих решений.

Создание ИСМ — сложный инновационный проект, направленный на повышение эффективности общего менеджмента организации. Ожидаемая результативность создания ИСМ может быть достигнута лишь в случае грамотного управления этим проектом.

Главную роль при создании ИСМ должна принадлежать специалистам по систе ме менеджмента качества организации и, прежде всего — руководителям высшего звена.

Список литературы

1. Управление стандартизацией и качеством продукции / Алтуфьева Л.В., Резников В.И., Сокол В.Г. и др. - М.: Интел, 2008. - 312 с.

2. Брэйнс Л. Интегрированная система менеджмента // Торшапа§ешеп1. 2008, - №1, - С.17 - 21

3. Василевская С.В. Методы менеджмента качества // Стандарты и качество. -2009. - №1 - с.33-39

4. Вильдмар Г.Р., Основы менеджмента качества, - М.: "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2009. - 231 с.

5. Владимирцев А.В., Марцынковскнй О.А., Шеханов Ю.Ф. Внедрение процессов стандартизации на предприятиях // Методы менеджмента качества. - 2008. - № 8. - с.16-25

6. Гроуфорд М. О функциях интегрированной системы менеджмента // Вг^ЬВ^^^оигпаЪ 2008, - №3, - С.154 - 160

7. Егорова Л. А. Проблемы и перспективы интеграции систем менеджмента / Л. А. Егорова // Сертификация. - 2008. - №2. - С.12 - 19.

8. Клим В.И. Интегрированная система менеджмента, - М: Кронос, 2009. - 178 с

9. Ласкова И. П. Интегрированная система менеджмента: за и против // Менеджмент, 2009, -№7, - С.74 - 79

10. Парфенов В.Г. О возможностях интегрированной системы менеджмента // Топ-менеджмент. 2009, - №2, - С.34 - 45

11. Трошин В. Н. Интегрированные системы менеджмента - что это такое? / В.Н. Трошин // Стандарты и качество. - 2009. - № 11 - С. 10 - 13.

12. Свиткин М. З. Интегрированные системы менеджмента / М.З. Свиткин // Стандарты и качество. - 2004. - №2. -С.56 - 61.

13. Титова В. А. Оценка результативности интегрированной системы менеджмента / В. А. Титова, В. В. Колочева // Методы менеджмента качества. - 2009. - №3. - С. 20-25.

14. Свиткин М. З. Практические аспекты создания ИСМ / М. З. Свиткин // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 5. - С. 24-30.

15. Хохлявин С. А. Национальные и международные стандарты облегчают интеграцию систем менеджмента: зарубежный опыт / С. А. Хохлявин // Сертификация. - 2008. - № 2. - С.34-38.

16. ISO 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

17. ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования

18. ISO 14001:2015 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

19. ISO 45001:2018 Системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда. Требования и руководство по их применению

20. P 50-601-44-96 Применение стандартов ИСО серии 9000 на малых предприятиях.

Shorenkova Ekaterina Y., student

Yury M. Bykov, associate professor

Volgograd State Technical University,Volgograd, Russia

For many Russian organizations that strive to compete on an equal footing with Western companies, certification for compliance with standards recognized not only in Russia, but also abroad, acquires essential importance. Within the framework of this article, we will consider the issues of integrating management systems into a single mechanism, as a progressive management process that allows to solve issues of economic development, professional and environmental safety, social responsibility, with benefit for all stakeholders. We will also stop to consider the process of introducing an integrated management system at a growing enterprise - Volga Industry.

Key words: system, compliance, integrated management system, quality management, process approach, risk-oriented approach, enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.