Научная статья на тему 'Создание института независимых технических экспертов - необходимый этап развития государственного управления'

Создание института независимых технических экспертов - необходимый этап развития государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание института независимых технических экспертов - необходимый этап развития государственного управления»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ. ДИСКУССИИ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 061.6 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.8.931-933

СОЗДАНИЕ ИНСТИТУТА НЕЗАВИСИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТОВ — НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Мы часто слышим в СМИ фразу: «Эксперт N. дал следующее заключение...». Вряд ли мы задумываемся над сутью этого высказывания, в то же время практический результат работы эксперта может коснуться каждого из нас. Действующие нормативно-правовые акты РФ не регламентируют в полной мере обязанности, ответственность, права экспертов и не обеспечивают их защиту. Нет единого государственного подхода к экспертной деятельности. База «КонсультантПлюс» на запрос по слову «экспертиза» дает в профессиональной версии 6910 документов, по эксперт-приложению — 19811 документов и по решениям высших судов — 12438 документов. Институт экспертизы вышел за рамки применения только в судебных процессах. Запрос в Google по поисковому слову «эксперт» выдает 31 млн записей, запрос в Yandex по экспертным организациям в Москве выдал примерно 500 организаций, которые оказывают экспертные услуги, как правило, позиционируя себя как «независимые». Это говорит о том, что фирмы, оказывающие коммерческие (платные) экспертные услуги, прочно встали в ряды бизнес-структур.

Сейчас около 84 нормативных актов регулируют экспертные проблемы в России [1-5], более 100 действующих международных соглашений [6-9], а также более 400 стандартов, РД и СТО1.

Одним из самых ранних документов, в котором упоминается независимая экспертиза, является Распоряжение Правительства от 12 ноября 1991 г. № 49-р «Об утверждении положения и состава экспертного совета при председателе правительства РСФСР» [10]. Экспертный совет стал совещательным органом при Председателе Правительства РСфСР для разработки механизма реализации целевых программ, концепций, приоритетных направлений, а также независимой экспертизы в области промышленности, технологий, информатики, ресурсов, экологии, конверсии оборонных отраслей

1 СНиП 11-04-2003. Инструкция о порядке разработки,

согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

ГОСТ Р 56091-2014. Техническое расследование и учет

аварий и инцидентов на объектах Единой и региональных систем газоснабжения.

РД-15-05-2006 Методические указания по проведению экспертизы промышленной безопасности подъемных сосудов шахтных подъемных установок.

промышленности, защиты информации, фундаментальных и прикладных исследований, финансовой, экономической, социальной, правовой и аграрной политики. Таким образом, для придания значимости совещательному органу он был назван экспертным и мог привлекать внешних ученых по отношению к целевым программам для их анализов, которые для солидности назвали независимыми экспертами. При этом не было оговорено, что понимается под экспертизой и от чего она независима.

В 1992 г. был принят закон «О защите прав потребителей» [10] — впервые на законодательном уровне появилось понятие «независимая экспертиза». При этом не было расшифровано ни ее содержание, ни требования к независимой экспертизе и независимым экспертам.

Исходя из данных современных словарей и энциклопедий [11-16], можно дать следующее определение термина: ЭКСПЕРТ — квалифицированный специалист, обладающий специальными знаниями, опытом работы, уполномоченный (аккредитованный, аттестованный) для проведения исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, экспертизы (на бумажных или электронных носителях), осуществляющий работу за вознаграждение.

В настоящее время на территории РФ выстроена определенная система управления в области технического регулирования. В условиях ее реформи- е рования и при участии России в Евразийском союзе Т отчетливо выявляются проблемы взаимодействия при принятии решений по законодательным нормам технических регламентов, межгосударствен- ^ ных стандартов и стандартов Рф.

На всех этапах создания документов в области У законодательства, локально-нормативных актов, ^ стандартов заложены нормы широкого общественного обсуждения принимаемых актов, в т.ч. и экс- 5 пертным сообществом. Однако единичные разумные 2 критические предложения, высказанные при оценке В регулирующего воздействия, принимаемых нормативных документов, тонут в хоре одобрения, при у этом разработчики зачастую по разным причинам не к учитывают неудобные для них, идущие в разрез с их ^ мнением, разумные предложения экспертов. (

Положение усугубляется тем, что крупные ° фирмы через технические комитеты Росстандар- ^ та Рф продавливают необходимые им положе-

Краткие сообщения. Дискуссии и рецензии

ния и поправки. Это подтверждает практика принятия нормативных документов инициируемых ГК «РОСАТОМ», ОАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», министерствами и ведомствами.

Качественная защита интересов государства, общества и бизнеса невозможна, пока экспертная деятельность не будет организована институционально. Необходимо принятие закона об экспертизе в РФ и о создании особой Палаты экспертов [17]. Он позволит систематизировать процессы государственного управления в области экспертной деятельности, обеспечить независимость экспертной деятельности, проводить экспертную (общественную) оценку деятельности государственных органов управления.

Система организации деятельности независимых экспертов должна быть одним из фильтров при вступлении в силу законодательных, нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, в интересах общества, государства и бизнеса и повысить престиж и авторитет технических специальностей. Планируемые области деятельности экспертов — архитектурно-строительная; машиностроение; нефтегазовая промышленность; атомная промышленность; энергетика и другие виды народнохозяйственной деятельности.

Закон должен сформулировать требования к процессам экспертной деятельности, требования к результатам экспертизы, требования к экспертам. Экспертов стоит разделить на три категории, раз в несколько лет аттестовать.

Высшая категория должна означать наличие аккредитации в Правительстве Рф и рекомендаций (не менее двух) от государственных органов управления (федеральное собрание, Администрация Президента Рф, Правительства Рф, региональные государственные органы власти), общественных и научных организаций федерального уровня (тПП, РСПП, РАН). Эксперт высшей категории должен иметь высшее образование, опыт работы не менее 15 лет, ученую степень и необходимое количество научных трудов.

Эксперт высшей категории должен аттестовать экспертов низших категорий. Эксперты должны обладать необходимыми правами: правом вето, единоличным или коллективным, на согласование законодательных и нормативных актов, доступом к материалам экспертной оценки, достойной оплатой труда.

Принципы построения управления Палаты экспертов — независимость, саморегулирование, обеспечение защиты прав и законных интересов страны, граждан и бизнеса, организация и контроль аттестации технических экспертов I и II категории.

За результаты своей деятельности эксперт должен нести ответственность: уголовную, административную, моральную. Эксперт приобретает свой статус один раз в жизни, если теряет, то навсегда!

Селезнев Н.Ф., кандидат экономических наук, профессор Международной Академии Архитектуры (Московское отделение)

ЛИТЕРАТУРА

1. О промышленной безопасности опасных производственных объектов : Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ.

2. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

3. Об экологической экспертизе : Федеральный заО кон от 23.11.1995 № 174-ФЗ.

4. О внесении изменений в некоторые акты Правд вительства Российской Федерации (государственной

экспертизы проектной документации и результатов ин-О женерных изысканий, технологического аудита) : Поста-¡^ новление Правительства РФ от 07.12.2015 г. № 1333.

5. О порядке аккредитации на право проведения неЮ государственной экспертизы проектной документации и N (или) результатов инженерных изысканий : Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008

2 № 1070 (с изменениями на 26 марта 2014 г.). л

6. О рекомендательном законодательном акте «Об экологической экспертизе» : Постановление Межпар-

0 ламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от ^ 17.02.1996 № 7-13.

7. О модельном законе «О государственной экспертизе» : Постановление Межпарламентской Ассамблеи го-

1 сударств-участников СНГ от 07.12.2002 № 20-7.

8. О модельном законе «О научной и научно-техни-ф ческой экспертизе» : Постановление Межпарламентской И Ассамблеи государств-участников СНГ от 15.11.2003

№ 22-17

9. Соглашение о межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств-участников Содружества Независимых Государств : Международное соглашение от 13.01.1999.

10. Об утверждении положения и состава экспертного совета при председателе : Распоряжение Правительства от 12.11.1991 № 49-р.

11. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. эн-цикл., 1969-1978.

12. О Конституционном суде Российской Федерации : Федеральный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ. Ст. 63.

13. Додонов В.Н., Ермаков В.Д., Крылова М.А и др. Большой юридический словарь. М. : Инфра-М, 2001.

14. Словарь финансовых терминов онлайн. Режим доступа: М1р:Мпашоууе4егтту^1оуагоп1те.сот15. Фе-динский Ю.И. Большой нормативно-технический словарь. М. : Астрель: АСТ(Москва), 2007.

16. Российская энциклопедия по охране труда : В 3 т. томах / Общ. ред. Н. И. Маркин ; Ред. кол.: А.Л. Сафонов (отв. ред.) и др. 2-е изд., перераб. и доп., справ. М. : НЦ ЭНАС, 2007.

17. Селезнев Н.Ф. Гильдия независимых технических экспертов — последняя надежда России на достойное будущее в области технического регулирования // Информационный бюллетень «Техэксперт». 2014. № 11. С. 8-10.

Краткие сообщения. Дискуссии и рецензии С. 939-941

REFERENCES

1. O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodst-vennykh ob"ektov : Federal'nyy zakon ot 21.07.1997№ 116-FZ [On Industrial Safety of Hazardous Industrial Facilities: Federal Law of 21.07.1997 No. 116-FZ]. (In Russian)

2. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti : Federal'nyy zakon ot 24.07.2007 № 221-FZ [On the State Real Estate Cadaster: Federal Law No. 221-FZ of July 24, 2007]. (In Russian)

3. Ob ekologicheskoy ekspertize : Federal'nyy zakon ot 23.11.1995 № 174-FZ [On Environmental Impact Assessment: Federal Law No. 174-FZ of November 23, 1995]. (In Russian)

4. O vnesenii izmeneniy v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii (gosudarstvennoy ekspertizy proekt-noy dokumentatsii i rezul'tatov inzhenernykh izyskaniy, tekh-nologicheskogo audita) : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 07.12.2015 № 1333 [On the Introduction of Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation (State Expertise of Project Documentation and Engineering Survey Results, Technological Audit): Decree of the Government of the Russian Federation No. 1333 of 07.12.2015]. (In Russian)

5. O poryadke akkreditatsii na pravo provedeniya negosudarstvennoy ekspertizy proektnoy dokumentatsii i (ili) rezul'tatov inzhenernykh izyskaniy : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2008 № 1070 (s izmeneniyami na 26.03.2014) [On the Accreditation Procedure For the Right To Conduct Non-State Expertise of Design Documentation and (Or) the Results of Engineering Surveys: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1070 of December 29, 2008 (as amended on 26.03.014)]. (In Russian)

6. O rekomendatel'nom zakonodatel'nom akte «Ob ekologicheskoy ekspertize» : Postanovlenie Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG ot 17.02.1996 № 7-13 [On the Recommendatory Legislative Act "On Ecological Expertise": Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States No. 7-13 of 17.02.1996]. (In Russian)

7. O model'nom zakone «O gosudarstvennoy eksper-tize» : Postanovlenie Mezhparlamentskoy Assamblei gos-udarstv-uchastnikov SNG ot 07.12.2002 № 20-7 [On the Model Law "On State Expertise": Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States No. 20-7 of 07.12.2002]. (In Russian)

8. O model'nom zakone «O nauchnoy i nauchno-tekh-nicheskoy ekspertize» : Postanovlenie Mezhparlaments-

koy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG ot 15.11.2003 № 22-17 [On the Model Law "On Scientific and Scientific and Technical Expertise": Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member Nations of November 15, 2003 No. 22-17]. (In Russian)

9. Soglashenie o mezhgosudarstvennoy ekspertize pro-ektov stroitel'stva, predstavlyayushchikh vzaimnyy interes dlya gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv : Mezhdunarodnoe soglashenie ot 13.01.1999 [Agreement on Interstate Expertise of Construction Projects of Mutual Interest for the States members of the Commonwealth of Independent States: International Agreement of 13.01.1999]. (In Russian)

10. Ob utverzhdenii polozheniya i sostava ekspertnogo soveta pri predsedatele : Rasporyazhenie Pravitel'stva ot 12.11.1991 № 49-r [On Approval of the Position and Composition of the Expert Council Under the Chair: Government Decree No. 49-r of 12.11.1991]. (In Russian)

11. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [Great Soviet Encyclopedia]. Moscow : Sovetskaya Entsiklopedia Publ., pp. 1969-1978. (In Russian)

12. O Konstitutsionnom sude Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 21.07.1994 № 1-FKZ. St. 63 [On the Constitutional Court of the Russian Federation: Federal Law of 21.07.1994 No. 1-FKZ. Art. 63.]. (In Russian)

13. Dodonov V.N., Ermakov V.D., Krylova M.A et al. Bol'shoy yuridicheskiy slovar' [Large Legal Dictionary.]. Moscow : Infra-M, 2001. (In Russian)

14. Slovar' finansovykh terminov onlayn [Dictionary of Financial Terms Online]. Access mode: http://finansovye-terminy.slovaronline.com. (In Russian)

15. Fedinskiy Yu.I. Bol'shoy normativno-tekhnicheskiy slovar' [Large Standard Technical Dictionary]. Moscow : As-trel': AST(Moskva), 2007. (In Russian)

16. Rossiyskaya entsiklopediya po okhrane truda : V 3 t. / Obshch. red. N. I. Markin ; Red. kol.: A. L, Safonov (otv. red.) i dr. [Russian Encyclopedia of the Labour Safety: In 3 vol. / General Editor N.I. Markin; A.L Safonov, et al. (editorial editors), etc]. 2nd edition, revised and enlarged. Moscow :NTs ENAS, 2007. (In Russian)

17. Seleznev N.F. Gil'diya nezavisimykh tekh-nicheskikh ekspertov - poslednyaya nadezhda Rossii na dos-toynoe budushchee v oblasti tekhnicheskogo regulirovaniya [Guild of Independent Technical Experts as Russia's Last Hope for a Decent Future in the Field of Technical Regulation]. Informatsionnyy byulleten' «Tekhekspert» [«Tekhsek-spert» Newsletter]. 2014, № 11, pp. 8-10. (In Russian)

m

ф

0 H

1

s

*

о

У

Т

0 s

1

К) n

г

3 У

о *

8

о ■ч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.