Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ ДЛЯ РЕМОНТА ТЕХНИКИ'

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ ДЛЯ РЕМОНТА ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / SOA / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / INFORMATION SYSTEM / SERVICE ORIENTED ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бахтин И.В.

В статье рассмотрен этап проектирования и создания информационной системы, которая позволит упростить взаимодействие между сотрудниками компании, занимающейся ремонтом техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A COMPANY INFORMATION SYSTEM FOR REPAIR OF EQUIPMENT

The article discusses the stage of designing and creating an information system that will simplify the interaction between employees of a company engaged in the repair of equipment.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ ДЛЯ РЕМОНТА ТЕХНИКИ»

УДК 004

Бахтин И.В. студент 2 курса

09.03.02 Информационные системы и технологии

САФУ имени М.В. Ломоносова СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ ДЛЯ

РЕМОНТА ТЕХНИКИ

Аннотация: В статье рассмотрен этап проектирования и создания информационной системы, которая позволит упростить взаимодействие между сотрудниками компании, занимающейся ремонтом техники.

Ключевые слова: Информационная система, SOA, Сервис-ориентированная архитектура.

Bakhtin I.V.

2nd year student 09.03.02 Information systems and technologies NArFU named after M. V. Lomonosov Russia, Arkhangelsk CREATION OF A COMPANY INFORMATION SYSTEM FOR REPAIR OF EQUIPMENT

Abstract: The article discusses the stage of designing and creating an information system that will simplify the interaction between employees of a company engaged in the repair of equipment.

Keywords: Information system, SOA, Service Oriented Architecture.

1 МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

В процессе моделирования клиент-серверной архитектуры необходимо применить объектно-ориентированный подход, к примеру, описать взаимодействие и поведение системы с объектами.

Проведем детальный анализ предметной области конкретного предприятия. Администратор взаимодействует с пользователями информационной системы. Работник взаимодействует клиентами, принимая технику и формируя накладную на ремонт, также взаимодействует со сданной в ремонт техникой. Поставщик деталей взаимодействует с поставкой товаров, которые используются на предприятии.

На рисунке 1 представлена диаграмма вариантов использования актерами.

Рисунок 1 - Диаграмма вариантов использования

Вариант использования «AccountManagement» (управление учетными записями) отвечает за работу с информацией об учетных записях пользователей информационной системы, включает в себя варианты использования «CreatePшШe» (добавление учетной записи), «DeletePшШe» (удаление учетной записи), «ChangeProfile» (редактирование учетной записи), «BrowsingProfile» (просмотр учетной записи).

Вариант использования «QientManagement» (управление информацией о клиентах) отвечает за работу с информацией о клиентах, которые обратились на данное предприятие, включает в себя варианты использования «CreateInformation» (добавление информации о клиенте), «DeleteInformation» (удаление информации о клиенте), «ChangeInformation» (редактирование информации о клиенте), «BrowsingInformation» (просмотр информации о клиенте).

Вариант использования «MovementManagement» (управление информацией о перемещениях техники) отвечает за работу с информацией о перемещении техники в организации, включает в себя варианты использования «CreateInformationMovement» (добавление информации о перемещении), «DeleteInformationMovement» (удаление информации о перемещении), «ChangeInformationMovement» (редактирование информации о перемещении), «BrowsingInformationMovement» (просмотр информации о

перемещении).

Вариант использования «DetailManagement» (управление информацией о поставках деталей) отвечает за работу с деталями, которые поступают для ремонта предметов, поступившими на данное предприятие, включает в себя варианты использования «CreateInformationDetail» (добавление информации о детали), «DeleteInformationDetail» (удаление информации о детали), «ChangeInformationDetail» (редактирование информации о детали), «BrowsingInformationDetail» (просмотр информации о детали).

Вариант использования «WorkerManagement» (управление информацией о работниках) отвечает за работу с работниками ремонтной организации, включает в себя варианты использования «CreateWorker» (добавление информации о работнике), «DeleteWorker» (удаление информации о работнике), «ChangeWorker» (редактирование информации о работнике), «BrowsingWorker» (просмотр информации о работнике).

Вариант использования «RepairTechnicManagement» (управление информации о поступивших предметах) отвечает за работу с информацией о предметах, которые поступили в сломанном или неисправном виде, включает в себя варианты использования «RepairCreateInformation» (добавление информации о предмете), «RepairDeleteInformation» (удаление информации о предмете), «RepairChangeInformation» (редактирование информации о предмете), «RepairBrowsingInformation» (просмотр информации о предмете).

Вариант использования «PodrazdelenieManagement» (управление информацией о подразделениях) отвечает за работу с подразделениями и включает в себя варианты использования «CreatePodrazdelenie» (добавление информации о подразделении), «DeletePodrazdelenie» (удаление информации о подразделении), «ChangePodrazdelenie» (редактирование информации о подразделении), «BrowsingPodrazdelenie» (просмотр информации о подразделении).

Вариант использования «OtchetManagement» (управление информацией об отчетах) отвечает за работу с накладными, благодаря которым можно смотреть информацию о проделанной работе, данный вариант использования включает в себя варианты использования «CreateOtchet» (добавление информации в отчете), «DeleteOtchet» (удаление информации в отчете), «ChangeOtchet» (редактирование информации в отчете), «BrowsingOtchet» (просмотр информации в отчете).

Диаграмма классов представлена в соответствии с рисунком 2.

Основными объектами, которые используются в информационной системе, являются: сотрудник( worker), клиент (client), предмет (repairtechnic), деталь (detail), подразделение(шй) и отчет(report), перемещение (movement).

Объект Перемещение включает в себя информацию о дате начала (date_start) с типом date, о дате завершения (date_end) с типом date, о месте прихода (from) с типом string, текущем местоположении (where) с типом string, о чинящем работнике (who) с типом string, идентификаторе перемещения (id_movement) с типом int, имени, забравшего технику

(who_take) с типом string, чинившей технике (repairtechnic) с типом repairtechnic.

Объект Сотрудник включает в себя информацию о имени (name) с типом string, номере сотрудника (code) с типом int, должности (role), профиле сотрудника (category) с типом string, идентификаторе (id_worker) с типом int, чинившей технике (repairtechnic) с типом repairtechnic, отчете (report) с типом report.

Объект Подразделение включает в себя информацию о названии (name) с типом string, типе подразделения (type_of_unit) с типом string, дате основания (date_of founding) с типом date, идентификаторе (id_unit) с типом int, количестве сотрудников (count_worker) с типом int, сотруднике подразделения (client) с типом client.

Объект Отчет включает в себя информацию о названии (name) с типом string, дате формирования (date_founding) с типом date, именем создателя (name_of_creator) с типом string, количестве продуктов, содержащихся в отчете (count_technic) с типом int, идентификатор отчета (id_report) с типом int, работнике (worker) с типом (worker).

Объект Клиент включает в себя информацию о ФИО (fio), с типом string, дате посещения (date_start) с типом date, дате принятия работы (date_end) с типом date, идентификаторе (id_client) с типом int, месте работы (work_place) с типом string, мобильном номере клиента (phone_number) с типом char, о принесшей технике (repairtechnic) с типом repairtechnic.

Объект Деталь включает информацию о названии (name) с типом string, компании изготовителе (company_name) с типом string, стоимости (cost) с типом decimal, количестве свободных деталей (count_detail) с типом int, категории деталей (category_detail) с типом string, инвентарном номере (inventory_number) с типом int, о технике, на которую используется данная деталь (repairtechnic) с типом repairtechnic.

Объект Предмет включает информацию о названии (name) с типом string, названием подразделения (unit_name) с типом string, именем владельца (owner_name) с типом string, именем работника, который выполняет работу (worker_name) с типом string, дате принятии (date_start) с типом date, дате начала работы(date_start_work) с типом date, дате возвращения владельцу (date_end) с типом date, вид работы (type_of_work) с типом string, идентификаторе (id_repairtechnic), модели (model) с типом string, инвентарном номере (inventory_number) с типом int, о работнике, который ремонтирует данную технику (worker) с типом worker, клиенте, принесшим данную технику (client) с типом client, о перемещении данной техники (movement) с типом movement.

Рисунок 2 - Диаграмма классов

2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРЫ ИС

2.1 Моделирование взаимодействия бизнес-объектов

Для объектов client, detail, repairtechnic, account назначается стереотип «сущность» (entity). Далее нужно создать «контроллер» (repair_service), который будет отвечать за работу с базой данных. Этот класс включает в себя четыре «сущности», которые перечислены выше, также необходимые методы для взаимодействия с классами.

Ассоциация - семантическое отношение между классами, которое показывает, что объекты одной сущности связаны с объектами другой сущности таким образом, что можно перемещаться от объектов одного класса к другому. Графически ассоциация показывается с помощью прямой линии, которая соединяет классы.

В диаграмме классов объект «repair_service» реализует такие возможности:

- createinformationdetail (добавление информации о детали);

- deleteinformationdetail (удаление информации о детали);

- changeinformationdetail (получение информации о детали);

- browsinginformationdetail (изменение информации о детали);

- createinformationclient (добавление информации о клиенте);

- deleteinformationclient (удаление информации о клиенте);

- browsinginformationclient (получение информации о клиенте);

- changeinformationclient (изменение информации о клиенте);

- createrepairtechnic (добавление информации о предмете починки);

- changerepairtechnic (изменение информации о предмете починки);

- deleterepairtechnic (удаление информации о предмете починки);

- browsingrepairtechnic (удаление информации о предмете починки);

- createunit (добавление информации о подразделении);

- changeunit (изменение информации о подразделении);

- deleteunit (удаление информации о подразделении);

- browsingunit (просмотр информации о подразделении);

- createreport (добавление информации в отчет);

- changereport (изменение информации в отчете);

- deletereport (удаление информации в отчете);

- browsingreport (просмотр информации в отчете);

- createmovement (добавление информации о перемещении техники);

- changemovement (изменение информации о перемещении техники);

- deletemovement (удаление информации о перемещении техники);

- browsingmovement (просмотр информации о перемещении техники);

- createworker (добавление информации о работнике);

- changeworker (изменение информации о работнике);

- deleteworker (удаление информации о работнике);

- browsingworker (просмотр информации о работнике).

Полная диаграмма классов представлена в соответствии с рисунком 3.

Рисунок 3 - Полная диаграмма классов Далее при разработке архитектуры необходимо использовать такие элементы как диаграмма компонентов, диаграмма развертывания с узлами и артефактами.

Диаграмма компонентов содержит реализацию классов, одного или нескольких в зависимости от размера создаваемой архитектуры.

Для связи между компонентами в диаграмме реализованы зависимости, это соединения интерфейса одного компонента с другим.

Диаграммы компонентов развертывания состоят из узлов и сети, соединяющей узлы между собой.

Узел - это физический вычислительный ресурс, участвующий в работе системы.

Рассмотрим все эти пункты подробнее.

Для данного предприятия ремонта техники необходим сервис (repair_service), а также база данных, которая предоставляет доступ к данным о клиентах, деталях, сломанных предметах, отчетах, подразделениях и учетных пользователях работников. В компоненты входят классы: client, detail, repairtechnic, movement, unit, report, worker account. Компонент database включает в себя классы: client, detail, repairtechinc, movement, unit, report, worker account. Эти классы отвечают за данные. Компонент repair_service включает repair_technic, который отвечает за сервис. Диаграмма компонентов представлена в соответствии с рисунком 4.

Так как в данной работе используется паттерн SOA, значит и диаграмму компонентов нужно составить в соответствии с ним.

SOA - это cервис-ориентированная архитектура, то есть информационная система, которая состоит из компонентов (сервисов), которые, в свою очередь, слабо связаны и заменяемы, а так же распределены и оснащены стандартизированы интерфейсами для связи по стандартным протоколам.

worker

Рисунок 4 - Диаграмма компонентов системы В рассматриваемом паттерны все сервисы находятся на удалённом сервере. Работники предприятия могут использовать сервис на персональных

компьютерах. Данная система будет взаимодействовать друг с другом при помощи сети (например, оптоволоконной). Готовая диаграмма развертывания с узлами и сетью представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Диаграмма развертывания с сетью и узлами Далее приступим к созданию диаграммы развертывания с артефактами. Артефакт - физическая реализация таких элементов как классы. В связь с артефактом repair_service входят артефакты, имеющие стереотип source (исходный код): client соответствует классу «client», account соответствует классу «account», detail соответствует классу «detail», movement соответствует классу «movement», worker соответствует «worker», unit соответствует классу «unit», report соответствует классу «report», repairtechnic соответствует классу «repairtechnic». В связь с артефактом repair_service входит артефакт database, который имеет стереотип database (база данных).

Диаграмма развертывания с артефактами представлена на рисунке 6.

«source» unit

D

«source» Q

repairtechnic -TZ-1

«source» account

«source» Q «executable» Р]

detail : repaîr_service

«source» Q movement

«database» Q database

«source» I ^ worker

«source» report

Рисунок 6 - Диаграмма артефактов ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения поставленных задач была достигнута цель контрольной работы, а именно, смоделирована и разработана архитектура компонентов информационной системы, спроектирована структура базы данных, а также взаимодействия между бизнес-объектами согласно паттерну SOA.

Использованные источники:

1. Обзор терминологии SOA - IBM [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/ws-soa-term1/ (дата обращения: 14.06.2019)

2. Сервис ориентированная-архитектура - Википедия [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сервис-ориентированная_архитектура (дата обращения: 14.06.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.