УДК 004.891.2
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ
Александр Васильевич Баянов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
Сергей Владимирович Долин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (953)795-13-89, e-mail: [email protected]
Сергей Викторович Шадрин
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
Дмитрий Дмитриевич Белов
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, обучающийся, тел. (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
В статье рассмотрена проблема отсутствия единой централизованной информационной системы. Проанализирована полезность данной системы в высших учебных заведениях, а также проведён анализ аналогичных систем. На основе проведенного исследования авторами предлагается процесс реализации данной информационной системы и ее использование в организациях.
Ключевые слова: информационная система, модуль взаимодействия, база данных, система мгновенного обмена сообщениями.
THE CREATION OF AN INFORMATION SYSTEM TO ADVISE STUDENTS ON ORGANIZATIONAL ISSUES
Alexander V. Bayanov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
Sergey V. Dolin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (953)795-13-89, e-mail: [email protected]
Sergey V. Shadrin
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
Dmitri D. Belov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Student, phone: (343)343-18-53, e-mail:[email protected]
The article deals with the problem of the lack of a single centralized information system. The usefulness of this system in higher educational institutions is analyzed, and the analysis of similar systems is carried out. On the basis of the study the authors propose the process of implementation of this information system and its use in organizations.
Key words: information system, interaction module, database, instant messaging system.
В наши дни использование информационных систем (далее ИС) получило широкое распространение благодаря техническому прогрессу, достигнутому в области вычислительной техники. ИС, прежде всего, является программным продуктом, и ее назначение - автоматизация деятельности человека. Однако принципиальным отличием ИС от других программ является то, что она выступает не в роли «ассистента», выполняющего за человека часть работы, а в роли «компетентного партнера» - эксперта-консультанта в какой-либо конкретной предметной области.
Были проанализированы сайты крупнейших университетов России - МГУ, СПбГУ, НГУ и ТГУ. Абсолютно на всех сайтах имеется функция поиска информации, которая работает как по сайту, так и с выходом в глобальную сеть. Но такая поисковая система зачастую дает либо неполную информацию, в результате чего нужно продолжать поиск самостоятельно, либо не дает ответа на поставленный вопрос.
Создание информационной системы повысит оперативность получения студентами ответов по организационным вопросам и решит проблему отсутствия единой централизованной автоматизированной информационной системы ответов на организационные вопросы студентов высших учебных заведений.
Авторами работы создана информационная система ГидСГУГиТ, которая представлена в виде вопросно-ответной системы (далее ВОС). Она способна принимать вопросы и отвечать на них на естественном языке, другими словами, это система с естественно-языковым интерфейсом.
Система состоит из сервера ВОС и базы данных. Сервер ВОС принимает запросы от серверов системы мгновенного обмена сообщениями (мессенджера) Telegram и возвращает ей ответы. Запросы содержат сообщения от пользователей, а ответы содержат сообщения для пользователей (рис. 1).
Мессенджер Telegram
Интегрированная система ГидСГУГиТ
Рис. 1. Структура вопросно-ответной системы
Использование API Telegram позволяет реализовать модуль взаимодействия с пользователем, представленный в виде клиента системы мгновенного об-
мена сообщениями Telegram, и интегрированный в него бот. Использование технологий API Telegram позволяет оптимизировать и сделать взаимодействие пользователя и системы более гибким.
Модуль выглядит как диалоговое окно системы мгновенного обмена сообщениями в системе Telegram. Пользователь может использовать встроенные кнопки или же ввести текст сообщения самостоятельно и, затем, нажать клавишу Enter, либо кнопку для отправки запроса. Введенное пользователем сообщение появляется в ленте диалога внизу у правого края. После обработки запроса системой, ответ появится в ленте диалога внизу у левого края (рис. 2).
ЧЕТВЕРГ (05.04) — БГК-31
Теория фигуры Земли
СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Автоматизация топографо-геодезических работ
@ Сообщение .. © (Э ф
Рис. 2. Модуль взаимодействия с пользователем
База данных (под управлением СУБД MongoDB) состоит из форм с расписаниями групп и коллекции данных пользователей (рис. 3).
{
■_id" : 0bjectld("5a97d7db31DT1T11edacaT58"), "name" : "Аэрокосмические съемки", "day num" : 1,
"teacher" : "Шляхова Мария Михайловна".
"weeknum" : 1,
"pairnum" : 2,
"room" : "340",
"type" : "практика"
}
Рис. 3. Документ занятия группы
Основная серверная часть написана на языке программирования Python, состоит из серверов Telegram и интегрированной системы ГидСГУГиТ, состоящей в свою очередь из сервера бота и базы данных.
При первом запуске бота от серверов Telegram приходит сообщение с командой о запуске бота, затем система начинает заполнять документ о пользователе, получая данные об институте, курсе и группе, после чего пользователю предлагается выбор периода расписания. Пользователь может выбрать период при помощи ввода текста или же воспользоваться предложенными интегрированными кнопками.
После отправки пользователем сообщения, мессенджер Telegram, отправляет введенный пользователем текст серверу бота. Пришедшее сообщение анализируется, и вызывается функция возвращающая расписание на запрошенный период.
Вызванная функция делает запрос в БД, запрашивая расписание на выбранный период основываясь на данных известных о пользователе, хранящихся в БД, и текущих дате и времени. Функция формирует сообщение содержащие расписание на выбранный период. Данное сообщение отправляется на серверы мессенджера Telegram для отправки его пользователю, запросившему расписание на указанный период.
Если в текущем сообщении не содержится один из возможных вариантов периода расписания доступного для запроса, то система заново запрашивает у пользователя доступный для запроса период расписания.
Разработанная информационная система, реализованная на примере системы ГидСГУГиТ, позволит улучшить взаимодействие студента и университета, значительно улучшить учебный процесс, сокращая число не проинформированных студентов, и снизить временные затраты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Муромцев Д. И. Введение в технологию экспертных систем. - СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005.
- 93 с.
2. Денисов С. Л. - Иваново: Интеллектуальные информационные системы: учебное пособие; Иван. гос. ун-т, 2012. - 157 с.
3. Shevat A. Designing bots: creating conversational experiences - Beijing, Boston: O'Reilly, 2017.
- 328 c.
4. Yuan M. Building Intelligent, Cross-platform, Messaging Bots - Addison Wesley, 2018. - 320 с.
5. Khan R., Das A. Build better chatbots: a complete guide to getting started with chatbots - Bangalore: Apress, 2018 - 109 с.
6. Wilkinson P. Evaluation of a chatbot style FAQ system - Leeds: University of Leeds, School of Computer Studies, 2005 - 51 с.
7. Fiestas E. Building bots - Birmingham, UK: Packt Publishing, 2017 - 290 c.
8. Rist T. Intelligent virtual agents: 4th international workshop, IVA 2003, Kloster Irsee, Germany, September 15-17, 2003: proceedings - Berlin, London: Springer, 2003 - 364 с.
9. Bernhaupt R., Dalvi G. Human-computer interaction INTERACT 2017: 16th IFIP TC 13 International Conference, Mumbai, India, September 25-29, 2017, Proceedings. Part I - Cham, Switzerland: Springer, 2017 - 544 c.
10. Прохоренок И. Python 3 и PyQt: Разработка приложений - СПб: БХВ-Петербург, 2013 -
704 с.
11. Lutz M. Learning Python - Sebastopol, CA: O'Reilly Media, 2013 - 1590 c.
12. Nayak A. Instant mongodb - Packt Publishing Limited, 2013 - 146 c.
13. O'Higgins N. MongoDB and Python - Sebastopol, Calif.: O'Reilly, 2011 - 53 c.
14. Raj P., Chelladhurai J., Singh V. Learning Docker: optimize the power of Docker to run your applications quickly and easily - Birmingham, UK: Packt Publishing, 2015 - 184 c.
15. Heydt M. Python web scraping cookbook: over 90 proven recipes to get you scraping with Python, microservices, Docker, and AWS - Birmingham, UK: Packt Publishing, 2018 - 136 c.
© А. В. Баянов, С. В. Долин, С. В. Шадрин, Д. Д. Белов, 2018