УДК 349.417:418
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КОМПЛЕКСНЫХ КАДАСТРОВЫХ РАБОТ
Наталья Олеговна Митрофанова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ассистент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
Юлия Андреевна Курганкина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, студентка группы БЗ-42, тел. (383)344-31-73, e-mail: ka-dastr204@yandex.ru
В статье рассматривается понятие комплексных кадастровых работ, цели выполнения комплексных кадастровых работ, необходимость обеспечения данных работ качественными исходными данными, предложена классификация объектов недвижимости для формирования информационной модели комплексных кадастровых работ.
Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, объекты недвижимости, комплексные кадастровые работы, информационное обеспечение.
INFORMATION MODEL-BUILDING FOR THE TERRITORY IN PROCESS OF COMPLEX CADASTRAL WORKS
Nataliya O. Mitrofanova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assistant, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
Julia A. Kurgankina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Student, tel. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
The concept of complex cadastral works and their objectives are considered. The necessity of qualitative initial data therefore is emphasized. Classification of real property units is offered. It is to be used for building information model for complex cadastral works.
Key words: state real-estate cadaster, real-property units, complex cadastral works, dataware.
В настоящее время общепризнано, что государственный кадастр недвижимости в Российской Федерации является недостаточно эффективным и не в полной мере отвечает своему основному предназначению - быть точной и достоверной системой учета недвижимого имущества с целью обеспечения функционирования рынка недвижимости и системы налогообложения. Это связано, прежде всего, с тем, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения более чем о пятидесяти процентах фактически существующих объектов недвижимости, а также с содержанием неполных и недостоверных
сведений об учтенных и ранее учтенных объектах недвижимости [1]. Государством принимаются различные меры для повышения эффективности ведения государственного кадастра недвижимости и повышения качества выполнения кадастровых работ.
Так, в рамках реализуемой в настоящее время Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», Минэкономразвития подготовлен проект закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [2].
Однако в настоящее время не разработана методика выполнения таких работ и, прежде всего, модель их информационного обеспечения. В то же время, качественное информационное обеспечение является ключевым условием качества выполняемых работ. Вопросы значимости качественного информационного обеспечения являются актуальными и рассматриваются во многих источниках [3 - 12].
В связи с тем, что Сибирская государственная геодезическая академия имеет опыт работы с информацией различного уровня и назначения, в данной статье авторами предложена модель информационного обеспечения выполнения комплексных кадастровых работ.
Проект закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливает особенности проведения кадастровых работ в массовом порядке на территории одного или нескольких элементов планировочной структуры населенного пункта, а также на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (комплексные кадастровые работы) [13] .
В соответствии с проектом закона комплексные кадастровые работы проводятся в следующих целях:
1) уточнение и (или) установления местоположения границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые были зарегистрированы в установленном порядке;
2) образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением линейных сооружений, образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
3) исправление кадастровых ошибок в государственном кадастре недвижимости, а также устранение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков земельных участков[13].
Схема, отражающая цель и результат выполнения комплексных кадастровых работ представлена на рис. 1.
Государственный кадастр недвижимости
ЗУ - отсутствуют сведения о границах
ЗУ - ошибочные сведения о границах
ЗУ - фактически существующие, не оформленные
ЗУ - не определено положение ОКС
Комплексные кадастровые работы
ЗУ - уточнены сведения о границах
Определено местоположение ОКС на ЗУ
Рис. 1 . Схема целей и результатов выполнения комплексных кадастровых работ
Для достижения вышеуказанных целей исполнителю работ необходимо последовательно решить следующие задачи: (1) - Сформировать актуальную модель землепользования; (2) - определить действующие градостроительные (планировочные) условия формирования земельных участков; (3) - определить установленные ограничения для формирования участков.
Схема этапов выполнения комплексных кадастровых работ, предусмотренных законодательством, представлена на рис. 2.
Для решения указанных задач и принятия обоснованных проектных решений необходима интеграция различного рода информации, которая позволит создать полную картину расположения объектов недвижимости на определенной территории.
Актуальная модель землепользования должна отражать границы фактически существующих земельных участков и контура объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), обеспечить их идентификацию в государственных и муниципальных реестрах (кадастр недвижимости, реестр прав, муниципальные информационные системы и т.д.), а также классификацию.
Рис. 2. Схема этапов выполнения комплексных кадастровых работ, предусмотренных законодательством
Информационной основой для формирования модели землепользования могут являться сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках и объектах капительного строительства, планово-картографические материалы масштаба 1:500 - 1:2000, ортофотопланы и космические снимки масштаба 1:2000, дежурные топографические планы и др. материалы. Данные материалы могут быть дополнены результатами наземных геодезических измерений, включая 3D - лазерное моделирование.
Идентификация объектов недвижимости в государственных и муниципальных реестрах, прежде всего, может осуществляться на основе адресных планов и реестров, дополненных результатами «подомового обхода» и анализа иных характеристик объектов недвижимости (по фактическому пользователю, площадь, этажность и т.д.).
На основе идентификации объектов недвижимости выполняется их классификация по следующей схеме:
Таблица 1
Классификация объектов недвижимости
По правовому статусу По точности сведений
Земельные участки Учтенные (зарегистрированные) Уточненные (отмежеванные без кадастровых ошибок)
Декларированные (не отмежеванные)
Ошибочные (отмежеванные с кадастровыми ошибками)
Неучтенные (фактически существующие) Границы могут быть определены картометрически
Для определения местоположения границ необходимы полевые геодезические работы
Объекты капительного строительства Учтенные (зарегистрированные) Сведения о местоположении внесены в ГКН без ошибок
Внесенные в ГКН сведения требуют уточнения (исправления)
В ГКН отсутствуют сведения о местоположении
Неучтенные (фактически существующие) Местоположение контуры может быть определено картомет-рически
Для определения местоположения границ необходимы полевые геодезические работы
Результаты идентификации и классификации объектов недвижимости используются при решении последующих задач по формированию и оформлению прав на земельные участки.
Формирование и переформирование земельных участков должно осуществляться с учетом правового режима земель (территории) и установленных градостроительных (планировочных) условий [14, 15].
Таким образом, для принятия проектных решений при проведении комплексных кадастровых работ необходимо использовать максимальное количество информации о заданной территории, что в свою очередь обеспечит качественное наполнение государственного кадастра недвижимости.
На рис. 1 изображена приближенная информационная модель территории для выполнения комплексных кадастровых работ.
2. Объект культурного наследия
8. Муниципальная собственность (учтенный объект капитального строительства с техническими ошибками)
1. Муниципальная
собственность (декларированный земельный участок)
3 . Частная соб ственность (неучтенный объект капитального строитель-
6. Частная собственность (учтенный объект
г
4. Частная собственно сть (учтенный земельный участок отмежеванный с кадастровыми ошибками)
Рис. 3. Приближенная информационная модель территории для выполнения комплексных кадастровых работ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпик А.П., Хорошилов В.С. Сущность геоинформационного пространства территорий как единой основы развития государственного кадастра недвижимости // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2012. - № 2/1. - С. 134-136.
2. Распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 1101 -р О концепции федеральной целевой программы "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы).
3. Карпик А.П. Информационное обеспечение геодезической пространственной информационной системы// Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 70-73.
4. Карпик А.П. , Основные принципы формирования геодезического информационного пространства// Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 73-78.
5. Карпик А.П., Разработка критериев оценки качества кадастровых данных// Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 133-136.
6. Карпик А.П., Разработка методики качественной и количественной оценки кадастровой информации// Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2013. - № 4/С. - С. 137-142.
7. Гиниятов И. А. О классификации документов государственного кадастра недвижимости // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 1 (17). - С. 85-87.
8. Голякова Ю. Е. Становление и развитие системы кадастрового учета и охраны объектов историко-культурного наследия в России // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 4 (20). -С. 69-79.
9. Киселева А. О., Клюшниченко В. Н. Разработка информационных форм ведения баз данных о недвижимом имуществе для целей кадастра // Вестник СГГА. - 2012. -Вып. 4 (20). - С. 87-92;
10. Ивчатова Н. С. Правовые основы создания единой учетно-регистрационной системы в Российской Федерации // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Меж-дунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. -С. 18-27.
11. Аврунев Е. И., Труханов А. Э. О выборе систем координат для ведения кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. - С. 47-50.
12. Клюшнченко В. Н., Киселева А. О. Система характеристик объектов государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск: СГГА, 2014. Т. 2. -С. 79-84.
13. Проект федерального закона «Об определении точных границ земельных участков и местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
14. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 1Э6-ФЗ
15. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
© Н. О. Митрофанова, Ю. А. Курганкина, 2015