Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ'

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ВУЗА / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Губа В.В., Титова Е.А., Григорьев В.Г.

Статья посвящена применению автоматизированных информационных систем для улучшения качества всех процессов организации и управления вузом: от приемной компании до конкретного вида учебного занятия, от оперативного управления до стратегического планирования. Данные системы обеспечивают четкость функционирования и совершенствование управленческих механизмов и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF A DATABASE UNIVERSITY USING SOFTWARE1C: ENTERPRISE

The article is devoted to the use of automated information systems to improve the quality of all the processes of the organization and management of the university, from the reception of the company to a specific type of training session, from operational management to strategic planning. These systems provide clarity and improve the functioning of the governance mechanisms and processes.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ»

4. Интернет уйдёт в отрыв. Morgan Stanley прогнозирует взлет российской онлайн-торговли, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kommersant.ru/doc/2101938. - (Дата обращения - 01.11.2015)

5. История экономических учений. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / И.П. Денисова, Л.Р. Клиновенко, А.В. Щербина. - Москва, 2008. - Сер. Экономика и управление.

6. Курочкин В.Н. Системный подход к исследованию отраслевой экономики. - Вестник аграрной науки Дона, 2013. - № 3 (23). - С. 84-93.

7. Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: монография. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2014

8. Поеров А.С. Совершенствование системы электронной коммерции в России [Текст]: автореф. дис...канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2011. - 26 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com/disser/340377/a#?page=1. - (Дата обращения - 04.09.2015)

9. Понятие и сущность электронной коммерции, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elcomrevue.ru/elektronnaya-kommertsiya-2/. -(Дата обращения - 10.10.2015)

10. Щербина А.В. Конкуренция на региональных рынках профессионально-образовательных услуг: факторы, механизмы, регулирование (на материалах Ростовской области) [Текст]: дис...канд. эк. наук: 08.00.05 - Ростов-на-Дону, 2002

Губа В.В. старший преподаватель кафедра менеджмента и инновационных технологий Институт управления в экономических, экологических и

социальных системах Южный федеральный университет

Титова Е.А. магистрант1 курса направление 38.04.02 Менеджмент

Григорьев В.Г. аспирант 1 года обучения направление 09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Россия, г. Таганрог

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ВУЗА С ПРИМЕНЕНИЕМ

ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ

Статья посвящена применению автоматизированных информационных систем для улучшения качества всех процессов организации и управления вузом: от приемной компании до конкретного вида учебного занятия, от оперативного управления до стратегического планирования. Данные системы обеспечивают четкость функционирования

и совершенствование управленческих механизмов и процессов.

Ключевые слова: автоматизированные информационные системы, оперативное управление, 1С:Предприятие, информационная база вуза, контроль и учет успеваемости.

Guba VV, Senior Lecturer, Department of Management and innovative technologies Management Institute economic, ecological and social systems Southern Federal University Russia , Taganrog Titov EA, 1st year undergraduate of direction 38.04.02 Management, Russia , Taganrog V. Grigoriev , 1 year post-graduate training areas 06/09/01 Computer Science and Engineering

Russia , Taganrog CREATION OF A DATABASE UNIVERSITY USING SOFTWARE1C: ENTERPRISE

The article is devoted to the use of automated information systems to improve the quality of all the processes of the organization and management of the university , from the reception of the company to a specific type of training session , from operational management to strategic planning. These systems provide clarity and improve the functioning of the governance mechanisms and processes.

Keywords : automated information systems , operational management , 1C: Enterprise , the information base of the university , control and accounting performance .

В условиях знаниеориентированной экономики для достижения нового качества образования одним из основных факторов развития и привлекательности вузов является уровень использования информационных технологий в жизнедеятельности вуза. Применение автоматизированных информационных системвузом обусловлено необходимостью решения различных задач, связанных с оперативным управлением всех структур вуза начиная от приемной компании до определенного вида учебного занятия. Для охвата широкого круга этих задач используется программный комплекс с многоуровневой архитектурой 1С: Предприятие, именно вузы обладают сложной иерархической структурой входящих в состав подразделений, а выполняемый учебный процесс характеризуется необходимостью учета успеваемости.

В информационной базе для администрирования, создания или изменения конфигурации используется режим Конфигуратор. Первоначально, для отражения структуры вуза, создадим в нем рядСправочников. Поскольку эти объекты метаданных предназначены для хранения редко изменяемой информации и могут быть как простыми, так и иерархическими, то прежде добавим подсистему Журнал преподавателя, для которой подсистема Справочники будет подчиненной. После создания

справочника Группы и отнесения его к соответствующей подсистеме становится возможным сделать форму и заполнить ее в режиме Предприятие факультетами, входящими в них кафедрами и группами (элементами).Создание же справочника Студент, требует добавления реквизитов, для чего при необходимости формируются перечисления, позволяющие выбрать определенное значение (например, пол мужской или женский). Для параметров студента задаются их свойства (тип, длина и пр.). На добавляемую форму можно вынести и те данные (реквизиты), которыеотнесены таким образом к табличной части. Сам же процесс добавления формы дает возможность ее тонкой настройки, от особенностей расположения элементов и определения их перечня, до вида шрифта надписей.

Конфигуратор 1С так же позволяет создавать Документы. Они предназначены для хранения информации о значимых, с точки зрения бизнес процессов, событиях. Добавим подсистему Документы в качестве подчиненной в Журнал преподавателя и во вкладке перечисления добавим ИтогПоПредмету с указанием значений, которые определят вид результирующего оценивания (Зачет,ДиффЗачет,Экзамен). Для внесения данных о баллах создадим справочник Предметыс необходимыми для этого реквизитами, где после запуска конфигурации на выполнение возможно записать их значения для каждой дисциплины.

Шагсоздания документа Лекция в подсистеме Документы определен необходимостью отмечать присутствие студентов различных группна занятии, что потребует использования двух табличных частей. Так, требуется табличная часть для ввода перечня групп и автоматического занесения студентов этих групп по нажатию соответствующей кнопки. Для осуществления указанного создаем форму и настраиваем её функциональность при помощи обработчиков событий интерфейсных элементов формы.

Командная панель табличной части должна содержать кнопки Создать и Очистить список студентов. Действия этих кнопок задаются с помощью обработчика событий команд программным кодом вызова пользовательской процедуры, которая в свою очередь описывается в модуле формы. Необходима так же кнопка создания документа Лекция за конкретную дату.

Присутствие на лекции добавляет баллы в зависимости от предмета, поэтому в столбец Присутствие табличной части вносится обработчик события при изменении, отображающийся полем в виде флажка (да/нет).

В отличие от лекционных занятий, практические проводятся отдельно в каждой группе, поэтому после создания документа Практика и включения его в подсистему ЖурналПреподавателя в реквизитах указывается поле с номером группы, при изменении которого будет изменяться список студентов табличной части. Аналогично лекциям устанавливается добавление или уменьшение баллов при установке или снятии флажка Присутствие за практическое занятиесоответственно, а так же добавляется

команда создания документа на форму.

Для сохранения оперативных данных и получения сводной информации в 1С:Предприятие используют регистры накоплений, которые бывают двух видов (остатков и оборотов). Такие таблицы фиксируют приход/расход (величина увеличивается/уменьшается) или сумму накопленных значений (в этом случае величина увеличивается). В качестве примера в конфигурации ЖурналПреподавателя используем регистр остатков БаллыСтудентов, в котором будет учитываться сумма накопленных баллов по предмету. Так, за посещение лекции или практики балл будет добавляться, а за отсутствие - отниматься размер установленного штрафа. Регистр оборотов жев выбранном случае учитывает количество посещений лекций и практических занятий. Для перечисленного создается подсистема Регистры и перечисление ВидЗанятия, а так же вносятся поля и данные о штрафных баллах в справочник Предметы. Регистр остатков БаллыСтудентов включаются в созданную подсистему, добавляются необходимые измерения и ресурсы, с указанием типов данных, производится выбор регистраторов лекция и практическое занятие. Аналогично задается регистр оборотов посещения занятий. Запись движений регистра осуществляется через табличную часть, соотнесением поля и выражения с помощью реквизита документов, после чего осуществляется генерация кода системой. Проводить движения и выполнять с данными различные манипуляции можно после добавления новых регистров в командную панель.Для просмотра движений регистра созданных документом из него самого необходимо отметить его видимость в форме для дальнейшей работы.

В 1С: Предприятие существуют регистры сведений, которые позволяют хранить некоторую информацию доступную в любой момент для извлечения из регистра. Они бывают периодические и непериодические. В периодическом регистре информация привязана к дате и может изменяться во времени. В непериодическом информация от времени не зависит. Регистры сведений могут быть независимыми или подчиняться регистратору (записи можно заносить вручную, либо это производит некоторый документ конфигурации, заданный как регистратор для этого регистра). Регистр сведений, как и регистр накопления, состоит из измерений и ресурсов. Измерения задают параметры, по которым информация заносится и извлекается из регистра, а ресурсы - хранимые данные.

Регистры накопления используются в данной предметной области для двух целей. Во-первых, для хранения данных о баллах, которые можно получить за лабораторную работу. Они изменяются во времени, понижаясь к концу семестра. Например, очередное снижение может происходить каждый месяц после установленного срока сдачи работы. Во-вторых, для фиксации факта сдачи каждой лабораторной работы и полученных за нее баллов. Для этих действий понадобятся следующие изменения конфигурации:

1. Добавить справочник лабораторных работ, подчиненный

справочнику предметов, с реквизитом максимальный балл за сдачу работы (выставляется, если работа сдана вовремя);

2. Создать регистр сведений Баллы лабораторных работ, в котором хранятся с ведения о баллах за лабораторную работу (этот регистр независимый и периодический, измерения - лабораторная работа; ресурсы -балл);

3. Сформировать глобальный общий модуль с функцией извлечения балла лабораторной работы на заданную дату;

4. Создать сведений Учет сдачи лабораторных работ, с данными о баллах, полученных студентами за конкретную работу (этот регистр периодический и подчиняется регистратору - документу Сдача лабораторных работ, измерения - лабораторная работа, студент; ресурсы -балл сдачи);

5. Выполнить обработку первоначального заполнения баллов лабораторных работ, в ходе которой в регистр баллы лабораторных работ вносятся максимальные баллы за лабораторные работы, установленные в справочнике Лабораторные работы на заданную пользователем дату.

6. Создать документ Сдача лабораторных работ, использующий для определения балла за работу, ранее созданную функцию из общего модуля.

На основе созданных документов, с учетом их особенностей возможно построение отчетов.

Отчет по документу с двумя табличными частями, которым является Лекция, формируется в конструкторе печати выбором полей каждой табличной части и заданием кнопки команды Печать. В макете полученного отчета предоставляется возможность работы со шрифтом, перемещения и добавления надписей, объединения строк и ячеек для придания отчету любого вида.

В случае если необходимо произвести вычисления, как например, в отчете по документу Практика с вычислением общей суммы начисленных за занятие баллов, то после стандартных действий создаем поименованную область Итог и в значениях свойства Заполнение вписанных с названиями расчетов ячеек установим Параметр, который пропишем в окне модуля менеджера программным кодом в процедуру Отчет строки.

Система так же позволяет формировать отчет с использованием схемы компоновки данных. Если следует подсчитать баллы студентов заданной группы по заданному предмету, в том случае, когда при этом группа и предмет будут выступать параметрами отчета, то в конструкторе макета отчета выбирается схема компоновки данных. Добавлением набора данных -запрос переходим на вкладку Параметры, где они и описываются. На вкладке Наборы данных запустим конструктор запросов и на его вкладке Таблицы выбираем БаллыСтудентов.Остатки, поскольку данные о накопленных баллах находятся в этом регистре. Поля из этой таблицы (потенциальные поля отчета) извлекаемые запросом и необходимые для отбора переименовываем на вкладке Объединения/Псевдонимы, а на вкладке

Условия задаем условия отбора данных (в текущем случае равенство соответствующих ссылок параметрам запроса).На вкладке Параметры система автоматически добавляет параметр Период (дата, на которую выбираются баллы) и он может быть использован в качестве параметра виртуальной таблицы данных запроса, где можно производить группировки отчета.

Отчет можно модифицировать таким образом, что бы некоторая информация в зависимости от значения выделялась каким либо цветом. В выбранном примере красный цвет обозначит студентов, не набравших минимума по предмету. Для этого нужно:

• Изменить программу проведения документа Сдача лабораторных работ, чтобы баллы за лабораторные заносились в регистр Баллы студентов;

• В справочник предметов занести реквизит с минимумом по предмету и заполнить его значениями по всем предметам;

• Использовать в схеме компоновки данных минимум по предмету для условного форматирования данных.

Приведенный пример работы в 1С:Предприятие наглядно демонстрирует обширные возможности системы для решения задач организации и их автоматизации за счет мощного функционалаи оснащенности инструментами, позволяющими максимально учесть требования пользователя. Проделанная работа по созданию информационной базы вуза позволила структурировать и обобщить информацию о предметах и учащихся, во многом упростила учет успеваемости студентов и работу с данными.

Использованные источники:

1. 1С:Предприятие. Конфигурирование и администрирование. М. Изд-во фирмы «1С», 2001

2. Радченко М. Г.1С: Предприятие 8.1. Практическое пособие для разработчика. Примеры и типовые приемы / М.Г. Радченко. - М.: ООО "1С-Паблишинг", СПб: Питер. 2007. - 512с.: ил.

3. Тимофеев Г.С., Шумейко Д.А. Конфигурирование и администрирование 1С:Предприятия. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.