Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011
Образование
СОЗДАНИЕ ИМИДжА молодого специалиста сельского хозяйства СРЕДСТВАМИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
о. м. ковтунова,
кандидат педагогических наук, доцент, Уральский ГПУ,
В. Д. ШИРШОВ,
доктор педагогических наук, профессор, Уральская ГСХА
620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; тел. 8(343)259-09-10
Ключевые слова: внешний вид специалиста, имидж специалиста, имиджеологическая компетентность, коммуникации специалиста, технология самопрезентации.
bywords: The exterior view of specialist, the image of specialist, the imageological competence, the communication of specialist, the technology of the self-presentation.
Человек, занимающийся профессиональной деятельностью, строящий карьеру в любой сфере, оказывается включенным во множество социальных, а главное, профессиональных отношений. Он принадлежит или, по крайней мере, причисляет себя к профессиональной страте, ограниченной рамками специализации, кругом специалистов, занятых одним делом, профессиональным языком и особой корпоративной культурой.
Сфера сельского хозяйства, как никакая иная сегодня, требует стабилизации кадровой политики, что, в первую очередь, означает повышение уровня подготовки выпускников, достижение ими социальной компетентности. О состоянии дел в этой области свидетельствуют следующие факты: в настоящее время доля практиков среди руководителей сельскохозяйственных организаций составляет 7 %, более 30 % руководителей и специалистов среднего звена не имеют специального образования, около 90 % молодых специалистов отказываются работать в отрасли из-за нерешенности социальноэкономических проблем.
Это предполагает организацию деятельности сельхозвуза по формированию имиджеологической компетентности студентов как одной из важных составляющих социальной компетентности его выпускников.
С целью уточнения содержания имиджеологической компетентности выпускника сельхозвуза рассмотрим понятие имидж. Родоначальник науки имиджелогии В. М. Шепель под имиджем личности понимает совокупность как природных и психических качеств, так и профессиональных характеристик личности.
В свою очередь. имиджеологи-ческая компетентность, по мнению А. К. Самохина, М. Ю. Самошиной [2, 34], определяется как знания, умения, навыки в области формирования собственного имиджа и корпоративного имиджа сельскохозяйственного предприятия. Они связывают понятие имиджелогической компетентности выпускника ВУЗа с его профессиональными умениями, умениями самопрезентации, коммуникативными навыками, организаторскими
www. m-avu. narod. ru
качествами, которые сформированы еще в вузе на основе общечеловеческих ценностей.
В современных условиях имиджелогическую компетентность специалиста можно сопоставить с понятием личный бренд. Если до настоящего времени персональные бренды были атрибутом политиков и шоу-бизнеса, теперь можно говорить о персональном бренде в бизнесе и в других областях знаний и деятельности.
Бренд - это набор нематериальных ценностей и ассоциаций, сфокусированных на марочных атрибутах товара или услуги и свойственных определенной группе потребителей [А. К. Самохина]. С другой стороны, бренд - это репутация специалиста.
В соответствии с позицией М. Ю. Самошина, построить личный бренд не сложно. Для этого необходимо выполнить некоторую последовательность действий:
- сознательно выстроить продукт своей деятельности с учетом наиболее значимых потребительских атрибутов;
- поддерживать высокое качество продукта, отслеживать изменения в запросах потребителей и товарах конкурентов;
- создать систему привязки марочной индивидуальности - марочные атрибуты и элементы упаковки; фамилия и имя -один из марочных атрибутов;
- обеспечить устойчивую дистрибуцию (важно оставаться в контакте со всеми потенциальными потребителями);
- обеспечить определенный уровень узнаваемости не только целевой, но и околоцелевой аудитории;
- предъявить клиенту некоторый набор нематериальных ценностей, причем ценности могут быть только реально разделяемыми носителем бренда, так как любая неискренность может быть выявлена партнерами при регулярных контактах;
- представить систему ценностей в виде мифологии бренда. При этом необязательна конкретная легенда, это могут быть правила, заповеди, истории и анекдоты.
Таким образом, понятие личностный бренд сочетается с понятием
имиджелогической компетентности выпускника сельскохозяйственного вуза.
Как известно, любой образованный человек на селе всегда на виду, что делает необходимым наличие у выпускника не только качеств-защит, таких как эмоциональная устойчивость, стрессоу-стойчивость, но и качеств-мотиваторов общения: эмпатии, коммуникативности, умения сотрудничать не только на деловом, но и на личностном уровне, - которые помогут специалисту не прибегать к стереотипному общению, а выходить на общечеловеческий уровень общения и т. д.
Еще один блок компетенций определяется незначительной возможностью очного формирования профессионального сообщества, так как зачастую специалист попадает в достаточно замкнутую профессиональную среду села. Поэтому специалист сельского хозяйства - выпускник вуза должен обладать навыками получения информации через сеть Интернет. Это обеспечит его контакты с отечественными коллегами по профессии, а достаточные знания в области иностранных языков позволят выходить и на зарубежный уровень.
Таким образом, учитывая необходимые знания в области самопрезентации и имиджелогии в целом, имиджеоло-гическая компетентность, исходя из ее понимания в науке, может формироваться в условиях реализации вузовского компонента учебного плана путем включения в него таких предметов, как основы имиджелогии, коммуникативного менеджмента, символического менеджмента, основ ораторского искусства и риторики, а также курса пользователей сети Интернет и дополнительного иностранного языка.
Одной из задач формирования имид-жеологической компетентности является формирование навыков предъявления себя, то есть самопрезентации.
С самопрезентации обычно начинается знакомство со специалистом, с делом, которым он занимается. Самопрезентация может быть начальным этапом какого-либо делового процесса, либо отдельным, самостоятельным элементом общения, о чем не всегда задумывается специалист.
47
• Аграрный вестник Урала №1 (80), 2011 г.-
Образование
В общем виде самопрезентация представляет собой управление производимым впечатлением, показывает умение человека представить себя и свое дело.
Важным моментом при подготовке к самопрезентации является учет особенностей аудитории, чему посвящена одна из тем спецкурса. Здесь значимыми факторами является социальный, профессиональный состав, гендерные различия аудитории, ее образовательный, интеллектуальный и «материальный» уровень, а также психологическое состояние, настроение и готовность воспринимать информацию. Сейчас издано довольно много литературы как зарубежных, так и отечественных авторов, которая оказывает существенную помощь в развитии навыков невербального поведения, техники речи, приемов работы с аудиторией, использования различных коммуникативных каналов приема информации и т. п. [1, 2, 3, 4, 5].
Ключевым моментом успешности самопрезентации в контексте формирования профессионального имиджа является
внешний облик. И хотя сейчас понятие имиджа вышло за рамки только внешнего вида, этот фактор по-прежнему остается одним из основных. В процессе самопре-зентации внешний облик имеет особое значение, так как «оболочка» немало расскажет о том, каких успехов добился специалист и относится ли он с уважением к другим и к себе. Естественно, речь здесь идет не столько о дорогом костюме, сколько об умении профессионала понять, что он сам также является носителем определенной информации для других.
Говоря об эффективности самопре-зентации, невозможно обойти вниманием личностные факторы влияния, которые чаще всего называются личным обаянием, магнетизмом, харизмой [2, 138]. Предъявление личной информации всегда имеет точную цель — вызвать доверие и позитивное отношение к собственной персоне. Поэтому особенности коммуникации в сельской среде - это также одна из тем данного спецкурса. Коммуникация как элемент общения,
хоть и присутствовала всегда в деловых отношениях, имела в нашей стране свою специфику - долгое время считалось нескромным, а зачастую и зазорным явно демонстрировать свои профессиональные заслуги, говорить о своих сильных качествах [1, 56]. Попытки использовать стратегии самопродвижения расценивались как восхваление и неэтичность, особенно в среде сельских жителей. Следует помнить, что самопродвижение и самопрезентация существенно отличаются от самовосхваления тем, что имеют под собой почву реальных достижений профессионала. Неотъемлемой частью курса являются практические занятия по практике самопрезентации.
Таким образом, получить знания, умения и навыки самопрезентации выпускник вуза может во время изучения вузовского спецкурса по формированию имиджа специалиста, который поможет его профессиональному становлению и успешной карьере в сложных условиях сельской жизни.
Литература
Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития. Материалы Первого Международного симпозиума «Имиджелогия-2003». М. : Альфа, 2003. 228 с.
Самохин А. К., Самошина М. Ю.. Создание бренда профессии // ПР в образовании. 2005. № 4.
Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения вашего имиджа. М. : Амалфея, 1997. 208 с. (Серия «Стратегия успеха»). Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб. : Питер, 2001. 444 с.
Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 400 с.
Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2004. 223 с.
Почепцов Г Г Имиджелогия. М. : Рефл-бук; Киев : Ваклер, 2000. 766 с.
Овощеводство и садоводство
экологическая пластичность и стабильность сортов картофеля кузбасской селекции
Л. С. АНОШКИНА, кандидат сельскохозяйственных работ, доцент заведующая лабораторией селекции картофеля, Кемеровский научно-исследовательский институт сельского хозяйства
650510, Кемеровская область, Кемеровский район, п. Новостройка, улица Центральная 47; тел. 8(3852) 68-44-19; е-mail: kemniish@mail.ru
Ключевые слова: картофель, сорт, пластичность, стабильность, продуктивность, регрессия. Keywords: A potato, a grade, plasticity, stability, efficiency, regress.
Картофель, как и любая другая культура, резко реагирует на изменения внешних факторов среды произрастания. Климат Кемеровской области - резкоконтинентальный с резкими перепадами температуры воздуха в течение суток. Поэтому изучение поведения созданных сортов картофеля в условиях Кузнецкой котловины на сегодня остается актуальной задачей.
Целью селекции является сочетание высокого потенциала продуктивности с устойчивостью к неблагоприятным условиям среды, биогенным и абиогенным факторам. С селекционных позиций
более адаптивны те гены и популяции, которые обеспечивают в данных либо различных условиях высокую продуктивность на протяжении ряда лет. Адаптивность тесно связана с пластичностью, амплитуда которой находится под генетическим контролем. Между пластичностью различных признаков может иметься значительная связь, причем большая пластичность одного признака нередко обеспечивает стабильность другого [1].
Существуют разные методы количественных оценок параметров пластичности и стабильности. Так, при
изучении селекционного материала и новых сортов во времени (разные годы) можно получить информацию о пластичности, которая показывает особенности реакции генотипа на изменение экологических условий. Погодные условия не имеют повторности, их градации смешаны с эффектом опыта в целом. И если показатель урожайности сортов различается по годам, значит, есть взаимодействие «сорт х условия года», эффект которого может быть проанализирован как дисперсионный комплекс [2].
Это подтверждено и нашими исследованиями. За период 1997-1999 гг.
www. m-avu. narod. ru