УДК 070 DOI: 10.24411/1999-5407-2020-10309
СОЗДАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СИМУЛЯКРОВ
В СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА
Ю. А. Головин
Московский гуманитарный университет, Москва
О. Е. Коханая
Московский гуманитарный университет, Москва
Картина мира, создаваемая современными средствами массовой информации, является ни чем иным как симуляцией, симулякром, как и каждая новость, основанная на реальном событии, порождаемая масс-медиа. Именно на современном этапе, во время появления новых способов массовой коммуникации, конвергенции, как в журналистике, так и за ее пределами СМИ обретают наибольший вес, фактически социокультурная реальность воспринимается человеком на основании СМИ, которые и моделируют его видение мира.
Ключевые слова: симулякр, гиперреальность, картина мира, постмодерн, медиапространство, средства массовой информации, новые медиа.
Первое употребление термина «симулякр» в том значении, которое мы вкладываем в него сегодня, приписывается еще древнегреческому философу Эпикуру. Известный российский философ и культуролог Андрей Яковлевич Флиер в своей книге «Тезаурус основных понятий культурологии» определяет «симулякр» как «псевдо-вещь, тень от ничего, продукт имитации реальности или игры в нее» [11. С. 226]. По определению известного французского культуролога и философа-постмодерниста Жана Бодрияра [3], разработавшему теорию симуляции в постмодернизме, симулякр - это симуляция или подмена действительности. Симуляция - это, по нашему мнению, как раз ключевое определение нашего времени. Особенно очевидным это явление представляется в сфере современных медиа, где одну из главнейших ролей, наряду с техническим прогрессом, искусством и литературой, играет журналистика. Эффект реальности, по словам Ж. Бодрийяра [3], имитируется и утрируется, и во многом здесь ответственна как раз журналистика, создающая так называемую картину мира. Но картина мира, создаваемая современными СМИ, является ничем иным как симуляцией, симулякром, как и каждая новость, основанная на реальном событии, порождаемая масс-медиа. Именно в наше время, во время появления новых способов массовой коммуникации, конвергенции, как в журналистике, так и за ее пределами, средства массовой информации обретают наибольший вес. Фактически реальность, которую видит человек, полностью черпается им из СМИ и литературы: именно они формируют его видение мира, о чем в свое время говорил доктор культурологии Ю.А. Головин: «Литература своими специфическими средствами способна влиять на формирование структуры антропологических ценностей, на процесс художественного моделирования картины мира личностью» [4. С. 2]. Это всецело можно отнести и к СМИ, так как моделирование картины мира [5] и является одной из главных функций журналистики в эпоху постмодерна. Именно журналистика сегодня является одним из главных поставщиков симулякров, создающих гиперреальность.
По мнению большинства исследователей современного общества мы живем сегодня в системе тотальной симуляции, то есть в гиперреальности, во время «Когда один за
другим умерли Бог, Человек, прогресс и сама История, уступив место коду» [2. С. 32]. Само собой, воспринимать это высказывание стоит не в прямом смысле, под «смертью» здесь подразумевается изменение метафизического значения данных слов, как и многих других, которые также потеряли свой вес в процессе симуляции. Все теперь задается кодом, а гиперреальность регулируема, - реальность же вторична и отходит на второй план в отношении симулякров. Это замкнутое в самом себе явление, которое целиком и полностью строится на симуляции. Однако сразу важно отметить один момент, что симулировать - это не то же самое, что изображать. Для Бодрийяра, к примеру, эти два понятия имеют принципиально разное значение. Изображение - это лишь внешняя копия, как, например, копия дома, которая выглядит так же, лишь снаружи. Симуляция же повторяет оригинал полностью, вплоть до того, что может занять его место, тем самым уничтожив оригинал, как называют его философы-постмодернисты - референт [3. С. 6]. В наше время абстракция перестает быть абстракцией, симуляция - это порождение модели реального, лишенное источника, когда копии не предшествует оригинал. С момента уничтожения референта, по их мнению, симулякр становится единственным знаком реальности.
Тот самый референт уничтожается и заменяется симулякром, тем самым, на котором строится и из чего состоит затем гиперреальность. То есть он уже в условиях гаперреальности как бы предвосхищает их. Симулякр - это своего рода операционный дубликат, копия копии или того, чего в реальности нет. Это как раз тот дом, который заменяет оригинал из предыдущего примера. Как говорится в легендарной книге «Экклесиаста», и ее цитирует Ж. Бодрийяр: «Симулякр никогда не является тем, что скрывает истину - это истина, которая скрывает, что ее не существует. Симулякр - это истина» [3. С. 15].
Но постмодернистская или даже постпостмодернистская реальность [6] включает в себя не только симуляцию. Так же происходят замещения субъекта разнообразными безличными структурами, где главным становится производство знаковых, а не материальных ценностей. Не зря говорится, что главным товаром в информационном обществе, которое и приходится на время постмодерна, является сама информация, что приводит к смене познавательной парадигмы, делая ее основой всего. Сама система ценностей, существовавшая ранее, исчерпала себя полностью, что и привело к необходимости в новых этических основаниях и ценностных ориентирах.
К тому же новейшие технологии, проникшие сегодня во все сферы жизни и, прежде всего, в систему коммуникаций позволяют СМИ охватывать весь диапазон реальности [9], каждое хоть сколько-нибудь значимое событие и заменять его собственным симулякром, тем самым перекраивая практически всю реальность. Они воскрешают ее в системе знаков и переводят в гипреррельность, создавая как бы новую картину мира. Журналистика не только заменяет событие знаком реальности, но и формирует определенное отношение и реакцию на него, а также создает контекст, внутри которого может развивать тему практически до бесконечности, порождая один симулякр из другого. Ее главной целью больше не является освещение каких бы то ни было событий или происшествий, главным становится бесконечное продолжение процесса симуляции, возводящее его в абсолют и делающее его своим смыслом. За счет этого журналистика имеет фактически наибольшее влияние на процесс формирования «структуры морального сознания и характера, применения моральных норм и принципов» [7], потому что все наше мировосприятие строится на видении той реальности, которую порождают для нас СМИ.
Хорошим примером того, как СМИ придают новый смысл событию, даже при его изначальном отсутствии в реальности, тем самым меняя восприятие людей, является террористический акт. Вот что сам Бодрийяр пишет об этом: «Повсюду можно
наблюдать процессию средств массовой информации в отношении террористического насилия. Именно это придает насилию специфически современную форму, гораздо более современную, нежели так называемые «объективные причины», которые мы стараемся ему приписать: ни политические, ни социальные, ни психологические причины несоизмеримы с этим событием» [1. С. 44]. То есть выходит так, что сам акт террористического насилия является знаком, который в дальнейшем воскрешается в СМИ уже в другом виде, с новым смыслом. Уже после своего воспроизведения в СМИ террористический акт становится получателем информации, то есть дополняется и разрастается, в том числе, и получая моральную оценку, которая является «следствием процессии симулякров» [3], или моральным симулякром.
Ситуация осложняется еще и тем, что сегодня при тотальном покрытии медиапространства интернетом за счет собственной интерактивности, практически у каждого пользователя, а это сегодня почти 60% взрослого населения планеты, появляется возможность самим быть участником в мировых событиях, хотя бы посредством комментариев, перепостив историю или сделав ее пересказ своими словами на своей странице. Каждый пользователь чувствует свою вовлеченность, и интерактивность один из главных козырей современных СМИ. На самом деле, интерактивность, хоть и является по сути результатом трансформационного процесса, все же служит реальным двигателем новых изменений в журналистике. Это и появление новых форматов, и большее значение обратной связи с аудиторией, чем когда бы то ни был, и, в целом, изменение так называемых трансформационных процессов.
Об этом следует сказать отдельно. Вопрос проблематики трансформационных процессов в журналистике постмодерна включает в себя несколько основных аспектов. Это появление новых типов СМИ, которых не существовало раньше и не могло существовать, так как они способны функционировать только в нынешней действительности. Новые медиа, которые пользуются всеми техническими преимуществами с самого своего основания, им не приходилось полностью перестраиваться. Новые медиа распространяют информацию по различным каналам и, таким образом, охватывают разнообразные, многочисленные целевые группы. Часть из них мы рассмотрим и выделим их основные особенности, а также под их воздействием непосредственную трансформацию традиционных СМИ, которым как раз пришлось сильно изменить свой подход и адаптироваться под новые реалии. Изменения происходили как в стилистическом, так и в техническом плане. Очевидно, что с развитием технологий изменились и форматы, и способы подачи материала.
Говоря о появлении новых СМИ нельзя не упомянуть и о преемственности, которую в статье «Новые медиа» рассматривают О. Стинс и Д. Ван Фухт: «В прошлом люди полагали, что новые медиа обязательно вытеснят и заменят старые. В процессе развития старых медиа происходило расширение их возможностей, что приводило к созданию новых; границы между старым и новым подчас стирались, к людям приходило понимание того, что старые и новые медиа могут сосуществовать и даже взаимодействовать друг с другом... Поскольку содержание старых медиа, за небольшими изменениями, было «переведено» в цифровой формат, производители старых медиа стали делать содержание, адресованное аудитории новых медиа. В некотором смысле даже самые старые медиа никогда не умирали, мы по-прежнему используем инструменты, которыми они пользовались. Примеры такого синкретизма, когда элементы старых медиа объединены в новых, нередки: кино состоит из текстов, которые можно сравнить с театром, а компьютерная игра использует сюжеты из кинофильмов. Специальные характеристики различных медиа лежат не в содержании, но в способе, которым оно репрезентируется. Содержание всегда было то же самое» [10. С. 99]. В целом слова известных ученых определенным образом характеризуют и первый, и второй аспект.
Первоочередным фактором, внедрившимся в медиапространство и который нам необходимо рассмотреть, являются «кросс-медиа» [10. С. 100]. Термин новый, появившийся с развитием конвергенции, который означает специфическую особенность журналистской деятельности, когда отправитель сообщения в лице журналиста не ограничен спецификой одного медиа. «Кросс-медиа» позволяют ретранслировать одно и то же послание, не меняя содержания, в разных формах. Хорошим примером может быть, например, «Московский комсомолец»: вы читаете что-то в газете, а для получения дополнительной информации переходите на сайт, где вы можете получить ее уже в другом формате, например, видео или инфографики. То же самое применимо и к телеканалам, каждый из которых имеет свой сайт, а некоторые даже мобильное приложение, как например «Россия» или «Москва 24». При этом наполнение данных ресурсов контентом не ограничивается одной только ретрансляцией того, что было в эфире. Зачастую целые отделения на каналах работают над производством контента для дополнительных ресурсов, которые, минуя само телевидение, сразу же появляются там. Здесь к первому аспекту, который мы обозначили ранее, можно отнести интернет-СМИ, такие как «Meduza», «Лента», «Life.ru» и так далее. Из них, в первую очередь, стоит выделить и рассмотреть «Meduza», потому что, с точки зрения использования возможностей кода, это практически классическое СМИ парадигмы постмодерна.
Начать стоит с того, что «Meduza» является ярким представителем «кросс-медиа», издание ретранслирует информацию практически во всех возможных формах, которые предоставляет код. Одна и та же новость может быть раскрыта в совершенно разных форматах, от текста и видео до игры, которая представляет для нас особый интерес, однако к этому мы вернемся чуть позже. Итак, помимо того, что «Meduza» является «кросс-медиа», еще одной яркой чертой, которая характеризует ее как классическое СМИ постмодерна, можно назвать высокий уровень интерактивности. Интерактивность невероятно важна для повышения вовлеченности пользователя. По сути, написанием тех же комментариев или вступлением в обсуждение пользователь создает дополнительный контент, который также доступен всем остальным пользователям, то есть дополняет ту же новость или статью. И что самое главное, помимо того, что он повышает время своего нахождения на странице, он также повышает и потенциальное время нахождения на ней других пользователей, которые помимо самой новости могут также прочитать или даже вступить в обсуждение ее. Важно это потому, что трафик в Интернете сейчас измеряется временем нахождения пользователя на странице, а не самим фактом ее открытия, то есть выявляется та самая степень вовлеченности. Если совсем упросить формулировку, можно сказать, что время нахождения человека на странице конвертируется в деньги, то есть выражение «время-деньги» приобретает буквальный смысл. Потому что, чем дольше он находится на странице, больше других материалов он успевает увидеть и вероятность того, что один из них его заинтересует и он его прочтет, увеличивается. Сайты новостных интернет-изданий устроены таким образом, чтобы после прочтения одного материала привлечь пользователя к другому.
Теперь очень важно рассмотреть механизмы, которые используют интернет-СМИ для того, чтобы увеличить степень вовлечения пользователя. На сайте «Meduza» это работает таким образом: чем дольше пользователь читает новость, тем больше дополнительных материалов он видит в процессе чтения. Но, пожалуй, главным преимуществом, относительно большинства других интернет-изданий, является наличие у «Meduza» раздела игр. Здесь степень вовлечения максимальная, и участнику практически всегда приходится оставаться до конца, так как цель этих игр, как правило, получение какого-либо результата, который можно увидеть, только закончив игру. Через игры «Meduza»не просто ретранслирует те же новости, она дополняет их, при том буквально программируя гиперреальность, как, например, в случае с тестом «Хорошо ли вам живется
в России» [12. Электронный ресурс]. Задавая различные вопросы, игра приводит вас к определенному выводу. Вы указываете в процессе игры в основном негативные факторы и вам не остается ничего иного, кроме как признать, что живется вам плохо, вас практически программируют [8]. Игра фактически была материалом, своеобразно анализирующим интервью Юрия Дудя с корреспондентом газеты «Коммерсантъ» Андреем Колесниковым. Ну, и конечно, помимо всего прочего, игра также является очень хорошим рекламным инструментом, где по результату прохождения теста или выполнения какого-то задания, вам говорят о том, что вам необходим какой-то товар. Это так называемая нативная реклама. И так как у этого утверждения есть обоснование, а именно тест, который вы прошли, вы гораздо охотнее готовы в это поверить. Перед нами пример виртуозной работы с программированием реальности, фактически созданием суперсимулякра.
Понятие «новых медиа» постоянно меняется и расширяется, точно так же, как и продолжается непрерывное развитие и видоизменение открытых ресурсов, которые мы также можем отнести к группе новых медиа. Открытые ресурсы, будучи сугубо постмодернистским явлением, которое не было возможно в условиях какой-либо другой действительности, являются сегодня классическими поставщиками симулякров. Связано это не столько с тем, что их появление стало возможно только с приходом конвергенции, новых информационных технологий, а даже, в большей степени, с философской позицией. Ведь в какой еще парадигме возможно существование явления, дающего доступ к любым благам, пусть и информационным, любому человеку.
Основной отличительной чертой ресурсов такого типа является отсутствие окончательного продукта. Связанно это с тем, что ресурс может быть изменен любым человеком, имеющим соответствующие знания и опыт. Коммуникация возникает в самом процессе практики, и люди совместными усилиями могут изменять код. Код всегда обращен к результату: журналистика, веб-сайты, ГР-телевидение, веб-блоги и так далее. Коллективно люди образуют продукт, который никогда не приобретает единственной и окончательной формы.
Таким образом, в современном информационном поле, в том числе и, если можно так выразиться, вокруг открытых ресурсов, сформировалась своего рода особая культура, участниками которой является огромное количество пользователей. При этом никто из них не обладает реальным знанием о передаваемом событии, но в то же время практически каждый производитель может стать творцом симуляции и «перейти из зала на сцену».
Список литературы
1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность Зла / пер. Л. Любарская, Е. Марковская. М.: Добросвет, 2000. 257 с.
2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / пер. С. Н. Зенкина. 2-е изд. М.: Добросвет, 2011. 387 с.
3. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / пер. О. А. Печенкина. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 204 с.
4. Головин, Ю. А. Российские литературно-художественные журналы в системе культурной политики: содействие, компромисс, противостояние. М., 2010. 269 с.
5. Коханая, О. Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра. М., 2009. 294 с.
6. Курицын, В. Время множить приставки. К понятию постпостмодернизма // Октябрь, 1997, №7.
7. Печенкина, О. А. Этика симулякров Жана Бодрийяра: анализ постмодернистской рецепции этического. Тула, 2006. 159 с.
8. Симакова, С. И., Топчий, И. В. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017, № 4 (26). С. 226-233.
9. Смеюха, В. В., Акопов, А. К. Роль массмедиа в развитии профессиональной среды // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 4. С. 408-419.
10. Стинс, О., Ван Фухт, Д. Новые медиа / пер. Н. Бергер // Вестник ВолГУ, 2008. Серия 8. Выпуск 7. С. 98-106.
11. Флиер, А. Я., Полетаева, М. А. Тезаурус основных понятий культурологии. М.: МГУКИ, 2008. 284 с.
12. Хорошо ли вам живется в России? // Meduza. URL: https://meduza.io/games/horosho-li-vam-zhivetsya-v-rossii-seychas-uznaem (дата обращения: 16.05.2020).
CREATION AND TRANSFORMATION OF SOCIO-CULTURAL SIMULACERS
IN MODERN MEDIA
Yu. A. Golovin
Moscow University for the Humanities, Moscow, [email protected]
O. E. Kokhanaya
Moscow University for the Humanities, Moscow, [email protected]
The picture of the world created by modern mass media is nothing more than a simulation, a simulacrum, like every news based on a real event, generated by the media. It is at the present stage, during the emergence of new methods of mass communication, convergence, both in journalism and beyond, that the media acquires the greatest weight, in fact, sociocultural reality is perceived by a person on the basis of the media, which model his vision of the world. The issue of the problems of transformational processes in postmodern journalism includes, first of all, the emergence of new types of media that did not exist before and could not exist, since they are able to function only in the modern sociocultural situation. New media, which have enjoyed all the technical advantages since their founding, they did not have to rebuild, they disseminate information through various channels and, thus, cover diverse, numerous target groups. In the modern information field, including around the open resources of new media, a kind of special culture has formed, the participants of which are a huge number of users. At the same time, none of them has real knowledge about the event being broadcast, but at the same time, almost every producer can become the creator of the simulation and "go from the hall to the stage."
Keywords: simulacrum, hyperreality, picture of the world, postmodern, media space, media, new media.
References
1. Baudrillard, J. (2000) Prozrachnost'Zla [Transparency of Evil], trans. L. Lyubarskaya, E. Markovskaya, Moscow, Dobrosvet, 257 p. (In Russ.).
2. Baudrillard, J. (2011) Simvolicheskiy obmen i smert' [Symbolic exchange and death], trans. S. N. Zenkina, 2nd ed., Moscow, Dobrosvet, 387 p. (In Russ.).
3. Baudrillard, J. (2013) Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and simulation], trans. O. A. Pechenkina, Tula, Tula polygraphist, 204 p. (In Russ.).
4. Golovin, Yu. A. (2010) Rossiyskiye literaturno-khudozhestvennyye zhurnaly kakforma realizatsii kul'turnoy politiki [Russian literary and art magazines as a form of realization of cultural policy], Moscow, 269 p. (In Russ.).
5. Kokhanaya, O. E. (2009) Sotsiokul'turnyye funktsii detskogo i molodezhnogo teatra [Sociocultural functions of children's and youth theater], Moscow, 294 p. (In Russ.).
6. Kuritsyn, V. (1997) Vremya mnozhit' pristavki. Kponyatiyupostpostmodernizma [Time to multiply consoles. To the concept of post-postmodernism], October, No. 7. (In Russ.).
7. Pechenkina, O.A. (2006) Etika simulyakrov Zhana Bodriyyara: analizpostmodernistskoy retseptsii eticheskogo [Ethics of Jean Baudrillard's simulacra: analysis of the postmodern reception of the ethical], Tula, 159 p. (In Russ.).
8. Simakova, S. I. and Topchii, I. V. (2017) Rol' sredstv massovoy informatsii v vospitanii mediakompetentnoy auditoria [The role of the media in the education of a media-competent audience], in: Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: problem field of media education], no. 4 (26), pp. 226-233. (In Russ.).
9. Smeyukha, V. V. and Akopov, A. K. (2015) Rol' massmedia v razvitii professional'noy sredy [The role of mass media in the development of a professional environment], in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistik [Questions of theory and practice of journalism], Vol. 4, no. 4, pp. 408-419. (In Russ.).
10. Stins, O. and Van Fucht, D. (2008) Novyye media [New Media], in: Vestnik VolGU [Bulletin of VolSU], trans. N. Berger, Series 8, Issue 7, рр. 98-106. (In Russ.).
11. Flier, A. Ya. and Poletaeva, M. A. (2008) Tezaurus osnovnykh ponyatiy kul'turologii [Thesaurus of the basic concepts of cultural science], Moscow, MGUKI, 284 p. (In Russ.).
12. "Khorosho li vam zhivetsya v Rossii?" [Do you live well in Russia?], in: Meduza [Meduza], available at: https://meduza.io/games/horosho-li-vam-zhivetsya-v-rossii-seychas-uznaem, accessed 05.16.2020. (In Russ.).
Головин Юрий Алексеевич - доктор культурологии, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна Московского гуманитарного университета.
Коханая Ольга Евгеньевна - доктор культурологии, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры журналистики факультета рекламы, журналистики и дизайна Московского гуманитарного университета.