Создание и редактирование моделей в OrCAD 15.7
(программа Model Editor). Урок 4
Иосиф ЗЛАТИН Цель четвертого урока — закончить знакомство читателя с созданием
[email protected] условных графических обозначений (символов) компонентов.
Редактирование графических символов УГО
Если условное графическое обозначение (УГО) создано с помощью Model Editor, то нужно объяснить несколько важных вещей, которые необходимо помнить при его редактировании. Размещая УГО на странице схемы, схематический редактор страницы использует сетку в качестве контрольных точек для различных действий редактирования. Концы выводов УГО позиционированы в узлах сетки (рис. 20).
Для редактирования УГО в библиотеке:
1. В меню File Capture выберем Open, а затем Library.
2. Выберем библиотеку, которая содержит редактируемое УГО. Откроется библиотека, в которой будут отображены все ее УГО.
3. Дважды щелкнем по названию компонента, которое необходимо отредактировать. Появится УГО в редакторе символов (рис. 21).
4. Отредактируем УГО. Можно изменить его размеры, добавить или удалить графические данные и добавить или удалить выводы. После того, как закончено редактирование УГО, в меню File выберем Save для сохранения УГО в библиотеке.
Рис. 20. Позиционирование концов выводов УГО
в узлах сетки
Что необходимо проверить, когда редактируются свойства УГО?
• Имеется ли в PSPICETEMPLATE определенное правильное число выводов/узлов?
• Выводы/узлы определены в PSPICETEM-PLATE в определенном (правильном) порядке?
• Названия вывода/узла в PSPICETEMPLATE согласованы с названием вывода в УГО? Сетка, обозначенная равномерно разнесенными узловыми точками, регулируется размерами и позиционированием графических предметов и позиционированием выводов. Шаг сетки по умолчанию (с привязкой к сетке) — 0,10 дюйма, а без привязки шаг сетки —
0.01 дюйма. Можно выключить шаг сетки, когда необходимо нарисовать графические символы в ограниченном пространстве.
Для редактирования графики УГО:
1. В редакторе символов Capture отобразим УГО, которое нужно отредактировать. Выберем линию, дугу, круг или дру-
гой графический элемент, который необходимо изменить, и сделаем что-либо из следующего:
- Для растяжения или сокращения графического объекта перетащим одну размерную «ручку» (краевой элемент окантовки, который можно захватывать стрелкой мыши для растягивания, сжатия или изменения формы изображения).
- Для перемещения всего графического символа УГО щелкнем по символу, а затем перетащим его за край.
2. После того, как закончено редактирование УГО, в меню File выберем Save для сохранения УГО в библиотеке.
Замечание. При изменении графических символов УГО проверяйте, чтобы все выводы находились на сетке.
Редактор УГО всегда размещает выводы на сетке, даже когда опция snap-to-grid (привязка к сетке) выключена. Размер УГО связан с расстоянием между его выводами. Это озна-
Рис. 21. УГО в редакторе символов
Рис. 22. Электронная таблица Property Editor
чает, что выводы размещены на расстоянии одного шага сетки в редакторе символов и отображаются через один шаг сетки в схематическом редакторе страницы.
Выводы должны быть помещены на сетке в целочисленных кратных числах шага сетки.
Редактор символов рассматривает выводы, которые не помещены на расстояниях, равных целочисленным кратным шагам сетки как выходящие за пределы сетки. Когда необходимо будет сохранить УГО, появится предупреждение.
Приведем две рекомендации:
• Удостоверьтесь, что Pointer Snap to Grid разрешено, когда редактируются выводы УГО и редактируется схематическая страница. Таким образом можно легко сделать соединения.
• Удостоверьтесь, что шаг Part and Symbol Grid соответствует шагу Schematic Page Grid.
Присоединение моделей к символам
Если созданное УГО необходимо использовать при моделировании, к нему нужно присоединить модель. Если УГО создано с помощью любых методов, описанных в этой статье, то УГО будет иметь модель, присоединенную к нему.
Свойство IMPLEMENTATION описывает название модели, которую PSpice должен использовать для моделирования. Применяется следующее правило:
• Название Implementation должно соответствовать названию описания имитационной модели — .MODEL или .SUBCKT, поскольку оно появляется в библиотеке моделей (*.LIB).
Пример
Если проект включает биполярный транзистор 2N2222 с моделью, которая названа Q2N2222, то название Implementation для этого УГО должно быть Q2N2222.
Для присоединения модели:
1. В схематическом редакторе страницы дважды щелкнем по УГО для отражения электронной таблицы Property Editor. Предположим, что электронная таблица отображена, тогда выполняем следующие команды.
2. Нажмем на пустую ячейку под колонкой Implementation Type. В ячейке появится раскрывающийся список.
3. В списке Implementation Type выберем PSpice Model (рис. 22).
4. Нажмем на пустую ячейку под колонкой Implementation и введем название модели для присоединения к УГО.
Замечание. Нет необходимости вводить Implementation Path, потому что PSpice ищет модель в списке библиотек модели, которые конфигурируются для этого проекта.
5. Нажмем Apply для того, чтобы обновить проект, а затем закроем электронную таблицу Property Editor.
В случае если необходимо многократно использовать символ УГО, который первоначально был присоединен к модели, основанной на характеристиках устройства с имитационной моделью на основе шаблона, необходимо стереть свойство PSPICETEMPLATE из символа УГО,
Пример
Рассмотрим сценарий, где есть две имитационных модели для биполярного транзистора с одинаковым названием 2N2222 в двух различных библиотеках. Первая имитационная модель основана на характеристиках устройства, а вторая — на шаблонах PSpice, Обе имитационные модели названы одинаково и поэтому имеют то же самое значение для свойства IMPLEMENTATION,
Имитационная модель, основанная на характеристиках устройства, которая имеет тип .MODEL, используется в схематическом проекте. Символу УГО для биполярного транзистора устанавливается свойство IMPLEMENTATION — Q2N2222 и свойство PSPICETEMPLATE, Теперь изменим символ BJT, присоединяя модель на основе шаблона к символу. Значение свойства IMPLEMENTATION не будет изменяться, потому что название модели на основе шаблона — такое же, как и для модели на основе характеристик устройства. Поэтому для использования правильной модели в течение процесса моделирования, необходимо удалить свойство PSPICETEMPLATE из символа УГО и сконфигурировать библиотеку, содержащую модель BJT на основе шаблона,
Замечание. Можно проверить, правильная используется модель или нет, рассматривая список соединений, сгенерированный PSpice. Список соединений для модели .MODEL типа
BJT начинается с Q, а список соединений для модели SUBCKT начинается сХ.
Если УГО создано с использованием методов, обсуждаемых в этой статье, то это УГО уже имеет свойства, определенные именно для него:
• для моделирования PSpice — PSPICETEM-PLATE;
• для идентификации — PART и REFDES, Можно также добавить другие особые
свойства для моделирования цифровых компонентов (для выводов): IO_LEVEL, MNTYMXDLY и PSPICEDEFAULTNET.
Пример
Если создано УГО, модель которого определяется описанием подсхемы:
.SUBCKT 7400 A B Y
+ optional: DPWR=$G_DPWR DGND=$G_DGND + params: MNTYMXDLY=0 IO_LEVEL=0
тогда соответствующие свойства УГО:
IMPLEMENTATION = 7400 MNTYMXDLY = 0 IO_LEVEL = 0
PSPICETEMPLATE = XA@REFDES %A %B %Y %PWR %GND @MODEL PARAMS:IO_LEVEL=@IO_LEVEL MNTYMXD-LY=@MNTYMXDLY
Для редактирования свойств, необходимых для моделирования:
1. В схематическом редакторе страницы выберем УГО для редактирования,
2. В меню Edit выберем Properties для отображения электронной таблицы Property Editor.
3. Щелкнем в ячейке столбца, где необходимо изменить свойство (например, PSPICETEM-
PLATE), или нажмем кнопку New для добавления свойства (и введем название свойства в текстовое поле Name),
4. Если необходимо, введем значение в текстовое поле Value,
З. Нажмем Apply для обновления проекта, затем закроем электронную таблицу,
Свойство PSPICETEMPLATE
Свойство PSPICETEMPLATE определяется синтаксисом PSpice для списка соединений УГО. Свойство PSPICETEMPLATE требуется только для моделей, основанных на характеристиках устройства. Для моделей на основе шаблона список соединений создается с помощью информации PORT_ORDER, располагаемой в файле свойств устройства,
Замечание. Свойство PSPICETEMPLATE не требуется для моделей на основе шаблона. Поэтому при изменении проекта, если необходимо присоединить модель на основе шаблона к УГО, первоначально присоединенной к модели, основанной на характеристиках устройства, то помимо изменения свойства Implementation, необходимо также удалить свойство PSPICETEMPLATE.
Любой компонент, который необходимо промоделировать, должен иметь свойство PSPICETEMPLATE. Эти правило распространяется на следующие случаи:
• Название вывода, определяемое в свойстве PSPICETEMPLATE должно соответствовать названию вывода на УГО,
• Для соответствующих устройств номер и порядок выводов, перечисленных в списке в свойстве PSPICETEMPLATE, должны соответствовать для описаний .MODEL или .SUBCKT.
• Первая буква в PSPICETEMPLATE должна быть символом устройства PSpice для УГО (например, Q для биполярного транзистора), Некоторые библиотеки символов содержат
УГО, предназначенные только для разводки печатной платы; PSpice не может моделировать эти компоненты. Это означает, что они не имеют свойства PSPICETEMPLATE или что значение свойства PSPICETEMPLATE отсутствует,
Синтаксис PSPICETEMPLATE
PSPICETEMPLATE содержит:
• регулярные отличительные признаки, которые схематический редактор страницы точно интерпретирует;
• названия свойства и управляющие символы, которые схематический редактор страницы транслирует,
Рассмотрим синтаксис шаблона TEMPLATE, В задании на моделирование для программы PSpice описание каждого компонента занимает одну строку, в ней в определенном порядке перечисляются имена цепей, к которым подключаются выводы компонента. В частности, выводы биполярного транзистора
должны быть перечислены в порядке «кол-лектор-база-эмиттер».
Пусть, например, символ транзистора 2T399A имеет выводы с именами B (база), C (коллектор), Е (эмиттер) и атрибуты MODEL =2T399A, REFDES=Q?. Тогда его свойство TEMPLATE должно иметь вид:
TEMPLATE=QA@REFDES %C %B %E @MODEL
Перейдем к систематическому описанию синтаксиса шаблона TEMPLATE. Шаблон состоит из списка атрибутов (свойств). Атрибуты, состоящие из стандартных символов, копируются в список соединений без изменений. Стандартные символы состоят из алфавитно-цифровых символов, знаков «$», «_», пробелов и знаков пунктуации.
Если перед именем атрибута помещен специальный знак «@», «?», «-», «#» или «&», то в зависимости от его вида атрибуты шаблонов заменяются следующими величинами:
• @<имя> — значением атрибута <имя>. При отсутствии указанного атрибута или его значения выдается сообщение об ошибке;
• &<имя> — значением атрибута <имя>, если этот атрибут определен;
• ?<имя^..^ — заменяется текстом, помещенным между одинаковыми символами s, если атрибут определен;
• -<имя^..^ — заменяется текстом, помещенным между одинаковыми символами s, если атрибут не определен;
• #<имя^..^ — производятся те же действия, что при наличии знака «?», но остальная часть шаблона удаляется, если <имя> не определено.
Символы s, ограничивающие текст, могут быть любыми неалфавитными символами (сами они в список соединений не переносятся). Внутри этого текста допускается вложение, то есть размещение атрибутов, предваряемых специальными знаками.
Знак «Л» также специальный. Он заменяется указанием полного пути доступа к компонентам, имеющим иерархическую структуру. Для компонентов, находящихся на высшем уровне иерархии, в списке соединений этот знак заменяется знаком подчеркивания «_».
Последовательность знаков «\п» приводит к переходу на следующую строку в списке соединений. Так что шаблон TEMPLATE, который размещается на одной строке практически неограниченной длины, в списке соединений может быть размещен на нескольких строках. Кроме того, таким способом в шаблоне TEMPLATE можно описать подключение к основному компоненту ряда дополнительных (например, учесть сопротивление потерь катушки индуктивностей и т. п.).
Имена выводов в шаблоне предваряются знаком «%». Имена выводов символов перечисляются в шаблоне в том порядке, в котором они должны быть записаны для каждо-
го компонента по правилам PSpice. В списке соединений они замещаются именами цепей, к которым они подсоединены на схеме. В шаблоне под именем вывода понимаются все символы, расположенные между символом «%» и первым разделителем (пробелом или запятой).
Как известно, в программе PSpice имена компонентов в списке соединений должны начинаться с префикса, обозначающего их тип (R — резистор, Q — биполярный транзистор и т. п.). Поэтому, чтобы избежать ошибок, имена символов компонентов в библиотеке символов редактора PSpice Capture состоят из префикса типа, полного иерархического пути и позиционного обозначения. Это можно обеспечить с помощью определенной структуры шаблона. Например, атрибут TEMPLATE резистора начинается конструкцией:
TEMPLATE=RA@REFDES ...
Приведем для примера перечень параметров нескольких компонентов и соответствующие им строки в списке соединений.
1) Резистор, подключенный к узлам 2 и 5 схемы и имеющий позиционное обозначение R3, имеет атрибуты:
REFDES=R?
VALUE=1k
ТС=0.001
PART=R
TEMPLATE=RA@REFDES %1 %2 @VALUE ?ТС/1С=@ТС/
В списке соединений ему соответствует строка:
R_R3 2 5 1k TC=0.001
Если атрибут ТС (температурный коэффициент сопротивления) не будет задан, то в этой строке параметр ТС отсутствует.
2) Биполярный транзистор, включенный между узлами 7 (коллектор), 10 (база) и 11 (эмиттер) и имеющий позиционное обозначение VT8, имеет атрибуты:
REFDES=Q?
MODEL=2T399A
VALUE=
TEMPLATE=QЛ@REFDES %C %B %E @MODEL ?VALUE/@VALUE/
В списке соединений ему соответствует строка Q_VT8 7 10 11 2T399A.
Атрибут VALUE зарезервирован для введения значения коэффициента кратности AREA.
3) Переменное сопротивление R4, включенное между узлами 3, 4 и 5 (средняя точка), имеет атрибуты:
REFDES=R?
PART=POT
VALUE=1k
SET=0.5
TEMPLATE=R^@REFDES %1 %t {(@VALUE*(1-@SET))+.001} \nRBл@REFDES %t %2 {(@VALUE*@SET)+.001)
В списке соединений ему соответствуют две строки (благодаря наличию параметра \п):
RT_R4 3 5 {(1k*(1-0.5))+0.001} (верхняя часть потенциометра) RB_R4 5 4 {(1k*0.5)+0.001} (нижняя часть потенциометра)
Здесь атрибут SET задает относительное значение сопротивления нижней секции потенциометра (то есть определяет позицию движка потенциометра).
4) Предположим, что имеется макромодель Z, имеющая два вывода А и B и параметр G. Если в основной схеме параметр G не определен, то в макромодель передается значение по умолчанию — 1000. Для обеспечения возможности редактировать этот параметр при работе со схемой символу макромодели присвоим атрибут G и зададим шаблон TEMPLATE вида:
XЛ@REFDES %А %В Z PARAMS: ?GIG=@GI ~GIG=1000I
Если эту макромодель, имеющую позиционное обозначение U22, подключить к узлам 11 и 12 и задать параметр G=1024, то в списке соединений будет создана строка:
X_U22 1112 Z PARAMS: G=1024
Если же на схеме не задать параметр G, то эта строка будет иной:
X_U22 1112 Z PARAMS: G=1000
5) Символы директив. В библиотеке special.olb имеется несколько символов LIB, INCLUDE, IC1, IC2, NODESET1, NODESET2, PARAM, которые используются для задания директив моделирования, отсутствующих в диалоговом окне команды Edit Simulation Profile. Эти символы можно разместить на чертеже либо в любом свободном месте, как символы LIB, INCLUDE и др., либо подсоединяя их к узлам схемы. Имя директивы заносится в шаблон TEMPLATE символа, а ее содержание задается при редактировании соответствующего атрибута. Например, символ LIB используется для включения в задание на моделирование имени файла библиотеки моделей с помощью директивы .LIB. Его атрибуты имеют вид:
RDS=LIB?
FILENAME=<имя файла>
TEMPLATE=.LIB «@FILENAME»
При указании имени файла EVAL.LIB в списке соединений ему будет соответствовать строка:
.LIB «EVAL.LIB»
6) Резистор, сопротивление которого имеет случайный разброс, имеет атрибуты:
REFDES=R?
TEMPLATE=RЛ@REFDES %1 %2 ?MODEL/@MODEL/ @VALUE
VALUE=1k
MODEL=MR
Имя модели резистора, в которой задаются параметры случайного разброса его сопротивления, указывается в атрибуте MODEL. Например, 5%-ный разброс сопротивления, имеющего равномерный закон распределения, задается с помощью модели:
.model MR RES (R=1 DEV=5%)
Имя этой модели указывается в атрибуте MODEL=MR.
Другой, более удобный способ заключается в введении описания директивы .model непосредственно в шаблон резистора:
REFDES=R?
TEMPLATE=Rл@REFDES %1 %2 ?TOLERANCE ^@REFDESI @VALUE ?TOLERANCE
l\n.model Rл@REFDES RES R=1 DEV=@TOLERANCE%I
VALUE=1k
PART=R
TOLERANCE=
Теперь, если такой резистор поместить на схему, присвоить ему позиционное обозначение R1 и задать значение атрибута TOLERANCE=20%, то в списке соединений ему будут соответствовать строки:
R_R1 0 1 R_R1 1k
.model R_R1 RES R=1 DEV=20%
Импорт моделей Spice
Этот раздел описывает процесс, служащий для импорта моделей Spice, загружаемых с веб-сайта изготовителя в PSpice, и подготавливает их для использования в моделируемой схеме.
Обычно модели Spice, загружаемые с вебсайта изготовителя, не могут использоваться прямо в PSpice. Опишем шаги, которые должны быть выполнены прежде, чем можно успешно использовать загруженные модели для разработки схемы.
Прежде чем использовать имитационные модели, загруженные с веб-сайта в проект, необходимо выполнить следующие шаги:
• импортировать текст моделей;
• сгенерировать символ УГО;
• сконфигурировать новую библиотеку моделей.
Для импортирования загруженной Spice модели в PSpice необходимо выполнить следующее:
1. Переименовать загруженную модель, чтобы она имела расширение .MOD. Замечание. Переименование требуется, только если загружаемая модель не имеет расширения .MOD. Например, переименова-
ние будет требоваться, если загружаемая модель будет иметь расширение .txt.
2. Запустим Model Editor.
3. Откроем новую или пользовательскую библиотеку моделей.
4. В меню File выберем Import.
5. В диалоговом окне Open выберем загружаемую модель с расширением .MOD и выберем Open.
Замечание. Только первая модель в файле .MOD импортируется. Поэтому рекомендуется, чтобы файл .MOD имел одну модель.
6. В меню File выберем Save As. в диалоговом окне Save As, определим название и местоположение новой библиотеки моделей: installation_directory>\tools\Pspice\ library\userlib.
Замечание. Предпочтительно создать папку библиотеки Userlib, чтобы сохранить все пользовательские элементы и библиотеки моделей для лучшего управления библиотеками.
После того как загруженная модель импортирована в PSpice, необходимо сгенерировать символы УГО для модели. Можно присоединить модель к символу или создать новый символ либо использовать символы из существующей библиотеки символов или использовать Model Import wizard.
Можно создать символы Capture для импортированных моделей. Используя Model Editor, можно, во-первых, создать УГО для всех моделей в библиотеке или, во-вторых, разрешить автоматическую генерацию символов в Model Editor, такое УГО создается каждый раз, когда сохраняется модель.
Для создания символов:
1. Откроем Model Editor.
2. В меню Tools выберем Options.
3. Выберем Capture как схематический редактор и закроем диалоговое окно Options.
4. В меню File выберем Export to Capture Part Library.
5. Определим местоположение библиотеки (.LIB), для которой необходимо создать символы (рис. 23).
6. Определим местоположение создаваемой библиотеки символов (.OLB) и нажмем OK.
7. Появится окно сообщений с отображением состояния процесса создания УГО. Выберем OK, чтобы закрыть окно сообщений. Замечание. Любые ошибки или предупреждающие сообщения, которые сгенерированы
Create Parts for Library X
Enter Input Modd Ltxay 1 Brome
£iM« OutpU Part l*xary 1 Browne |
OK | Caned | ИФ I
Рис. 23. Диалоговое окно Create Parts for Library
во время создания УГО, сохраняются в регистрационной папке, названной <library_name> .err. Что касается содержания файла .err, то он мог бы быть полезен в тех случаях, когда создать УГО не удается.
Для создания символа модели:
1. В меню Tools выберем Options.
2. Чтобы разрешить создавать УГО каждый раз, когда сохраняется модель, выберем флажок Always Create Part when Saving Model.
3. Выберем Capture как схематический редактор.
4. Используя поле Save Part To, определим библиотеку, в которой новый символ должен быть сохранен, и закроем диалоговое окно Options.
После сделанных изменений в диалоговом окне Options символ будет генерироваться для компонента каждый раз, когда сохраняются изменения имитационной модели. Сгенерированный символ будет иметь то же самое название, что и имитационная модель.
Название и местоположение библиотеки символов (.OLB) будет тем же самым, что и у библиотеки моделей (.LIB).
Если загруженная модель Spice имеет тип .SUBCKT, Model Editor генерирует прямоугольный символ. Можно отредактировать сгенерированные Model Editor формы символа.
Вместо того чтобы создавать новый символ на пустом месте, можно использовать символ из существующей библиотеки символов и связать его с загруженной моделью. Для использования символов из существующей библиотеки выполняют следующие шаги:
• Копирование символа:
1. Копирование символов в пределах той же самой библиотеки.
2. Копирование символов в другую библиотеку.
• Изменение свойства IMPLEMENTATION. Прежде чем использовать символ компонента из существующей OLB, необходимо узнать тип имитационной модели, присоединенной к исходному символу. Если первоначальный символ компонента присоединен к модели PSpice, основанной на характеристиках устройства, необходимо изменить свойство Implementation. В случае если первоначальный символ компонента присоединен к модели PSpice на основе шаблона, необходимо добавить свойство IMPLEMENTATION и PSPICETEMPLATE к скопированной модели.
Можно создать символы, используя Model Editor, или скопировать символ, выбрав символ того же самого типа и изменив свойство IMPLEMENTATION.
Прежде чем скопировать символ компонента, рекомендуется создать пользовательскую папку Userlib — для сохранения пользовательского символа и библиотек моделей. Создайте подпапку в папке, названной Userlib, для сохранения пользовательских библиотек.
Для создания новой библиотеки в Capture в меню File выберем New, а затем — Library.
Capture не позволяет прямое копирование и вставку символа в ту же самую библиотеку. Поэтому для копирования символов в пределах той же самой библиотеки необходимо выполнить следующее:
1. В Capture откроем библиотеку символов, из которой необходимо скопировать символ. В меню File выберем Open, а затем — Library.
2. Щелкнем по символу, который необходимо скопировать, чтобы его выделить.
3. В меню Edit выберем Copy.
4. Щелкнем правой кнопкой мыши по символу, скопировав, выберем Rename.
5. Напечатаем название нового символа и нажмем OK.
6. В меню Edit выберем Paste, чтобы вставить первоначальный символ обратно в библиотеку.
Для копирования символа в другую библиотеку:
1. Откроем две библиотеки символов в Capture. Сначала источник — библиотеку, из которой символ должен быть скопирован во вторую библиотеку адресата, в которую, в свою очередь, должна быть скопирована модель. В меню File выберем Open/Library.
2. В Project Manager позиционируем библиотеки, позволив перемещение символа из одной библиотеки в другую.
3. Удерживая внизу клавишу Ctrl, перетащим требуемый символ из исходной библиотеки в библиотеку адресата.
Замечание. Альтернативно можно скопировать желательный символ с помощью команд Edit/Copy и Edit/Paste.
4. Щелкнем правой кнопкой мыши по символу, скопируем его, выберем Rename и дадим символу желательное название.
Если используются существующие символы компонентов, необходимо убедиться в том, что символы скопированы и переименованы правильно. УГО и модель должны быть связаны с помощью свойства IMPLEMENTATION.
1. Для редактирования значения свойства IMPLEMENTATION откроем редактор свойств Property Editor, дважды щелкнув по символу. Затем щелкнем правой кнопкой мыши по символу и в раскрывающемся меню выберем Edit Properties.
2. В диалоговом окне Property Editor установим Implementation Type в положение Model PSpice.
3. Изменим значение свойства IMPLEMENTATION на имя, определенное в библиотеке моделей — файл (.LIB).
Замечание. В том случае, если свойство IMPLEMENTATION отсутствует, щелкнем New Row. В диалоговом окне Add New Row определим название как Implementation и Value — как имя имитационной модели в файле .LIB.
Нет необходимости определять любые значения в поле IMPLEMENTATION PATH, потому что PSpice будет искать модель только в библиотеках, которые сконфигурированы для проекта.
Свойство PSPICETEMPLATE требуется, если необходимо промоделировать компонент (и не требуется для моделей на основе шаблона). Это свойство определяется синтаксисом PSpice — для списка соединений компонента.
Если используется Model Editor версии 15.7, можно применить Model Import wizard — для того, чтобы сгенерировать символ для импортированной модели или присоединить существующую модель к импортированному символу.
Можно запустить Model Import wizard, используя один из упомянутых далее методов. С помощью меню File:
• В меню File в Model Editor выберем Model Import Wizard [Capture].
С помощью меню Tools:
• в меню Tools выберем Options;
• выберем флажок Always Create Part When Saving Model;
• выберем флажок Pick symbols manually;
• нажмем OK.
Model Import wizard запускается всякий раз, когда сохраняется модель.
Если Model Import wizard запускается из меню File на первой странице мастера, необходимо определить путь к входной библиотеке моделей, так же как и местоположение библиотеки символов, и нажать Next.
Model Import wizard запускает процесс присоединения символа к загруженной имитационной модели.
На странице мастера Associate/Replace Symbol можно рассмотреть символ, связанный с загруженной моделью. Если необходимо заменить его выбранным символом, то:
1. Нажмем кнопку Replace Symbol. Замечание. Если символ был связан с моделью посредством Model Import wizard, используем кнопку Associate Symbol, которая появляется вместо кнопки Replace Symbol.
2. На странице мастера Select Matching определим путь к библиотеке символов, содержащей символ, который будет связан с загруженной моделью.
3. В списке Matching Symbols выберем символ, который необходимо связать с загруженной моделью, и нажмем кнопку Save Symbol.
4. На странице Associate/Replace Symbol
появится выбранное название символа напротив загруженного названия модели. Нажмем Finish для сохранения изменений в библиотеке символов.
Когда Model Import wizard используется для генерирования или присоединения символов к загруженной модели, все заданные свойства — IMPLEMENTATION TYPE, IMPLEMENTATION и PSPICETEMPLATE — также обновляются. Поэтому эти свойства нельзя изменять вручную.
и?
1 1 50 2 28 90 4
2 5
3
LF442ANS
Рис. 24. Символ компонента
LF442AMS
Рис. 25. Перерисованный символ компонента
После того как сгенерирована библиотека символов для новой библиотеки моделей, необходимо сделать библиотеку моделей доступной для проекта. Чтобы гарантировать это, необходимо добавить библиотеку моделей, содержащую пользовательские имитационные модели, к профайлу моделирования проекта.
1. В Capture откроем ваш проект Analog or Mixed-Circuit.
2. В меню PSpice выберем Edit Simulation Profile.
3. Выберем вкладку Configuration Files.
4. В списке Category выберем Library.
5. В текстовом поле Filename определим местоположение библиотеки моделей.
6. Сделаем библиотеку моделей доступной для всех проектов, щелкнув Add as Global. Если необходимо, чтобы библиотека использовалась только в текущем проекте, выберем Add to Design и закроем диалоговое окно Simulation Settings.
Замечание. Вместо того чтобы отредактировать профайл моделирования, можно также создать новый профайл. Для этого выберем New Simulation Profile в меню PSpice в Capture.
Редактирование с помощью Model Editor созданных символов
В зависимости от описания модели генерируются различные формы символа Model Editor. Правильные формы символа генерируются для стандартных моделей PSpice, которые определены с помощью правила .MODEL. Для устройств, основанных на более сложном описании модели подсхемы .SUBCKT, генерируется прямоугольник, который является интерфейсом модели подсхемы.
Например, если загруженная имитационная модель ОУ определена с помощью правила SUBCKT, то символ, сгенерированный Model Editor, будет прямоугольным графическим символом с присоединенными выводами.
В таких случаях можно отредактировать символ, созданный Model Editor. Например, чтобы отредактировать символ, сгенерированный Model Editor для имитационной модели ОУ LF442A, загруженной с веб-сайта National Semiconductor, необходимо выполнить следующее:
1. После того как генерация символа выполнена, откроем созданную в Model Editor библиотеку символов в Capture:
- запустим Capture. В меню Пуск выберем Programs/Release OrCAD 15.7/Capture;
- в меню File в Capture выберем Open/ Library.
2. Дважды щелкнем по символу, который должен быть изменен. Появится символ компонента, как показано на рис. 24. Вместо правильного треугольного графического символа сгенерирован прямоугольный графический символ. Номера в прямоугольнике — названия выводов, а номера вне прямоугольника представляют собой номера выводов.
Теперь можно отредактировать сгенерированный Model Editor символ, чтобы получить треугольную форму.
3. Удаляем линии в пределах пунктира.
4. Перерисовываем заданную фигуру. Для ОУ заданная фигура — треугольник.
- В меню Place выберем Line.
- Начертим треугольник, как показано на рис. 25.
5. Снова устанавливаем выводы так, чтобы инвертирующие и неинвертирующие входы находились в левой части измененного символа. Положительный источник питания должен быть вверху, а отрицательный источник питания — внизу. Вывод выхода должен быть помещен справа от измененного символа.
Для того чтобы снова установить выводы, необходимо обратиться к названиям вывода, так же, как к описанию модели — потому что названия вывода используются для описания модели.
Важный раздел описания модели для LF442A, связывающей название вывода, показан на рис. 20.
Переставьте выводы ОУ так, как показано на рис. 26.
6. Можно также изменить номера и тип выводов, используя диалоговое окно Pin Properties. Но не изменяйте названия выводов, потому что они используются в файле описания модели.
7. После изменения символа сохраните сим-
вол и библиотеку символов. Можно теперь использовать измененный символ в проекте. ■
Литература
1. Разевиг В. Д. Система проектирования OrCAD 9.2. М.: Солон-Р, 2001.
Рис. 26. Окончательный вид символа ОУ
2. Златин И. Моделирование на функциональном уровне в OrCAD 9.2 // Компоненты и технологии. 2003. № 3-4.
3. Златин И. D Монте-Карло с OrCAD 9.2 // Компоненты и технологии. 2003. № 5.
4. Златин И. Графический анализ результатов моделирования в OrCAD 9.2 // Компоненты и технологии. 2003. № 7.
5. Златин И. Расширенный анализ (Advanced Analysis) и режим анализа Smoke в PSD 15.0 и OrCAD 10.0 // Компоненты и технологии. 2004. №4.
6. Златин И. Advanced Analysis и режим анализа Sensitivity в PSD 15.0 и OrCAD 10.0 // Компоненты и технологии. 2004. № 5.
7. Златин И. Advanced Analysis и режим анализа Optimizer в PSD 15.0 и OrCAD 10.0 // Компоненты и технологии. 2004. № 6, 8.
8. Златин И. Advanced Analysis и режим анализа Monte Carlo в PSD 15.0 и OrCAD 10.0 // Компоненты и технологии. 2005. № 9.
9. Златин И. Advanced Analysis и режим анализа Troubleshooting в PSD 15.0 и OrCAD 10.0 // Компоненты и технологии. 2006. № 1.
10. Златин И. Программа Advanced Analysis и режим анализа Parametric Plotter в OrCAD 10.5 // Компоненты и технологии. 2006. № 2.
11. Златин И. OrCAD 10.5 для начинающих пользователей // Компоненты и технологии. 2006. № 3, 4.
12. Златин И., Хамзин Н. Программа Transformer Designer (разработчик трансформаторов) в OrCAD 10.5 // Компоненты и технологии. 2006. № 5-8.
13. Златин И. Создание и редактирование моделей в OrCAD 15.7 (программа Model Editor) // Компоненты и технологии. 2007. № 6-8.