Научная статья на тему 'Создание и развитие системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. В Якутской АССр'

Создание и развитие системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. В Якутской АССр Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ СИБИРИ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / SOCIAL POLICY / HISTORY OF SIBERIA / PRESCHOOL / SOCIAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Афанасова Е. Н.

В статье проанализирована реализация программы по созданию дошкольных учреждений на территории Якутской АССР в 1920-х гг. Автором показаны особенности создания дошкольных учреждений в одном из удаленных национальных регионов советского государства, предпринята попытка определения эффективности реализации данного мероприятия государственной социальной политики. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что создание дошкольных учреждений на территории Якутской АССР в 1920-х гг. проходило в условиях серьезного кадрового, финансового и материального дефицита, нередко без учета потребностей местного населения, традиций, сложившегося веками уклада и бытовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment and development of preschool system in Yakut ASSR in the 1920s

The article analyzes the implementation of state social programs to build preschools in the territory of Yakutia in the 1920s. The author shows the features of early preschool institutions in one of the remote ethnic regions of the Soviet state and attempts to determine the effectiveness of this policy. The conclusion is made that preschools in the territory of Yakutia in the 1920s were established under serious human, financial and material shortages, often without taking into account local needs, traditions, way of life and culture.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. В Якутской АССр»

УДК 94(571.5) «192»

E.H. Афанасова*

создание и развитие системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. в якутской Асср

В статье проанализирована реализация программы по созданию дошкольных учреждений на территории Якутской АССР в 1920-х гг. Автором показаны особенности создания дошкольных учреждений в одном из удаленных национальных регионов советского государства, предпринята попытка определения эффективности реализации данного мероприятия государственной социальной политики. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что создание дошкольных учреждений на территории Якутской АССР в 1920-х гг. проходило в условиях серьезного кадрового, финансового и материального дефицита, нередко без учета потребностей местного населения, традиций, сложившегося веками уклада и бытовой культуры.

Ключевые слова: социальная политика, история Сибири, дошкольные учреждения, социальная история

Establishment and development of preschool system in Yakut ASSR in the 1920s.

ELENA N. AFANASOVA (Irkutsk State Transport University)

The article analyzes the implementation of state social programs to build preschools in the territory of Yakutia in the 1920s. The author shows the features of early preschool institutions in one of the remote ethnic regions of the Soviet state and attempts to determine the effectiveness of this policy. The conclusion is made that preschools in the territory of Yakutia in the 1920s were established under serious human, financial and material shortages, often without taking into account local needs, traditions, way of life and culture.

Keywords: social policy, history of Siberia, preschool, social history

Одним из мероприятий государственной социальной политики 1920-х гг. стало создание системы дошкольных учреждений, обусловленное необходимостью вовлечения большого количества женщин в производственные отношения, их активного участия в общественно-политической жизни страны.

Серьезное значение имело изменение отношения к материнству, которое перестало восприниматься приватным делом женщины, а превратилось в важную для государства функцию. На I Всероссийском совещании по охране материнства и младенчества С.Ю. Каплун было обозначено: «Материнство - это основная функция женщины. Для женщины материнство, как всякий физиологический процесс, яв-

ляется необходимостью, женщина должна рожать, это ясно. Нормальное материнство не есть болезнь, нормальное материнство и беременность не есть неработоспособность...Мы должны совершенно ясно смотреть вперед и сказать, что и сейчас, и в будущем женщины-беременные и женщины-матери должны будут работать» [12, с. 79, 90]. Всеобщая трудовая повинность, распространившаяся и на женское население, а также стремление государства сохранить работоспособность женщины при материнстве потребовали создания государственной системы дошкольных учреждений.

Н.К. Крупская в 1920 г. писала: «Необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, дет-

* АФАНАСОВА Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного университета путей сообщения. E-mail: [email protected] © Афанасова Е.Н., 2016

62 гуманитарные исследования в восточной сибири и на дальнем востокЕ • № 3 • 2016

ских садов, детских общежитий, школ, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем могла бы для них создать самая заботливая мать» [7, с. 19]. Период 1920-х гг. стал временем создания и развития системы дошкольных учреждений на территории всего государства. Процесс создания дошкольных учреждений в Якутской АССР в 1920-х гг. стал отражением общегосударственной социальной политики в отношении детей, однако протекал с некоторыми особенностями, обусловленными удаленностью от административного центра, национальным составом населения, большей патриархальностью быта. Создание дошкольных учреждений осложнялось полным отсутствием опыта деятельности дошкольных учреждений в досоветский период на данной территории, они были абсолютно новым явлением в повседневной жизни местного населения.

Начало развития дошкольного воспитания в Якутской АССР было положено в 1920 г. В отчете о деятельности дошкольной секции за 1920-1921 гг. отмечено, что подготовительная работа по развитию дошкольного воспитания была начата 20 марта 1920 г., когда по предложению Уполномоченного Сибрев-кома М.К. Аммосова группа якутов в составе семи человек проявила желание организовать в Якутии детские площадки (Национальный архив Республики Саха (Якутия), далее - НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 34. Л. 17). Для предварительного ознакомления с теоретическими основами и практическим опытом дошкольной работы они были отправлены на трехмесячные курсы в г. Иркутск. 10 июня 1920 г. после возвращения в Якутск была образована дошкольная секция, состоявшая вначале из одного инструктора и шесть заведующих детских площадок. При наличии ограниченного штата работников секцией было решено начать работу в городском масштабе, открыть на летний сезон три площадки: две в городе и одну в пригородном селе Марха, для детей школьного и дошкольного возраста с 3 до 15 лет. Работа на этих площадках велась 2,5 месяца с 15 июня по 1

Детские сады г. Я

сентября. На них работало 12 руководительниц, из них шесть не имели практического опыта, но прослушали курсы, и шесть не имели теоретической подготовки и практического опыта. На площадки записалось 673 ребенка, из них школьного возраста 452, дошкольного 221. По национальному составу большинство детей были русскими (464) и евреями (143), татар записалось 38, а якутов - только 28 (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 34. Л. 17). Дети проводили на площадке только вечернее время, с 17.00 до 21.00, и занимались рисованием, лепкой, играми, беседами, осуществлялась постановка спектаклей. Ежедневно устраивались экскурсии, были организованы поездки на луг и реку для наблюдения и изучения природы, телеграфную и электрические станции, почту, столярные и слесарные мастерские (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 86. Л. 3).

Параллельно с организацией площадок дошкольная секция вела работу по организации детских садов в городе. С большим трудом удалось найти пять человек, желающих работать в детских садах, из них трое были учителями (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 34. Л. 17). Специалистов по дошкольному воспитанию не было. Детские сады были открыты 15 и 20 октября 1920 г. Материально-техническое положение открытых детских садов было крайне сложным: отсутствовала мебель и инвентарь. Средняя посещаемость составила в первый год работы 73% от записавшихся. Детский сад работал с 9.00 до 14.00. Организованное питание детей было введено только в ноябре 1920 г., появились бесплатные горячие завтраки. Помимо Якутска детские сады были открыты в Олекмин-ске (зимой 1921 г., на 60 детей) и Вилюйске (на 75 детей) и два в Вилюйском уезде (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 34. Л. 17). Были открыты две детские площадки - в Олекминске и селе Нерюктинская.

Итогом начального организационного этапа создания дошкольных учреждений в Якутии стала организация трех детсадов в первой половине 1920-х гг., данные о которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

/тска в 1923/24 гг.

Название учреждения Детей всего, чел. По национальности, чел. Воспитателей, чел. уровень образования воспитателей

русских якутов прочих высшее среднее специальное

Примитив 61 52 4 5 3 - 2 1

Детский труд 62 40 2 20 3 - 3 -

Национальный 62 5 57 - 3 - 2 1

Источник: НАРС(Я). Ф. 70. Оп. 1. Д. 75. Л. 118.

2016 • № 3 • гуманитарные исследования в восточной сивири и на дальнем востоке 63

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает преобладание русских по национальности детей (на 97 русских детей приходится только 63 детей якутов). Большая часть детей якутов посещала детский сад «Национальный», который был специально создан для изучения якутских детей, их семейно-бытовых условий, формирования особого подхода к детям коренной национальности и населению в улусах для дальнейшего развития сети дошкольных учреждений (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1908. Л. 3).

В положении о Якутском национальном опытно-показательном саде в качестве опытного задания обозначалось сравнение физического состояния якутского ребенка с детьми других национальностей, выяснение наличия жизненно практических навыков и знаний якутского ребенка, составление описания якутского ребенка дошкольника, уточнение методов и форм изучения и характеристика якутского ребенка [13, с. 15]. Опытная деятельность детского сада должна была стать основой для распространения дошкольного воспитания среди представителей коренной национальности.

В течение 1920-х гг. происходило постоянное изменение количественных показателей развития системы дошкольных учреждений в Якутской АССР, что подтверждают данные таблицы 2.

Данные, представленные в таблице 2, демонстрируют нестабильность системы дошкольного воспитания, которая находилась в состоянии становления. Местные органы власти, в начале 1920-х гг. откликнувшись на призыв центральных органов о создании дошкольных учреждений, создали семь дошкольных учреждений с 895 детьми. Однако, в связи с сокращением финансирования в 1921 г. произошло снижение количества и охвата детей до 180 человек в 1923/1924 учебном году. Даже в 1925/1926 г. насчитывалось только четыре дошкольных учреждения с 250 детьми в них.

Сокращение дошкольных учреждений в ЯАССР стало отражением идентичного процесса на территории всего государства. В работе М.П. Аракеловой и Н.П. Басистой приведены следующие показатели: «В целом по стране с 1920 по 1927 гг. число детей, посещающих детские дошкольные учреждения, сократилось почти в три раза - с 245 тысяч человек до 85 тысяч» [1, с. 100].

Большая часть учреждений были сосредоточены в Якутске и Якутском округе, то есть остальная территория Якутской АССР практически не была охвачена системой дошкольного воспитания. Нахождение ребенка в дошкольном учреждении в первой половине 1920-х гг. носило редкий, исключительный характер. Если средним образованием в Якутской АССР в 1926/27 г. было охвачено от

количество учреждений количество детских садов количество детских площадок количество детей

1920/1921 г. 4 3 895

1921/1922 г. 3 3 420

1922/1923 г. 3 1 220

1923/1924 г. 3 - 180

1924/1925 г. 3 3 350

1925/1926 г. 2 2 250

1926/1927 г. 6 5 632

Источник: НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 7; Д. 1908. Л. 7.

64 гуманитарные исследования в восточной сибири и нА дальнем востокЕ • № 3 • 2016

Таблица 2

развитие системы дошкольных учреждений в Якутской АССр в 1920-х гг.

19% до 25% детей, то дошкольные учреждения посещало менее одного процента детей (0,83%) (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 7). Однако, даже эти достаточно низкие показатели были несколько выше общегосударственных. В 1926/27 г. охват детей дошкольными учреждениями в РСФСР составлял 0,58% [16, с. 34].

Соотношение школ и детских садов в 1921/22 г. составляло 1:15, в 1924/25 г. - 1:20, в 1925/26 г. -1:40 (на 4 дошкольных учреждения приходилось 160 школ), в 1926/27 г. - 1:42 (на 4 дошкольных учреждения - 168 школ) (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 16). Однако, соотношение постоянных детских садов (без учета летних учреждений) было еще более дисгармоничным, в 1926/27 г. на один детский сад приходилось 56 школ (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 16). Таким образом, развитие системы дошкольного образования проходило с существенным отставанием от школьного образования.

При соотнесении численности детского населения Якутской АССР и количества детей, посещающих дошкольные учреждения, становится очевидной крайне слабая распространенность детских садов и площадок. Так, в 1928 г. дошкольные учреждения во всей ЯАССР посещало 632 детей (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 7), а всего население дошкольного возраста составляло 56143 (до семи лет включительно) (НАРС(Я). Ф. 70. Оп. 1. Д. 1133. Л. 14), то есть только 1,12% всех детей посещало дошкольные учреждения.

Подтверждают это сведения, содержащиеся в годовом отчете отдела просвещения Народного комиссариата просвещения и здравоохранения ЯАССР за 1927/1928 г. В документе обозначено, что «дело дошкольного воспитания развивается крайне медленно, более прочно охватываются дети Якутска, начинает понемногу развиваться в Якутском и Вилюйском округах и совсем отсутствует в Олекминском и остальных округах не только среди улусного, но и городского населения» (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1908. Л. 3).

Помимо детских садов и площадок, находящихся в управлении органов народного образования, в 1920-х гг. появился еще один вид дошкольных учреждений - ясли, относящиеся к системе здравоохранения и предназначенные для посещения детьми в возрасте до двух лет.

Деятельность яслей могла носить постоянный или временный характер. Постоянные круглогодичные ясли на территории Якутской АССР работали только в административном центре, в г. Якутск. Они были открыты 23 мая 1921 г. и рассчитаны на 20 детей [5, с. 165].

Временные ясли открывались только на ограниченное время, на период летних сельскохозяйственных работ и принимали детей в возрасте от 2 до 5 лет. Летние ясли на территории Якутии работали только в августе и сентябре, были открыты в Абагинске, Амгинске, Табагинске. В среднем их посещало 15 детей в день (НАРС(Я). Ф. 58. Оп. 2. Д. 119. Л. 70).

Открытию яслей придавался классовый характер. Так, в резолюциях IV Всесоюзного съезда по охране материнства и младенчества отмечалось: «При организации летних деревенских яслей необходимо обратить особое внимание на обслуживание ими батрачек и сезонниц, открывая ясли в первую очередь в местах наибольшего скопления последних. Процент детей батрачек в яслях должен быть значительно повышен... В работе деревенских яслей должна быть проведена четкая классовая линия как в смысле обслуживания ими основных групп крестьянства (батрачества, бедноты, середняков), так и в смысле содержания работы яслей. Необходимо уделить особое внимание вопросу своевременной, более тщательной и длительной подготовки работников деревенских яслей из числа крестьянок» [15, с. 11].

Начавшиеся процессы индустриализации и коллективизации требовали серьезного расширения сети дошкольных учреждений ввиду увеличения количества женщин, задействованных в трудовых отношениях. В Резолюциях IV Всесоюзного съезда по охране материнства и младенчества отмечается: «Новые условия работы по охране материнства и младенчества в период быстрого темпа индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства вызывают необходимость пересмотра сложившихся форм и методов работы по охране материнства и младенчества. Громадный размах индустриализации страны и связанный с ним значительный рост женской рабочей силы в промышленности и других отраслях народного хозяйства вызывают необходимость и соответствующего роста учреждений охраны материнства и младенчества, обслуживающих работницу, в первую очередь ясельной сети. .резкое несоответствие в темпах развития промышленности и всего народного хозяйства, с одной стороны, и ясельной сети - с другой, может явиться тормозом на пути индустриализации страны.» [15, с. 13].

В результате повышения значимости дошкольных учреждений, усиления государственного внимания в конце 1920-х гг. на территории Якутской АССР происходит постепенное увеличение количества дошкольных учреждений системы здравоохранения, что показывают данные таблицы 3.

2016 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

65

Таблица 3

Дошкольные учреждения Якутской АССр системы здравоохранения

учреждения 1926/1927 г. 1927/1928 г. 1928/1929 г. 1929/1930 г.

Постоянные ясли 1 1 1 1

Летние ясли 4 4 4 6

Количество мест 80 80 120 120

Источник: НАРС(Я). Ф. 58. Оп. 2. Д. 240. Л. 284об.

Данные таблицы 3 показывают увеличение общего количества яслей (постоянных и временных) с 5 до 7, а мест в них - с 80 до 120. Однако соотнесение общего количества детей в возрасте до двух лет (в 1928 г. - 23702, а в 1929 г. - 24251) и соотношения мест в яслях, показывает, что только 0,5% детей в 1928 г. и 0,49% в 1929 г. посещали ясли.

Анализ изменения количественных показателей позволяет сделать вывод, что даже в конце 1920-х гг. созданная система дошкольных учреждений не затронула большую часть детского населения, оставалась редким, скорее исключительным явлением в жизни населения Якутии. Можно выделить несколько основных причин неэффективности мероприятий по созданию и развитию системы дошкольных учреждений в Якутской АССР.

Во-первых, дошкольные учреждения создавались в условиях острейшего дефицита материальных и финансовых ресурсов, что серьезным образом отражалось на качестве деятельности, организации воспитательного процесса. Так, в акте обследования детского сада «Примитив» за 1921 г. были указаны недостаточные размеры помещения, ограниченное количество игрушек (было только несколько резиновых игрушек, которые дети шумно делили между собой), нехватка посуды (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 316. Л. 4).

Финансирование дошкольных учреждений нередко осуществлялось по остаточному принципу. Так, на все дошкольные учреждения ЯАССР в 1926/27 г. было выделено только 26 тыс. рублей, что составило 0,26% бюджета всей системы социального воспитания (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 16).

Однако происходило постепенное увеличение финансирования дошкольных учреждений, с1927/28 г. по 1928/1929 г. на 100% (с 20808 до

40020 рублей) (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1451. Л. 18), что свидетельствует о понимании важности этих учреждений в системе образования. Если в начале 1920-х гг. финансирование осуществлялось по остаточному принципу, не носило системного постоянного характера, то в конце 1920-х гг. оно становится постоянной статьей расходов в системе образования. Тем не менее, это финансирование нельзя было считать достаточным.

Невысокое качество жизни населения в целом было характерно для периода 1920-х гг. Нередко уровень жизни семей, чьи дети посещали детский сад, был очень низким. Так, из 11 детей, посещающих детский сад «Примитив», семь человек не имели обуви, а два человека зимой были обуты в галоши (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 40. Л. 27). При этом по социальному положению это были преимущественно дети служащих и рабочих.

Во-вторых, на качестве работы по развитию и организации дошкольного воспитания сказывался кадровый дефицит, текучесть кадров, недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки. С 1920 г. по 1922 г. сменилось девять заведующих дошкольной секцией, не было постоянного состава воспитателей и заведующих детских садов (НАРС(Я). Ф. 56. Оп. 1. Д. 34. Л. 17).

Анализ данных (Табл. 1) показывает недостаточно высокий образовательный уровень кадрового состава, отсутствие воспитателей с высшим образованием, всего два человека из девяти имели специальное образование, преобладали работники со средним образованием.

Во второй половине 1920-х гг. произошло снижение количества воспитателей. Так, в детском саде «Детский труд» на 60 детей в 1926 г. приходилось только два воспитателя, что снижало качество воспитательной работы (НАРС(Я). Ф. 57. Оп. 1. Д. 127. Л. 7).

Отсутствие грамотных подготовленных специалистов со специальным образованием препятствовало организации качественной работы в дошкольных учреждениях, созданию новых детских садов. Невысокая заработная плата, которой не хватало на оплату жилья и приобретение продуктов питания (63 рубля по 9 разряду), препятствовала поступлению в систему дошкольных учреждений образованных, хорошо подготовленных специалистов. С целью преодоления кадрового дефицита была организована краткосрочная подготовка работников дошкольных учреждений. Так, в 1927 г. в Якутске были организованы трехмесячные курсы сестер для яслей и руководительниц детских площадок, которые закончили 34 человека, 10 из них были выдвинуты Горже-нотделом (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1.Д. 1908. Л. 3). Качественная подготовка дошкольных работников не могла быть проведена в такие короткие сроки, особенно учитывая низкий начальный образовательный уровень обучающихся.

Анализ национального состава персонала показывает, что большинство воспитателей были русскими (11 человек), только два воспитателя были представителями коренного населения, якутами (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1096. Л. 16).

Данные об изменении кадрового состава дошкольных учреждений Якутской АССР во второй половине 1920-х гг. представлены в таблице 4 (педагогический и обслуживающий персонал).

Сведения таблицы 4 показывают серьезное увеличение количества персонала в детских садах с 12 до 22 человек, рост общего числа служащих во всех дошкольных учреждениях с 19 до 33 человек. Однако, учитывая увеличение количества детских садов, дошкольных площадок, а, следовательно, и охвата детей, можно сделать вывод, что серьезного роста количества сотрудников, приходящихся в среднем на одного ребенка, не произошло.

В-третьих, недостаточное количество персонала, нарушение санитарных требований ввиду ограниченных финансовых и материальных ресурсов, скученность детей нередко приводили к росту заболеваемости, быстрому распространению инфекционных заболеваний. Родители, столкнувшись с частыми болезнями детей, отказывались от услуг дошкольных учреждений. Так, в отчете по народному образованию Якутии за 1928/1929 г. отмечалось, что уменьшение количества детей в детсадах было связано с заболеваемостью детей коклюшем и корью (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1451. Л. 18). Необходимо отметить в целом низкие показатели здоровья детей, посещающих детские сады в Якутской АССР. Так, медицинский осмотр детей детского сада «Национальный» в 1927 г. показал заболевание 14,6% детей туберкулезом, 24,4% - малокровием, 36,6% - увеличением желез. Только 24,4% детей были относительно здоровы (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1118. Л. 12).

Таблица 4

кадровый состав дошкольных учреждений ЯАССр

количество персонала

В детсадах На площадках города Всего по городу На площадках в русских селах На улусных площадках Всего в селах Всего служащих

1925/26 г 12 4 16 - 3 3 19

1926/27 г. 12 10 22 5 8 13 35

1927/28 г. 22 4 26 6 6 12 33

Источник: НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1908. Л. 8 2016 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В-четвертых, дошкольные учреждения не всегда удовлетворяли запросы населения. Так, родителей (в большинстве случаев служащих и рабочих) не устраивал неполный рабочий день детсадов, отсутствие вечерних и ночных смен в дошкольном учреждении для родителей, работающих в ночное или вечернее время, занимающихся в вечернее время общественной работой или получающих образование (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1451. Л. 18).

В-пятых, серьезную роль играл факт новизны дошкольных учреждений. Местное население никогда ранее не сталкивалось с детскими садами в своей повседневности. Встречались случаи настороженного, вплоть до враждебного отношения к призывам отдать своего ребенка в детский сад или площадку. Ситуация усугублялась особой традиционностью и патриархальностью быта местного населения. В большинстве случаев женщины не были заняты трудовой деятельностью, традиционно вели домашнее хозяйство, и потребность отдавать ребенка в детский сад отсутствовала.

Так, в национальных районах, особенно в удаленных территориях, работа по организации дошкольных учреждений протекала крайне сложно. Родители зачастую отказывались приводить детей. Отчет летней детской площадки Восточно-Канга-ласского улуса за 1926 г. показывает, что организаторам удалось записать 33 якутских ребенка, однако посещаемость детей составила только 25-30%, работу с родителями организовать не удалось, в большинстве случаев они отказывались посещать собрания (НАРС(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 1115. Л. 7). Отчет о деятельности детплощадки в с. Павловское за лето 1925 г. показывает преимущественно русский состав детей. Из 34 детей, посещающих летом детскую площадку, русских было 31, а якутов - только 3. В отчете отмечено, что «крестьяне крайне недоверчиво отнеслись к открытию летней площадки, ругались, что отпугивало детей» (НАР-С(Я). Ф. 60. Оп. 1. Д. 594. Л. 19).

В-шестых, сказывались особые климатические условия региона, нередко приводящие к низкой посещаемости детей. Так, анализ данных (Табл. 3) показывает, что рассчитанные на 40 детей ясли посещало только 35 детей, период функционирования далек от годового (всего 234 дня), наблюдалось постоянное изменение состава детей. Детьми было пропущено около 70% времени, которое должно быть проведено в яслях (НАРС(Я). Ф. 58. Оп. 2. Д. 119. Л. 70). Несмотря на то, что в холодное время года была организована доставка детей в ясли и по домам (медицинская сестра на лошади забирала детей из дома и доставляла в ясли, а после окончания работы отвозила детей по домам),

матери боялись отправлять детей в морозную погоду и отказывались от посещения детьми учреждения (НАРС(Я). Ф. 58. Оп. 2. Д. 119. Л. 70).

Таким образом, общегосударственный процесс создания системы дошкольных учреждений в 1920-х гг. получил незначительное отражение на территории Якутской АССР. Появление первых дошкольных учреждений практически не отразилось на повседневной жизни большинства населения Якутии ввиду незначительного количества открытых учреждений, крайне низкого процента охвата детей. Процесс сопровождался серьезными организационными и финансовыми трудностями, кадровым дефицитом, необходимостью изменения традиций местного населения. Однако немногочисленные открытые дошкольные учреждения позволили определенной части женщин более активно участвовать в общественной жизни и трудовых отношениях, повысить образовательный уровень, стали средством распространения новой бытовой культуры, осуществления системного воспитания и обучения детского населения.

список литературы

1. Аракелова М.П., Басистая Н.П. Женщины России: опыт истории. М.: Звездопад, 2000.

2. Аракелова М.П. Государственная политика в отношении женщин РФ в 20-е годы: опыт организации и уроки. М.: «Зело», 1997.

3. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Иванова Л.Т. Из истории раскрепощения женщин Якутии (1917-1921 гг.) // Якутский архив. Вып. III. 1966. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1966. С. 103-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Иванова Л.Т. Раскрепощение женщин Якутии и их роль в социалистическом строительстве (1917-1937 г.). Якутск: Якутское кн. изд-во, 1974.

6. Конюс Э.М. Мать и дитя. Спутник родителей. М.-Л.: Медгиз, 1940.

7. Крупская Н.К. Война и деторождение // Коммунистка. 1920. №1-2.

8. Кулаковский П.Е. Развитие здравоохранения в Якутской АССР // Ученые записки Якутского государственного университета. 1958. Вып. IV. С.169-180.

9. Лебедева В.П. Охрана материнства и младенчества в стране Советов. М.-Л., 1934.

10. Материалы первого Всероссийского совещания по охране материнства и младенчества. Москва. 1-5 декабря 1920 года. М.: Изд. Отдела охраны материнства и младенчества Наркомздра-ва, 1921.

11. Перспективный план организации опытной работы ЯНОП сада // Бюллетень Наркомпросздра-ва ЯАССР. 1927. №11-12. С. 14 - 17

12. Петров П.Я., Ягья Н.С. Здравоохранение Якутии. Якутск: Якутское кн. изд-во, 1972.

13. Положение о Якутском национальном опытно-показательном саде (ЯНОПС) в г. Якутске // Бюллетень Наркомпросздрава ЯАССР. 1927. №11-12. С. 13-14.

14. Рябинина Н.В. Социальная политика Советский России (октябрь 1917-1920-е гг.): женщина, семья и дети в новом обществе: учебное пособие Ярославль: Ярославский государственный университет, 2004.

15. Резолюции IV Всесоюзного съезда по охране материнства и младенчества. М.-Л.: Гос. мед. изд-во, 1929.

16. Цырлина Е. Шире в массы дошкольное воспитание // Просвещение Сибири. 1929. №3. С. 34-36.

17. Якубовская М. Как организовать детские площадки // Просвещение Сибири. 1928. №4. С. 34-39.

REFERENCES

1. Arakelova, M.P. and Basistaya, N.P., 2000. Zhenshhiny Rossii: opyt istorii [Women of Russia: historical experience]. Moskva: Zvezdopad. (in Russ.)

2. Arakelova, M.P., 1997. Gosudarstvennaya politika v otnoshenii zhenshchin RF v 20-e gody: opyt organizatsii i uroki [Public policy towards the women of Russian Federation in 1920s: organizational experience and lessons]. Moskva: Zelo. (in Russ.)

3. Egorov, S.F., Lykov, S.V. and Volobueva, L.M., 2001. Vvedenie v istoriyu doshkol'noi pedagogiki [Introduction to the history of preschool pedagogics]. Moskva: Izdatel'skii centr «Akademia». (in Russ.)

4. Ivanova, L.T., 1966. Iz istorii raskreposhcheniya zhenshhin Yakutii (1917-1921 gg.) [From the history of emancipation of the women of Yakutia, 19171921], Yakutskii arkhiv, no. 8, pp. 103-116. (in Russ.)

5. Ivanova, L.T., 1974. Raskreposhchenie zhenshhin Yakutii i ikh rol' v sotsialisticheskom stroitel'stve (1917-1937 g.). [Emancipation of the women of Yakutia and their role in the building of socialism, 1917-1937]. Yakutsk: Yakutskoe kn. izd-vo. (in Russ.)

6. Konyus, E.M., 1940. Mat' i ditya. Sputnik roditelei [Mother and child. Companion of parents]. Moskva-Leningrad: Medgiz. (in Russ.)

7. Krupskaya, N.K., 1920. Voina i detorozhdenie [War and procreation], Kommunistka, no. 1-2. (in Russ.)

8. Kulakovskii, P.E., 1958. Razvitie zdravookhraneniya v Yakutskoi ASSR. [Development of healthcare system in Yakut ASSR], Uchenye zapiski Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 4, pp. 169-180. (in Russ.)

9. Lebedeva, V.P., 1934. Okhrana materinstva i mladenchestva v strane Sovetov. [Protection of maternity and infancy in the Soviet state]. Moskva-Leningrad. (in Russ.)

10. Materialy pervogo Vserossiiskogo soveshchaniya po okhrane materinstva i mladenchestva. Moskva. 1-5 dekabrya 1920 goda [Materials of the first All-Russian conference on the protection of maternity and infancy. Moscow. December, 1-5, 1920]. Moskva: Izd. Otdela okhrany materinstva i mladenchestva Narkomzdrava, 1921. (in Russ.)

11. Perspektivnii plan organizatsii opytnoi raboty YANOP sada [A perspective plan of organization of an experience work ofYANOP kindergarten], Byulleten' Narkomproszdrava YaSSR, 1927, no. 11-12, pp. 1417. (in Russ.)

12. Petrov, P.Ya. and Yag'ya, N.S., 1972. Zdravookhranenie Yakutii [Healthcare system of Yakutia]. Yakutsk: Yakutskoe kn. izd-vo. (in Russ.)

13. Polozhenie o Yakutskom natsional'nom opytno-pokazatel'nom sade (YANOPS) v g. Yakutske [Regulations onYakut national experimental kindergarten (YANOPS) in Yakutsk], Byulleten' Narkomproszdrava YaASSR, 1927, no. 11-12, pp. 13-14.

14. Ryabinina, N.V., 2004. Sotsial'naya politika Sovetskoi Rossii (oktyabr' 1917-1920-e gg.): zhenshchina, sem'ya i deti v novom obshchestve [Social policy of Soviet Russia, October 1917 -1920s: woman, family and children in new society]. Yaroslavl: Yaroslavskii gosudarstvenny universitet. (in Russ.)

15. Rezolyutsii IV Vsesoyuznogo s'ezda po okhrane materinstva i mladenchestva [Resolutions of IV of All-Union convention on the protection of maternity and infancy]. Moskva-Leningrad: Gos. med. izd-vo, 1929. (in Russ.)

16. Tsyrlina, E., 1929. Shire v massy doshkol'noe vospitanie [Wider preschool education in the masses], Prosveshchenie Sibiri, no. 3, pp. 34-36. (in Russ.)

17. Yakubovskaya, M., 1928. Kak organizovat' detskie ploshchadki [How to organize children playgrounds], Prosveshchenie Sibiri, no. 4, pp. 34-39. (in Russ.)

2016 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.