Научная статья на тему 'Создание и развитие системуправления движением транспортных космических кораблей Союз и Прогресс: опыт эксплуатации, планируемая модернизация'

Создание и развитие системуправления движением транспортных космических кораблей Союз и Прогресс: опыт эксплуатации, планируемая модернизация Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
195
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие системуправления движением транспортных космических кораблей Союз и Прогресс: опыт эксплуатации, планируемая модернизация»

УДК 629.78.075

В.П. Легостаев12, Е.А. Микрин12, И.В. Орловский1, Ю.Н. Борисенко1,

В.Н. Платонов12, С.Н. Евдокимов1 1 Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва 2 Московский физико-технический институт (государственный университет)

Создание и развитие систем управления движением транспортных космических кораблей «Союз» и «Прогресс»: опыт эксплуатации, планируемая модернизация

Рассматриваются вопросы эволюции создания систем управления движением транспортных космических кораблей «Союз» и «Прогресс». В настоящее время на РКК «Энергия» проводится новый этап модернизации кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс М-М». Основным объектом модернизации является бортовой цифровой вычислительный комплекс (БЦВК): устаревший «Аргон-16» сменила современная, постоянно работающая на орбите, ЦВМ101 вместе с блоками согласующих устройств (БУС101-1 и БУС101-2). Проведённые летно-конструкторские испытания кораблей «Прогресс» подтвердили правильность выбранных технических решений при модернизации системы управления и возможность её использования на кораблях «Союз ТМА» и других перспективных российских кораблях.

Ключевые слова: космические корабли, «Союз», «Прогресс», системы управления, цифровые системы управления, модернизация, бортовой компьютер.

Существующая Международная космическая станция (МКС/КБ) создана для обширных научных международных исследований на низких орбитах вблизи Земли. МКС состоит из двух сегментов — российского (РС/ИБ) и американского (АС/ИБОБ). Модули других международных партнёров интегрированы в эти два сегмента (рис. 1).

Рис. 1

Транспортировка экипажей на МКС осуществляется американскими космическими кораблями «Shuttle» и российскими кораблями «Союз».

Транспортный корабль «Союз» эксплуатируется уже более 40 лет, продемонстрировав надёжную и безопасную доставку

экипажей на космические станции. С тех пор системы кораблей «Союз» несколько раз модернизировались, каждый раз расширяя свои функциональные возможности, повышая свою надежность, безопасность и эффективность (рис. 2).

При этапных изменениях модифицировалось также и название корабля: «Союз», затем «Союз Т», «Союз ТМ», в настоящее время эксплуатируется «Союз ТМА».

Первые транспортные корабли «Союз» управлялись как в основном автоматическом, так и в резервном ручном контуре аналоговыми системами управления.

I. «Союз Т» и «Прогресс»

С 1979 года эксплуатировался корабль «Союз Т», система управления которого построена на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) «Аргон-16». Была сменена также датчи-ковая аппаратура, заменена двигательная установка, модернизированы все системы. Алгоритмы БЦВК позволили организовать оптимальное управление ориентацией, маневрированием на орбите, автономным сближением и стыковкой со станция-

•(adrcxab

хаїґХд иаігдтеїоя хияэииээос! кігїґ ebbj 6002 еіїноя э ЭХР\[ вн ‘и<1х ОІҐІЧ9 хи «зсіир^» єн) шгішізіа віґ£^ олоньоаояічіа одонж^н отин -ажоїґоп ^wowa^cIiisoHJocIn я кігдвсіоя іаіг -до каїгкігаіааїпЛЬо к 00І7 иіоончіпзїґ q

'(чігдвсіоя єн коіґ£Х гачньоа -ояічіо шгітеінаїтсіо ионьасііоа кинанігошча £эд чіаа оі) ієниїМооя эмэлэиэ иончігшгії -с!эни иіґи иончіпзіидсіо а опгітеінаїтсіо от^н -ьшмонояє еігкігаіааїпЛЬо «сІир\[» кійшвіо імоіє исіц '(шгіптаїа и кігдвсіоя хвіидсіо до шгітеїтеїофни ионсіоисіпв nimag э ион -нажоїгеє он чооігкігаіоаїпЛЬо эинэ1гавс1нХ W>1 002 иізончігйґ оїґ) ня 008~009 ихэон

-чіпзїґ э кэинэжшгдэ эинэлавсТн^ аонмоноі -ав эончтзкихно чіеао£иніжІо оігаїгоашн oig 'ш 002 иіоончіпзїґ э иинэжшгдэ игТтт иаігітеїтеїофни иончігаіітсІамЕи Х9ЇШ oj9tn -огеаиьэиээдо ‘«ocl^^j» edoiraoiroiriz'ed ojoh -HeaodiiirgAz' idog ен тзяаошзхэХ — ииьшліо ээ хічнаеш £н oHtfQ '«р\[Х smoq» Kirged -оя шйтеяифиЬЪм BHBiogedsBd ешчд кин -ВІИдО OJOHHKOiOOn «dHJAJ» шйінвіо иолэж -кі ‘ионіїтсІедшонПіМя я аоіаігон кіг1^

«р\[ эээ<Злос1ц» и «WX еоюэ» Ц

ічїґол 6006~6Z6I «эээс1лос1ц» и «sotoq» iiaifgedcoi XMHidoiioHedi кинеїґєоо Kiidoiopj •£ 'onj

ИІІНЛіЯСІІІІЛ Н01М1ЭИЭ IIоHHi:ao(IIIПII(|шҐОІV

0 «IVTO IV ojj(Ijo(Ih» woiuIom уимээытэом iioaoivdj 6003

шйшіа) пом)jijdm»om H0HtJ0(Ii!H.vtM'>»i\[ i:ax)4L%»uio(Uj оьньин 8661

«IV ojodjodn» яьовгіом иинээынмэом иояоілііj

'®'H- 686T

<с^іМХ-соіоз» чьоіиіон винэ*

ан-гО,_

«clHlv» BiihHitxj ві;н<пі'віи0(1

T001-9861

<<I\[JL-t<HOl*3>> ЧЬ'ОІЧІОМ имн^ыпоом рчм-шінхоїгиц v 0 0 с V Н 6 Т

т -two;)» чііоініом нн.чо^ынмлом иічім^лЧіиіоп итт 986T-6Z6T

ШІйоо T66T-U6T

<(1010, )» WO (ЦІ ОМ lIlIMJMIilIIM.IOM H14lv<*vd HXOli'lIJJ

Г86Г“£96Г

*«£шо^)» omged -оя ^wowa^diiioifHH еньиінаїґи ешчд xiadoi -оя кинаїгатеїн^ вмэлэнэ ‘«ooadjodjj» шмкіг -дтеїоя HwiaHidoHOHBdi iiwiaaos^dj імонаон -эо а чоиіґкіґавіооіґ опйішзіо ен iasAdj

•кігді^Іоя шлгелаеномэоя ннн -airaedn^ woHbAd ndn нанігошча чіічд юи кинэжшгдэ яоізєь^ ииїпогепкіааеє ‘хкігіте -Хіно хічнівішан а ‘илэомиЬЪхдоэн шГц

■опгдтеїоя Xbadioa^H iras^ щчньоаояічіо иічнноігїішзіо еігеаинтеї -оаїґои ‘шйішзіо вн ионнаїгаонвіо^ ‘«iaifjpj» iad^iBdBHHB ijoHHOHtiKifOHBdiad wKHHadaw -SH wiaaoifj^ он шйішзіо KHHaifaBdn^ bw -элэнэ HHHBaHinjbHdn и иинэжшгдэ ndjj

(•иомэлэиэ иoaodфиlп э £o^ -oq» зігдтеїоя вн и яві ‘KiiHaifaedH^ иомэлэ -иэ ijoaoJOifBHB э «ooadjodjj» и «£ого;э» хкіґ -glзdoя вн яея човіпзао£чіґоиои «eifjpj») ’иійі -нвіо єн wodoiKiroHBdiad э «eifjpj» doira -oiroitii'ed Hi4HHBaodiiada£adaH ijoaoidog кэ -ігкігак ‘ня Q£, иіоончігвіґ э ияаояічіо и кинэжшгдэ иинзніґошча ndn ииїінвіо и кіт -glзdoя винажиаіґ олончігаіиооніо Mdiaired -ви KiitnoiKdaK£H ‘імояиьівіґ імічнаона0

•шгіте

-Хіно хічнівішан £и імоіґохіча и аоєвяіо ка -HHBaBH£onai3d імияааьиівімоіав кахиїпогеїм -инв£ ‘wwedjodn ояаігнкоя нвіґшо шчд іш

9

S ojsc ‘I - '6002 - 'ИХФИ ічїґлах

Рис. 3. «Союз ТМА»

В конусе стыковочного узла станции (с полураствором около 30°) локатор «Курс» переключался в режим измерений, позволяющий алгоритмам управления БЦВК осуществить соприкосновение стыковочных узлов корабля и станции с точностью 0,1 -0,15 м и относительной скоростью около 0,3 м/с.

Грузовые корабли «Прогресс» для полетов к станции «Мир» были заменены кораблями «Прогресс М» с цифровой системой управления, применявшейся в корабле «Союз ТМ». «Прогресс М» был также оборудован аппаратурой телеоператорно-го управления, которая позволяла экипажу станции при нештатных ситуациях осуществлять ручное управление движением грузовика со специального пульта, пользуясь изображением станции и её мишенью на телекамере грузовика, передаваемым на телеэкран станции.

III. «Союз ТМА» и «Прогресс M/M1»

Следующая модификация кораблей «Союз», получившая индекс «Союз ТМА», была разработана для обеспечения

пилотируемых транспортных операций с МКС. На рис. 3 представлен внешний вид корабля.

Структурная схема системы управления движением (СУД) корабля представлена на рис. 4.

Аппаратура СУД рассредоточена по трём отсекам: спускаемому аппарату

(СА), возвращаемому на Землю, приборноагрегатному (ПАО) и бытовому отсеку (БО). Заштрихованным отмечены доработанные по сравнению в «Союзом ТМ» приборы: шестиосный акселерометр БИЛУ, компьютер управления спуском КС020-М и оборудованный компьютерами пульт космонавтов «Нептун-МЭ» (рис. 5).

Программное обеспечение (ПО) КС020-М с использованием датчиков и аппаратуры спуска реализует путём разворотов спускаемого аппарата по крену управляемый спуск в атмосфере с наведением на заданный полигон Земли.

Максимальная перегрузка при номинальном спуске не превышает 4д, точность посадки — не хуже 22 км (3а) относительно расчётной точки.

Основной режим управляемого спуска резервируется в порядке приоритета ручным управляемым спуском, автоматическим баллистическим спуском, резервным баллистическим спуском.

Баллистические спуски выполняются на резервный полигон с большей перегрузкой (до 8,5д) и с большими разбросами точки посадки (до 150 км).

Унифицированное ПО БЦВК «Аргон-16» кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс М/М1», предназначенных для полётов к МКС, было также доработано с целью выполнения повышенных требований безопасности и надёжности выполнения их стыковок к МКС, а также снижения скорости стыковки до 0,15-0,20 м/с.

Предпринятые меры обеспечили выполнение стыковок к МКС всех направленных к ней российских кораблей «Союз» и «Прогресс», в том числе при возникавших нештатных ситуациях, что подтверждает правильность разработанных схем и алгоритмов обеспечения надежности и безопасности.

К марту 2009 года к МКС выполнено 61 стыковка российских кораблей (включая перестыковки «Союзов» и стыковку корабля «Прогресс», доставившего на МКС модуль СО-1).

Рис. 4. Структурная схема системы управления движением (СУД) «Союз ТМА»

Рис. 5. Пульт космонавтов «Нептун-МЭ»

Статистика автоматических и ручных стыковок к МКС российских кораблей и нештатных ситуаций при их выполнении приведена в табл. 1.

Наиболее тяжелая нештатная ситуация сложилась при стыковке «Союза ТМА-5». когда при приближении к МКС произошел нерасчётный отказ одного из тормозных двигателей, что привело к значительному падению эффективности торможения. Тем

не менее контрольные алгоритмы, не рассчитанные на подобный отказ, на дальности около 40 м выявили аномальность работы двигателей и остановили движение корабля на МКС. Экипажу была дана рекомендация выбрать другую пару тормозных двигателей и продолжить причаливание «Союза» к МКС при ручном управлении, что и было успешно реализовано.

Таблица 1

Статистика автоматических и ручных стыковок к МКС российских кораблей и нештатных

ситуаций при их выполнении

Стыковки «Прогресс М», «Прогресс М1», «Прогресс» с СО-1 «Прогресс М-01М» «Союз ТМ» «Союз ТМА» Итого

Полностью автоматические 30 4 12 46

В том числе преодолённых нештатных ситуаций при автоматических стыковках 1 1 2 4

Автоматическое сближение и плановое ручное причаливание 1 (Переход на ТОРУ) 1

Автоматическое сближение и ручное управление причаливанием при нештатных ситуациях 2 (Переход на ТОРУ) 1 1 4

Ручные перестыковки 4 7 11

Всего штатных стыковок и перестыковок 30 7 17 54

Всего стыковок при нештатных ситуациях 3 1 1 3 8

Всего стыковок с ручным управлением при причаливании 3 1 4 8 16

ВСЕГО СТЫКОВОК 33 8 20 61

Рис. 6. Структурная схема модернизированной СУД корабля «Прогресс М-01М»

IV. «Союз ТМА» с модифицированной системой управления и «Прогресс М-01М»

В настоящее время проводится новый этап модернизации кораблей «Союз» и «Прогресс».

Эта модернизация отличается от предыдущих тем, что она связана не с текущей необходимостью её проведения (создание «Союза Т» был связано с необходимостью обеспечения полёта 3-х человек на корабле, «Союза ТМ» — обеспечение полётов к тяжёлой станции «Мир», «Союза ТМА» — обеспечение полётов к МКС).

Целью проходящей модернизации прежде всего является создание потенциала для перспективных российских транспортных кораблей. Структура новой системы управления, архитектура, возможности нового ПО, модульность его построения позволяют сравнительно легко адаптировать её к новым датчикам, к новым за-

дачам, к принципиально другим конструкциям будущих кораблей.

В ноябре 2008 года состоялся первый полёт к МКС нового грузового корабля «Прогресс М-01М» с модернизированной системой управления, представленной на схеме рис. 6.

На схеме закрашены новые приборы.

Главным объектом модернизации стал новый цифровой вычислительный комплекс: устаревший «Аргон-16» сменила современная, постоянно работающая на орбите ЦВМ101 вместе с блоками согласующих устройств (БУС101-1 и БУС101-2).

ЦВМ101 — троированный, аппаратно мажорированный компьютер с процессором ИБС 3081, что особенно важно для реализации сложных алгоритмов СУДН.

Случай двойного отказа БЦВК на участке причаливания резервируется (как и на «Прогрессе М») с использованием системы ТОРУ.

Кроме того, в системе управления одноосный троированный акселерометр заменен на пятиосный БИПС-М (оси расположены по конусу, что позволяет использовать прибор при одном и даже двух отка-

зах, а также использовать измерительную информацию акселерометра по трём связанным осям корабля).

На борт установлена новая цифровая телеметрическая система МБИТС. Заменен блок формирования изображений (БФИ-М) на бортовом дисплее, передаваемый по телевизионному каналу в Центр управления полетом и на пульт экипажа

МКС.

Модернизирован коммутационно-пре-образующий блок системы управления БСУ-7М.

Заново перекомплексировано программное обеспечение (ПО) системы управления.

Новое ПО прошло полный цикл моделирования режимов управления и отработки на стендах.

Замеренные на стендах ресурсы

ЦВМ101, оставшиеся после реализации ПО «Прогресса М-01М», составляют около 60% по каждой позиции (память ПЗУ. ОЗУ, времени работы программ на такте), что подтверждает возможность дальнейшей модернизации СУДН на основе использования ЦВМ101 и её дальнейших модификаций. Разработанное ПО может быть также адаптировано для использования и на других современных бортовых ЦВМ.

Программы БИНС (бескарданной инер-циальной навигационной системы) по информации датчиков угловых скоростей математически моделируют положение связанного базиса корабля относительно инерциальных (текущего и Л2000). орбитального и других базисов.

Сейчас в качестве датчиков угловых скоростей используются поплавковые КХ 97 — 010 М. Их в ближайшей перспективе планируется заменить на волоконнооптические трёхосные измерители ТИУС, а затем на шестиосные (оси по гексаде) ИУС-М, позволяющие держать 2-3 отказа.

Начальная выставка базисов и последующая их коррекция осуществляется с помощью прибора ИКВ (инфракрасной вертикали Земли). измеряющего два угла рассогласования измерительной оси прибора с направлением на центр Земли.

ПО ЦВМ101 позволяет вместо ИКВ использовать для той же цели аппаратуру спутниковой навигации АСН (планируется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установить на российские корабли в ближайшей перспективе). а при необходимости использовать и высокоточные звёздные датчики.

Основным датчиком при автономном сближении сейчас является уникальный радиолокатор «Курс». дающий измерения с дальности 200 км практически в полной сфере вокруг станции МКС.

В соответствии с его возможностями построены схемы автономного сближения кораблей «Прогресс» и «Союз». На рис. 7-10 проиллюстрировано выполнение движения полёта корабля по этим схемам. На рис. 7 и 8 в качестве примера приведены траектории движения полёта корабля «Прогресс М-52» (движение в плоскости орбиты станции с дальности 600 км и вблизи МКС). На рис. 9 и 10 — относительное движение в фазовой плоскости р,р с дальности 600 км и на дальностях ближе 20 км.

В ближайшее время планируется дополнить при сближении использование аппаратуры «Курс» измерениями аппаратуры АСН.

В перспективе рассматривается замена радиолокатора сближения «Курс» на использование на дальнем участке сближения АСН на корабле, АСН на станции и МБРЛ (межбортовая радиолиния), а на ближнем участке — оптическим локатором и/или видеометром.

Рассматривается также использование на ближнем участке аппаратуры «Курс ММ», работающей в миллиметровом радиодиапазоне. Выбор новой аппаратуры сближения будет сделан на основе анализа её технологичности, эффективности, надёжности, соотношения «цена/качество».

В соответствии с ограничениями новой аппаратуры по дальности действия и конусом работы вокруг стыковочных узлов МКС или других станций будут доработаны также алгоритмы сближения и причаливания.

В настоящее время в РКК «Энергия» форсируются работы по внедрению ЦВМ101 в систему управления «Союза ТМА» новой серии.

Блок-схема СУД этого корабля приведена на рис. 11.

На схеме заштрихованы новые или модернизированные приборы: СУ по отношению к СУ существующего «Союза ТМА».

Прогресс М-62 26.12.2007. Автономное сближение (В ОСК станции).

Разн(

25.0

щ 44.18

/ * ' 10.36

3 к 10.0 3.56 МП. --нв---"' у ш' 10.16

2 и? 9.39 " 9.36 1п^ж,, йё 3.4 6

ГО 1 9.1 «МП. •33 9.21 ' 9. .26

8.56.16 3.01 9.06 9.11

.0

-25.0

-50.0

-75.0

-100.0

-125,0

-150.0

-175.0

-200.0

Имп Время Дальнос гь Модуль имп. Время раб. Тип ДУ

1 9 .16 33 415 17 км 12 65 м/с 35.0 сек СКД

2 9 .39 08 221 21 км 1 14 м/с 28.6 сек дпо

3 10 .02 13 114 86 км 25 94 м/с 66.2 сек СКД

4 10 .44 18 2 84 км 7 11 м/с 21.4 сек скд

5 10 .49 16 1 16 км 4 95 м/с 58.4 сек ДПО

6 10 .51 52 60 км 2 41 м/с 33.4 сек ДПО

600.0 -550.0 -500 0 450.0 -400.0 -350.0 -300.0 -250.0 -200.0 -1 50.0 -1 00.0 Разность коорд. вдоль орбиты (км]

-50.0

.0

Рис. 7

Прогресс М-62 26.12.2007. Автономное сближение (В ОСК станции)

Разность коорд. по высоте (км]

N Б ИМП г

««5152п 10. 0.53.41 тк 49.16 4 имп.

т&._ ‘■'1 *10.43

"■■-и 10-42 0.41

Ц10.40 \

Имп. Время 4 10.44.1 5 10.49.1 6 10.51.5 Дальность 3 2.84 км 6 1.16 км 2 .60 км 1одуль имп. В 7.11 м/с 4.95 м/с 2.41 м/с ремя раб. Тип 21.4 сек СК 58.4 сек ДП 33.4 сек ДП 1,1о:зэ. ДУ \ Д 1 а 0 *1и-38

0 1.0 2.0 3.0 4.0

Разность коорд. вдоль орбиты (км]

Прогресс М-62 26.12.2007. Автономное сближение (Фазовая траектория).

Относительная скорость (и/с)

.0

-25.0

-50.0

-75.0

-100.0

Имп. Время Дальность Модуль имп. Время рай. Тип ДУ

1 9.16.33 415.17 км 12.65 м/с 35.0 сек СКД

2 9.39.08 221.21 км 1.14 м/с 28.6 сек ДПО

3 10.02.13 114.86 км 25.94 м/с 66.2 сек СКД

і| 10.261 \ : і 1021 3 ИМП.

\ \ 10 ,10.16 \тх 02.13 І10ГЦ N 56 'щ 9.51

lOjbb \ъл ь

? имп. Э.ЗШВ \ \

'ч V'3 1 : ч ИМП. 16.33 q tl и qj l!:j ГО

; ~~~~я Э.Л J ..16

-125.0

-150.0

-175.0

.0 50.0 100.0 150.0 200.0 250.0 300.0 350.0 400.0 450.0 500.0 550.0 600,0

Относительная дальность (км]

Рис. 9

Прогресс (1-62 26.12.2007. Автономное сближение (Фазовая траектория).

2.0

.0

-2.0

4.0

-6.0

-8.0 1 0.0

-12.0

-14.0

-16.0

-18.0

-20.0

-22.0

-24.0

-26.0

-28.0

-30.0

-32.0

-34.0

s КЛ 10.53. 6 И 10.51. ■1 ш. ж щ- Имп . 4 10 5 10 6 10 Время .44.18 .49.16 .51.52 Дальн 2. 1. ость !* 84 км 16 км 60 км одуль имп. I 7.11 м/с 4.95 м/с 2.41 м/с ремя р 21.4 с 58.4 с 33.4 с аб. Тип ДУ ек СКД ек ДПО ек ДПО

:... !

А 1СМ ІМПІШ 18 10.42 ji]. i0 10.38

10,33

Ж;;' *, 10.33

10.32 : *"В

: Ж.

X 10.28 ’ж.

Ч :

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ 10.27

2.0

4.0

6.0 8.0

Относительная

10.0 12.0 дальность [км|

14.0

16.0 18.0

20.0

Рис. 11. Структурная схема модернизированной СУД транспортного корабля «Союз ТМА»

Как и на «Прогрессе M-01M», главный модернизируемый прибор — это БЦВМ ЦВМ101 с новым программным обеспечением. Ядром ПО ЦВМ101 модернизированного корабля «Союз» является ПО «Прогресс M-01M».

На новый «Союз» также планируется установить модернизированный пульт космонавтов «Нептун» с более современными вычислительными средствами и средствами отображения информации.

Новый пульт пройдёт испытания в составе корабля «Союз ТМА-15», полет которого состоится в мае 2009 года.

Все компьютеры «Союз ТМА» с модифицированной системой управления (ЦВМ101, КС020, компьютеры пульта) объединяются в единую вычислительную сеть — БЦВК. БЦВК интегрируется в бортовую вычислительную систему МКС после стыковки «Союза» к станции. Это позволит оперативно изменять в БЦВК «Союза» навигационную информацию в случае необходимости выполнения срочного спуска «Союза» с экипажем на Землю, что также удобно и для выполнения штатного спуска корабля.

V. Выводы

В ноябре 2008 года выполнен полёт корабля «Прогресс M-01M», готовится к полету второй грузовой корабль «Прогресс M-02M» с модернизированной системой управления, построенной на базе современного компьютера ЦВМ101.

На основе использования ЦВМ101 в РКК «Энергия» проводится также модернизация системы управления пилотируемого корабля «Союз ТМА».

Архитектура модернизированной системы управления кораблей «Прогресс M-01M» и модернизированного корабля «Союз ТМА», архитектура разработанного ПО пульта космонавтов «Нептун МЭ» и модернизированного ПО компьютера управления спуском КС020-М (корабля «Союз ТМА») закладывают основу для дальнейшей модернизации пилотируемых и грузовых российских кораблей, для модернизации и смены аппаратуры СУДН и использования её на будущих российских кораблях.

Поступила в редакцию 27.03.2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.