Научная статья на тему 'Создание и развитие сил самообороны Японии после второй мировой войны'

Создание и развитие сил самообороны Японии после второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
857
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / СИЛЫ САМООБОРОНЫ / АРМИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / СТАТЬЯ № 9 / "ПОЛИЦЕЙСКИЙ КОРПУС" / КОНЦЕПЦИЯ "САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБОРОНЫ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елкин М.Е.

Статья посвящена рассмотрению и описанию эволюции создания современной армии в Японии. В ней также характеризуется развитие Сил Самообороны на разных временных этапах, после поражения во Второй Мировой войне и вплоть до наших дней. В работе присутствует информация об изменениях и нововведениях в японской армии в период своего становления. На основе проведенного исследования автором был выполнен поэтапный анализ развития японских Сил Самообороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и развитие сил самообороны Японии после второй мировой войны»

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИЛ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

© Елкин М.Е.*

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

г. Томск

Статья посвящена рассмотрению и описанию эволюции создания современной армии в Японии. В ней также характеризуется развитие Сил Самообороны на разных временных этапах, после поражения во Второй Мировой войне и вплоть до наших дней. В работе присутствует информация об изменениях и нововведениях в японской армии в период своего становления. На основе проведенного исследования автором был выполнен поэтапный анализ развития японских Сил Самообороны.

Ключевые слова Япония, Силы Самообороны, армия, вооруженные силы, Статья № 9, «полицейский корпус», концепция «самостоятельной обороны».

Начиная с 1948 года, правящие круги Японии, видя заинтересованность США в приобретении нового мощного союзника в Азии, рассчитывали добиться от них финансовой и материальной помощи для воссоздания экономического потенциала страны, как основы будущей военной мощи [1, с. 143].

Японское правительство не могло также не учитывать заинтересованность населения как внутри страны, так и жителей других государств в недопущении ремилитаризации. Кроме того, японское руководство столкнулось с основным препятствием на пути к милитаризму - 9-ой статьей конституции.

На этом этапе правление Японии предприняло весьма, интересный шаг к решению данной проблемы: расширение полицейского корпуса.

Расширяя полицейские силы страны, властям удалось «убить двух зайцев одним выстрелом»: и убавить нарастающий накал антимилитаристских движений, и обеспечить подготовку к созданию регулярной армии. Так, в 1946 году в полицейских формированиях находилось 93 тыс. человек, а к январю 1949 года - 160 тыс., что в 2 раза превышало количество полицейских в довоенной Японии [1, с. 215].

Также в 1948 г были учреждены такие органы полицейского ведомства, как «Департамент охраны порядка на море», «Департамент безопасности железнодорожного движения» и «Департамент безопасности полетов авиации» [5, р. 34], которые, как мы можем догадаться, являлись, de facto, прямыми аналогами военных ведомств. Формирования полиции, к тому же, оснащались современным оружием и соответствующей техникой. Так, на-

* Студент кафедры Истории и регионоведения Института социально-гуманитарных технологий.

пример, в 1949 году на вооружении морской полиции имелось 125 кораблей, в том числе, 28 противолодочных [1, с. 236].

К началу 1950-ых годов экономика Японии вступила в фазу стабилизации. Капитал страны восстановил свои утраченные позиции в области промышленного производства, сконцентрировав в своих руках большую часть всех акций японских компаний. Таким образом, для правящих кругов сложились наиблагоприятнейшие условия для воссоздания регулярных вооруженных единиц, выполнявших не только полицейские функции, но также и способные вести боевые действия против внешних противников.

Так, в 1950 году создание наряду с жандармскими силами нового крупного контингента войск, получившего, название «резервный полицейский корпус» («кэйсацу ёбитай»), ознаменовало начало первого этапа послевоенного возрождения японских вооруженных сил [1, с. 241].

Несмотря на то, что корпус был создан полностью по инициативе японского парламента, он первое время непосредственно подчинялся командованию американских оккупационных войск, и был, как-бы, их составной частью. Состоял же корпус из четырех пехотных дивизий, которые были укомплектованы американским оружием и техникой. Его организация, устав, форма одежды были полностью заимствованы у американских военных, вместе с которыми проходила, также, и военная подготовка. Непосредственно обучение и подготовка личного состава корпуса проводилась офицерами, прошедшими «школу» японской императорской армии [5, р. 84].

Следует заметить, что большое влияние на развертывание военных сил и на укрепление военного потенциала Японии оказала война в Корее (19501953 гг.). Американский журнал «Милитари ревью» писал в марте 1968 г., что рост численности японских вооруженных формирований начался со времени войны в Корее. Именно тогда японские власти заявили о необходимости обеспечения внутренней безопасности Японии.

Однако, факт того, что во время войны 8 тысяч японских «добровольцев» были на службе войск ООН, а около 200 японских генералов и офицеров занимали различные командные посты и должности в южнокорейской армии, явился причиной появления точек зрения об «истинных» причинах формировании полицейского корпуса в Японии. Так, например, многие считали, что американские оккупационные войска заранее подготавливали резерв и нового союзника для проведения империалистической политики в Азии. Доказательством к данной теории являлось то, что во время конфликта американское командование организовывало активную переброску частей оккупационных войск из Японии в Корею, превратив страну восходящего солнца в тыловую зону своей армии.

Также, в доказательство слов о том, что война в Корее стала начальной точкой в ремилитаризации Японии, стоит заметить следующее явление: в конце 1953 года в Японии были созданы 2 эскадры эсминцев, а также сфор-

мировано 2 новых военно-морских базы, а общее водоизмещение всех кораблей на вооружении возросло почти в 2 раза [1, с. 268].

В сентябре 1953 года, войска «корпуса безопасности» получили наименование «сил самообороны», которые по своей структуре и характеру вооружений уже представляли собой настоящую кадровую армию. Затем, в соответствии с принятым в 1954 году законом о силах самообороны, формирования были преобразованы в «сухопутные войска самообороны» и «военно-морские войска самообороны», также был создан новый вид вооруженных сил - «военно-воздушные силы самообороны». Для непосредственного управления и руководства данными вооруженными силами было учреждено «Управление национальной обороны». Как следствие этих действий, позже, главой правительства было дано официальное подтверждение нарушения положения ст. 9 конституции и было заявлено о создании в стране регулярных вооруженных сил [4, с. 23].

Высокие темпы экономического роста во второй половине 1950-ых годов позволили приступить к ускоренному наращиванию японской военной мощи, основными направлениями которого были: создание значительных по численности вооруженных сил с высокой прослойкой офицеров и унтер-офицеров; постепенный переход к оснащению армии, авиации и флота современными видами вооружения и боевой техники, в том числе, и японского производства; выход из-под зависимости других стран, в первую очередь, США в области вооружений, выход в данной области на передовые позиции в мире за счет проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; создание условии для более успешного развертывания войск в случае наступления войны.

Таким образом, был сформирован первый план по развитию сил самообороны. В результате его осуществления, и в целом, благодаря тому, что США сократили количество своих войск почти в 2 раза, удалось повысить численность сухопутных войск до 171,5 тыс., с резервом в 17 тыс. человек. В их составе были сформированы 5 полевых армий (включавших 8 дивизий и 3 смешанные бригады, а также 2 отряда местных округов).

Численность личного состава ВМС была доведена до 34 тыс., человек, а общий тоннаж боевых кораблей, находившихся в строю, достиг 110 тыс. т. В 1961 году в ВМС насчитывалось 318 боевых кораблей и вспомогательных судов, 3 эскадры эсминцев, 4 эскадры подводных лодок, 2 эскадры минных тральщиков. На оснащении флота имелось также 220 самолетов.

В ВВС к концу 1961-го насчитывалось 41,5 тыс. военнослужащих, 1130 самолетов. В их составе было сформировано 42 эскадрильи, в том числе -24 эскадрильи ПВО, 14 - эскадрилий истребителей-перехватчиков, одна -разведывательная и 3 - транспортные эскадрильи [1, с. 291].

Следует отметить, что вышеупомянутый план являлся последним, по которому почти все вооружение (в основном устаревших конструкций) за-

купалось в кредит или получалось безвозмездно у США. Вместе с тем, быстрыми темпами шла разработка и промышленное освоение отечественных образцов оружия и боевой техники.

Вторым среднесрочным планом строительства вооруженных сил, рассчитанным на 1962-1966 гг., было намечено развивать на основе преимущественно отечественного военного производства все три вида вооруженных сил страны, укреплять их способности вести в соответствии с современными требованиями военной науки операции в локальных конфликтах с применением обычного оружия. В ходе осуществления этого плана было продолжено формирование полевых армий, число дивизий сухопутных войск было доведено до 13, однако численность личного состава осталось неизменной. Изменилась лишь численность резерва, который был доведен до 24 тыс. Более того, сухопутные войска имели в распоряжении 310 самолетов и вертолетов. Огневая мощь нынешних дивизий почти в 20 раз превышала мощь дивизий императорской армии в период Второй мировой войны.

ВВС в организационном плане были сведены в боевое авиационное командование, включавшее в себя 3 направления и вспомогательные части и подразделения. Они насчитывали 39,6 тыс. человек личного состава, но за счет планового списания устаревших видов самолетов их количественный состав несколько снизился. Из 47 эскадрилий - 24 по-прежнему выполняли задачи ПВО, 19 эскадрилий составляли истребители-перехватчики.

ВМС на конец 1966 г., насчитывали 35 тыс. военнослужащих, а на их вооружении находилось 520 боевых кораблей общим водоизмещением 1160 тыс. т. (в том числе, 40 миноносцев и 10 подводных лодок), 230 самолетов и вертолетов. Организационно ВМС состояли из флота, пяти военно-морских баз и учебного авиакомандования.

К тому же, в эти годы создаются и комплектуются разведывательные и контрразведывательные органы японской армии, вводятся новые воинские офицерские звания, формируются специальные подразделения по подавлению выступлений трудящихся в защиту своих прав, против ремилитаризации страны [5, р. 267].

В конце концов, общая численность вооруженных сил Японии, на конец 1966 г., достигла 246,1 тыс. [1, с. 297].

В ходе реализации третьего пятилетнего плана развития и укрепления «сил самообороны» (1967-1971 гг.) были осуществлены: модернизация вооруженных сил Японии, почти полный переход на вооружение, произведенное на Японских островах. План нацеливался на первоочередное повышение боевой готовности ВМС, развитие системы ПВО, увеличение маневренности, огневой и боевой мощи военных подразделений в целом. Другими словами, ставилась задача на превращение «сил самообороны» в первоклассную армию, вооруженную по последнему слову техники.

К началу 1972 года штат сухопутных войск Японии был поднят до 179 тыс., с резервом подготовленного командного состава в 36 тыс. человек.

В ВВС в 2 раза увеличилось число дивизионов ЗУР «Найк», способных перевозить ядерные боеголовки. Определенные трудности в разработке собственных конструкций самолетов привели к уменьшению числа эскадрилий истребительной авиации до 14. Число личного состава достигло уже 40 тысяч человек [1, с. 307].

Неуклонно повышался качественный и количественный уровень оснащения ВМС. В их состав поступило 42 новых боевых корабля, 58 самолетов и 32 вертолета. Общий тоннаж находящихся в строю боевых кораблей достиг 144 тыс.т. К концу выполнения третьей программы в штате ВМС служило около 43 тыс. человек.

Общая штатная численность военнослужащих японских вооруженных сил составила к началу 1972 года около 260 тыс., а вместе с вольнонаемными - 288 тыс., что значительно больше 250 тыс. военнослужащих императорской армии на конец 1920-ых годов, когда шла активная подготовка к японской агрессии в Маньчжурии [5, р. 288].

Четвертый план развития (1972-1976 гг.) разрабатывался в период, когда Япония по объему производства и валовому национальному продукту вышла на второе место среди капиталистических стран и прочно закрепилась на нем. Данный план, в соответствии с принятой стратегической концепцией «самостоятельной обороны» («дзисю боэй»), предусматривал продолжение качественной перестройки всех звеньев военной структуры. Особое значение придавалось обновлению оружия и боевой техники, повышению мобильности сухопутных войск, организации эффективного взаимодействия между видами вооруженных сил, совершенствованию систем управления, связи и тылового обеспечения, повышению уровня боевой подготовки и идеологической обработки личного состава с учетом достижении научно-технического прогресса и требований современного общевойскового боя.

На новый период правительство поставило задачу поднять уровень развития вооруженных сил до уровня экономических возможностей страны. При этом основное внимание уделялось дальнейшей модернизации вооружения всех систем для всех видов вооруженных сил, количество сухопутных сил увеличивать не предполагалось, так как предел в 180 тыс. единиц личного состава, предписанный общей программой по ремилитаризации, был достигнут [2, с. 140].

В этот период был взят курс на достижение «самостоятельности в вопросах обороны», на создание сил, которые могли бы обеспечить успешное ведение Японией военных действий на первоначальном этапе вооруженного конфликта [5, р. 304]. Наибольший упор в ходе реализации, был сделан на значительное увеличение числа зенитно-ракетных средств в сухопутных войсках и усилении авиации ВМС; в ВВС появились самолеты-разведчики, расширился технопарк транспортных и учебных самолетов.

Общая численность вооруженных сил Японии к концу 1970-ых годов составляла около 262 тыс. В целях охвата военной подготовкой как можно большего числа молодых японцев, срок службы рядового и унтер-офицерского состава был несколько сокращен [2, с. 186].

Таким образом, за послевоенный период правящие круги Японии смогли не только возродить вооруженные силы страны, с историей которых связаны многие лишения, как и соседних стран, так и самого японского народа, но и, по японской оценке, вывести их к 1980-ым годам на 6-ое место в мире по боевой мощи.

К середине 1980-ых годов в вооруженных силах Японии сформировалась такая структура управления и организации, которая актуальна и используется по сей день.

Согласно закону о силах самообороны, главнокомандующим вооруженных сил становился премьер-министр, который имеет право отдать приказ войскам о начале вооруженных действий. Выработку военной политики, руководство вооруженными силами премьер-министр осуществляет через подчиненные ему Совет национальной обороны, Совет комплексного обеспечения национальной безопасности и Управление национальной обороны.

Также на последний период изменений в армии Японии (1987 г.) численность сухопутных боевых единиц осталась неизменной - 180 тыс. человек, но фактически, укомплектованность соединений и частей составляла 85-86 %. В составе этого направления имелось 5 армий, 12 пехотных дивизий, танковая дивизия, 2 смешанные бригады, по одной воздушно-десантной, вертолетной и артиллерийской бригаде, одна танковая группа, две отдельные группы полевой артиллерии, 2 бригады и 3 отдельные группы ЗУР «Хок», пять отрядов армейской авиации, бригада и 5 групп связи, 4 инженерно-саперных бригад [3, с. 23].

В боевом составе ВВС имелось: 13 авиакрыльев и 20 авиационных эскадрилий, 3 крыла обеспечения безопасности полетов, 6 групп ЗУР «Найк».

ВМС на данный период насчитывали 43 630 человек в действующих частях и 583 человека в резерве и имели на вооружении около 400 кораблей общим водоизмещением 228 000 т [3, с. 37].

В общем, силы самообороны Японии уже тогда насчитывали свы -ше 262 тыс. военнослужащих, а слой офицеров, унтер-офицеров и генералов был настолько большой, что позволял в сжатые сроки произвести увеличение армии.

Нужно отметить постепенный и стабильный рост военного бюджета страны, а также постоянную модернизацию всех видов вооружения. Кроме того, отметилось возобновление двусторонних военно-стратегических отношений с США. Не удивительно, что Вашингтон называет Японию «основным союзником США вне НАТО».

Одним из наиболее решительных постановлений японского правительства, относящимся к силам самообороны, являлся указ 1998 года о разрешении на отражение ракетных ударов без предварительного согласия с государственным аппаратом. Толчком к этому событию послужил запуск КНДР ракеты «Тепходон» 31 августа того же года. Тем самым Япония доказала, что способна быстро и оперативно реагировать на внешние угрозы.

Состояние японской армии на данном этапе можно считать полностью современным. Ведь после 1998 года никаких значительных и резких изменений, как в структуре, так и в комплектации вооруженных сил не происходило. Даже в настоящее время Япония использует некоторые технические единицы, первые прототипы которых появлялись еще в 1960-ых и 1970-ых годах.

Путь становления и развития Сил Самообороны Японии берет свое начало сразу после демобилизации и разоружения страны, которые были определены положениями Потсдамской декларации. Согласно положению статьи № 9 Конституции Японии, государство отказывалось от права ведения войн.

Однако правительственные круги не рассматривали данное положение как догму, и поэтому уже в 1950 году, не без помощи оккупационных властей началось формирование полицейского корпуса - прямого предка современных вооруженных сил Японии.

Благодаря нескольким реформам, к 1952 году численность корпуса была увеличена с 75 тыс. до 110 тыс. человек, и он был преобразован из полицейского в корпус национальной безопасности. А уже на базе нового корпуса в 1953 году были созданы Силы Самообороны - то, что по сути является японской армией.

Свое окончательное формирование Силы Самообороны получили в 1976 году с завершением четвертого правительственного плана развития стратегии «самостоятельной обороны», и с тех пор их структура не претерпевала никаких значительных изменений.

Список литературы:

1. Вооруженные силы Японии. История и современность / Под. ред. Б.Е. Косолапова. - М.: «Наука», 1985. - 325 с.

2. Мажоров С.Т. Военно-экономический потенциал современной Японии. - М.: Наука, 1979. - 200 с.

3. Седов Ю. Япония: на пути милитаризации // Зарубежное военное обозрение. - 1989. - № 1. - С. 23-24.

4. Хагмайер М. За союз - оружие. Двусторонние союзнические соглашения США 1950-1978. - М.: Воениздат, 1982. - 60 с.

5. Akira I. After Imperialism. The search for a New Order in the Far East. -Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1968 - 375 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.