Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗА РУБЕЖОМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗА РУБЕЖОМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
318
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ / ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНТР ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ / ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN CHINA / LANGUAGE POLICY / OPEN EDUCATION CENTER IN RUSSIAN / SOUTH URAL STATE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шестакова Людмила Ивановна, Березовская Ядвига Леонидовна

Анализируются задачи российских министерств и ведомств в области поддержки русского языка за рубежом, рассмотрен опыт реализации развития партнёрской сети Южно-Уральского государственного университета. Поставлены задачи по функционированию центров русского языка, способствующих укреплению позиций русского языка. Активизация интереса к русскому языку является средством мягкой силы при формировании языковой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шестакова Людмила Ивановна, Березовская Ядвига Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AND DEVELOPING A PARTNER NETWORK OF CENTERSFOR OPEN EDUCATION IN RUSSIAN ABROAD AS A FORM OF IMPLEMENTING GOVERNMENTAL LANGUAGE POLICIES

The article analyzes the goals of the Russian ministries and agencies aimed at popularizing and supporting the Russian language abroad; we analyze the experience of creating and developing a partner network at South Ural State University. We set several goals relating to the functions of centers of open education in Russian which support the popularization of the Russian language, thereby strengthening its position abroad. We stress the value of projects dedicated to development and implementation of a system of events aimed at forming a Russian educational environment with an ethnocultural component abroad. To achieve these goals, organs of governmental power must be consolidated alongside academic, social, and non-governmental organizations and funds dedicated to supporting the Russian language around the world. Activating interest in the Russian language in social, economic, and political spheres is a form of “soft power” with the formation of a governmental language policy.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗА РУБЕЖОМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 12 (446). Филологические науки. Вып. 122. С. 178—183.

УДК 811.161.1 DOI 10.47475/1994-2796-2020-11224

ББК 378.16

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРТНЁРСКОЙ СЕТИ ЦЕНТРОВ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЗА РУБЕЖОМ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Л. И. Шестакова, Я. Л. Березовская

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия

Анализируются задачи российских министерств и ведомств в области поддержки русского языка за рубежом, рассмотрен опыт реализации развития партнёрской сети Южно-Уральского государственного университета. Поставлены задачи по функционированию центров русского языка, способствующих укреплению позиций русского языка. Активизация интереса к русскому языку является средством мягкой силы при формировании языковой политики.

Ключевые слова: русский язык, русский язык как иностранный, преподавание русского языка в Китае, языковая политика, центр открытого образования на русском, Южно-Уральский государственный университет.

Вопросы сохранения и популяризации русского языка, национальной самоидентификации являются одними из основных не только в научной среде, но и при решении проблем государственного уровня при формировании языковой политики. Пятого ноября 2019 г. на заседании Совета по русскому языку В. В. Путин отметил, что язык обеспечивает суверенитет, единство и идентичность российской нации. Президент подчеркнул, что необходимо увеличить поддержку образовательных программ и программ по продвижению национальной культуры [10]. В. В. Путин указал на необходимость финансирования библиотек, школ, музеев, появление новых литературных журналов.

Сохранение и укрепление позиций русского языка в мире является вопросом национальной безопасности в целом. По замечанию членов Совета по русскому языку при Президенте РФ, язык является мягкой силой, способной влиять на различные сферы жизни общества [10].

Значимость проектов по разработке и реализации системы мероприятий, направленных на формирование русской образовательной среды с этнокультурным компонентом за рубежом, подчёркивают как члены Совета по русскому языку при Президенте РФ (Е. А. Амосова), так и другие учёные-лингвисты, занимающиеся развитием организаций, осуществляющих образовательную деятельность на русском языке. В частности, Д. А. Горбатова в статье «Государственно-общественное управление в сфере поддержки русского языка: портфель ключевых проектов по линии совета по русскому

языку при Правительстве Российской Федерации» выделяет основные проектные направления, рекомендуемые к внедрению в субъектах Российской Федерации: 1) обеспечение условий для качественного изучения русского языка, в том числе в многоязычных регионах (повышение квалификации учителей, новые ресурсы для мотивации и изучения русского языка); 2) развитие творческого потенциала детей и молодёжи средствами русского языка (новые программы дополнительного образования, система конкурсов, поддержка талантов и одарённости) [15]. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрен и обобщён опыт реализации научной и просветительской деятельности центра по популяризации русского языка, внедрённый на Южном Урале. Данный опыт может использоваться при создании инструмента поддержки русского языка при реализации государственной политики в других регионах России и за рубежом.

Решение вопросов установления равноправных отношений с иностранными партнёрами предусматривает использование различных направлений государственной политики, при этом один из важнейших инструментов усиления позиций Российской Федерации на международной арене — поддержка и популяризация русского языка, являющегося конкурентоспособным в современном международном сообществе. Для достижения поставленной задачи необходима консолидация как органов государственной власти, так и образовательных, общественных и неправительственных организаций, фондов, локальных центров

по поддержке русского языка в мире. В частности, в Челябинске действует Совет по русскому языку и российской словесности, координирующий значимые мероприятия по популяризации русского языка. В состав Совета входят ведущие учёные-лингвисты вузов Челябинска, а также руководители общественных социально значимых некоммерческих организаций. Ежегодно при поддержке Совета проводятся мероприятия по продвижению русского языка, например, международный конкурс ораторов «Златоуст» [11].

Популяризации русского языка в мировом сообществе способствует развитие новых сетевых форм взаимодействия с зарубежными образовательными организациями. Активизация интереса к русскому языку в социально-экономической и политической сферах является средством мягкой силы при формировании языковой политики государства. Необходимость проведения мероприятий по поддержке и продвижению русского языка за рубежом является главной идеей государственной политики и реализуется в ряде документов. В п. 12, 13 «Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом» особое внимание уделяется использованию имеющихся возможностей, а также положительного опыта в сфере популяризации русского языка. Акцентируется внимание на том, что указанная деятельность носит долгосрочный стратегический характер и требует соответствующего ресурсного обеспечения [7].

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. особое внимание уделено кадровому обеспечению специалистов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, формированию необходимой учебно-методической базы, развитию современной технологической инфраструктуры. Для реализации этой цели в рамках программы «Развитие образования» ЮжноУральским государственным университетом были разработаны и внедрены программы повышения квалификации преподавателей, в том числе «Создание авторского электронного курса по русскому языку как иностранному». Выбор тематики курсов обусловлен формированием цифровой образовательной среды, требующей использования новых инструментов, которые способствуют индивидуализации учебного процесса, обеспечивают многоканальность восприятия материала, дают возможность вновь обращаться к изученному ранее материалу, дублировать выполнение заданий

и т. д. Интерес к этой программе вызван тем, что в системе образования зарубежных стран, в частности, в Китайской Народной Республике, активно применяются технологии смешанного обучения.

В соответствии с Концепцией численность участников партнёрской сети к концу 2020 г. должна возрасти до 33, в связи с чем Южно-Уральский государственный университет ведёт активное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья по созданию центров открытого образования и развитию партнёрской сети на базе образовательных организаций. Полагаем, что распространение и укрепление позиций русского языка посредством увеличения количества центров открытого образования на русском языке способствуют формированию положительного образа России в зарубежных странах, повышению её международного авторитета.

Реализация комплекса мероприятий по поддержке центров открытого образования, развитие кадрового потенциала преподавателей, осуществляющих или планирующих осуществлять педагогическую деятельность на русском языке, способствуют популяризации русского языка, проявлению интереса к русской культуре, науке и образованию в целом, развивают формы сотрудничества Российской Федерации с иностранными партнёрами. Этому способствуют создание единой информационной площадки, доступ к качественным тематическим веб-ресурсам в области преподавания русского языка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В частности, научным коллективом Южно-Уральского государственного университета разработаны программы работы виртуального кабинета по обучению фонетике русского языка, массовые открытые онлайн-курсы по фонетике для носителей арабского и китайского языков, размещённые на платформе «Образование на русском». Для получения актуальной информации о проводимых мероприятиях и возможностях онлайн-обучения функционирует сайт партнёрской сети центров Южно-Уральского государственного университета (https://pushkin.susu.ru).

Функционирование и поддержка центров открытого образования на русском языке будет формировать устойчивый интерес к России и расширять возможности по изучению русского языка и культуры. Популяризация богатства и выразительных возможностей русского языка за пределами Российской Федерации развивает интерес к её культуре в мировом сообществе, что в целом способствует укреплению культурных позиций

Российской Федерации. Сформированная партнёрская сеть позволит повысить уровень кадрового педагогического потенциала организаций, ведущих образовательную деятельность на русском языке, активизирует интерес среди желающих изучать русский язык.

Одной из основных задач является создание эффективной системы поддержки русской языковой среды за рубежом. Указанную задачу реализует созданный в Южно-Уральском государственном университете в 2014 г. в рамках плана мероприятий по поддержке русского языка и образования на русском языке по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации научно-образовательный и координационный центр «Институт Пушкина». Центр реализует задачи по формированию сети научно-образовательных и координационных центров открытого образования на русском языке на базе образовательных организаций; введению в пилотную эксплуатацию образовательных ресурсов для дистанционного обучения граждан на русском языке, в том числе мотивирующих пользователей целевых групп на изучение русского языка; организации и проведению занятий по программам дополнительного образования, в том числе профессиональной переподготовки. За время работы центра при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Русский язык», а также программы «Развитие образования» создана и функционирует партнёрская сеть в девяти высших учебных заведениях Китайской Народной Республики. Ежегодно проводятся и получают распространение образовательные акции по русскому языку, такие как «Тотальный диктант» (ср.: в 2016 г. на базе ЮУрГУ тотальный диктант написали 86 иностранных граждан, в 2019 г. — 333 иностранных участника), международная интернет-олимпиада по русскому языку и русской культуре, конкурс каллиграфии, конкурс проектов и др. Развиваются программы дополнительного образования: «Русский язык в специальных целях», «Русский язык в профессиональной коммуникации», «Теория и практика преподавания русского языка как иностранного», «Переводчик в сфере профессионального общения (русский язык)». Южно-Уральский государственный университет ежегодно организует мастер-классы и вебинары по русскому языку для преподавателей вузов-партнёров: по обучению фонетике русского языка, по подготовке к сдаче

лингводидактического тестирования по русскому языку как иностранному и др. Выбор тематики вебинаров («Зрительная наглядность как средство повышения эффективности преподавания русского языка как иностранного», «Приёмы формирования коммуникативной компетенции слушателей электронного курса по русскому языку как иностранному») обусловлен актуальностью вопросов преподавания русского языка как иностранного с использованием технологий дистанционного обучения.

Мероприятия, проводимые Южно-Уральским государственным университетом в области поддержки русского языка, содействуют повышению качества преподавания русского языка в мире, направлены на поддержку зарубежных преподавателей русского языка, активизируют интерес в области совместных научных исследований, способствуют формированию единого информационного пространства.

Образовательная и просветительская деятельность партнёрской сети Южно-Уральского государственного университета была оценена на встрече с послом России в КНР А. И. Денисовым 11 апреля 2019 г. в Тяньцзиньском университете иностранных языков.

Для успешного развития и функционирования партнёрской сети представляется важным выполнение следующего ряда задач:

— мониторинг наличия центров и фондов поддержки и популяризации русского языка за рубежом;

— определение основных направлений деятельности центров и фондов в зависимости от запроса в образовательной среде;

— мониторинг потребностей в преподавателях русского языка в средних и высших учебных заведениях;

— анализ современных программ повышения квалификации, развитие и совершенствование кадрового потенциала;

— обеспечение ресурсной поддержки открытого образования на русском языке (в том числе с использованием дистанционных технологий);

— разработка образовательных ресурсов в дистанционном формате, в том числе для преподавателей, ведущих обучение на русском языке;

— консультационное сопровождение преподавателей русского языка и преподавателей-предметников, обучающих на русском языке;

— реализация масштабной информационной кампании по укреплению позиций и продвиже-

нию русского языка и созданной системы его изучения;

— доступность качественных тематических веб-ресурсов в области образования на русском языке и обучения русскому языку в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Дистанционные практические курсы как для изучающих русских язык, так и для преподавателей, ведущих обучение на русском языке, должны учитывать лингвокультурную специфику материала носителей различных языков, выступающих получателями информации.

Расширение пространства русского языка и образования на русском языке за рубежом не только способствует снижению уровня напряжённости международных отношений, но и заставляет обратить внимание на задачи, решаемые в долгосрочной перспективе. Продвижение русского языка, материальной и духовной культуры россиян, коммуникативных и когнитивных практик многонационального и поликонфессионального

российского общества могут рассматриваться как средства мягкой силы, последовательно формирующие положительный образ России, влияющие на сознание иностранных граждан, изучающих русский язык. Эффективное функционирование партнёрской сети центров открытого образования на русском языке формирует ощущение духовного единства, масштабности русской культуры, способствует вхождению в языковую среду. Популяризация богатства и выразительных возможностей русского языка за пределами Российской Федерации развивает интерес к её культуре в мировом сообществе, что в целом способствует укреплению культурных позиций Российской Федерации. Мероприятия партнёрской сети направлены на духовно-нравственное воспитание молодёжи, на воспитание толерантности в поликультурном обществе, на формирование творческого потенциала молодёжи, а также межнационального, межкультурного диалога.

Список литературы

1. Антонова Е. А. Продвижение русского языка за рубежом // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики : сборник статей международной научно-практической конференции (7-8 декабря 2017 г., Москва) / отв. ред. В. Н. Климова. М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 16-17.

2. Арская Ю. А. Продвижение русского языка за рубежом как инструмент «мягкой силы»: роль вузов в реализации Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (на примере деятельности Иркутского государственного университета) // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2017. Т. 22. С. 141-148.

3. Березовская Я. Л. Из опыта проведения всероссийской акции «Тотальный диктант» для иностранных учащихся // Lingua mobilis. 2016. № 1 (54). С. 14-18.

4. Березовская Я. Л. Практика создания массовых открытых онлайн-курсов по фонетике русского языка // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики : сборник статей международной научно-практической конференции (7-8 декабря 2017 г., Москва) / отв. ред. В. Н. Климова. М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 27-31.

5. Горбатова Д. А. Государственно-общественное управление в сфере поддержки русского языка: портфель ключевых проектов по линии совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики : сборник статей международной научно-практической конференции (7-8 декабря 2017 г., Москва) / отв. ред. В. Н. Климова. М. : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2018. С. 161-164.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» : утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642)

7. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом : утв. Президентом РФ 03.11.2015 N Пр-2283). URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/22/koncepciya_gosudarstvennoy_ podderzhki_i_prodvizheniya_russkogo_yazyka.pdf

8. Концепция федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 гг. : утв. распоряжением Правительства РФ от 20.12.2014 г. № 2647-р). URL: http://rs.gov.ru/uploads/document/ file/13/fcp2016.pdf

9. Паспорт ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» : утв. распоряжением

Министерства просвещения РФ от 16.05.2019 г. № Р-60). URL: https://docs.edu.gov.ru/document/945997ac 798972c086b17a4e4ec0e126/download/1512/

10. Совет при Президенте по русскому языку. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/45877

11. Совет по русскому языку и российской словесности Челябинской области. URL: http://www. minobr74.ru/htmlpages/ Show/Deyatelnost/Vyssheeobrazovanie/Sovetporusskomuyazykuirossijsk

12. Beresovskaya Y.L., Isupova T.D., Katsay D.A., Sharafutdinova O.I., Shestakova L.I., Elagina O.B. An Intelligent System of Analysis of Intonation Structures: Application in Teaching the Russian Language to the Chinese Language Native Speakers // Bulletin of the South Ural State University. Series: Computational Mathematics and Software Engineering, 2018. vol. X, no. Y, pp. Z1-Z2. (in Russian) DOI: 10.14529/ cmseXXXXXX.

Сведения об авторах

Шестакова Людмила Ивановна — кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой международных отношений, политологии и регионоведения, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск, Россия. shestakovali@susu.ru

Березовская Ядвига Леонидовна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет). Челябинск, Россия. berezovskaiail@susu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2020. No. 12 (446). Philology Sciences. Iss. 122. Pp. 178—183.

CREATING AND DEVELOPING A PARTNER NETWORK OF CENTERS FOR OPEN EDUCATION IN RUSSIAN ABROAD AS A FORM OF IMPLEMENTING GOVERNMENTAL LANGUAGE POLICIES

L.I. Shestakova

South-Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia. shestakovali@susu.ru

Ya.L. Berezovskaya

South-Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia. berezovskaiail@susu.ru

The article analyzes the goals of the Russian ministries and agencies aimed at popularizing and supporting the Russian language abroad; we analyze the experience of creating and developing a partner network at South Ural State University. We set several goals relating to the functions of centers of open education in Russian which support the popularization of the Russian language, thereby strengthening its position abroad. We stress the value of projects dedicated to development and implementation of a system of events aimed at forming a Russian educational environment with an ethnocultural component abroad. To achieve these goals, organs of governmental power must be consolidated alongside academic, social, and non-governmental organizations and funds dedicated to supporting the Russian language around the world. Activating interest in the Russian language in social, economic, and political spheres is a form of "soft power" with the formation of a governmental language policy.

Keywords: Russian language, Russian as a foreign language, teaching the Russian language in China, language policy, open education center in Russian, South Ural State University.

References

1. Antonova, E.A. (2018) Prodvizhenie russkogo yazyka za rubezhom [Promoting the Russian Language Abroad]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Elektronnyye resursy otkrytogo obra-zovaniya po russkomu yazyku: luchshiye praktiki» [International Research Conference "Online Resources for Open Learning for Russian Language: Best Practices] (7-8 December 2017, Moscow): Proceedings. Moscow, Pushkin State Russian Language Institute. Pp. 16-17. [in Russ.].

2. Arskaya, Yu.A. (2017) Irkutsk State University Bulletin. Series "Politologiya. Religiovedeniye", 2017, issue 22, pp. 141-148. [in Russ.].

3. Berezovskaya, Ya.L. (2016) Lingua mobilis, no. 1 (54), pp. 14-18. [in Russ.].

4. Berezovskaya, Ya.L. (2018) Praktika sozdaniya massovykh otkrytykh onlayn-kursov po fonetike russk-ogo yazyka. [Creating Massive Open Online Courses on the Phonetics of the Russian Language]. Mezhdun-arodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Elektronnyye resursy otkrytogo obrazovaniyapo russkomu yazyku: luchshiyepraktiki» [International Research Conference "Online Resources for Open Learning for Russian Language: Best Practices] (7-8 December 2017, Moscow): Proceedings. Moscow, Pushkin State Russian Language Institute. Pp. 27-31. [in Russ.].

5. Gorbatova, D.A. (2017) Gosudarstvenno-obshchestvennoye upravleniye v sfere podderzhki russkogo yazyka: portfel' klyuchevykh proyektov po linii soveta po russkomu yazyku pri Pravitel'stve Rossiyskoy Feder-atsii [State and Social Management for the Promotion of the Russian Language: a Case Study of Projects by the Russian Federation Council on Russian Language]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Elektronnyye resursy otkrytogo obrazovaniya po russkomu yazyku: luchshiye praktiki» [International Research Conference "Online Resources for Open Learning for Russian Language: Best Practices] (7-8 December 2017, Moscow): Proceedings. Moscow, Pushkin State Russian Language Institute. Pp. 161-164. [in Russ.].

6. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» (utverzhdena Postanov-leniyem Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642) [Russian Federation State Program "Developing Education" (approved by Resolution of the RF Government from 26.12.2017 No. 1642). Available at: http://rs.gov.ru/up-loads/document/file/ 7793/%D0%9F% D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D 0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%201642%20%D0%BE%D1%82%2026.12.2017.pdf [in Russ.].

7. Kontseptsiya gosudarstvennoy podderzhki i prodvizheniya russkogo yazyka za rubezhom (utverzhdena Prezidentom RF 03.11.2015 N Pr-2283) [Concept of State Support and Promotion of the Russian Language Abroad (approved by the President of the RF 03.11.2015 No. Pr-2283). Available at: http://rs.gov.ru/uploads/ document/file/22/koncepciya_ [in Russ.].

8. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy «Russkiy yazyk» na 2016-2020 gg. (utverzhdena raspory-azheniyem Pravitel'stva RF ot 20.12.2014 g. № 2647-r) [Concept for the Federal Target Program "Russian Language" for 2016-2020 (approved by resolution of the RF Government from 20.12.2014 No. 2647-r)]. Available at: http://rs.gov.ru/uploads/document/file/13/fcp2016.pdf [in Russ.].

9. Pasport vedomstvennoy tselevoy programmy «Nauchno-metodicheskoye, metodicheskoye i kadrovoye obespecheniye obucheniya russkomu yazyku i yazykam narodov Rossiyskoy Federatsii» (utverzhdyon raspo-ryazheniyem Ministerstva prosveshcheniya RF ot 16.05.2019 g. № R-60) [Passport of the Departmental Target Program "Scientific, Methodological, and Staff Support for Teaching Russian Language and the Languages of the Peoples of the Russian Federation" (approved by Order of the Ministry of Education of the Russian Federation from 16.05.2019 No. R-60). Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/945997ac798972c086b1 [in Russ.].

10. Sovet pri Prezidente po russkomu yazyku [Presidential Council on Russian Language]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/45877 [in Russ.].

11. Sovet po russkomu yazyku i rossiyskoy slovesnosti Chelyabinskoy oblasti [Presidential Council on Russian Language and Literature]. Available at: http://www.minobr74.ru/html/pages/Show/Deyatelnost/Vy [in Russ.].

12. Beresovskaya Y.L., Isupova T.D., Katsay D.A., Sharafutdinova O.I., Shestakova L.I., Elagina O.B. (2018)

Bulletin of the South Ural State University. Series: Computational Mathematics and Software Engineering, vol. X, no. Y, pp. Z1-Z2. DOI: 10.14529/cmseXXXXXX. [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.