Научная статья на тему 'Создание и применение Mind Maps как эффективное средство при изучении иностранного языка в вузе'

Создание и применение Mind Maps как эффективное средство при изучении иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТА ЗНАНИЯ / НОВШЕСТВО / ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ГЛОБАЛЬНАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА / MIND MAP / INNOVATION / LEARNING FOREIGN LANGUAGE / WORLD WIDE WEB INTERNET / PROJECT CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

В статье рассматривается важность умения создания и построения Mind Maps как эффективного средства при изучении иностранного языка. Подобные схемы стимулируют творческое и аналитическое мышление студентов вузов, развивают конкуренцию в группе, учат их работать постоянно и системно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating and using mind maps as an effective tool when learning a foreign language in high school

The article discusses the importance of the skill to create and build so called “Mind Maps” as an effective tool when learning a foreign language in high school. Such patterns stimulate creative and analytical thinking of the students, cultivate the competitiveness in the group, teach them to work constantly and systematically.

Текст научной работы на тему «Создание и применение Mind Maps как эффективное средство при изучении иностранного языка в вузе»

УДК 80:004.3 ; 811-13

Смирнова Светлана Алексеевна

кандидат культурологии, доцент Костромской государственный университет Grace-noire@yandex.ru

СОЗДАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ MIND MAPS КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

В статье рассматривается важность умения создания и построения Mind Maps как эффективного средства при изучении иностранного языка. Подобные схемы стимулируют творческое и аналитическое мышление студентов вузов, развивают конкуренцию в группе, учат их работать постоянно и системно.

Ключевые слова: карта знания, новшество, изучение иностранного языка, глобальная сеть Интернет, создание проекта.

В последнее время, в связи с глобальными переменами, произошедшими в системе высшего образования в России, учитывая переход на двухуровневую систему и множество новшеств, не только преподаватели, но и сами студенты начинают относиться к учебному процессу по-новому. После введения студенческих портфолио, интерес и конкуренция между учащимися усилились. Здоровая конкуренция и усердие наблюдаются среди обучаемых абсолютно всех специальностей, студенты работают более целенаправленно, системно, занимаясь, говоря современным языком, созданием своего «бренда».

В настоящий момент изучение иностранного языка как нельзя актуально, это понимают руководители вузов, педагоги, родители и ученики. Студенты стремятся овладеть им на должном уровне, многие мечтают работать в крупных компаниях, где требования к соискателям высоки и знание иностранного языка приветствуется. Именно поэтому студенты-первокурсники, как правило, полны энтузиазма приступить к изучению иностранного языка на более высоком уровне, тем более что уровень владения им после окончания школы не соответствует тому, коим должен обладать студент высшего учебного заведения. При этом молодые люди, зачастую, растеряны, не могут сами сориентироваться, каким образом улучшить свои знания, какими учебниками, методиками и сайтами лучше воспользоваться. Среди существующего многообразия, именно педагогу необходимо направить их, сопровождать и контролировать их успехи (или недочеты) на протяжении всего времени, отведённого на изучение иностранного языка на той или иной специальности.

Кроме составления классического портфолио по иностранному языку, в помощь студентам могут быть предложены так называемые Mind Maps (карты знаний или карты памяти). Это современная прогрессивная методика может быть применена абсолютно к любой области знания и даже любой жизненной ситуации, не относящейся к обучению. Обычно современная молодёжь чувствует себя как «рыба в воде» если дело касается каких то современных компьютерных программ, помогающих им в учёбе, поэтому проблем при построении «карт памяти» у молодых людей не возникает.

Что такое майндмэппинг с точки зрения изучения иностранного языка? Дело в том, что в голове студентов-первокурсников много беспорядочных, услышанных «где то в песне», увиденных «где то в фильме», заложенных в школах и других учебных учреждениях знаний, зачастую совершенно бессистемных, незакрепленных и для них непонятных. Mind Maps помогают разложить их по полочкам, оценить уровень их знаний, умения их применять, целиком посмотреть на всё «сверху». Всё это можно просто сделать с помощью подобной карты - она помогает задействовать оба полушария мозга, создать структуру идей и увидеть перед собой целостную картину.

Впервые карты памяти использовал Тони Бью-зен - английский психолог, который всю жизнь изучал возможности работы мозга и то, как заставить его работать быстрее и продуктивнее. Сейчас в глобальной сети Интернет любой может найти самые разные программы и сервисы для создания подобных карт. С картой удобно работать, её можно разместить на мобильном телефоне, планшете, домашнем компьютере или попросту нарисовать на бумаге. Студенты с удовольствием занимаются созданием подобных проектов, сравнивают их с картами сокурсников, обсуждают и спорят над необходимостью наличия некоторых пунктов, заимствуют что-то новое, учатся сотрудничать и мыслить, развивают конкуренцию, самоконтроль и уверенность в своих силах.

Само создание собственной карты владения иностранным языком уже неоценимо, так как оно есть также процесс мышления. В нем соединяются два вида деятельности - творческая и аналитическая, за которые отвечают разные полушария мозга. Правое отвечает за пространственную ориентацию, воображение и мышление, а левое - за анализ и логику. Работая над созданием Mind Map самостоятельно (а возможно и с помощью преподавателя) искренне и честно, студент получает истинную картину своего уровня владения иностранным языком, учитывает свои слабые моменты, гордится сильными сторонами и достижениями, что является более продуктивным, нежели анализ уровня владения самим педагогом.

При создании Mind Maps преподавателю следует подробно изложить группе студентов цель

© Смирнова С.А., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

143

и преимущества построения индивидуальной карты владения иностранным языком. Предпочтительно подробно объяснить им и даже начертить на доске модель карты. Методика построения подобных схем основана на визуализации и структурировании мышления. То, как будет выглядеть карта, может иметь решающее значение.

Как правило, карта строится в виде «дерева». Оно должно иметь ствол и ветки. Каждая ветка -это навык, умение или даже тема. Студенты проявляют творческие таланты в оформлении своих карт. Многим нравится изобретать формы «веток», они могут пользоваться многочисленными компьютерными программами для украшения своей схемы. Многие пользуются разными цветами. Большим плюсом данной методики является то, что цвет, форму и даже саму карту можно с лёгкостью менять по ходу её «прохождения». Необходимо заметить, что большая часть студентов вузов увлечённо работают над своей картой. Современной молодёжи, увлечённой популярными компьютерными играми, это напоминает прохождение квест-игры, где они сами «прокачивают», то есть улучшают своего персонажа, то есть самого себя. Виртуальный мир всё больше становится частью нашего реального мира, и навык построения подобных карт пригодится выпускникам вузов в дальнейшей карьере, в решении определённых задач, в выборе профессии и даже в трудоустройстве.

Для построения карты необходимо поставить себе цель. Для студентов изучающих иностран-

ный язык это может быть «владение иностранным языком в совершенстве» или «владение иностранным языком на «отлично» согласно вузовской программе» или другие (зачастую студенты проявляют большую креативность и амбициозность в построении целей). После чего следует провести аудит своих знаний и навыков (лучше сделать это с помощью преподавателя). Далее следует составить план по постоянному и системному накоплению знаний и развитию умений (для всех исключительно индивидуальный) и обязательно добиваться результатов (опять же, под контролем преподавателя). Желательно еженедельно или хотя бы раз в месяц отчитываться и обсуждать результаты и затруднения в малой рабочей студенческой группе. Это не дает студентам расслабляться, «подстёгивает» их азарт и показывает реальные результаты.

После определения цели важно провести аудит своего «старта». Студенту сложно самостоятельно оценить свои знания и возможности, поэтому именно на этом этапе так важна квалифицированная беспристрастная помощь педагога. Сам обучаемый, однако, в состоянии дать ответы на такие вопросы как «Каков мой уровень владения иностранным языком на данный момент?», «Что я не знаю?», «Что я не умею?» и подобные.

В разделе «Развитие» совместно с педагогом студент разворачивает план дальнейшей деятельности. Все без исключения студенты малой учебной группы должны стремиться работать с иноязычной литературой, а в идеале овладеть всеми

Каков мой уровень владения иностранным

языком на данный момент?

Чему уделить самое большое внимание?

Что я не знаю? Что я не умею? Чем я не владею? Что я не могу? С чего я должен начать?

Аудит

ЦЕЛЬ Владение иностранным

языком в совершенстве.

Чтение (все виды работы).

Работа по развитию умения грамотно строить монологическую и диалогическую речь. Работа над разговорной речью. Работа с деловой корреспонденцией. Аудирование.

Развитие

Продвижение

Результаты

Мероприятия, в которых я участвую

Публикации.

Заполнение портфолио.

Переписка с друзьями-иностранцами. Демонстрация моих проектов.

Предмет собственной гордости. Повышение рейтинга в малой учебной группе. Победы в вузовских или межвузовских мероприятиях по иностранному языку. Получение диплома или сертификата. Личные достижения.

Рис. 1. Пример несложной ММ Мар

Вестник КГУ А 2017

144

видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое), уметь читать и понимать тексты общего характера, тексты по широкому и узкому профилям направления, специальную литературу на иностранном языке.

Также немаловажным является приобретение умения выстраивать диалогическую и монологическую иноязычную речь с использованием наиболее употребительных лексико-грамматических средств в типичных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Большое значение следует уделять диалогической и монологической иноязычной речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. В настоящее время сами студенты осознают важность умения работать с деловой корреспонденцией. Выпускники вузов должны уметь составить аннотацию, написать реферат, тезисы сообщения, письмо на иностранном языке, создать и прокомментировать презентацию на цифровом носителе, делать сообщения на заданные темы, грамотно аргументировать свою точку зрения.

Для этого в разделе «развитие» отдельно следует указать навыки, которые обучающиеся должны приобрести, а именно:

- навыки разговорной речи на иностранном языке;

- навыки чтения без словаря, при условии, что текст содержит не более 3-4% незнакомых слов, значение которых можно понять из контекста на основе знания моделей словообразования (текст построен на изученном грамматическом материале);

- навыки чтения со словарем, если текст содержит 5-6% незнакомых слов и изученный грамматический материал;

- способы передачи содержания на родном и иностранном языках (учебный перевод или изложение содержания);

- способы построения вопросов и ответов на вопросы по изученной тематике;

- способы вести беседу на пройденную тему или на темы, близкие к изученным (обмен репликами: преподаватель - студент, студент - студент).

В разделе «Продвижение» указывается, каким образом студенты могут самостоятельно или на аудиторных занятиях в группе двигаться к достижению поставленной цели. Например, в области аудирования воспринимать на слух и понимать основное содержание аутентичных общественно-политических, публицистических и художественных текстов, а также выделять в них значимую/запрашиваемую информацию. Для этого можно пользоваться многочисленными аудио и видео материалами, широко представленными в сети Интернет, смотреть фильмы, слушать песни, что очень нравится студенческой аудитории. В области чтения студенты должны читать и понимать содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей с по-

ниманием их основного содержания, выделять значимую/запрашиваемую информацию из текстов. Студентам нравится самим находить статьи на интересующие их темы, можно по очереди приносить статьи в класс, читать и, под руководством преподавателя, обсуждать излагаемые в них сюжеты. Такой вид деятельности значительно повышает интерес к изучению иностранного языка, снимает «барьер скованности и застенчивости» некоторых учеников, ведёт к сплочению малой учебной группы.

Говорение вызывает самые большие трудности. Студенты вузов должны уметь начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов (диалог-расспрос об увиденном, прочитанном, диалог-обмен мнениями и диалог-интервью/собеседование при приеме на работу), соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости используя стратегии восстановления сбоя в процессе коммуникации (переспрос, перефразирование и другие), а также уметь расспрашивать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника (принятие предложения или отказ); делать сообщения и выстраивать монолог-описание, монолог-повествование и монолог-рассуждение. Постоянная практика при правильной постановке цели и постоянном контроле педагога, однако, показывает несомненные положительные результаты.

Письмо не является любимым видом работы студентов, однако необходимо уделить время развитию умений вести запись основных мыслей и фактов (из аудиотекстов и текстов для чтения), а также запись тезисов устного выступления по изучаемой проблематике; поддерживать контакты при помощи электронной почты (писать электронные письма личного характера); оформлять Curriculum Vitae/ Resumé и сопроводительные письма, необходимые при приеме на работу, выполнять письменные проектные задания (письменное оформление презентаций, информационных буклетов, рекламных листовок, коллажей, постеров или стенных газет. При этом самыми любимыми заданиями среди студентов бывают конкурсы на лучший постер или собственный видеоряд-презентацию, лучший проект.

Раздел «Результаты» может быть выстроен либо в форме классического портфолио, либо в свободной манере. В данном пункте указывается резюме достигнутых результатов. Можно упомянуть в каких мероприятиях по иностранному языку студент принимал участие, каких достижений он добился, какие дипломы и сертификаты получил. В случае же, если результаты были более скромными, можно указать своё место в рейтинге достижений своей малой учебной группы или же написать что то совершенно простое вроде «Я полностью посмотрел фильм на иностранном языке и все понял» или «Я смог написать своему другу из Англии и не пользовался переводчиком». Каковы бы ни были

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

145

достигнутые победы, пусть они станут предметом гордости самого студента и его ближайшего окружения, а также заслужат одобрение преподавателя.

Построение подобных схем, безусловно, очень помогает при изучении иностранного языка. Но не только. Научившись самостоятельно создавать их и работать с ними, молодые люди приобретают полезный инструмент для самосовершенствования самих себя абсолютно в любой сфере. Это может помочь им в карьере, в будущей профессии и даже в личной жизни. На сайте ThinkBuzan можно пройти бесплатное онлайн-обучение по построению Mind Maps либо создать их абсолютно самостоятельно.

Библиографический список

1. Смирнов А.В., Валиахметова И.В. Современные аспекты мотивации учебной деятельности студентов вузов // Актуальные вопросы психоло-

гии и педагогики. - Новосибирск: ЦРНС, 2009. -С. 81-95.

2. Смирнова Л.В. Роль и место разрядки на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2015. - Т. 21. - № 4. - С. 182-185.

3. Смирнова С.А. Усиление роли и оптимизация самостоятельной работы студентов как основы образовательного процесса в контексте новых требований ФГОС в вузе // Вестник Костромского государственного университета КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2015. -Т. 21. - № 2. - С. 164-167.

4. ТатурЮ.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. - 262 с.

146

Вестник КГУ _J 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.