Научная статья на тему 'Создание и правовые основы деятельности гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона в 20-е годы ХХ в'

Создание и правовые основы деятельности гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона в 20-е годы ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКИЙ РЕГИОН / ТОРГОВОЕ СУДОХОДСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шармоянц А.Н.

В работе рассматривается процесс создания в 20-е годы прошлого века единой метеорологической службы в РСФСР и гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона, правовое регулирование ее деятельности как важного звена в обеспечении безопасности торгового судоходства региона. Рассматриваются нормативно-правовые акты, регламентирующие создание и функционирование гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей, задачи, возлагаемые на метеорологические (геофизические) станции, на руководящий состав портов, правовые основы деятельности гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей по взаимодействию с портами по обеспечению материальных потребностей последних для выполнения возложенных на нее задач. Освещается важный аспект деятельности гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей по информированию о гидрометеорологических сведениях, извещениях и исследованиях в печатных изданиях службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание и правовые основы деятельности гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона в 20-е годы ХХ в»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 1. - С. 71-77.

УДК 347.79

СОЗДАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ЧЕРНОМОРСКО-АЗОВСКОГО

РЕГИОНА В 20-е ГОДЫ ХХ в.

Шармоянц А. Н.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

В работе рассматривается процесс создания в 20-е годы прошлого века единой метеорологической службы в РСФСР и гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона, правовое регулирование ее деятельности как важного звена в обеспечении безопасности торгового судоходства региона. Рассматриваются нормативно-правовые акты, регламентирующие создание и функционирование гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей, задачи, возлагаемые на метеорологические (геофизические) станции, на руководящий состав портов, правовые основы деятельности гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей по взаимодействию с портами по обеспечению материальных потребностей последних для выполнения возложенных на нее задач. Освещается важный аспект деятельности гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей по информированию о гидрометеорологических сведениях, извещениях и исследованиях в печатных изданиях службы.

Ключевые слова: Черноморско-Азовский регион, торговое судоходство, правовое регулирование, гидрометеорологическая служба, метеорологическая станция.

Безопасность торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе является ключевым фактором благополучия и экономического развития региона. В связи с этим исследование всего комплекса вопросов, связанных с функционированием и взаимодействием служб, обеспечивающих безопасность торгового судоходства в Черноморско-Азовском регионе, приобретает особую актуальность. Важнейшая роль в таком функционировании и взаимодействии отводится правовому регулированию их деятельности. Так как основы существующей системы безопасности судоходства в Черноморско-Азовском регионе были заложены еще в далекие 20-е годы прошлого века, то ее совершенствование и решение большей части стоящих проблем невозможно без анализа и учета исторического опыта.

Целью работы является изучение создания в 20-е годы прошлого века гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона и правового регулирования ее деятельности как важного звена в обеспечении безопасности торгового судоходства региона.

При этом автор учитывает исследования ученых, которые прямо или косвенно касались поставленной темы: А. Ю. Егоров, В. Д. Смоленцов, А. Д. Кейлин, В. Н. Гуцуляк, С. А. Гурьев, Б. В. Змерзлый, А. Л. Колодкин и др. В работах данных авторов исследование данного вопроса в обозначенных нами временных и региональных рамках не проводилось.

71

Создание различных служб, обеспечивающих безопасность деятельности торгового судоходства в советский период в Черноморско-Азовском регионе происходила не на пустом месте. Во-первых, еще до 1917 г. в составе морского ведомства действовало Главное гидрографическое управление (далее - ГГУ), занимавшееся картами, установкой различных знаков, управлением деятельностью маяков и т. д. Во-вторых, в начале ХХ в. в изучаемом регионе была создана достаточно разветвленная гидрометеорологическая служба с центром в Феодосии. Однако развитие всех этих служб и правовое регулирование их деятельности происходило уже в новых условиях.

Так, 10 января 1918 г. вышел приказ народного комиссариата по морским делам «Об образовании в составе ГГУ: 1) отдела гидрографического, 2) отдела технического и 3) отдела общих дел» (приказ № 304) [1]. Заведывание отделами гидрографическим и техническим возложили на начальников этих отделов под руководством начальника ГГУ, непосредственному ведению которого поручался отдел общих дел.

Должность помощника начальника ГГУ переименовывалась в должность начальника Гидрографического отдела; в штат ГГУ вводилась должность начальника Технического отдела с присвоением им содержания по 28 разряду таблицы окладов для штатных и состоящих на государственной службе чинов морского ведомства, утвержденной Законодательным советом морского ведомства 7 декабря 1917 г. В то же время упразднялись положенные по штату 23 октября 1916 г. в составе ГГУ должности астронома обсерватории и заведующего граверной [1].

Следует также указать и на то, что и в новых условиях ГГУ осталось одной из служб, непосредственно подчиненных военно-морским силам. К истории его развития в советский период также можно упомянуть, что в 1918-1922 гг. на морях были созданы Управления по безопасности кораблевождения (Убеко), которые объединили существовавшие мелкие гидрографические части в единые местные управления, непосредственно подчиненные ГГУ. Само же ГГУ в 1924 г. стало Главным гидрографическим управлением СССР, а в сентябре 1926 г. оно было переименовано в Гидрографический отдел Управления военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (Гидрографический отдел УВМС РККА) и т. д. В этих условиях за ГГУ остался контроль за маяками и отчасти за деятельностью лоцманов. В остальном же данное учреждение было практически полностью перенацеленно на обеспечение нужд военно-морского флота.

Иная ситуация сложилась с гидрометеорологической службой. С окончанием основных сражений гражданской войны и необходимостью восстановления нормального функционирования торгового флота 21 июня 1921 г. был издан декрет СНК «Об организации метеорологической службы в РСФСР» [3, с. 51]. В нем указывалось, что в целях объединения метеорологического дела в РСФСР и для планомерного обслуживания всех ведомств и населения необходимыми для них данными метеорологических наблюдений СНК постановил: руководство всем метеорологическим делом в РСФСР возложить на Главную физическую обсерваторию (ГФО), которая становилась центральным географическим учреждением республики.

Декрет предусматривал, что связь метеорологической службы РСФСР с такой же службой других стран всего мира осуществлялась через ГФО. При этом в

72

ведение ГФО переходили обсерватории на положении ее филиалов: а) магнитно-метеорологические в Павловске, Екатеринбурге, Ташкенте, Иркутске, б) аэрологическая в Павловске и в) аэродинамический институт в Кучино.

В целях же своевременного обслуживания различных местностей РСФСР данными и погоде и для ближайшего руководства метеорологическим делом на местах ГФО следовало создать областные и губернские метеорологические бюро. В тех местностях, где были филиальные метеорологические обсерватории ГФО, названные бюро следовало устраивать, по возможности, при этих обсерваториях.

В ведении ГФО состояла также основная метеорологическая (геофизическая) сеть РСФСР, включая метеорологические (геофизические) станции разных наименований. Относительно станций, состоящих в ведении разных учреждений и ведомств и производящих, кроме общих метеорологических наблюдений, еще и по специальным программам, следовало соблюдать следующие требования: а) общие метеорологические (геофизические) наблюдения ГФО и по приборам, сличенным с нормальными инструментами ГФО; б) ГФО через своих инспекторов и инструкторов проводить осмотр таких станций, контролировать производимые ими общие метеорологические (геофизические) наблюдения и проверять на местах приборы; в) учреждения, в ведении которых состояли такие станции, обязаны заботиться о том, чтобы подлинники общих метеорологических геофизических наблюдений, а также необходимые для службы погоды срочные телеграммы и сообщения о данных наблюдений своевременно и аккуратно доставлялись такими станциями в ГФО или, по указанию последних, ее местным учреждениям; г) при предполагаемом открытии или закрытии таких станций ведомства, в которых они состояли, обязывались заблаговременно извещать ГФО.

При этом ведомствам и учреждениям воспрещалось иметь отдельную от ГФО службу погоды (предсказания, предостережения, информация погоды); существующие отдельные ведомственные организации этого рода передавались в ведение ГФО и входили в состав единого для РСФСР Бюро погоды при ГФО.

Подлинники общих метеорологических (геофизических) наблюдений, производимых каким бы то ни было станциями в пределах РСФСР, должны были храниться в архивах ГФО и филиальных ее обсерваторий.

Для направления деятельности ГФО в соответствии с потребностями разных отраслей народного хозяйства и для согласования и объединения деятельности различных ведомств и учреждений, производящих геофизические исследования, при ГФО создавался, под председательством директора последней, комитет из представителей ведомств, производящих метеорологические (геофизические) наблюдения и исследования.

В случае необходимости для какого-либо учреждения или ведомства иметь в данной местности метеорологическую сеть более густую, чем основная государственная сеть ГФО, учреждению или ведомству следовало вносить проект такой сети на рассмотрение и утверждение междуведомственного комитета при ГФО. Научное руководство такими местными сетями ГФО осуществляло через свои губернские метеорологические бюро.

ГФО имело право созывать по мере надобности всероссийские или областные (геофизические) и, в частности, метеорологические съезды и совещания в целях согласования деятельности всех существующих в республике метеорологических

73

(геофизических) учреждений и для рассмотрения касающихся метеорологии вопросов, возбуждаемых разными ведомствами и учреждениями.

При этом ГФО состояло в ведомстве НКП. Положения, касающиеся внутренней организации ГФО в научном, административном и хозяйственном отношении, вырабатывались Обсерваторий и утверждались НКП [3, с. 539-541].

Со стабилизацией ситуации в Крыму начала восстанавливать свою деятельность гидрометеорологическая служба. Так, в постановление СНК от 8 июля 1921 г. «Об обеспечении Советских учреждений метеорологическими сведениями» Уполнаркомпочтелю поручалось срочно выяснить точное время, когда Николаевская и Феодосийская радиостанции ежедневно отправляют сводки метеорологической радиостанции, чтобы она могла аккуратно принимать эти сводки. Высшему институту народного образования в Харькове поручалось срочно составить проект организации Всеукраинского Метеорологического Центра и представить этот проект Совнаркому [4, с. 434].

Важным шагом в объединении усилий в деле создания единой гидрометеорологической службы стало постановление СНК от 13 октября 1921 г. решения о передаче Военно-метеорологического отдела (Главмет) из ведения комиссариата по военным делам в ведение народного комиссариата просвещения (С. У. 69-548) [5. с. 69-548]. Данный отдел с сетью подведомственных ему метеорологических, аэрологических и аэронавигационных станций из ведения комиссариата по военным делам переходил в ведение НКП, по Академическому центру.

Военно-метеорологический отдел включался отделом военной метеорологии в состав ГФО, в ведение которой при этом поступали и все вышеуказанные станции, включаемые в состав ее сети. ГФО передавались военным ведомством все имеющиеся у него приборы и принадлежности оборудования станции высшего Главмета разного типа.

При этом отделу военной метеорологии ГФО поручались нижеследующие задачи: а) научная разработка результатов метеорологических, аэрологических и иных наблюдений, произведенных военно-метеорологическими организациями в период 1-й Мировой и Гражданской войн; б) содействие военному ведомству в разработке вопросов, связанных с применением метеорологии к военному делу; в) руководство метеорологическими, аэрологическими и аэронавигационным имуществом; г) учет специалистов-метеорологов и разработка соответствующих мобилизационных предложений; д) учет имущества метеорологических, аэрологических и аэронавигационных станций и забота о правильном распределении этого имущества между отдельными станциями.

Личный состав служащих отдела военной метеорологии, а равно и других учреждений, и частей обсерватории, обслуживающих военные ведомства, получил право на пищевое и вещевое довольствие наравне с военнослужащими штаба РККА в числе, устанавливаемом по соглашению с военным ведомством и НКП. В военное время ГФО следовало выделять из своего состава для военного ведомства на основании инструкции последнего особый орган в соответствии с потребностями и условиями военного времени (4, с. 887-888) [3, с. 887-888].

Обращаясь к процессу организации гидрометеорологической службы на местах и их непосредственной деятельности, можно указать, что данное направление

74

работы активизировалось лишь в 1922 г. Так, в частности, известно, что 24 июля 1922 г., ввиду предполагаемого в ближайшем времени утверждения разработанного Портовым отделом ЦУМОР Положения об управлении торговыми портами, начальнику порта Керчи предлагалось срочно, во-первых, разработать минимальные штаты на местах для специальных служб, предусмотренных применением прилагаемой ведомости о штатах; во-вторых, составить смету испрашиваемых кредитов на 1922 г. с 1 июня по 1 октября по следующим подразделениям: а) на личный состав (по прилагаемой ведомости), б) канцелярские, командировочные, разъездные и хозяйственные расходы, в) освещение, г) водоснабжение, д) содержание, наем и отопление зданий, е) благоустройство, ж) пожарная охрана [6, л. 18].

Следует также указать, что в тех портах, где были расположены гиместанции (Прим: в некоторых источниках употребляется вместо названия «гиместанция» равнозначное название «гимнестанция», для более точного цитирования автор использует оба эти названия в зависимости от используемого источника), они в этот период входили в состав Управления портов на правах части. В портах, где находилась гиместанция одного из 3 разрядов, на которые они делились, последние входят в состав портовых управлений на правах делопроизводства в строительной части [6, л. 19-20 об.]. Так, в 1923 г. на гиместанции порта Керчи служило 2 наблюдателей и 1 сторож [7, л. 28].

В этот период уже действовали гиместанции в портах региона. Так, согласно отчету о деятельности Евпаторийского морского порта за 1922-1923 бюджетный год, гиместанции в это время занималась наблюдениями над всеми метеорологическими явлениями, согласно инструкции, данной Главной физической обсерваторией в руководство станциям II разряда 1 -го класса.

За истекший год также были произведены следующие установки: в июле на крыше здания Управления порта сделана деревянная подставка, на которой установлен гелиограф Величко и присланный из Гимнецентра гелиограф Кемпбеля. В августе был произведен текущий ремонт английских будок. Ежедневно получаемые телеграммы из Гимнецентра заносились в особые бюллетени о состоянии погоды и моря Азовского и Черного побережья и вывешивались в порту для всеобщего сведения [8, с. 30].

Следует указать, что гидрометеорологическая служба Черного и Азовского морей уже в этот период, несмотря на ощутимый дефицит бюджета, проводила весьма значительную работу. Так, ею одновременно выпускалось несколько изданий, к примеру, «Известия Центрального гидрометеорологического бюро» [9, л. 8], «Ежедневный бюллетень бюро погоды», который издавался с 1924 г. на русском и английском языках, печатался в типографии «Гимнеслужбы Черназморей» и др.

Кроме того, ежедневно в 1924 г. издавались «Сведения о состоянии погоды и моря у Азовского-Черноморского побережья». Кроме различных гидрометеорологических сведений и извещений в бюллетенях, обычно в приложениях к декадным также публиковались исследования сотрудников гидрометеорологической службы.

Важную роль в деятельности гидрометеорологической службы Черного и Азовского морей играло ее взаимодействие с портами. Так, согласно предписанию ЦУМОРа от 14 апреля 1925 г. для обеспечения потребностей портовых гиместанций в плавучих средствах для производства рейдовых гидрологических наблюдений, управления портов должны были включать в общее число плавучих средств порта также и средства, требующиеся для гиместанции, внеся в свою смету на предстоящий сметный год сумму, необходимую как на содержание и действие, так и на ремонт этих плавучих средств. При этом в течении года для каждой

75

гиместанции было намечено до 50 выездов продолжительностью от 3 до 6 ч. [10, л. 45]. Безусловно, что чаще всего в этот период, не располагая достаточным количеством плавучих средств и команд для них, некоторые начальники портов, как, к примеру, Керчи, соглашались оказывать помощь гиместанциям лишь при условии оплаты таких услуг [10, л. 45].

При этом следует упомянуть о продолжавшемся расширении сети гидрометрических станций. Так, 21 июня 1925 г. было принято постановление «О штатах Днепровской и Бугской гидрометрических станций» [11]. Штат каждой из таких станций включал заведующего станцией, техника-гидромера, вычислителя, водомерщика (всего 4, а по 2 станциям - 8 чел.).

Таким образом, для восстановления нормального функционирования торгового флота в 1921 году декретом СНК была создана метеорологическая служба в РСФСР. Важным шагом в объединении усилий в деле создания единой гидрометеорологической службы стало постановление СНК от 13 октября 1921 г. о передаче Военно-метеорологического отдела (Главмет) из ведения комиссариата по военным делам в ведение народного комиссариата просвещения, а со стабилизацией ситуации в Крыму начала восстанавливать свою деятельность и гидрометеорологическая служба в Крыму. В 1922 году уже действовали гиместанции в портах региона. Гидрометеорологическая служба Черного и Азовского морей уже в этот период, несмотря на ощутимый дефицит бюджета, проводила значительную работу, продолжалось расширение сети гидрометрических станций, ею одновременно выпускалось несколько изданий. В целом, необходимо отметить, что, несмотря на известные трудности в стране в рассматриваемый период, созданию гидрометеорологической службы Черноморско-Азовского региона центральными органами власти уделялось достаточное внимание, что подкреплялось достаточно высоким уровнем правовой регуляции проводимых преобразований.

Список литературы

1. «Об образовании в составе Главного Гидрографического Управления: 1) отдела гидрографического, 2) отдела технического и 3) отдела общих дел» (приказ № 304) // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР -М. 1942. - С. 310.

Режим доступа: http://basexonsultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=6630

2. 21 июня 1921 г. был издан декрет СНК «Об организации метеорологической службы в РСФСР». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=10959

3. Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1921 г. [Электронный ресурс]. - М.: Управ. Дел. Совнарк. СССР, 1944. - 1207 с. - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=357850 (дата обращения: 10.03.2016).

4. Постановление СНК от 8 июля 1921 г. «Об обеспечении Советских учреждений метеорологическими сведениями». - С. 434.

5. Важным шагом в объединении усилий в деле создания единой гидрометеорологической службы стало постановление СНК от 13 октября 1921 г. решения о передаче Военно-Метеорологического Отдела (Главмет) из ведения комиссариата по военным делам в ведение народного комиссариата просвещения (С.У. 69-548).

6. Государственный архив республики Крым (далее - ГАРК), ф. р-1584, оп. 2, д. 16. Циркуляры и переписка с морским и НКПС. 20.06.1922-2.12.1922 г. 119 л.

7. Там же, ф. р-1584, оп. 2, д. 68. Управление морского транспорта. Инструкции. 1923. 80 л.

8. Отчет о деятельности Евпаторийского Морского Порта за 1922-1923 бюджетный год. -Евпатория, Крымполиграфтрест, 1924. - 47 с.

9. ГАРК, ф. р-1584, оп. 2, д. 141. Протоколы и выписки заседаний центрального комитета по портовым делам. 20.09.1925-10.1926. 233 л.

10. Там же, ф. р-1584, оп. 2, д. 165. Бюллетени погоды и состояние погоды и моря по Гимостанции. 2.01.1925-13.12.1925. 113 л.

11. Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Украины. 22 июня 1925 г. № 40-41.

76

W^армоннц A. H.

Sharmoyants A. On the creation of the legal basis and the activities of the hydro meteorological Service of the Azov - Black Sea region in the 20s years of XX century // Scientific messages of Crimean Federal University the name of V. I. Vernadsky University. - Series: Juridical sciences. - 2016. - Vol. 2. № 1. - P. 71-77.

The paper deals with the process of creating in the 20s of the last century a single meteorolog ical service to the RSFSR, and the hydro meteorological service of the Azov - Black sea region, the legal regulation of its activities, as an important link in ensuring the safety of merchant shipping in the region. We consider the regulations, governing the establishment and functioning of the hydro meteorological service, the Black and Azov seas, the tasks entrusted to the meteorologist station, ports management team. Legal basis for activities of hydro - Meteorological service of the Black and Azov seas in the interaction with the ports to ensure the material needs of the latter to carry out its tasks. Illuminates an important aspect of the hydro meteorological service of the Black and Azov seas awareness of meteorological data, notices and research services in the print media.

Keywords: Black sea - Azov sea region, commercial shipping, legal regulation, hydro-meteorological service, meteorological station.

Spisok literaturyi

1. «Ob obrazovanii v sostave Glavnogo Gidrograficheskogo Upravleniya: 1) otdela gidrografiche-skogo, 2) otdela tehnicheskogo i 3) otdela obschih del» (prikaz № 304) // Sobranie uzakoneniy i raspo-ryazheniy pravitelstva za 1917-1918 gg. Upravlenie delami Sovnarkoma SSSR - M. 1942. - s.310.

Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=6630

2. 21 iyunya 1921 g. byil izdan dekret SNK «Ob organizatsii meteorologicheskoy sluzhbyi v RSFSR». Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=10959

3. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy Pravitelstva za 1921 g. [Elektronnyiy resurs]. - M.: Uprav. Del. Sovnark. SSSR, 1944. - 1207 s. - URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=357850 (data obrascheniya: 10.03.2016).

4. Postanovlenie SNK ot 8 iyulya 1921 g. «Ob obespechenii Sovetskih uchrezhdeniy meteorologiche-skimi svedeniyami». - S. 434.

5. Vazhnyim shagom v ob'edinenii usiliy v dele sozdaniya edinoy gidrometeorologicheskoy sluzhbyi stalo postanovlenie SNK ot 13 oktyabrya 1921 g. resheniya o peredache Voenno-Meteorologicheskogo Ot-dela (Glavmet) iz vedeniya komissariata po voennyim delam v vedenie narodnogo komissariata prosve-scheniya (S.U. 69-548).

6. Gosudarstvennyiy arhiv respubliki Kryim (dalee - GARK), f. r-1584, op. 2, d. 16. Tsirkulyaryi i perepiska s morskim i NKPS. 20.06.1922-2.12.1922 g. 119 l.

7. Tam zhe, f. r-1584, op. 2, d. 68. Upravlenie morskogo transporta. Instruktsii. 1923. 80 l.

8. Otchet o deyatelnosti Evpatoriyskogo Morskogo Porta za 1922-1923 byudzhetnyiy god. - Evpa-toriya, Kryimpoligraftrest, 1924. - 47 s.

9. GARK, f. r-1584, op. 2, d. 141. Protokolyi i vyipiski zasedaniy tsentralnogo komiteta po por-tovyim delam. 20.09.1925-10.1926. 233 l.

10. Tam zhe, f. r-1584, op. 2, d. 165. Byulleteni pogodyi i sostoyanie pogodyi i morya po Gimostantsii. 2.01.1925-13.12.1925. 113 l.

11. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy Raboche-Krestyanskogo Pravitelstva Ukrainyi. 22 iyunya 1925 g. № 40-41.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.