- © Д.С. Лысенко, 2014
УДК 330.341
Д.С. Лысенко
создание и измерение инновационного потенциала предприятий отрасли
Даны обзор и представление существующих методик создания и измерения инновационного потенциала предприятия, вычисление индекса инновационного развития, характеристика состояния инновационного потенциала. Ключевые слова: инновационный потенциал предприятия, технологическая подготовка производства, методики измерения инновационности.
Решающим фактором повышения социально-экономической эффективности общественного производства является научно-технический прогресс в средствах производства, технологиях и работающих кадров.
Научно-технический прогресс - это процесс постоянного совершенствования объектов и субъектов, участвующих в производстве продуктов труда, с целью придания инновационного облика продукту труда, приобретающего ценностные качества конкурентоспособности на рынке товаров, а соответственно и симпатии потребителей.
Инновационные качества продукта труда закладываются на стадии НИОКР и подготовки производства. Научно-технические работы, приводящие к инновациям, могут проводиться как на предприятиях, производящих продукцию, как правило, только на крупных, и (или) в специализированных научных организациях.
Специализированная научная организация окупается тем, что наука в ней подразделяется укрупненно на 2 вида деятельности: фундаментальные исследования, как правило не приносящие доход, и прикладные доходные. Прикладные разработки обходятся в разы дороже, но без фундаментальных исследований они не могут существовать. Поэтому финансирование фундаментальных исследований осуществляется, в основном, государством по заранее намеченным планам. «Фундаменталка» может осуществлять прорывы в определенных областях знаний. Тогда она занимает приоритетное направление с особой значимостью, и может использоваться в практическом плане, за что получает дополнительные средства на исследования и внедрение инноваций в производство конкретных видов продуктов труда.
Внедрением научных результатов в практику занимаются научно-исследовательские организации и их центры, аттестуемые государством1. Промышленные предприятия, в большинстве случаев, покупают результаты научного труда: изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау и т.п., и внедряют их в производство с помощью системы подготовки производства.
Организация подготовки производства включает работы по конструкторской, технологической и экономической составляющей. Конструкторская подготовка производства заключается в разработке конкурентоспособной
1 Об основных значениях целевых индикаторов и показателей деятельности государственных научных центров Российской Федерации. Минобрнауки РФ. Одобрено протоколом № 1 заседания межведомственной комиссии по научно-инновационной политике от 5 июля 2007 г.
новой и(или) усовершенствованной продукции на основе полученного, от заказчика(рынка) технического задания. Она включает организацию эскизного проектирования, разработку технического проекта; разработку рабочего проекта; изготовление и испытание опытного образца; разработки серийных чертежей; организацию конструктивной модернизации. В настоящее время большинство работ по конструкторской подготовке стандартизировано (см. ЕСКПП)2 и автоматизировано [8].
Технологическая подготовка производства предусматривает анализ чертежей после конструкторской подготовки и организацию разработки технологического процесса производства деталей, узлов, и всего изделия на конкретном предприятии с соответствующей структурой производства. Она обычно включает следующие работы: организацию технологического контроля чертежей; расцеховку, разработку маршрутной технологии; организацию разработки технологических процессов (детальной технологии); организацию разработки нормативных материальных затрат; организацию разработки нормативных затрат рабочего времени; разработку методов и средств технического контроля; установление номенклатуры и организационно-технической оснастки; организацию изготовления оснастки и ее опробование; организацию накладки и внедрение технологических процессов; организацию процессов постоянного совершенствования технологических процессов. Как и конструкторская, технологическая подготовка производства стандартизирована (см. ЕСТПП) и во многом автоматизирована.
Технологическая подготовка производства обеспечивает технологичность изготовления продукции, разработанной конструкторами, сохраняя по возможности параметры конструктивной привлекательности и конкурентоспособности, и добывая в экономичности затрат живого и прошлого труда. Живого труда через рост производительной силы труда персонала предприятия и прошлого труда через применение прогрессивных машин, оборудования и материалов, и эффективное их использование.
Отдельным этапом в подготовке производства является организационно-экономическая подготовка. Это расположение производительных сил (орудий труда, предметов труда, рабочей силы) во времени и в простанстве конкретного предприятия (организация производства) и расчет параметров их движения в процессе производства и реализации продукции. Организационно-экономическая подготовка производства позволяет обеспечить рациональность организации производства и управления на предприятии, максимально сократить потери времени и материалов на изготавливаемый продукт, рассчитать плановые затраты и доход от реализации продукции.
С учетом обязательности перечисленных процессов эффективная деятельность предприятия ассоциируется с инновациями, которые рассматриваются как один из важнейших ресурсов, предполагающих наличие системы управления процессом получения, развития и преобразования знаний в коммерческий продукт с целью обеспечения преимуществ перед конкурентами. Это сравнение может основываться как на качественных характеристиках продукции и оказываемых услуг, так и на основе количественных (единичных, групповых, интегральных) характеристик в краткосрочном периоде и долгосрочном.
2 Основой ЕСКПП является система ЕСКД (Единая система конструкторской документации). ГОСТ 2.001-93. Межгосударственный стандарт.
Краткосрочное преимущество того или иного хозяйствующего субъекта может достигаться за счет минимизации издержек и квалифицированного управления. Иначе обстоит дело с долгосрочными конкурентными преимуществами в инновациях. Долгосрочных преимуществ можно достичь только постоянно обновляя свою продукцию (услуги), заменяя устаревшие виды и разрабатывая новые, призванные удовлетворять постоянно меняющиеся потребности. Это возможно только в рамках инновационного процесса. Поэтому оценка степени инновационности дает возможность определить свои возможности в достижении конкурентоспособности в заданный срок. Информация о состоянии и динамике инновационной деятельности важна руководителям и работникам предприятий для разработки адекватных стратегий развития, а также органам регионального управления для разработки мезополитики в сфере инновационной деятельности, для осуществления мер по поддержке инновационной деятельности, формирования реестра инновационных достижений.
Поэтому очень важным и необходимым становится каждому предприятию самостоятельно рассчитать индекс инновационного развития и сравнить свой индекс инновационного развития с индексом в целом по отрасли и региону. Это позволяет также руководителю предприятия: не только определить свое место среди предприятий отрасли в контексте инновационного развития, но и оценить свои конкурентные возможности и преимущества, разработать соответствующую стратегию дальнейшего завоевания рынка. Кроме этого, руководитель предприятия, по результатам расчета индекса инновационного развития, может детально изучить его структуру, и выявить, какие показатели занижают его значение, а какие повышают, руководитель предприятия может выявить слабые места, тормозящие инновационное развитие его предприятия. Рассчитав индекс инновационного развития по периодам, можно наблюдать его изменения, а также изменения структурных элементов индекса в динамике, и вносить соответствующие коррективы в стратегию деятельности предприятия.
В настоящее время для оценки динамики развития инновационных процессов на предприятии используется два основных подхода: укрупненный и детальный. В ряде работ [3] сформулированы основные постулаты к построению системы интегрального оценивания инновационности предприятия по формуле:
УИЭ = [(рп (Т -1) / рп (Т)) -1] • 100% где УИЭ - у рп (Т -1) =
где УИЭ - уровень инновационности экономики предприятия; РП (Т -1)
ДС (Т -1)
- ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в
базовом периоде;
/ ч РП (Т) рп (т )=—У4
ДС (Т) Л „
- ресурсоемкость на единицу добавленной стоимости в анализируемом периоде.
Из представленных выражений следует, что при равенстве уровней ресур-соемкости в базовом и анализируемом периодах уровень инновационности будет равным нулю. При увеличении ресурсоемкости в анализируемом периоде
по сравнению с базисным уровень инновационности будет иметь отрицательное значение. Соответственно, уменьшение ресурсоемкости в анализируемом периоде по сравнению с базовым - покажет наличие уровня инновационности.
Интегральный критерия оценки инновационности должен позволять [2]:
• оценить конечные результаты эффективности инновационных процессов;
• «развернуть» его в иерархию локальных критериев, получив в конечном счете целостную систему критериев инновационности и определить направления повышения инновационности через воздействие на ее структурные элементы.
Часто предлагается для оценки уровня инновационности использование простой средней, но это не будет адекватно отображать действительную ситуацию по отношению к инновационному развитию в региональных разрезах и т.п. Поэтому нами предлагается использовать формулу средней взвешенной, придав отдельным показателям определенные веса, что может позволить оценить (при наличии соответствующих исходных данных) уровни инновационного развития отдельных предприятий [3]. В результате использования данной методики можно оценить инновационное развитие предприятий на рынках определенного товара, определить место предприятия среди конкурентов, что уже может позволить разрабатывать адекватные инновационные стратегии. Для определения степени значимости(веса) показателей, используемых при оценке инновационного развития, необходимо использовать метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступить наиболее активные участники инновационного процесса, осуществляющие деятельность либо на определенном рынке, либо в масштабах отдельного региона. Тогда, индекс инновационного развития предприятий будет рассчитываться следующим образом:
I _ П11ин.расх. + П21ин.прод. + П31собст.ср-в + П41нов.техн. + П51обр.перс.
инн.разв.
где: п. - соответствующие веса для каждого показателя индекса инновационного развития, найденные экспертным путем; показатели расходов на инновационную деятельность (1инрасх), инновационного продукта (1инпрод); собственных средств финансирования инновационной деятельности (1собстср-ва), новую технику и технологии (I ) и уровень образования персонала (I, ).
4 нов.тэх/ 1 1 1 4 обр.перс/
При оценке уровня инновационности можно использовать разные критерии. Оптимальные наборы метрик и значения для каждого показателя могут различаться в зависимости от профильной деятельности организации, однако существуют группы базовых метрик, которые можно применить в любой организации [1], например, коэффициент рентабельности. Коэффициент рентабельности инноваций показывает финансовый результат от инновационной деятельности через следующие показатели:
1. дополнительный доход, который получила компания от реализации нового продукта;
2. величина превышения фактического дохода от вывода нового продукта на рынок над плановым показателем в результате более эффективного выхода на рынок;
3. величина сокращенных операционных издержек на реализацию услуги;
4. прибыль организации от проникновения ее продуктов на новый сегмент рынка и т. д.
Могут использоваться и другие показатели, например:
• доля выручки от реализации новых продуктов в общем объеме прибыли за последние п лет;
• изменение относительного роста рыночной стоимости компании по сравнению с относительным ростом отраслевого рынка за последние п лет. В основе этого показателя лежит постулат о том, что именно инновации являются тем ключевым ресурсом компании, который обеспечивает ей дополнительные конкурентные преимущества и позволяет опередить среднеотраслевой рост рынка;
• количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, которые компания вывела на рынок за последние п лет.
Эту метрику целесообразно использовать для сравнения результатов, достигнутых организацией, со значениями аналогичных показателей конкурентов, а также, с собственными показателями прошлых периодов. Например, по показателю количества инновационных идей, выдвинутых сотрудниками компании в течение последних п месяцев.
Сравнивая показатели отчетных периодов, можно наблюдать динамику «ин-новационности», чтобы в случае спада активности вовремя принять меры для вывода организации из состояния апатии. Например, по отношению реализованных инновационных идей к общему числу выдвинутых предложений, или по показателям, характеризующим эффективность корпоративной системы управления идеями:
• характеристика времени, прошедшего с момента инициирования (подачи) новых предложений до запуска инновационного проекта.
• отношения чисел клиентов, считающих организацию инновационной, к их общему количеству.
• инновационный индекс, который учитывает количество выдвинутых новаторских идей, процент вовлеченности персонала в инновационный процесс, а также рост продаж компании в результате инновационной активности и количество полученных организацией патентов.
Повсеместно по показателям оценки инновационного уровня предприятий проводится мониторинг. Например, Еврокомиссией предложена методология ¡МРгоуе. Методология ¡МРгоуе [9] используется при разработке российского индекса инновационного уровня предприятий (РИИУП) [4]. Инновационный уровень оценивается по 5-ти компонентам, каждый компонент - по двум-пяти частным критериям. Основные компоненты: качество и эффективность разработки и реализации инновационной стратегии, ее понятность персоналу организации; эффективность организации инновационных процессов и уровень инновационной культуры персонала организации - от высшего руководства до рядовых сотрудников; качество и эффективность управления процессами жизненного цикла инноваций и результативность этих процессов; качество и эффективность управления и выполнения процессов обеспечения, прежде всего, процессов обеспечения ресурсами (кадровыми, инфраструктурными, производственной средой, информационными и финансовыми ресурсами).
Предлагаемая методика измерения инновационности, структурно состоит из 4 этапов.
Этап 1. При оценке способности предприятия к инновационной деятельности используется совокупность показателей, отражающих его ресурсную и результативную компоненты. Набор показателей должен быть двухуровневым -
Рис. 1. Оценочные блоки состояния инновационного потенциала
состоять из обобщающих и частных показателей. Первые из них выступают базовыми характеристиками и требуют определения пограничных состояний, вторые - играют вспомогательную роль и служат в основном для пояснения выявленных тенденций инновационного развития.
Выбор обобщающих показателей осуществлялся исходя из следующих положений:
• система показателей должна обеспечивать комплексную характеристику инновационных процессов, включая все его основные стадии: «наука - инновации - производство и распространение»;
• совокупность индикаторов должна быть гибкой, т.е. отражать все изменения, происходящие в инновационной деятельности предприятия (включая ресурсные и результативные характеристики);
• число показателей должно быть ограничено и сопряжено с особенностями статистической и финансовой отчетности.
Таким образом, все обобщающие показатели можно группировать в оценочные блоки, характеризующие инновационный потенциал субъекта анализа (рис. 1).
Этап 2. Для определения уровня достаточности потенциала разрабатывается нормативная модель, характеризующая пограничные параметры его удовлетворительного и неудовлетворительного состояния. Сопоставление фактических и нормативных показателей позволяет выделить сильные и слабые стороны развития инновационных процессов.
Нормативная модель оценки инновационного потенциала региона
Вид неравенства Характеристика состояния инновационного потенциала
I <= Я Кризисное состояние, требующее радикальных преобразований, -классифицируется как слабая сторона инновационного потенциала
я < I < г Неудовлетворительное состояние, требующее ограниченных изменений, чтобы достичь поставленных целей инновационного развития
I >= г Удовлетворительное состояние, адекватное поставленным тактическим инновационным целям, - требует изменений, направленных на поддержание позитивной динамики, и классифицируется как сильная сторона инновационного потенциала
удовлетворительного
состояния Pi
зона
PI
кризисного состояния
tïï
неудов л етво-+Î рительного
состояния
зона
зона
Рис. 2. зонирование инновационного профиля региона
Этап 3. Формируется нормативная модель инновационности, которая определяется системой неравенств, увязывающих обобщающие показатели с их пограничными характеристиками (таблица),
где I - значение обобщающего показателя, характеризующего ресурсную и результативную составляющую инновационного потенциала; R - пороговое значение обобщающего показателя инновационного потенциала, выраженное через характеристику параметра, отражающего границу минимально допустимого уровня кризисности его состояния; Z - пороговое значение обобщающего показателя инновационного потенциала, выраженное через характеристику параметра, отражающего границу его предкризисного состояния.
Этап 4. Проводится анализ рассогласования нормативных и фактических параметров.
Полученные координаты потенциала могут быть графически отображены в виде инновационного профиля.
Результаты представленного зонирования выступают основой определения направлений по реализации инновационных преобразований (с учетом результатов проведенного анализа).
Таким образом, показатели инновационности, помогают проанализировать способность предприятия (организации) к инновационным решениям и служат мерой успеха в этой области.
1. Опекун Е.В., Хацкевич Г.А. Инновационность предприятия: критерии и подходы к измерению // Теоретические и прикладные вопросы экономики: сборник научных трудов. Вып. 23.
2. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.
3. Пчелинцев А.В. Инновационность и конкурентоспособность как факторы экономического роста: Дис. канд. экон. наук. - М., 2004.
4. Садков В.Г., Машегов П.Н., Збинякова Е.А. Оценка уровня инновационности экономики и ключевые направления формирования целостной многоуровневой национальной инновационной системы // Инновационная экономика. - 2006. - № 1. - С. 49-53.
5. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Экономика предприятия (организации) / Под ред. В.Я. Позднякова, О.В. Девяткина -М.: ИНФРА-М, 2011.
список литературы
7. Экономический анализ. Учебник / Под. ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова. - М.: ИНФРА-М, 2011.
8. Система технологической подготовки производства. Национальные стандарты. - М.: Стандартинформ, 2009.
9. https://www.improve-innovation.eu/ ЕПИ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
Лысенко Денис Сергеевич - аспирант, e-mail: [email protected], РЭУ им. Г.В. Плеханова.
UDC 330.341
GENERATION AND MEASUREMENT OF INNOVATION POTENTIAL OF INDUSTRIAL UNDERTAKINGS
Lysenko D.S., Graduate Student, e-mail: [email protected], Plekhanov Russian University of Economics.
The article reviews the existing procedures of creating and measuring a company's potential, characterizes the innovation potential condition and describes the calculation method for the innovative development index. It is suggested to evaluate innovation level using the formula of the weighted average, with imparting certain weights to characteristics, which, given appropriate input data are available, allows appraisal of innovation development of companies. The 4-stage regional innovation level appraisal procedure is described, and the preproduction technologies - engineering, technological, organizational-economical - are discussed.
Key words: innovation potential of an undertaking; work preparation; innovation content measurement procedures.
REFERENCES
1. Opekun E.V., Hackevich G.A. Innovacionnost' predprijatija: kriterii i podhody k izmereniju Teoretich-eskie i prikladnye voprosy jekonomiki: sbornik nauchnyh trudov (Innovation content of an undertaking: criteria and measurement approaches. Theoretical and applied issues of economics: Collection of scientific papers), issue 23.
2. Pozdnjakov V.Ja., Kazakov S.V. Jekonomika otrasli. Uchebnoe posobie (Economy of an industrial branch), Moscow, INFRA-M, 2006.
3. Pchelincev A.V. Innovacionnost' i konkurentosposobnost' kak faktory jekonomicheskogo rosta (Innovation content and competitiveness as the factors of economic advance), Candidate's thesis, Moscow, 2004.
4. Sadkov V.G., Mashegov P.N., Zbinjakova E.A. Innovacionnaja jekonomika, 2006, no 1, pp. 49-53.
5. Sergeev I.V. Jekonomika predprijatija: Ucheb. posobie. 2-e izd., pererab. i dop. (Economy of an undertaking: Educational aid, 2-nd edition), Moscow, Finansy i statistika, 2002.
6. Jekonomika predprijatija (organizacii). Pod red. V.Ja. Pozdnjakova, O.V. Devjatkina (Economy of an undertaking (organization), Pozdnjakov V.Ya., Devyatkin O.V. (Eds.)), Moscow, INFRA-M, 2011.
7. Jekonomicheskij analiz. Uchebnik. Pod. red. V.Ja. Pozdnjakova, V.M. Prudnikova (Economical analysis. Textbook, Pozdnjakov V.Ya., Prudnikov V.M. (Eds.)), Moscow, INFRA-M, 2011.
8. Sistema tehnologicheskoj podgotovki proizvodstva. Nacional'nye standarty (Work preparation system. National standards), Moscow, Standartinform, 2009.
9. https://www.improve-innovation.eu/