Научная статья на тему 'Создание и функционирование Аптекарского приказа'

Создание и функционирование Аптекарского приказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1752
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКАЗЫ / ПРИКАЗНАЯ СИСТЕМА / ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ / БОЯРИН / ДЬЯК / АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ / АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ / ORDERS WRIT SYSTEM MANAGEMENT BODY / MY LORD / CLERK / CHEMIST ORDER MANAGEMENT PERSONNEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печникова О. Г.

В статье рассмотрена динамика создания приказов в России как органов управления, особо автором выделен Аптекарский приказ, поскольку это был первый специализированный орган организации медицины в Российском государстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishment and functioning of the drugstore order

The article discusses the dynamics of creating orders in Russia as a government and especially the author highlighted Apothecary order, as it was the first specialized agency of medicine organization in the Russian state.

Текст научной работы на тему «Создание и функционирование Аптекарского приказа»

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АПТЕКАРСКОГО ПРИКАЗА

Печникова О. Г.

В статье рассмотрена динамика создания приказов в России как органов управления, особо автором выделен Аптекарский приказ, поскольку это был первый специализированный орган организации медицины в Российском государстве.

Ключевые слова: приказы, приказная система, орган управления, боярин, дьяк, аптекарский приказ, аппарат управления.

ESTABLISHMENT AND FUNCTIONING OF THE DRUGSTORE ORDER

Pechnikova O. G.

The article discusses the dynamics of creating orders in Russia as a government and especially the author highlighted Apothecary order, as it was the first specialized agency of medicine organization in the Russian state.

Keywords: orders writ system management body, my lord, clerk, chemist order management personnel.

Приказы не были созданы единым законодательным актом и по заранее продуманному плану. Они возникли в известной мере стихийно, подчиняясь требованиям времени и насущным нуждам государства и государя. Сам термин «приказ» произошел от глагола «приказывать» и означал приказание, то есть поручение, сделанное великим князем или царем тому или иному доверенному лицу - боярину, а чаще дьяку. Уже в конце XV в. при великокняжеском дворце в составе лиц, ведавших дворцовым хозяйством, появились особые дьяки (посольский, разрядный, ямской), перед которыми были поставлены более широкие задачи.

Зарождение приказов как учреждений относится к началу XVI в. Они создавались по разным поводам, иногда носили временный характер и ликвидировались после решения какого-нибудь конкретного вопроса. Но чаще они были результатом «приказа» определенной отрасли государственных дел одному из дворцовых дьяков. В отличие от предыдущего периода, при дьяке образовывалась группа подчиненных ему подьячих, а сам приказ постепенно превращался в постоянно действовавшее учреждение. Эти первые приказы помещались или во дворце, или в самостоятельных зданиях вблизи дворцовых построек (избах).

Довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления в целом: отсутствие четкого распределения обязанностей между отдельными учреждениями; смешение вопросов административных, финансовых и судебных; столкновение деятель-

ности разных приказов на одной и той же территории.

Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенные штат и бюджет. К этому времени относится и постройка специального здания для приказов, призванного внушать почтение приходящим просителям. Первоначально штаты приказов были невелики. Кроме судьи и дьяка, в приказе работали подьячие, имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах - переводчики и переводившие устную речь толмачи.

Особенностью приказов XVI в. была большая роль, которую играли в их деятельности дьяки, особенно думные, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Дьяки того времени, зачастую выходцы из дворянской среды, были крупными государственными деятелями. Приказные дьяки в большей степени подчинялись царю, чем Боярской думе, были верными царскими слугами. Однако это не помешало Ивану Грозному во время одной из расправ зверски казнить на Поганой луже (современных Чистых прудах) почти всю дьяческую верхушку приказов, обвинив ее в государственной измене.

Следует заметить также, что решающую роль в окончательном превращении предшественников первых приказов в полноправные учреждения сыграли бурные события середины XVI в., связанные с правлением Ивана Грозного. Именно на приказы было возложено первым русским царем и его правительством

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

проведение в жизнь крупных преобразований. В результате к концу царствования Ивана Грозного окончательно сложилась система приказов, состоявшая из 23 учреждений. К середине XVII в. число приказов достигло 601. Например, поместный приказ занимался вотчинными и поместными делами, денежный -вопросами финансирования. Приказ Большого прихода, а также Разрядный, Поместный и Ямской организовывали государственную службу. Разбойный приказ руководил охраной общественного порядка. Вопросами печатания книг ведал Печатный приказ. В своей основе приказная система сохранилась до конца существования самих приказов, то есть до начала XVIII в.2.

Понятие государственных лечебно-профилактических учреждений тесно взаимосвязано с государственными органами управления, создающими лечебно-профилактические учреждения, наделяющими их соответствующей компетенцией и контролирующими их. Таковым органом по праву считается Аптекарский приказ, который впервые в истории России с 1581 г. от имени государства стал организовывать деятельность лечебно-профилактических учреждений того периода3.

Аппарат Аптекарского приказа состоял из дьяков и подьячих. Первые, как правило, были руководителями «столов». Подьячие могли быть трех категорий: «старые», «средние», «молодшие»4. Прохождение службы зависело, прежде всего, от срока службы на конкретной должности и в определенном приказе. Забота о здоровье царя являлась для людей XVI-XVII вв. важным государственным делом. Обязанности подданных в этом отношении были

1 Исаев И. А. История государства и права России. М., 1996. С. 52.

2 См. подробнее: Петров К. В. Приказная система управления в России XV-XVП вв.: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

3 По мнению И. К. Кондратьева, Аптекарский приказ был учрежден в 1620 г., а в 1672 г. переименован в Аптекарскую палату. См: Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. Репринтное издание 1893 г. М., 2005. С. 493. По мнению А. А. Новосельского и В. В. Томашевского, аптека впервые упоминается в 1954 г., а функционирование Аптекарского приказа как постоянного органа власти связано с 1614 годом. См: Новосельский А. А. Аптека XVII в. // Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994. С. 197; Томашевский В. В. Аптекарский приказ в XVII в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.,1952. С. 7.

4 Демидова Н. Ф. 1) Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Аб-

солютизма в России (XVII-XVIII вв.). М., 1964.

С. 206-242; 2) Государственный аппарат России в XVII в. // Исторические записки. М., 1982. Т. 108.

С. 109-154.

сформированы в текстах присяг («крестоприводных записей»), в которых в первую очередь выступает страх перед возможностью отравления государя. Так, в начале XVII в. приносившие присягу клялись: «.В еде и питье, ни в ином ни в чем лиха нового не учинить и не испортить, ни зелья лихого и коренья не давать»5. Лицо, назначенное на должность, могло приступить к исполнению обязанностей только после принесения присяги. Формуляры присяги - «крестоцеловальные записи» - были разработаны применительно к каждой должности: членам Боярской думы, дьякам, казенным дьякам и подьячим.

Можно полагать, что уже в XVI в. принесение присяги было обязательным при вступлении в должность. На это указывает не только детально разработанный формуляр «крестоцеловальных записей» первой половины XVII в., но и сохранившиеся формуляры присяги для губных старост (должностных лиц местного управления) - института, возникшего в 30-х гг. XVI в.6.

Поэтому понятна особая роль, которую играл Аптекарский приказ, поставлявший лекарства для царя. Это делало возможным покушение на его жизнь. Руководителями этого приказа назначались особо доверенные лица, близкие царю и связанные с ним родственными узами. При царе Михаиле Федоровиче ее занимал боярин И. Б. Черкасский, при Алексее Михайловиче - Ф. И. Шереметев, а позднее -И. М. Милославский. В последние годы жизни царя Алексея во главе приказа был поставлен крупный политический деятель и друг царя Артамон Сергеевич Матвеев.

Возглавлявшее приказ должностное лицо именовался судьей, который, как правило, был членом Боярской думы - боярин и/или окольничий. Нередко во главе приказа стояло два судьи7. Должность судьи Аптекарского приказа была не только почетной, но и ответственной. В его обязанности входило личное испытание предписываемого царю лекарства. Прежде чем их принимал государь, судья должен был попробовать эти лекарства на себе. В случае болезни, и особенно смерти, царя нередко возникали подозрения в отравлении, чем широко пользовались в борьбе за власть политические противники стоявшего во главе приказа лица. Так, после смерти Алексея

5 Соколовский М. Характер и значение деятельности Аптекарского Приказа. СПб., 1904. С. 12.

6 Петров К. В. Приказная система управления в России XV-XVII вв.: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000. С. 97.

7 См.: Богоявленский С. К. Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946. С. 194.

Михайловича был обвинен в его отравлении и отправлен в ссылку уже упоминавшийся судья аптекарского приказа Матвеев.

Мы солидарны с К. В. Петровым, что особенности приказов как органов государственной власти XVI-XVII вв. заключались в том, что уже в то время они функционировали в соответствии со следующими принципами:

1) существовала присяга должностных лиц, личное исполнение обязанностей,

2) был установлен порядок продвижения по службе,

3) существовала система подготовки кадров,

4) был установлен единый порядок подготовки и рассмотрения дел,

6) существовала специализация структурных подразделений приказа и отдельных должностных лиц на выполнение определенных функций,

7) действовала система (частичного) государственного обеспечения служащих8.

Многие из указанных принципов, лежащих в основе функционирования приказов использовались уже в XVI в. Наибольшее значение они приобрели лишь в XVII в. в эпоху расцвета приказного управления.

Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления в целом - отсутствие четкого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории.

Тем не менее мы согласны с мнением С. Г. Стеценко, А. Н. Пищиты, Н. Г. Гончарова, что основные направления деятельности Аптекарского приказа можно проследить более или менее четко и свести их к следующему:

1. Организация медицинского обеспечения за счет докторов, лекарей, аптекарей. Эти специалисты обладали определенными правами, имевшими ряд отличий. Например, доктор, являясь представителем высшего врачебного сословия, лечит и дает рекомендации, лекарь непосредственно выполняет распоряжения доктора, аптекарь обеспечивает лекарствами.

2. Выдача разрешений на право медицинской деятельности - одно из главных направлений деятельности Аптекарского приказа. Речь шла о проведении своеобразных экзаменов для получения права на занятие медицинской практикой.

3. Организация военно-медицинской службы была продиктована реалиями времени. Аптекарский приказ - центральный орган государственного управления медициной России осуществлял в том числе деятельность по подготовке медицинского персонала для действующей армии.

4. Врачебное освидетельствование (экспертиза больных и увечных) как одна из функций Аптекарского приказа заключалось в проведении экспертного исследования по определению степени утраты здоровья. В результате врачебного освидетельствования составлялись «дохтурские сказки» (истории болезни), в которых указывались, в частности, состояние здоровья человека и степень его годности к государевой службе.

Как видно из приведенного перечня, приказ был многофункциональным органом, но при этом главной функцией оставалось «вра-

9

чевание» .

Приказная система явилась той организационной базой, на основе которой происходило становление и развитие российской бюрократии и формирование соответствующего стиля руководства, выражавшегося в безоговорочном подчинении низших высшим и в неукоснительном выполнении инструкций. Словами И. А. Исаева, бюрократический стиль - это «жесткое подчинение (по вертикали) и строгое следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали)»10. Другими словами, осуществлялось становление жесткой вертикали власти, без которой немыслимо было управлять огромными российскими территориями в различных сферах. Надлежащего управления требовала и организация лечебного дела.

Следует отметить, что при всех недостатках приказной системы (излишний консерватизм, отсутствие оперативности в принятии решений и т. д.) ее роль в организации лечебного дела в России чрезвычайно высока, поскольку приказы во многом способствовали преобразованию лечебного дела, осуществлявшегося отдельными лекарями, в то, что сегодня именуется системой здравоохранения.

Об авторе

Печникова О. Г. канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии РГУ НГ имени И. М. Губкина (г. Москва). тел. 8-903-972-57-56, lex1881@mail.ru

--------------------------------------- 9 Соколовский М. Характер и значение деятельности

8 Петров К. В. приказная система управления в России Аптекарского Приказа. СПб., 1904. С. 7.

XV-X'VП вв.: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2000. 10 Исаев И. А. История государства и права России. М.,

С. 109. 1996. С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.