Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИХ КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. СОХРАНЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО СТАРЕНИЯ И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА'

СОЗДАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИХ КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. СОХРАНЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО СТАРЕНИЯ И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ КОГНИТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ГРУППОВЫЕ И ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ / НАПРАВЛЕННЫХ НА СОХРАНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / COGNITIVE COMPETENCE / INTELLECTUAL ACTIVITY / AGE-RELATED COGNITIVE DISORDERS / PHYSICAL EXERCISES / GROUP AND PERSONALIZED TRAINING PROGRAMS AIMED AT PRESERVING COGNITIVE PROCESSES / ECONOMIC COST

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Молчанов Александр Сергеевич, Егорова Лариса Владимировна

Рассматриваются проблемы сохранения когнитивной компетентности как предпосылки повышения продолжительности жизни. Отмечается, что развить, восстановить когнитивные процессы можно в любом возрасте. Приведены данные, согласно которым систематическая физическая активность стимулирует нейротрофические процессы в головном мозге и приводит к структурным и функциональным изменениям, активизирующим интеллектуальную деятельность. В связи с этим ставится задача создания доступных широким слоям населения физических тренингов и индивидуальных программ физических упражнений. Отмечается, что для разработки и реализации психофизиологических программ, направленных на сохранение и восстановление когнитивных процессов лиц старших возрастов, нужна большая ясность в понимании механизмов воздействия на интеллект физической активности, а также экономическая оценка реализации этих программ на региональном и федеральном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Молчанов Александр Сергеевич, Егорова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION AND ECONOMIC EVALUATION OF PHYSICAL EXERCISE PROGRAMS TO RESTORE COGNITIVE PROCESSES. ARTICLE ONE. PRESERVING THE COGNITIVE COMPETENCE AS A PREREQUISITE FOR HEALTHY AGING AND LONGEVITY

The problems of maintaining cognitive competence as a prerequisite for increasing life expectancy are considered. It is noted that cognitive processes can be developed and restored at any age. Data are presented according to which systematic physical activity stimulates neuro-trophic processes in the brain and leads to structural and functional changes that activate intellectual activity. In this regard, the goal is to create physical training and individual exercise programs that are accessible to the General population. It is noted that for the development and implementation of psychophysiological programs aimed at preserving and restoring the cognitive processes of older people, greater clarity is needed in understanding the mechanisms of influence on the intelligence of physical activity, as well as an economic assessment of the implementation of these programs at the regional Federal level.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, ВОССТАНАВЛИВАЮЩИХ КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ. СТАТЬЯ ПЕРВАЯ. СОХРАНЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО СТАРЕНИЯ И ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.25586/RNU.HET.20.11.P.75 УДК 159.9+33.338.5

А.С. Молчанов, Л.В. Егорова,

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Создание и экономическая оценка программ физических упражнений, восстанавливающих когнитивные процессы

Статья первая. Сохранение когнитивной компетентности как необходимое условие здорового старения и долгожительства

Проблема долголетия всегда волновала человечество. В своей непреложности она рано или поздно встает перед каждым из нас. И каждый из нас стремится найти ее посильное решение. Это стремление разделяют с нами медицина, психология и связанные с ними науки о человеке.

За сравнительно короткий в масштабах истории период, отделяющий нас от Средневековья, средняя продолжительность человеческой жизни возросла по меньшей мере в два раза. Однако качество жизни в период поздней взрослости улучшается гораздо медленнее.

Более того, научно-технологическая революция породила такие перемены в окружающей среде и образе жизни, которые разрушают умственное и физическое здоровье людей. Особенно широкое, практически всеохватное распространение среди лиц среднего и особенно старшего возраста получили сердечно-сосудистые, нервно-психические и эндокринные заболевания, которые если и не приводят к преждевременному уходу из жизни, то существенно осложняют умственное и физическое здоровье, а многих и лишают дееспособности. И число людей, которые

© Молчанов A.C., Егорова Л.В., 2020

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

относятся к группе риска развития умеренных когнитивных расстройств и болезни Альцгеймера, неуклонно возрастает[1].

Между тем возраст - это не только бремя. Это также опыт и знания, накопленные за годы жизни и труда, которые открывают перед человеком новые возможности, особенно в таких интеллектуальных областях, как наука и об-

разование. Не случайно средний возраст преподавателей высшей школы существенно выше среднего возраста занятых в нашей стране, а среди заведующих кафедрами, которые считаются главным звеном вузов, около 40% находятся в возрасте свыше 60 лет. И как бы мы ни ценили молодых исследователей, но большая часть действительно фундаментальных от-

александр Сергеевич Молчанов

Российская Федерация, г. Москва

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и технологии педагогической деятельности факультета педагогического образования Московского государственного медико-стоматологического университета им А.И. Евдокимова. Сфера научных интересов: психология и психофизиология когнитивных процессов. Автор более 125 опубликованных научных работ. Электронная почта: Molcthanov@mail.ru

ALEKSANDR S. MOLCHANOV Moscow, Russian Federation

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Technology of Pedagogical Activity, faculty of Pedagogical Education, FSBEI "Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of the MOH Russia. Research interests: psychology and psychophysiology of cognitive processes. Author of more than 125 published scientific papers. Email address: Molcthanov@mail.ru

лариса владимировна егорова Российская Федерация, г. Москва

доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и прогнозирования экономического факультета Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова. Сфера научных интересов: региональная экономика, учет, налогообложение. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: LVEgorova@yandex.ru

larisa V. egorova

Moscow, Russian Federation

Doctor of Economics Sciences, Professor of the Department of Economic Analysis and Forecasting, Faculty of Economics, FSBEI "Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry" of the MOH Russia. Research interests: regional economy, accounting, taxation. Author of more than 150 published scientific papers. Email address: LVEgorova@yandex.ru

Рассматриваются проблемы сохранения когнитивной компетентности как предпосылки повышения продолжительности жизни. Отмечается, что развить, восстановить когнитивные процессы можно в любом возрасте. Приведены данные, согласно которым систематическая физическая активность стимулирует нейротрофические процессы в головном мозге и приводит к структурным и функциональным изменениям, активизирующим интеллектуальную деятельность. В связи с этим ставится задача создания доступных широким слоям населения физических тренингов и индивидуальных программ физических упражнений. Отмечается, что для разработки и реализации психофизиологических программ, направленных на сохранение и восстановление когнитивных процессов лиц старших возрастов, нужна большая ясность в понимании механизмов воздействия на интеллект физической активности, а также экономическая оценка реализации этих программ на региональном и федеральном уровнях.

Ключевые слова: когнитивная компетентность, интеллектуальная деятельность, возрастные когнитивные нарушения, физические упражнения, групповые и персонифицированные программы тренингов, направленных на сохранение когнитивных процессов, экономические затраты.

The problems of maintaining cognitive competence as a prerequisite for increasing life expectancy are considered. It is noted that cognitive processes can be developed and restored at any age. Data are presented according to which systematic physical activity stimulates neuro-trophic processes in the brain and leads to structural and functional changes that activate intellectual activity. In this regard, the goal is to create physical training and individual exercise programs that are accessible to the General population. It is noted that for the development and implementation of psychophysiological programs aimed at preserving and restoring the cognitive processes of older people, greater clarity is needed in understanding the mechanisms of influence on the intelligence of physical activity, as well as an economic assessment of the implementation of these programs at the regional Federal level.

Key words: cognitive competence, intellectual activity, age-related cognitive disorders, physical exercises, group and personalized training programs aimed at preserving cognitive processes, economic cost.

крытий совершена учеными старших возрастов.

Следовательно, продление жизни, увеличение ее продолжитель-

ности имеет не только вполне очевидное гуманистическое значение, но и весьма существенный социальный, духовно-практический и

экономический смысл. Особенно тогда, когда проблема долголетия будет решаться в тесной взаимосвязи с сохранением когнитивной компетентности, которая, в свою очередь, является катализатором физического здоровья.

Факторы, которые снижают риск стагнации интеллектуальных возможностей человека, современной науке известны. У людей, которые в молодости вели активный образ жизни хотя бы средней интенсивности, в старости на 39% реже возникает синдром умеренных когнитивных расстройств. Умеренная по интенсивности, но систематическая физическая активность снижает риск возникновения когнитивных нарушений в пожилом возрасте на 35-38% [20, с. 114].

Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии указывают на постепенное снижение объема головного мозга и увеличение объема мозговых желудочков после 50 лет. Величина гип-покампа, играющего важную роль в механизмах памяти, ежегодно уменьшается на 0,86%, и этот процесс ускоряется после 50 лет. Наблюдаются также изменения объема ряда областей коры головного мозга, мозжечка [18, с. 23-24]. После 70 лет этот процесс развивается особенно стремительно. Наиболее отчетливо он наблюдается у людей, страдающих гипертонией и диабетом второго типа.

Нужна целенаправленная и систематическая работа по формированию у населения эффективных адаптационных механизмов к происходящим и грядущим изменениям, а также по развитию когнитивных возможностей у людей всех возрастных групп. Для этого уже существующие развивающие и коррекционные методы могут быть адаптированы и с успехом применяться для обучения людей, относящихся к средней и старшей возрастным группам.

Продуктивности когнитивных процессов в наибольшей степени способствуют три группы факто-

ров: регулярная физическая активность (1); интеллектуальная насыщенность деятельности (2); включенность в социальную среду(3). Эти факторы, без преувеличения, определяют не только стиль жизни, но и судьбу каждого человека [2].

Обширная литература посвящена вопросам применения физических упражнений для сохранения когнитивных процессов [6]. Несмотря на противоречивость содержащихся в ней данных, разнообразные программы физических упражнений, предназначенные для развития, поддержания, восстановления когнитивных возможностей человека, получают все большее распространение. Тренинги создаются для самых разных возрастных групп людей с учетом их функционального состояния и сохранности когнитивных процессов. Есть все основания полагать, что эффективность таких программ зависит от содержания, систематичности и продолжительности занятий.

Даже одна сессия аэробных упражнений позволяет получить достаточно информации, чтобы можно было судить о функциональном состоянии человека и вероятности достижения значимых изменений в структурах головного мозга, позволяющих при условии систематических занятий добиться активизации интеллектуальной деятельности [23]. Активный образ жизни замедляет возрастные изменения когнитивных процессов на 2-10 лет [6]. В результате систематических тренировок улучшается постуральный контроль (регуляция положения тела в пространстве), повышается физическая выносливость и качество жизни, снижается вероятность развития деменции [15].

Положительное влияние на когнитивные процессы оказывают тренировки кардио-респираторной системы. Благодаря их проведению у тренированных пожилых людей показатели продуктивности интеллектуальной деятельности сопоставимы с этими показателями у молодых людей [9]. Более того, по-

казатели состояния кардио-респи-раторной системы можно рассматривать в качестве индикатора когнитивных возможностей рабочей памяти, скорости обработки информации, внимания и других когнитивных процессов [5].

Посильная физическая нагрузка и специальные упражнения препятствуют развитию возрастных соматических и психических нарушений [6, с. 5]. Остается нерешенным вопрос: что оказывает наибольшее влияние на купирование возрастных изменений - общая физическая активность или избирательная тренировка определенных функциональных систем организма.

Ряд авторов считает, что причиной возрастных структурных изменений в головном мозге являются характерные для позднего онтогенеза локальные трансформации обмена веществ. В этот период жизни человека отмечаются локальные снижения метаболизма глюкозы, насыщения головного мозга кислородом из-за замедления кровотока в сосудах, что в крайних случаях приводит к атрофии тканей [7].

Для достижения значимого улучшения интеллектуальной активности людей старше 50 лет необходима систематическая физическая активность не менее одного раза в неделю [2]. Хорошие резуль-

таты отмечаются при систематической тренировке кардио-респира-торной системы. Сравнительный анализ эффективности четырехмесячных программ тренировок, включающих только силовые, гимнастические упражнения или аэробику, показал, что наиболее эффективной является аэробика [10].

Заметное улучшение показателей распределения и переключения внимания достигается в результате занятий на протяжении десяти недель водным фитнесом [11]. В отличие от пожилых людей, совершавших в течение шести месяцев только пешие прогулки, лица, занимавшиеся все это время спортивной ходьбой, статистически значимо улучшили показатели внимания и решения когнитивных задач [13]. Люди 65-78 лет, занимавшиеся в течение трех месяцев аэробикой, добились в испытаниях когнитивных процессов значимого улучшения результатов [3]. По мнению авторов, этот срок является минимальным для достижения пролонгированного положительного сдвига продуктивности когнитивной деятельности.

Повышение продуктивности познавательной деятельности рассматривается как результат влияния на сердечную мышцу и головной мозг именно аэробных упражнений. Си-

Занятие фитнесом для пенсионеров

ловые упражнения и упражнения на развитие гибкости тела таких результатов не дают [19].

По опубликованным данным [8], еженедельные трехразовые тренировки умеренной и высокой интенсивности, проводимые на протяжении трех месяцев, значимо улучшают состояние памяти и способность вербально формулировать свои мысли у людей 65-75 лет.

Ежедневные индивидуальные надомные тренировки баланса тела и физической выносливости, которые проводились в течение шести месяцев, привели к улучшению избирательности внимания. Важным условием успеха тренировок стала устойчивая мотивация их участников к достижению положительного результата. Аналогичные результаты были получены при проведении одного-двух занятий в неделю, но на протяжении уже двенадцати месяцев. Позитивные изменения наблюдались также в моторной сфере, в частности ускорилась ходьба, что является достоверным свидетельством улучшения функционального состояния пациентов и снижения вероятности скорой смерти [17].

Трехмесячная тренировка умения жонглировать тремя мячиками приводит к увеличению объема

структур, участвующих в механизмах памяти, научения, эмоций (чувства удовольствия, агрессии, страха), смеха, вознаграждения, формировании зависимостей, эффекта плацебо [22].

Из-за недостаточного понимания механизмов влияния физической активности на психические процессы подбор упражнений, направленных на повышение продуктивности когнитивной деятельности, часто происходит интуитивно. Проверка эффективности различных программ упражнений осуществляется в исследованиях, проводимых с участием как человека, так и животных. При этом проверяются две гипотезы. По одной из них физические упражнения оказывают прямое влияние на структуры, отвечающие за когнитивные процессы [19]. По второй - такое влияние опосредовано оздоравлива-ющим воздействием физической активности на весь организм, что сказывается в том числе и на высших психических функциях [21].

Значительная часть исследований, доказывающих первую гипотезу, показала, что физическая активность стимулирует развитие системы кровеносных сосудов, усиливает синаптические связи в

нейронных сетях [7], когда новые элементы структурно и функционально встраиваются в уже существующие нейронные сети и тем самым восстанавливают и усиливают их активность [18].

На биохимическом уровне ан-гиогенез, нейрогенез, синапсоге-нез в ЦНС связывают с синтезом мозгового нейротропного фактора - белка, стимулирующего развитие нейронов, выполняющего нейропротекторную функцию, а также обеспечивающего пластичность нейронных связей. Под его воздействием происходит усиленное образование инсулиноподоб-ного фактора роста - 1 (ИФР-1), который участвует в генезе сосудистых и нейронных сетей. Этот белок ускоряет процесс старения организма, а мутации гена ИФР-1 увеличивают продолжительность жизни лабораторных животных.

Физическая активность стимулирует синтез нейромедиаторов. Вызванное интенсивными физическими упражнениями увеличение нейротропного фактора связывают с увеличением гиппокампа [16].

У пожилых людей с тренированной сердечно-сосудистой системой, как правило, медленнее происходит снижение объема белого и серого вещества во фронтальном, префронтальном и темпоральном отделах коры головного мозга [9]. У них больше размер гиппокампа как в правом, так и левом полушариях, лучше результаты в испытаниях пространственной памяти [6]. Результаты функциональной магнитно-резонансной томографии показывают, что систематические занятия аэробикой, укрепляющей сердечно-сосудистую систему, повышают активность структур головного мозга, отвечающих за функции внимания [18].

Тренировка физической выносливости в течение года повышает у пожилых людей пластичность связей в обширных нейронных сетях, охватывающих переднюю часть средней височной извилины левого полушария и простирающихся

На занятиях пилатесом для лиц серебряного возраста

до орбитофронтальной коры. Занятия в группах аэробики ходьбой, выполнение упражнений на растягивание отдельных групп мышц, повышающих их тонус, приводят к упрочению функциональных связей в обширных исполнительных нейронных сетях.

Первые признаки повышения пластичности связей и улучшения исполнительских возможностей появляются уже через шесть месяцев систематических занятий, но явные положительные результаты наблюдаются через год. Такие занятия понижают тревожность, уровень дистресса, повышают самооценку, облегчают депрессию, улучшают эмоциональное состояние [21].

При сопоставлении влияния аэробики и растягивания мышц на качество и скорость переработки информации больший положительный эффект у пожилых людей с

ретроградной амнезией достигается после занятий аэробикой. Значимые результаты наблюдаются уже после шести месяцев занятий [23].

Систематичность проведения тренировок - непременное условие достижения положительного результата. Восстановление интеллектуальной работоспособности, предположительно, связано с тем, что физические упражнения способствуют повышению интегратив-ных процессов в структурах головного мозга, участвующих в когнитивной деятельности [21].

Оптимизация индивидуального режима сна и бодрствования также активизирует когнитивную деятельность, особенно в сочетании со сбалансированной системой питания [21].

Люди, ведущие активный образ жизни (физически активные не менее пяти часов в неделю), в старо-

сти имеют более высокие показатели в испытаниях памяти, скорости и качестве обработки информации. В возрасте старше 65 лет, при систематических физических нагрузках не менее трех раз в неделю, ниже оказывается риск интеллектуальных нарушений по типу деменции [14].

По мнению исследователей [3], память наилучшим образом восстанавливается при помощи аэробики, хотя упражнения на физическую выносливость также оказывают положительное действие.

В [14] сопоставлялись результаты испытаний отложенного воспроизведения материала, обучаемости и самооценки интеллектуальных возможностей пациентов с умеренными когнитивными расстройствами памяти и начальной стадией лаку-нарной деменции. Участники исследования приняли участие в одной из

Победители состязаний в рамках программы «Московское долголетие»

Необходимые условия тренировок, их продолжительность, виды упражнений и состав участников

№ п/п Условия для тренировок Продолжительность и частота тренировок Вид упражнений Половозрастной состав участников Источник

1. Бассейн Два с половиной месяца Водный фитнес 11

2. Любые условия Один раз в неделю (минимум) Физическая активность Старше 50 лет 2

3. Спортивный зал Четыре месяца Аэробика, силовые и гимнастические упражнения 10

4. Спортивный зал Три месяца (минимум) Аэробика 65-78 лет 3

5. Спортивный зал Три месяца три раза в неделю Аэробика 65-75 лет 8

6. Спортивный зал Аэробика и растягивание мышц Гендерные различия эффективности 4

7. В домашних условиях Шесть месяцев ежедневно или двенадцать месяцев 1-2 раза в неделю Баланс тела и физическая выносливость Средний возраст 70 лет 17

8. Любые условия Четыре месяца Занятия физкультурой Средний возраст 82 года 12

9. Любые условия Систематически продолжительное время Координация движений и выработка новых моторных умений - 22

10. Любые условия Три месяца Жонглирование тремя мячиками - 23

11. Вне помещений Шесть месяцев Спортивная ходьба - 13

12. Вне помещений В течение года, первые признаки улучшений через шесть месяцев Спортивная ходьба, растягивание отдельных групп мышц 23

13. Оптимизация индивидуального режима сна и бодрствования и сбалансированное питание 21

14. Постоянно не менее трех раз в неделю Умеренная, систематическая нагрузка Старше 65 лет 20, 15

15. Тай-чи, растягивание мышц - 14

двух программ лечебной физкультуры: занятиях по китайской методике тай-чи (1) и тренинге растягивания мышц (2). Было установлено, что оба комплекса упражнений оказывают положительное действие. Однако по клинической рейтинговой шкале деменции Морриса в испытаниях постурального контроля тела и величине поля зрения у лиц, занимавшихся по китайской методике тай-чи, результаты были выше.

Имеются данные, касающиеся гендерных различий эффективности аэробики и упражнений на растягивание мышц у пожилых людей с легкими мнестическими нарушениями. Установлено, что после шести месяцев систематических занятий результаты в испытаниях исполнительного контроля мнестических операций у женщин были выше. Возможно, асимметрия результа-

тов решения когнитивных задач вызвана тендерными различиями глюкометаболических и гипотала-мо-гипофизарно-надпочечнико-вых реакций на аэробные упражнения [6].

Подробное рассмотрение механизмов развития и коррекции когнитивных возможностей не в последнюю очередь требуется в силу того, что каждая из предлагаемых методик, сроки проведения тренингов предполагают определенные финансовые затраты на создание условий для их организации, оплату труда квалифицированных инструкторов. Поэтому мы сочли оправданным отображение приведенных в тексте данных о видах упражнений, необходимых условиях, продолжительности и результатах тренировок в единой таблице.

Итак, подведем итоги сказанного и сформулируем некоторые выводы.

Имеющиеся в литературе данные указывают, что развитие и восстановление когнитивных процессов происходит в процессее систематической физической активности. Аэробные упражнения и упражнения на растягивание мышц, развитие физической выносливости, координации движений, выработка новых моторных умений оказывают стимулирующее влияние на ней-ротрофические процессы в головном мозге, приводят к структурным и функциональным изменениям, активизирующим интеллектуальную деятельность.

Непременным условием достижения положительного результата независимо от вида упражнений является систематичность и доста-

точная продолжительность занятий. Другой важный резерв повышения эффективности тренировок связан с разработкой индивидуальных программ.

Значительный, но еще недостаточно изученный развиваю-

щий и коррекционный потенциал, который еще только предстоит оценить и начать использовать в реабилитационной работе, заключен в национальных спортивных играх и системах физических упражнений.

Внедрение и широкое использование соответствующих тренинго-вых программ требует их экономической оценки. Этой теме посвящена вторая часть настоящей статьи, которая будет опубликована в следующем номере журнала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савельев С.В. Церебральный сортинг. М.: Веди, 2016. 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aichberger M.C. Busch M.A., Reischies F.M., Strohle A., Heinz A., Rapp M.A. Effect of physical inactivity on cognitive performance after 2,5 years of follow - up: longitudinal results from the survey of health, aging, and retirement (SHARE) // GeroPsych. 2010. Vol. 23, no. 1. Pp. 7-15.

3. Albinet C.T., Boucard G., Boucard C.A., Auditfren M. Increased heart rate variability and executive performance after aerobic training in the elderly // European Journal of Applied Physiology. 2010. Vol. 109, no. 4. Pp. 617-624.

4. Baker L.D., Frank L.L., Foster-Schubert K. et al. Effect of aerobic exercise on mild cognitive impairment: a controlled trail // Archives of Neurology. 2010. Vol. 67, no. 1. Pp. 71-79.

5. Barens D.E., Yaffe K., Satariano W.A., Tager I.B. A longitudional study of cardiorespiratory fitness and cognitive function in healthy older adults // Journal of the American Geriatrics Society. 2003. Vol. 51, no. 4. Pp. 459-465.

6. Behrer L., Erickson K.I., Lui-Ambrose T. A review of the effects of physical activity and exercise on cognitive and brain functions in older adults // Journal of aging research. 2013.

7. Black J.F., Isaacs K.R., Anderson B.J., Alcantara A.A., Greenough T. Learning courses synaptogenesis whereas motor activity causes angiogenesis, in cerebellar cortex of adult rats // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 1990. Vol. 87, no. 14. Pp. 5568-5572.

8. Cassilhas R.C., Viana V.A.R., Grassmann V. et.al. The impact of resistance exercise on the cognitive function of the elderly // Medicine and Science in Sports and Exercise. 2007. Vol. 39, no. 8. Pp. 1401-1407.

9. Colcombe S.J. Aerobic exercise training increases brain volume in aging hu-mans // The Journal of Gerontology Series A: Biological Sciences and Medical Sciences, 61(11), 2006, pp. 1166-1170.

10. Dustman R.E., Ruhling R.O., Russel E.M. et al. Aerobic exercise training and improved neuroPsychological function of older individuals // Neurobiology of Aging. 1984. Vol. 5, no. 1. Pp. 35-42.

11. Hawkins H.I., Kramer A.E., Capaldi D. Aging, exercise, effects of a three-year exercise, and attention // Psychology and Aging. 2009. Vol. 7, no. 4. Pp. 643-653.

12. Kemoun G., Thibaud M., Roumagne N. Effects of physical training programme on cognitive function and walking efficiency in elderly persons with dementia // Dementia and Geriatric Disorders. 2010. Vol. 29, no. 2. Pp. 109-114.

13. Kramer A.F., Bherer L., Colcombe S.J., Dong W, Greenouhg W.T. Environmental influences on cognitive and brain plasticity during aging // Journal of Gerontology A. 2004. Vol. 59, no. 9. Pp. 940-957.

14. Lam L.C.W., Chau R.C.M., Wong M.L. et al. Interim follow-up of a randomized controlled trial comparing Chinese style mind body (Tai Chi) and stretching exercises on cognitive function in subjects at risk of progressive cognitive decline // International Journal of Geriatric Psychiatry. 2011. Vol. 26, no. 7. Pp. 733-740.

15. Larson E.B., Wang L., Bowen D.J. et al. Exercise is Associated with reduced risk for incident dementia among persons 65 years of age and older // Annals of Internal Medicine. 2006. Vol. 144, no. 2. Pp. 73-81.

16. Lista I., Sorrentino G. Biological mechanisms of physical activity in preventing cognitive decline // Cellular and Molecular Neurobiology. 2010. Vol. 30 (4). Pp. 493-503.

17. Lui-Ambrose T., Nagamatsu L.S., Voss M.W., Khan K.M., Handy T.C. Resistance training and functional plasticity of the aging brain: a 12-month randomized controlled trail // Neurobiology of aging. 2012. Vol. 33 (8). Pp. 1690-1698.

18. RazN. The aging brain observed in vivo, differential changes and there modifiers // Cognitive Neuroscience of Aging. R. Cabeza, L. Nyberg, and D.C. Park (eds.). Oxford University, New York, USA, 2005. Pp. 19-57.

19. Smily-Oyen A.L., Lowry K.A., Francois S.J., Kohut M.I., Ekkekakis P. Exercise, fitness, and neurocognitive function in older adults: the "selective improvement", and "cardiovascular fitness" hypotheses // Annual of Behavioral Medicine. 2008. Vol. 36, no. 3. Pp. 280-291.

20. Sofi F., Valecchi D., Bacci D. et al. Physical activity and risk of cognitive decline: a meta-analysis of prospective studies // Journal of Internal Medicine. 2011. Vol. 269, no. 1. Pp. 101-117.

21. Spirduso W., Francis K., MacRae P. Physical Dimensions of Aging // In Human Kinetics. Champaign, Ill, USA, 2nd edition, 2005.

22. Vollcher-Rehade C, Godde B., Staudinger U.M. Physical and motor fitness are both related to cognition in old age // Journal of Gerontology A. 2003. Vol. 58, no. 2. Pp. 176-180.

23. Voss M.V., Wang T., Narayana-Kaman K., Cole R. et al. Acute exercise effects predict training change in cognition and connectivity // Medicine & Science in Sports & Exercise. 2020. 52 (1). Pp. 131-140.

REFERENCES

1. Savefev S.V. (2016) Cerebral'ny'jsorting [Cerebral sorting]. Moscow: Vedi. 256 p. (In Russian).

2. Aichberger M.C. Busch M.A., Reischies F.M., Strohle A., Heinz A., Rapp M.A. (2010) Effect of physical inactivity on cognitive performance after 2,5 years of follow - up: longitudinal results from the survey of health, aging, and retirement (SHARE). GeroPsych. Vol. 23, no. 1. Pp. 7-15. (In English).

3. Albinet C.T., Boucard G., Boucard C.A., Auditfren M. (2010) Increased heart rate variability and executive performance after aerobic training in the elderly. European Journal of Applied Physiology. Vol. 109, no. 4. Pp. 617-624. (In English).

4. Baker L.D., Frank L.L., Foster-Schubert K. et al. (2010) Effect of aerobic exercise on mild cognitive impairment: a controlled trail. Archives of Neurology. Vol. 67, no. 1. Pp. 71-79. (In English).

5. Barens D.E., Yaffe K., Satariano W.A., Tager I.B. (2003) A longitudional study of cardiorespiratory fitness and cognitive function in healthy older adults. Journal of the American Geriatrics Society. Vol. 51, no. 4. Pp. 459-465. (In English).

6. Behrer L., Erickson K.I., Lui-Ambrose T. (2013) A review of the effects of physical activity and exercise on cognitive and brain functions in older adults. Journal of aging research. (In English).

7. Black J.F., Isaacs K.R., Anderson B.J., Alcantara A.A., Greenough T. (1990) Learning courses synaptogenesis whereas motor activity causes angiogenesis, in cerebellar cortex of adult rats. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. Vol. 87, no. 14. Pp. 5568-5572. (In English).

8. Cassilhas R.C., Viana V.A.R., Grassmann V. et al. (2007) The impact of re-sistance exercise on the cognitive function of the elderly. Medicine and Science in Sports and Exercise. Vol. 39, no. 8. Pp. 1401-1407. (In English).

9. Colcombe S.J. (2006) Aerobic exercise training increases brain volume in aging humans. The Journal of Gerontology Series A: Biological Sciences and Medical Sciences. 61 (11). Pp. 1166-1170. (In English).

10. Dustman R.E., Ruhling R.O., Russel E.M. et al. (1984) Aerobic exercise training and improved neuroPsychological function of older individuals. Neurobiology of Aging. Vol. 5, no. 1. Pp. 35-42. (In English).

11. Hawkins H.I., Kramer A.E., Capaldi D. (2009) Aging, exercise, effects of a three-year exercise, and attention. Psychology and Aging. Vol. 7, no. 4. Pp. 643-653. (In English).

12. Kemoun G., Thibaud M., Roumagne N. (2010) Effects of physical training programme on cognitive function and walking efficiency in elderly persons with dementia. Dementia and Geriatric Disorders. Vol. 29, no. 2. Pp. 109-114. (In English).

13. Kramer A.F., Bherer L., Colcombe S.J., Dong W., Greenouhg W.T. (2004) Environmental influences on cognitive and brain plasticity during aging. Journal of Gerontology A. Vol. 59, no. 9. Pp. 940-957. (In English).

14. Lam L.C.W., Chau R.C.M., Wong M.L. et al. (2011) Interim follow-up of a randomized controlled trial comparing Chinese style mind body (Tai Chi) and stretching exercises on cognitive function in subjects at risk of progressive cognitive decline. International Journal of Geriatric Psychiatry. Vol. 26, no. 7. Pp. 733-740. (In English).

15. Larson E.B., Wang L., Bowen D.J. et al. (2006) Exercise is Associated with reduced risk for incident dementia among persons 65 years of age and older. Annals of Internal Medicine. Vol. 144, no. 2. Pp. 73-81. (In English).

16. Lista I., Sorrentino G. (2010) Biological mechanisms of physical activity in preventing cognitive decline. Cellular and Molecular Neurobiology. Vol. 30 (4). Pp. 493-503. (In English).

17. Lui-Ambrose T., Nagamatsu L.S., Voss M.W., Khan K.M., Handy T.C. (2012) Resistance training and functional plasticity of the aging brain: a 12-month randomized controlled trail. Neurobiology of aging. Vol. 33 (8). Pp. 1690-1698. (In English).

18. Raz N. (2005) The aging brain observed in vivo, differential changes and there modifiers. Cognitive Neuroscience of Aging. R. Cabeza, L. Nyberg, and D.C. Park (eds.). Oxford University, New York, USA. Pp. 19-57. (In English).

19. Smily-Oyen A.L., Lowry K.A., Francois S.J., Kohut M.I., Ekkekakis P. (2008) Exercise, fitness, and neurocognitive function in older adults: the "selective improvement", and "cardiovascular fitness" hypotheses. In Annual of Behavioral Medicine. Vol. 36, no. 3. Pp. 280-291. (In English).

20. Sofi F., Valecchi D., Bacci D. et al. (2011) Physical activity and risk of cognitive decline: a meta-analysis of prospective studies. Journal of Internal Medicine. Vol. 269, no. 1. Pp. 101-117. (In English).

21. Spirduso W., Francis K., MacRae P. (2005) Physical Dimensions of Aging. In Human Kinetics. Champaign, Ill, USA, 2nd edition.

22. Vollcher-Rehade C., Godde B., Staudinger U.M. (2003) Physical and motor fitness are both related to cognition in old age. Journal of Gerontology A. Vol. 58, no. 2. Pp. 176-180. (In English).

23. Voss M.V., Wang T., Narayana-Kaman K., Cole R. et al. (2020) Acute exercise effects predict training change in cognition and connectivity. Medicine & Science in Sports & Exercise. 52 (1). Pp. 131-140. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.