ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
УДК 0619(470.332)
СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ НЕФОРМАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 ГГ.)
НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Иванов А.М.
Данная статья посвящена созданию и деятельности первых неформальных организаций и движений в Советском Союзе в период Перестройки на территории Смоленской области. Приводится классификация неформальных движений в перестроечный период их существования. В работе раскрываются взаимоотношения местных партийных организаций с вновь создаваемыми неформальными движениями. Делается вывод, что возникшие во время Перестройки массовые общественные движения поддерживали демократические преобразования, проводимые в стране и области. Это был период новых возможностей для возникновения общественных движений на региональном уровне. Перестройка стала периодом формирования новых образцов политического поведения, периодом массового политического участия, создания новых политических институтов и объединений смолян и жителей Смоленской области, их массового участия в альтернативных выборах.
Ключевые слова: молодежные группы, перестройка, общественные организации и движения, неформалы.
CREATION AND THE ACTIVITY OF THE FIRST NONFORMAL MOTIONS DURING THE PERESTROIKA PERIOD (1985-1991), BASING ON THE EXAMPLE OF SMOLENSK OBLAST
Ivanov A.M.
This article considers the establishment and operation of the first informal organizations and movements in the Soviet Union during the Perestroika on the territory of Smolensk Oblast. The author classifies the informal movements during the adjustment period of their existence. The work reveals the relationship between local party organizations with the newly created informal movements. It is concluded
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru that during the Perestroïka emerged massive social movements supported the democratic reforms undertaken in the country and the region. It was the period of new opportunities for the appearance of the local social movements. The restructuring was the period of formation of new models of political behaviour, a period of mass political participation and creation of new political institutions and associations of Smolensk and the Smolensk region citizens, their participation in the alternative elections.
Keywords: youth groups, reconstruction, public organizations and motion, informals.
Курс на обновление общества объявленный руководством КПСС в апреле 1985 года оказал серьезное влияние на общественное сознание и вызвал нарастание широкой массовой активности по формулированию альтернативных предложений по всем направлениям развития общественной жизни. Это привело к возникновению и развитию неформальных общественных движений в советском государстве.
Накануне Перестройки в СССР активно действовало диссидентское движение, однако оно пошло на спад в 1987 году после провозглашения январским пленумом ЦК КПСС демократизации общественной жизни и объявления гласности. В тоже время на основе диссидентства советские граждане, в том числе проживавшие на территории Смоленской области, несогласные с политикой государственной власти стали объединяться сначала в общественные организации неформального типа, а затем и в независимые общественно-политические организации и партии.
Изначально неформальные общественные движения функционировали в рамках общегосударственной идеологии и объединяли в себе представителей военно-патриотических организаций, молодежных субкультур, национально-культурных, экологических организаций и объединений и т.д., целью которых являлось продвижение альтернативных идей направленных на реализацию мероприятий перестройки. При этом в 1985-1987 гг. неформальные
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru организации в целом не являлись оппозиционными правящей власти, несмотря на провозглашенную политику гласности. При этом данные общественно-политические течения не обладали какими-либо четко сформулированными программными установками.
Советские и партийные органы власти в середине 1980-х гг. не препятствовали деятельности неформальных организаций, считая, что их представители могут привнести свежий взгляд на реформирование государства в рамках Перестройки. Так в 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой информации М.С. Горбачев указал, что большинство консервативных проявлений, ошибок и просчетов деятельности КПСС вызвано отсутствием в стране оппозиции. Он также обозначил, что неформальное движение в стране является проявлением социалистического плюрализма [10, с. 358].
18 июня 1987 года ЦК КПСС приняло постановление «О негативных проявлениях в деятельности некоторых неформальных общественных объединений» [1, л. 217-218]. Во второй половине 1980-х гг. на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканских и около 800 местных общественных организаций [10, с. 360].
Однако после 1987 года с нарастанием масштабов преобразований в рамках Перестройки неформальные организации и объединения постепенно стали выходить из-под влияния Коммунистической партии. Именно в это время начинается активный процесс формализации неформальных организаций как особой сферы общественной деятельности. Для них были характерны: сравнительная малочисленность; сохранение активности всех участников движения; построение отношений внутри группы на основе межличностного общения; протест и критика как основная цель деятельности; митинг, собрания и встречи как основные формы организационной работы; организационная неустойчивость вызванная приоритетом личности перед коллективом [21, с. 2223].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
На основании изучения различных источников [19, с. 256; 20, с. 204; 22, с. 22-23; 23, с. 288; 27, с. 103-109;] неформальные объединения в перестроечный период можно классифицировать по следующим направлениям:
1. Культурные движения. Некоторые исследователи считают, что первыми были хиппи, выступавшие за построение общества, основанного на братстве, где нет различий между нациями, а в основе взаимоотношений лежит любовь; толкиенисты (ролевики), поклонники английского писателя Д. Толкиена, создавшего в своих произведениях волшебный мир Средиземье; панки, стремившиеся к личной свободе и независимости на основе агрессии по отношению к окружающему миру; скинхеды (скины), исповедующие в идеологии крайне агрессивный национализм и расизм; байкеры (рокеры), для которых мир делится на тех, кто передвигается на мотоциклах, и тех, кто предпочитает иной способ передвижения; металлисты (металлеры), идеология которых сосредоточена в предпочтении музыки стиля «металл»; роллеры, отдающие предпочтение передвижению на роликах; рэперы (любители рэпа как музыкального жанра); скейтбордисты (любители езды на доске на скейте); стрейтэджеры (поборники здорового образа жизни). Все эти молодежные движения относятся к неформальным молодежным объединениям, многие из которых возникали как альтернатива ВЛКСМ и параллельно с его распадом.
2. «Подкрышные» движения - филиалы существующих партийных организаций, которые начали образовываться при партиях, возникших после распада КПСС [26, с. 103]. Модель функционирования - ВЛКСМ при КПСС. В качестве примеров можно привести: Всероссийское молодежное общественно-политическое движение «Наш дом Россия», молодежное «Яблоко», молодежный «Демократический выбор России», молодежное движение «Новый курс» и т.п. В своем уставе они целиком повторяли программные положения партий, к которым принадлежали, а их лидеры занимали оплачиваемую должность во «взрослой» партии. Региональные отделения были развиты слабо, в основном движения работали в Москве.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
3. Досуговые движения, состоявшие из небольших групп молодых людей, объединившихся по интересам и агитирующих в пользу этих интересов [26, с. 105]. Такие движения не претендовали на массовый охват молодежи, объединяли довольно узкий круг людей, кому интересно заниматься общим делом. Это - «Ассоциация свободных художников», «Организация студентов столичных вузов», различные творческие клубы.
4. Леворадикальные организации, которые близки к неформальным объединениям. [7, с. 109] Среди них: «Анархо-радикальное объединение молодежи», профсоюз «Студенческая защита», а также Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, который в начале ее организации мастерски привлек к себе немалое число панков и металлистов; «Социально-экологический союз».
5. Движения-проекты, построенные вокруг идеи реализации каких-либо культурных или социальных инициатив. Образцом такого проекта можно считать «Первое свободное поколение» (ПСП) в Москве (лидеры Владимир Шмелев, Глеб Голуб и др.) В таких разноплановых движениях автор проекта по какому-либо направлению становился лидером именно по этому направлению (например, защита студенческих прав, организация творческих клубов молодежи и пр.).
Таким образом, Перестройка стала первым периодом образования многочисленных молодежных движений и организаций в новейшей истории России. Многие движения находились в стадии поиска форм работы, организации структурных подразделений и пр.
К середине 1987 года по данным бюро Смоленского обкома в области было зарегистрировано 19 различных неформальных объединений и групп. На начало 1988 года в области насчитывалось уже около 150 различных самодеятельных формирований, объединений и групп. В их состав входила определенная часть интеллигенции и молодежи, большинство из которых сгруппировались на основе увлечений и интересов. К числу таких объединений относились: клуб конструирования самодельных летательных аппаратов,
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru группы любителей компьютерной техники, разведения аквариумных рыб, подводного плавания и некоторые другие [1, л. 245].
В Смоленске активно действовал краеведческий клуб «Феникс», созданный по решению учредителей: Областной писательской организации, Областной научной библиотеки им. В.И. Ленина, Обществом охраны памятников истории и культуры. Свою работу клуб начал в январе 1986 года, руководила им директор Государственного архива И.С. Герасимова, которая объединила на добровольных началах людей с общими интересами в изучении и пропаганде вопросов истории, экономики, культуры Смоленского края. Членами клуба являлись писатели, преподаватели и студенты Смоленского государственного педагогического института, экскурсоводы города, научные сотрудники музея-заповедника, учителя, краеведы.
Работа клуба ежегодно планировалась, велась вся необходимая документация. Заседания клуба были открытыми, на них приглашались все желающие. Когда информация об очередном заседании публиковалась в издании «Рабочий путь», количество участников существенно. Члены этого объединения на своих собраниях проводили обсуждение докладов, рефератов, лекций, происходил обмен мнениями, дискуссий по важнейшим вопросам истории и природы родного края, города, часто с привлечением кино, фотодокументов, архивных материалов. Кроме основных тем на обсуждение выносились литературные странички, посвященные юбилейным датам знатных земляков. Для проведения намеченных мероприятий клубы был предоставлен один из залов областной библиотеки имени В.И. Ленина [1, л. 239-240]. По отдельно обсуждаемым вопросам Совет клуба выходил на Исполком горсовета с конкретными предложениями. Так на комиссию по охране природы и памятников истории и культуры Исполкома клуб вышел с письменной просьбой рассмотреть состояние исторического памятника - крепостной стены. С предложениями в топонимическую комиссию Горисполкома по переименованию улиц Смоленска, по созданию заповедного списка улиц, не подлежащих переименованию. Члены клуба принимали активное участие в
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru благоустройстве города (обрезка деревьев, уборка территории музея-заповедника и т.д.) [1, л. 241].
Аналогичную тематику с уклоном на практическое участие в сохранение и реставрацию памятников истории и культуры разрабатывало объединение «Наследие», которое насчитывало в своих рядах свыше 80 энтузиастов, объединенных на основе общего интереса к изучению и пропаганде вопросов истории, культуры, охране национального культурного наследия. В 1988 году «Наследие» возглавлял бывший заведующий художественной галереей А.П. Верхоланцев. Характерной чертой данного объединения являлось привлечение широкого круга населения к участию в субботниках по благоустройству и реставрации памятников истории и архитектуры [2, л. 19-20].
Однако уже середине 1990 года клубы «Феникс» и «Наследие» -наиболее стабильные по составу неформальные организации, оказались в кризисе. Молодежь в их деятельности почти не участвовала, однако в движении за охрану памятников истории и культуры стали принимать участие как молодые верующие из Смоленской воскресной церковной школы, так и комсомольцы. Так, например, совместными усилиями в 1989-1990 гг. происходило восстановление Болдинского монастыря [17, с. 7].
С 1985 году при библиотеке им. В.И. Ленина работало литературное объединение «Родник», работой его руководил поэт Ю. Пашков. В объединении насчитывалось 40 человек (20 человек молодежь). Среди них: рабочие, военнослужащие, студенты, служащие. Занятия объединения проводились еженедельно по понедельникам в вечернее время. На заседаниях обсуждались новые стихи, написанные членами объединения. С лекциями и обзорами по современной литературе выступали библиотечные работники. Результатом работы литературного объединения являлись публикации начинающих поэтов на страницах газет «Рабочий путь», «Смена», в сборниках.
При библиотеке существовал Клуб интересных встреч, возглавлял его поэт Л. Козырь. Встречи с интересными людьми всегда привлекали читателей библиотеки и жителей города. Так состоялись встречи с делегатом XXVII
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru съезда КПСС Р.Н. Волощуком, директором Катынской птицефабрики; Шкурловым Н.С. директором Талашкинской птицефабрики; с кинорежиссером И. Хейфецем, поэтом Н. Старшиновым [2, л. 9-10].
С января 1987 года начал свою работу клуб «Форум». В его состав входили преподаватели пединститута, учителя, студенты, обсуждавшие проблемы культуры и искусства [1, л. 241-242]. Все клубы и объединения, за исключением «Форума», были зарегистрированы в городском отделе культуры, их работа планировалась, проводились плановые отчеты перед их членами.
Осенью 1988 года в Смоленске образовалось первая неформальная организацией «Справедливость», точнее товарищество «Справедливость» при областной писательской организации [24, с. 3]. Оно объединяло представителей творческой интеллигенции численностью около 30 человек. Основная задача товарищества заключалась в анализе деятельности городских партийных и советских органов, выявлении фактов злоупотреблений, использования служебного положения в целях личного обогащения.
12 ноября 1986 года была создана Смоленская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Учредительная конференция состоялась 21 марта 1987 года. Первым председателем совета был избран заслуженный ветеран, фронтовик, участник партизанского движения на Смоленщине Н.С. Шараев [26, с. 287].
В 1987 году на общественных началах в Смоленске был образован городской Совет ветеранов войны и труда, в который вошло 59 ветеранов. Одновременно был образован Президиум в количестве 17 человек и 6 комиссий по различным направлениям деятельности [3, л. 3]. Смоленская секция ветеранов войны и труда занималась военно-патриотическим воспитанием молодежи. Совет контролировал на общественных началах выполнение постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 мая 1988 года «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни ветеранов войны и труда», решений обкома партии, облисполкома, усиления заботы
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru государственных органов и социальных служб по удовлетворению материальных, бытовых и духовных потребностей и запросов ветеранов; принимал непосредственное участие в повышении деловой квалификации, идейной подготовке пропагандистов, лекторов выступающих в рамках военно-патриотической тематики, а также по вопросам международного и внутреннего положения; осуществлял свою деятельность на основе взаимодействия с военкоматами, организациями ДОСААФ, комсомольскими организациями и обществом «Знание» в вопросах совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи [4, л. 36-37].
Немаловажную роль среди общественных движений в период перестройки играло женское движение, которое в современных исследованиях определяется как коллективные действия, обусловленные положением женщин в обществе. Как справедливо отмечает А. Темкина, такие действия могут быть направлены как на изменение существующей системы тендерных ролей, так и на сохранение сложившейся позиции женщины в обществе [25, с. 16].
Женское движение на данном этапе характеризовалось более поздним возникновением по сравнению с другими общественными движениями, отсутствием массовой поддержки, централизованностью развития (в Москве и Петербурге), идеологическим плюрализмом, слабым развитием феминистской идеологии, специфическим репертуаром коллективных действий [25, с. 18]. На заключительном этапе Перестройки возникли группы защиты интересов женщин в разных профессиональных сообществах, различных экономических структурах и политических организациях, развивалось участие женщин в благотворительности и деятельности вновь созданных общественных организаций.
Смоленский областной Совет женщин был создан на учредительной конференции в январе 1987 года [15, с. 10]. Необходимость его создания была вызвана тем, что объединившись, женщины, смогли бы играть более важную роль в воспитании подрастающего поколения, в решении насущных
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru общественно-политических вопросов [5, л. 2]. Председателем Смоленского областного Совета женщин была избрана М.В. Утенкова.
Смоленский областной Совет женщин на добровольной основе объединил 30 районных и городских, 9 поселковых и более 200 на предприятиях Советов женщин, в организациях, войсковых частях, сельскохозяйственных объединениях. Он являлся координатором действий районных и местных Советов, обобщал их опыт, отмечал лучших работников и др. В результате было создано 1156 женсоветов, в которых участвовало 7112 женщин [6, л. 16].
Женсоветы решали такие вопросы, как: работа с многодетными семьями, одинокими матерями, солдатскими вдовами Великой Отечественной войны и молодыми вдовами, мужья которых погибли, выполняя интернациональный долг. Советы женщин контролировали деятельность школ-интернатов и детских домов, вели просветительскую работу с девушками, боролись за создание лучших производственных, культурно-бытовых, жилищных условий для женщин, принимали активное участие в создание детского фонда, Советского фонда мира [7, л. 12]. Так, например, семья Бойнак, проживавшая в г. Смоленске, состояла их матери и четверых детей, отец которых погиб на производстве. Мать работала конюхом, получая 130 рублей зарплаты, и на всех несовершеннолетних детей - 120 рублей за погибшего отца. Из-за слабой материальной обеспеченности семья не могла рассчитаться за коммунальные услуги (500 рублей) и за квартиру с кооперативом (620 рублей). Городские и областные женсоветы ходатайствовали о материальной помощи данной семье. Председатель смоленского городского Совета женщин Е.П. Рябчик обратилась в горисполком с ходатайством об оказании помощи этой семье. Решением горисполкома долги за коммунальные услуги были погашены [7, л. 8].
С 1990 года Смоленский областной Совет женщин являлся коллективным членом Союза женщин России [13, с. 11-12].
Значительную роль в развитии общественно-политической жизни страны сыграли патриотические и национальные российские движения, нацеленные на
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru национальное и культурное возрождение русских традиций, восстановление российской государственности, возрождение православия. Эти движения осуществляли развернутую пропаганду борьбы за восстановление и сохранение культурных памятников, памятных дат, возрождение памяти национальных героев и т.д. Особое место среди них занимало движение «Память» и группы близкие к нему, которые действовали на всей территории РСФСР. Так, например, в Смоленске была попытка открыть представительство общества национально-патриотического фронта «Память», однако данная инициатива не нашла поддержки среди местного населения, поэтому единственной националистической неформальной организацией, заявившей о себе в городе в 1990 году, стало движение «Русский флаг» [17, с. 7].
В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 5 февраля 1988 года «Об итогах Всесоюзного сбора молодых воинов запаса», секретариат Смоленского обкома КПСС 12 апреля 1988 года принял постановление, на основе которого были разработаны и претворены в жизнь мероприятия по улучшению работы с молодыми воинами запаса [1, л. 14-16].
Так в мае 1988 года был проведен областной слет воинов запаса, на котором были рассмотрены проблемы и определены пути улучшения военно-патриотического воспитания молодежи. В районах Смоленской области были созданы советы воинов запаса, в которых занималось 610 юношей. К организации этой работы было привлечено 307 бывших военнослужащих. Ежегодно на учебной базе смоленского высшего зенитного ракетного командного училища проводились сборы руководителей и участников этих клубов. В Смоленске вошло в практику организованное проведение праздников родов войск (дни пограничника, военно-воздушных сил и т.д.).
Активное участие принимали воины запаса в комсомольских политических дискуссионных клубах, месячниках по военно-патриотическому воспитанию, в кружковой работе в качестве руководителей спортивных секций и секций по военным видам спорта. В каждом районе области работали клубы будущего воина с охватом около 15 тысяч юношей. В оборонно-спортивных
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru оздоровительных лагерях ежегодно проходило подготовку к службе в армии более двух тысяч человек.
Особое внимание уделялось военнослужащим, находившимся в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В Смоленской области на 1988 год проживало 2672 участника, 87 семей погибших военнослужащих, 37 инвалидов и 156 человек, получивших ранения при оказании интернациональной помощи. Всем военнослужащим были выданы свидетельства о праве на льготы. На военные захоронения установлены постоянные гранитные надгробия [8, л. 1].
23 марта 1989 года решением бюро Смоленского горкома ВЛКСМ при горкоме комсомола было создано военно-патриотическое объединение молодых воинов запаса, председателем которого был утвержден В.Н. Лазарев. [8, л. 1]. Это объединение являлось добровольной общественной организацией граждан СССР, в которое входили воины запаса Вооруженных сил СССР [8, л. 13-17].
27 декабря 1990 года Президиумом городского совета Смоленска было зарегистрировано Смоленское городское отделение «Союза ветеранов Афганистана», целью которого стало содействие лечению и укреплению физического состояния ветеранов, утративших трудоспособность в связи с ранениями или иными повреждениями здоровья; оказание психологической и материальной поддержки ветеранам «афганцам», инвалидам и членам погибших и пропавших без вести; увековечиванию имен и подвигов погибших [11, с. 2]. До ноября 1991 года в Смоленске существовало две организации, которые объединяли ветеранов Афганистана: Ассоциация воинов-интернационалистов и воинов запаса при обкоме ВЛКСМ под председательством А.И. Осипенкова и Областной союз ветеранов Афганистана во главе с В.Н. Бондаревым. 23 ноября 1991 года состоялась объединенная конференция воинов «афганцев», по итогам которой был образован Российский Союз ветеранов Афганистана по Смоленской области [12, с. 3].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
Ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому, что по состоянию на 1 октября 1989 года на территории Смоленской области было зарегистрировано 43 религиозных объединения Русской Православной Церкви; 6 религиозных обществ Евангельских христиан-баптистов (Смоленск, Рославль, Вязьма, Ельня, Сафонове, ст. Игоревская Холм-Жирковского района), 2 религиозных общества Адвентистов седьмого дня (Смоленск, Сафоново), 1 -Пятидесятников (Смоленск) и 1 Старообрядческая Церковь в Сычевке [9, л. 163].
Еще один вид молодежных группировок условно можно назвать поклонниками здорового образа жизни. Легальные и полулегальные клубы атлетизма, секции каратэ, ушу пользовались завидной популярностью. В этих движениях наблюдалась своя «изюминка», наметились тенденции сближения спорта и религии. Так, например, лидеры группы «Ивановцы» проповедовали неомистическое «учение», именуемое «Закалкой - тренировкой», стремились пропагандировать нравы так называемого общинного равенства и полного отхода от социально полезной деятельности. Активисты группы обманным путем добивались разрешения на публичные выступления в Смоленске и поселке Десногорске Рославльского района, но благодаря принятым мерам были вовремя выявлены и поставлены под контроль общественных организаций [1, л. 217-218].
Неформальными группами молодежи, объединенной общими интересами к современной музыке, являлись так называемые «металлисты». Эти группы, в основном, составляли учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, техникумов, студентов вузов [1, л. 10].
В целях объединения данных групп, и целенаправленного на них воздействия в Смоленске был под эгидой обкома комсомола был создан городской рок-клуб. Аналогичные рок-клубы создавались в Гагарине, Вязьме, Сафонове, Ярцеве, пос. Верхнеднепровском. Это позволило в целом
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru объединить различные мелкие группы музыкантов и любителей современной рок-музыки, предоставить им площади для проведения различного рода конкурсов и фестивалей, влияя на вкусы и настроения молодежи. Этим же целям служила и предоставленная любителям музыки последняя страница в областной молодежной газете «Смена» - «Обсудим вместе».
Положительную роль в упорядочивании деятельности неформальных объединений молодежи сыграло открытие в октябре 1987 года при обкоме ВЛКСМ «Дома молодежи». На его базе работало 10 объединений, ранее имевших статус неформальных (клубы молодежной моды, современной туристской песни, рок-музыки, центр технического творчества молодежи и другие) [18, с. 1, 3]. Кроме того, были созданы и работали молодежные культурные центры в Гагарине, Сафонове, Вязьме и Промышленном районе Смоленска. Проводились фестивали самодеятельной песни, концерты рок-музыки, выставки, вызывавшие значительные интерес у молодежи.
Многие работники горкомов и райкомов комсомола лично возглавляли работу с «неформалами». Руководителями различных молодежных клубов являлись первый секретарь Новодугинского РК ВЛКСМ А. Потапченков, второй секретарь Сычевского РК ВЛКСМ И. Еранин, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ СГМИ А. Барсуков и другие [1, л. 238].
Велась работа по объединению в общегородской клуб разобщенных групп болельщиков футбольной команды второй лиги «Искра». При Смоленском горкоме комсомола в октябре 1987 года был создан клуб болельщиков команды «Искра», однако из-за организационных трудностей он просуществовал несколько месяцев [1, л. 238].
К сожалению, не всегда инициатива объединений молодежи находила должную поддержку советских и партийных органов. Так более 6 месяцев Ленинский райисполком и райком ВЛКСМ не могли решить вопрос о передаче подвала по улице Коммунистическая, дом 10 в распоряжение одной из неблагополучных групп молодежи. В Сафоново в течение длительного времени
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru не решался вопрос о создании на базе гриль бара центра компьютерных игр и видеотеки.
Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы стали больше уделять внимания анализу деятельности самодеятельных формирований, решению насущных проблем, затрагивающих интересы всех слоев населения. Представители этих органов регулярно посещали мероприятия, проводимые неформальными объединениями и группами, широко информировали их о принимаемых мерах по критическим замечаниям и предложениям трудящихся.
В целях организации содержательного досуга населения, особенно молодежи, усиления идеологического воздействия на различные категории трудящихся, стали шире использоваться различные любительские объединения и клубы по интересам, созываемые при культпросветучреждениях.
Согласно данным проведенной в 1987 году паспортизации в государственных клубных учреждениях Смоленской области насчитывалось в 1985 году - 389 любительских клубов, в 1986 году - 445, в 1987 году - 745 (в том числе 24 клуба-кафе, 9 музыкальных гостинец). На 1987 год 485 объединений и клубов работало в системе культурно-просветительских учреждений профсоюзов и 321 в государственной библиотечной сети. Наибольшее развитие получили клубы художественно-искусствоведческой направленности - 204, клубы выходного дня - 115, физкультурно-оздоровительные - 92, женские - 89.
Наряду с этим были созданы и действовали клубы других направлений деятельности: общественно-политические - 40 (в том числе 29 военно-патриотических); производственно-технические - 40; естественно-научные -34; многопрофильные, в том числе, клубы трезвости - 36, семейных отношений - 11, детские - 44 [1, л. 238]. При этом наибольшее развитие получили клубы художественно-искусствоведческой направленности, выходного дня и физкультурно-оздоровительные. В общей структуре любительских объединений они составляли около 60 % [1, л. 249].
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
В это время впервые смоленские любительские объединения принимали участие во Всесоюзном фестивале самодеятельного народного творчества, были проведены областные смотры-конкурсы, выставки. А клуб кактусоводов «Любивия» ДКиТ Смоленской трикотажной фабрики был приглашен на ВДНХ СССР, где представлял свою коллекцию.
Все большую популярность у смолян приобретали объединения любителей книги, музыки, клубы семейных отношений, любительские кино и фотостудии. С целью развития данных прогрессивных форм организации досуга населения, обмена опытом работы в Смоленске при Межсоюзном Доме самодеятельного творчества облсовпрофа в 1989 году был создан координационный центр по проблемам любительства, одной из секций которого была секция по работе с неформальными объединениями.
В результате принятых мер в области не имелось фактов экстремистских проявлений со стороны самодеятельных формирований.
Основное отношение смолян к неформальным организациям было негативным. У законопослушной публики срабатывал стереотип: «Раньше такого не было, не нужно и впредь». На любое новое увлечение молодежи реакция была всегда примерно одинаковая: сначала растерянность, затем -раздражение и осуждение. Так, например, было с брейкдансерами, которых выгоняли из танцзалов и дискотек, со скейтбордистами, рисковавшими кататься на досках у здания горисполкома или на площади Ленина, которые очень нервировали некоторых ответственных работников [14, с. 4].
Принятое 18 июня 1987 года постановление ЦК КПСС «О негативных проявлениях в деятельности некоторых неформальных общественных объединений» уже 20 июля обсуждалось на бюро Смоленского обкома КПСС. В ходе обсуждения отмечалось, что деятельность некоторых самостоятельных объединений преследовало цели, не имевшие ничего общего с истинными интересами советских людей. Так извращенное толкование политических событий, пацифистские настроения, низкий культурный уровень, а нередко и аморальный образ жизни характеризовали многих участников таких групп, как
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru подражатели «хиппи» - «Волосатые», «Тяжелый металл», «Фанаты». Активисты данных групп пытались добиться разрешения на публичные выступления в Смоленске и районах Смоленской области, но попадали под контроль региональных общественных организаций [1, л. 217-219].
Наращиванию негативных тенденций в отдельных неформальных объединениях способствовала пассивность областных отделений Всероссийских обществ охраны памятников истории и культуры, охраны природы, добровольного общества борьбы за трезвость. В работе этих общественных объединений было немало формализма и бюрократической рутины. Зачастую они действовали в отрыве от масс, и особенно молодежи. Имели место факты, когда энтузиасты движений по охране памятников истории и культуры, природной среды, за трезвый образ жизни не находили поддержки в реализации основных своих предложений в партийных, советских, хозяйственных органах, что, по мнению обкома, создавало почву для возникновения негативных неформальных общественных организаций.
Выполняя постановление обкома КПСС от 20 июня 1987 года по работе с неформальными объединениями, комитеты комсомола сосредоточили свое внимание на трех основных задачах: выявление и анализ положения дел в каждой значительной группировке молодежи; усиление комсомольского влияния на любительские объединения и клубы по интересам; оперативное решение проблем, затрагивающих как интересы молодежи в целом, так и отдельные объединения в частности [1, л. 236].
За 1987 год значительно усилилось внимание к информационно-разъяснительной работе. Лекторами молодежной комсомольской областной организации, общества «Знание», комсомольскими работниками - с января по май 1988 года было прочитано более 50 лекций об особенностях и специфике различных объединений молодежи. Ряд крупных мероприятий был опубликован на страницах молодежной газеты «Смена» (особенно большой читательский интерес вызвала статья «Фанаты слева и справа», опубликованная в октябре 1987 года). Вопросы работы с неформальными объединениями
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru обсуждались на семинарах и учебах идеологического актива, совместных совещаний с заинтересованными организациями.
В то же время отдел пропаганды и агитации Обкома КПСС в ноябре 1989 года внес предложение о снятии с контроля указанного постановления бюро обкома КПСС, как в основном выполненного и 26 декабря 1989 года данное постановление о неформальных объединениях было снято с контроля.
В своем интервью корреспонденту «Рабочего пути» заведующий Идеологическим отделом Обкома КПСС Н.Ф. Колеошкина отметила, что не имеет смысла запрещать деятельность неформальных объединений. «Нужно учиться вести с ними дискуссию, использовать энергию и инициативу неформалов на пользу обществу, во имя гласности, демократии, нравственного здоровья людей» [16, с. 2].
Политическая реформа 1988 года оставила за Коммунистической партией только идеологическое и кадровое обеспечение Перестройки. Последовало сокращение партийного аппарата по строгим разнарядкам без учета региональных особенностей, что привело к дезорганизации системы государственного управления, порождало недовольство со стороны части местных партийных руководителей.
По мере ухудшения социально-экономических условий жизни в 19901991 гг. отток коммунистов из партии принял неконтролируемые и открытые формы. Во время путча ГКЧП руководство Обкомов КПСС заняло нейтральную позицию, чем окончательно подорвало свой авторитет. Неспособность власти справиться с насущными социально-экономическими проблемами региона, внутрипартийные противоречия неизбежно вели к появлению новых альтернатив общественно-политического развития страны.
На состояние организационного единства внутри коммунистической партии оказывал влияние целый ряд различных факторов: состав КПСС и ее региональных организаций, общественные настроения и ориентация коммунистов в центре и на местах; переосмысление принципа демократического централизма в целях демократизации внутрипартийных
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru дискуссий и процедур принятия решений; реальное влияние первичных парторганизаций на внутрипартийные и внутриколлективные отношения, политическое и организационное единство и т.д. [13, с. 11-12].
Таким образом, период Перестройки (1985-1991 гг.) характеризовался возникновением и массовой мобилизацией общественных движений, массовой поддержкой населением демократических преобразований в Смоленской области. Это был период новых политических, культурных, социальных и социально-психологических возможностей для возникновения общественных движений на региональном уровне. Перестройка стала также периодом формирования новых образцов политического поведения, периодом массового политического участия, создания новых политических институтов и объединений смолян и жителей Смоленской области, их массового участия в альтернативных выборах.
Список литературы:
1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области. (ГАНИСО). Ф. 6. Оп. 80. Д. 26. Л. 217-218.
2. ГАНИСО. Оп. 76. Д. 49. Т. 2. Л. 9-10.
3. ГАНИСО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 20. Л. 3.
4. ГАНИСО. Ф. 2795. Оп. 1. Д. 23. Л. 36-37.
5. ГАНИСО. Ф. 2790. Оп. 1. Д. 2. Л.2.
6. ГАНИСО. Ф. 2790. Оп. 1. Д. 4. Л. 16.
7. ГАНИСО. Ф. 2790. Оп. 1. Д. 12. Л. 12.
8. ГАНИСО. Ф. 2791. Оп. 1. Д. 6. Л. 1.
9. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 1. Д. 126. Л. 163.
10. Барабанов М.В. Партии и многопартийность в современной России; возникновение, основные тенденции развития. М. МГОУ. 2011.
11. Без комментариев. Движения. Общества. Партии. // Смоленские новости. 1991. 5 января. С. 2.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
12. Бортниченко В., Прошляков М. Создан новый союз. // Сычевские вести. 1991. 10 декабря. С. 3.
13. Горелов В.А., Порфирьева Т.В. От «монолитного» к единству, основанному на плюрализме. // Вопросы истории КПСС. 1990. №4. С. 11-12.
14. Гошко Н. «Фанаты» справа и слева. // Смена. 1987. 22 октября. С. 4.
15. Глазков А.П. Женщины Смоленщины. 20 лет Смоленскому областному совету женщин. Смоленск. 2005. С. 10.
16. Карнасевич. И. Не догонять - опережать. // Рабочий путь. 1989. 18 апреля. С. 2.
17. Красновский И. Свои и чужие. Есть ли у нас неформалы и как к ним относиться? // Смена. 1990. 1 сентября. С. 7.
18. Красновский И. Дом молодежи - это здорово. // Смена. 1987. 29 октября. С. 1, 3.
19. Мухин А.А. Поколение 2008: наши и не наши. М., 2006.
20. Несвицкий Д. Молодежные движения // Российский Кто есть кто. 2002. № 2. С. 204.
21. Неформальная Россия. О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника). М., 1990. С. 22-23.
22. Пашкевич Л.Ф. Роль молодежи и молодежных организаций в формировании гражданского общества в Беларуси // Проблемы человека в современном социально-гуманитарном знании. Часть 1. Витебск: ВГТУ, 2010. С. 94-96.
23. Савельев В.А. Горячая молодежь России. Лидеры. Организации и Движения. Тактика уличных битв. Контакты. М., 2006..
24. Смирнов. В. Горькая правда о движении «За смоленский Народный Фронт». // Рабочий путь. 1990. 10 января. С. 3.
25. Темкина А. Женский путь в политику: гендерная перспектива. // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. СПб.: Труды ЦНСИ. 1996. № 4. С. 16.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2018. № 1. www.st-hum.ru
26. Энциклопедия Смоленской области. Смоленск. 2004. Т. 2.
Сведения об авторе:
Иванов Александр Михайлович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленского филиала Саратовской государственной юридической академии (Смоленск, Россия).
Data about the author:
Ivanov Alexander Mikhailovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Humanitarian, Socio-Economical and Informational-Legal Disciplines' Department, Smolensk Branch of Saratov State Law Academy (Smolensk, Russia).
E-mail: [email protected].