УДК 911.53; 902/904
DOI: 10.24411/1728-323X-2019-18116
СОЗДАНИЕ ГИС «ПОЗДНЕАНТИЧНЫЕ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВЫЕ ХРАМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ КОЛХИДЫ» КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА О РАСПРОСТРАНЕНИИ ХРИСТИАНСТВА В ЦЕБЕЛЬДИНСКОЕ ВРЕМЯ.
РАННИЙ ПЕРИОД
Г. В. Требелева, кандидат исторических наук, Институт археологии Российской академии наук (ИА РАН), [email protected], Москва, Россия
Данная статья посвящена первой части исследования, охватывающей распространение христианства вглубь территории. Традиционно считается, что христианизация народов Северо-Западной Колхиды (Санигии, Абазгии, Апсилии и Миссиминии) относится к VI в. Что в более раннюю эпоху, начиная с IV в. маленькие христианские общины существовали лишь в римско-византийских городах, и их членами были торговцы, солдаты, ссыльные, служащие и т. д., т. е. в основном византийцы. Однако, как показывают данные археологии, в частности, проводимые нами разведки, все намного сложнее. Можно констатировать, что на рубеже IV—V веков, или уже в первой половине V века возводятся христианские храмы в основных центрах древнеабхазских государств: Апси-лии, Абазгии, Санигии и Миссиминии. Сделано явно это было под влиянием Византии и способствовало распространению христианства среди местного населения. Поэтому к концу V — рубежу VI веков количество храмов значительно возрастает.
This article will be devoted only to the first part of the research: the spread of Christianity inland. It is traditionally believed that the Christianization of the peoples of North-West Colchis (Sanigia, Abazgiya, Apsilia and Missiminia) dates back to the 6 century. That in an earlier era, starting from the 4t century small Christian communities existed only in Roman-Byzantine cities and their members were traders, soldiers, exiles, office workers, etc. mostly Byzantines. However, as it is shown by ar-cheological data, in particular the reconnaissance conducted by the authors, everything is much more complicated It can be stated that at the turn of the 4th — 5th centuries, or already in the first half of the 5th century, Christian churches were erected in the main centers of the ancient Abkhazian states: Apsilia, Abazgiya, Sanigiya and Missiminia. This was clearly done under the influence of Byzantium and contributed to the spread of Christianity among the local population. Therefore, by the end of the 5 — beginning of the 6 centuries, the number of temples has significantly increased.
Ключевые слова: ГИС, пространственный анализ, естественно-научные методы, христианизация, Византия, Колхида, цебельдинское время.
Keywords: GIS, spatial analysis, natural-scientific methods, Christianization, Byzantium, Colchis, Zebel-din era.
Введение. Северо-Западная Колхида в древности играла очень важную роль, являясь своеобразным буфером между античным миром и миром варварских племен. Это была густонаселенная территория, о чем говорят многочисленные письменные и археологические свидетельства. Но, несмотря на это ее история является в основном «антично-центристской» — рассматривается в контексте лишь данных античной письменной традиции, и археологически данная территория изучена крайне плохо: фрагментарно, без каких-либо обобщений и попыток оценить роль местного населения. А ведь это очень важная контактная зона.
Наше исследование представляет собой попытку рассмотреть историю региона «с высоты» — посмотреть на происходящие процессы в свете анализа именно археологических источников: их пространственной локализации и распределения. Немного оторваться от устоявшихся шаблонов и стереотипов. Первым шагом в этом исследовании будет являться анализ процесса христианизации как культурного репера интеграции местного населения в общекультурную зону Византии. Для этой цели и была создана ГИС «Позднеантичные и раннесредневековые храмы Северо-Западной Колхиды». Такая категория памятников как храмы маркирует как непосредственно распространение самой религии, так и демографическую ситуацию в регионе (ибо площадь храма имеет прямую зависимость с размером его прихода, количеством прихожан), и административно-политическое деление — каждый храм является своеобразным политико-административным центром, т. е. здесь храм рассматривается как некое «центральное место» в соответствии с теорией В. Кристаллера. Но это в целом о задачах проекта. Данная статья будет посвящена лишь его первой части: распространение христианства вглубь территории. Традиционно считается, что христианизация народов Северо-Западной Колхиды (Санигии, Абазгии, Апсилии и Миссиминии) относится к VI в. Что в более раннюю эпоху, начиная с IV в. маленькие христианские общины существовали лишь в римско-византийских городах, и их членами были торговцы, солдаты, ссыльные, служащие и т. д., т. е. в основном византийцы [1]. Однако, как показывают данные археологии, в частности, проводимые нами разведки, все намного сложнее.
Модели и методы. Методика любого археологического исследования с помощью ГИС-техно-логий предполагает два основных этапа:
— наполнение ГИС, т. е. картографирование памятников, ландшафта, разработка и заполнение баз данных;
— анализ, состоящий из классификации данных и пространственной обработки результатов картографирования.
Для оптимизации в ходе полевых работ вопросов картографирования и снятия планов памятников использовался метод фотограмметрии. Это один из новых перспективных методов, все чаще применяемый в современной археологии. Суть его состоит в программной обработке серии последовательных фотоснимков объекта с построением объемной 3Б модели, которая потом масштабируется и подробно анализируется в других 3Б редакторах. Благодаря этому становится возможным получение любых ортографических проекций сооружения, разрезов и пр., по которым становится возможным измерить необходимые геометрические параметры, такие как длина, ширина, высота стены, в том числе и толщина стен в разных участках, глубина заложенных оконных проемов и т. п., не вступая в непосредственный контакт с объектом.
Отдельная проблема — это вопрос датировки храмов. С учетом того, что большая часть из них раскопкам не подвергалась. Поэтому в своей работе, для датировки, при отсутствии данных раскопок, используются два основных маркера: архитектурные особенности (тип апсид и т. п.) и состав связующего раствора в кладках. За основу была взята идея, что априори одновременные на конкретной ограниченной территории вещи имеют одинаковый химический состав, а разновременные — разный, так как используются разные месторождения ископаемых (гипс, песок, глина, известняк), разные методы смешения и пропорции компонентов смеси. То есть, к примеру, химический состав связующего раствора в кладке стен одновременных памятников будет не количественно, но качественно одинаковым, а у разновременных — существенно отличаться друг от друга. Для решения этих вопросов использовались сканирующий электронный микроскоп 1БОЬ ^М 6380 ЬЛ с энергодисперсионным анализатором и рентгеновский дифрактометр ЗЫша^и ХКО 6000. Это позволило не определить точную хронологическую дату, а сгруппировать памятники по одновременности их постройки. При этом проводились параллели с результатами анализа состава раствора на храмах, ранее изученных археологически и датированных на основе археологического материала. После чего была проведена опреде-
ленная корреляция и сделана предварительная датировка типов [2—5].
Результаты и обсуждение. Период поздней античности и раннего средневековья охватывает: IV—VII вв., в котором можно выделить два под-периода:
• Ранний период — IV—V века (поздняя античность).
• Период официального принятия христианства и его распространение — VI—VII вв. (средневековье).
Настоящая статья посвящена раннему периоду — IV—V века, т. е. тому этапу, когда христианство не было официально признано в качестве государственной религии. Для данного периода характерно, что регион не был еще единым государством. На основании письменных источников выделяются раннегосударственные этнические образования: Санигия, Абазгия, Апсилия и Мис-симиния.
Сделаем попытку реконструировать локализацию границ раннегосударственных этнических образований Санигии, Абазгии, Апсилии и Мис-симинии на территории древней Абхазии (рис. 1).
Санигия, как предполагает большинство исследователей — самая западная (северо-западная) часть древней Абхазии, располагавшаяся севернее р. Бзыбь на территории современного Гагр-ского района Республики Абхазия и, частично, на территории муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края России (Большой Сочи). Однако найденный в Цандрипшском храме фрагмент мраморного блока с греческой надписью «Абазгиос», которая переводится как «Абазгский», делает сомнительным утверждение, что данная область относилась к Санигии. Достаточно вероятным является и предположение о том, что в какой-то исторический период границы Абазгии расширилась и к ней перешла часть территории Санигии.
Так как никаких маркирующих границу сооружений в этом регионе не обнаружено, была сделана попытка изучить данную территорию с помощью пространственного анализа взаиморасположения того, что осталось от населенных пунктов того времени: храмов и городищ (крепостей). Разведки с целью фиксации памятников проводились в Гагрском районе Республики Абхазия и в районе Большого Сочи (РФ), точные географические координаты объектов были получены с помощью прибора GPS. При этом фиксировались как известные исследователям архитектурные сооружения, так и памятники, выявленные местными краеведами, такие, например, как храм или башня в районе бассейна реки Мацес-ты в селе Абазинка или средневековая крепость в
Рис. 1. Карта района Санигии с обозначением местоположения археологических памятников
центре Сочи, на месте русского форта Александров. Полученные данные о памятниках вносились в ГИС.
После отображения всех зафиксированных объектов на карте и анализа их взаиморасположения появилась возможность определить своеобразное ядро — концентрацию памятников в междуречье Мзымты и Мацесты. На востоке выделилась линия храмов, явно служивших центрами городищ, которая вела от Цандрыпшского храма у моря вверх по ущелью реки Хашупсы и заворачивала по предгорьям в сторону реки Псоу. В этом же районе располагалось одно из крупнейших фортификационных сооружений поздне-античного-раннесредневекового времени — крепость Хашупса.
При внимательном анализе рельефа этой местности становится ясно, что юго-восточнее линии Хашупсы горы практически вплотную подходят к морю, вследствие чего прибрежная полоса между ними очень узкая, а севернее линии реки, напротив, горы отдаляются от моря, и появляется пригодная для земледельческого труда и проживания оседлого населения долина. Следовательно, наиболее вероятно, что граница между областями Санигия и Абазгия проходила не по реке Бзыбь, а по линии реки Хашупса, что не противоречит предположению, возникшему при
трактовке античных текстов, что упомянутая в исторических источниках река Абаск — это современная река Хашупса.
А в узкой приморской полосе как раз располагались римские форт-посты — Нитика (Гагра) и Питиунт (Пицунда), возведенные в подходящих для этого гаванях и в контактном пространстве между Санигией и Абазгией.
Таким образом, реконструируемые границы Абазгии практически повторяют границы современного Гудаутского района, этнически — «Бзыб-ской Абхазии», простираясь от р. Бзыбь на западе до Анакопии (совр. Новый Афон) на востоке.
Отступающие от берега горы, расположенные за рекой Бзыбь на востоке, образуют пригодную для земледелия долину. Затем горная цепь вновь приближается к морю в районе Нового Афона и Сухума. Следовательно, можно сделать вывод, что основная территория Абазгии располагалась так же, как и территория Санигии, в плодородной долине, возникшей на участке, где горы удаляются от побережья. Замыкал же территорию Абаз-гии очередной форт-пост: греческий, а позднее — римский полис Диоскурия/Себастополис.
Мисиминия является до сих пор самой таинственной областью Древней Абхазии, поскольку сведения о ней малочисленны и противоречивы. Византийский историк Агафий, упоминая про
миссимиан, указывает, что «живут они севернее народа апсилиев и несколько восточнее» [6]. Согласно данным, приведенным другим византийским историком — Менандром, Миссиминия граничила со Сванетией [7]. Южный отрезок восточной границы древнего государства миссимиан доходил непосредственно до Лазики. В этом районе Миссиминию защищало укрепление Бухлоон [6]. На севере же территорию проживания миссимиан ограничивал Главный Кавказский хребет в районе Клухорского и Марухского перевалов. Очевидно, территория Миссиминии, располагаясь в долине, окруженной горами, охватывала провинции Дал и Цабал (совр. Цебельда) [8].
От наименования племени, населявшего Апси-лию, происходит современное самоназвание всех абхазских народов — Апсуа.
Прокопий Кесарийский упоминал в своих записях: «Река Фасис... впадает в конечную часть Эвксинского Понта на краях залива-полумесяца; на одной стороне, принадлежащей Азии, находится город Петра, а на противоположной стороне берега, принадлежащей уже Европе, находится область апсилиев» [9].
М. М. Иващенко трактовал эту запись так: «Под луновидностью Прокопий понимает изгиб берега моря в 550 стадий от города Петры к северу. Если город Петра — Цихисдзири, то другой
конец этой «луновидности» придется приблизительно около Илори...» [10].
Таким образом, по всей вероятности, юго-восточная граница Апсилии проходила по реке Аалдзга (Галидзга или Эгрис-цкали — по грузин -ским источникам), т. е. в том районе, где и были обнаружены нами ранее не зафиксированные башни Келасурской стены [2]. Северо-западная же граница, с точки зрения одних исследователей, проходила по р. Гумиста, [8] а, по мнению других, — по р. Келасур [10].
Последняя версия нам кажется более вероятной, потому что в данном случае территория, занимаемая Апсилией, располагалась в пространстве между рр. Келасур и Аалдзга (Галидзга) на западе и востоке, морем и горами — на юге и западе, т. е. полностью совпадала с той, которую окаймляет Келасурская стена.
По нашим предположениям, стена огораживала область Апсилии, подходя вплотную к границам современного г. Сухума — древнего Себасто-полиса. Как любой античный город, Себастопо-лис имел в своей структуре хору, следовательно, местность вблизи поселения не входила ни в какое раннесредневековое этнополитическое образование абхазов, а сохраняла свое подчинение непосредственно Византии. Если эта версия верна, решается и вопрос о принадлежности области
Рис. 3. Карта района Апсилии с обозначением местоположения археологических памятников,
включая башни Келасурской стены
между Анакопией (совр. Новый Афон) и р. Кела-сур, т. е. территории Сухумской бухты и ее окрестностей, которую часть исследователей относят к территории Абазгии, а часть — к территории Апсилии [8]. На восточной же границе Апсилии, на реке Аалдзга, мы встречаем другой античный полис — Гюэнос.
Таким образом, исследования подводят нас к следующей модели реконструкции карты древней Абхазии: на плодородных равнинах, пригодных для земледелия и оседлого поселения, — этнические политические центры древних абхазов Сани-гия, Абазгия и Апсилия, между ними — античные центры Нитика-Питиунт, Себастополис, Гюэнос.
Теперь давайте посмотрим на то, какие храмы здесь мы обнаруживаем, как по литературе, так и по данным археологических разведок.
Рассматривая карту храмов, однозначно датируемых IV веком, мы видим, что это храмы в Пицунде — античном городе, и храмы Себасто-полиса.
Известно, что еще во времена императора Диоклетиана, в период так называемого «диоклети-анового гонения на христиан» в Римской империи, в Абхазию, как дальнюю окраину выселяли солдат легионеров. Исторические сведения сообщают о том, что в Абхазию были выселены семь
братьев-мучеников во главе с Орентием. Фактически, во времена Римского императора Диоклетиана и ранее в Абхазию выселяли христиан для наказания, считая страну самой отдаленной и трудной для проживания. Следы первых христианских общин пока в Абхазии еще не обнаружены, кроме как в Пицунде. Внутри Пицундской крепости, больше известной как городища, обнаружены остатки четырех храмов, которые возводились в одном и том же месте на протяжении двухсот лет. Самый древний христианский храм был обнаружен под тремя последующими храмами. В научной литературе этот храм известен под № 1.
Также к самым первым храмам относятся храмы другого римского полиса — Диоскурии-Себастополис. В конце 80-х годов XX века внутри Сухумской крепости проводились исследования, и были обнаружены остатки уникальной формы планировки храма. Найденный храм представляет собой в плане октогональную форму. К южной, северной, западной и восточной сторонам храма были пристроены притворы трапециевидной формы. В центре храма находился купол, который опирался на восьми устоях сложной профилировки. В подкупольной части храма находилась экседра, она являлась частью литургической
Рис. 4. Реконструкция внешнего вида Храма № 1 в Пицунде (авторы реконструкции Саканиа С. М. и Глазов К. А.)
особенности сооружения. Внутри храма, в его юго-восточной части была найдена стела с некоторыми повреждениями и греческой надписью. Надпись гласит «...здесь покоится Орест, солдат легионер, в память о нем мы возвели...» Исследователи храма, анализируя характер кладки стен и
столбов и их специфику, датируют его временем до Юстиниановской эпохой, т. е. ГУ—У веками [11].
Рядом с Октогональным храмом в начале 2000-х годов исследователями были найдены остатки руинированной базилики [12]. Апсидная
Рис. 5. План Октогонального храма (А) и базилики (Б) в Сухуме
часть выступала наружу полукругом. Чуть позже Юстиниане Великом снова возвращается в ее ло-
зальная базилика была перестроена и апсида но (рис. 1).
стала пятигранной. Этот храм и третий раз был Таким образом, первые храмы четко связаны с
капитально перестроен. Из однонефного он пре- античными центрами: городами — местами дис-
вратился в трехнефный. Во время второй пере- локации римских войск.
стройки в храме пол был покрыт мозаикой. Мо- Теперь посмотрим на храмы, расположенные
заика была выполнена из фигурных плинф и мра- во внутренней территории. Самые ранние храмы
морных и известняковых плоских кружочков. представляют по своей форме полуциркульную
Сама мозаика представляет набор простых гео- базилику без заплечиков. Таких храмов мы пока
метрических фигур. Наличие мозаики в храме и имеем три: это храм в крепости Хашупсы, храм
применение в нем ценного белого мрамора, де- № 2 в крепости Цибилиум и храм в Маркульском
лает этот храм значимым в Сухумской епархии. городище.
Думается, что именно в этих храмах мог служить Храм в крепости Хашупсы и храм № 2 в кре-
Себастопольский епископ Керконий — один из пости Цибилиум Хрушкова Л. Г. относит к ран-
участников четвертого Вселенского Собора в ним и предполагает их строительство V—VI века-
451 году. Именно в этот период времени форми- ми [11]. Но если анализировать их форму, то они
руется два направления в церковной организации очень близки именно к храмам IV века, а анализ
Абхазии. Как и в начале четвертого века, Абхаз- раствора показал, что примесь песка не превы-
ская церковь после долгого, но мало известного шает 10 % (8 и 6 % соответственно), что так же
противостояния ортодоксальному верованию, при характерно для ранних храмов IV—V вв.
Рис. 6. Фотограмметрическая съемка Маркульского храма и раскопов на его территории
Особый интерес для нас, из вышеназванных храмов, представляет храм в Маркуле. Нами в 2013—2017 гг. проводились исследования этого храма [13—16], которые показали, что самые ранние находки — наконечник, посвященный храму в престоле, и бусина, обнаруженные при раскопках западных захоронений на территории храма, относятся к IV веку. Но д опуская, что вещи м огут функционировать на протяжении более долгого периода, мы можем поднять дату до начала V века.
В итоге, можно констатировать, что уже на рубеже IV—V веков христианские храмы появляются в трех основных центрах: Хашупсы, расположенной в Санигии, в Маркуле — расположенной в Апсилии и Цибилиуме. Последняя крепость считается апсилийской. Но по-своему географическому положению она относится именно к Миссиминии, апсилийской она стала лишь в VI в., после падения Миссиминии в ходе антивизантийского восстания. Что же касается Абазгии, то здесь мы тоже встречаем две ранние церкви в главном городе — Анакопии: это храм Федора Тирона и Нижний Анакопийский храм. Оба они имеют крайне низкую примесь песка в растворе — 3 и 5 % соответственно, что говорит о наличии античной традиции. Но по форме эти храмы представляют собой однонефную базилику, с выступающей полукруглой апсидой с заплечиками, что характерно уже не для IV, а для V века. Таким
образом, можно констатировать, что на рубеже IV—V веков, или уже в первой половине V века возводятся христианские храмы в основных центрах древнеабхазских государств: Апсилии, Абаз-гии, Санигии и Миссиминии. Сделано явно это было под влиянием Византии и способствовало распространению христианства среди местного населения. Поэтому к концу V — рубежу VI веков количество храмов значительно возрастает: минимум на сегодняшний день мы можем говорить о 16 центрах: 4 центра в Санигии, из них два не на побережье (Хашупса, Чыбурных), один античный — Нитика (Гагра) и крупный центр в селе Алахадзых — недалеко от Питиунта; в Абазгии: 5 центров (Питиунт, Лдзаа, Анхаштух, Отхара, Куланырхуа), в Апсилии — 4 центра — античный Гюэнос, Маркула, Гуп, Кутол. Что касается античного Гюэноса, где логично было бы ожидать наличие храма еще в IV веке, мы не исключаем того, что он мог там быть, но имеющиеся данные говорят пока лишь о храме VI века. Но, учитывая то, что часть городища расположена под военной морской базой, где никакие исследования не проводились ранее и на сегодняшний момент их проводить невозможно, наличие более раннего храма можно лишь предполагать.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-59-40002 Абх (а).
Библиографический список
1. Хрушкова Л. Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология. Калининград—Москва: ИД РОС-ДОАФК. 2018. 480 с.
2. Требелева Г. В. Великая абхазская (Келасурская) стена: результаты исследования. М., 2019. 397 с
3. Требелева Г. В., Юрков Г. Ю., Горлов Ю. В., Сангулия Г. А., Сакания С. М., Кайтан Ш. Г., Цвинария И. И., Хонд-зия З. Г. Оборонительные сооружения и храмы средневековой Абхазии: исследования археологических артефактов естественно-научными методами и историческое моделирование с применением ГИС-технологий // Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани 2014 г. Т. IV. С. 314—317.
4. Требелева Г. В., Юрков Г. Ю., Горлов Ю. В., Цвинария И. И., Агумаа А. С., Кайтан Ш. Г. Использование физико-химических методов в исследованиях технологии строительства в средневековой Абхазии и проблемы датировки // КСИА. 2014. Вып. 232. С. 219—227.
5. Требелева Г. В., Юрков Г. Ю., Горлов Ю. В., Цвинария И. И., Агумаа А. С., Сангулия Г. А., Кайтан Ш. Г. Абхазские средневековые памятники: анализ технологии строительства и вопросы датировки // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 2. С. 297—303.
6. Агафий: Агафий Миринейский О царствовании Юстиниана. М.—Л., 1953. 222 с.
7. Георгика: Сведения византийских писателей о Грузии. Тбилиси, 1952.
8. Анчабадзе, З. В. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 1. История и культура древней Абхазии. Из истории средневековой Абхазии (VГ—XVП вв.). Сухум, 2010. 548 с.
9. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. 380 с.
10. Иващенко М. М. 1926: Великая Абхазская стена. Известия АбНО IV, 61—89.
11. Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М., 2002. 500 с.
12. Горлов Ю. В., Требелева Г. В. Раннехристианский архитектурный комплекс в Себастополисе // Труды II (Х¥Ш) всероссийского археологического съезда в Суздале. 2008. Т. II. М., 2008 С. 122—123.
13. Требелева Г. В., Сакания С. М., Юрков Г. Ю. Маркульский археологический комплекс // КСИА. 2015. Вып. 237. С. 292—301.
14. Требелева Г. В., Сакания С. М., Юрков Г. Ю., Хондзия З. Г., Шведчикова Т. Ю. Маркульское городище // КСИА. 2017. Вып. 249. Ч. 2. — С. 265—275.
15. Требелева Г. В., Шведчикова Т. Ю. Захоронения на территории Маркульского храма // НУРАМБ. Труды отдела классической археологии ИА РАН / А. А. Завойкин, В. Д. Кузнецов (ред.). Вып. 1. Москва: ИА РАН. 2019. — С. 162—173.
16. Требелева Г. В. Маркульское городище в Восточной Абхазии // Новые археологические проекты: Воссоздавая прошлое / Под ред. Н. А. Макарова. — М.: ИА РАН, 2019. — С. 144—147.
CREATION OF THE GIS "LATE ANTIQUE AND EARLY MEDIEVAL TEMPLES OF NORTHWEST COLCHIS" AS A METHOD FOR STUDYING THE ISSUE OF THE SPREAD OF CHRISTIANITY IN ZEBELDIN ERA: EARLY PERIOD
G. V. Trebeleva, Ph. D. (History), Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences (IA RAS), [email protected], Moscow, Russia.
References
1. Khrushkova L. G. Vostochnoye Prichernomor'ye v vizantiyskuyu epokhu. Istoriya. Arkhitektura. Arkheologiya. [Eastern Black Sea coast in the Byzantine era. Story. Architecture. Archeology.]. Kaliningrad—Moskva: ID ROS-DOAFK. 2018. 480 s.
2. Trebeleva G. V. Velikaya abkhazskaya (Kelasurskaya) stena: rezul'taty issledovaniya. [The Great Abkhazian (Kelasur) Wall: research results.]. M., 2019. 397 s.
3. Trebeleva G. V., Yurkov G. Yu., Gorlov Yu. V., Sanguliya G. A., Sakaniya S. M., Kaytan Sh. G., Tsvinariya I. I., Khondz-iya Z. G. Oboronitel'nyye sooruzheniya i khramy srednevekovoy Abkhazii: issledovaniya arkheologicheskikh artefaktov yes-testvenno-nauchnymi metodami i istoricheskoye modelirovaniye s primeneniyem GIS-tekhnologiy. [Defensive structures and temples of medieval Abkhazia: research of archaeological artifacts using natural-scientific methods and historical modeling using GIS technologies.]. Trudy IV (XX) Vserossiyskogo arkheologicheskogo s'yezda v Kazani [Proceedings of the IV (XX) All-Russian Archaeological Congress in Kazan in 2014]. 2014 g. T. IV. C. 314—317.
4. Trebeleva G. V., Yurkov G. Yu., Gorlov Yu. V., Tsvinariya I. I., Agumaa A. S., Kaytan Sh. G. Ispol'zovaniye fiziko-khim-icheskikh metodov v issledovaniyakh tekhnologii stroitel'stva v srednevekovoy Abkhazii i problemy datirovki. [The use of physico-chemical methods in studies of construction technology in medieval Abkhazia and the problems of dating.]. Kratkiye soo-bshcheniya instituta arkheologii. [Brief Communications of the Institute of Archeology]. 2014. Vyp. 232. S. 219—227.
5. Trebeleva G. V., Yurkov G. Yu., Gorlov Yu. V., Tsvinariya I. I., Agumaa A. S., Sanguliya G. A., Kaytan Sh. G. Abkhazskiye srednevekovyye pamyatniki: analiz tekhnologii stroitel'stva i voprosy datirovki [Abkhazian medieval monuments: analysis of construction technology and dating issues]. Problemy istorii, filologii, kul'tury. [Problems of history, philology, culture.]. 2013. № 2. S. 297—303.
6. Agafiy: Agafiy Mirineyskiy O carstvovanii Yustiniana [On the reign of Justinian]. M.—L. 1953.
7. Georgika Svedeniya vizantiyskih pisateley o Gruzii. [The Information of Byzantine writers about Georgia]. Tbilisi1, 952.
8. Anchabadze Z. V. Izbrannye trudy. V 2-h tomah. T. 1. Istoriya i kultura drevney Abhazii. Iz istorii srednevekovoy Abhazii (VI—XVII vv.). [Selected works. In 2 volumes. Vol.1. History and culture of ancient Abkhazia. From the history of medieval Abkhazia (VI—early XVII centuries)], Suhum., 2010.
9. Prokopiy iz Kisarii Voyna s gotami. [War with the Goths]. M., 1950.
10. Ivaschenko M. M. Velikaya Abhazskaya stena. [The Great Abkhazian wall.]. Izvestiya AbNO [News AbSC]. 1926. IV, 61—89.
11. Khrushkova L. G. Rannekhristianskiye pamyatniki Vostochnogo Prichernomor'ya. [Early Christian monuments of the Eastern Black Sea.]. M., 2002. 500 s.
12. Gorlov Yu. V., Trebeleva G. V. Rannekhristianskiy arkhitekturnyy kompleks v Sebastopolise [Early Christian architectural complex in Sebastopolis] Trudy II(XVIII) vserossiyskogo arkheologicheskogo s'yezda v Suzdale. [Transactions of II(XVIII) All-Russian Archaeological Congress in Suzdal]. 2008. T. II. M., 2008. S. 122—123.
13. Trebeleva G. V., Sakaniya S. M., Yurkov G. Yu. Markul'skiy arkheologicheskiy kompleks [Markul archaeological complex] Kratkiye soobshcheniya instituta arkheologii. [Brief Communications of the Institute of Archeology]. 2015. Vyp. 237. S. 292—301.
14. Trebeleva G. V., Sakaniya S. M., Yurkov G. Yu., Khondziya Z. G., Shvedchikova T. Yu. Markul'skoye gorodishche [Markul-sky fortification.] Kratkiye soobshcheniya instituta arkheologii. [Brief Communications of the Institute of Archeology]. 2017. Vyp. 249. Ch. 2. — S. 265—275.
15. Trebeleva G. V., Shvedchikova T. Yu. Zakhoroneniya na territorii Markul'skogo khrama [Burial in the territory of the Markul temple]. HYPANIS. Trudy otdela klassicheskoy arkheologii IA RAN. /A. A. Zavoykin, V. D. Kuznetsov (red.). [HYPANIS. Proceedings of the Department of Classical Archeology, IA RAS. / A. A. Zavoykin, V. D. Kuznetsov (eds.).]. Vyp. 1. Moskva: IA RAN. 2019. — S. 162—173.
16. Trebeleva G. V. Markul'skoye gorodishche v Vostochnoy Abkhazii [Markul settlement in Eastern Abkhazia]. Novyye arkhe-ologicheskiye proyekty: Vossozdavaya proshloye / Pod red. N. A. Makarova. [New archaeological projects: Recreating the past / Ed. N. A. Makarov.]. — M.: IA RAN, 2019. — S. 144—147.