Н.А.Разумова
Нижневартовск, Россия
N.A.Razumova
Nizhnevartovsk, Russia
СОЗДАНИЕ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО DEVELOPMENT OF DISTANCE
ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ EDUCATION MODELS BASED ON
УЧЕБНЫМ ТРАЕКТОРИЯМ INDIVIDUAL LEARNING TRAJECTORIES
Аннотация. Описан педагогический проект, предпо- Abstract. This pedagogical project aims to train teachers лагающий обучение педагогов новой форме органи- on the use of new effective way of organizing a teaching зации учебного процесса, технологиям разработки process, technologies develop distance education models моделей дистанционного образования по различным within various subject domains; development of distance предметным областям; создание своих курсов для learning course. The project outlines other training as-системы дистанционного обучения; публикацию раз- pects such as publication of the designed courses on the работанных курсов на сервере школы; организацию и school server; organization and implementation of dis-внедрение дистанционного образования по индиви- tance learning courses based on individual learning tra-дуальным учебным траекториям учащихся; проведе- jectories of students. Teachers will learn to conduct les-ние занятий в дистанционной форме; проверку ак- sons in a distance learning mode, ensure students’ partic-тивности слушателей и оценку их деятельности; раз- ipation and evaluate their progress, as well as prepare a работку критериев оценки качества и эффективности set of tools for assessment the quality of distance educa-дистанционного образования. tion and its efficiency.
Ключевые слова: дистанционное обучение; педаго- Key words: distance learning; pedagogical project; edu-
гический проект; учебная траектория.__________cational (learning) trajectory.______________
Сведения об авторе: Разумова Наталья Александ- About the author: Razumova Natalia Alexandrovna, ровна, учитель информатики computer science teacher.
Место работы: муниципальная общеобразовательная Place of employment: municipal secondary school
средняя школа № 43.___________________________№ 43.________________________________________
Контактная информация: 628609, г. Нижневартовск, Заозерный проезд, д. 8б; тел. 919 5332587.
E-mail: [email protected]
Введение и актуальность проекта
Системное внедрение в учебный процесс компьютерных сетей и средств аудиовизуальной техники позволяет качественно изменить весь учебный процесс и вплотную подойти к разработке новых методик преподавания школьных предметов, и, следовательно, к формированию новой информационно-образовательной среды.
Сегодня перед школой стоит новая задача — обеспечить вхождение индивида в культурное пространство через канал образования. Чтобы школа стала территорией школьного прогресса, необходимо новое культурное обустройство жизнедеятельности образовательного учреждения. Тогда образовательная система начнет менять рациональную парадигму на парадигму культуросообразности.
Кроме этого динамика общественно-экономических процессов и образовательной политики выдвигает новые требования к образовательным учреждениям. Эти требования обязывают реагировать на изменения внешней среды, своевременно и грамотно вносить изменения в свою жизнедеятельность.
Мы предполагаем, что подобную функцию может выполнить проект «Организация форм дистанционного образования по индивидуальным учебным траекториям».
Научно-технические процессы и уровень развития современного общества требуют внедрения новых способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, технологий, формирующих творческую инициативу ученика, навыки самостоятельного «движения» в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для адаптации в повседневной жизни.
Подобные образовательные технологии давно используются в образовательной практике МОСШ № 43 г.Нижневартовска. Ежегодно наши учащиеся принимают участие в разработке
проектов, направленных на решение социальных проблем, возникающих в обществе. Для них это попытка не только заявить о проблеме, но и постараться найти ее решение.
Наши педагоги прекрасно понимают, что проектная деятельность — неотъемлемая часть образования, дополнительная система образования, одно из направлений в модернизации педагогического процесса. Более того, наши педагоги начинают осознавать, что современные информационные технологии существенно меняют их роль в образовательном процессе. Если раньше они выполняли функцию «трансляторов» знаний, то сегодня они все чаще становятся «провайдерами» в море информации. И свою роль, качественно изменившую сам подход к реализации «метода проектов», сыграло внедрение в учебный процесс нашей школы компьютерных сетей и средств аудиовизуальной техники.
Цели и задачи проекта
Стратегические цели проекта:
Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетенций у обучающихся.
Стратегические задачи:
• структурирование и развитие образовательного пространства, влияющего на формирование ключевых компетенций у всех участников образовательного процесса;
• создание системы профессионального роста педагогических работников, способствующей формированию профессиональных компетенций;
• обновление содержания образования в школе;
• разработка системы партнерских взаимодействий с различными организациями и объединениями социума.
Кадровое обеспечение
С момента создания и в период своего активного развития школа решает задачи, связанные в первую очередь с возможностью получения современного качественного образования каждым своим учеником. Сегодня оно — важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.
Можно говорить о высоком качестве кадрового обеспечения УВП и системе работы с кадрами, поскольку:
• все преподаватели имеют педагогическое образование;
• школа укомплектована кадрами;
• педагоги в системе проходят курсы повышения квалификации;
• администрация школы оптимально распределяет нагрузку педагогов;
• педагоги успешно проходят аттестацию;
• педагоги школы принимают активное участие в подготовке и проведении школьных, районных, городских, областных и российских олимпиад, семинаров, участвуют в конкур -сах «А я делаю так!», «Урок года» и «Учитель года»;
• учителя школы всегда находятся в поиске эффективных способов обучения.
Устойчивость инновационной деятельности и дальнейшее развитие проекта
Успех реализации проекта зависит как от сильных сторон образовательного учреждения, так и от возможностей внешней среды. Устойчивость проекта в будущем основывается на высоком профессионализме педагогического корпуса школы, на имеющемся опыте
использования в работе учителей современных информационно-коммуникационных технологий, на мотивации педагогов к овладению инновационными технологиями.
Инновационный проект получит дальнейшее развитие еще и потому, что родители поддерживают заданный уровень образовательного процесса и становятся носителями позитивной информации об учебном заведении.
Может быть спланирована совместная работа с образовательными учреждениями по продвижению данного образовательного проекта на территории города Нижневартовска и Нижневартовского района, что даст возможность осуществлять реализацию исследовательских навыков школьников на районных научно-практических конференциях.
Однако следует отметить возможные риски в реализации данного проекта в будущем. Ими могут стать внутренние причины, связанные с дополнительной сложностью работы педагогических кадров в школе:
• необходимость реализовывать на практике разноуровневое дифференцированное обучение;
• необходимость постоянно овладевать методикой научного исследования с целью организации такой деятельности с учащимися и собственного опыта в этом направлении;
• профессиональный рост педагогического персонала вызывает оправданное их стремление к карьерному росту, что не всегда можно удовлетворить в рамках образовательного учреждения.
Тенденция, связанная со старением кадров для школы пока не является критической, так как средний возраст педагогов составляет 45,5 лет. Однако при сохранении этой тенденции мы имеем дело с серьезным управленческим риском.
Для преодоления данной тенденции необходима специальная система мер, направленная на закрепление опытных педагогических кадров и привлечение молодых специалистов, заинтересованных в работе в образовательном учреждении.
К системе мер по закреплению педагогических кадров мы относим:
• развитие сферы платных образовательных услуг, позволяющей осуществлять дополнительное материальное стимулирование педагогического персонала;
• приоритетное оснащение рабочих мест молодых специалистов современной материальной базой, позволяющей на практике использовать в процессе обучения новейшие информационные технологии;
• ускоренную процедуру аттестации тех молодых специалистов, кто в течение первых лет проявил ответственное и серьезное отношение к работе;
• стимулирование повышения квалификации молодых учителей (обучение в аспирантуре, прикрепление соискателем, направление на курсы инновационных технологий).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
2. Образовательная программа — маршрут ученика / Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб., 2000.
3. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М., 2003.