Научная статья на тему 'Создание электронных учебных пособий на основе трехмерных моделей, созданных с помощью программы Blender'

Создание электронных учебных пособий на основе трехмерных моделей, созданных с помощью программы Blender Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
299
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание электронных учебных пособий на основе трехмерных моделей, созданных с помощью программы Blender»

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА ОСНОВЕ ТРЕХМЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ, СОЗДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ BLENDER

Кибешов И.В., Мяндина Г.И., Лукьянова Е.А., Проценко В.Д.

Российский университет дружбы народов,

кафедра биологии и общей генетики и кафедра медицинской информатики

Наука постоянно развивается, а научно-технический прогресс вносит в современный мир всё больше новшеств, ускоряющих и упрощающих нашу жизнь. Не является исключением и сфера образования, где использование информационных технологий в учебном процессе прочно заняли своё место. Компьютерные презентации и видеоролики уже несколько лет используются преподавателями вузов в качестве наглядных пособий в изучении нового материала.

С развитием сферы информационных технологий появилась возможность создавать и использовать трёхмерные графические модели в образовательном процессе с целью наиболее наглядного отображения взаимоотношений между различными элементами в сложных системах. Примерами таких систем могут быть биохимические и молекулярно-биологические процессы в живых организмах. Эти процессы порой очень сложны для их понимания студентами младших курсов. Динамические пространственные графические модели помогут наиболее доступно отразить механизмы изучаемого процесса или особенности структуры изучаемого объекта.

Цель нашей работы заключается в исследовании возможностей программы Blender в создании трёхмерных динамических моделей на компьютере, которые можно использовать в качестве иллюстративного материала на лекциях, лабораторных занятиях и в электронных учебных пособиях. Blender - это интегрированный пакет инструментов, позволяющий создавать 3D контент широкого спектра, обладающий исключительным преимуществом кросс-платформенности и необычайно малым размером выгружаемого файла. Он является самым популярным Open Source приложением для 3D графики во всем мире.

Нацеленная на широкий круг медиа профессионалов и художников, программа Blender может использоваться для создания 3D визуализации, статических изображений и видео кинематографического качества, а благодаря интегрированному 3D движку реального времени - интерактивного контента для сторонних приложений. Изначально разработанная компанией 'Not a Number' (NaN), сегодня программа Blender продолжает развиваться как 'Свободное ПО' с открытым исходным кодом. В настоящий момент разработкой программы Blender занимается организация Blender Foundation в Нидерландах.

Ключевой особенностью программы является полностью интегрированный пакет разработки, предлагающий широкий выбор инструментов необходимых для создания 3D контента, включая моделирование, анимацию, компоновку и создание игр. Благодаря OpenGL, Blender имеет GUI (Graphical User Interface), унифицированный для всех платформ, и готовый к использованию на всех версиях Windows (98, NT, 2000, XP Vista), Linux, Mac OS X, FreeBSD, Irix, Solaris и множестве других операционных систем. Высокое качество 3D архитектуры способствует быстрому и эффективному творческому процессу, поэтому программа Blender создана для самой широкой аудитории пользователей: ее может использовать преподаватель, научный сотрудник, аспирант или студент.

Данную программу можно использовать на теоретических кафедрах медицинского факультета для создания трехмерных моделей изучаемых объектов и процессов с целью улучшения понимания студентами изучаемых дисциплин, таких как молекулярная и клеточная биология, биохимия, гистология, физиология и других.

В век биотехнологий достижения молекулярной и клеточной биологии, генетики и биохимия открывают широкий простор для исследования этиологии, патогенеза и диагностики многих заболеваний и разработки новых методов борьбы с ними, что и определяет актуальность применения программы в создании динамических пространственных моделей с целью лучшего усвоения студентами-медиками теоретических дисциплин. На основе программы Blender на кафедре биологии и общей генетики уже созданы трехмерные динамические модели для изучения таких сложных молекулярных механизмов, как синтез ДНК и регуляция экспрессии генов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.

2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.

3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.

4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.

5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.

6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.

7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.

8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.

9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.

МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.