ДИСТАНЦИОННОЕ _ Г— _ ■ Й я я »— Ш Ж ШШ L
wm mm m
:ин Сергей Александрович тина Нина Николаевна
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ с помощью Win Help
Развитие дистанционного обучения ставит задачу перевода печатных учебных •малое в электронную форму. Данная статья посвящена средству, с помощью с го можно создать электронный учебник. Это средство - WinHelp. Встроенный в Windows, WinHelp не только позволяет получить полную совместимость, но и ье/л богатыми возможностями: гипертекст, графика, возможность вызова из про-вызов Windows-приложений, поиск материалов по ключевым словам и многое
Следующие главы помогут Вам создать свой файл справки для Wmdows-приложе-».l* же электронный учебник. В качестве примера на прилагаемой к журналу диске-р№' щv '-ставлена данная статья с исходными материалами в виде файла справки.
начало
Чтобы начать работу, Вам понадо-
шма WinHelp (winheip.exe). С ее пользователи смогут просмотреть электронный учебник. (Файл : т.ехе есть в стандартной поставке
BWS.)
"зетовый процессор Word.
мощью Вы сможете создать файл RTF) формате. (RTF - Rich Text формат файла, поддерживающий вие пользовательских сносок ($, #, одинарно подчеркнутого текста, подчеркнутого текста, скрытого
------ графических вставок.)
jp^ H. ni или другой текстовый редактор, й может сохранить файл в ASCII ■шарик*те (с расширением .HPJ - Help phapr-'. File) - файл проекта.
иятор Microsoft Windows Help (hep.exe или hc31.exe для :«*s 3.1).
томощью вы переведете Ваш файл
с набранным текстом в стандартный help-файл - Ваш электронный учебник. • Файл выдачи предупреждений и сообщений об ошибках (hcp.err или hc31.err). Этот файл содержит информацию об ошибках, которые могут возникнуть на этапе компиляции электронного учебника.
СОЗДАНИЕ ТЕКСТА УЧЕБНИКА
Следующие пункты второй главы помогут создать Вам с помощью Microsoft Word текст электронного учебника (файл в RTF формате).
НАПИСАНИЕ ЗАГОЛОВКА РАЗДЕЛА
Напишите заголовок в первой строке раздела, то есть этой строке придайте атрибут заголовка из меню стилей (рисунок 1). Хотя WinHelp не требует обязательного присутствия заголовка в теме, но заголовок будет иметь тот же смысл, что и в напечатанном тексте, и может пригодиться при поиске данной темы во всем учебнике.
Файл Правка Закладка Параметры j
Рисование линий h
Рисунок 1
НАПИСАНИЕ ТЕКСТА И ВСТАВКА ГРАФИКИ
Наберите текст обычным стилем так же, как и для распечатки, не заботясь о длине строки. В WinHelp текст переносится но словам в зависимости or размера окна. В конце главы поставьте разрыв страницы. WinHelp воспринимает каждую страницу исходного текста как отдельную главу (рисунок 2).
Советы:
- Используйте различные способы форматирования текста, например, различные шрифты, стили, цвета, обрамления и так далее, но не забывайте, что пользователю предстоит это просматривать на экране монитора. Предпочтительно использовать шрифты, не содержащие «Serif», такие, как Arial или Helvetica.
- Старайтесь разбивать, насколько возможно, текст на параграфы, списки, таблицы. Это облегчит работу с учебником в режиме переходов.
- Разбивайте текст таким образом, чтобы пользователь видел на экране его части полностью.
Графический файл вставляется ссылкой на него. Например:
{ВМС bitmapl.bmp}, где ВМС - команда вставки. Существуют также команды BML и В MR.
Заголовок раздела
Вставка сносок в каждый заголовок
\VinHelp используе пользовательские снос ки для идентификации глав и обеспече ния некоторых средств навигации - кнс пок «Содержание», «Поиск», «Назад> «Печать», «««(предыдущий) и «»»(еле дующий).
В таблице 1 рассмотрены основны пользовательские сноски и их назначенж
Обзор.
Для каждой темы проделайте след> ющее:
1. Поместите курсор в то место, куда хс тите поставить сноску, как правило, ш ред первым символом первой строки з< головка.
2. Определите, какой тип сноски (#, $, или +) Вы хотите использовать. (М8-\¥о1 позволяет с помощью специального окг выбрать вид сноски).
3. Поместите курсор непосредственно тексту сноски, если текстовый процессе не делает это автоматически.
4. Напишите текст сноски (рисунок 3).
Назначение контекстной строки (сноска #)
Для сопоставления контекстнс строки заголовку необходимо:
1. Поместить курсор перед первым сю волом первой строки заголовка.
2. Вставить сноску «#».
3. В области сноски набрать строку, иде!
Таблица 1
Символ сноски Определяет Назначение
# Контекстную строку Однозначно определяет тему
$ Заголовок Появляется как заголовок в диалоге поиска и в списке переходов
К Ключевое слово Появляется в диалоге поиска
+ Порядок просмотра Определяет порядок тем
£айл Правка Закладка Параметры
ЩрШ ............
3йсование линий
Чтобы нарисовать прямую линию
выберите соответствующей пункт б ноборе «•чструментов. Выберите ширину и цвет " г,уш,ей линии. Перетащите указатель.
Рисунок 2
..»фицирующую данную главу.
Эта строка называется «контекстная строка». \VinHelp использует контекстную строку для идентификации заголовка, .юльзователь никогда ее не увидит, но Вы, ^втор, используете ее для перехода на данную главу. Возможные символы, используемые в контекстной строке: латинские буквы от А до Ъ верхнего и нижнего регистров, цифры от 0 до 9, знак подчеркивания ( _ ).
Присвоение имени главы (сноска $)
. Поместите курсор на следующую позицию за сноской «#» в строке, содержащей заглавие темы.
2. Вставьте сноску «$».
3. В сноске наберите название темы (обычно та же строка, что и заголовок). Эта строка будет появляться в диалоге поиска и в списке переходов.
I
Текст раздела
Разрыв страницы
Добавление фраз в список поиска (сноска К)
1. Поместите курсор перед первым символом первой строки заголовка.
2. Вставьте сноску «К».
3. В сноске наберите через запятую слова или фразы, которые Вы бы хотели поместить в окно списка поиска.
Включение главы в последовательность просмотра (сноска +)
Процесс создания порядка тем состоит из двух частей. Первое: Вы должны добавить кнопки << (предыдущий) и >> (последующий) в панель управления (смотрите пункт 3). Второе: Вы должны пронумеровать темы.
Для нумерации тем необходимо:
1. Поместить курсор перед первым символом первой строки заголовка.
2. Вставить сноску «+».
3. В поле сносок набрать идентификатор просмотра последовательности. Идентификатор может быть числом (например, 007) или именем с числом для нумерации логической группы тем (например, ШТЯО:007).
Замечание: тема может принадлежать только одной последовательности.
# $ К + Рисование круга
туту
Дпя тпго, чтобы нарисовать круг, необходимо:
Сноски
--1 # с1гауу_агс1е -
$ Рисование круга -
-| К круг, рисование, рисование круга + с)га\^:0235 -
1 Контекстная строка
Заголовок -| Ключевые слова поиска
|Пос.педо в ате льность просмотра
Рисунок 3
ДОБАВЛЕНИЕ ГИПЕРССЫЛОК
Гиперссылка - это текст или графический объект, щелчком на который можно инициировать какое-либо действие (переход на другую главу, отображение главы в другое окно или исполнение макросов). Наиболее часто переделываются в ссылки слова, на которые пользователь может щелкнуть и перейти к другой теме.
Для того, чтобы сделать гиперссылку, проделайте следующие действия:
1. Наберите текст или вставьте графический объект, который Вы хотите сделать гиперссылкой.
2. Выделите текст и придайте ему атрибут дважды подчеркнутого. В Microsoft Word вызовите диапюговое окно «Шрифт» и выберите в списке двойное подчеркивание.
3. За текстом или графикой из шага 1 наберите (без разделительного пробела) контекстную строку, то есть строку, не содержащую пробелы, по которой WinHelp будет идентифицировать главу. Она должна присутствовать в нужной главе, на которую Вы хотите сделать переход, в виде текста сноски «#».
4. Контекстной строке придайте атрибут «скрытый». В Microsoft Word вызовите
диалоговое окно «Шрифт» и выберите данный атрибут (рисунок 4).
Замечание: если тексту из пункта 2 придать атрибут одинарно подчеркнутого, то по нажатию на него вместо перехода на соответствующую главу появится окно оперативной подсказки с содержимым этой главы.
НАПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
Содержание - это первая глава электронного учебника, в которой существует список ссылок на другие главы (рисунок 5). В WinHelp по умолчанию существует кггопка, при нажатии на которую пользователь попадает на страницу содержания.
Для того, чтобы сделать содержание, необходимо:
1. Перейти на начало первого исходного файла.
По умолчанию WinHelp предполагает, что первая глава первого файла является содержанием.
2. Наберите заголовок, какой бы хотели видеть.
3. Добавьте ссылки на главы (рисунок 6 >.
Используйте двойное подчеркивание для текста, который Будет лчперссылкой
Смотрите также рисование кр у г ad raw^c i rç j e
I "_I
Используйте скрытый текст для определения контекстной строки главы перехода
Контекстная строка должна быть определена в главе перехода как сноска
^ $ к + РиС0Вание круга
Для того, чтобы нарисовать круг, необходимо:
Снос км
----;—
if draw circle
Рисунок 4
СОХРАНЕНИЕ ТЕКСТА
В RTF ФОРМАТЕ
WinHelp-компилятор может компилировать файлы только в RTF формате. Когда Вы сохраните файл в RTF формате, дайте ему соответствующее расширение.
Совет: сохраните исходный документ в формате, который поддерживает используемый Вами текстовый редактор. Например, если Вы используете Microsoft Word, то сохраните в формате .DOC. Это позволит Вам в будущем вернуться к редактированию ходного текста.
Дтя сохранения файл.
: RTF формате в Microsoft Word выполните следующее:
Выберите «Файл1Сохранить к^к...»
1 В диалоговом окне поменяйте расширение на .RTF, то есть ■становите опцию «Текст в формате RTF» (.RTF). 5. Выберите «Сохранить».
НАПИСАНИЕ ФАЙЛА ПРОЕКТА
Файл проекта (.HPJ) содержит необходимую информацию для компилятора по созданию файла помощи (электронного учебника). Он может содержать большое число инструкций, которые определяют разные аспекты будущего файла справки. В этом разделе по шагам мы рассмотрим основные из них. .. Создайте текстовый файл и назовите его так, чтобы имя совпадало с именем будущего файла справки (электронного -небника), а расширение было .HPJ. 1 Добавьте в файл следующие линии: [OPTIONS J TITLE = заголовок COMPRESS = уровень_сжатия ERRORLOG = и.мя_фа1та_ошибок [CONFIG] BrowseButtons () [FILES]
имя___файла_1 .RTF имя_файли_ 2.RTF
5. Сохраните файл как текстовый.
Вместо слов, выделенных курсивом, Вы должны подставить нужные значения смотрите ниже).
Замечание: Вы можете добавить строку-комментарий в файл проекта, предварительно поставив «точку с запятой». Опции:
• CONTENTS = строка_содержания
строка__содержания - это строка, но которой программа WinHelp будет идентифицировать Ваш электронный учебник.
• TITLE = заголовок
Содержание
Рисование
линий
прямоугольников многоугольники в фигур
Рисунок 5
заголовок - это название электронного учебника, оно появится в заголовке окна просмотра.
• COMPRESS = уровенъ__сжатия уровень_сжатия определяет размер результирующего файла, который обратно пропорционален времени компиляции. В таблице 2 представлены возможные значения и воздействия, которые они оказывают на размер файла и на время компиляции.
Замечание: если Вы не включите в файл эту строку, то по умолчанию значение COMPRESS будет равно О, FALSE или N0.
• ERRORLOG = имя_файла_ошибок
имяaiuia_ошибок - это имя файла, в который программа WinHelp запишет ошибки при работе с Вашим файлом, что позволит Вам провести отладку работы электронного учебника.
• BrowseButtons ()
Если Вы включите эту строку в файл конфигурации проекта, то в управляющем меню электронного учебника появятся кнопки << (предыдущий) и >> (последующий) пункт. Для работоспособности этих кнопок Вы должны пронумеровать страницы учебника или страницы отдельных глав в RTF-файле с помощью сноски + (смотрите выше).
• [FILES]
имя_файла_п.КТ¥ - имя исходного RTF-файла.
Файл Правка Закладка Параметры 2
шш
Содержание
Рисование nnHHRdr.awJine.s-
Рисование прямоугольников draw
Рисо в ание многоу гольнико Bjfrawjwly.gQng
Рисование фигур.с!гауу Jreefprros
Рисунок 6
Ваш учебник может состоять из нескольких RTF-файлов (в каждом из которых, например, может быть отдельная глава) и все перечисленные файлы в данном пункте добавятся к учебнику.
КОМПИЛЯЦИЯ
Существуют два комггилятора для Windows 3.1 - это HCP.EXF и HC31.EXE (в Windows 95 они будут работать аналогично). Скомпилируйте Ваш проект из-под Windows в окне DOS. Перед компиляцией убедитесь, что:
• Все исходные файлы сохранены в RTF формате
• Файлы, необходимые для учебника, находятся в текущей директории, а именно:
- Все RTF файлы
- Файл компилятора (НСР.ЕХЕ или НС31.ЕХЕ)
- Файл сообщений об ошибках (HCP.ERR или HC31.ERR)
- Файл проекта (.HPJ)
Переход на главу "Рисование линий", у которой
контекстная строка "draw lines"
- Файлы гра-фических изображений
Пример: HC31.EXE ТЕХТ.НР.1 В результате патучится фаЙ1 справки (или электронного учебника) ТЕХТ.НЬР.
заключение
Профессиональным пользователям для расширения возможностей WinHelp можно порекомендовать библиотеку Interactive Help for Windows фирмы HyperAct Inc. Данная библиотека позволяет по сценарию, разработанному на основе языка программирования Pascal, активизировать макросы, использовать анимацию, менять палитру цветов, использовать DLL, вызывать функции API и многое другое.
Таблица 2
Значение Компиляция Размер файла
0, FALSE, NO Быстрая Большой
1, TRUE, YES, HIGH Долгая Маленький
MEDIUM Средняя Средний
НАШИ АВТОРЫ
Паньгин Сергей Александрович, студент СПбГЭТУ, ФАВТ. Паньгина Нина Николаевна, учитель школы-лицея № 8, г. Сосновый Бор.