Инновации и технологии современного образования
чения, особенностями программных средств и закономерностями учебного процесса. Модель обучения объемному компьютерному проектированию в процессе выполнения трехмерного компьютерного проекта является линейной и интегрируется в предыдущую модель.
Интеграция предложенных моделей дает возможность для обоснования содержательного наполнения всех компонентов обучения и поэтому создает основу для разработки методики обучения системам объемного компьютерного проектирования будущих инжене-ров-педагогов компьютерного профиля.
1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие для инженер.-пед. ин-тов и индустр.-пед. техникумов. — Екатеринбург : Деловая книга, 1996. — 334 с.
2. Додонов А. Г., Ландэ Д. В., Путятин В. Г. Компьютерные информационно-аналитические системы : толковый словарь. — Киев : Наук. думка, 2011. — 384 с.
3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. — М.: Наука, 1966. — 248 с.
4. Лич Дж. Энциклопедия А^оСАО 2002. — СПб.: Питер, 2002. — 1072 с.
5. Ожга М. М. Алгоритм профессиональной деятельности с объемного компьютерного проектирования как основа обучения системам трехмерного проектирования // Компьютерно-интегрированные технологии: образование, наука, производство: межвуз. сб. — Луцк : ЛНТУ, 2012. — № 10. — С. 203 - 210.
6. Вишникина Л. П. Педагогическое моделирование как основа проектирования образовательных процессов // Имидж современного педагога. — 2008. — № 7-8 (86-87). —С. 80—84.
7. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 271 с.
8. Райковский Г. А. Теоретико-методические основы графической подготовки будущих специалистов технических специальностей средствами информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04. — Киев, 2011. — 40 с.
9. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
УДК/UDC 377:004 Т. А. Чекалина
T. Chekalina
СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ CREATION OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
В статье рассмотрены основные направления работы по созданию электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях. Представлены требования к разработке электронных образовательных ресурсов.
In the article the main areas of work on creation of electronic educational resources in the professional educational organizations are considered. Requirements to development of electronic educational resources are submitted.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, профессиональные образовательные организации.
Keywords: electronic educational resources, professional educational organizations.
В настоящее время информатизация охватывает все направления учебной деятельности, поэтому создание электронных образо-
вательных ресурсов (ЭОР) и их использование являются обязательным условием для решения комплексных задач информатизации профессионального образования.
Под электронным образовательным ресурсом понимается образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий структуру, предметное содержание и метаданные о них [1].
На сегодняшний день уже создано большое количество разнообразных информационных ресурсов на основе применения современных мультимедийных информационных технологий. Как правило, выпуск таких изданий осуществляют либо организации, профессионально занимающиеся производством электронных изданий (например, ИЦ «Академия»), либо некоммерческие издающие организации (например, издательства при образовательных организациях). При этом на современном эта-
пе развития электронного книгоиздания нет единых, унифицированных требований к созданию ЭОР, что существенно снижает качество и возможности использования электронных продуктов в образовательном процессе профессиональных образовательных организаций (ПОО).
Решением данной проблемы может стать разработка модельного положения об ЭОР, в котором будут установлены требования к учебным материалам, определены ответственные за подготовку и программную реализацию электронных продуктов, прописан порядок их распространения и т. д.
Е. И. Козлова [2] предлагает следующие разделы модельного положения об ЭОР:
1. Общие положения. Содержат законодательные акты федерального и регионального уровней, ведомственные и внутренние приказы, распоряжения, положения ПОО и т. д. Определяют порядок и ответственных за создание ЭОР Указывается механизм получения рекомендаций учебно-методического (или редакционного) совета ПОО.
2. Основные термины и определения. Раздел включает перечень основных терминов и определений по созданию и использованию ЭОР в ПОО. Приводятся классификации, используемые для описания и создания ЭОР в ПОО.
3. Требования к ЭОР. Раздел содержит основные виды ЭОР, требования к их содержанию, функциональности, техническим характеристикам: соответствие ФГОС, требования к оформлению выходных сведений и т. д.
4. Подготовка ЭОР. Прописываются этапы подготовки ЭОР, порядок прохождения рецензирования и т. д.
5. Регистрация и порядок распространения учебных электронных изданий. Указываются виды регистрации для ЭОР, ответственные за регистрацию, порядок распространения и использования учебных изданий.
Методологической основой для создания такого модельного положения об ЭОР должны стать стандарты, регламентирующие правила создания основных видов изданий:
1. Терминологические стандарты, содержащие квалификационные характеристики элементов и видов изданий: ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения»; ГОСТ Р 7.0.3-2006 «СИБИД. Издания. Основные элементы. Термины и определения».
2. Рекомендации по подготовке выходных сведений ЭОР: ГОСТ 7.1-2003 «СИБИД. Биб-
лиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 7.56-2002 «СИБИД. Издания. Международная нумерация сериальных изданий»; ГОСТ 7.86-2003 «СИБИД. Общие требования к издательской аннотации»; ГОСТ 7.9-95 «СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования».
3. Стандарты «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»; ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»; ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
В 2014 г. принят еще один стандарт, который, на наш взгляд, является основным при подготовке ЭОР, — ГОСТ Р 7.0.83-2013 «СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Данный стандарт содержит классификационные характеристики, соответствующие современному состоянию развития электронных изданий.
Конечно же, разработка локального акта в ПОО — это важный шаг для оптимизации процесса создания ЭОР. Но кроме этого необходимо полностью пересмотреть процедуру подготовки ЭОР в ПОО. К сожалению, очень часто встречаются цифровые копии печатных изданий, которые выдаются за ЭОР. Остановимся подробнее на некоторых требованиях, которые предъявляются к современным ЭОР.
ЭОР для лекционных занятий.
Основным элементом таких изданий является текст. Поэтому для подготовки данных ЭОР рекомендуются следующие мультимедийные формы изложения теоретического материала:
— видеолекция;
— мультимедиалекция.
ЭОР для практических занятий.
Кроме описания практических заданий и методических указаний по их выполнению данные ЭОР должны содержать необходимый теоретический материал, а также осуществлять обратную связь. Кроме того, подобные ЭОР могут выполнять функции тренажера.
ЭОР для лабораторных работ.
Объединяют теоретические знания и практические навыки обучающихся в процессе учебной деятельности. ЭОР должны органи-
Инновации и технологии современного образования
зовать работу с тренажерами, имитирующими реальные технические средства, объекты исследования, условия проведения эксперимента и т. п. Также в них должны содержаться компьютерные средства тестирования знаний обучающихся.
ЭОР для семинарских занятий.
Данные ЭОР должны содержать, помимо текстового теоретического материала, аудио-и иллюстративный материал, а также доступные первоисточники и другую дополнительную информацию по дисциплине.
ЭОР для контроля знаний содержат тестирующие программы, осуществляющие все виды контроля: входной, итоговый, промежуточный, самоконтроль.
ЭОР для консультаций направлены на предоставление методической, справочной информации, с помощью которой обучающиеся смогли бы получить консультативную помощь.
ЭОР для самостоятельной работы, как правило, могут содержать в себе все виды электронных изданий: видеолекции, тренажеры, системы тестирования и т. д. [2].
Представленная выше классификация говорит о взаимосвязи цели создания ЭОР и мультимедийных информационных технологий (см. рис.).
Рис. Взаимосвязь цели создания и видов ЭОР
Таким образом, вид учебной деятельности определяет форму изложения материала, которая устанавливает вид ЭОР, а он в свою очередь обусловливает природу основной информации электронного продукта.
Взаимосвязь классификационных характеристик ЭОР
Вид учебной деятельности Форма изложения материала ВидЭОР Природа основной информации
Лекции Теоретическая Учебное пособие Учебник Текстовая, изобразительная, аудио-, мультимедийная
Практические занятия Методическая Практикум Рабочая тетрадь Текстовая, изобразительная, аудио-, мультимедийная
Семинарские занятия Теоретическая Методическая Учебно-методическое пособие Текстовая, изобразительная, аудио-, мультимедийная
Организация контроля знаний Методическая Рабочая тетрадь Текстовая, изобразительная, мультимедийная
Консультации Информационная Учебно-методический комплекс Текстовая, изобразительная, аудио-, мультимедийная
Самостоятельная работа Методическая Информационная Учебник Учебное пособие Учебно-методическое пособие Рабочая тетрадь Самоучитель Учебно-методический комплекс Текстовая, изобразительная, аудио-, мультимедийная
Кроме перечисленных выше требований к содержанию ЭОР, необходимо соблюдать еще одно условие — наличие навигационной системы, т. е. необходимо при создании ЭОР использовать гипертекстовые технологии.
Навигационная система ЭОР должна включать в себя: содержание (оглавление); вспомогательные указатели (всплывающие подсказки); колонтитулы.
Для содержания ЭОР разработаны определенные требования, которым необходимо следовать при разработке электронного издания:
— точно и полно отражать структуру издания;
— заголовки, вынесенные в содержание, идентичны заголовкам в тексте;
— обеспечить оперативный поиск необходимой информации по электронной разработке;
— наглядно отображать, к какому уровню рубрикации относится каждый заголовок.
При создании ЭОР содержание необходимо располагать как постоянный элемент экрана с локальными ссылками.
Еще одним важным элементом в работе являются динамические (всплывающие) подсказки. Особенно это необходимо применять при определении нового понятия, для конкретизации термина, ссылках на литературу, упоминании фамилий ученых и т. п. Использование данного инструмента может заменить такой раздел издания, как тезаурус.
Наряду с содержанием важным элементом навигационной системы выступают колонтитулы — это справочная строка, расположенная над текстом страницы или под ним, информирующая о содержании данной страницы. Как правило, они содержат информацию об авторах, название глав, параграфов и т. д.
В данной статье поднимались лишь некоторые вопросы, связанные с созданием электронных образовательных ресурсов. Прежде всего, это отсутствие унифицированных требований к ЭОР, поэтому ПОО необходимо разрабатывать свои локальные акты. При разработке ЭОР необходимо основываться на стандартах, которые выдвигают определенные требования к отдельным элементам ЭОР, а также учитывать основные требования к созданию современных образовательных ресурсов: использование информации различной природы, интерактивность, развернутая навигационная система.
1. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. — иЯЬ: www.g-ost.ru/30.html.
2. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе. — М.: ФОРУМ, 2013. — 208 с.
УДК/UDC 378.14:377 Т. М. Чурекова
T. Churekova
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА STUDENTS' INDEPENDENT WORK ORGANIZATION IN ACCORDANCE WITH THE COMPETENCE APPROACH REALIZATION
В статье акцентируется внимание на актуальности и значимости организации самостоятельной работы студентов как важнейшем факторе изменения характера познавательной деятельности в процессе их профессиональной подготовки в контексте реализации компетентностного подхода. Подчеркивается, что суть компетентностного подхода в образовании — ориентация на его результат, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а готовность и способность человека действовать в различных профессиональных и нестандартных ситуациях. Определяются компоненты, типы самостоятельной работы, условия повышения ее эффективности, а также задачи преподавателей по планированию и контролю этого вида деятельности.
The article accentuates the actuality and meaningfulness of students’ independent work
organization as the important factor for changing the character of cognitive activity in the process of their professional training in accordance with the competence approach realization. The essence of the competence approach in education is underlined in orientation on the result, moreover the quality of the result is considered to be not the sum of mastered information but readiness & person’s ability to act in different professional & non-standard situations. The components, types of independent work, conditions of efficacy as well as teachers’ tasks in planning & control of this type of activity are determined.
Ключевые слова: компетентностный подход, ключевые компетенции, самостоятельная работа, компоненты и типы самостоятельной работы.
Keywords: competence approach, key competences, independent work, components & types of independent work.