Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА'

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / образовательный контент / электронный образовательный курс / обучение школьников / электронное обучение / digital educational environment / educational content / electronic educational course / schoolchildren education / elearning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каверзина Дарья Евгеньевна, Вайнштейн Юлия Владимировна

Цифровая трансформация образования обусловила интенсивное развитие и внедрение в образовательные организации цифровой образовательной среды. Запущенный процесс задал новый вектор повышения качества образовательного процесса. В этих условиях многократно увеличиваются объемы верифицированного электронного образовательного контента. Перед участниками образовательных отношений это ставит новые задачи и открывает новые возможности. Распространение семейного обучения, самообразования школьников, получения образования вне школ подтверждается статистическими данными, представленными в работе. Это стимулирует развитие и применение инновационных подходов и средств электронного обучения. Особую значимость приобретает в этой ситуации задача структурирования цифрового образовательного контента и создания электронных образовательных курсов. В статье предложен педагогический сценарий создания электронных образовательных курсов с применением библиотеки цифрового образовательного контента. Он позволяет создать персонализированный контент под нужды и потребности обучающихся и учителей. Таким образом обеспечивается полноценное включение в образовательный процесс любой категории обучающихся, получающих образование как вне, так и внутри образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каверзина Дарья Евгеньевна, Вайнштейн Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The digital transformation of education has led to the intensive development and implementation of a digital educational environment in educational organizations. The launched process set a new vector for improving the quality of the educational process. Under these conditions, the volumes of verified electronic educational content are multiplying. This poses new challenges and opens up new opportunities for participants in educational relations. The spread of family education, self-education of schoolchildren, education outside of schools is confirmed by the statistical data presented in the work. This stimulates the development and application of innovative approaches and e-learning tools. In this situation, the task of structuring digital educational content and creating electronic educational courses is of particular importance. The article proposes a pedagogical scenario for creating electronic educational courses using a library of digital educational content. It allows you to create personalized content for the needs and requirements of students and teachers. Thus, the full inclusion in the educational process of any category of students receiving education both outside and inside educational organizations is ensured.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА»

для каждого урока и на будущее.

Литература:

1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения / М.М. Анцибор. - Тула: ТГУ, 2002. - 127 с.

2. Выготский, JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 143 с.

3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. -С. 5-6

4. Общая психология / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

5. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С. Панфилова - Москва: Учпедгиз, 1960. - 83 с.

6. Рубинштейн, A.B. Основы общей психологии / A.B. Рубинштейн. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 448 с.

7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2011. - 512 с.

8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 199 с.

9. УМК «Школа России». - URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii/umk.html(flaTa обращения: 09.08.2023)

Педагогика

УДК 378

аспирант Каверзина Дарья Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); доктор педагогических наук, доцент Вайнштейн Юлия Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КУРСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИБЛИОТЕКИ

ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

Аннотация. Цифровая трансформация образования обусловила интенсивное развитие и внедрение в образовательные организации цифровой образовательной среды. Запущенный процесс задал новый вектор повышения качества образовательного процесса. В этих условиях многократно увеличиваются объемы верифицированного электронного образовательного контента. Перед участниками образовательных отношений это ставит новые задачи и открывает новые возможности. Распространение семейного обучения, самообразования школьников, получения образования вне школ подтверждается статистическими данными, представленными в работе. Это стимулирует развитие и применение инновационных подходов и средств электронного обучения. Особую значимость приобретает в этой ситуации задача структурирования цифрового образовательного контента и создания электронных образовательных курсов. В статье предложен педагогический сценарий создания электронных образовательных курсов с применением библиотеки цифрового образовательного контента. Он позволяет создать персонализированный контент под нужды и потребности обучающихся и учителей. Таким образом обеспечивается полноценное включение в образовательный процесс любой категории обучающихся, получающих образование как вне, так и внутри образовательных организаций.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательный контент, электронный образовательный курс, обучение школьников, электронное обучение.

Annotation. The digital transformation of education has led to the intensive development and implementation of a digital educational environment in educational organizations. The launched process set a new vector for improving the quality of the educational process. Under these conditions, the volumes of verified electronic educational content are multiplying. This poses new challenges and opens up new opportunities for participants in educational relations. The spread of family education, self-education of schoolchildren, education outside of schools is confirmed by the statistical data presented in the work. This stimulates the development and application of innovative approaches and e-learning tools. In this situation, the task of structuring digital educational content and creating electronic educational courses is of particular importance. The article proposes a pedagogical scenario for creating electronic educational courses using a library of digital educational content. It allows you to create personalized content for the needs and requirements of students and teachers. Thus, the full inclusion in the educational process of any category of students receiving education both outside and inside educational organizations is ensured.

Key words: digital educational environment, educational content, electronic educational course, schoolchildren education, e-learning.

Введение. Развитие информационного общества сформировало основания цифрой трансформации всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и системы образования, обусловило создание развитой цифровой образовательной среды, обеспечивающей построение индивидуальных образовательных маршрутов обучения и предоставление равного доступа к ее сервисам и ресурсам всем участникам образовательных отношений независимо от уровня образования. Одновременно с этим наблюдается ускорение процессов развития и использования технологий электронного обучения, виртуальной реальности, мобильного обучения и других. Однако, несмотря на широкий спектр возможностей, предоставляемых цифровизацией в образовании, она до сих пор воспринимается неоднозначно многими [7], так как неизбежно приводит к изменению роли педагога в современном образовательном процессе и выдвигает к нему новые требования. При этом цифровизация в образовании ускорила повышение цифровой грамотности педагогов и обучающихся. В этих условиях многократно увеличиваются объемы верифицированного электронного образовательного контента, что ставит перед участниками образовательных отношений новые задачи и открывает принципиально новые возможности.

Рассматривая обучение в школе, стоит отметить, что важным преимуществом при этом наряду с повышением качества обучения и построением образовательного процесса, отвечающего требованиям современного поколения обучающихся, выступает возможность включения в образовательный процесс той категории, которая ранее не была включена в него в полной мере. Речь идет об учениках, которые получают образование вне школы, например, в форме семейного обучения, самообразования, очно-заочного обучения, в период нахождения на длительном лечении или в процессе обучения на дому. Возможности цифровых технологий для решения образовательных задач этих категорий обучающихся актуализируют необходимость создания для них электронных образовательных курсов.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую основу работы определили исследования в области цифровой трансформации образования, подходов развития методики электронного обучения, структурирования цифрового образовательного контента и другие, а также анализ нормативно-законодательной базы [8-12]. Для сбора и анализа данных относительно категории обучающихся, для которой образовательный процесс осуществляется вне стен школы, нами использовались статистические методы, а также для анализа и уточнения проблематики исследования к данной категории были применены эмпирические методы, такие как наблюдение, сравнение, измерение, анкетирование. В качестве методологической основы исследования применены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, синергетический и предметно-информационный подходы в обучении.

Переход на этап цифровизации общества в нашей стране сопровождался и регламентировался принятием Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. и утверждением национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» [11]. Этот процесс затронул все сферы современного общества, внося изменения в процессы жизнедеятельности, коммуникацию, времяпрепровождение людей, меняя их взгляды и образ жизни. Начиная с 2021 года государством определены десять сфер, подверженных цифровым инновациям, в число которых вошла и сфера образования и науки, осуществление цифровой трансформации которой является обязательным условием становления и формирования развитого цифрового общества.

В сфере образования на основе анализа нормативно-законодательных документов можно выделить следующие наиболее остро стоящие проблемы, решаемые при цифровизации: неравенство доступа к качественному образованию за счет разрыва территориальных возможностей, наличия малокомплектных географически удалённых организаций; отсутствие единого цифрового сетевого образовательного пространства; повышение нагрузки педагогов в связи с увеличением количества внедряемых информационных систем и отсутствием инфраструктурных механизмов обмена данными между ними, что увеличивает количество данных вводимых вручную; многообразие создаваемого цифрового образовательного контента и отсутствие для него централизованного унифицированного хранилища; недостаточная интеграция современных цифровых технологий, обучающих систем и образовательных сервисов в процесс обучения, воспитания и развития; сложности обработки массивов образовательных данных и поддержание их объективности для принятия решений как в образовательном процессе, так и для управления им.

Для решения этих проблем был определен набор задач, включающий обеспечение равного доступа к качественному и верифицированному цифровому образовательному контенту для всех обучающихся РФ и разработку сервисов, направленных на повышение уровня цифровой грамотности.

На правительственном уровне согласно стратегическому направлению в области цифровой трансформации образования Министерством просвещения РФ регламентирован спектр технологий, рекомендованных к обязательному внедрению в образовательные организации к 2030 году [10]. Эти технологии сейчас активно развиваются в сфере общего и среднего профессионального образования. Примером такого развития является федеральная государственная информационная система «Моя школа» (ФГИС «Моя школа»), созданная в 2022 году. Она представляет собой федеральную информационно-сервисную платформу цифровой образовательной среды и инструмент достижения цифровой трансформации образования [12]. За два года система успешно прошла опытную эксплуатацию в пятнадцати пилотных регионах, и с 2023 года она внедряется во все общеобразовательные организации России [9].

Под цифровой образовательной средой согласно Постановлению Правительства РФ понимается «совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания» [8].

Планируемый функционал ФГИС «Моя школа» чрезвычайно широк и будет включать: работу с сервисом электронных журналов; работу с электронными дневниками; создание контрольно-измерительных материалов для диагностической работы; видеотрансляцию цифровых образовательных решений и средства мониторинга их использования; средства проведения, анализа и экспертизы результатов диагностических работ. Среди сервисов, планируемых к реализации в ФГИС «Моя школа», стоит отметить следующие:

1. Библиотека цифрового образовательного контента - сервис, который позволит обучающимся восполнять, дополнять и расширять свои знания за счет доступности, разнообразия и качества верифицированного образовательного контента; педагогическим работникам обогатить учебный процесс за счет включения разнообразного контента; родителям оказывать помощь детям.

2. Цифровой помощник ученика - вспомогательный сервис, предназначенный для ориентации школьника в разнообразном ЦОК в соответствии с его потребностями и запросами.

3. Цифровой помощник учителя для организации проверки домашних заданий с использованием искусственного интеллекта, выполняющий некоторые действия за учителей, что снизит их административную нагрузку.

4. Цифровой помощник родителя - проактивный сервис, который позволит родителям следить за успехами своих детей, поможет ориентироваться в образовательных программах общего и дополнительного образования, подбирать подходящие олимпиады, конкурсы и пр.

5. Цифровое портфолио ученика - сервис, который позволит формировать портфолио на протяжении обучения, которое будет включать как образовательные успехи, так и творческие, интеллектуальные и пр. Предполагается, что на основе автоматизированного анализ данных портфолио система будет давать рекомендации ученику, направленные на профессиональную ориентацию и поддержку таланта ребенка.

6. Сервис управления образовательной организацией - сервис, который предполагает внедрение электронного документооборота в школах, что снизит административную нагрузку всего коллектива организации, даст возможность использовать актуальную и качественную статистическую информацию и принимать решения на основе анализа больших данных.

Сейчас во ФГИС «Моя школа» уже реализована библиотека цифрового образовательного контента, представленная различными поставщиками верифицированного цифрового образовательного контента, в том числе Академией Минпросвещения России и Российской электронной школой.

Останавливаясь на понятии образовательного контента, отметим, что под ним принято понимать структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе [2]. Цифровой образовательный контент (ЦОК) согласно [8] - верифицированные учебные материалы электронного формата для обучающихся и педагогов, а верификация - это проверка образовательного контента на соответствие определенным критериям. В настоящее время доя ЦОК библиотеки цифрового образовательного контента определен перечень из 30 критериев, в которые входят помимо соответствия контента концепции учебного предмета и предметной области правильность отображения политического устройства мира, наличие сведений о передовых достижениях современной науки, отражение вклада российских

изобретателей и инженеров России, направленность на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и другие. Здесь стоит отметить положительный опыт Калининградской области, который может быть тиражирован в другие регионы. Этот опыт включает разработку цифровых учебных материалов, их верификацию и интеграцию в учебный процесс [5].

Создание и использование верифицированного ЦОК в едином образовательном пространстве должно обеспечить равный доступ для всех обучающихся вне зависимости от их местоположения и соответственно равноправное получение качественного образования. При этом главной задачей остается сохранение лучших традиций отечественной школы с дополнением их новыми возможностями на основе цифровых технологий, а также использование инноваций для организации таких форм обучения как заочное, дистанционное и смешанное.

Стоит заметить, что наличие ЦОК в ФГИС «Моя школа» в свободном доступе не решит проблему обучающихся, которые находятся на очно-заочном и заочном обучении, семейном образовании или на продолжительном лечении. Важность организации учебных занятий в онлайн формате для учеников, которые по разным причинам (болезнь, соревнования и пр.) пропускают занятия, отмечали и немецкие ученые К. Нильс, Р. Ян и др. ЦОК должен обеспечивать возможность ученикам в любой момент и в любом месте получить доступ к прошедшим или текущим урокам, выполнению домашних заданий, что позволит минимизировать риски отставания от учебной программы и избежать необходимости форсированного наверстывания знаний одновременно с изучением нового учебного материала [6].

Анализируя возможности БЦОК, стоит заметить, что многообразие ее уроков структурировано по классам и тематикам, но не позволяет создавать на его основе электронные образовательные курсы (ЭОК) согласно учебным планам и персональным потребностям учеников, и, в настоящее время, такой функционал во ФГИС «Моя школа» не предполагается. Таким образом, внедрение БЦОК в школы не решает проблему обучающихся по выстраиванию логически последовательного изучения учебного материала.

Для оценки и анализа категориальной структуры обучающихся России, нуждающихся/охваченных различными формами электронного образования нами была проведен анализ данных федерального статистического наблюдения по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в России [1]. Структура численности учеников школ России в 2022/23 учебном году по различным формам обучения включает 55% учеников обучающихся традиционно, 22% - с применением электронного обучения, 17% - с применением технологий дистанционного обучения, 4% - сетевое обучение и 2% - иные формы обучения. При этом стоит заметить, что 45% учеников нуждаются в современных инновационных образовательных технологиях, позволяющих получать качественное образование вне стен школы как в целом по программам, так и по отдельным предметам учебного плана. Это подтверждает важность повышения качества и доступности цифрового образовательного контента, используемого в образовательном процессе.

В Красноярском крае в 2022/23 учебном году, доля обучающихся, использующих электронное обучение и дистанционные технологии, составила 6%. 1% детей получали образование вне официальных учебных заведений, в форме семейного образования или в медицинских организациях. Последние три года общеобразовательные организации Красноярского края демонстрируют существенный прирост учеников, использующих электронное обучение и дистанционные технологии (ЭО и ДОТ). Например, количество учеников, использующих электронное обучение, составило в 2020/21 - 1613 человек, в 2021/22 - 5687, а в 2022/23 - 8261. Статистика использования дистанционного обучения фиксирует в 2020/21 - 2527 человек, в 2021/22 - 11450, а в 2022/23 - 14167. Прирост использования ЭО и ДОТ в целом составил за последние три года 5% обучающихся.

Анализ статистических данных, отражающих информацию о школьниках России, нуждающихся/охваченных различными формами электронного образования подтверждает необходимость развития инновационных форматов обучения для таких категорий обучающихся. Учитывая опыт образовательных организаций высшего образования в онлайн обучении, можно с уверенностью сказать, что логически взаимосвязанная структура ЭОК приобретает особую значимость в самостоятельном изучении предмета. Пандемия активизировала процессы цифровой трансформации образования и доказала важность разработки инновационных ЭОК как в вузе, так и в школе.

На основе накопленного опыта по созданию ЭОК в высшей школе и предлагаемого нами метода логического структурирования электронного контента на основе семантического анализа глоссария мы видим необходимым ввести создание на базе ЦОК ФГИС «Моя школа» электронных курсов для тех обучающихся, которые получают образование вне школы. Такие электронные курсы, безусловно, будут востребованы педагогами и обучающимися и в повседневном обучении. Это удовлетворяет принципам систематического и регулярного планирования методики обучения. Например, намного проще использовать в своей учебной практике логически структурированный курс изучения математики 5 класса с подборкой ЦОК во ФГИС «Моя школа», чем постоянно искать подходящие уроки в многообразии однотипных элементов ЦОК. Это открывает новые возможности в рамках сетевого взаимодействия школ для дистанционного изучения предметов с применением ЭОК.

Подробнее предлагаемый нами подход изложен в работе [3]. Гго особенность состоит в том, что структурирование содержания ЭОК осуществляется на основе автоматизированного анализа формируемого преподавателем глоссария, при построении которого все термины находятся в логической взаимосвязи с другими терминами и понятиями. Результатом автоматизированного анализа глоссария является дерево понятий, которое представляет собой логически связанную структуру предметного содержания электронного образовательного курса [4]. Реализация предлагаемого нами подхода к созданию ЭОК с применением библиотеки цифрового образовательного контента включает в себя педагогический сценарий, представленный следующей последовательностью действий:

1. создание педагогом предметного глоссария за определенный класс согласно учебному плану;

2. автоматизированное формирование макета ЭОК с разбивкой на разделы и параграфы на основе автоматизированного структурирования контента;

3. автоматизированная привязка имеющихся единиц цифрового образовательного контента библиотеки к основным разделам и параграфам сформированного макета ЭОК;

4. выбор и согласование педагогом наиболее удовлетворяющих его единиц ЦОК;

5. корректировка и дополнение педагогом ЭОК авторскими единицами ЦОК.

Реализация предлагаемого педагогического сценария по созданию электронных образовательных курсов с использованием библиотеки цифрового образовательного контента позволит получить целостный, логически структурированный, удобный в использовании персонализированный контент.

Выводы. Развитие семейных форм образования и самообразования школьников, распространение получения образования вне школ, что подтверждается представленными статистическими данными, требует применения инновационных подходов и средств электронного обучения. Предложенный в работе педагогический сценарий создания электронных образовательных курсов с применением библиотеки цифрового образовательного контента федеральной

государственной информационной системы «Моя школа» позволяет создать персонализированный контент для полноценного включения в образовательный процесс любой категории обучающихся, как получающих образование как вне, так и внутри образовательных организаций.

Мы полагаем, что предложенный педагогический сценарий будет заложен в основу создания цифрового сервиса автоматизированного создания ЭОК, которые станут незаменимыми источниками информации для получения образования, обучающимися вне образовательной организации, а педагогам и родителям помощником в организации их образовательного процесса.

Литература:

1. Банк документов Министерства Просвещения РФ: сайт. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/70ecc3bl78e0b8397d234697c42e0ad8/

2. Ильин, В.А. Электронные образовательные ресурсы. Виды, структуры, технологии / В.А. Ильин // Программные продукты, системы и алгоритмы. - 2014. - № 2,- С. 2-8

3. Каверзина, Д.Е. Структурирование контента электронного обучающего курса на основе семантического анализа глоссария / Д.Е. Каверзина, Ю.В. Вайнштейн // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - №2. - С. 46-55

4. Каверзина, Д.Е. Структурирование образовательного контента электронного обучающего курса / Д.Е. Каверзина, Ю.В. Вайнштейн // Web-технологии образовательного назначения: положительные и отрицательные аспекты: материалы межд. науч.-практ. конф. - Арзамас: ННГУ, 2022. - С. 41-44

5. Кулагин, Д.Ю. Об апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды в Калининградской области / Д.Ю. Кулагин, H.H. Пустоваченко // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». -2021. -№4. - С. 43-50

6. Мейнель, К. Миграция школьных компьютеров в облако - что это означает для различных заинтересованных сторон? / К. Мейнель, К. Грелла, Н. Карн, Я. Ренц // Образовательные пространства. - 2017. - №15. - С. 87-98

7. Попов, Д.С. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска / Д.С. Попов, A.B. Стрельникова, Е.А. Григорьева // Мир России. Социология. Этнология. - 2022. - №2. - С. 26-50

8. Российская Федерация. Постановления Правительства. О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды: Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. - Москва, 2020. - 8 с.

9. Российская Федерация. Постановления Правительства. О федеральной государственной информационной системе «Моя школа» и внесении изменения в подпункт «а» пункта 2 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме: Постановление Правительства РФ от 13 июля 2022 года № 1241. - Москва, 2022. - 9 с.

10. Российская Федерация. Распоряжения Правительства. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ: Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р. - Москва, 2021. - 9 с.

11. Российская Федерация. Указы Президента. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. - Москва, 2018. - 10 с.

12. Российская Федерация. Национальные проекты. Паспорт национального проекта «Образование»: Национальный проект: [утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16]. - Москва, 2018. - 74 с.

Педагогика

УДК 37.016:811.161.1(09)

кандидат педагогических наук, доцент Карамышева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Байкальский государственный университет» (г. Иркутск)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ЭПИСТОЛОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В МЕТОДИКЕ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен процесс последовательного закрепления учебно-деловой эпистолографической традиции в обучении русскому языку как на уровне ситуативно объективированных ведомственных решений, так и императорских указов. Отмечено существование в практике обучения на начальном этапе оформления русского языка в качестве отдельного учебного предмета параллелизма германизированного варианта ars epistolica и отечественной учебно-деловой эпистолографической традиции. Определены хронологические рамки процесса перевода учебно-деловой эпистолографической традиции с уровня частных дидактических инициатив до надындивидуального целеполагания в процессе обучения русскому языку.

Ключевые слова: академическая гимназия, кадетский корпус, методика русского языка, образцово-деловой письмовник, подьяческая школа.

Annotation. The article presents the process of sequential consolidating the educational and business epistolographic tradition in teaching the Russian language both at the level of situationally objectified departmental decisions and imperial decrees. The existence in the practice of teaching at the initial stage of the design of the Russian language as a separate educational subject of parallelism of the Germanized version of ars epistolica and the domestic educational and business epistolographic tradition was noted. The chronological framework of the process of translating the educational and business epistolographic tradition from the level of private didactic initiatives to supra-individual goal setting in the process of learning the Russian language has been determined.

Key words: academic gymnasium, cadet corps, methodology of the Russian language, exemplary business letter-writer, scrivener school.

Введение. Методика преподавания русского языка, постоянно оперирующая поликомбинаторными исследовательскими представлениями о двух архисложных научных объектах, таких как «язык» и «человек», характеризуется не только своей последовательной устремлённостью к инновационным горизонтам гуманитарного знания, но и ситуативными «переоткрытиями» методов и подходов обучения. Поэтому возникновение ситуации, которую можно определить как «методический ренессанс», является достаточно типичным и частотным моментом в практике преподавания русского языка. Впрочем, говоря о «методическом ренессансе», мы не имеем в виду инволютивный подход, когда в новую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.