Научная статья на тему 'Создание эффективной системы детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря'

Создание эффективной системы детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2623
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправление / детское самоуправление / «сталкер» / «слайдер» / «совет командиров» / government / children's self-government / «stalker» / «slider» / «council of commanders»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никульников Антон Николаевич

В статье идет речь о системе самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. Рассматривается содержание таких понятий как: «самоуправление», «детское самоуправление». Представлены функции детского самоуправления. Дается краткая характеристика назначения детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. В статье представлена структура и механизмы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица». Раскрываются законы детского оздоровительного лагеря, игровые названия руководителей детского самоуправления такие как «сталкер» и «слайдер», права и обязанности ведущего командира, его ответственность перед «Советом командиров».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EFFICIENT SYSTEM OF GOVERNMENT IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

The article deals with the formation of an effective system of self-government in conditions of the Camp. The content of such concepts as «self-government», «children's self-government» is considered. The functions of children's self-government are presented. A brief description of the appointment of children's self-government in terms of the Camp is given. The paper presents the structure and mechanisms of the government in the children's camp "Blue Bird". The laws of the Camp, game titles of heads of government such as the children's «stalker» and «slider», the rights and obligations of the master commander, his/her responsibility to the «commanders of the Council» are revealed.

Текст научной работы на тему «Создание эффективной системы детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря»

УДК 371.217.3 ББК 74.200.587

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Никульников Антон Николаевич.

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент кафедры педагогики и методики начального образования, a.nik@ngs.ru.

Аннотация. В статье идет речь о системе самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. Рассматривается содержание таких понятий как: «самоуправление», «детское самоуправление». Представлены функции детского самоуправления. Дается краткая характеристика назначения детского самоуправления в условиях детского оздоровительного лагеря. В статье представлена структура и механизмы организации самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица». Раскрываются законы детского оздоровительного лагеря, игровые названия руководителей детского самоуправления такие как «сталкер» и «слайдер», права и обязанности ведущего командира, его ответственность перед «Советом командиров».

Ключевые слова: самоуправление, детское самоуправление, «сталкер», «слайдер», «совет командиров».

AN EFFICIENT SYSTEM OF GOVERNMENT IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

Nikulnikov Anton Nikolaevich.

The candidate of Pedagogic Science, docent of the chair pedagogy and methodology of primary education of Novosibirsk State Pedagogical University, a.nik@ngs.ru.

Abstract. The article deals with the formation of an effective system of self-government in conditions of the Camp. The content of such concepts as «self-government», «children's self-government» is considered. The functions of children's self-government are presented. A brief description of the appointment of children's self-government in terms of the Camp is given. The paper presents the structure and mechanisms of the government in the children's camp "Blue Bird". The laws of the Camp, game titles of heads of government such as the children's «stalker» and «slider», the rights and obligations of the master commander, his/her responsibility to the «commanders of the Council» are revealed.

Key words: government, children's self-government, «stalker», «slider», «council of commanders».

Современное общество диктует системе образования заказ на воспитание личности, готовой к жизни в постоянно меняющихся условиях, к продолжению образования, способной учиться на протяжении всей жизни, осуществлять самореализацию и саморазвитие.

Реализация данного социального заказа возможна в условиях детского оздоровительного лагеря, где должна быть создана такая обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно сыграть участие детей в управлении лагеря, или иначе развитие детского самоуправления.

Самоуправление помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерства, предполагает включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда и лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Существует множество определений понятия «самоуправление».

Самоуправление - самостоятельность, какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [1].

Самоуправление - узаконенный порядок, по которому какие-нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти [6].

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей в жизни отряда, лагеря. Детское самоуправление специфично, так как оно основано на взаимоподчинении детей и сочетается с педагогическим руководством взрослых [2].

Детское самоуправление реализует следующие функции:

- самоактивизации - приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления;

- саморегулирования - устойчивое влияние актива лагеря на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру;

- самоконтроля - предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.

Немаловажным в организации самоуправления в лагере является его структура. Структура детского самоуправления всегда специфична, и право решить, какой она будет, остается за коллективом. При этом необходимо заранее обдумать, какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и т.д.), какие поручения возложить не них.

108

Детское самоуправление в лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим органом самоуправления является сбор лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

Избранные на организационных сборах отрядов кандидаты в члены совета дружины утверждаются на сборе дружины. Члены совета дружины, представители каждого отряда составляют руководящий орган дружины. Руководящим органом может быть совет дружины, состоящий из представителей советов отрядов [4].

Интересным в контексте данной проблематики может быть опыт по созданию самоуправления в детском оздоровительном лагере «Синяя птица».

В ДОЛ «Синяя птица» существуют определенные законы, которые обязаны выполнять вожатые и дети:

- «Закон доброжелательности». Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни - все мы люди, все мы ошибаемся. Прежде чем обвинить соседа найди свою вину. Человек - самое главное сокровище на Земле.

- «Закон отвергаешь - предлагай». Мало просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену. Предлагаешь - не отходи в сторону.

- «Закон увидел работу - делай». Не жди, когда тебя найдет командир и заставит работать. Придумай себе дело полезное окружающим. Ни дня без доброго дела.

- «Закон дежурного командира». Дежурный командир имеет право давать любые распоряжения (не нарушая законов «Синей птицы»), которые должны быть выполнены без препирательств (но не бездумно).

- «Закон песни». Песня, которую запели - должна быть закончена. Запевая песню, подумай, уместна ли она в этом месте, в это время, с этими людьми.

- «Закон круга». Все, кто собрался в круг, для обсуждения равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушанным. Каждый обязан выслушать остальных.

- «Закон ноль-ноль». Все что предполагалось должно быть начато и закончено вовремя. Все, кто должен прийти - должны прийти вовремя.

- Закон «зеленого друга». Что сорвал - сжуй! А не можешь съесть - не рви! И вообще природу нужно беречь.

- «Закон поднятой руки». Человек, поднявший руку, требует тишины и внимания. Его нужно выслушать. Если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль.

Оперативное руководство осуществляется «Советом директоров», куда входят вожатые с опытом работы.

Вожатые с опытом работы в данном лагере становятся «сталкерами». «сталкер» является координатором и представителем своей пятерки «слайдеров» - вожатых без опыта работы в детских оздоровительных лагерях.

Обязанности «сталкера»:

- Организовывать участие пятерки «слайдеров» в выполнение плана работы на смену.

- Своевременно и точно информировать свою пятерку о предстоящей деятельности (иметь список телефонов и другие сведения о пятерке).

- Организовывать регулярные сборы пятерки по организационным вопросам.

- Организовывать работу пятерки по выполнению чередованию творческих поручений (ЧТП) и разовых поручений.

На общем сборе в конце каждого дня оценивается деятельность пятерки «слайдеров» и подводятся итоги работы пятерки по следующим критериям: интерес вожатых в работе пятерки (высокий, средний низкий); равномерность в распределении обязанностей внутри пятерки; удовлетворены ли итогами работы дети.

В случае нетрудоспособности «сталкера» вожатский коллектив имеет право назначить своего представителя, чтобы дать необходимое и выполнимое поручение любому из «слайдеров» своей пятерки.

Если внутри пятерки происходит конфликт, то по требованию одного из участников конфликта может быть назначен разбор при участии двух и более членов пятерки и «сталкера». «Сталкер» имеет право:

- отстранить от участия в определенном деле любого из пятерки, в случае нарушения законов детского оздоровительного лагеря;

- обратиться за советом, помощью или поддержкой к любому из вожатых;

- являться представителем своей пятерки на совете директоров.

«Сталкер» отвечает за свои действия перед пятеркой и «Советом директоров». Решение «сталкера» может быть отменено только им самим, или после переизбрания.

Высшим законодательным органом детского оздоровительного лагеря «Синяя птица» является «Совет командиров», состоящий из наиболее опытных и ответственных ребят из отрядов.

Возглавляет «Совет командиров» ведущий командир, который является координатором работы «слайдеров».

Ведущий командир обязан:

1. Выяснить у «Совета директоров» план работы отряда на смену.

2. Проконсультироваться с кем-либо из «сталкеров» о своей работе.

3. Перед каждым «Советом командиров» выяснять у всех заинтересованных лиц вопросы для составления повестки дня.

4. Проводить «Совет директоров» по составленной повестке дня, четко фиксировать все решения.

5. Организовать выпуск оперативного «Информбиллютеня» по решениям «Совета командиров».

6. Контролировать выполнение решений «Совета командиров» и пятерками.

7. Начинать каждый очередной «Совет командиров» с отчета по выполнениям решения прошлого.

8. В случае изменения ситуации корректировать решения «Совета командиров» лично, или через проведение внеочередного сбора (в наиболее важных случаях).

9. Следить за периодичностью и посещаемостью «Совета командиров», за соблюдением прав присутствующих.

10. Равномерно распределять между пятерками разовые поручения (оформление помещений, выпуск объявлений и т.д).

11. Поддерживать авторитет должности «ведущего командира».

12. Спланировать и провести очередной сбор «Совета командиров». Ведущий командир отвечает за свои действия перед «Советом

командиров» и «Советом директоров».

Таким образом, самоуправление в детском оздоровительном лагере -это динамичная, демократическая система, создаваемая силами детей в сотрудничестве с взрослыми, которая способствует самоорганизации коллектива и каждого его члена, обеспечивает взаимопонимание, доверие, ответственное отношение к делу и обладает высоким воспитательным потенциалом.

Библиографический список:

1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p (дата обращения: 08.12.2015).

2. Золотарёва А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности. - Ярославль: Академия формирования, 2004. - 304 с.

3. Никульников А.Н. Формирование гуманной личности детей-спортсменов в пространстве детского оздоровительно-спортивного центра // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №1. - С. 126-130

4. Развитие самоуправления в отряде и лагере [Электронный ресурс]. URL:http://summercamp.ru/ (дата обращения: 10.12.2015).

5. Самоуправление в лагере. Методические рекомендации старшим и отрядным вожатым пионерских лагерей. / Составители Н.М.Костина, О.В.Малова, Э.А.Мальцева. - Устинов, 1992. - 245 с.

6. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov (дата обращения: 09.12.2015).

7. Bialeschki M.D., Henderson, K.A., James, P.A. Camp experiences and developmental outcomes for youth. Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America, Arkansas, 2007, pp 769-788

8. Kristen M.C., Evangeline E. Play and Learning in Summer Camps for Children with Special Needs, Illinois, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.