Научная статья на тему 'Создание эффекта осязаемости абстрактных явлений с помощью метафор - как проявление одной из особенностей языковой личности К. Кулиева'

Создание эффекта осязаемости абстрактных явлений с помощью метафор - как проявление одной из особенностей языковой личности К. Кулиева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Керимова Р. А.

В статье анализируются особенности функционирования метафор в поэзии К. Кулиева. Разнообразие их семантической и стилистической реализации позволяет говорить о ключевой роли метафор в (изучении идиостиля) системе художественного, мировоззренческого видения поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание эффекта осязаемости абстрактных явлений с помощью метафор - как проявление одной из особенностей языковой личности К. Кулиева»

физического и духовного мужания героя, писатель не ставит точки на какой-то достигнутой им вершине. Инал мужает, борется, взрослеет вместе со своими соратниками, он - живая человеческая личность, без заданности, без схемы, и героизм Инала - само собой разумеющееся явление.

Художественный историзм немыслим без индивидуализации, без воплощения общего в индивидуальном, неповторимом. Единство и своеобразие, отличающие весь исторический процесс, эпоху должны быть в повествовании не декларированы, а реально ощутимы, художественно правдивы. В дальнейшем балкарский роман преодолеет многие свои недостатки, свидетельство тому появление в национальной литературе художественно значительных романов А. Теппеева «Воля» (1981), «Тяжелые жернова» (1983); 3. Толгурова «Большая медведица» (1988), «Голубой типчак» (2003) и др.

Формирование проблем историзма в балкарском романе 60-х годов определялось потребностью времени, а также спецификой эволюции литературного процесса. В дальнейшем жанр романа становится одним из наиболее развитых прозаических жанров. Художественное решение про-болем историзма обретает новые черты и новую глубину в произведениях А. Теппеева, 3. Толгурова, X. Шаваева и других.

Список литературы:

1. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология. - Нальчик, 1993.

2. Теппеев А.М. Балкарская проза. - Нальчик, 1974.

3. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. - Нальчик, 1972.

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТА ОСЯЗАЕМОСТИ АБСТРАКТНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТАФОР - КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ К. КУЛИЕВА

© Керимова Р.А.*

Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, г. Нальчик

В статье анализируются особенности функционирования метафор в поэзии К. Кулиева. Разнообразие их семантической и стилистической реализации позволяет говорить о ключевой роли метафор в (изучении идиости-ля) системе художественного, мировоззренческого видения поэта.

* Заместитель ответственного секретаря журнала «Известия КБНЦ РАН», соискатель отдела Карачаево-балкарского языка КБИГИ. Научный руководитель: М.З. Улаков, заместитель председателя КБНЦ РАН, д. ф. н., профессор.

Изобразительно-выразительные средства и стилистические приемы являются важными составляющими идиостиля К. Кулиева. В число доминирующих компонентов в системе индивидуального стиля поэта входит метафора.

В поэзии К. Кулиева, метафоры наиболее полно воплощают идею жизни, движения, поиска и тем самым занимают весьма существенное место в идиостиле поэта и в плане разнообразия лексико-семантического варьирования, и с точки зрения функционального многообразия их реализации.

Исходя из вышесказанного и отсутствием работ по данной тематике, (а именно рассмотрение метафоры методом функционально-стилистического анализа, имеющего целью описание закономерностей функционирования языковых форм для создания речевой системности стиля и его разновидностей (текстов)), мы решили рассмотреть данный вид стилистического приема в поэзии К. Кулиева.

Частотность метафор в поэзии К. Кулиева обусловлена, очевидно, не только широкими возможностями ассоциативного использования образов и высоким семантическим потенциалом, а в первую очередь философской направленностью поэзии Кулиева.

Большое преимущество в системе поэтических метафор поэзии Кулиева, на наш взгляд, имеют: частота состава существительных, прилагательных и глаголов, входящих в состав метафор;

Особенно ярко проявляется одна из сущностных черт поэтического творчества Кулиева сочетать одновременно (параллельно) актуализацию прямого и переносного значения, вследствие чего возникают новые авторские метафоры.

Одним из следствий индивидуализации языковых метафор является существенное расширение круга денотатов. Совокупность денотатов в стихах Кулиева охватывает разнообразные сферы природной среды, а также материальной (эмпирически данной) и духовной жизни человека.

Метафоры в поэзии Кулиева в основном индивидуально-авторские, либо (чаще) общеязыковые, «оживленные» в условиях контекста и «переходящие», таким образом, в разряд авторских.

Употребление метафор в поэзии Кулиева наблюдается не только в одной или нескольких тематических направлениях, они охватывают всю его поэзию.

Так как невозможно проанализировать всю поэзию Кулиева, мы решили рассмотреть использование метафор в нескольких тематических направлениях, которые на наш взгляд являются одними из ключевых в его творчестве.

Кулиев К. прибегает к метафорам для сравнений и сопоставлений:

- внешности (в основном женского образа);

- природные явления;

- психические состояния лирического героя (мысли, чувства);

- осмысление жизни и ощущение времени;

- представления о художественном творчестве.

Для описания внешности очень часто Кулиев использует метафорические сравнения, большинство из которых перешли в разряд авторских. Например, это такие сопоставления, где волосы любимой девушки поэт сравнивает с природными явлениями: с ливнем, дождем, с указанием цвета - темный: / Как темный ливень волосы твои! /Ко мне пришла ты, словно дождь весны //.

В данном случае мы наблюдаем употребление существительного ливень относящегося к природным явлениям в сочетании с прилагательным темный, для уточнения цвета волос.

Анализируя, мы пришли к выводу, что в описания внешности у поэта преобладают описание глаз (в частности женских): 1 / Не схожа ты с красавицами гор, / Не их огнем твои глаза горят./ Задумчив и прохладен ясный взор, / В нем вижу я твой город - Ленинград. // Краса и гордость гор моих родимых / В твоем глубоком и спокойном взгляде, / А волосы... Душистый темный дым их /Неизъяснимо нежен и отраден! / Синие глаза, такие синие, / Что пред ними меркнет бирюза. / Как на небосвод родимый, ныне я /В синие твои смотрю глаза. //

Поэт часто в своих стихах сравнивает своих героинь с цветами, садами, то есть в этом сравнении улавливается несколько смыслов и характеристик образов: красота девушки; благоухание; «цветение девушки как цветка».

С чем вас ни сравнили б поэты - / С цветком, со звездой ли вдали, - / Не льстит вам сравнение это, /Красавицы нашей земли! //.

/Фирюза! Это взлет журавля ослепил нам глаза?/ Это девушки имя, иль розы в цвету, /Нлърешили назвать Фирюзой красоту? [4].

В этом стихотворении поэт сравнивает девушку с журавлем, с цветком и видит в ней воплощение женской красоты.

У К. Кулиева огромный набор разнообразных метафор для характеристики женщины - точнее, самых разнообразных женских образов, когда-либо им встреченных. В этом же стихотворении он сравнивает молодую женщину с ланью, с утром, со счастьем: //... Мне ланью молодой / Казалась ты - в горах, в лесной оправе. /Мне крылья красота твоя дала, / Ия поднялся к солнцу, к небосводу. / Ты - утро, пред которым пала мгла, / Ты - счастье, победившее невзгод [4].

Высока частотность использования метафор в описании природных явлений, и они удивляют своей оригинальностью. В поэзии Кулиева они приобретают ощущение осязаемости и одушевленности. Часто поэт использует в своих стихах метафорические сравнения и обращения одновременно. Причем обращения к природным явлениям придает его стихам

глубокий философский смысл, показывает его мировосприятие и бережное отношение ко всему живому: - Скажи, земля, что хочешь ты? //Рождать пшеницу летом! /- О чем мечтаете, цветы? /Цвести весенним цветом! //Луг ночью при луне / цветет нездешним цветом. / То, что болит во мне, / Сравнимо с лугом этим. // Рассвет - моя любимая пора. / В его лучах вдали блестит гора, / Он отражается на снежных склонах. / [6].

Метафоры, воплощающие мысли, чувства и эмоциональные состояния лирического героя, отличаются особой широтой лексико-семантического варьирования и богатством ассоциативного наполнения самого образа: Воспоминанья - это дерева. // На них шуршит зеленая листва,/ Напоминая то, что было прежде, - / воспоминание под стать надежде. Ночь. Спокойно дети спят [7].

Нельзя не отметить частотность использования Кулиевым лексикотематического поля объединяющего водные образы для передачи чувств, мыслей, которые преобразовываются в авторские метафоры и символы. Поэт с помощью таких метафор описывает свое душевное состояние, и необычность их использования заключается в сочетании и сопоставлении разных по тематике и семантике предметов, которые с наибольшей точностью доносят до читателя суть: Я верил и любил. /Любовь и вера - Вот хлеб мой и вода! //... Сегодняшняя грусть моя - посланница /Под вешним ливнем мокнущих высот, / Но скоро дождь пройдет, а грусть останется, / Иль будет литься дождь, а грусть пройдет [7].

Понимание жизни и проблем мироздания часто воплощаются через метафоры, например: ... Жизнь - как река, ей тоже течь и течь. / Но берег жизни нашей - наша речь. // // ... Легок путь наш или же тяжел, Светит радость или боль нас гложет, / Годы - реки; тот, кто в них вошел, / Не стремиться к берегу не может. // [6].

Продолжением и развитием (и в то же время истоком) размышлений о жизни является метафорическое представление Кулиева о течении времени.

Время - одна из концептуальных величин в мировосприятии и поэзии Кулиева. Ощущение, понимание времени, отливающееся в образы вечно движущегося, меняющегося потока, предстает в стихах поэта с необычайной силой реальности, яркостью визуальных представлений, в почти осязаемой плоти: И за холмы ушли. К чему им быстрота? / Но время - как река, они одной породы! / Но песня и мужество не позабыты / Бессмертны, как море, и вечны, как травы.// О время! Я вкушал твои плоды, / Но и вином меня поило горе. // О вечер мой, я знал, что ты придешь,/ Что ты не опоздаешь, будешь точен, / Что ты мой мир закроешь тьмою сплошь, / Что ты приблизишь ночь - посланец ночи! // [6].

Достаточно часто и очень органично метафоры передают у Кулиева представления о поэтическом творчестве: ... Тропы тонкие, как лезвия, / Нелегко идти скользя, /Глубока река Поэзия, / Брода в ней найти нельзя. //

- Поэзия - не ангел и не джин, /А женщина, что по земной дороге / Проходит мимо хижин и руин,/ И камень жжет ее босые ноги. //Я труд свой тяжкий не кляну, / Он хлеб дает мне, дарит счастье. / Я не напрасно спину гну /Ив день погожий, ив ненастье. // [6].

В поэзии Кулиева «Поляризация крайностей» происходит путем одновременной (параллельной) актуализации прямого и переносного значения. «Ожившие» в результате этого языковые образы сообщают свежую жизненную силу возникающей «на ходу» гармонии новых, потаенных доселе смыслов: Мои стихи - ручьи, они журчат, / Теряются в потоках на равнине. // Реке отрадно видеть над собой / снега вершин и купол голубой. // Ей нравится листвы густая сень, / и солнце радует ее, и тень. / Среди зеленых трав течет река. /Долга ее дорога, далека. //Весь день шел дождь

- и глину и песок / перемесил в одно сплошное месиво. // [7].

Такая «деятельная гармония», с одной стороны, рождает эффект осязаемости образа, почти физического воздействия на читателя, что придает образу повышенную экспрессию, с другой стороны, расширяет и углубляет сферу переносных смыслов, достигая обобщений и выводов философского плана.

Об особом месте метафор в поэзии Кулиева говорит и то, что в большей степени они выполняют конструктивную функцию (самостоятельно или совместно с другими ключевыми образами) в контексте всего стихотворения. Они пронизывают весь текст и часто становятся конструктивной основой развертывания лирической мысли [2].

В разной степени конструктивная функция метафор проявляется в таких стихах, как «Говорю с поэзией», «Певица», «Воспоминанья», и других.

* * *

Анализируя лексику метафорических сравнений в поэзии К. Кулиева, мы пришли к выводу, что метафоры играют важную роль в его поэзии и в основном носят философский характер. Существует большая частотность использования природных явлений: образов воды, животных, растений, а так же абстрактных явлений - времен года. Оригинальность и необычность использования их заключается в сочетании этих метафор с одушевленными предметами и «оживление» их с помощью обращения к ним в виде диалогов.

Невозможно в одной статье сколько-нибудь развернуто осветить даже основные аспекты использования метафор в поэзии Кулиева и лексикосемантических средств целого образно-ассоциативного комплекса, тем более - в поэзии такого тонкого и взыскательного поэта как К. Кулиев. Мы лишь попытались дать представление о той роли, которую играют в его стихах метафоры, стремясь показать, что при подборе поэтом метафорических сравнений образы звучат необычайно яркими, точными и глубоко искренними нотами и аккордами поэтических импровизаций Кулиева.

Поэзию К. Кулиева отличает повышенная метафоричность, целое стихотворение, может быть построена на низко поэтических метафорах. По-

этическая метафора в творчестве К. Кулиева выступает основным конструктивным приёмом, доминантой стиля произведения. Главное ясно: ме-тафоризация в поэзии К. Кулиева служит для того, чтобы наиболее ярко и образно показать и подчеркнуть мировосприятие и гуманное отношение поэта ко всему живому на земле.

Список литературы:

1. Башиева С.К. В оригинале и переводе. - Нальчик, 1990. - С. 9.

2. Жирмунский В.М. Поэтика. Стилистика. [Текст] / В.М. Жирмунский // Теория литературы. - Москва, 1977. - С. 24.

3. Кулиев К.Ш. Тихие стихи, Фирюза, [Текст] / К.Ш. Кулиев // Памяти матери. - Нальчик, 1963. - С. 4-17.

4. Кулиев К.Ш. Благодарю солнце: Стихи разных лет. [Текст] / К.Ш. Кулиев. - М., 1969. - С. 160.

5. Кулиев К.Ш. Собр. соч. Т. 2. Стихотворения и поэмы. - М., 1977. -С. 10-50.

6. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972. - С. 9.

7. О соотношении понятий образа, образного поля, метафорического (семантического) поля и т.п. см.: Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998. - С. 12.

ОБРАЗ ИТАЛИИ В ПРОЗЕ М. ГОРЬКОГО

© Кондрашева А.В.*

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Автор рассматривает влияние итальянских впечатлений Горького на его творчество. Италия в данном случае выступает напоминание о непреходящих ценностях культуры, которая учит людей смирять себя во имя гармонии сожительства как с природой, так и с себе подобными.

«Русская эмигрантская литература, - писал М. Арцыбашев, - есть по преимуществу литература мемуаров и человеческих документов. Это объясняется стремлением писателей сохранить память о революционной России для последующих поколений, не менее важно было осмыслить историю и свое место в ней. Поэтому в мемуарно-биографической прозе первых десятилетий двадцатого века важнейшим жанрообразующим признаком становится историческое самосознание личности, кроме того, она обращается к философским проблемам. «Писатели - эмигранты «первой волны» ... осо-

* Старший научный сотрудник кафедры Английского языка для гуманитарных специальностей, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.