-------------------------------------- © Г.И Кийко, Т.М. Ибрагимов,
2006
УДК 658.382.2
Г.И. Кийко, Т.М. Ибрагимов
СОЗДАНИЕ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ НА ОСНОВЕ ЛОКАЛЬНОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СЕТИ
Семинар № 22
Сегодня информационно-комму-
никационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-
коммуникационных технологий.
В настоящее время «телекоммуника-ционая» (связная) и «компьютерная» составляющие движения к информационному обществу развиваются достаточно интенсивно, особенно в части компьютерных технологий, телефонизации страны и многих отраслей хозяйства, банковской сфере и сфере государственного управления.
Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) совместно с информационными системами необходимо создавать как для транспорта, промышленности, космических технологий, так и для чрезвычайных ситуаций.
В 80 % крупных городов России уже приступили к соз-
Количество созданных в Российской Федерации ЕДДС
данию единых дежурно-диспетчерских служб. Только на основании использования мирового опыта и учета отечественных особенностей может быть создана система единых дежурно-диспетчерских служб в городах России.
ЕДДС должны создаваться на основе унифицированных и стандартизированных программно-технических решений, на основе типовых проектов по сертификации аварийно-спасательных средств.
Рассмотрев задачу в системном аспекте, я пришел к выводу, что локально вычислительные сети должны быть основой интеллектуальной части информационной системы диспетчерской службы. Мне удалось оптимизировать инструментальные средства типичной сети, а так же выработать систему требований к программным средствам.
Технология «клиент-сервер» является достаточно старой или как говориться китом построения систем. На ней построено
очень большое количество систем управления, а так же достаточно большое количество других систем.
Клиент-сервер можно разделить на два основных тип по размещению логики, каждый из них обладает своими недостатками и достоинствами:
- «толстый» клиент - это когда большая часть логики системы размещена на клиенте. То есть клиент содержит в себе следующие блоки: блок отображения данных и блок обработки данных. Сервер используется только для хранения данных;
- «тонкий» клиент - это противоположность толстому клиенту. То есть большая часть бизнес логики находиться на сервере, а клиент содержит в себе только блок отображения данных.
Существует несколько фактов, влияющих на выбор программно-аппарат-ной платформы. Это - функциональность, надежность, быстродействие, защищенность. Какие требования являются главенствующими из этой четверки, те и определяют в конечном итоге выбор.
Требования к техническим средствам
Для эксплуатации системы необходимо выполнение следующих минимальных требований к техническим средствам:
Сервер: процессор - Pentium III - 600 MHz; оперативная память - 512 Mb; дисковые накопители - » 40 Gb; средства резервного копирования (МО или ленточные накопители); сетевая карта (Ethernet UTP 100), русифицированная клавиатура, манипулятор - мышь.
Рабочие станции: процессор - Celeron 600 MHz; оперативная память - 256 Mb; дисковые накопители - 20 Gb; видеокарта, поддерживающая разрешение 1024х768 при частоте развертки 85 Hz; сетевая карта, монитор SVGA, русифицированная клавиатура, манипулятор - мышь.
Сетевое обеспечение: локальная вычислительная сеть объекта на основе витой пары Ethernet UTP 100 с протоколами
обмена TCP/IP; сетевой концентратор или коммутатор.
Требования к программным средствам
Для эксплуатации системы на сервере АС ЕДДС должны быть установлены следующие программные средства: операционная система (ОС):
- MS Windows 2000 Server (Service Pack 4) (стек протоколов TCP/IP); СУБД MS SQL Server 2000 (Service Pack 3); DNS-сервер; WINS-сервер; почтовый сервер.
На рабочих станциях пользователей должны быть установлены следующие программные средства: Windows 2000 Professional (Service Pack 4); MS Office 2000; MS ADO (MDAC версии 2.5 и выше); клиентская часть MS SQL Server 2000; MS Internet Explorer 5.5 и выше.
Преимущества рабочей станции перед терминалом:
• Независимость от сети.
• Независимость от сервера.
• Меньший трафик.
• Локальная обработка данных.
• Выполнение любых задач.
о Высокие технические требования к клиенту
о Необходимость в программном обеспечении на каждом рабочем месте.
о Проблема обновления ПО.
о Большие затраты на админи-
стрирование.
Преимущества и недостатки терминалов:
• Любой терминал является аналогом мощной рабочей станции.
Все программы выполняются локально на быстродействующем терминальном сервере.
• Экономия денежных средств как на стоимости самого тонкого клиента, так и на стоимости ПО.
Программное обеспечение же устанавливается лишь на компьютере-сервере.
• Простота наращивания вычислительной мощности.
При нехватке вычислительных ресурсов достаточно провести апгрейд сервера.
• Сокращение парка работы для администратора сети.
Администрировать придется лишь один сервер.
• Возможность получить доступ к своему виртуальному рабочему столу и всем документам с любого терминала, подключенного к серверу.
• Отсутствие проблем при отключении электроэнергии.
Вся информация хранится на сервере, достаточно его оснастить устройствами бесперебойного питания.
• Ускорение некоторых программ, предъявляющих повышенные требования к полосе пропускания сети.
При нахождении серверной и клиентской части на одной машине устраняется узкое место — пересылка данных по сети во время запроса клиентов к базе.
• Хорошая реализация безопасности.
Все файлы находятся на сервере, разграничения прав доступа производится системными средствами.
• Бесшумность работы.
Терминалы не имеют в своем составе
механических компонентов.
• Быстрота развертывания нового рабочего места.
• Малое энергопотребление терминала.
1. Махраманян М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России (природотехногенные аспекты). Монография - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003г.
Для одного компьютера это может и не будет заметно, а если их будет 100?
• Большее время наработки на отказ.
Отсутствие механических компонентов.
• Приличная стоимость.
Большая часть затрат уйдет на приобретение мощного сервера.
• Серверная ОС — М8 Windows.
Запросы к производительности сервера, но можно распределять клиентскую загрузку.
• В общем случае все работает на одном компьютере-сервере.
Поэтому должны быть обеспечены все возможные меры для его безотказной работы и сохранности данных
• Потребность в постоянном канале связи
В концептуальном плане достоинства ЛВС, основанных на технологии тонкий клиент для развертывания специального ПО ЕДДС неоспоримы. Это уменьшение полной стоимости владения, простота администрирования, быстрота и экономичность развертывания новых приложений и новых пользовательских рабочих мест, надежная работа без частых модернизаций, информационная безопасность и т.д. Тонкие клиенты развиваются давно, имеются стабильные, проверенные продукты, предлагаемые крупнейшими компаниями. В общем, технических "противопоказаний" тонким клиентам нет.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Шойгу. С. К. Комплексная оценка риса от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М: НИЦ ВНИИ ГОЧС, 2001г.
3. http://www.mchs.gov.ru/
— Коротко об авторах -----------------------------
Кийко Г.И.. - доцент,
Ибрагимов Т.М. - аспирант,
Московский государственный горный университет.