Научная статья на тему 'Создание единой объектно-ориентированной информационной модели данных для обеспечения интеграции подсистем ИАСУ ТП газотранспортного предприятия'

Создание единой объектно-ориентированной информационной модели данных для обеспечения интеграции подсистем ИАСУ ТП газотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЪЕКТНАЯ БАЗА ДАННЫХ / УПРАВЛЕНИЕ ГАЗОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ / AUTOMATED PROCESS CONTROL SYSTEM / HIERARCHICAL STRUCTURE / INTEGRATION INTERACTION / OBJECT DATABASE / GAS TRANSPORTATION SYSTEM MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Варакин Станислав Владимирович, Жоров Сергей Викторович, Лагун Оксана Викторовна

Введение. Современная система оперативно-диспетчерского управления в газовой отрасли ориентирована на решение многоуровневого комплекса функциональных задач управления. Проблемой многих систем, спроектированных и построенных в начале XXI века было разделение программных компонент на функциональные составляющие, ориентированные на решение отдельных задач и построенных на несвязанных локальных базах данных. Данный подход требует значительных затрат на разработку и дальнейшую эксплуатацию таких систем. При разработке систем автоматизации для реализации данных задач необходимо стремиться к тому, чтобы весь необходимый функционал был встроен непосредственно в систему, являясь ее неотъемлемой частью. Материалы и методы. Одним из решений по объединению функционала в рамках одной системы является её построение на базе объектно-ориентированной базы данных (ОБД). Использование модели данных в рамках ОБД позволяет реализовать хранение истории изменений модели с возможностью восстановления состояния модели за любой промежуток времени. При реализации данной модели используется сегментированный подход работа приложений (в том числе различных разработчиков) как независимых друг от друга сегментов, которые могут использоваться отдельно друг от друга и взаимодействовать через единый источник данных ОБД, что, в свою очередь, позволяет вносить изменения в состав проекта (модернизация отдельных приложений и их замена, независимо от производителя) без внесения изменений в ОБД. Результаты. В результате проведенных работ для обеспечения интеграции подсистем интегрированной автоматизированной системы управления технологическими процессами газотранспортного предприятия создана и внедрена объектно-ориентированная база данных, которая обеспечивает централизованное хранение, агрегирование и систематизацию исходных данных, решение на основе единой модели и БД широкого спектра задач: аналитических, расчетных, задач мониторинга, моделирования и проектных задач. Обсуждение. Освещены основные преимущества применения объектно-ориентированного подхода к построению баз данных на промышленных объектах и возможные ограничения данного подхода. В статье представлены основные решения по выбору объектов, классов и иерархий разрабатываемой ОБД применительно к газотранспортной системе, реализацию эксплуатации и сопровождения. Заключение. Описан опыт внедрения и использования данных интегрированных решений на примере реального газотранспортного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Варакин Станислав Владимирович, Жоров Сергей Викторович, Лагун Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING A UNIFIED OBJECT-ORIENTED INFORMATION DATA MODEL FOR ENSURING THE INTEGRATION OF AUTOMATED PROCESS CONTROL SUBSYSTEMS IN A GAS TRANSPORT COMPANIES

Introduction. The modern system of operational and dispatching management in the gas industry is oriented towards the solution of a multilevel complex of functional management tasks. The problem of many systems designed and built at the beginning of the twenty-first century was the separation of software components into functional components, oriented to solving individual problems and built on unrelated local databases. This approach requires significant costs for the development and further operation of such systems. To develop automation systems for the implementation of these tasks, it is get to strive to ensure that all the necessary functionality will build directly into the system, being its integral part. Materials and methods. One of the solutions for uniting a functional within a single system is its construction on the basis of an object-oriented database (OOD). Using the data model in the OOD framework allows you to store the history of model changes with the ability to restore the state of the model for any period of time. For implementing this model, a segmented approach is used the work of applications (including various developers) as independent segments that can be used separately from each other and interact through a single data source the OOD, which in turn allows changes to be made to the composition of the project (upgrade of individual applications and their replacement, regardless of the manufacturer) without making changes to the OOD. Results. As a result of the work, an object-oriented database was created and implemented to ensure the integration of the subsystems of the automated control system for managing the technological processes of the gas transportation company. It provides centralized storage, aggregation and systematization of the initial data, a solution based on a unified model and a multifunctional database: analytical, design, monitoring, modeling and design tasks. Discussion. The main advantages of using the object-oriented approach to building databases on industrial sites and possible limitations of this approach are highlighted. The article presents the main decisions on the selection of objects, classes and hierarchies of the developed OOD in relation to the gas transportation system, the implementation of operation and maintenance. Conclusion. The experience of implementation and use of these integrated solutions is described on the example of a real gas transportation company.

Текст научной работы на тему «Создание единой объектно-ориентированной информационной модели данных для обеспечения интеграции подсистем ИАСУ ТП газотранспортного предприятия»

05.13.01 УДК 004.652.2

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПОДСИСТЕМ ИАСУ ТП ГАЗОТРАНСПОРТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2017

Варакин Станислав Владимирович, начальник отдела разработки инженерно-проектного центра

ООО «НПА Вира Реалтайм», г. Нижний Новгород Жоров Сергей Викторович, заместитель начальника службы автоматизации и метрологического обеспечения

ООО «Газпром трансгаз Сургут», г. Сургут Лагун Оксана Викторовна, заместитель директора инженерно-проектного центра ООО «НПА Вира Реал-тайм», г. Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Современная система оперативно-диспетчерского управления в газовой отрасли ориентирована на решение многоуровневого комплекса функциональных задач управления. Проблемой многих систем, спроектированных и построенных в начале XXI века было разделение программных компонент на функциональные составляющие, ориентированные на решение отдельных задач и построенных на несвязанных локальных базах данных. Данный подход требует значительных затрат на разработку и дальнейшую эксплуатацию таких систем. При разработке систем автоматизации для реализации данных задач необходимо стремиться к тому, чтобы весь необходимый функционал был встроен непосредственно в систему, являясь ее неотъемлемой частью.

Материалы и методы. Одним из решений по объединению функционала в рамках одной системы является её построение на базе объектно-ориентированной базы данных (ОБД). Использование модели данных в рамках ОБД позволяет реализовать хранение истории изменений модели с возможностью восстановления состояния модели за любой промежуток времени. При реализации данной модели используется сегментированный подход - работа приложений (в том числе различных разработчиков) как независимых друг от друга сегментов, которые могут использоваться отдельно друг от друга и взаимодействовать через единый источник данных - ОБД, что, в свою очередь, позволяет вносить изменения в состав проекта (модернизация отдельных приложений и их замена, независимо от производителя) без внесения изменений в ОБД.

Результаты. В результате проведенных работ для обеспечения интеграции подсистем интегрированной автоматизированной системы управления технологическими процессами газотранспортного предприятия создана и внедрена объектно-ориентированная база данных, которая обеспечивает централизованное хранение, агрегирование и систематизацию исходных данных, решение на основе единой модели и БД широкого спектра задач: аналитических, расчетных, задач мониторинга, моделирования и проектных задач.

Обсуждение. Освещены основные преимущества применения объектно-ориентированного подхода к построению баз данных на промышленных объектах и возможные ограничения данного подхода. В статье представлены основные решения по выбору объектов, классов и иерархий разрабатываемой ОБД применительно к газотранспортной системе, реализацию эксплуатации и сопровождения.

Заключение. Описан опыт внедрения и использования данных интегрированных решений на примере реального газотранспортного предприятия.

Ключевые слова: автоматизированная система управления технологическим процессом, иерархическая структура, интеграционное взаимодействие, объектная база данных, управление газотранспортной системой.

Для цитирования: Варакин С. В., Жоров С. В., Лагун О. В. Создание единой объектно-ориентированной информационной модели данных для обеспечения интеграции подсистем ИАСУ ТП газотранспортного предприятия // Вестник НГИЭИ. 2017. № 4 (71). С. 38-45.

CREATING A UNIFIED OBJECT-ORIENTED INFORMATION DATA MODEL FOR ENSURING THE INTEGRATION OF AUTOMATED PROCESS CONTROL SUBSYSTEMS IN

A GAS TRANSPORT COMPANIES

© 2017

Varakin Stanislav Vladimirovich, Head of the department for the development of the engineering and design center

LLC «NPA Vira Realtime», Nizhny Novgorod Zhorov Sergey Viktorovich, Deputy Head of the Automation and Metrological Support Service

LLC «Gazprom transgaz Surgut», Surgut Lagun Oksana Viktorovna, Deputy Director of the engineering and design center LLC «NPA Vira Real-Time», Nizhny Novgorod

Annotation

Introduction. The modern system of operational and dispatching management in the gas industry is oriented towards the solution of a multilevel complex of functional management tasks. The problem of many systems designed and built at the beginning of the twenty-first century was the separation of software components into functional components, oriented to solving individual problems and built on unrelated local databases. This approach requires significant costs for the development and further operation of such systems. To develop automation systems for the implementation of these tasks, it is get to strive to ensure that all the necessary functionality will build directly into the system, being its integral part.

Materials and methods. One of the solutions for uniting a functional within a single system is its construction on the basis of an object-oriented database (OOD). Using the data model in the OOD framework allows you to store the history of model changes with the ability to restore the state of the model for any period of time. For implementing this model, a segmented approach is used - the work of applications (including various developers) as independent segments that can be used separately from each other and interact through a single data source - the OOD, which in turn allows changes to be made to the composition of the project (upgrade of individual applications and their replacement, regardless of the manufacturer) without making changes to the OOD.

Results. As a result of the work, an object-oriented database was created and implemented to ensure the integration of the subsystems of the automated control system for managing the technological processes of the gas transportation company. It provides centralized storage, aggregation and systematization of the initial data, a solution based on a unified model and a multifunctional database: analytical, design, monitoring, modeling and design tasks.

Discussion. The main advantages of using the object-oriented approach to building databases on industrial sites and possible limitations of this approach are highlighted. The article presents the main decisions on the selection of objects, classes and hierarchies of the developed OOD in relation to the gas transportation system, the implementation of operation and maintenance.

Conclusion. The experience of implementation and use of these integrated solutions is described on the example of a real gas transportation company.

Keywords: automated process control system, hierarchical structure, integration interaction, object database, gas transportation system management.

Введение

Система оперативно-диспетчерского управления в газовой отрасли представляет собой сложный динамически развивающийся механизм, ориентированный на решение многоуровневого комплекса функциональных задач управления газотранспортной системой. Разработчики современных систем автоматизированного диспетчерского управления при реализации данных задач стремятся к тому, чтобы весь необходимый заказчику функционал был встроен непосредственно в систему, являясь ее неотъемлемой частью [12; 19; 2].

Исходя из данной концепции автоматизации промышленных объектов, программные продукты нового поколения обладают качествами, позволяющими реализовывать интеграционные взаимодействия в объеме, позволяющем достичь системного единства и полной совместимости в АСУТП [5; 8].

Внедрение и использование современных программных комплексов, предназначенных для создания крупных многофункциональных автоматизированных систем, началось в ООО «Газпром трансгаз Сургут», дочернем предприятии ОАО «Газпром», несколько лет назад, когда в 2006 году в промышленную эксплуатацию была внедрена интегрированная автоматизированная система управления технологическими процессами (ИАСУ ТП) предприятия на базе SCADA-системы «Сири-ус-QNX» [6; 4; 14]. Система имеет трехуровневую

архитектуру: нижний уровень - система управления КЦ, средний уровень - система управления КС, третий уровень - ПДС. На уровне КЦ и КС к серверу системы подключаются с помощью различных интерфейсов связи АСУ ТП нижнего уровня: системы управления компрессорной станцией, системы управления компрессорным цехом, системы автоматического управления ГПА, системы управления вспомогательными объектами, системы линейной телемеханики, интеллектуальные приборы. На данный момент системой охвачены все линейно-производственные управления общества, объем контролируемых параметров составляет около 70 000 телесигналов и телеизмерений. Автоматизация функций контроля и управления шла на предприятии параллельно с внедрением автоматизированного решения расчетно-технологических задач, задач математического моделирования и оптимизации режимов работы газотранспортной системы и др. В результате в разное время были внедрены различные технологические АРМы, каждый из которых работал в своей ОС (MS-DOS, Windows, QNX) и имел свои базы данных, для взаимодействия которых использовалось дополнительное программное обеспечение, что значительно снижало надежность системы и усложняло ее эксплуатацию и сопровождение [4].

Материалы и методы Все вышесказанное послужило объективной причиной, по которой было принято решение о

внедрении нового программного продукта в рамках системы оперативного диспетчерского управления, позволяющего объединить все приложения на базе единого источника - объектно-ориентированной информационной модели и базы данных (ОБД), предназначенного для отображения предметной области газотранспортных, газодобывающих, перерабатывающих предприятий.

Несмотря на некоторые недостатки приме нения объектного подхода к построению базы данных [20], в частности, сложной реализации взаимодействия с реляционной базой реального времени и более трудоёмкой настройкой производительности, выбор использования именно объектной базы данных был обусловлен несомненными достоинствами такого подхода применительно к корпоративным системам с большим количеством объектов и их взаимодействий [1; 17].

На сегодня в рамках существующих реализаций баз данных нормативно-справочной информации (БД НСИ) в АСУ ТП поддерживаются следующие варианты идентификация параметра:

- использование VTI (volume type id) - составной ключ - направление (том), тип данных, идентификатор параметра;

- тег - буквенно-цифровой идентификатор параметра, уникальный в рамках системы.

Базовый механизм формирования тега параметра - формирование по иерархическому принципу. Дополнительно поддерживается создание тега, не связанного с древовидной структурой, при этом накладывается ограничение на уникальность данного тега. Каждый объект и параметр может иметь несколько тегов в зависимости от рассматриваемой в данный момент иерархии.

Объем параметров, передаваемых с нижнего уровня технологического процесса на верхний уровень диспетчерского управления, представляет собой прореженный (отфильтрованный) список наиболее важных данных.

В рамках существующей модели сопровождения проектов АСУ ТП при сопровождении проектов нижнего уровня возможна параллельная работа, при условии внесения изменений в различные проекты, распараллеливание сопровождения проекта одного технологического объекта возможно на уровне баз данных, отличных от БД НСИ [9].

Организация многоуровневой системы промышленного предприятия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организация многоуровневой системы

Для того, чтобы исключить проблему возможной рассинхронизации, вносимых изменений в базу данных, ошибку, зависящую от «человеческого фактора», требуется принципиально новая структура базы данных, которой и является объектная база. Объектная база данных промышленного предприятия представляет собой реализацию объектного описания предметной области в рамках реляционной СУБД. Модель данных ОБД помимо включает в себя описания описание классов, объектов, атрибутов, иерархий и параметров, включает в

себя а также метаданные, накладывающие ограничения и на правила работы с данными [11].

Данные ограничения призваны сократить ошибки при сопровождении БД, при этом разработанная модель позволяет гибко расширять описание, не теряя существующий функционал прикладных модулей.

Согласно «золотым правилам», которым должна удовлетворять объектно-ориентированная база данных [16; 13; 15], в ОБД реализованы следующие составляющие:

- объекты, представляющие собой информационное отображение конкретных технологических объектов промышленного предприятия;

- классы объектов - совокупности объектов с общими свойствами (атрибутами);

- иерархии объектов - описание подчиненности объектов. Иерархии необходимы для представления структуры данных для различных прикладных задач, работающих с объектами [16;7; 10];

- атрибуты - это характеристики объекта в рамках его класса, которые содержат, в том числе топологию и связи со смежными объектами;

- параметры - динамические характеристики объектов, отображающие его текущее состояние.

В рамках ОБД должны поддерживаться следующие варианты идентификация объекта и параметра:

- использование уникального идентификатора GUID;

- каждый объект и параметр при создании автоматически получает получают уникальный идентификатор. Тег объекта задается в ручном режиме, тег параметра формируется автоматически.

- тегтег - буквенно-цифровой идентификатор параметра, уникальный в рамках системы..

Все объекты в ОБД приведены типовыми и представляют собой экземпляр того или иного класса. Свойства объекта заранее определенны за счет включения его в ту или иную иерархию. Представленный подход дает возможность:

- реализовать автоматизацию наполнения объектной базы;

- свести к минимуму влияние человека при действиях по формированию структуры и наполнению ОБД;

- ввести динамическое согласованное изменение характеристик объектов;

- использовать открытое ядро БД при разработке системы поддержки принятия решений для обеспечения контроля и управления промышленным объектом;

- реализовать автоматическое включение вновь созданного объекта во все расчетные модули системы поддержки принятия решений.

Результаты

В качестве промышленного объекта для реализации вышеописанных методов организации данных была выбрана газотранспортная система предприятия ООО «Газпром трансгаз Сургут». Технологические объекты газотранспортной системы были разделены на иерархии и классы. К одной иерархии были отнесены объекты линейной части газопровода, такие как трубы, запорная арматура, лупинги, узлы приема и запуска поршня и т. п., а к другой - площадные объекты, компрессорные цеха, газоперекачивающие агрегаты, технологические трубопроводы и т. п. Газотранспортная система имеет достаточно сложную струк-

туру, включающую в себя большое количество технологических объектов. Администрировать такую объектно-ориентированную базу данных стандартными средствами СУБД возможно, но данный процесс будет весьма трудоемким, в связи с тем, что необходимо не только внести объекты и их атрибуты, но и настроить все взаимосвязи для выполнения потоковых расчетов. В связи с этим, для целей разработки и эксплуатации ОБД разработаны программные продукты «Администратор ОБД» и «Графический построитель ОБД». Данные программные продукты реализованы так, чтобы, максимально упростить информационное наполнение и поддержку ядра ОБД (создание иерархий, классов, объектов, привязка параметров, изменение атрибутного состава, категорий и т. д). Интерфейсы данных программных продуктов выполнены на интуитивно понятных принципах организации человеко-машинного интерфейса.

Функционал «Администратор ОБД» выполняет задачи администрирования ОБД и задачи сопровождения информационного наполнения ОБД. В Администраторе реализована проверка вводимых данных на допустимые значения с проверкой на возможность привязки к существующим иерархиям и классам. Для упрощения ввода данных реализована функция использования шаблонов и словарей для типового заполнения атрибутов при создании объекта.

«Графический построитель ОБД» позволяет с помощью графических примитивов на базе встроенного графического редактора осуществлять:

1. построение сложных пространственно-распределенных объектов или сложных иерархически подчиненных объектов;

2. визуализацию объектов из ОБД на схемы различных форматов, используя данные о линейных связях, топологии, месте объекта в той или иной иерархии и заданные для класса объекта графические примитивы.

3. внесение в ОБД новых объектов путем добавления графических примитивов на схему или же изменение связей между объектами или свойств объектов в ОБД путем изменения примитива или его места на схеме.

Все изменения, выполненные с помощью графического построителя, фиксируются соответствующими записями в объектной базе данных.

На форму, цвет и размеры примитива, которым обозначается на схеме объект, влияет, как принадлежность объекта к определенному классу, так и непосредственно свойства объекта. Например, задавая диаметр и длина трубы, определяется длина и толщина линии, которой труба будет обозначена на схеме.

Графический интерфейс существенно ускоряет и упрощает работу с системой, дает наглядность и возможность оперировать привычными

пользователю объектами предметной области. Разработанный инструментарий существенно ускорят процедуру наполнения ОБД объектами, придает данным удобный для восприятия вид, а так же позволяет легче выявлять и исправить ошибки и неточности модели.

В рамках расширения функциональных возможностей комплекса проведена работа по добавлению в «Графический построитель ОБД» функционала системы поддержки принятия решений [3] (СППДР):

- анализ текущего состояния объектов в режиме реального времени;

- расчет запаса газа для газотранспортной системы в целом по утвержденной в ОАО «Газпром» методике;

- расчет товаротранспортной работы газотранспортной системы;

- интегрирован калькулятор диспетчера.

«Калькулятор диспетчера» (рисунок 2) - программный комплекс выполнения основных диспетчерских расчетов на основе объектной модели газотранспортного предприятия.

Перечень основных расчетов калькулятора диспетчера:

- запас газа произвольного участка газопровода;

- стравливание при критическом истечении

газа;

- стравливание при некритическом истечении

газа;

- время опорожнения участка;

- заполнение участка МГ газом;

- расчет гидравлической эффективности од-нониточного газопровода;

- расчет гидравлической эффективности многониточного газопровода;

- расход газа через участок МГ;

- скорость течения газа в газопроводе;

- расчет давления в произвольной точке газопровода;

- расчет среднего давления и средней температуры;

- расчет коэффициента сжимаемости;

- расчет температуры газа в произвольной точке газопровода.

Рисунок 2 - Пример вида главного окна «Графического построителя ОБД» с запущенным модулем калькулятор диспетчера

Реализация системы на объектной базе данных обеспечивает:

1) формализацию предметной области - создание информационной модели автоматизируемого объекта в объектной базе данных;

2) централизованное хранение, агрегирование и систематизацию исходных данных;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) решение на основе единой модели и БД широкого спектра задач: аналитических, расчетных, задач мониторинга и моделирования и даже

проектных задач (особенно удобно проектировать расширения существующих уже описанных в ОБД технологических систем);

4) хранение истории изменений модели с возможностью восстановления состояния модели за любой промежуток времени;

5) формирование из шаблонов «скелета» будущего проекта - набора файлов, библиотек, которые будут присутствовать в проекте: пошаговое, блочное формирование нового проекта из стандартных шаблонов или команда «сформировать по аналогии одного из прошлых проектов» с последующей (в случае необходимости) коррекцией состава нового проекта;

6) сегментированный подход - работа приложений (в том числе различных разработчиков) как независимых друг от друга сегментов, которые могут использоваться отдельно друг от друга и взаимодействовать через единый источник данных - ОБД;

7) возможность изменения состава проекта (модернизация отдельных приложений и их замена, независимо от производителя) без внесения изменений в ОБД.

Обсуждение

С начала 2009 года к настоящему моменту в ООО «Газпром трансгаз Сургут» «безударно» были переведены на новую программно-аппаратную платформу ПК «Сириус-ИС» ЦДП и ряд компрессорных станций, что позволило:

- строить и использовать единую базу данных во всех функциональных задачах ИАСУ ТП, включая диспетчерские и вспомогательные задачи;

- строить интерфейс системы как единое приложение с возможностью организации работы с любого рабочего места, подключенного к ЛВС предприятия, и настройкой функций пользователя каждого АРМ;

- осуществлять безударный переход на современную аппаратную и программную платформу;

- сохранять существующую распределенную трехуровневую структуру ИАСУ ТП с возможностью функционального и количественного наращивания на всех уровнях управления.

На текущий момент в ИАСУ ТП внедрены модули, осуществляющие сбор и хранение сеансовых данных с объектов газотранспортной сети, диспетчерский WEB-портал с режимным журналом и отчетными формами, модули выявления аварийных и внештатных ситуаций. Введена в эксплуатацию подсистема оперативного контроля и управления работоспособностью автоматизированных технологических комплексов газотранспортной системы и подсистема оценки состояния оборудования АСДУ. Организован обмен данными со смежными предприятиями и системами. Для поддержки принятия решений диспетчера в ИАСУ ТП инте-

грированы используемые на предприятии комплексы моделирования.

Разработанная модель объектной базы данных встраивается в существующую информационную модель системы. На основе полученных от SCADA-системы данных и прошедших предварительную верификацию от интегрированной автоматизированной системы контроля и управления работоспособностью технологическими объектами управления, производится расчет диспетчерско-технологических параметров для отображения в АРМ диспетчера с целью принятия решений по управлению газотранспортной системой, а также для трансляции необходимых данных в смежные системы.

Заключение

Использование единой объектной базы данных на всех уровнях и модулях систем диспетчерского управления значительно уменьшает затраты на их эксплуатацию и сопровождение. Добавление объектов и параметров в ОБД автоматически транслируется на все базы параметров реального времени, мнемосхемы отображения объектов, а также в расчетные задачи и модули обмена данными.

В результате реализации данной концепции получится единая, как в плане эксплуатации, так и в плане обслуживания система, позволяющая быстро и эффективно контролировать и принимать решения в управлении газотранспортными объектами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А. М., Березкин Д. Ю. Выбор СУБД для построения информационных систем корпоративного уровня на основе объектной парадигмы. CITForum. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.citforum.ru/database/art icles/subd_cis. shtml.

2. Апостолов А. А., Вербило А. С., Панкратов В. С. Совершенствование диспетчерского управления // Газовая промышленность. № 8. 1999.

3. Башлыков А. А., Дрожжинов С. Ф., Лы-гин М. А. Принципы построения средств интеллектуальной поддержки принятия решений диспетчером // Трубопроводный транспорт (теория и практика). № 2 (14). 2009.

4. Бениаминов П. Е., Горский И. В., Жо-ров С. В., Никаноров В. В., Руденко А. М., Лагун О. В. Технические решения по развитию интегрированной АСУТП ООО «Газпром трансгаз Сургут» // Газовая промышленность. 2011.№ 9. С. 664.

5. Бениаминов П. Е., Горский И. В., Жо-ров С. В., Лагун О. В., Варакин С. В. Современные интегрированные решения для автоматизации тех-

нологических процессов промышленных объектов // В мире научных открытий. Математика. Механика. Информатика. № 2 (38). 2013.

6. Жоров С. В. Развитие автоматизированной системы диспетчерского управления в ООО «Газпром транс-газ Сургут» // Труды V Международной конференции «Компьютерные технологии поддержки принятия решений в диспетчерском управлении газотранспортными и газодобывающими системами Discom-2012. Москва. 2012.

7. Замулин А. В. Системы программирования баз данных и знаний. Наука. 1990. 352 с.

8. Борисов С. А., Колесов К. И. Определение потребности предприятия в типе необходимой информационной системы на основании матрицы МакФарлана (на примере ООО «DNS») // Иннов: электронный научный журнал, 2016. №1 (26). C. 1.

9. Лазарева Т. Я., Мартемьянов Ю. Ф., Схиртладзе А. Г. Интегрированные системы проектирования и управления. Структура и состав. М.: Изд-во Машиностроение. 2006.

10. Львов В. Создание систем поддержки принятия решений на основе хранилищ данных. СУБД. 1997. № 3.

11. Мейер Б. Объектно-ориентированное конструирование программных систем. М.: Русская редакция. 2005.

12. Рутковский И. П., Покутный А. В., Бер-ман Р. Я. Унифицированные программно-технические решения по созданию систем диспетчерского управления в режиме реального времени на базе открытых компьютерных технологий для уровня линейно-производственного управления магистральных газопроводов (ЛПУ МГ). DISCOM-2002. 1-я МНТК. Москва. 2002.

13. Харрингтон Д. Проектирование объектно-ориентированных баз данных: Пер. с англ. М. Ж ДМК Пресс. 2001. 272 с.

14. Черкасский В. Н. Разработка и внедрение интегрированной автоматизированной системы управления технологическими процессами газотранспортного предприятия на примере ООО «Сургутгазпром». Диссертация 61:03-5/638-2. Сургут. 2002.

15. Алетдинова А. А., Королева Н. С. Влияние информационно-коммуникационных технологий на тенденции постмодернистского строя жизни // ИТпортал. 2016. № 4 (12). C. 6.

16. Папаскири Т. В. Автоматизация землеустроительного проектирования (экономика и организация). Москва. 2013. 259 с.

17. Целых А. Н., Целых Л. А., Сергеев Н. Е., Стаханов Д. В. К вопросу об адаптации экспертных

систем для поддержки решений прикладных управленческих задач // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. № 8 (157). С. 185-193.

18. Mattbew Rapaport. Object-Oriented Data Bases: The Next Step in DBMS Evolution // Comp. Lang. 5, № 10. 1988. pp. 91-98/

19. Проблемы создания интегрированных систем управления [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www .sarsystem .ru/ASU/book/4.htm.

20. Sikha Bagui. Achievements and Weaknesses of Object-Oriented Databases. Journal of object technology, vol. 2, No. 4, July-August 2003.

REFERENCES

1. Andreev A. M., Berezkin D. YU. Vybor SUBD dlya postroeniya informacionnyh sistem korpo-rativnogo urovnya na osnove ob"ektnoj paradigm (The choice of DBMS for building enterprise-level information systems based on the object paradigm). CITFo-rum. 2001. [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: http://www.citforum.ru/database/articles/subd_cis.sht.

2. Apostolov A. A., Verbilo A. S., Pankra-tov V. S. Sovershenstvovanie dispetcherskogo uprav-leniya (Improvement of dispatching management), Gazo-vayapromyshlennost', No. 8, 1999.

3. Bashlykov A. A., Drozhzhinov S. F., Lygin M. A. Principy postroeniya sredstv intel-lektual'noj podderzhki prinyatiya reshenij dispetcher-om (Principles of constructing means for intellectual decision support by the dispatcher). Truboprovodnyj transport (teoriya i praktika), No. 2 (14). July. 2009.

4. Beniaminov P. E., Gorskij I. V., Zhorov S. V., Nikanorov V. V. Rudenko A. M., Lagun O. V. Tekhnicheskie resheniya po razvitiyu integrirovannoj ASUTP OOO «Gazprom transgaz Surgut» (Technical solutions for the develop-ment of the integrated automated process control system of Gazprom transgaz Surgut LLC), Gazovaya promyshlennost', 2011, No. 9, pp. 664.

5. Beniaminov P. E., Gorskij I. V., Zhorov S. V., Lagun O. V., Varakin S. V. Sovremennye integriro-vannye resh-eniya dlya avtomatizacii tekhnolog-icheskih processov promyshlennyh ob"ektov (Modern integrated solutions for the automation of industrial processes), V mire nauchnyh otkrytij. Matematika. Mekhanika. Informatika, No. 2 (38), 2013.

6. Zhorov S. V. Razvitie avtomatizirovannoj sis-temy dispetcherskogo upravleniya v OOO «Gazprom transgaz Surgut» (Development of an automated dispatch control system in OOO Gazprom transgaz Sur-gu), Trudy V Mezhdu-narodnoj konferencii «Komp'yuternye tekhnologii podderzhki prinyatiya

reshenij v dispetcherskom upravlenii gazotran-sportnymi i gazodobyvayushchimi sistemami Discom-2012, Moskva, 2012.

7. Zamulin A. V. Sistemy programmirovaniya baz dannyh i znanij (Systems for programming databases and knowledge), Novosibirsk, Nauka, 1990, 352 pp.

8. Borisov S. A., Kolesov K. I. Opredelenie po-trebnosti predprijatija v tipe neobhodimoj infor-macionnoj sistemy na osnovanii matricy MakFarlana (na primere OOO «DNS») (Definition of requirement of the enterprise for type of a necessary information system on the basis of Makfarlan's matrix (on the example of LLC DNS)), Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2016, No. 1 (26), pp. 1.

9. Lazareva T. YA., Martem'yanov YU. F., Skhirtladze A. G. Integrirovannye sistemy proektiro-vaniya i upravleniya. Struktura i sostav (Integrated systems of design and management. Structure and composition), M, Izd-vo Mashinostroenie, 2006.

10. L'vov V. Sozdanie sistem podderzhki prinya-tiya reshenij na osnove hranilishch dannyh (Creation of decision support systems based on datastores), SUBD, 1997, No. 3.

11. Mejer B. Ob"ektno-orientirovannoe kon-struirovanie programmnyh system (Object-oriented design of software systems), M, Russkaya redakciya, 2005.

12. Rutkovskij I. P., Pokutnyj A. V., Ber-man R. YA. Unificirovannye programmno-tekhnicheskie resheniya po sozdaniyu sistem dispetch-erskogo upravleniya v rezhime real'nogo vremeni na baze otkrytyh komp'yuternyh tekhnologij dlya urovnya linejno-proizvodstvennogo upravleniya magistral'nyh gazoprovodov (Unified software and hardware solutions for the creation of real-time dispatch control systems based on open computer technologies for the level of linear-production control of main gas pipelines) (LPU MG), DISCOM-2002, 1-ya MNTK, Moskva, 2002.

13. Harrington D. Proektirovanie ob"ektno-orientirovannyh baz dannyh (Designing object-oriented

databases), Per. s angl. M, ZH DMK Press, 2001, 272 pp.

14. Cherkasskij V. N. Razrabotka i vnedrenie in-tegrirovannoj avtomatizirovannoj sistemy upravleniya tekhnolog-icheskimi processami gazotransportnogo predpriyatiya na primere OOO «Surgutgazprom» (Development and imple-mentation of an integrated automated control system for technological processes of a gas transportation enterprise by the example of LLC Surgutgazprom). Dissertaciya 61:03-5/638-2, Surgut, 2002.

15. Aletdinova A. A., Koroleva N. S. Vlijanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij na ten-dencii postmodernistskogo stroja zhizni (Influence of information and communication technologies on tendencies of postmodern system of life), ITportal, 2016, No. 4 (12), pp. 6.

16. Papaskiri T. V. Avtomatizacija zemle-ustroitel'nogo proektirovanija (jekonomika i organi-zacija) (Automation of land management design (economy and organization)), Moskva, 2013, 259 pp.

17. Celyh A. N., Celyh L. A., Sergeev N. E., Stahanov D. V. K voprosu ob adaptacii jekspertnyh sistem dlja podderzhki reshenij prikladnyh upravlench-eskih zadach (To a question of adaptation of expert systems for support of solutions of applied administrative tasks), Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki, 2014, No. 8 (157). pp. 185-193.

18. Mattbew Rapaport. Object-Oriented Data Bases: The Next Step in DBMS Evolution, Comp. Lang. 5, No. 10, 1988, pp. 91-98

19. Problemy sozdaniya integrirovannyh sistem upravleniya (The problems of creating integrated management systems). [Elektronnyi resurs] Rezhim dostu-pa: http : //www .sarsystem.ru/ASU/book/4.htm.

20. Sikha Bagui. Achievements and Weaknesses of Object-Oriented Databases. Journal of object technology, vol. 2, No. 4, July-August, 2003.

Дата поступления статьи в редакцию 22.03.2017, принята к публикации 26.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.