Научная статья на тему 'Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объема'

Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объема Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ АГРЕГАТОР ТОРГОВЛИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКАЗЧИК / ПОСТАВЩИК / ИСПОЛНИТЕЛЬ / ПОДРЯДЧИК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРАКТ / ЭКОНОМИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / SINGLE AGGREGATOR OF TRADE / PUBLIC PROCUREMENT / MUNICIPAL PROCUREMENT / CUSTOMER / SUPPLIER / CONTRACTOR / EFFICIENCY / CONTRACT / BUDGET SAVINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова Лилия Нурихановна, Яруллин Рауль Рафаэлович

Единый агрегатор выступает тем информационным ресурсом, с помощью которого возрастает эффективность расходования средств, оптимально рассчитывается начальная максимальная цена контракта, предоставляется возможность для оперативного сравнения и регистрации данных. Государственные закупки товаров, работ или услуг в малом объеме и на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (также осуществление закупок лекарственных препаратов до 200 тыс. руб.) относятся к закупкам у единственного поставщика и требуют особого внимание со стороны контролирующих органов. Для заказчика использование единого агрегатора торговли уменьшает шансы заключения договора с недобросовестным поставщиком и соответственно увеличивает гарантию качественного исполнения контракта. С помощью агрегатора заказчики и любые заинтересованные лица смогут контролировать исполнение контракта и мониторить данные по закупкам на всех этапах закупочной сессии, стимулируя конкуренцию и снижая коррупционные риски. Однако, поскольку единый агрегатор торговли для малых закупок существует сравнительно недавно, на нем зарегистрировано мало поставщиков и, следовательно, ассортимент товаров небольшой, что значительно осложняет выбор нужного товара для заказчиков. Электронные площадки, координируя в себе максимальное количество поставщиком и заказчиков, в будущем станут еще сильнее развиваться и широко применяться. Именно поэтому всем участникам государственных закупок следует активно вовлекаться в их работу.A single aggregator acts as the information resource by which the efficiency of spending money increases, the initial maximum contract price is optimally calculated, and an opportunity is provided for operational comparison and registration of data. State purchases of goods, works or services in small quantities and for an amount not exceeding 100 thousand rubles and 400 thousand rubles (also the procurement of medicines up to 200 thousand rubles) relate to purchases from a single supplier and require special attention from the regulatory authorities.For the customer, the use of a single trading aggregator reduces the chances of concluding an agreement with an unscrupulous supplier and, accordingly, increases the guarantee of high-quality contract execution. Using the aggregator, customers and any interested parties will be able to control the execution of the contract and monitor the procurement data at all stages of the procurement session, stimulating competition and reducing corruption risks. However, since a single trade aggregator for small purchases exists relatively recently, few suppliers are registered on it and, therefore, the range of products is small, which greatly complicates the selection of the right product for customers. Electronic platforms, coordinating within themselves the maximum number of suppliers and customers, will become even more developed and widely used in the future. That is why all participants in public procurement should be actively involved in their work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юнусова Лилия Нурихановна, Яруллин Рауль Рафаэлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание единого агрегатора торговли для закупок малого объема»

УДК 336.13

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО АГРЕГАТОРА ТОРГОВЛИ ДЛЯ ЗАКУПОК МАЛОГО ОБЪЕМА

CREATION OF A SINGLE TRADE AGGREGATOR FOR SMALL VOLUME PURCHASES

Юнусова Лилия Нурихановна, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Уфа

E-mail: mimi12@inbox.ru

Яруллин Рауль Рафаэлович, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Уфа

E-mail: jrr61@mail.ru

Аннотация. Единый агрегатор выступает тем информационным ресурсом, с помощью которого возрастает эффективность расходования средств, оптимально рассчитывается начальная максимальная цена контракта, предоставляется возможность для оперативного сравнения и регистрации данных. Государственные закупки товаров, работ или услуг в малом объеме и на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (также осуществление закупок лекарственных препаратов до 200 тыс. руб.) относятся к закупкам у единственного поставщика и требуют особого внимание со стороны контролирующих органов.

Для заказчика использование единого агрегатора торговли уменьшает шансы заключения договора с недобросовестным поставщиком и соответственно увеличивает гарантию качественного исполнения контракта. С помощью агрегатора заказчики и любые заинтересованные лица смогут контролировать исполнение контракта и мониторить данные по закупкам на всех этапах закупочной сессии, стимулируя конкуренцию и снижая коррупционные риски.

Однако, поскольку единый агрегатор торговли для малых закупок существует сравнительно недавно, на нем зарегистрировано мало поставщиков и, следовательно, ассортимент товаров небольшой, что значительно осложняет выбор нужного товара для заказчиков. Электронные площадки, координируя в себе максимальное количество поставщиком и заказчиков, в будущем станут еще сильнее развиваться и широко применяться. Именно поэтому всем участникам государственных закупок следует активно вовлекаться в их работу.

Abstract. A single aggregator acts as the information resource by which the efficiency of spending money increases, the initial maximum contract price is optimally calculated, and an opportunity is provided for operational comparison and registration of data. State purchases of goods, works or services in small quantities and for an amount not exceeding 100 thousand rubles. and 400 thousand rubles. (also the procurement of medicines up to 200 thousand rubles) relate to purchases from a single supplier and require special attention from the regulatory authorities.

For the customer, the use of a single trading aggregator reduces the chances of concluding an agreement with an unscrupulous supplier and, accordingly, increases the guarantee of high-quality contract execution. Using the aggregator, customers and any interested parties will be able to control the execution of the contract and monitor the procurement data at all stages of the procurement session, stimulating competition and reducing corruption risks.

However, since a single trade aggregator for small purchases exists relatively recently, few suppliers are registered on it and, therefore, the range of products is small, which greatly complicates the selection of the right product for customers. Electronic platforms, coordinating within themselves the maximum number of suppliers and customers, will become even more developed and widely used in the future. That is why all participants in public procurement should be actively involved in their work.

Key words: single aggregator of trade, public procurement, municipal procurement, customer, supplier, contractor, contractor, efficiency, contract, budget savings.

Ключевые слова: единый агрегатор торговли, государственные закупки, муниципальные закупки, заказчик, поставщик, исполнитель, подрядчик, эффективность, контракт, экономия бюджетных средств.

Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утверждённая распоряжением Правительства от 31.01.2019 №117-р определяет одними из важнейших задач установление конкурентных начал и открытого доступа к системе закупок для государственных (муниципальных) нужд.

Большое значение при закупочной деятельности уделяется определению начальной максимальной цены объекта закупки, так как от этого зависят эффективность и результативность осуществления закупок товаров, работ и услуг. Расчёт начальной цены происходит на этапе планирования, но он влияет на все этапы до исполнения контракта. Чтобы избежать ненужных затрат, связанных с исправлением ошибок на последующих этапах, необходимо уделить внимание данному аспекту. Это позволит сэкономить финансовые, трудовые и информационные ресурсы, а также время.

При завышении или занижении начальной цены происходит нецелесообразное расходование средств бюджета, а также возможны следующие отрицательные последствия: срыв проведения закупочной сессии и демпинг.

Государственные закупки товаров, работ или услуг в малом объеме и на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (также осуществление закупок лекарственных препаратов до 200 тыс. руб.) относятся к закупкам у

единственного поставщика и требуют особого внимание со стороны контролирующих органов [1].

Среди всего количества закупок товаров, работ и услуг в малом объеме в 2017 году доля закупок у единственного поставщика составляла 20% (Рис. 1). Зачастую монополисты начинают сами диктовать условия контракта и порядок оформления документов, что приводит к нарушению сроков исполнения контракта.

Рис. 1 Анализ структуры заключенных государственных контрактов по способам определения поставщика [6]

Статистика свидетельствует, что реализация плана-графика в части фактически размещенных закупок у единственного поставщика в 2017 году составила всего 42,9 % (табл. 1).

При осуществлении закупок у единственного поставщика можно избавиться от проведения всех конкурсных этапов, заключив прямой договор с поставщиком, и тем самым сэкономить время всех участников закупочной сессии. Но отсюда вытекает и негативное последствие: заказчику необходимо самостоятельно осуществлять обоснование выбора поставщика [7].

Субъекты малого и среднего предпринимательства принимают активное участие в закупках малого объема и придерживаются более гибкой ценовой политике, предоставляя скидки и бонусы.

В настоящее время на рынке товаров наблюдается отсутствие достаточной информации о ценах, поставщиках, исполнителях и подрядчиках и происходит слабый информационный обмен между заказчиками и исполнителями, также большое количество информации недостоверна и для того, чтобы произвести отбор надёжных информационных ресурсов требуется и время, и квалификация. Всё это выступает одной из ключевых причин создания единого агрегатора. Меры, которые предусмотрены распоряжением 824-р «О создании единого агрегатора», позволят обеспечить конкурентную и прозрачную систему закупок. Под понятием агрегатор понимается электронная торгово-закупочная торговая площадка, которая позволяет обеспечить проведение закупок «в один приём».

Создание единого агрегатора торговли является пилотным проектом. С 1 июля 2018 года на добровольных началах там зарегистрировалось 10 000 заказчиков. Предусмотрен постепенный переход к обязательному использованию единого агрегатора торговли. Так, с 1 ноября 2018 года казённые учреждения обязаны осуществлять закупки канцелярских товаров через данный агрегатор торгов.

Таблица 1

Сведения о реализации планов графиков в разбивке по способам определения поставщика [6]

Способ определения поставщика Объем средств, предусмотренных планом-графиком, тыс. руб. Объем фактически размещённых закупок, тыс. руб. Реализация плана-графика, %

Запрос предложений 128 358 233 125 475 364 97,67

Двухэтапный конкурс 1 093 435 767 325 69,9

Электронный аукцион 5 749 582 435 3 974 385 256 66,27

Запрос котировок 106 435 514 62 776 328 58,31

Конкурс с ограниченным участием 387 932 767 228 926 227 56,9

Отрытый конкурс 631 111 649 451 009 555 53,66

Закупка у единственного поставщика 2 814 123 384 1 213 324 235 43,1

Закрытый аукцион 35 024 743 14 358 356 39,13

Закрытый конкурс 14 245 674 2 851 356 19,89

Закрытый конкурс с ограниченным участием 7 344 446 1 085 453 14,23

Запрос котировок без размещения извещения 729 465 73 456 9,82

Предварительный отбор 751 71 9,31

Закрытий двухэтапный конкурс 75 435 1 056 1,44

Способ определения поставщика, установленный Правительством РФ в соответствии со ст. 111 ФЗ № 44-ФЗ 4 745 246 322 345 6,43

Для заказчика использование единого агрегатора торговли уменьшает шансы заключения договора с недобросовестным поставщиком и соответственно увеличивает гарантию качественного исполнения контракта. С помощью агрегатора заказчики и любые заинтересованные лица смогут

контролировать исполнение контракта и мониторить данные по закупкам на всех этапах закупочной сессии, стимулируя конкуренцию и снижая коррупционные риски [7].

Победителем признается тот участник, который предложил самую низкую цену, если же два участника предложили одинаковую начальную цену, то победителем признается участник, предложивший данную цену раньше. Однако, заказчик, если самостоятельно найдёт на рынке поставщика с более выгодным предложением, имеет право не заключать контракт в ЕАТ. В таком случае заказчик должен сформировать и опубликовать соответствующую запись. Оператор ЕАТ может выслать поставщику вне ЕАТ приглашение зарегистрироваться. Такая мера позволяет расширить существующую данный момент базу поставщиков, исполнителей и подрядчиков.

Хотелось бы отметить, что сроки осуществления закупочной сессии сжатые. В течении трех дней должен заключаться контракт через ЕАТ. В первый день поставщику направляется проект контракта, во второй - поставщиком подписывается контракт электронной подписью, в третий - контракт подписывает заказчик.

Таблица 2

Сравнительная таблица условий осуществления закупок малого объема [6]

Условия осуществления закупок

Поиск поставщиков в ЕАТ Поиск поставщиков вне ЕАТ

Срок заключения контракта: три дня Срок заключения контракта: от одного дня

Подтвержденные факты Собственные данные

Гарантией исполнения контракта: обеспечительный платеж Отсутствие финансового обеспечения исполнения контракта

Расчет начальной цены контракта

Публикация документов закупки

Поскольку единый агрегатор торговли для малых закупок существует сравнительно недавно, на нем зарегистрировано мало поставщиков и, следовательно, ассортимент товаров небольшой, что значительно осложняет выбор нужного товара для заказчиков.

Также на данный момент существует проблема финансовой обремененности поставщиков. Они должны вносить обеспечительный платеж в размере 10% от начальной цены. Такой гарантийный платеж увеличивает цену за товары и услуги со стороны поставщиком, зарегистрированных на ЕАТ. Заказчики, в свою очередь, сохраняя право на выбор поставляемых услуг по наименьшей цене, могут заключить контракт и с поставщиками, не включенными в ЕАТ. Такая система ставит зарегистрированных пользователей

агрегатора в невыгодное положение. Победитель торгов по ЕАТ должен вносить комиссионный взнос в размере 1% от начальной цены (но не более 5 тыс. руб.). С другой стороны, такая система обеспечивает надежность поставщиков. поскольку победитель торгов на ЕАТ потеряет обеспечительный платеж, если откажется от подписания контракта. В случае трехразового уклонения поставщика от подписания контракта доступ к агрегатору блокируется на три месяца, при четвертом нарушении доступ блокируется на 1 год.

Агрегатор имеет ряд ограничений: физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не может быть участником торгов; закупки с государственной тайной не возможны; закупки, вне территории РФ не возможны; заказчиками не могут вступать иностранные лица.

Важно отметить, что на данный момент основное количество операций по расходованию бюджетных средств, в частности и расходование средств через закупки малого объема, осуществляются в электронном пространстве и находятся в открытом доступе. Сфере государственных и муниципальных закупок придается большое внимание, постоянно разрабатываются новые, более совершенные методы определения заказчиков и поставщиков, примером чего вступает внедрение единого агрегатора торгов для малых закупок.

Единый агрегатор выступает тем информационным ресурсом, с помощью которого возрастает эффективность расходования средств, оптимально рассчитывается начальная максимальная цена контракта, предоставляется возможность для оперативного сравнения и регистрации данных.

Ко всему высказанному можно добавить, что такие электронные площадки, координируя в себе максимальное количество поставщиком и заказчиков, в будущем станут еще сильнее развиваться и широко применяться. Именно поэтому всем участникам государственных закупок следует активно вовлекаться в их работу.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

2. Распоряжение Правительства РФ № 824-р от 28.04.2018 «О создании единого агрегатора торговли, с использованием которого заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Распоряжение Правительства от 31.01.2019 №117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах».

4. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции: учебник. - М., 2016.

5. Березка - единый агрегатор торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://agregatoreat.ru/

6. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по итогам 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/

7. Яруллин Р.Р., Юнусова Л.Н. Коррупция в сфере государственных закупок: основные особенности и способы противодействия // Наука через призму времени. - 2018. - № 6 (15). - С. 98-100.

8. Международные правила толкования торговых терминов. Инкотермс. Публикация Международной торговой палаты. - 1990. - № 460.

9. Любимцев Ю.И., Логвина А.Н. Проблемы финансовой стабилизации. -2017. - № 10.

10. Макаров A.A. Государственные закупки товаров и услуг как современная форма распределения ресурсов общества: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.01. - Москва, 2000. - 157 с.

11. Материалы к заседанию Правительства по повышению эффективности с госзакупок 09.06.2018 г.

12. Махлаев А.Н., Кепов В.А. Денежные средства как обеспечение заявки // Финансовый справочник бюджетной организации. - М.: МЦФЭР -2016. - № 5. - С. 46-50.

13. Медведев В.А. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 2016. - № 3.

14. Мельников A.B. Риск-менеджмент: стохастический анализ рисков в экономике финансов и страхования. - М.: Изд-во «Анкил». - 2017. - 112 с.

15. Методические рекомендации по бальной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров. Для государственных нужд. - М.: ИКФ «ЭК-ФО», Министерство экономики РФ. - 2015. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.