Научная статья на тему 'Создание Донской военной флотилии в 1733-1735 гг'

Создание Донской военной флотилии в 1733-1735 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ / DON MILITARY FLOTILLA / ДОНСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / DON EXPEDITION / ВИЦЕ-АДМИРАЛ М.Х. ЗМАЕВИЧ / VICE-ADMIRAL MATIJA ZMAJEVIć / АДМИРАЛТЕЙСТВ-КОЛЛЕГИЯ / ADMIRALTY BOARD / ТАВРОВСКОЕ АДМИРАЛТЕЙСТВО / ПАВЛОВСК / PAVLOVSK / КАБИНЕТ МИНИСТРОВ / CABINET OF MINISTERS / TAVROV ADMIRALTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мещеряков Геннадий Анатольевич

В статье рассматриваются малоисследованные факты закладки новых боевых и транспортных судов на верфях Дона согласно указам Петра I в 1723 г. и Анны Иоанновны в 1733 г. Автор раскрывает причины неудач первой Донской экспедиции 1723/24 г. Значительное внимание уделяется исследованию совокупности причин, побудивших императрицу Анну воссоздать Донскую военную флотилию на Азовском оперативном направлении в 1733 г. Исследован двухлетний период закладки и строительства новых боевых судов и до оснащения ранее построенных судов на верфях Таврова в 1733-1735 гг., спуск их на воду и провод к Павловску вместе с бударами от верфей на Донских притоках. В заключение анализируется степень боевой готовности Донской военной флотилии к началу русско-турецкой войны в 1735 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of the Don military flotilla in 1733-1735

The article considered the unexplored facts laying the new combat and transport ships in the shipyards on the Don decrees of Peter I in 1723, and Anna of Russia in 1733. The author reveals the reasons for the failure of the first expedition of the Don 1723-1724. Considerable attention is paid to the study of the totality of the reasons why Empress Anna recreated the Don military flotilla on Azov operational direction in 1733. We inverstigated two-year period of laying and the construction of new combat ships and retrofitting previously built vessels at the shipyards in Tavrov 1733 to 1735, the launching them and leading them to Pavlovsk with the help of special boats from the shipyards on the Don tributaries. In conclusion, the degree of combat readiness of the Don military flotilla by the beginning of the Russo-Turkish war in 1735 is analysed.

Текст научной работы на тему «Создание Донской военной флотилии в 1733-1735 гг»

УДК 359

Мещеряков Геннадий Анатольевич

Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, г. Воронеж

[email protected]

СОЗДАНИЕ ДОНСКОЙ ВОЕННОЙ ФЛОТИЛИИ В 1733-1735 ГГ.

В статье рассматриваются малоисследованные факты закладки новых боевых и транспортных судов на верфях Дона согласно указам Петра I в 1723 г. и Анны Иоанновны в 1733 г. Автор раскрывает причины неудач первой Донской экспедиции 1723/24 г. Значительное внимание уделяется исследованию совокупности причин, побудивших императрицу Анну воссоздать Донскую военную флотилию на Азовском оперативном направлении в 1733 г. Исследован двухлетний период закладки и строительства новых боевых судов и до оснащения ранее построенных судов на верфях Таврова в 1733-1735 гг., спуск их на воду и провод к Павловску вместе с бударами от верфей на Донских притоках. В заключение анализируется степень боевой готовности Донской военной флотилии к началу русско-турецкой войны в 1735 г.

Ключевые слова: Донская военная флотилия, Донская экспедиция, вице-адмирал МХ. Змаевич, Адмиралтейств-коллегия, Тавровское адмиралтейство, Павловск, Кабинет министров.

1 февраля 1733 г. умер польский король Август Сильный (II), Европа разделилась на два лагеря. Отношения России с беспокойными соседями не ограничивались борьбой за «польское наследство». В начале февраля 1733 г. турецким вассалам - татарам Крыма - пришлось, по воле Стамбула, перекочевать из Малой Татарии (территория кочевий между Доном и Днепром) на Кавказ, под стены русской крепости Святого Креста. Султан Махмуд I (1696-1754) потребовал, чтобы все азиатские паши пробивались к персидским рубежам на соединение с турецкими войсками, дабы ослабить нажим иранской армии Тахмас-ку-ли-хана (Надира) на османский Вавилон [2, ч. 6, с. 555-556].У Стамбула и Крыма уже год как были развязаны руки Рештским договором (от 21 января 1732 г.), по которому Россия вернула Персии Прикаспийские провинции: Гилян, Мазандеран и Астрабад. Несмотря на неудачу февральского прорыва, 5 июня 1733 г. татары предпринимают атаку на русские войска принца Людвига Гессен-Гомбургского, но со значительным уроном вынуждены отступить от укреплений Святого Креста. А вскоре, в конце июля, татарское войско численностью в 50 000, пополненное людьми из местных татарских князьков, в очередной раз не достигнув успеха, направляется в горы к западу. Имея дальнейшее намерение проложить для себя путь в Персию, татарский табор останавливается приблизительно в сорока английских милях от Дербента. Порта была крайне недовольна русским двором за недопущение крымских татар в Дагестан. Посланник в Константинополе (Стамбуле) И.И. Не-плюев (1693-1773) своевременно протестовал против движения крымцев через Дагестан, заметив, что «Ея Величество пребывает в мире с Надиром (1688-1747) и не может дозволить, чтобы чьи бы то ни было войска прошли через русскую территорию для нападения на друга и союзника России» [2, ч. 7, с. 16].

В Польше профранцузский кандидат на трон, Станислав Лещинский (1677-1766), планировал получить помощь Франции и поддержку Швеции, Пруссии и Турции. При имеющемся раскладе сил

российский вице-канцлер А.И. Остерман (16861747) вынужден был 8 августа 1733 г. запрашивать у английского посланника возможность появления английской эскадры в Балтийском море и предложил именем Ея величества снабдить эскадру провиантом и обеспечить её прикрытие [2, ч. 6, с. 60]. Пока Польша пресмыкалась в подлости, а крымские татары непрестанно терзали набегами наши кавказские кордоны, приходилось ожидать вполне вероятного удара в спину и от самой Турции - в Северном Причерноморье. Обстановка обязывала, и в целях нейтрализации гипотетического турецкого выступления против России, в преддверии «войны за польское наследство», российская императрица Анна (1693-1740) в своём указе«Об укомплектовании всех полевых, гарнизонных и ландми-лицких полков» [3, с. 194-196] 1 сентября 1733 г. повелела образовать Донскую военную флотилию. Цель стала очевидной - это формирование русского военно-морского флота для действий на основном оперативном направлении неизбежной войны с Высокой Портой - Азовском. Флотилия образовывалась в г. Таврове на реке Воронеж (близ устья при впадении в Дон) для поддержки сухопутных армий против набегов крымских татар и противоборства с турецкими кораблями в низовьях Дона и на Азовском море.

Дело постройки и формирования военной флотилии начиналось не на пустом месте. Ещё весной

1723 г. император Пётр I велел сделать на Воронеже 15 прамов (9 больших 44-пушечных и 6 малых 8-пушечных; прам - плоскодонная парусно-греб-ная батарея), 15 малых галер и 30 «новым мани-ром» малых судов, на случай, «если б случилась по причине персидских дел с турками война» [3, с. 43-44]. К первым числам марта 1724 г. работы планировалось завершить, но неожиданно в январе

1724 г. снег быстро сошёл, и началась распутица. Отлитые пушки невозможно было доставить по бездорожью на верфи к построенным судам, а те в свою очередь невозможно было спустить на воду и провести по мелководью от Таврова к Павловску. Полного хода вешней воды на Дону в апреле - мае 1724 г. ожидать не приходилось: началась

© Мещеряков Г.А., 2018

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

15

межень(мелководье). Подготовка Донской экспедиции окончилась непредвиденной неудачей.

Начальство над портом в Таврове с 1729 г. держал флагман Российского императорского флота вице-адмирал Матвей Христофорович Змае-вич (1680-1735). К первой экспедиции (1723/24 г.) М.Х. Змаевич был назначен ещё Петром I. Императрица Анна Иоанновна не стала менять ответственного за постройку судов и формирование флотилии, несмотря на опалу адмирала при юном императоре Петре II в 1728 г., когда Змаевич был предан суду, разжалован в вице-адмиралы и выслан в Астрахань главным командиром. С июля 1729 г. Змаевич вновь в Таврове. Ныне от него требовалось спустить на воду ранее построенные суда, построить 20 новых галер, на которые уже был заготовлен лес, и несколько сотен провиантских судов-будар (грузовые одномачтовые лодки): для подвоза провианта, муки, круп и зерна к прибрежным магазинам и огнеприпасов к сухопутным войскам. Применялись будары и для перевоза личного состава (пополнение к штурмующим Азов войскам интенсивно перебрасывалось по Дону в марте - июне 1736 г. от крепости Святой Анны).

По именному указу Петра I в 1723 г. на реках Северский Донец, Усмань и Битюг было построено по сто будар, и ещё 100 на реке Воронеж - при Добром, или Сокольске; итого 400 единиц [3, с. 43-44]. За десятилетний период почти половина их, при употреблении для различных нужд, пришла в негодность. Теперь же надлежало построить 194 новые будары. В октябре 1733 г. ад-миралтейств-коллегия приказала: для постройки новых 20 галер нарядить мастеров, подмастерий и учеников галерного дела, ботового и шлюпочного дела, блокового, такелажного, артиллерийского, купорного, кузнечного, весельного, парусного, конопатного и малярных дел. Все они поручались в команду галерного мастера Андрея Игнатьевича Алатченинова (1700-1766). Президент военной коллегии генерал-фельдмаршал Б.Х. Ми-них (1683-1767) в докладе императрице 29 ноября 1733 г. определял зону ответственности для адми-ралтейств-коллегии касаемо постройки будар, которой необходимо было отныне «о том ведать» [3, с. 237-239]. Ранее военно-морское ведомство отмежевывалось от постройки судов этого типа. Скрепя сердце адмирал и президент адмиралтейств-колле-гии граф И.М. Головин (1680-1737) вынужден был зачесть в расход на адмиралтейство денежную казну 7 024 рубля, употреблённую Змаевичем на строение будар. От коллегии, из Москвы в Тавров, отправили полотно для парусов на галеры и жалкие 1 000 рублей на заготовление провианта, а вот конопатчиков вице-адмирал так и не дождался, хотя в начале марта 1734 г. некто комиссар Зиновьев заверял адмиралтейств-коллегию, что «повстречал их за Москвою» [4, д. 159, л. 44].

4 апреля 1734 г. Правительствующий сенат вынес определение, касающееся галер и прамов: готовые суда, вооружённые по расписаниям Адмирал-тейств-коллегии, спустить на воду и сосредоточить в устье реки Осередь близ Павловска, попутно загрузив их провиантом из магазинов, где уже осуществлена его заготовка. Только для постройки новых 20 галер мастеру Алатченинову требовалось 600 человек плотников, но работу начали с постройки всего пяти галер. Неблаговидную роль в деле постройки судов играла позиция воронежского вице-губернатора Е.И. Пашкова (1684-1736): он постоянно ссорился с вице-адмиралом Змаевичем и не обеспечивал верфи требуемым количеством плотников в 1 000 человек, о чём адмиралтейств-коллегия узнавала из донесений Змаевича. Очевидно, что сжатые сроки весеннего половодья (ход воды на Среднем Дону составлял всего 2 месяца: апрель и май) уже не позволяли в 1734 г. спустить на воду суда и провести их от Таврова к Павловску. В подготовку экспедиции в июне 1734 г. вмешалась императрица, указав: суда, уже проведённые в Павловск, «не сплавливая вниз, содержать до указу при Павловске в надлежащем смотрении» [4, д. 162, л. 58], а что касается неготовых к спуску будар, так «те до будущего году иметь в бережении на берегу» [4, д. 162, л. 59].С 15 июля по 1 сентября 1734 г. вице-адмирал Змаевич вынужден был распустить мастеровых Воронежской губернии по домам, чтобы те смогли добыть себе пропитание. А 10 сентября 1734 г. императрица повелела: будущей весной 1735 г. все суда флотилии свести в Павловск - неукоснительно, «на те и провианта положить сколько возможно» [4, д. 165, л. 98], предварительно отгрузив провизию из тех магазинов, где уже осуществлена его заготовка.

По запросу вице-адмирала Змаевича в январе 1735 г. адмиралтейств-коллегия направила на содержание Тавровского адмиралтейства доходы с пяти провинций (Воронежской, Елецкой, Переяс-лавль-Рязанской, Тамбовской и Шацкой) в размере почти 60 000 рублей - сумма не впечатляющая, учитывая, что расходная часть годового бюджета государства на содержание флота составляла 1 млн рублей поступлений от подушных сборов. Для сравнения: киевскому генерал-губернатору графу фон Вейсбаху генеральный кригс-комиссариат в августе 1735 г. ассигновал на содержание сухопутных полков 150 000 рублей [1, с. 295].

В начале июня 1735 г. крымский хан Каплан-Гирей I (1678-1738) во главе 80-тысячного табора своих разбойников, по приказу из Стамбула, начал движение к предгорьям Кавказа[1, с. 213]. На переходе через Кабарду татар сильно трепали своими набегами горцы, угоняя в горы лошадей. В конце ноября войско хана, из которых пеших и больных было больше половины, стало лагерем в 30 верстах от Дербента: потери кочевников были на-

16

Вестник КГУ ^ № 2. 2018

столько внушительны, что Каплан-Гирей отказался от дальнейшего движения на Персию и в конце года повернул на Кубань. Де-факто началась четырехлетняя русско-турецкая война. Турки не лезли в «польские дела», но великолепным поводом для русских экспедиций на Крым и Азов служили разбойничьи походы крымских татар на Северный Кавказ, тем более что у русского двора руки были развязаны на западе победоносно завершающейся войной «за польское наследство». О походе крым-цев на Кабарду и Дагестан в Санкт-Петербурге узнали в начале лета, и уже 27 июня 1735 г. императрица Анна Иоанновна высочайшим повелением приводит Донскую военную флотилию и войска экспедиции в полную боевую готовность [4, д. 174, л. 317]. На донские верфи из столицы направлялись команды морских и артиллерийских служителей. Галеры, прамы и прочие суда, построенные в Тав-рове и иных местах, требовалось немедля провести к Павловску, предварительно укомплектовав их имеющимися при экспедиции служителями и членами команд, прибывающих из Санкт-Петербурга.

Секретный артикул Кабинета министров предписывал генералу Вейсбаху, «чтоб ещё в нынешней осени осаду азовскую...предвоспринять» [1, с. 230] - в случае неудачи задуманной сухопутной экспедиции в Крым. Для осады же крепости Азов употребить войска, стоящие заслоном против крымских татар на реке Молочная близ Перекопа. 10 июля 1735 г. вице-адмирал Змаевич рапортовал в адмиралтейств-коллегию о состоянии флотилии и готовности её к экспедиции. На Павловск базировались девять 44-пушечных прамов типа «Близко не подходи»: «Близко не подходи», «Гром и молния», «Дикий Бык», «Небоязливый», «Разгневный», «Северный Медведь», «Сердитый», «Спящий Лев», «Страшный», вооружённых 24-х и 8-фунтовыми орудиями, а также 15 галер, из них 7 единиц 16-баночных типа «Вёдрая»: «Вёдрая», «Превосходительная», «Разумная», «Сиятельная», «Склонная», «Уборная» (т. е. «Украшенная»), «Хвальная» и 8 единиц 18-баночных типа «Добрая»: «Добрая», «Забавная», «Зазорная», «Ласковая», «Приятель-ная», «Терпеливая», «Учтивая», «Честная» [5], во-

оружённых парусами и артиллерийскими припасами для фальконетов (мелкокалиберное абордажное орудие). Морская провизия и порох для судов находились ещё в Таврове, так как в Павловске не было каменных погребов. Межень летнего периода не позволяла в Таврове спустить на воду построенные 20 галер, а малые 8-пушечные прамы и кайки Змае-вич обязался немедля конопатить, спустить их на воду и провести в Павловск. К 22 июля 1735 г. работы были завершены: 6 малых прамов типа «Блоха»: «Блоха», «Клоп», «Комар», «Овот» (так в оригинале), «Сверчок», «Таракан» [5] и 30 каек, в полной оснастке, загруженные упакованными припасами, под командой капитан-лейтенанта Холкиопола начали переход из Таврова в Павловск. По прибытии в Павловск команда капитан-лейтенанта Холкиопо-ла, получив инструкции от капитана Андрея Рос-селиуса, направлялась выше по течению Дона на Нижний Икорец для конопачения и спуска на воду имеющихся там будар.

В середине лета 1735 г. на бударах под командой подполковника Маковецкого началась переброска провианта из украинских магазинов в магазины Нижнего Дона. 11 сентября Сенат донёс императрице, что крупы по пропорции и мука доставлены в Усть-Хопёрский магазин и в крепость Святой Анны сверх установленной нормы в 50 000 четвертей.

Высочайшим повелением от 23 августа 1735 г. главнокомандующим украинскими армиями назначен генерал-фельдмаршал Б.Х. Миних, направленный к Донской экспедиции в Павловск из Польши. В этот же день умер главный командир «тавровской препарации» вице-адмирал Матвей Христофоро-вич Змаевич. Следует признать, что в целом задача по образованию Донской военной флотилии была им выполнена. Исключение составили построенные в Таврове, но так и не спущенные на воду 20 галер. Из них четыре 16-баночные галеры типа «Палюсос»: «Палюсос», «Телемакус», «Ули-сес», «Янос», 13 единиц 20-баночных галер типа «Амур»: «Амур», «Аполо», «Венус», «Гектор», «Диана», «Елена», «Золотое яблоко», «Кавалер Святой Александр», «Минерва», «Мон Плезир»,

Таблица

Ведомость о численности личного состава для комплектования судов Донской военной флотилии в 1735 г.

Ранги Надлежало по штату Имелось в наличии Надлежало отправить к имеющимся Отправлено по рассуждению коллегии для всех типов судов

Для 44-пушечных прамов: - из корабельных служителей; 606 845 105

- из артиллерийских; 231 95 14

- от солдат 963 613 350

для галер: из галерного флота 415 189 227

для малых прамов 204 6 108 177 (к имеющимся в наличии 1 925)

Итого на все суда 2 419 1 748 804

«Морис», «Парис», «Плато» и 3 единицы 22-баноч-ных галер типа «Кавалер Святой Андрей»:«Кавалер Святой Андрей», «Корона» и «Святая Анна» [5]. Провести эти суда в Павловск возможность представится лишь в следующем 1736 году, по полой воде весенних разливов.

Своим решением Кабинет министров 4 декабря 1735 г. направляет в Тавров дополнительно к имеющимся (см. таблицу) половину морских офицеров и служителей из Астрахани и других мест по Волге в количестве 361 человека.

Месяцем ранее, 2 ноября 1735 г., на место умершего вице-адмирала Змаевича из Архангельского адмиралтейства прибыл контр-адмирал Пётр Петрович Бредаль (1683-1756), назначенный в Тавров главным командиром указом императрицы 3 сентября 1735 г. Именно этому флагману предстояло командовать Донской военной флотилией в экспедициях на Азов, к берегам Крыма и Кубани, поддерживая сухопутные армии огнём и обеспечивая их переброску к театрам военных действий в кампаниях 1736-1739 гг.

Библиографический список

1. Бумаги Кабинета министров императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг. Т. 4: 1735 г. / под ред. А.Н. Филиппова. - Юрьев, 1901. - ЬХЩ 588 с.

2. Дипломатическая переписка английских послов и посланников при русском дворе: Сообщено из английского государственного архива Министерства иностранных дел. - Ч. 6: 1728-1733 гг. -СПб., 1889. - ХШ,681 с.; Ч. 7: 1728-1733 г. - СПб. -XIX, 591 с.

3. Полное Собрание законов Российской империи. Собрание Первое: с 1649 по 12 декабря

1825 г.: в 48 т.Т. 7: 1723-1727.- СПб.: Тип. 2-го Отд. Собств. Е. И. В. Канцел., 1830. - 922 с.

4. Российский государственный архив Военно-Морского Флота. - Ф. 212. Государственная адмиралтейств-коллегия (1717-1827 гг.). - Оп. 7. -Д. 159. - Л. 44; Д. 162. - Л. 58-59; Д. 165. - Л. 98; Д. 174. - Л. 317.

5. Электронные справочники: Военная Россия. Парусный флот [Электронный ресурс] / Русский военно-исторический фонд. - ООО «Медиахауз», 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

References

1. Bumagi Kabineta ministrov imperatricy Anny Ioannovny 1731-1740 gg. T. 4: 1735 g. / pod red. A.N. Filippova. - YUr'ev, 1901. - LXIV, 588 s.

2. Diplomaticheskaya perepiska anglijskih poslov i poslannikov pri russkom dvore: Soobshcheno iz anglijskogo gosudarstvennogo arhiva Ministerstva inostrannyh del. - CH. 6: 1728-1733 gg. - SPb., 1889. - XIII,681 s.; CH. 7: 1728-1733 g. - SPb. -XIX, 591 s.

3. Polnoe Sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie Pervoe: s 1649 po 12 dekabrya 1825 g.: v 48 t.T. 7: 1723-1727.- CPb.: Tip. 2-go Otd. Sobstv. E. I. V Kancel., 1830. - 922 s.

4. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota. - F. 212. Gosudarstvennaya admiraltejstv-kollegiya (1717-1827 gg.). - Op. 7. -D. 159. - L. 44; D. 162. - L. 58-59; D. 165. - L. 98; D. 174. - L. 317.

5. EHlektronnye spravochniki: Voennaya Rossiya. Parusnyj flot [EHlektronnyj resurs] / Russkij voenno-istoricheskij fond. - OOO «Mediahauz», 2006. -1 ehlektron. opt. disk (CD-ROM).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.