Научная статья на тему 'Создание бренда туристического центра'

Создание бренда туристического центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOURISM / BRAND / IMAGE OF THE REPUBLIC / RESORT CITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казибекова Н.А., Казибеков И.М., Гаджиабдулаев Р.М.

Целью данного исследования является раскрытие проблем, связанных с развитием въездного туризма и отсутствием бренда у столицы Республики Дагестан города Махачкалы. Проведенное исследование позволяет по-новому отнестись к вопросу о брендинге курортного города. Наличие бренда у города Махачкалы сделает его более привлекательным в глазах потенциальных туристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казибекова Н.А., Казибеков И.М., Гаджиабдулаев Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF THE BRAND OF THE TOURIST CENTER

The purpose of this study is to reveal the problems associated with the development of inbound tourism and the lack of a brand in the capital of the Republic of Dagestan the city of Makhachkala. The carried out research allows to concern in a new way to a question on branding of a resort city. The presence of a brand in the city of Makhachkala will make it more attractive in the eyes of potential tourists

Текст научной работы на тему «Создание бренда туристического центра»

Корреляционный анализ позволяет из всей совокупности показателей в формировании модели учитывать только те показатели, которые оказывают существенное влияние на результирующий -зависимый показатель (Y).

Формирование самой модели осуществляется на основании регрессионного анализа.

Регрессионная модель дает обьективное понимание деятельности именно в стабильных условиях, то есть в условиях постоянного влияния мало динамичных факторов.

Функционалом в данном случае является зависимость между показателем результата и характеристиками самой системы и среды ее функционирования (2):

Y(t) = max (min) f {ki(t) • xjt), gj(t) • xjt), Q^^t)} (2) при ограничениях: Q,|,(t)< Q^t) где:

Y(t) -показатель результата - зависимая характеристика деятельности;

xij(t) - независимые характеристики (показатели) деятельности системы;

ki (t) - коэффициенты, характеризующие степень влияния зависимого, подверженного воздействию системы управления, фактора на показатели системы в процессе достижения результата;

gj(t) - коэффициенты, характеризующие степень влияния постоянно действующих факторов, на

которые система управления не может оказать влияние;

Qф(t)-фактическое обеспечение деятельности ресурсами.

Применение критерия max или min зависит от категории показателя результата. Анализ коэффициентов ki (t) покажет приоритетность управленческого воздействия и пути достижения наибольшей эффективности применения ограниченных ресурсов. Именно их величины и определяют формирование гибкой траектории достижения результата.

В условиях большой динамики изменения ситуации целесообразно моделирование проводить на основе имитационного моделирования. Моделирование на основе статистического анализа может быть в данном случае как предварительное, которое заложит основу имитационного моделирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Питер Ф.Друкер. Практика менеджмента. -М.: Вильямс, 2003. - 394с.

2. Тимо Санталайнен, Эеро Воутилайнен, Пертти Поррене и Йоуко X. Ниссен. Управление по результату. - М.: Прогресс, Универс. 1993. - 320 с.

3. Зеркин Д.Г. Формирование траекторий адаптивно-ситуационного управления в условиях риска. Статья // Вестник ГУУ. - №12. - 2015. - С. 197-201.

УДК 332.158

CREATION OF THE BRAND OF THE TOURIST CENTER

Kazibekova N.

Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala), Russia

Kazibekov I.

post-graduate student of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia

Gadzhiabdulaev R.

post-graduate student of the Department of Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia

СОЗДАНИЕ БРЕНДА ТУРИСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

Казибекова Н.А.

доктор экономических наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета

Казибеков И.М.

аспирант Дагестанского государственного педагогического университета

Гаджиабдулаев Р.М.

аспирант Дагестанского государственного педагогического университета

Abstract

The purpose of this study is to reveal the problems associated with the development of inbound tourism and the lack of a brand in the capital of the Republic of Dagestan - the city of Makhachkala. The carried out research allows to concern in a new way to a question on branding of a resort city. The presence of a brand in the city of Makhachkala will make it more attractive in the eyes of potential tourists. Аннотация

Целью данного исследования является раскрытие проблем, связанных с развитием въездного туризма и отсутствием бренда у столицы Республики Дагестан - города Махачкалы. Проведенное исследование позволяет по-новому отнестись к вопросу о брендинге курортного города. Наличие бренда у города Махачкалы сделает его более привлекательным в глазах потенциальных туристов.

Keywords: tourism, brand, image of the republic, resort city. Ключевые слова: туризм, бренд, имидж республики, курортный город.

В 2017 году Российскую Федерацию посетило рекордное количество туристов - 3,3 млн. человек, что на 14% больше чем 2016 году. Особый интерес иностранные туристы проявляют к таким маршрутам, как «Золотое кольцо», «Серебряное ожерелье России», Казань, Сочи, Калининград.

Многие страны мира используют свои природные и географические преимущества, развивают туризм, особенно въездной. Развитие въездного туризма очень выгодно для страны и региона:

• туризм может стать источником дохода для коренного населения туристских центров;

• способствует развитию познавательного и развлекательного бизнеса, поэтому столь важно внимание со стороны местных властей к ресурсам гостеприимства;

• способствует сохранению культурного наследия (памятников, музеев, архитектурных ансамблей);

• развивает инфраструктуру дорог и туристических баз;

• обеспечивает местное население рабочими местами и т.д.

На сегодняшний день по въездному туризму возглавляют США, Италия, Франция, Испания, Китай и на эти страны приходится 35,6%. При этом совокупные поступления от туризма в США, Испания, Франция, Италия, Великобритания составляют около 30% общемировых.

Республика Дагестан обладает уникальными природными и рекреационными ресурсами, памятниками истории и культуры, значительным потенциалом для развития туризма, санаторного и курортного лечения. По данным Министерства туризма и народным художественным промыслам РД количество туристов, посетивших Дагестан в 2017 году, превысило 600 тыс. Такая позитивная динамика наблюдается уже в течение ряда лет. Туристов привлекает в основном г. Дербент (крепость На-рын-Кала, Джума мечеть), отдых на пляжах, Гуниб, Унцукуль и другие достопримечательности. Однако количество туристов может резко возрасти, если каждый район, каждый город республики будет иметь свой бренд наряду с уже имеющимися («Анжи», «Рычал су», «Кубачи», «Унцукуль» и др.).

Американский ученый, специалист в области маркетинга Ф. Котлер в своей работе «Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер» так пишет: «Хороший бренд -единственное, что может обеспечить доходы выше средних в течение длительного времени». [2, 24]

Что такое «бренд» и как он работает?

В толковом словаре русского языка, изданного в 2012 году, даются два определения данному термину: «Знак или образ предмета/явления; имидж. Торговая марка продукта или товара в самом предпочтительном образе, который имеет высокую репутацию у потребителя».

В толковом словаре С.А. Кузнецова «бренд» определяется как торговая марка, по которой покупатель может узнать производителя определенного товара. Приблизительно такое же определение дано и в толковом словаре 21 века.

Таким образом, мы пришли к выводу что «бренд» - это знак, который позволяет сформировать имидж, включает в себя определенный логотип, с которым ассоциируется тот или иной продукт, делающий его привлекательным в глазах у потенциальных покупателей, в данном случае туристов.

По мнению Лавочкиной Н.А. «Туристический бренд - известный объект или комплекс объектов природного, культурно-исторического наследия, а также маршрут, который охватывает посещение данных объектов, уникальные события, ремесла, услуги, занятия, привлекающие к себе большой приток туристов. Туристические бренды - это те выдающиеся достопримечательности, которые показывают гостям территории в первую очередь, без ознакомления с которыми знакомство с данной местностью обычно считается неполным».[1, 152]

В 2013 году руководство республики выдвинуло инициативу создания нового бренда Дагестана. Для этой работы были приглашены специалисты Санкт-Петербургского социологического и маркетингового агентства. На сегодняшний день проект завершен, и продукция предприятий Дагестана будет иметь свой фирменный знак. По мнению создателей, этот знак будет способствовать созданию положительного имиджа республики. Однако, столица Дагестана г. Махачкала, будучи центром туристического края, так и осталась без своего бренда. Брендом Махачкалы должен стать логотип или рекламный девиз, отражающий особенности и преимущества столицы туристического горного края, вызывать желание посетить и увидеть все своими глазами.

Каким же должен быть бренд столицы Дагестана - города Махачкалы, который на сегодняшний день уже является курортным городом. Прежде чем приступить к созданию бренда, мы задумались над тем, кто будет потребителем, созданного нами продукта и чем он будет отличаться от всех остальных в туристической отрасли.

Опыт зарубежных стран показывает, что туристов привлекают не только красоты определенных мест, но и туристические бренды. Так, начиная с 1950 года на французской Ривьере, в Ницце на Английской набережной стоят синие пластиковые стулья, для того чтобы туристы могли присесть и полюбоваться красотой пейзажа. Именно эти стулья стали брендом Ниццы и на сегодняшний день туристов привлекают не только солнце, яхты, вкусная еда в ресторанчиках, бутики с роскошными нарядами и драгоценностями, но и своеобразный бренд - синий стул. Мэрия города поставила стулу памятник, во всех сувенирных магазинах Ниццы

купить синий стул можно как в натуральную величину, так и в виде небольшого сувенира.

Другим примером может послужить Швейцарский город Цюрих, который известен своими соборами, банками и высоким уровнем жизни населения. Однако брендом города стали не они, а корова. В 1998 году Вальтеру Кнаппу пришла идея создать выставку под названием «Парад коров». В городе появились скульптуры коров в натуральную величину, и желающим было предложено их разрисовать. С тем пор «Парад коров» стал международным арт-проектом, его выставки проходят в крупнейших городах мира, а раскрашенные коровы продаются на аукционах, вырученные от продажи средства поступают в благотворительные фонды.

В Италии брендами являются исторические памятники, архитектурные шедевры, в Египте - пирамиды. В Турции пошли еще дальше помимо исторических, архитектурных памятников, в качестве брендов используют продукты. Так, брендом туристической Анталии является гранат, который представлен на множестве сувениров, магнитиков на холодильник. Большим спросом у туристов пользуются изделия из граната - соки, чай, вино и даже мыло.

Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что брендом, привлекающим туристов, для столицы Дагестана может стать песчаный бархан «Сарыкум», находящийся вблизи от города, который известен тем, что является самой высокой в Европе песчаной горой. Но, для того, чтобы бренд начал работать на имидж города, необходимо провести определенную подготовку:

- организовать оригинальную по форме смотровую площадку с навесом от солнца и дождя, которую можно сделать двухуровневой. Первый уровень - развлекательные центры, кафе, рестораны. Второй уровень - непосредственно смотровая площадка;

- подготовить специальный настил и установить подзорную трубу или мини-телескопы;

- сделать направленную на гору ночную цветную подсветку;

- организовать детские клубы;

- открыть кафе и рестораны;

- открыть магазины с традиционными национальными изделиями и новыми изделиями, с брендом «Сарыкум», например, бутылочки наполненные песком, скульптурные изделия, кондитерские изделия (мучную халву, торты, конфеты и т.д.);

- обеспечить транспортное сообщение.

Смотровая площадка должна быть организована так, чтобы она была комфортной для людей с ограниченными возможностями.

Удобно устроенная, хорошо оснащенная смотровая площадка обязательно привлечет туристов и даст возможность из полученных денежных средств окупить затраты на ее возведение.

Для определения характеристики экономической деятельности туристического центра, в данном конкретном случае, г.Махачкалы, имеющего в перспективе эффективно работающий бренд (под названием «Сарыкум»), следует использовать показатель отражающий долю туристического центра на рынке предоставляемых туристских услуг. [3, 70]

Доля туристического центра на рынке туристских услуг представляет собой отношение объема предоставляемых туристских услуг туристическим центром к общему объему туристских услуг на рынке:

У(Тс)

Ts =

уТс

где Ts - доля услуг предоставляемых туристическим центром на рынке туристских услуг;

V(Tc) - объем предоставленных услуг туристическим центром;

VA(Tc) - общий объем туристских услуг на рынке.

Данный показатель позволяет отразить нишу, занимаемую туристическим центром на рынке туристских услуг, что в свою очередь дает возможность выработать дальнейшее направление деятельности на туристическом рынке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лавочкина Н.А. Туристические бренды территории: структура и особенности. Российское предпринимательство. -2012. - №20 (218) . - С.152-158.

2. Филип Котлер. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер - Marketing Insights from A to Z: 80 Concepts Every Manager Needs to Know. - М.: «Альпина Паблишер», 2012. - 216 с.

3. Казибекова Н. А., Агасиева М. Н., Лукма-нова И. Л. Методика расчета оценки эффективности туристских услуг. Европейский журнал социальных наук. - 2016. - №5. - С.70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.