УДК 338.26/. 28; 339.97
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЙ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СЕВЕРО-АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА РОССИИ
Ю. Б. ВЕРИНА, аспирант кафедры государственного и муниципального управления E-mail: [email protected] Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
В статье показано текущее состояние инвестиционных процессов в субъектах Северо-Аркти-ческого региона, представлен анализ преимуществ Архангельской области по базисным факторам инвестиционной привлекательности, рассмотрены преимущества и возможности области для определения приоритетных направлений развития.
Ключевые слова: Северо-Арктический регион, приоритетные направления развития, инвестиции, неравенство регионов
Закрепление прав на просторах Арктики и освоение неразведанных запасов полезных ископаемых в этом районе — приоритетные задачи в развитии России. Роль приарктических регионов в связи с этим стремительно растет, ведь они находятся в непосредственной близости к кладовым Арктики. Но не всегда у одного региона имеются все необходимые ресурсы для осуществления обозначенных государством проектов, поэтому субъекты могут объединяться в группы. Одним из примеров такого объединения является Северо-Арктический регион.
В состав Северо-Арктического региона (далее — САР) входят следующие субъекты России, а именно: Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ (далее — НАО), Мурманская область, республики Коми и Карелия. Общая площадь данных территорий равняется 1 332,1 тыс. км2,
что составляет 7,7 % от площади Российской Федерации. На данных территориях на 01.01.2012 проживало 3 530,9 тыс. чел., плотность населения составляла 2,6 чел. на 1 км2.
Суммарный объем инвестиций в основной капитал за 2011 г. составил 411 371,8 млн руб., что в 1,5 раза больше по сравнению с 2010 г.
Объем иностранных инвестиций в 2011 г. составил 901 223 тыс. долл., что в 1,7 раза меньше по сравнению с 2010 г.
В данном исследовании рассматривается Архангельская область, анализируется текущее состояние инвестиционных процессов в представленных регионах, оценивается положение области по сравнению с другими субъектами САР, анализируется нынешнее состояние Архангельской области по факторам инвестиционной привлекательности, которые важны при привлечении инвестиционных ресурсов для осуществления приоритетных направлений развития региона.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», инвестиционный климат субъекта РФ оценивается на основе двух агрегированных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
В 2012 г. Архангельская область заняла 47-е место из 83 по инвестиционному потенциалу и 56-е место по инвестиционному риску (по сравнению
с 2011 г. область поднялась на 5 пунктов, но по сравнению с 2010 г. упала на 12 пунктов). В итоге области присвоен инвестиционный рейтинг 3B1 (не изменился с 1998 г.), что означает пониженный потенциал, умеренный риск. Мурманская область имеет инвестиционный рейтинг 3С1 (пониженный потенциал, высокий риск), НАО — 3B2 (незначительный потенциал, умеренный риск), республики Карелии и Коми имеют схожие с Архангельской областью рейтинги [6]. Динамика изменения места Архангельской области по инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску представлена на рис. 1, 2.
В Архангельской области основным видом инвестиций являются инвестиции в основной капитал (97,0 % от общего объема инвестиций — данные на 01.01.2011). В 2008 г. наблюдалась тенденция увеличения объемов инвестиций в рассматриваемом регионе: объем инвестиций достиг рекордного за последние 10 лет значения — 145 621,9 млн руб., индекс физического объема инвестиций составил 95,2 %. Объем инвестиций в Архангельской области без НАО в 2008 г. составил 58 517,5 млн руб.
В последующие годы происходило падение объема инвестиций. В 2009 г. показатель достиг ми-
30 35 40 45 50 55
37
♦-- 43 43 42
45 45 47
V/ 42 46 45 43
--.-.-т-51-1-,-,-.-.-.-,- ▼ 50
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Источник: составлено автором по [17].
Рис. 1. Динамика изменения места Архангельской области по инвестиционному потенциалу
я
■в Рч
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Источник: составлено автором по [18]. Рис. 2. Динамика изменения места Архангельской области по инвестиционному
риску
нимального значения за последние 6 лет и составил 74 284,1 млн руб. (что на 49 % ниже уровня 2008 г.), из которых 36 364,5 млн руб. приходится на НАО. Таким образом, объем инвестиций в Архангельской области без НАО составил 37 919,6 млн руб. (на 35,1 % ниже уровня 2008 г.). Падение объясняется уменьшением инвестиций в НАО, так как основная доля инвестиций в основной капитал приходится именно на него. В 2011 г. данный показатель оказался на отметке 133 188,9 млн руб. с учетом НАО (без НАО — 90 055,5 млн руб.). При этом по сравнению с 2010 г. произошел рост на 33,6 %.
В то же время в Республике Коми данный показатель более чем в два раза превосходит значение по Архангельской области за аналогичный период и составляет 192 719,5 млн руб. По сравнению с Мурманской областью и Республикой Карелией Архангельская область лидирует. Анализируемый регион превосходит сравниваемые регионы в 1,6 и в 3 раза соответственно.
Объем иностранных инвестиций в Архангельскую область (без НАО) за последние 10 лет колебался в пределах 30 403,7—233 529 тыс. долл. Минимальный уровень иностранных инвестиций был отмечен в 2001 г., максимальный уровень — в 2011 г. В 2011 г. в Архангельскую область (без НАО) поступило 233 529 тыс. долл., что на 25,7 % больше по сравнению с 2010 г. Также в 2011 г. в экономику Карелии поступило почти вдвое больше инвестиций из-за рубежа. В НАО удалось привлечь более 0,5 млрд долл. за рассматриваемый период. Меньшим же объемом инвестиций из субъектов САР характеризовалась только Мурманская область. Поступление иностранных инвестиций в нее составило 29 173 тыс. долл.
В Архангельскую область иностранные инвестиции приходят в виде прямых, портфельных и прочих инвестиций. Меньше всего иностранные средства в экономику области приходят в виде портфельных. На их долю
падает всего 0,3 тыс. долл. (по данным 2011 г.). Прямые иностранные инвестиции в 2011 г. составили 98 308,1 тыс. долл. Но самой большой группой, по которой приходят иностранные средства в экономику области, является группа «прочие». В большинстве случаев это торговые кредиты. Встречаются и кредиты, полученные от международных финансовых организаций, и прочие кредиты. Общее их количество без учета НАО составляет 135 219,9 тыс. долл.
Лидером по привлечению прямых инвестиций в регион является НАО (566 377,7 тыс. долл.). Меньше всего в виде прямых инвестиций приходит в Мурманскую область (19,514 тыс. долл.). Лидером по привлечению портфельных инвестиций является Республика Коми (18,9 млн долл.). По НАО такой вид инвестиций в статистических бюллетенях вообще не фигурирует (информация взята с 2001 по 2011 г.). «Прочие» инвестиции больше всего сосредоточены в Республике Карелия (384 899 тыс. долл.), меньше всего — в Мурманской области (9 639 тыс. долл.).
Из приведенного анализа можно сделать вывод, что Архангельская область не занимает лидирующих позиций по представленным показателям, но в то же время и не является аутсайдером.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года (далее — Стратегия) [23] главными преимуществами области являются:
— наличие развитого машиностроительного кластера;
— выгодное географическое положение;
— близость к большому потребительскому рынку России и Европы;
— богатые природные ресурсы;
— уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности.
Данные преимущества открывают перед областью ряд возможностей:
— формирование морского транспортного коридора для экспорта-импорта продукции, транзита груза между Европой и Азией;
— добыча, переработка минерально-сырьевых ресурсов, глубокая переработка древесины;
— развитие туризма;
— развитие внешнеэкономического сотрудничества;
— увеличение количества реализуемой продукции в странах Баренцева/Евроарктического региона и в соседних регионах.
В настоящее время правительством Архангельской области выбраны следующие приоритетные направления развития области [15]:
— Северный морской путь;
— модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов;
— разработка месторождения алмазов имени М. В. Ломоносова;
— строительство деревообрабатывающего комбината в Архангельске;
— строительство глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта.
Для реализации данных проектов необходимо привлечение большого количества денежных средств, поэтому создание благоприятного инвестиционного климата — первостепенная задача для правительства. Посмотрим, что уже сделано в области, для чего проведем анализ преимуществ по базисным факторам инвестиционной привлекательности.
Административные барьеры. По результатам исследования «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ 2012», проведенного общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Архангельская область по показателю «административный климат и безопасность» занимает 11-е место из 39 опрошенных регионов. Данный показатель является одним из слагаемых индекса условий для развития малого и среднего бизнеса. По нему область входит в число 13 лидеров. Ранг данного слагаемого в свою очередь определяется по результатам опроса, проведенного по 7 индикаторам. По показателю «общий уровень административных барьеров» область находится на 16-м месте. По показателям «качество работы налоговых органов» и «свобода от давления со стороны проверяющих инстанций» — на 17-м месте. По показателю «свобода от давления со стороны правоохранительных органов» — на 15-м месте. По показателю «свобода от давления со стороны криминала» — на 18-м [14].
В то же время 42 % респондентов считают, что администрация уделяет не всегда достаточное внимание развитию малого и среднего предпринимательства в регионе. 72 % опрошенных знают о программах поддержки предпринимательства, но участвуют в них только 24 %. Столь небольшой процент может свидетельствовать о сложности
процедур при отборе кандидатов и небольшом денежном вознаграждении при прохождении.
Ситуация в области меняется к лучшему, но не столь быстрыми темпами, как бы этого хотелось.
По уровню доступности инфраструктуры и развитию недвижимости область поднялась с 33-го из 35 мест в 2007—2008 гг. на 22-е из 39 мест в 2012 г. Но все еще остается большая проблема с доступностью выставочных помещений и тарифов на электроэнергию.
Интересными фактами, на которые обращают внимание инвесторы при решении начинать реализацию своих проектов на территории выбранного региона, являются количество инстанций для проведения согласовательных и разрешительных процедур на всех этапах от предоставления земельного участка вплоть до ввода объекта в эксплуатацию при строительстве (кроме жилищного) и сроки рассмотрения заявок и выдачи разрешений. По данным Минрегиона РФ, в 2009 г. срок рассмотрения заявки на предоставление участка в аренду в области равнялся 6 мес., в среднем по России этот показатель находился на уровне 5,6 мес. Срок выдачи разрешений на строительство в области — 12 мес., по России — 6,1. Число инстанций в области насчитывает 15 ед., по России — 10. Количество процедур, которые необходимо пройти для внедрения строительного проекта, составляет 51 ед. Согласно посланию губернатора в 2013 г. данный показатель планируется уменьшить до 11 ед. лишь к 2018 г.
Административные барьеры существуют и на муниципальном уровне. Одним из них предприниматели при опросе называют нежелание местных чиновников одинаково относиться ко всем инвесторам. Отсутствие качественной градостроительной документации и документов территориального планирования — еще один недостаток, который затрудняет вход инвесторов в отрасль и регион.
Для снижения административных барьеров постановлением правительства Архангельской области от 28.06.2011 № 219-пп (ред. от 26.03.2013) утверждена Программа «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 годы» [8].
Уровень развития финансовой инфраструктуры, доступность кредитов. Показатель «финан-
совые ресурсы» является еще одним составляющим индекса условий для развития малого и среднего бизнеса, разработанного организацией «Опора России». По нему Архангельская область занимает 12-ю позицию, тем самым входит в группу лидеров. По «доступности финансовых ресурсов на краткосрочный период (до 1 года)» область находится на 13-й позиции, по «доступности финансовых ресурсов на среднесрочный период (от 1 до 3 лет)» — на 11-м месте, по показателю «доступности финансовых ресурсов на долгосрочный период (свыше 3 лет)» — на 10-м месте. Надо отметить, что только 34 % респондентов считают, что ключевым препятствием в получении финансирования являются высокие ставки по кредиту. Архангельская область улучшила свои показатели по сравнению с 2011 г., поднявшись с 22-го места.
По данным, опубликованным Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, в 2011 г. на территории региона зарегистрированы 2 кредитные организации и действуют 32 филиала кредитных организаций. В сравнении с регионами-конкурентами (регионы со схожими климатическими особенностями; регионы, наиболее успешные в привлечении прямых инвестиций; конкуренты в приоритетных отраслях экономики) область занимает серединное положение. По показателю же «соотношение кредитных организаций в расчете на единицу ВРП» область уступает ряду регионов.
Налоговый режим. Для повышения инвестиционной привлекательности субъекта и привлечения инвесторов немаловажную роль играют и налоговые преференции. В Архангельской области 24.06.2009 принят областной закон № 52-4-ОЗ (ред. от 30.09.2011) «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области», вступивший в силу с 2010 г. [6]. Данный закон устанавливает льготные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций для определенных групп инвесторов. За три года закон претерпел существенные изменения, отвечающие реалиям времени и практики.
Ставки налога на прибыль организаций варьируются от 13,5 до 16,5 % в зависимости от суммарного прироста балансовой стоимости основных фондов организаций, осуществивших вложения. В законе четко зафиксирован перечень видов экономической деятельности, которые может осуществлять организация для получения льготы.
В редакции от 28.06.2010 закона Архангельской области №№ 52-4-ОЗ действовала схема соотношения между объемом вложений и получаемой льготой. Возможно, именно поэтому в 2010 г. льготой воспользовалось всего одно предприятие, реализовавшее проект в сфере целлюлозно-бумажного производства. Размер льготы составил 89,9 млн руб.
В статье 4 этого закона прописываются условия для получения льготы по налогу на имущество организаций. На 20.04.2013 данная статья закона осталась в первоначальной редакции.
Ставка налога на имущество, образованного в процессе инвестиционной деятельности, составляет 0 %:
— для организаций, осуществивших вложения на сумму не менее 100 млн руб. в течение календарного года и занимающихся сельским хозяйством, охотой, лесным хозяйством и рыболовством, рыбоводством;
— для организаций, осуществивших вложения на сумму не менее 500 млн руб. в течение двух календарных лет и занимающихся производством и передачей электроэнергии, организацией перевозок грузов, сбором, очисткой и распределением воды, организацией комплексного туристического обслуживания и др.
При этом выручка организации при осуществлении видов экономической деятельности, определенных настоящим законом, должна составлять не менее 70 % от общей выручки.
Для представителей малого и среднего бизнеса суммы 100 и 500 млн руб. могут быть непосильны. Налоговый режим нуждается еще в пересмотре, а законодательство — в доработке.
Тарифы на электроэнергию в области достаточно высокие. Это отрицательно сказывается на готовности инвесторов реализовывать свой проект на территории региона. По данному показателю в проведенном исследовании организации «Опора России» Архангельская область находится на 29-м месте из 39 — в группе 30 самых отстающих. Поэтому контроль за уровнем тарифов должен стать приоритетным направлением деятельности правительства. Решение возможно на основе государственно-частного партнерства.
Обеспеченность трудовыми ресурсами. Человеческий потенциал региона является существенным условием для развития малого и среднего бизнеса и согласно рейтинговому агентству «Эксперт РА» оказывает существенное влияние на общую оценку инвестиционного климата субъекта. Автором были
составлены рейтинги трудового потенциала субъектов РФ в САР России по данным «Эксперт РА». В 2012 г. Архангельская область заняла 42-е место из 83. По сравнению с 2011 г. область ухудшила свои позиции, опустившись на 3 пункта. Надо отметить, что за период с 1996 по 2012 г. в рассматриваемом регионе наблюдалась волатильность. Позиция Архангельской области по трудовому потенциалу оценивается выше, чем в других субъектах САР за исключением 1996—1997 гг. Худшее положение по данному показателю занимает НАО.
По данным отчета организации «Опора России», показатель «людские ресурсы» состоит из трех индикаторов:
— доступность квалифицированных рабочих;
— доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов;
— доступность специалистов для непроизводственных подразделений.
В 2012 г. согласно отчету «Опоры России» Архангельская область по показателю «людские ресурсы» заняла 15-е место из 39. По индикатору «доступность специалистов для непроизводственных подразделений» — 13-е место. Область является одним из 13 лидеров. По индикатору «доступность квалифицированных инженеров и технических специалистов» область стоит на 14-м месте и занимает серединное положение между лидирующими и отстающими участниками. А вот по индикатору «доступность квалифицированных рабочих» область находится на 21-м месте из 39, хотя и здесь занимает серединное положение. По сравнению с 2011 г. Архангельская область улучшила свои позиции, переместившись по показателю «людские ресурсы» с 21-го места.
Но в то же время можно констатировать такие негативные тенденции, как значительный отток квалифицированных кадров в другие регионы из-за отсутствия в области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, а также наличие относительно неблагоприятных условий для жизни и работы проживающего здесь населения. Согласно данным за 9 мес. 2012 г. реальные располагаемые денежные доходы на душу населения снизились на 1,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. [4].
Кадровое обеспечение инвестиционных проектов анализируется и через такой показатель, как количество безработных. На 01. 10.2012 количество безработных составило 8 902 тыс. чел., что на 20,5 %
10 -
40 -
60 -
70
■X—X—X—X
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
-□—Архангельская область 1
—X— Ненецкий автономный округ 1 ■ Республика Коми
■Мурманская область ■ Республика Карелия
Источник: составлено автором по [17, 19, 20, 21, 22].
Рис. 3. Динамика изменения места субъектов РФ в САР России по кадровому потенциалу в 1996—2012 гг.
ниже данного показателя за аналогичный период в 2011 г.; на конец сентября 2012 г. уровень безработицы составил 1,2 %. Считается, что в Архангельской области наиболее грамотно реализуется программа занятости населения [1].
Согласно Стратегии еще одной проблемой на пути кадрового обеспечения инвестиционных проектов может быть отсутствие эффективных программ подготовки и переподготовки кадров. Для этого необходимо организовать совместные образовательные курсы с иностранными центрами, используя опыт передовых стран. Данные программы могут подразумевать мобильность, а могут происходить дистанционно. Привлечение западных инвесторов в сектор образования — одно из мероприятий по решению существующей проблемы. Необязательно привлекать только финансовые инвестиции, речь идет и о нефинансовых: приглашение преподавателей, обмен студентами. В настоящее время активно используется грантовая система, возможен поиск западного финансирования.
Институциональные условия и инвестиционная инфраструктура. Развитие инвестиционной инфраструктуры признается необходимым условием для осуществления эффективной инвестиционной деятельности в регионе. Хотя некоторые принимаемые меры имеют отложенный эффект.
В настоящее время в области в рамках данного направления складывается следующая ситуация.
В Архангельской области сформирована система регионального законодательства. Данная система закрепляет основные принципы взаимоотношений органов государственной власти области и участников инвестиционной деятельности и является базой для применения мер государственной поддержки инвестиционной деятельности региона.
В частности, принят закон Архангельской области от 24.09.2010 № 188-15-ОЗ «О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности» [5], постановлением правительства Архангельской области от 02.03.2010 № 54-пп утвержден Порядок сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области [10].
Указом губернатора Архангельской области от 15.02.2010 № 14-у (ред. от 24.07.2012) утверждено Положение о комиссии по инвестиционной политике и развитию конкуренции в Архангельской области с целью решения вопросов, с которыми сталкиваются инвесторы в процессе осуществления инвестиционных проектов, координации действий органов государственной власти при реализации политики в сфере инвестиционной деятельности [12].
Законом Архангельской области от 30.09.2011 № 332-24-03 [13] закрепляется участие области в проектах государственно-частного партнерства. В целях осуществления в регионе инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства постановлением правительства Архангельской области от 22.11.2011 № 443-пп (ред. от 19.06.2012) утверждено Положение об инвестиционном фонде, в котором аккумулируется часть средств областного бюджета [9]. Бюджетные ассигнования предоставляются участникам региональных и межрегиональных проектов на конкурсной основе.
В 2012 году в Архангельской области подготовлено и частично реализуется 79 инвестиционных проектов на общую сумму более 2,5 трлн руб. В рамках их реализации планируется создать порядка 2,5 тыс. рабочих мест [2].
0 -
В Архангельской области активно функционирует инвестиционный портал, где инвесторы получают актуальную информацию о реализуемых и планируемых к реализации проектах, об инвестиционных площадках в регионе. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в марте 2013 г. оценило качество инвестиционных порталов субъектов РФ. Рейтинг портала Архангельской области получил оценку ниже среднего. Из 16 представленных групп портал попал в 11-ю группу вместе с сайтами Республики Карелии, Московской и Пензенской областей, набрав 15 баллов. Наибольший балл (16) получила Свердловская область, наименьший балл (6) — Республика Бурятия [16].
Постановлением правительства Архангельской области от 19.10.2010 № 321-пп (ред. от 20.11.2012) утверждена долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011—2013 годы» [11]. В рамках действующей программы сформирован механизм повышения инвестиционной привлекательности области.
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства играет исключительную роль в привлечении инвестиций в регион. В связи с этим правительством Архангельской области принят ряд мер:
— создан и активно работает Архангельский региональный бизнес-инкубатор, на его базе создан региональный центр субконтрактации и кооперации:
— функционирует фонд «Архангельский региональный центр микрофинансирования»;
— создан информационный портал, посвященный развитию малого и среднего предпринимательства в Архангельской области.
Распоряжением правительства Архангельской области от 14.09.2010 № 455-рп «О создании сети промышленных парков в Архангельской области» [7] в качестве приоритетного направления обозначено создание сети промышленных парков в области. Подобраны площадки в гг. Архангельске, Северодвинске, в Вельском районе.
Для создания благоприятных условий привлечения инвестиций в регион необходимо развивать и транспортную инфраструктуру.
Архангельская область характеризуется низкой плотностью покрытия автомобильных и железнодорожных дорог, недостаточным их развитием, необходимостью реконструкции автомобильной
и железнодорожной магистралей, отсутствием круглогодичного автомобильного сообщения между некоторыми районами области. В области проходят 3 основные железнодорожные линии (Архангельск — Москва, Москва — Воркута, Бе-ломорск — Белозерская) и 1 автомобильная дорога федерального значения (М8 «Холмогоры»: Архангельск — Вологда — Ярославль — Москва).
Данные факторы тормозят развитие ряда секторов экономики региона: туризма, торговли, лесопромышленного комплекса, добычи полезных ископаемых и др., ограничивают возможность успешной реализации многих инвестиционных проектов.
Проведенный анализ показал, что у Архангельской области как субъекта Северо-Арктического региона есть необходимые ресурсы для формирования благоприятного инвестиционного климата (финансовые, природные, человеческие и др.), но они все еще не используются в полном объеме и в правильном направлении. Для осуществления приоритетных направлений развития области потребуются дополнительные средства. Поэтому необходимо продолжать совершенствовать налоговое законодательство, улучшать транспортную инфраструктуру, ликвидировать административные барьеры, обеспечивать доступность финансовых активов. В результате область окажется привлекательной для привлечения инвестиционных ресурсов, что улучшит положение и Северо-Арктического региона в целом.
Список литературы
1. Архангельская область находится в числе регионов, где наиболее грамотно реализуются программы занятости населения // Правительство Архангельской области. URL: http://www.dvinaland. ru/prcenter/release/20345/.
2. Инвестиционные предложения Архангельской области // Инвестиционный портал Архангельской области. URL: http://www.dvinainvest. ru/db/projects/.
3. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2011—2012 гг. // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/2012/ att1/.
4. Итоги социально-экономического развития Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) за 2012 год // Правительство Архангельской области. URL: http://www. dvinaland. ru/economy/2012.php.
5. О государственной политике Архангельской области в сфере инвестиционной деятельности: закон Архангельской области от 24.09.2010 № 18815-03 (ред. от 24.10.2011).
6. О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Архангельской области: закон Архангельской области от 24.06.2009 № 52-4-03 (ред. от 30.09.2011).
7. О создании сети промышленных парков в Архангельской области: распоряжение правительства Архангельской области от 14.09.2010 № 455-рп.
8. Об утверждении программы Архангельской области «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011—2013 годы: постановление правительства Архангельской области от 28.06.2011 № 219-пп (ред. от 26.03.2013).
9. Об утверждении Положения об инвестиционном фонде Архангельской области: постановление правительства Архангельской области от 22.11.2011 № 443-пп (ред. от 19.06.2012).
10. Об утверждении порядка сопровождения инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых на территории Архангельской области: постановление правительства Архангельской области от 02.03.2010 № 54-пп (ред. от 31.07.2012).
11. Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области на 2011—2013 годы: постановление правительства Архангельской области от 19.10.2010 № 321-пп (ред. от 20.11.2012).
12. Об утверждении Положения о комиссии по инвестиционной политике и развитию конкуренции в Архангельской области: указ губернатора Архангельской области от 15.02.2010 № 14-у (ред. от 24.07.2012).
13. Об участии Архангельской области в проектах государственно-частного партнерства: закон Ар-
хангельской области от 30.09.2011 № 332-24-03.
14. Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ 2012 // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России».
15. Приоритетные программы и проекты Архангельской области // Правительство Архангельской области. URL: http://www.dvinaland.ru/ economy/priority/.
16. Рейтинг качества инвестиционных порталов субъектов РФ на март 2013 года: взрывной рост без содержания // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/editions/bulletin/20_03_13/ invest_portal2013.pdf.
17. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Архангельской области // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ database/regions/arkhan/paramgroup_id/120/.
18. Составляющие рейтинга инвестиционного риска Архангельской области // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/database/ regions/arkhan/paramgroup_id/121/.
19. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Республики Карелия // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ database/regions/karel/paramgroup_id/120/.
20. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Республики Коми // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/database/ regions/komi/paramgroup_id/120/.
21. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Мурманской области //Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://raexpert.ru/ database/regions/murmansk/paramgroup_id/120/.
22. Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала Ненецкого автономного округа // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http:// raexpert.ru/database/regions/nenets/paramgroup_ id/120/.
23. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года // Правительство Архангельской области. URL: http://www. dvinaland.ru/files/i/2030.zip.
Investment policy
CREATING OF FAVORABLE CONDITIONS TO ATTRACT INVESTMENTS FOR PRIORITY DEVELOPMENT OF THE ARCTIC REGION OF RUSSIA
Iuliia B. VERINA
Abstract
The author considers the current state of investing in the Arctic Region of Russia, the benefits of the Arkhangelsk region by the basic factors of investment attractiveness, the advantages and potential of the area to determine the priority ways for its development.
Keywords: Arctic Region, ways of development, investment, regional inequality
References
1. The Arkhangelsk region is the one with the well-implemented program of employment. Official website of the Government of the Arkhangelsk region. Available at: http://www.dvinaland.ru/prcenter/release/20345/. (In Russ.)
2. Investment proposals of the Arkhangelsk region. Investment portal of the Arkhangelsk region. Available at: http://www.dvinainvest.ru/db/projects/. (In Russ.)
3. Investment rating of the Russian regions of 2011—2012. Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/ratings/regions/2012/att1/. (In Russ.)
4. Results of the social and economic development of the Arkhangelsk region (the Nenets Autonomous Area not included) for 2012. The Government of the Arkhangelsk region. Available at: http://www.dvma-land.ru/economy/2012.php. (In Russ.)
5. Law of the Arkhangelsk region of September 24, 2010 188-15-OZ (edition of October 24, 2011) «On Public Policy of the Arkhangelsk region in investment activities». (In Russ.)
6. Law of the Arkhangelsk region of June 24, 2009 № 52-4-OZ (edition of September 30, 2011) «On tax privileges in investment activities in the territory of the Arkhangelsk region». (In Russ.)
7. Executive Order of the Government of the Arkhangelsk region of September 14, 2010 № 455-rp «On creation of a network of industrial parks in the Arkhangelsk region». (In Russ.)
8. Executive Order of the Government of the Arkhangelsk region of June 28, 2011 № 219-pp (edition of March 26, 2013) «On approval of the program of
the Arkhangelsk region «Administrative-barriez lowering, optimization and improvement of the state and municipal service quality, including the multipurpose center of providing the state and municipal services for 2011—2013». (In Russ.)
9. Executive Order of the Government of the Arkhangelsk region of November 22, 2011 № 443-pp (edition of June 19, 2012) «On adoption of the Provision on the investment fund of the Arkhangelsk region». (In Russ.)
10. Executive Order of the Government of the Arkhangelsk region of March 02, 2010 № 54-pp (edition of July 31, 2012) «On approval of the procedure to support the investment projects planned for implementation and already implemented in the territory of the Arkhangelsk region». (In Russ.)
11. Executive Order of the Government of the Arkhangelsk region of October 19, 2010 № 321-pp (edition of November 20, 2012) «On approval of the long-term target program of the Arkhangelsk region «Increase of investment appeal of the Arkhangelsk region for 2011—2013». (In Russ.)
12. Decree of the governor of the Arkhangelsk region of February15, 2010 № 14-u (edition of July 24, 2012) «On adoption of the Provision on the Commission on investment policy and competition development in the Arkhangelsk region». (In Russ.)
13. Law of the Arkhangelsk region of September 30, 2011 № 332-24-OZ «On participation of the Arkhangelsk region in the projects of state-private partnership». (In Russ.)
14. Enterprise climate in Russia: SUPPORT 2012 INDEX: All-Russian public organization of small and medium business «Support of Russia». (In Russ.)
15. Priority programs and projects of the Arkhangelsk region//Government of the Arkhangelsk region. Available at: http://www.dvinaland.ru/economy/prior-ity/. (In Russ.)
16. Quality rating of the investment portals of the territorial subjects of the Russian Federation for March, 2013: an explosive growth with no contents//Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/editions/ bulletin/20_03_13/invest_portal2013.pdf. (In Russ.)
17. Rating the investment potential of the Arkhangelsk region//Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/database/regions/arkhan/param-group_id/120/. (In Russ.)
18. Rating the investment risk of the Arkhangelsk region//Expert RA Rating agency. Available at: http:// raexpert.ru/database/regions/arkhan/paramgroup_ id/121/. (In Russ.)
19. Rating the investment potential of the Republic of Karelia//Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/database/regions/karel/param-group_id/120/. (In Russ.)
20. Rating the investment potential of the Komi Republic//Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/database/regions/komi/paramgroup_ id/120/. (In Russ.)
21. Rating the investment potential of the Murmansk region//Expert RA Rating agency. Available at:
http://raexpert.ru/database/regions/murmansk/param-group_id/120/. (In Russ.)
22. Rating the investment potential of the Nenets Autonomous Area//Expert RA Rating agency. Available at: http://raexpert.ru/database/regions/nenets/param-group_id/120/. (In Russ.)
23. Strategy of the social and economic development of the Arkhangelsk region till 2030//the Government of the Arkhangelsk region. Available at: http://www.dvinaland.ru/files/i/2030.zip. (In Russ.)
Iuliia B. VERINA
Northern Arctic Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk, Arkhangelsk region, Russian Federation [email protected]