Научная статья на тему 'Создание благоприятного морально-психологического климата в курсантском коллективе'

Создание благоприятного морально-психологического климата в курсантском коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание благоприятного морально-психологического климата в курсантском коллективе»

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО | МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 1 КЛИМАТА В КУРСАНТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Канд. психол. наук, доцент С.В. Бабурин,

начальник филиала

Тверской филиал Московского университета МВД России

“Человек, не могущий управлять собой, не пригоден для управления другими ”.

У. Пенн

Тот, кто поднялся на руководящие должностные ступени, на своем опыте убедился, как сложно сформировать сплоченный коллектив, способный эффективно решать служебные задачи, создать в нем благоприятную морально-психологическую атмосферу, понять другого человека, определить психологически эффективные приемы и средства воздействия на конкретных лиц, чтобы добиться от них нужного результата.

Вопросы повышения роли человеческого фактора в ОВД за последние годы приобрели особую актуальность в силу объективных причин: постоянное возрастание требований к психоэмоциональной устойчивости сотрудников требует повышенного внимания к социально-психологическим явлениям в коллективе.

Основная задача учебного заведения МВД заключается в формировании личности будущего специалиста. Социально-психологический климат курсантского коллектива является мощным фактором, оказывающим влияние на адаптацию и на учебно-служебную деятельность курсантов. Поэтому характер межличностных отношений непосредственно сказывается на работе коллектива. Знакомясь, курсанты вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. Динамика развития внутршруппо-вых отношений значительно влияет на эмоциональный настрой группы, который затем складывается в определенный род отношений, называемый психологическим климатом.

Очевидно, что характер социально-психологического климата на каждом из курсов необходимо рассматривать в виде структуры сложившихся межличностных отношений как в системе “руководитель - подчиненный”, так и в системе “подчиненный - подчиненный”.

Так, низкая заинтересованность руководителей социально-психологическими процессами, происходящими в коллективе, их стремление субъективно оценивать обстановку на курсе, стиль руководства, не адекватный требованиям ситуации, могут создать напряженную обстановку в коллективе, снизить уровень дисциплины и результаты успеваемости. Поэтому проблема подбора руководителей строевых подразделений и курсовых офицеров для работы с личным составом является наиболее актуальной. Стиль руководства - это один из факторов, который следует использовать для воздействия на социально-психологический климат в коллективе.

В 2002/03 учебном году в Тверском филиале Мбсковско-' го университета МВД России проводилось исследование'со-циально-психологического климата в курсантских коллективах, в котором приняли участие 486 курсантов (74% от фактической численности личного состава). *'■ 'и> ”

По результатам наблюдений, директивный стиль управления, избранйый многими руководителями курсів на первоначальном эт*апе социальной адаптации играет* конструктивную роль, когда представление о структуре, тріебованйях университета к учебной и служебной деятельности курсан-

тов только формируется. Но по мерс формирования коллективного мнения о выбранной профессии, учебе в вузе, а также групповых норм и правил поведения, наконец, повышения уровня развития коллектива, такой стиль руководства становится малоэффективным. Более того, как показывают исследования, он негативно влияет на социально-психологический климат в коллективе и на авторитет руководителя. Возникает непонимание и неприятие требований руководства, противопоставление начальников и подчиненных, что создает напряженную, нервозную обстановку, негативное отношение к учебнослужебной деятельности, способствует разделению коллектива на микрогруппы с противоречивыми взаимоотношениями.

Если принять во внимание, что осваиваемая курсантами профессия требует от личности высокой степени самоорганизации, а также умения быстро принимать решения в нестандартных, стрессовых ситуациях, директивный стиль управления учебным коллективом вуза МВД можно рассматривать как фактор, препятствующий успешной профессиональной деятельности.

Поэтому гибкий стиль руководства должен быть ориентирован на развитие самостоятельности у курсантов, умения брать на себя ответственность за состояние дел в коллективе, за возложенные на него конкретные обязанности, за порученное дело.

Из личных бесед с курсантами отмечаются распространенные недостатки в стиле работы некоторых курсовых офицеров:

-чрезмерная официальность и обезличенность;

- формализация общения, проявляющаяся в недостаточной “человечности” контактов;

- избегание общения;

- повышенная напряженность общения, неадекватность межличностного восприятия.

Естественно, что ориентация только на официальную субординацию либо избегание ответственности и невмешательство в деятельность подчиненных делает невозможным эффективное руководство.

Уровень дисциплины на курсе также во многом зависит от деятельности руководителя подразделения, от его умения управлять социально-психологическими процессами в коллективе и выбором соответствующих методов воздействия на подчиненных.

Изучение состояния служебной дисциплины на курсах показало, что чаще всего к дисциплинарной ответственности курсанты привлекаются за:

- нарушение распорядка дня (79%);

- нарушение формы одежды (57);

- опоздание (43);

- прогулы (33);

- неуспеваемость (28);

- употребление спиртных напитков (25);

- недолжное поведение в быту (8%).

Очевидно, что если на первом курсе высокий процент дисциплинарных нарушений связан с адаптацией курсантов к учебному заведению, то увеличение нарушений дисциплины на втором курсе, как показывает исследование, возможно, связано с ухудшением морально-психологического климата, изменением отношения к учебной и служебной деятельности курсантов и недостаточным вниманием курсовых офицеров к этим проблемам.

При этом факторы, побуждающие курсантов нарушать служебную дисциплину, можно представить в обобщенном виде так:

1. Личные качества курсантов: лень, низкий самоконтроль, недисциплинированность, невоспитанность, стремление выделиться, рассеянность.

2. Трудности адаптации в учебном заведении: изоляция от внешнего мира, усталость, жесткая военная дисциплина, нехватка личного свободного времени, плохая организация досуга, не всегда справедливое распределение увольнений.

27'

Психбпедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

3. Конфликтное отношение в системе “начальник - подчиненный”, неадекватный стиль и методы работы с личным ' составом со сторонк курсовых офицеров.

Таким образом, недостаточное внимание к проблемам адаптации курсантов в режимном учебном заведении может ^существенно отразиться на уровне дисциплины в коллективе ‘ и мотивации к учебно-служебной деятельности. И здесь следует обратить внимание офицеров на необходимость выбора гибкого стиля руководства, что является первой задачей. Требования командного состава курсантов должны быть объективными, мотивированными, понятными, посильными, постоянными и справедливыми. Только сознательное выиол-1 нение приказания ведет к воспитанию самодисциплины.

1 В период адаптации на первом курсе очень важно корректно применять меры дисциплинарного воздействия, как при наказании, так и поощрении курсантов. С первокурсниками необходимо чаще проводить разъяснительную работу по применению мер воздействия, так как еще вчерашним школьникам эти меры кажутся несправедливыми и очень жесткими. Как показало исследование, большая часть курсантов (52%), считают, что “наказание частично соответствует степени проступка”, 12% - “соответствует полностью”, 24% -“Не соответствуют степени проступка”, 12% респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Субъективизм и некорректность при наказании курсантов ведут к обострению отношений курсовых офицеров с личным составом, формированию негативного коллективного мнения об особенностях прохождения службы.

Если человека назначают руководителем курсантского коллектива, то он на определенное время становится и их наставником, и воспитателем. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое-огорчает, тревожит и настораживает. Руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу он “противостоит” группе людей, объединенных общим “мы”. Такое взаимодействие человеческого “я” и іруппового “мы” очень сложно и противоречиво, изменчиво и неустойчиво. Поэтому так важно проникнуть в особенности системы взаимоотношений “я” и “мы”, складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым мы руководим или собираемся руководить.

Необходимо осуществлять контроль над всеми процессами, происходящими в коллективе, и придерживаться следующих принципов эффективного руководства:

1. Сочетать стили руководства, учитывая специфику ситуации не только с деловой, но и с социально-психологической точки зрения, для чего необходимо постоянно повышать свою компетентность в этих вопросах.

2. Грамотно использовать ресурсы коллектива, формировать актив курса, осуществлять правильный подбор младшего командного состава, с учетом деловых и личных качеств.

3. Совершенствовать методы работы с подчиненными, меры дисциплинарной практики (проявлять корректность и объективность как при наказании, так и при поощрении).

4. Учитывать индивидуально-психологические особенности курсантов в воспитательной работе, особенности межличностных отношений в коллективе. '

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева ГМ. Социальная психология. - М., 1997.

2. Введение в практическую и социальную психологию. -М., 1994.

3. Вергилис Э.В. Психология управления. - М., 1999.

4. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами ОВД: Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003.

5. Соцмально-психологичсский климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под рсд. Е.А. Мешалкина. - М„ 2001.

.МІГ.

"ГПІ ' г- :.

28

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КУРСАНТАМИ

Канд. психол. наук И. А. Бариляк, инспектор-

психолог

Тверской филиал Московского университета МВД России

“Психология недостаточно компетентна

4 , 5 для определения целей воспитания,

но она, несомненно, играет полезную роль в формировании его методов ”.

Э. Дюркгейм

В XXI в. Россия развивается в условиях новых социально-экономических перемен. На данном этапе социально-экономического развития общества произошло ряд изменений, которые коснулись экономической, финансовой, социальной, нравственной, духовной и других сторон жизни.

Новые социально-экономические условия ярко отразились на участниках образовательного процесса. Чрезвычайно актуальными стали проблемы формирования мотивации учебной и профессиональной деятельности, произошло изменение общего уровня культуры. Назрела необходимость в совершенствовании, в условиях новых социально-экономических преобразований, системы воспитания и обучения в образовательных учреждениях.

В любой деятельности всегда ставится цель для достижения определенного результата. В воспитательной работе результат представлен в виде меры соответствия развитых социально-ценностных отношений каждой личности тому уровню культуры, которого достигло общество на момент своего исторического развития.

Успех воспитательной работы зависит, прежде всего, от тех форм и методов, которые адекватно будут соответствовать особенностям воспитуемых. Процесс воспитания, если он грамотно организован, “берет на себя” функцию положительного влияния на такие стороны развития личности, как мировоззрение, образование, нравственно-эстетическое формирование, самосовершенствование и самовоспитание.

В условиях иного социально-экономического развития многие образовательные учреждения МВД столкнулись с проблемами дисциплины и законности среди переменного состава. В сложившейся обстановке воспитательная работа, соответственно, была направлена на укрепление дисциплины. Приоритетной задачей стали считать профилактику нарушений служебной дисциплины и законности; выявление курсантов, имеющих недостаточно высокие деловые и личностные качества, для проведения с ними интенсивной воспитательной работы.

Ужесточение мер по контролю запланированных мероприятий и регулярное обсуждение существующих проблем на оперативных совещаниях не дает 100-процентного результата. Постоянный акцент на укреплении дисциплины и законности среди переменного состава не только не оказывает положительного воздействия, а наоборот, притупляет значимость Угого фактора. Возникает вопрос: “Почему”.

Уместно сейчас будет вспомнить феномен, который в социально-педагогической психологии назван “Эффектом Пигмалиона”. Он сводится к известному мифу о скульптуре: благодаря великой силе любви ожила статуя прекрасной Гала-теи. В психологии это формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит (А. А. Реан). Если к человеку относиться как к ответственному и дисциплинированному, мы создаем условия для того, чтобы он стал таким. В другом случае запустится обратный механизм “самореализующегося предсказания”.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.