ВЕСТНИК г/2о12_
УДК 338:69
В.Ю. Михайлов, В.Ю. Кудишин
ФГБОУВПО «МГСУ»
СОЗДАНИЕ БИЗНЕС-ЦЕНТРА ПО ТРАНСФЕРУ ТЕХНОЛОГИЙ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Рассмотрены особенности и условия эффективного осуществления инновационных процессов с учетом технических, производственных, коммерческих и других рисков. Предложено создать специальную структуру для оказания услуг по поддержке и сопровождению инновационной деятельности в виде информационно-технологического центра. Разработаны функциональная структура и экономико-математическая модель расчета экономического эффекта от его деятельности.
Ключевые слова: инновационный рынок, трансфер технологий, информационно-технологический центр, функциональная структура центра, эффективность деятельности центра.
Научно-технический прогресс, новые знания, трансформируясь в инновации, позволяют совершенствовать различные производственные процессы, применять более производительную и безопасную технику, новые виды сырья, изменять социальные условия труда. Все виды инноваций, реализуемые на предприятиях строительной отрасли, как отмечалось ранее, находятся в тесной, неразрывной связи. Так, продуктовые инновации, связанные с выпуском готовой строительной продукции, влияют на технологические и производственные процессы, как предприятий стройиндустрии, так и строительных организаций. Технологические инновации создают необходимые предпосылки для продуктивных инноваций и т.д. В строительной отрасли вопросы межфирменного взаимодействия очень актуальны по причине разделения функциональных обязанностей между различными предприятиями при осуществлении иннвестиционно-строительных проектов. Предприятия как субъект рынка представляют собой экономически обособленные, самостоятельные и ответственные за свои решения производственные системы, действующие в условиях неопределенности хозяйственной конъюнктуры и конкуренции. Инвестиционная активность требует от них постоянного инновационного обновления производства на всех стадиях жизненного цикла. Она определяется, с одной стороны, финансовыми возможностями предприятия, а, с другой, фазой жизненного цикла продукта и самой системы. Каждое предприятие осуществляет инновационную деятельность самостоятельно в соответствии со своими планами, в результате появляются новые инновационные продукты, которыми могут воспользоваться другие организации.
Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень технических, производственных, коммерческих и других рисков, связанных с использованием инновационных продуктов, разработанных сторонними организациями, не позволяет эффективно их использовать без создания соответствующей структуры, которая могла бы специализироваться на оказании информационно-посреднических услуг.
Создание такой инновационной структуры позволит гармонизировать взаимосвязи между четырьмя основными типами рынков, определяющими эффективность функционирования инновационной системы, а именно, рынками инноваций как объектов интеллектуальной собственности, рынками инновационного капитала (под инновационным капиталом понимается капитал, связанный с финансированием инновационной деятельности), рынками инновационной продукции и рынками услуг по поддержке и сопровождению инновационной деятельности (рис. 1).
Широкое использование бизнес-инкубаторов в большей степени ориентированных на продуктовые инновации, как считает автор, мало пригодны для этих целей. В
условиях бизнес-инкубаторов инновационный бизнес предполагает создание предприятия, специально предназначенного для создания нового инновационного продукта. Такая структура является привлекательной для инвесторов, которые вкладывают средства не в предприятие, а в новый продукт.
Пилотные проекты по созданию бизнес-инкубаторов, осуществленные в Московской и Ленинградской областях, сводились к разработке инструмента содействия развитию муниципальной экономики для поддержания вновь образованных или достаточно молодых предприятий на начальной фазе и оказались малоэффективными.
Поэтому одной из актуальных задач является поиск адекватных организационно-управленческих форматов, выражающихся в создании новой, адекватной требованиям «внешней среды», организации, осуществляющей функции по трансферу технологий в строительстве, способной обеспечить сбалансированное сочетание синергетического сотрудничества и индивидуальной заинтересованности каждого предприятия.
Такой структурой мог бы стать информационно-технологический центр по трансферу технологий в строительстве (ИТЦТТ), который с одной стороны должен аккумулировать все предложения, с которыми предприятия строительной отрасли могут выйти на рынок, а с другой заниматься поиском желающих, тех, кто хочет их приобрести и внедрить.
Создание информационно-технологического центра по трансферу технологий, использующего информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности, а также интернет-технологий, сети передачи данных для интерактивно удаленного доступа к базам данных, будет способствовать более эффективному осуществлению инновационного процесса. Основными задачами ИТЦТТ должны быть:
создание банка данных инновационных продуктов и его актуализации; обеспечение доступа предприятий строительной отрасли к банку инновационных продуктов;
осуществление трансфера технологий в соответствии с заключенными договорами; обеспечение участия строительных предприятий в разработке перспективных научно-технических проектов;
содействие строительной отрасли в получении информации об иностранных партнерах при международном трансфере технологий;
определение величины рыночной стоимости инноваций как объекта интеллектуальной собственности.
ВЕС™К 2/2012_
При этом необходимо учесть, что при определении рыночной стоимости инноваций ИТЦТТ должен руководствоваться следующими принципами:
полезности (рыночную стоимость имеют такие объекты, которые способны удовлетворять конкретные потребности при их использовании в течение определенного периода времени);
спроса и предложения (рыночная стоимость объекта интеллектуальной собственности зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей);
замещения (рыночная стоимость объекта не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности);
ожидания (рыночная стоимость объекта зависит от ожидаемой величины, продолжительности и вероятности получения доходов/выгод, которые могут быть получены за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании);
изменения (рыночная стоимость объекта интеллектуальной собственности изменяется во времени и определяется на конкретную дату);
внешнего влияния (рыночная стоимость объекта зависит от факторов, определяющих условия их использования, например обусловленных действием рыночной инфраструктуры, международного и национального законодательства, политикой государства в области интеллектуальной собственности, возможностью и степенью правовой защиты и др.);
наиболее эффективного использования (рыночная стоимость интеллектуальной собственности определяется исходя из наиболее вероятного использования интеллектуальной собственности, являющегося экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым, в результате которого расчетная величина стоимости интеллектуальной собственности будет максимальной).
Важно отметить, что создание подобного центра будет способствовать решению двух взаимосвязанных задач, как повышение эффективности инновационного потенциала предприятия, так и временного ускорения его реализации.
Создаваемый информационно-технологический центр по трансферу технологий должен иметь статус юридического лица. ИТЦТТ заключает договора с проектно-изыскательскими, строительными организациями и предприятиями стройиндустрии для оказания услуг по трансферу технологий. Функциональная структура ИТЦТТ приведена на рис. 2.
В соответствии с заключенными договорами в рамках каждой бизнес-линии формируются команды, которые несут полную ответственность за выполнение договорных обязательств и получение дохода. Выделение бизнес-линии связано с определением достаточно четких границ бизнеса и разграничения его внутренних и внешних связей, а также способов их функционирования и развития.
Практически все бизнес-линии должны начинать свою деятельность с проработанной маркетинговой стратегией, которая должна основываться на глубоком знании работниками, как сущности производства, так и круга потребителей продукта и их возможностей. На начальной фазе функционирования ИТЦТТ объем маркетинговых исследований может ограничиваться рекомендациями экспертной комиссии. Как правило, они связаны с поиском и отбором конкурентных инновационных проектов. Критериями отбора инноваций выступают:
соответствие целям организации (допустимый уровень риска, жизненный цикл, глобальная цель и т.д.);
соответствие рынкам (спрос и предложение, затраты и доход, конкуренты, каналы распределения, продвижение и т.д.);
техническое соответствие (патентная чистота, соответствие стандартам, перспективы развития и т.д.);
финансовое соответствие (денежные потоки, окупаемость, инвестиции и т.д.);
производственное соответствие (мощности, потенциал, занятость, квалификация, безопасность);
соответствие экологическим требованиям (по характеристикам выбросов, отходов, утилизации).
- главные специалисты по организации трансфера технологий на предприятиях строительной отрасли;
- группа мониторинга рынка инноваций;
- отдел кадров;
- отдел снабжения
- экономическая служба, включая бухгалтерию;
- отдел контрактации;
- группа маркетинга;
- специалист по рекламе
- бизнес-линия по трансферу технологии в проектно-изыскательных организациях;
- бизнес-линия по трансферу технологии в строительных организациях;
- бизнес-линия по трансферу технологии на предприятиях стройиндустрии
- экспертная комиссия;
- консультанты (налоговый, юрист, аудит, финансовый аналитик, инвестиционный аналитик)
Рис. 2. Функциональная структура информационно-технологического центра по трансферу технологий в строительстве
Главные специалисты, входящие в состав операционного блока, осуществляют координацию реализуемых в ИТЦТТ проектов и их оперативное руководство.
Группа мониторинга рынка осуществляет функции по созданию и поддержке баз данных инноваций, подготовку обзоров по ситуационному анализу рынка.
Организацией выставок, презентации и разработкой рекламных буклетов занимается группа рекламы.
Экономическая служба ведет учет заключенных договоров по трансферу технологий, а также бухгалтерский и налоговый учет.
Налоговый юрист, аудитор и финансовый аналитик привлекаются в качестве экспертов при заключении договоров.
ИТЦТТ позволит предприятиям строительной отрасли более эффективно внедрять новые технологии, но вместе с тем, создание и функционирование центра сопряжено с рисками.
Снизить инновационный риск можно путем правильного подбора кадров в транс-ферцентре, применения современных методов защиты коммерческой тайны (технологии, ноу-хау и т.д.), а также путем планирования и прогнозирования деятельности трансферцентра с учетом сложившейся конъюнктуры рынка. Немаловажным факто-
ВЕСТНИК г/2о12_
ром достижения поставленной задачи является информированность лиц принимающих управленческие решения.
В качестве методов снижения риска могут выступать страхование и создание резервного фонда за счет отчислений из прибыли, а также лимитирование предельных сумм расходов на осуществление производственной деятельности.
При расчете эффективности функционирования ИТЦТТ необходимо учесть два возможных сценария:
центр приобретает авторские права на новшество и является его собственником, а, следовательно, несет всю ответственность, связанную с предпринимательской деятельностью;
центр выступает в качестве дилера или продавца новшества от имени предприятия-собственника и, соответственно, имеет установленный контрактом процент от продаж. Все остальные виды ответственности несет собственник инноваций.
Для расчета эффективности деятельности центра по первому варианту разработана экономико-математическая модель в виде
- [(КипЦинр)Т ДН (Цпин+Зоу)] КтехКкомКвн,
где Кип — годовой объем продаж, руб.; Цинр — цена приобретения новшества, руб.; Тдн — количество лет действия новшества до устаревания, год; Цпин — цена приобретения новшества, руб.; Зоу — организационно-управленческие затраты на приобретение, реализацию новшества; Ктех — вероятность технического успеха (вероятность практического повторения исследовательских идей в новой продукции); Кком — вероятность коммерческого успеха (возможность сбыта инновационной продукции на рынке и получение ожидаемой прибыли); Квн — коэффициент, учитывающий другие риски внешней среды. Все коэффициенты имеют относительные измерения от 0 до 1 и определяются экспертным методом.
Библиографический список
1. Герасимов A.B. Основные аспекты инновационного развития экономики // Вестник ГУУ. 2008. № 7.
2. Блинников В.И. Патент: от идеи до прибыли. М. : Прогресс, 2010.
3. Кудрявцев А. О. Инновационный подход к формированию стратегии повышения эффективности предприятия // Проблемы современной экономики. 2008. № 4.
Поступила в редакцию в феврале 2012 г.
Об авторах: Михайлов Валерий Юрьевич — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 126347 Россия, Москва, Ярославское ш. 26, +7(495)287-49-19 доб. 3135, [email protected];
Кудишин Дмитрий Юрьевич — ассистент кафедры экономики и управления в строительстве, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет», 126347 Россия, Москва, Ярославское ш. 26, +7(495)287-49-19 доб. 3135, [email protected].
Для цитирования: Михайлов В.Ю., Кудишин В.Ю. Создание бизнес-центра по трансферу технологий в строительстве // Вестник МГСУ. 2012. № 2. С. 182—187.
V.Ju. Mihajlov, V.Ju. Kudishin
SETTING UP A BUSINESS CENTRE FOR THE TRANSFER OF CIVIL ENGINEERING
TECHNOLOGIES
The article considers peculiarities and conditions of effective implementation of innovative processes with due account for technical, operational, commercial and other risks. The idea is to set up a specialized vehicle responsible for provision of services that consist in the support and maintenance of innovative activities. The vehicle is to be organized as a centre of information tech-
nologies. The functional structure of the centre and the economic and mathematical model of its efficient operation have been developed and presented in the article.
Key words: innovative market, transfer of technologies, centre of information technologies, functional structure, centre efficiency.
References
1. Gerasimov A.V. Osnovnye aspekty innovacionnogo razvitija jekonomiki [Main Aspects of Innovative Development of Economy]. Moscow, Vestnik GUU, 2008, Issue # 7.
2. Blinnikov V.I. Patent: ot idei do pribyli [Patent. From an Idea to the Profit]. Moscow, Progress,
2010.
3. Kudrjavcev A.O. Innovacionnyj podhod k formirovaniju strategii povyshenija jeffektivnosti predpri-jatija [Innovative Approach to Formation of the Corporate Efficiency Improvement Strategy]. Problemy sovremennoj jekonomiki [Problems of Contemporary Economics], 2008, Issue # 4, St.Petersburg, Piter, 2004.
About the authors: Mihajlov Valerij Jur'evich — Doctor of Economics, Head of Department of Economics and Management in Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Jaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia, [email protected], 8 (495)287-49-19;
Kudishin Dmitrij Jur'evich — Assistant Lecturer, Department of Economics and Management in Construction Industry, Moscow State University of Civil Engineering (MSUCE), 26 Jaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russia, [email protected], 8 (495)287-49-19.
For citation: Mihajlov V.Ju., Kudishin V.Ju. Sozdanie biznes-centra po transferu tehnologij v stroitel''stve [Setting Up a Business Centre for the Transfer of Civil Engineering Technologies], Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering], 2012, Issue # 2, pp. 182—187.