Научная статья на тему 'Создание атласа «Улицы Новосибирска для автомобилистов и пешеходов»'

Создание атласа «Улицы Новосибирска для автомобилистов и пешеходов» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
81
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Середович В. А., Касьянова Е. Л., Пошивайло Я. Г., Дмитриев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание атласа «Улицы Новосибирска для автомобилистов и пешеходов»»

УДК 528.9

В.А. Середович, Е.Л. Касьянова, Я.Г. Пошивайло, Д.В. Дмитриев СГГ А, Новосибирск

СОЗДАНИЕ АТЛАСА «УЛИЦЫ НОВОСИБИРСКА ДЛЯ АВТОМОБИЛИСТОВ И ПЕШЕХОДОВ»

Перед созданием атласа стояла проблема отбора и обработки исходной информации. При ее обилии и многообразии возможна множественность решений. Это одна из самых ответственных задач проектирования атласа. Единственным ключом к решению проблемы является назначение атласа, позволяющее под определенным углом зрения отбирать и обрабатывать необходимые данные. При этом следует руководствоваться требованиями полноты, сбалансированности разделов и тем как одним из важнейших условий целостности произведения.

В условиях рыночной экономики многие источники информации становятся недоступными из-за большой стоимости. Не полная и не современная информация отражается на полноте и достоверности атласа. Поэтому при создании атласа для автомобилистов и пешеходов был создан координационный совет с участием не только научных сфер, но и таких структур как ГИБДД и Авторадио г. Новосибирска. В результате создан полный по содержанию и современный по отображенной в нем информации атлас.

Географической основой для размещения специального содержания атласа послужил цифровой адресный план г. Новосибирска, созданный на основе цифрового дежурного плана городской застройки масштабов 1: 500 и 1: 2 000.

Выбор масштаба, а соответственно формата атласа обусловлен удобством использования его в условиях передвижения по городу пешком или на автомобиле (легко помещается в «бардачок», в дамскую сумочку, портфель). Масштаб карт атласа выбран 1: 30 000. Схемы движения на крупных развязках и карты отдельных частей города (Академгородок, Пашино, Левые и Правые Чемы и т.д.) выполнены в более крупном масштабе.

Цифровой план постоянно обновляется и дополняется. Эти работы ведутся в среде настольной картографической системы MapInfo, что позволяет автоматизировать работы по формированию содержания карты. Именно в этой программе можно использовать все преимущества геоинформационного картографирования в полном объеме (например, выполнять географические действия типа районирования, объединения и слияния объектов и т.д.). Удобно и то, что MI совместима с Microsoft Windows разных версий. Используя ГИС-программу М1, можно использовать имеющиеся данные в той форме, в которой они хранятся (в электронной таблице, базе данных, других ГИС и т.д.); совмещать преимущества обработки данных, которыми обладают базы данных, наглядность карт и схем.

В нашем атласе реализован новый подход к проблеме генерализации объектов на карте. Из-за малого формата невозможно подписать все улицы и переулки города непосредственно на карте. Мы нашли решение этой проблемы, поместив наименования всех улиц, площадей, переулков, проспектов в алфавитном списке, указав, на какой странице и в каком квадрате расположена каждая улица (улицы, не подписанные, на карте выделяются курсивом).

Социально-культурные, торговые, медицинские, спортивные и другие объекты на картах атласа показаны способом символьных значков. К созданию системы условных знаков применен семиотических подход, который заключается в выявлении знаковой природы карты, выведении правил построения знаков и их комбинаций, исследовании синтаксиса знаковой системы карты, установлении смыслового содержания знаков, изучении особенностей размещения значков. В зависимости от контекста использования в качестве символьных знаков могут выступать некоторые площадные и линейные знаки, окрашенные в определенные цвета, традиционно ассоциируемые с некоторыми свойствами объектов, например красный цвет - с опасностью. На выбор картографо-образной символики проливает свет теория подражания (мимесиса). Подражание в широком смысле слова - это изначальный и весьма распространенный факт в жизни. Воссоздание окружающего мира средствами языка карты во многом основано на подражание действительности: цвет знаков повторяет или близок к цвету реальных объектов (зеленый цвет для изображения растительности, голубой - гидрографии). Таким образом, стирается грань между картографическим изображением и действительностью. Узнавание реальных объектов в атласе -не примитивный процесс, он включает механизм памяти, ассоциативности, сопоставления, оценки и т.п. Понятие подражания и узнавания выражают отношение картографического изображения и действительности.

К специальному содержанию атласа относятся: основные проезды по городу, подразделенные на категории цветом и шириной, с указанием направления движения транспорта по полосам; улицы, где запрещено движение грузового транспорта; объекты автосервиса (автомагазины, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции и др.); объекты соцкультбыта, здравоохранения, торговли.

На отдельных страницах атласа представлены карты отображающие информацию о дорожных «пробках» и наиболее аварийных участках, схемы движения на крупных магистральных развязках, которые позволят оптимально выбирать маршрут следования по городу автомобилистам.

Рис. 1. Фрагмент схемы дорожных Рис. 2. Фрагмент основного

«пробок» содержания атласа

Завершает атлас указатель различных городских объектов, интересующих, с нашей точки зрения, автомобилистов и пешеходов. В указателе даются адреса, телефоны объектов, страница и квадрат, где этот объект находится.

Последовательность операций изготовления атласа следующая:

Основа - цифровой адресный план

I

Размещение тематического содержания в ЫарГпАэ

1

Создание списка объектов и указателя улиц

I

Передача векторов в CorelDraw

I

Доработка оформления содержания карт, оформление обложки и рекламных

блоков

I

Подготовка к изданию офсетным способом

Многие процессы создания атласа были автоматизированы: разбивка карты на страницы (в программе М1), оформление тематического содержания, формирование указателя улиц и объектов, что обеспечило высокую оперативность, так важную для подготовки современных и оперативных картографических изданий крупного мегаполиса.

Особенность технологии подготовки атласа к изданию заключается в комплексном использовании средств компьютерной картографии. Так, завершающий цикл работ проводился в программах векторного графического дизайна CorelDraw, что позволило существенно расширить оформительские возможности (применять прозрачность, градиентные заливки и др.) и более качественно готовить файлы для последующего тиражирования офсетным способом. Печатали атлас в типографии в четыре краски (черная, пурпурная, желтая, голубая).

Дизайн обложки выполняли на основе космического снимка. На него спроецировали фото автомобилей, выделили границу города и магистральные улицы, ведь атлас города для автомобилистов и пешеходов. На обложку нанесено лаковое покрытие, что повышает прочность и улучшает внешний вид атласа.

© В.А. Середович, Е.Л. Касьянова, Я.Г. Пошивайло, Д.В. Дмитриев, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.