Научная статья на тему 'Создание 7-го округа ОКПС и обеспечение безопасности южного участка Государственной границы Российской империи'

Создание 7-го округа ОКПС и обеспечение безопасности южного участка Государственной границы Российской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ПОГРАНИЧНЫЙ НАДЗОР / ЗАКАСПИЙСКАЯ И АМУДАРЬИНСКАЯ БРИГАДЫ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ПОГРАНИЧНОЙ СТРАЖИ (ОКПС) / 7-Й ОКРУГ ОКПС / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАНИЦЫ / INDEPENDENT CORPS OF FRONTIER GUARDS (ICFG) / RUSSIAN EMPIRE / WAR MINISTRY / MINISTRY OF FINANCE / BORDER SURVEILLANCE / TRANS-CASPIAN AND AMU-DARYAN BRIGADES / 7TH DISTRICT OF ICFG / ENSURING BORDER SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лещёв Евгений Николаевич

В настоящей работе рассмотрена деятельность Министерства финансов по развитию 7-го округа ОКПС с целью обеспечения безопасности государственной границы, а также экономических, политических и фискальных интересов России в Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лещёв Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article contains the analysis of the Ministry of Finance activity on developing the 7th District of ICFG to ensure security of the Russian state border and protect economic, political and fiscal interests of Russia in Middle Asia.

Текст научной работы на тему «Создание 7-го округа ОКПС и обеспечение безопасности южного участка Государственной границы Российской империи»

Евгений ЛЕЩЁВ

СОЗДАНИЕ 7-ГО ОКРУГА ОКПС И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОГО УЧАСТКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В настоящей работе рассмотрена деятельность Министерства финансов по развитию 7-го округа ОКПС с целью обеспечения безопасности государственной границы, а также экономических, политических и фискальных интересов России в Средней Азии.

This article contains the analysis of the Ministry of Finance activity on developing the 7th District of ICFG to ensure security of the Russian state border and protect economic, political and fiscal interests of Russia in Middle Asia.

Ключевые слова:

Российская империя, пограничный надзор, Закаспийская и Амударьинская бригады, Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС), 7-й округ ОКПС, обеспечение безопасности границы; Russian empire, War Ministry, Ministry of Finance, border surveillance, Trans-Caspian and Amu-Daryan brigades, Independent Corps of Frontier Guards (ICFG), 7th District of ICFG, ensuring border security.

1 февраля 1899 г. император подписал документ «Об утверждении штата округов ОКПС», подготовленный Государственным советом Российской империи. В соответствии с ним 7 мая 1899 г. был создан 7-й пограничный округ со штабом в г. Ташкенте, в состав которого вошли Закаспийская и Амударьинская пограничные бригады. Первым начальником округа стал генерал-майор Александр Петрович Куницкий.

Главной обязанностью округа, как и всех остальных, являлось «отвращение тайного провоза товаров по сухопутной и морским границам... Закаспийской области, на правом берегу рек Пяндж и Аму-Дарьи»1. Из Персии и Афганистана в те времена государственную границу нарушали не только контрабандисты, но и разбойничьи шайки, которые занимались грабежом местного населения и захватом заложников. Пограничники, своевременно оповещённые об этих акциях, решительно пресекали эти действия. На округ также был возложен карантинный надзор на границе, а также политический и полицейский надзор в интересах МВД.

Однако среди задач, стоявших перед 7-м округом, в качестве главной выступала борьба с контрабандой. О превалировании экономических интересов над политическими говорит тот факт, что лица, задержанные в пограничной полосе, направлялись не в полицейский участок, а в таможенные учреждения. Также одной из важных задач была охрана пограничной черты, то есть границы. Пограничная стража в ходе службы была призвана следить за состоянием пограничной черты, при этом лишь констатируя состояние обозначающих её знаков, патрульных дорог, пограничных рвов и прочее, и информировать об этом соответствующие ответственные власти. В то же время пограничникам не возбранялось пересечение границы при преследовании бандитских группировок, вооружённых контрабандистов «в случае крайней к тому необходимости»2.

10 августа 1903 г. были приняты «Правила для совместной службы пограничной стражи и войск, её подкрепляющих, по охране на-

1 Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи. Краткий исторический очерк. — М. : Граница, 1993 г., стр. 31.

2 Центральный пограничный музей (ЦПМ) ФСБ России, научный фонд, д. 727, л. 178.

ЛЕЩЁВ Евгений Николаевич — кандидат исторических наук, доцент

evg-lesh@yandex.ru

шей государственной границы с Персией». Правила определяли назначение этих войск и порядок действий военнослужащих, участвующих в охране границы. Войска назначались на границу также для усиления пограничного надзора. Рассматривая проблему участия полевых войск в охране границы, армейское командование считало, что на них нельзя возлагать «самостоятельные обязанности по усилению погранично-таможенной охраны, а представлять необходимо для сего воинские части в распоряжение ОКПС». Главной целью для них должны являться вооружённые разбойничьи шайки, у которых «...войска будут конфисковывать оружие и в случаях сопротивления будут употреблять оружие на общем основании»1.

Однако эта точка зрения постепенно претерпевала существенные изменения, и в конечном итоге войска стали выполнять более широкий круг задач. Они использовались не только для преследования вооружённых контрабандистов и пресечения прорывов вооружённых групп и банд, но и для несения пограничного надзора совместно с чинами пограничной стражи, борьбы с контрабандной деятельностью, а также для несения карантинной службы.

Однако отношение к необходимости участия полевых войск в решении этих задач внутри самого военного ведомства было неоднозначным. Так, в 1901 г. по приказу командующего войсками Туркестанского военного округа была образована специальная комиссия для изучения вопроса о привлечении воинских частей в помощь пограничной страже для борьбы с контрабандным промыслом. Её выводы были отрицательными. Своё мнение она аргументировала тем, что положительное решение этого вопроса привело бы к отвлечению войск от выполнения их прямых служебных обязанностей, а несоответствие организационно-штатной структуры пограничных и воинских частей и разница в обеспечении различными видами довольствия приведёт к неоправданным финансовым затратам. Выводы комиссии были поддержаны командующим округом. Это поставило пограничников в трудное положение, так как на участке границы протяжённостью в 2 537 верст несли службу только Закаспийская и Амударьинская пограничные бригады (около

1 ЦПМ ФСБ России, научный фонд, д. 588, л. 6.

3 000 чел.). Такое положение дел сохранялось на протяжении более десяти лет2. Также Военное министерство придерживалось мнения, что постоянное привлечение войск в подкрепление пограничной страже, для несения службы по пограничному надзору и сопряжённое с этими командировками дробление частей ослабляют силу войсковых частей и препятствуют их правильной военной подготовке.

Таким образом, увеличение численности войск 7-го округа ОКПС было необходимо не только ввиду фискальных интересов империи, но и ради защиты её экономических и политических интересов. Значение государственной границы с Персией в таможенном отношении обусловливалось также возрастающим развитием товарообмена, а именно: в Персию в 1891 г. из России было вывезено товаров на 10 млн руб., в 1901 г. — на 23,5 млн, а в 1911 г. этот вывоз достигает уже 44,6 млн руб. В среднем вывоз в Персию удваивался каждое десятилетие, несмотря на огромные в этой стране политические беспорядки тех годов. Столь же быстро возрастал и привоз в империю товаров из Персии: в 1891 г. он составлял 9,9 млн руб., в 1901 г. — 25,5 млн и в 1911 г. — 35,4 млн руб.3

Необходимость постепенного увеличения пограничной стражи на среднеазиатском участке границы способствовала тому, что Министерство финансов в конце XIX — начале XX вв. неоднократно вынуждено было прибегать к реорганизации пограничного надзора в рассматриваемом регионе с целью приведения его в соответствие с непрерывно возрастающими потребностями в защите границ от контрабанды.

Сами набеги кочевых разбойничьих племён из Персии начинали принимать организованный характер не только с целью контрабанды, но и для нападений на мирных жителей, грабежа их имущества, угона скота. Разбойники открыто стали нападать даже на посты пограничной стражи, вступая с ними в ожесточённые перестрелки, в результате которых в большинстве случаев с обеих сторон были убитые и раненые.

На это обстоятельство обратила внима-

2 Горн Н. Краткая история-хроника возникновения и существования пограничного надзора в Средней Азии // Пограничник, 1912, № 8, стр. 27—30.

3 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. 4888, оп. 1, д. 246, л. 72-89.

ние и Государственная дума в 1909 г., предъявившая Председателю Совета Министров запрос по поводу бездействия русских властей на границе с Персией, в котором указывалось, что «пограничные чины, подвергающиеся избиению подданными соседнего государства, не содержатся в размере, соответствующем целостности и достоинству русского госу-дарства»1.

В связи с этим в 1912 г. командиром ОКПС, генералом от инфантерии Николаем Аполлоновичем Пыхачевым (занимал пост в период 1908 — 1917 гг.) были проинспектированы части 7-го пограничного округа. В ходе инспекции было проверено состояние пограничного надзора, удовлетворение религиозных потребностей пограничников, делопроизводство, строевое и стрелковое дело, денежные отчёты. Инспекцией был сделан вывод: «Охрана границы во всём округе отличается до сего времени крайней слабостью и вся деятельность постов проходит главным образом в самообслуживании. Руководства со стороны начальников делом охраны границы на местах нет»2.

Признавая необходимым усилить пограничный надзор на азиатском участке границы и предвидя значительные новые расходы из Государственного казначейства, Министерство финансов сочло возможным часть расходов произвести за счёт существующих ежегодных ассигнований на пограничную стражу, изменив для

этого её организацию в Европейской России. А именно: сократить число штабов западной сухопутной охраны; произвести некоторые изменения системы охраны на Балтийском побережье путём замены части береговой, неподвижной охраны — плавучей.

С учётом вышеизложенного в 1913 г. охрану границы с Афганистаном усилили за счёт перераспределения сил ОКПС. Был упразднён Репидский отряд 22-й Измаильской бригады и сформирован новый, Богоракский, отряд Амударьинской бри-гады3.

Таким образом, создание Министерством финансов 7-го округа ОКПС было подчинено стратегическим планам России в Средней Азии. Главной обязанностью округа являлось предотвращение тайного провоза товаров через сухопутный и морской участки границы в Туркестанском крае и Бухарском ханстве. На округ был возложены обязанности по карантинному надзору на границе, а также политическому и полицейскому надзору в интересах МВД. В зависимости от развития торговли с Персией и Афганистаном вопрос об усилении пограничного надзора стал приобретать для империи всё большее и большее значение. Всё это вело к укреплению 7-го округа ОКПС, созданного Министерством финансов с целью обеспечения экономических, политических и фискальных интересов Российской империи в Средней Азии.

1 Там же.

2 Плеханов А.М. Указ. соч., стр. 118.

3 Сумароков Л.И. История российской пограничной охраны на Тянь-Шане и Памире. — Б.: КРСУ, 2006, стр. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.