УДК 621.817
Зарипов Р. Р. студент 4 курса
факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный
технический университет» (УГАТУ)
Россия, г. Уфа
СОЗДАНИЕ 3Д-МОДЕЛИ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА В ПК
КОМПАС
Аннотация: Передовой мировой опыт доказывает, что повышение эффективности деятельности современного предприятия возможно только при наличии единой системы, объединяющей управление производства изготовления и проектирования деталей. В статье рассмотрен процесс моделирования двухступенчатого редуктора в ПК КОМПАС.
Ключевые слова: моделирование, редуктор, вал, корпус, зубчатое колесо.
Zaripov R.R. student
4 course, Faculty of aviation engines, energy and transport "Ufa State Aviation Technical University" (USATU)
Russia, Ufa
CREATION OF A 3D MODEL OF TWO-STAGE REDUCER IN PC
COMPASS
Anatation: The best international experience proves that increasing the efficiency of a modern enterprise is possible only if there is a single system that unites the management of manufacturing manufacturing and design of parts. The article discusses the process of modeling a two-stage gearbox in the COMPASS PC.
Keywords: modeling, gearbox, shaft, housing, gear.
Исходные данные. Технические условия приведены в таблице 1. Кинематическая схема редуктора и режим нагружения приведены на рисунках 1 и 2 [1].
Рисунок 1 - Кинематическая схема редуктора
Рисунок 2 - Режим нагружения Таблица 1 - Исходные данные
Тт 500 Нм
пт 100 мин-1
8000 ч
Концевые участки валов цилиндрические
Крышки подшипниковых узлов закладные
Тип корпуса произвольно
Сливные отверстия на боковой стенке
Указатель уровня масла трубчатый
Пробка сливная с цилиндрической резьбой
Отдушина ручка
Описание компоновки: Данный редуктор был выполнен по вертикальной схеме для передачи 5,2 кВт. Работает при частоте 100 об/мин, обеспечивая 505 Нм момента на выходе. Передаточное число механизма 14,55. Крепится на станине с помощью 4 болтов диаметром 16 мм. Корпус состоит из 3 соединенных между собой элементов. Соединение осуществляется с помощью болтов. Для того что бы увеличить жесткость конструкции были использованы специальные ребра жесткости. Вал и зубчатые колеса изготовлены из материала 35ХМ. Для рабочей поверхности зубьев в качестве упрочнения применена термообработка - закалка ТВЧ. Смазывание редуктора происходит с помощью погружения зубчатых колес в масло и дальнейшим его разбрызгиванием. В данной системе используется масло ИГА-68. На корпусе имеются закладные крышки подшипников. Для слива масла в корпусе редуктора предусмотрено отверстие с пробкой, а дно корпуса выполняют под углом 3 о. Контроль уровня масла осуществляется с помощью трубчатого маслоуказателя [2].
Описание 3Д-модели: Модель двухступенчатого цилиндрического редуктора по развернутой вертикальной схеме создана с помощью ПК КОМПАС.
Все детали выполнены с помощью операций выдавливания, вырезания, вращения и использовании поверхностей при конструировании корпуса редуктора.
На рисунках 1, 2, и 3 изображены основные виды модели:
Рисунок 1 - Двухступенчатый цилиндрический редуктор. Изометрия
Рисунок 2 - Двухступенчатый цилиндрический редуктор. Вырез У
модели
Рисунок 3 - Двухступенчатый цилиндрический редуктор. Разнесение
элементов редуктора
Заключение: В данной статье был спроектирован двухступенчатый цилиндрический редуктор по развернутой вертикальной схеме. На основе геометрических расчетов были созданы ЗД-модели изделий входящие в состав редуктора. После создания элементов они были соединены в сборке. В конечном итоге мною была получена 3Д-модель двухступенчатого редуктора, которая в дальнейшем будет применена для проведения всех необходимых
прочностных расчетов.
Использованные источники:
1. Проектирование цилиндрических зубчатых редукторов. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» /Уфимский государственный авиационный технический университет, Сост.: В. К. Итбаев, Л. Н. Тархов, А.В Зырянов -Уфа, 2009. - 53с.;
2. Чернилевский Д.В. Детали машин. Проектирование приводов технологического оборудования: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., исправл. М.: машиностроение, 2004. - 560с., ил.
3. Дунаев П. Ф., Леликов О. П. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. пособие для машиностроит. спец. вузов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»., 2004 - 496 с.