Научная статья на тему 'Союзные формы глагола в адыгейском языке: сочинение или подчинение?'

Союзные формы глагола в адыгейском языке: сочинение или подчинение? Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЫГЕЙСКИЙ ЯЗЫК / СОЧИНЕНИЕ / ПОДЧИНЕНИЕ / ПОЛИПРЕДИКАЦИЯ / ADYGHE / CLAUSE COMBINING / COORDINATION / SUBORDINATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ершова Ксения Алексеевна

Работа посвящена особому типу соединения нескольких клауз в адыгейском языке: конструкциям с так называемыми союзными формами глаголов. Синтаксические, семантические и морфологические свойства данных конструкций рассматриваются с точки зрения критериев сочинения и подчинения. Делается вывод о том, что эти конструкции демонстрируют одновременно и сочинительные, и подчинительные свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The so-called "conjunctional" verb forms in Adyghe: coordintation or subordination?

This work is dedicated to one of the strategies of clause-combining in Adyghe, namely constructions with the so-called conjunctional verbal forms. I analyze the syntactic, morphological and semantic characteristics of such constructions with respect to various criteria of coordination and subordination, and arrive at the conclusion that the Adyghe conjunctional forms show characteristics of both coordination and subordination.

Текст научной работы на тему «Союзные формы глагола в адыгейском языке: сочинение или подчинение?»

К. А. Ершова

Москва, РГГУ

СОЮЗНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ В АДЫГЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ: СОЧИНЕНИЕ ИЛИ ПОДЧИНЕНИЕ?

В адыгейском языке1 существует несколько способов соединения двух или более клауз:

1) сложноподчиненные конструкции, где сказуемое одной из клауз принимает нефинитную форму;

2) с помощью союзов;

3) с помощью особых «союзных» форм сказуемого, статус которых как сочинительных или подчинительных неясен.

Союзными называются формы глаголов, маркированные «аддитивным» показателем -фэ, причинными показателями -ф и -§(э) [Кумахов 1971; Рогава, Керашева 1966]. В данной работе рассматриваются синтаксические, семантические и морфологические свойства этих показателей с точки зрения критериев сочинения и подчинения.

Далее клаузу с союзной формой глагола мы будем называть зависимой, а с немаркированной формой — главной.

Сочетаемость рассматриваемых показателей ограничена морфологически и семантически.

Так, -фэ присоединяется к форме глагола, не маркированной

временными показателями, при этом глагол в главной клаузе

должен быть в прошедшем времени:

(1) с’аЬв-г рз-]э тэ?егэ$е-г э-вхэ-к

юноша-АБ8 сесть-АББ яблоко-АБ8 380.А-есть-Р8Т

‘Мальчик сел и съел яблоко’.

Этот показатель также может сочетаться с формой потен-циалиса на -п, обозначая при этом действие в будущем времени;

1 Материал собран в ходе экспедиции РГГУ в июле 2010 г. в ауле Хатажукай Шовгеновского района Республики Адыгея.

сказуемое главной клаузы в таком случае принимает суффикс будущего времени -$Ч:

(2) &е н'эие-т з-]э-ка-п-]э с’а1е-г

я комната-ЕШ 180-ШС-войти-Р0Т-АББ юноша-АБ8

qe-te§’э-s’t

БШ-встать-ГОТ

‘Я зайду в комнату, и мальчик встанет’.

Форма на -фэ не сочетается с отрицанием; вместо этого используются другие конструкции.

Все три обсуждаемых показателя возможны в предложениях как с одним, так и с разными субъектами; свойства этих конструкций немного различаются. Так, показатель -фэ в разносубъектных конструкциях может выражать как одновременные, так и следующие друг за другом ситуации (3а), тогда как в односубъектных конструкциях — только последовательные (3Ь):

(3) а. Ъ%эХ/эке-т 1аке-хе-г э-Лас’-фэ

женщина-ЕШ тарелка-РЬ-АБ8 38О.А-мыть-АББ

с’а1е-т хес’э-г т-]э-хэ-к юноша-ЕШ мусор-АБ8 ШС-38О.А-вынести-Р8Т ‘Женщина помыла посуду, а мальчик (в то же время / после этого) вынес мусор’.

Ь. с’а1е-т н'егей q-э-?wэ-jэ

юноша-ЕШ песня БШ-38О.А-говорить-АББ

qe-swa-I^

БШ-танцевать-Р8Т

‘Мальчик спел, а потом станцевал / * станцевал, и при этом пел’.

Показатель -$ в зависимости от формы глагола, к которой он присоединяется, и от формы сказуемого главной клаузы может выражать одно из трех значений: последовательность, причину или одновременность. Данное распределение можно проиллюстрировать с помощью Таблицы 1 на следующей странице. -$ также может присоединяться к формам с показателем отрицания -ер.

«Союзный» показатель -фэ, как и -§, может присоединяться к формам любых времен. Его основное значение — причинное. Форма на -ф как правило допускается лишь при прошедшем времени сказуемого главной клаузы (4).

Таблица 1. Распределение значений показателя -s

Форма глагола зависимой клаузы Форма глагола главной клаузы Значение

без показателей прошедшее время (-ке) последовательность

потенциалис (-п-) будущее время (-я’Сэ) последовательность

финитная форма: настоящее, будущее (-я’Сэ), прошедшее (-ке) время настоящее или будущее время (-я’Сэ) причина

настоящее время статив (‘стоять’, ‘лежать’, ‘сидеть’) в настоящем времени одновременность

(4) c’ale-m ma?erase э-sxa-K-ep apjel’sjan

юноша-ERG яблоко 380.А-есть-Р8Т-№0 апельсин

faje-ф

хотеть-CS

‘Мальчик не съел яблоко, потому что хотел апельсин’.

Конструкции с «союзными» показателями проявляют свойства как сочинения, так и подчинения. Они были изучены с точки зрения следующих критериев сочинения / подчинения (см. [Haspel-math 2004; Тестелец 2001]):

1) возможность наличия разных субъектов;

2) реверсивность: допустимость линейной перестановки с сохранением значения (фактически, речь идет о возможности выражать одновременность ситуаций);

3) запрет на гнездование;

4) невозможность катафоры;

5) возможность наличия более двух конъюнктов;

6) ограничение на сочинительную структуру2: в нашем случае — невозможность релятивизации частей конъюнктов.

Как было сказано выше, все три показателя допускают предложения с разными субъектами, что само по себе есть аргумент в пользу сочинения. Показатели -]э и -s в определенных контекстах (см. выше) могут выражать одновременность, следовательно тест на реверсивность частично срабатывает. Для причинного показателя -Цэ тест на реверсивность неактуален, поскольку любая перестановка приводит к изменению смысла.

2 Тест впервые предложен в работе [Ross 1967].

Все три показателя допускают гнездование, причем в односубъектных конструкциях (5) оно лучше воспринимается носителями, нежели в разносубъектных (6):

(5) с’а1е-т тэ?егэзе-г [рэз^э] э-вхэ-к

юноша-ЕШ яблоко-АБ8 сесть-АББ 38О.А-есть-Р8Т ‘Мальчик сел и съел яблоко’.

(6) а. [с’а1е-г н'эие-т q-jэ-с’-jэ]

юноша-АБ8 комната-ЕКО БШ-ЬОС-выйти-АББ [р$а$е-т тэ?егэзе э-%хэ-к]

девушка-ЕКО яблоко 38О.А-есть-Р8Т

Ь. ?рзаяе-т [с’а1е-г ц'эпе-т

девушка-ЕКО юноша-АБ8 комната-ЕКО q-jэ-с’-jэ] тэ?егэзе э-вхэ-к

БШ-ШС-выйти-АББ яблоко 38О.А-есть-Р8Т

‘Мальчик вышел из комнаты, и девочка съела яблоко’.

Катафора (т. е. возможность выразить субъект нулем в первой по порядку клаузе, а полной именной группой во второй [Тестелец 2009]) возможна, когда зависимая клауза предшествует главной, а при обратном порядке — нет3:

(7) а. [х^эХ^эке-т1 qale-m к^^э] 0; та£эпе

мужчина-АБ8 город-ЕКО идти-АББ машина

q-э-s’efэ-н

БШ-38О.А-купить-Р8Т

b. [01 qale-m \f.w-jэ] xWэXfэкe-mi та£эпе

город-ЕШ идти-АББ мужчина-ЕШ машина q-э-s’efэ-н

БШ-38О.А-купить-Р8Т

c. *[0; та£эпе qэ-s’efэ-l^] [х^эХ^эке-т1

машина БШ-купить-Р8Т мужчина-АБ8 qale-m э]

город-ЕКО идти-АББ

‘Мужчина поехал в город и купил машину’.

3 Это соблюдается для односубъектных конструкций; для разносубъектных данные информантов более противоречивы.

Для показателей -фэ и -§ в значении последовательности действий возможны предложения с более чем двумя клаузами: тогда все сказуемые, кроме последнего, маркируются союзным показателем.

Ограничение на сочинительную структуру выполняется довольно последовательно для всех трех показателей: релятивизация из зависимой клаузы невозможна (8Ь), из главной — возможна с оговорками, воспринимается носителями как неестественная, из обеих частей — однозначно возможна (8с)4:

(8) а. с’а1е-г apjel’sjэn feja-кe-tjэ тэ?егэзе

юноша-АБ8 апельсин хотеть-Р8Т-С8 яблоко

q-э-sxэ-к-ep

БШ-38О.А-есть-Р8Т-№О

‘Юноша хотел апельсин и поэтому не съел яблоко’.

b. *тагэ apjel’sjэn-ew %э^а-ке-ф

вот апельсин-АБУ КРЬ-хотеть-Р8Т-С8

сЫе-т тэ?егэзе цэ-тэ-%хэ-ке-г

юноша-ЕШ яблоко БШ-№О-есть-Р8Т-АБ8

Ожидаемое значение: ‘Вот апельсин, желая который, юноша не съел яблоко’.

c. тагэ apjel’sjэn feja-кe-tjэ тэ?агэзе

вот апельсин хотеть-Р8Т-С8 яблоко qe-zэ-mэ-sxэ-кe с’аЬе-г

1)1К-КЕ!.. А -^О-есть^Т юноша-АБ8

‘Вот юноша, который съел яблоко, потому что не хотел апельсин’.

Конструкции с союзными формами глаголов синтаксически проявляют свойства как сложносочиненных, так и сложноподчиненных предложений — явление, наблюдаемое и в других кавказских языках [Те81е1е18, Кагетп 2004]. Следует заметить, что односубъектные конструкции больше тяготеют к подчинению,

нежели разносубъектные (для них не проходит тест на ревер-

сивность, в них более допустимо гнездование).

4 Примеры предоставлены Ю. А. Ландером.

Список условных сокращений

А — агенс; ABS — абсолютив; add — аддитивность; ADV — ад-вербиалис; CS — причина; dir — директивный преверб; erg — эргатив; FUT — будущее время; loc — локативный преверб; neg — отрицание; PL — множественное число; рот — потенциалис; PST — прошедшее время; REL — релятивизатор; RFL — рефлексив; SG — единственное число.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Кумахов М. А. Словоизменение адыгских языков. М., 1971.

Рогава Г. В., Керашева З. И. Грамматика адыгейского языка. Краснодар / Майкоп, 1966.

Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. М.: 2001.

Тестелец Я. Г. Невыраженные актанты в полипредикативной конструкции // Тестелец Я. Г. (ред.). Аспекты полисинтетизма: Очерки по грамматике адыгейского языка. М., 2009.

Haspelmath M. Coordinating Constructions: An Overview // Haspelmath M. (ed.). Coordinating Constructions. Typological Studies in Language 58. Amsterdam/Philadelphia, 2004.

Ross J. R. Constraints on variables in syntax. PhD Thesis, MIT, 1967. Testelets Y. G., Kazenin K. I. Where Coordination meets Subordination. Con-verb Constructions in Tsakhur (Daghestanian) // Haspelmath M. (ed.). Coordinating Constructions. Typological Studies in Language 58. Amsterdam/Philadelphia, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.