Научная статья на тему 'СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / Российская Федерация / Союзное государство / евразийская интеграция / конфронтация / внешняя политика. / Republic of Belarus / Russian Federation / Union State / Eurasian integration / confrontation / foreign policy.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Веревкина Ю. И.

Статья посвящена анализу современных российско-белорусских отношений. Особое внимание уделено опыту строительства Союзного государства и перспективам его развития с учетом современной международной политической ситуации. Автор приходит к выводу, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран и в условиях перехода Запада к широкомасштабной конфронтации с Россией и Белоруссией союзное строительство для сторон превращается в актуальную стратегическую задачу. Отдельное внимание в работе уделено фактору коллективного Запада, а также планам Польши установить контроль над Центральной и Восточной Европой, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS

The article is devoted to the analysis of modern Russian-Belarusian relations. Special attention is paid to the experience of building the Union State and the prospects for its development, taking into account the current international political situation. The author comes to the conclusion that adherence to the integration type of interaction meets the fundamental interests of the two countries and, in the context of the West's transition to a large-scale confrontation with Russia and Belarus, union building is becoming an urgent strategic task for the parties. Special attention is paid to the factor of the collective West, as well as Poland's plans to establish control over Central and Eastern Europe, which directly affects the security interests of Russia and Belarus

Текст научной работы на тему «СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

УДК 327(476+597)

СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

© 2024 Ю. И. Веревкина

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена анализу современных российско-белорусских отношений. Особое внимание уделено опыту строительства Союзного государства и перспективам его развития с учетом современной международной политической ситуации. Автор приходит к выводу, что приверженность интеграционному типу взаимодействия отвечает коренным интересам двух стран и в условиях перехода Запада к широкомасштабной конфронтации с Россией и Белоруссией союзное строительство для сторон превращается в актуальную стратегическую задачу. Отдельное внимание в работе уделено фактору коллективного Запада, а также планам Польши установить контроль над Центральной и Восточной Европой, что напрямую затрагивает интересы безопасности России и Белоруссии.

Ключевые слова: Республика Беларусь, Российская Федерация, Союзное государство, евразийская интеграция, конфронтация, внешняя политика.

THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT IN MODERN GEOPOLITICAL CONDITIONS

© 2024 Yu. I. Verevkina

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Universal History e-mail: verewkina2403 @ yandex. ru

Kursk State University

The article is devoted to the analysis of modern Russian-Belarusian relations. Special attention is paid to the experience of building the Union State and the prospects for its development, taking into account the current international political situation. The author comes to the conclusion that adherence to the integration type of interaction meets the fundamental interests of the two countries and, in the context of the West's transition to a large-scale confrontation with Russia and Belarus, union building is becoming an urgent strategic task for the parties. Special attention is paid to the factor of the collective West, as well as Poland's plans to establish control over Central and Eastern Europe, which directly affects the security interests of Russia and Belarus.

Keywords: Republic of Belarus, Russian Federation, Union State, Eurasian integration, confrontation, foreign policy.

Современный этап развития системы международных отношений характеризуется нарастанием противоречий между ведущими державами и центрами мирового влияния. В этих условиях постсоветское пространство фактически превратилось в один из участков, где разворачивается противоборство ключевых

акторов мировой политики. Естественно, Россия, как страна, исторически игравшая в регионе ключевую роль, стремится отстоять свои интересы, в частности в ситуации, связанной с украинским кризисом. Все вышесказанное указывает на необходимость достижения Россией и Белоруссией еще более высокого уровня сотрудничества и кооперации, что уже проявилось в практике принятия политическим руководством наших братских стран ключевых решений. Так, в марте 2023 г. официальный Минск и Москва договорились о размещении российского тактического ядерного оружия на территории Белоруссии [16]. Несомненно, данный шаг с точки зрения стратегии и геополитики отличается высокой значимостью для сторон. С другой стороны, это еще и своеобразное свидетельство того, что российско-белорусские отношения, основанные на союзной парадигме, вступили в период зрелости и требуют расширения системы стратегического взаимодействия.

Следует понимать, что курс на укрепление союза России и Белоруссии, несмотря на всю противоречивость результатов союзного строительства, оказывается для сторон жизненно необходимым. В этой связи сделаем краткий экскурс в прошлое -период, когда закладывались основы взаимодействия России и Белоруссии как стран, объединенных узами союзничества. Ретроспективный взгляд на ситуацию, сложившуюся в ареале существования бывшего СССР в начале 1990-х гг., позволяет утверждать: созданный формат СНГ едва ли мог в полной мере удовлетворить потребности союзных республик [4, с. 63], во всяком случае, тех, где присутствовала политическая воля в новых условиях выстраивать с Россией и другими союзными республиками систему взаимодействия, ориентируясь на единство и приверженность союзным проектам. Например, в Белоруссии даже политики национал-демократической направленности признавали факт высокой зависимости республики от других новых независимых государств (ННГ), и прежде всего России. Однако такое положение, по их мнению, являлось серьезной проблемой для республики, которая требовала незамедлительного решения, видевшегося в интеграции вместе с прибалтийскими странами в интеграционные структуры Европы, а также упрочении связей с западноевропейскими государствами [10].

Тем не менее большей общественной поддержкой в республике (как показали результаты первой в истории Белоруссии президентской кампании) пользовались политические силы, которые выступали за интеграцию с Россией и другими государствами СНГ. Так, в предвыборной программе кандидата в президенты А.Г. Лукашенко «Отвести народ от пропасти» (1994 г.) было подвергнуто жесткой критике такое неестественное положение, как «по живому разрезанные традиционные связи братских народов» [20]. Соответственно, судьбу Белоруссии данный кандидат связывал с тесным политическим и экономическим союзом с Россией, а также другими постсоветскими республиками, которые пожелают к этому союзу присоединиться [Там же]. Следует отметить, что данный тезис фигурировал в программе Лукашенко в качестве ресурса быстрого и актуального реагирования на ситуацию системного кризиса, в котором оказалась республика.

В историографии проблемы отмечается, что Россия и Белоруссия связаны исторически. Республика Беларусь длительное время являлась составной частью российской, а затем и советской государственности. Как результат - из всех постсоветских республик Белоруссия в большей степени была подвергнута русификации. Характерной особенностью белорусского массового сознания являлась особая расположенность к России, что в начале 1990-х гг. проявилось, в частности, в поддержке государственного двуязычия - белорусский и русский языки соответственно [18]. Неслучайно шведский исследователь А. Ослунд, рассматривая состояние белорусского социума, назвал республику «Пруссией Советского Союза»

[14, с. 112]. Сравнение исследователя отражало ту роль, которую республика играла в составе СССР, выполняя вместе с Россией и Украиной функцию ядра советской государственности.

С экономической точки зрения Белоруссия являлась своеобразным «сборочным цехом» всего СССР, оказываясь при этом теснейшим образом связанной с другими республиками и испытывая острую потребность в сырье и комплектующих для работы своих производственных мощностей. При этом особую значимость для республики представляла проблема обеспечения топливно-энергетическим сырьем. Так, на 1990 г. потребление Белоруссией энергоресурсов оценивалось в 44 млн тонн условного топлива (ТУТ), причем только 5,7 млн ТУТ покрывалось за счет собственных возможностей [3, с. 64]. Следует отметить, что ситуация была аналогичной по целому ряду товаров, а не только по углеводородам [Там же]. Таким образом, вполне можно утверждать, что стратегический выбор Белоруссии в пользу интеграции с Россией и другими постсоветскими республиками был продиктован совокупностью исторических, экономических и политических обстоятельств. Причем в отличие от Казахстана, где с идеями евразийской экономической интеграции выступал президент Н.А. Назарбаев, в Белоруссии стали делать ставку на широкую межгосударственную интеграцию с Россией, которой должны были быть подвергнуты практически все сферы, а не только экономика.

Первые фундаментальные межгосударственные соглашения, на основе которых и планировалось выстраивать союз России и Белоруссии, были заключены в апреле 1996 г.1 Несмотря на объективность существовавших в обоих государствах предпосылок к глубокой интеграции, становление и развитие российско-белорусского союза в 1990-е гг. не было гладким процессом, что можно объяснить, в частности, отсутствием опыта интеграционного строительства [4]. Следует отметить, что на этом фоне политическое руководство обеих стран не стеснялось использовать и популистские методы, заявляя из года в год об очередных высоких целях политики интеграции - Сообщество России и Белоруссии, Союз и, наконец, Союзное государство. С другой стороны, подчеркивание союзной идеи в качестве самоцели двустороннего сотрудничества, несомненно, имело для сторон высокую практическую значимость и обеспечило в последующем преемственность выбранной модели сотрудничества.

Начиная с 2000 г., когда стала осуществляться реальная работа по созданию Союзного государства, дискуссии в России и Белоруссии о содержательной стороне союзного строительства не прекращались. Важными вопросами в повестке интеграционного сотрудничества сторон являлись создание единого эмиссионного центра, введение единой денежной единицы, Конституционный акт Союзного государства. В случае успешного решения данных вопросов ожидалось, что произойдет своеобразная состыковка двух государств в единое пространство. Однако, как известно, именно эти вопросы вызывали наибольшие разногласия, по которым Москва и Минск так и не смогли найти взаимоприемлемых решений. Вместе с тем, желая минимизировать негативное влияние спорных моментов и сохранить политико-правовой каркас союза, стороны стали делать акцент на том, что Союзное государство существует де-факто. Например, Государственный секретарь Союзного государства П. Бородин в 2004 г. в обоснование данной позиции приводил следующие аргументы: «топливно-энергетический комплекс Беларуси и России интегрирован на 95%, сельское хозяйство на 65%, строительная индустрия на 85%, машиностроительный комплекс на 85%» [5]. В дальнейшем акцент на реальные направления сотрудничества станет

1 Имеется в виду Договор о создании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 г.

превалирующим и позволит в условиях сохранения неопределенности по целому ряду вопросов, фигурирующих в Договоре о Союзном государстве, развивать российско-белорусские отношения с учетом приоритетности союзного проекта.

Кроме того, стоит обратить внимание на то, что весь предшествующий период фактор Запада оказывался в роли своеобразного ускорителя российско-белорусского интеграционного процесса. Так было во второй половине 1990-х гг., когда расширение НАТО на Восток побуждало Россию и Белоруссию «более настойчиво и эффективно идти по пути дальнейшего сближения», что в марте 1997 г. в ходе так называемой «московской встречи» Б.Н. Ельцина и А.Г. Лукашенко выступало одним из главных предметов обсуждения [7]. Аналогичную картину мы наблюдаем и в последние годы: по мере нарастания геополитической напряженности в отношениях России и Белоруссии с коллективным Западом со стороны братских стран прослеживается и на словах, и в действиях установка достичь еще большего уровня кооперации.

Примечательно, что после периода своеобразной политической неопределенности республики, когда ее внешнеполитический курс базировался на необходимости поддержания разумного баланса между основными центрами силы, в том числе по вопросам торгово-экономического сотрудничества, в текущих международных условиях акцент делается на то, что тесные союзнические отношения с Москвой являются для республики безальтернативными. Так, президент А.Г. Лукашенко, демонстрируя свою солидарность с российским политическим руководством в его оценках, связанных с угрозами безопасности, исходящими от коллективного Запада, в марте 2023 г. в ежегодном послании к Национальному собранию Республики Беларусь подчеркнул стремление Запада подчинить себе весь мир, особо обратив внимание на опасность для государств, по его словам «даже очень крепких», оказаться под внешним управлением [15]. Касаясь ситуации вокруг украинских событий, белорусский лидер заявил буквально следующее: «В середине второго десятилетия текущего века не Россия и не Беларусь совершили государственный переворот в братской Украине» [Там же]. Обозначая неприемлемую для России и Белоруссии практику национализма с элементами фашизма по отношению ко всему русскому в соседней Украине, белорусский лидер в своей речи указал, что именно «усилиями США и их сателлитов в Украине развязана полномасштабная война» [Там же].

Подобные же оценки международной ситуации еще раньше были зафиксированы в ключевом стратегическом документе Союзного государства в области безопасности - Военной доктрине (2021 г.), где эскалация военной напряженности в Европейском регионе, а также наращивание силового потенциала блока НАТО на внешней границе российско-белорусского объединения названы в качестве главных негативных факторов, угрожающих безопасности России и Белоруссии [8]. Все вышесказанное на практике означает активизацию сотрудничества Москвы и Минска по линии Союзного государства.

В свою очередь, реальные действия Запада не оставляют сомнений, в каком направлении может пойти развитие ситуации в данном регионе мира. При этом особое внимание заслуживает факт начавшихся в январе 2024 г. вблизи границ Союзного государства военных учений НАТО «Стойкий защитник - 2024», в которых, по некоторым данным, на территории Польши и стран Балтии планируется развернуть контингент в 90 тыс. военнослужащих из 32 стран НАТО [21]. В качестве основной цели учений объявлено отражение возможной агрессии России на западном направлении. Отдельной составляющей данных учений должны стать тренировочные маневры военно-морских сил НАТО на территории Норвегии. Всего на этом участке предполагается развернуть воинский контингент в 20 тыс. человек и 50 военных

кораблей, среди которых подводные лодки, эсминцы и десантные суда [Там же]. Значимость этих учений в современной политической ситуации тем более велика, так как позволяет НАТО в условиях конкретной местности отработать «упреждающие удары» по России и ее ближайшему союзнику Белоруссии. Кроме того, подобные действия объективно способствуют формированию в сознании европейских наций убеждения, что высока вероятность военного столкновения с Россией, которая, по их мнению, проявляет в отношении стран Европы неприкрытую агрессию.

Со своей стороны Польша, сообразно такой деструктивной логике, выступая в роли главного эксперта в вопросах, связанных с Украиной и Белоруссией, и будучи в регионе фактически главным доверенным лицом Вашингтона, взяла линию на создание «польско-украинского сообщества». По словам министра иностранных дел Польши Збигнева Рау, в столь критический для Украины момент взаимодействие Польши с Украиной не может ограничиться рамками экономического сотрудничества [19]. Сценарий создания польско-украинской конфедерации в текущих политических условиях Варшаве представляется вполне вероятным, учитывая согласие на политическую унию самого киевского режима2. Таким образом, политическое руководство Польши намеревается решить свою главную стратегическую задачу -вытеснить Россию в Азию, закрепив за собой роль лидера в Центральной и Восточной Европе. При этом параллельно происходит укрепление обороноспособности Польши, расходы которой на военные нужды в 2023 г. превзошли аналогичные показатели даже таких авторитетных стран альянса, как Франция, Германия, Норвегия, достигнув показателя в 3,9% ее национального ВВП [12].

Аналогичные процессы идут в Финляндии, странах Балтии. Например, военный бюджет Литвы к 2025 г. с нынешних 2,5 % от национального ВВП предполагается увеличить до 3% [Там же]. Но и этого с точки зрения руководства Литвы может оказаться недостаточно: уже сейчас в стране на нужды обороны с коммерческих банков взимается так называемый «взнос солидарности». Подобную практику власти Литвы планируют распространить на более широкий круг субъектов. В ноябре 2023 г. был утвержден всеобщий план обороны Литвы на случай войны с Россией, а также создан Национальный совет по координации всеобщей обороны [Там же]. В целом политическое руководство Литвы демонстрирует свою приверженность общим подходам, практикуемым в альянсе, ставя во главу угла необходимость совместных действий в области безопасности прежде всего с США и Польшей. Неслучайно в администрации Литвы в декабре 2023 г. особо приветствовали факт подписания плана двустороннего сотрудничества с США в военной сфере, на основе которого в период до 2028 г. планируется обеспечить максимальное присутствие США в регионе [Там же].

Таким образом, все вышесказанное не просто актуализирует проект Союзного государства, а переводит его в разряд наиболее ценных стратегических активов России и Белоруссии. В целях сдерживания негативных тенденций в настоящее время страны плотно сотрудничают в военно-стратегической сфере. В мае 2023 г. Белоруссией было ратифицировано межправительственное соглашение с РФ, предполагающее реализацию программы военно-технического сотрудничества двух стран до 2025 г. [2]. Данным документом предусмотрено, что союзные страны в интересах своих вооруженных сил будут совместно осуществлять все необходимые работы по созданию новых и усовершенствованию уже существующих систем вооружения, поддерживая тем самым единую систему безопасности на пространстве Союзного государства [Там же]. Белоруссия при этом оказывается в серьезной мере вовлечена практически

2 В данном случае уместно вспомнить заявление президента В. Зеленского о том, что Польша для Украины не просто сосед, а «друг на веки» и что в скором времени между украинцами и поляками не будет политических, экономических и исторических границ.

во все принципиально значимые с точки зрения интересов безопасности системы обеспечения российских вооруженных сил.

Кроме того, стороны, помимо решения задач совместными усилиями произвести модернизацию собственных вооруженных сил, в настоящее время работают над созданием совместной военной продукции с целью ее продвижения на зарубежных рынках. Данный вопрос, в частности, затрагивался в августе 2023 г. во время двусторонних переговоров руководителей оборонных ведомств России и Белоруссии С. Шойгу и В. Хренина на полях форума «Армия-2023» [1]. При этом Белоруссия в этой области располагает значительными возможностями: от производства необходимых отдельных деталей и комплектующих для российской военной техники, в том числе космической, до собственных беспилотных летательных аппаратов и ракетных систем залпового огня [9].

В контексте проведения Россией специальной военной операции значение Белоруссии, даже с учетом того, что республика не принимает непосредственного участия в военных действиях, сложно переоценить. Во-первых, как уже было ранее отмечено, белорусское государство оказывается своеобразным недостающим звеном в стратегическом раскладе сил коллективного Запада в Центральной и Восточной Европе, стремящегося к изоляции России.

Во-вторых, в текущей обстановке дружественная Белоруссия оказывается в роли стратегического тыла, прикрывая центральное - московское направление и повышая обороноспособность России, в том числе за счет поставок необходимой продукции машиностроения, электроники, оптики и т.д. Так, по некоторым данным, уже в ближайшее время БПЛА белорусского происхождения «Буревестник - МК» могут быть использованы Россией в зоне проведения специальной военной операции [Там же].

При этом практика военно-технического сотрудничества России и Белоруссии абсолютно естественна и может осуществляться не только в рамках двустороннего сотрудничества, по линии Союзного государства, но и через механизм ОДКБ, о чем неоднократно заявлял белорусский лидер, говоря о необходимости коллективного противодействия угрозам, исходящим от недружественных стран. Кульминацией современного этапа российско-белорусского сотрудничества в военной сфере стало решение о размещении на территории Белоруссии тактического ядерного оружия России, на чем руководство братских стран сделало акцент как на решении, наиболее адекватно отражающем основные тренды в области безопасности в европейском регионе.

В целом, характеризуя сотрудничество России и Белоруссии в военной сфере, стоит отметить, что оно отвечает всем критериям подлинно союзнических отношений, основанных на общности интересов как в региональном, так и глобальном масштабе. На этом фоне следует отметить, что, проводя политику наращивания сотрудничества в военной сфере, Россия и Белоруссия планируют шире использовать возможности координации своих внешнеполитических действий. В частности, страны на основе Программы согласованных действий в области внешней политики на 2024-2026 гг., утвержденной в конце января 2024 г. на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Россией и Белоруссией, предполагают достичь некого сопряжения своих практик международного сотрудничества со странами Глобального Юга и Востока [6].

Для Белоруссии связи со странами «дальней дуги»3 не просто важное, но стратегически значимое направление внешней политики. Так, одним из ключевых партнеров РБ из стран, находящихся на «дальних внешнеполитических рубежах»,

3 Именно так страны Глобального Юга и Востока уже не одно десятилетие обозначаются в белорусском внешнеполитическом дискурсе.

оказывается КНР, с которой республика связана системной работой по реализации целого ряда стратегических проектов, один из которых - китайская инициатива «Один пояс - один путь». То же можно сказать и о внешней политике России современного этапа, флагманским проектом которой объявлена инициатива «Большого евразийского партнерства» (БЕП), нашедшая отражение в обновленной Концепции внешней политики РФ в 2023 г. [11].

В сущности, концепт БЕП предполагает создание особого стратегического пространства в Евразии, где происходит соразвитие различных стран, народов и созданных ими интеграционных объединений. Следует отметить, что идея БЕП созвучна подходам ключевых незападных стран континента, в том числе Китая, Индии, Ирана [13]. В широком стратегическом контексте Россия, став инициатором большого интеграционного проекта (БЕП), наряду с Китаем заявляет о себе как о стране, претендующей на активное участие в конструировании геополитической ситуации на евразийском материке. При этом созданные на постсоветском пространстве с участием России и Белоруссии объединения интеграционного типа - Союзное государство, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ - оказываются в роли своеобразной сердцевины БЕП. Белоруссия в условиях формирования многополярного мира с характерным процессом выделения макрорегионов оказывается частью именно евразийского макрорегиона. В свою очередь, представители Белоруссии, принимая во внимание, с одной стороны, логику конструирования глобального пространства, с другой - специфику своего геополитического положения как страны лимитрофной, рассматривают сценарий БЕП с включением в него основных интеграционных структур региона в качестве основной опции.

Так, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Белоруссии по международным делам А. Савиных, выступая в Москве на конференции по проблемам развития Союзного государства в современных глобальных условиях (апрель 2022 г.), подчеркнул, что республике крайне важно, чтобы Союзное государство России и Белоруссии стало своеобразным ядром, точкой притяжения для других государств и международных объединений [17]. Характерно, что, даже развивая до недавнего времени сотрудничество с европейскими странами, в том числе в рамках программы ЕС «Восточное партнерство», Белоруссия сохраняла стратегическую связь с государствами, находящимися восточнее ее границ. Система сотрудничества с РФ, основанная на идеалах дружбы и союзничества, оказывалась на всем протяжении существования постсоветской Белоруссии главной составляющей ее внешней политики. Если говорить о более радикальных сценариях развития российско-белорусского интеграционного процесса, в рамках которых допускается, что республика входит в состав РФ на правах одного или нескольких субъектов, то очевидно, что это едва ли может быть принято политическим руководством Белоруссии и ее населением.

Библиографический список

1. «Армия-2023»: Россия и Беларусь усиливают военно-техническое сотрудничество // Евразия Эксперт. 16.08.23. - URL: https://eurasia.expert/armiya-2023-rossiya-i-belarus-usilivayut-voenno-tekhnicheskoe-

sotrudnichestvo/?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yandex.ru&utm referrer=yandex.ru (дата обращения: 15.02.2024.)

2. Белоруссия ратифицировала соглашение с Россией в военно-технической сфере // РИА Новости. [Сайт]. - 12.05.2023.

3. Белоруссия: путь к новым горизонтам / под общей редакцией Е. М. Кожокина. - Москва: Издательство РИСИ, 1996. - 371 с.

4. Бобков, В. Союзное государство: модель интеграции и стратегия развития / В. Бобков // Белорусская мысль. - 2022. - №6. - С. 62-68. - URL: https://beldumka.belta.by/isfiles/000167 484986.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

5. Бородин, П. 2004 год станет решающим в союзном строительстве / П. Бородин // Российская газета. - 2004. - 15 января.

6. ВГС утвердил Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг. - Текст: электронный // Белта. [Сайт].

- 29.01.2024.

7. Внешняя политика Республики Беларусь за 1997 г. // Вектор (Белорусский журнал по проблемам международной политики). - 1997. - №3. - С. 28-30.

8. Военная доктрина Союзного государства 2021 г. ный // Портал Союзного государства России и Белоруссии. - URL: https://xn--c1anggbdpdf.xn--p 1 ai/documentation/document/1899/ (дата обращения: 15.02.2024).

9. ВПК Белоруссии и СВО - что может предложить Минск Москве?// Ритм Евразии. 19.12.2023. - URL: https://www.ritmeurasia.ru/news--2023-12-19--vpk-belorussii-i-svo-chto-mozhet-predlozhit-minsk-moskve-70494 (дата обращения: 15.02.2024)

10. Интервью Председателя Президиума Верховного Совета Республики Беларусь, опубликованное в журнале «Неман» в 1993 г. «... Абсолютного суверенитета не бывает» // Неман. - 1993. - №6. - С. 15-18.

11.Концепция внешней политики РФ 2023 г., утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 года №229. - URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/. (дата обращения: 15.02.20224).

12. Литовский форпост. Зачем Литва встала на путь милитаризации и что это значит для Беларуси? - Текст электронный //Белта. [Сайт] -10.01.2024.

13. О российской инициативе Большого Евразийского партнерства. 15.06.2023 // Сайт МИД РФ. - URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating and advisory body/head of subjects council/m aterialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/ (дата обращения: 15.02.2024)

14. Ослунд, А. Строительство капитализма: Рыночная трансформация стран бывшего советского блока / А. Ослунд. - Москва: Логос, 2011. - 719 с.

15. Послание Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь. 31.03.2023 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P023p0001 (дата обращения 15.02.2024).

16. Россия разместит в Белоруссии тактическое ядерное оружие. - Текст электронный // РИА Новости [Сайт]. - 25.03.2023.

17. Савиных: Союзное государство должно стать точкой притяжения других стран, эталоном межгосударственных отношений. - Текст электронный // Белта [Сайт].

- 12.04.2022.

18. Советская Белоруссия. - 1993. - 9 апреля.

19. Тайна сарматского союза. Польша анонсировала загадочный «сарматский договор» с Украиной. - Текст электронный // Do Rzeczy. [Сайт] - 11.05.2023.

20. Тезисы программы кандидата в президенты Республики Беларусь А. Лукашенко «Отвести народ от пропасти» // Народная газета. - 1994. 14 чэрв.

21. Это значит, что скоро война? Зачем НАТО проводит крупнейшие за 30 лет учения у границ Союзного государства? - Текст электронный // Беларусь сегодня [Сайт]. - 25.01.2024. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.