УДК 796:001.92
СОЮЗ ПЕДАГОГОВ И МЕДИКОВ ПО УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ аспирант Л.В. Шарафутдинова Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны PEDAGOGUES AND DOCTOR UNION FOR CHILDREN HEALTH
IMPROVEMENT
L.V. Sharafutdinova, Post graduate student
Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: оздоровление детей, педагогический персонал, средства физической культуры, методы оздоровления, физическое воспитание, психическое здоровье воспитанников, физическое здоровье воспитанников, методика физического воспитания, оздоровительные задачи
Аннотация: В статье рассматривается, как можно достигнуть оздоровления детей в приютах в контакте с медицинскими работниками. Высказывается мнение о работе педагогического персонала и руководителей всех специализированных детских учреждений г. Набережные Челны, приводятся некоторые методы оздоровления и воспитательного воздействия. Делается вывод о возможностях применения средств физической культуры на занятиях, как усиливающие возможности организма, повышать его сопротивляемость. Key words: children invigoration, pedagogical staff, physical culture devices, invigoration methods, Physical education, alumnus psychological health, alumnus Physical health, methods of Physical education, invigoration aims
Summary: The article tells how to reach children invigoration at orphan houses with medical staff contacts. There is the opinion about pedagogical staff and headmasters' work at all kind of orphan houses in Naberezhnye Chelny. Some invigoration methods are shown. Authors give the conclusion about usage devices at Physical Culture lessons to improve the body and increase its resistibility.
Охрана жизни и укрепление здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, улучшение их физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами работы педагогического персонала и руководителей всех специализированных детских учреждений г. Набережные Челны.
Такие учреждения на протяжении ряда лет уделяют большое внимание физическому воспитанию детей в каждой возрастной группе и считают, что достигнуть максимального оздоровительного эффекта можно лишь при условии комплексного решения оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками.
Важным и ответственным моментом в работе педагогического и медицинского коллектива считается прием детей, создание условий для их адаптации к жизнеобеспечению и проживанию в учреждении.
Доброжелательный тон первой встречи с детьми — залог доверительного отношения к персоналу приюта, что, несомненно, влияет на психическое и физическое здоровье воспитанников.
Одновременно врач и медицинская сестра внимательно изучают и анализируют рекомендации участкового врача, которые дают возможность продумать, как организовать работу с детьми, имеющими отклонения в здоровье.
Результаты медицинского осмотра и углубленного обследования вновь
поступившего ребенка обязательно доводятся до сведения воспитателя. Это помогает
воспитателю замечать у детей то, что могло и ускользнуть от его взгляда: сутуловатость,
опущение плеч, у некоторых - чрезмерную упитанность, недостаточный уровень динамики
движений и др. В свою очередь, воспитатель сообщает врачу свои наблюдения за ребенком:
как он спит, ест, о его взаимоотношениях со сверстниками. Совместное наблюдение за
ребенком помогает установить причины имеющихся отклонений в его здоровье, в его
1
поведении, определить методы оздоровления и воспитательного воздействия.
Калабухова П. А., Касаткина Ю.В. Дети с ослабленным здоровьем: общение, характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2004. С. 182.
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания.
Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода — факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.).
Закаливание — это не только обтирание или обливание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание - все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях. Все это в полной мере используется в приютах.
Не меньшее внимание уделяется наиболее простой и доступной форме закаливания в повседневной жизни — воздушному режиму, постоянному проветриванию помещения. В каждой возрастной группе есть графики проветривания, составленные врачом с учетом возраста детей и сезона. Это позволяет поддерживать в групповых комнатах постоянный температурный режим + 22° и регулировать поступление свежего воздуха. В холодное время года воспитатели следят за соответствием одежды детей температурному режиму и их деятельности.
Весомое место на прогулках занимают подвижные игры и спортивные виды физических упражнений. В зимнее время — это ходьба на лыжах, катание на санках, скольжение по ледяной дорожке.
Дети старшего возраста очень любят хоккей. Часто проводятся игры с метанием снежков в цель, в даль.
Несмотря на принимаемые меры, направленные на укрепление здоровья и снижение заболеваемости, в каждой возрастной группе встречаются часто болеющие дети. Учитывая это, в учреждениях организованы специальные клубы, где круглогодично проводятся физкультурные занятия на воздухе с группой ослабленных детей, которые болели острыми респираторными заболеваниями, катаром дыхательных путей (острый ринит, острый бронхит).
С ослабленными детьми, кроме обязательных занятий по физической культуре, регулярно три раза в неделю организовываются дополнительные занятия на воздухе. Пристальное внимание в приютах уделяется воспитанию общей выносливости и обеспечению высокой двигательной активности воспитанников. Ведущее место занимает бег. В содержание занятия включаются подвижные игры, а также игры с элементами спортивных упражнений — футбол, баскетбол, хоккей.
Особенное значение имеет развитие движений. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию. Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит, главным, образом на уроках физической культуры.
В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп, а с их социальным статусом.