СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ
Среди приоритетных направлений развития Республики Беларусь особое место занимает машиностроение — область, в которой успешно осуществляется связь науки и производства. Сегодня объединение «БелАЗ» входит в пятерку ведущих компаний мира, выпускающих большегрузную технику, является монополистом в этой области в странах СНГ и удерживает около 1/3 мирового рынка карьерных машин. Отечественный продукт экспортируется в десятки стран, но главным его потребителем остается Россия со своей инфраструктурой горнодобывающей промышленности. Высокую надежность и конкурентоспособность белорусским самосвалам, способным работать в жесточайших климатических и технологических условиях, обеспечивает применение новых технологий, которые предлагает производству отечественная наука.
В целях обеспечения системного подхода к проблеме удержания лидирующего положения белорусских машин на мировом рынке карьерной техники и увеличения экспортного потенциала в 2003 г. был создан Научно-технический центр (НТЦ) горнодобывающего оборудования, карьерной техники, строительных и дорожных машин двойного подчинения, организаторами и участниками которого стали НАН Беларуси и ПО «БелАЗ». Наличие мощной заводской экспериментальной исследовательской базы дает ученым прекрасную возможность подключаться к инновационному процессу непосредственно на производстве, т.е. следовать основной задаче центра — организации прямого участия ученых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах Белорусского автомобильного завода по созданию новой прогрессивной карьерной техники и модернизации серийно выпускаемых машин, а также обеспечению более активного влияния результатов деятельности академических институтов на реальный сектор экономики страны. Расширяя географию экспорта, Беларусь получает не только реальную экономическую, но и социально-политическую выгоду.
Отметим, что научно-организационное обеспечение деятельности НТЦ возложено на Институт механики и надежности машин НАН Беларуси, который возглавляет член-корреспондент Леонид Крас-невский. По убеждению ученого, популярный лозунг «Связь науки с производством» применительно к институту, которым он руководит, недостаточно точен, потому что на протяжении многих лет его сотрудники работают со специалистами заводов страны единым коллективом. И самые тесные отношения сложились с БелАЗом. «Для всей белорусской промышленности главный путь развития — это создание единого научно-производственного комплекса. Не хочу присваивать себе эту мысль, которая неоднократно озвучивалась
на правительственном уровне, но в моем представлении наша работа с БелАЗом и есть пример реализации идеи научно-производственного комплекса, в котором и представлено единство науки и промышленности». Основанные на весомом научно-техническом заделе инновационные результаты деятельности нового объединения позволили производственникам и ученым предложить к исполнению государственную научно-техническую программу «Карьерный и специальный транспорт, машины и оборудование для горнодобывающей промышленности на 2006 — 2010 гг.»
Важнейшим событием 2005 года явилось рождение знакового для страны самосвала грузоподъемностью в 320 тонн, в создании которого применены также и результаты работ, выполненных в рамках задания ГНТП «Белавтотракторостроение». День рождения белорусского эксклюзива, который отмечался в ноябре 2005 г., послужил поводом для проведения очередного расширенного заседания Научно-технического совета центра, возглавляемого первым заместителем председателя Президиума НАН Беларуси академиком Петром Витязем и генеральным директором ПО «БелАЗ» Павлом Мариевым.
Как отмечают ученые, им легко работать с БелАЗом, поскольку заводом руководит талантливый инженер доктор технических наук Павел Мариев. Однако по этой же причине и тяжело, поскольку генеральный директор хорошо знает теорию и практику машиностроения, и предлагать ему можно только технические решения мирового уровня. А первая совместная с БелАЗом академическая лаборатория двойного подчинения, позволившая решать актуальные проблемы машиностроителей в режиме одной инновационной цепи, была создана 20 лет назад непосредственно в Институте механики и надежности машин НАН Беларуси. В рамках постановления о создании НТЦ эта лаборатория
Участники заседания совета НТС у новой модели БелАЗа
№2(36)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ
41
была преобразована в отдел карьерной техники, руководимый доктором технических наук Владимиром моисеенко, приверженцем идеи академика Е.о. Патона о том, что наука вне производства вообще не может развиваться. Как и лаборатория, отдел занимается вопросами прочности и долговечности крупногабаритных металлических конструкций, несущих систем автомобилей. В частности, персонально Владимир иванович вместе с заводскими коллегами разрабатывает новые марки сталей для производства кузовов карьерных самосвалов. те материалы, которые сегодня применяются в отечественной карьерной технике, признаны верхом достижений мировой металлургии. Еще одна актуальная работа института механики и надежности машин совместно с заводом — крупногабаритные зубчатые передачи для мотор-колес — одного из важнейших узлов самосвала. В каждое колесо встроен электродвигатель с планетарным крупногабаритным зубчатым редуктором, который во многом определяет работоспособность машины. Выполненные в институте разработки технологий производства таких колес позволили существенно повысить их долговечность. также в институте успешно развивается новое научное направление — создание и применение нанотехнологий и наноматериалов в машиностроении. их использование в технике уже сегодня дает замечательные результаты. так, по сообщению заведующего отделом алмазных материалов и технологий кандидата технических наук Виктора Жорника, в рамках деятельности Научно-технического центра НАН Беларуси — По «БелАЗ» под научным руководством академика Петра Витязя выполняются работы по созданию новых высокоэффективных материалов триботехнического назначения с применением наноразмерных модификаторов для тяже-лонагруженных узлов трения карьерной техники. В настоящее время проводятся испытания цилиндров подвески автомобиля БелАЗ со штоками, имеющими на рабочих поверхностях, модифицированное ультрадисперсными алмазами гальваническое покрытие из хрома. готовятся испытания пластичных смазочных материалов с наноразмерными углеродными модификаторами в условиях подконтрольной эксплуатации в узлах карьерных самосвалов. По результатам полного цикла испытаний будет принято решение о перспективах применения технологии нанесения хром-алмазных покрытий и модифицированных смазочных материалов в условиях По «белАЗ».
создание машин, которые называют «заводами на колесах», требует применения новейших технологий и достижений различных областей науки. должны решаться вопросы совершенствования трансмиссий и тормозных систем, расчетов механических систем и многие другие. институтом технологии металлов НАН беларуси в могилеве разработаны уникальные технологии в области литья. их применение позволяет получать высококачественные отливки со специальными свойствами, что особенно важно для белАЗа, где используется много литых деталей. Заводом закуплено необходимое оборудование и проводится реконструкция литейного производства. Физико-технический институт разрабатывает технологии обработки металлов давлением, лазерной, плазменной и термообработки, из-
носостойкие покрытия. сварка — один из важнейших технологических процессов производства автомобилей «белАЗ», поскольку большую часть несущих систем составляют сварные конструкции. По этому направлению заводом сделано очень много в содружестве с Концерном порошковой металлургии, в который входят одноименный институт и институт сварки и защитных покрытий. институт механики металлополимерных систем им. В.А. белого в Гомеле разрабатывает композитные и полимерные материалы, использование которых в свою очередь позволяет получать детали с заранее заданными свойствами. Это учреждение является признанным научным центром в области трения и износа и разрабатывает новые фрикционные и антифрикционные материалы для ответственных агрегатов автомобилей белАЗ. Объединенный институт проблем информатики в этом союзе решает задачи, связанные с проектированием, расчетом, автоматизацией производственных процессов с применением суперкомпьютеров, созданием систем связи и диагностики. собственно, все академические институты технического профиля задействованы в выполнении заданий, связанных с тематикой «белАЗа», которые выполняются в рамках ГППи «Новые компоненты в машиностроении», ГПОФи «материал», «диагностика», «механика», «Водород», «Нанома-териалы и нанотехнологии», «Надежность и безопасность», гНтП «белавтотракторостроение» и «Технологии». Что же касается целевой программы развития карьерной техники, то она предусматривает выполнение 8 заданий, включающих разработку ряда образцов техники. Эти работы ориентированы на принципиально новые конструкторские разработки, которые требуют решения серьезных научно-технических задач, а также на совершенствование, модернизацию уже хорошо зарекомендовавшей себя в отечестве и за рубежом техники. В рамках реализации данной программы будут разрабатываться карьерные самосвалы, машины для подземных работ, строительная и дорожная техника, обогатительное оборудование.
Ежегодно белАЗ проводит научно-практические конференции «Карьерный транспорт», в работе которых принимают участие потребители белорусских машин и поставщики комплектующих, иностранные партнеры, управляющие банками и компаниями, представители сми и другие заинтересованные лица. На этих конференциях обсуждаются вопросы технического совершенствования отечественной продукции, сервисного обслуживания, расширения сбыта, а также выясняется, в каких машинах есть наибольшая потребность. В работе конференций принимают участие ученые НАН беларуси и сотрудники Научно-технического центра.
сегодня перед коллективом высококвалифицированных специалистов крупнейшего производственного объединения беларуси стоят новые сложнейшие задачи, решение которых возможно только на основе современных научных достижений. А это означает, что союз производственников и ученых — нерушим.
Марианна ВОЩУЛА
Виртуальная модель карьерного самосвала БелАЗ нового поколения, разработанная в компьютерном центре НИРУП «Белавтотракторостроение»
42
НАУКА И ИННОВАЦИИ №2(36)_2006